Практическая работа
Посадка и постановка рук (корректировка).
Теория
Значение правильной посадки и постановки рук при игре на баяне и аккордеоне.
Практика
Посадка с инструментом. Постановка двигательного аппарата правой и левой рук. Выполнение упражнений для коррекции правильного положения корпуса тела и рук.
5. Развитие технических навыков
Теория
Объяснение основных принципов работы при игре гамм и арпеджио.
Практика
Дальнейшее освоение инструмента. Работа над совершенствованием исполнительского аппарата. Воспитание аппликатурной дисциплины. Дальнейшая работа над посадкой, постановкой инструмента и развитием двигательных способностей пальцевого аппарата. Работа над снятием излишнего напряжения с целью приобретения свободного движения пальцевого аппарата по клавиатуре инструмента и взаимодействие его с запястьем, локтем и предплечьем. Координация рук и движение меха. Дыхание исполнителя.
Гаммы
Теория
Правила исполнения гамм. Положение рук. Темп. Динамика.
Практика
Гаммы: до, соль, фа, ре мажор в 1 октаву четвертями медленно двумя руками с применением основных исполнительских штрихов.
Короткие арпеджио в этих гаммах правой рукой в две октавы в медленном темпе.
Этюды
Теория
Беседа об изучаемом произведении (этюде). Композитор, жанр произведения, характер.
Практика
Изучение 1-2 этюдов на мелкую технику и 1-2 этюдов на устойчивость пальцевого аппарата в гаммообразном и арпеджированном движении.
8. Изучение музыкальных произведений
Теория
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
Практика
Дальнейшее развитие навыков коллективной игры. Изучение ансамблевых пьес с более сложной фактурой. Изучение 4-6 разнохарактерных пьес с более сложной фактурой, эпизодически встречающимися двойными нотами и аккордами в правой руке. Чтение с листа легких произведений. Воспитание первоначальных навыков подбора на слух.
9. Слушание музыки. Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
10.Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
11.Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах, районных и городских фестивалях и конкурсах.
12. Итоговое занятие
Практика
Зачет. Первое полугодие: исполнение двух разнохарактерных произведений более сложного строения сольно; исполнение 1-2 легких разнохарактерных пьес в ансамбле.
Второе полугодие: исполнение двух разнохарактерных пьес с применением усложненной фактуры сольно; исполнение 1-2 разнохарактерных пьес с более сложным строением в ансамбле.
Особенности организации образовательного процесса третьего года обучения
Совершенствование исполнительского мастерства. Усвоение нового материала теории музыки. Дальнейшее развитие технических навыков. Концертная практика. Воспитание потребности к совместному коллективному творчеству.
Возраст учащихся 9-13 лет
Задачи 3 года обучения
Обучающие:
- продолжить изучение теории музыки;
- формировать навык игры аккордов;
- формировать навык исполнения мелизмов;
- освоить новые музыкальные произведения;
- продолжить изучение творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти;
- развитие внимания;
- развитие эмоционально-образного мышления;
- развитие быстроты и координации;
- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- воспитание самодисциплины;
- воспитание коммуникативной культуры, коммуникабельности;
- воспитание самообладания;
- воспитание ответственности за коллективные успехи;
- воспитание уважения к музыкальным традициям своего народа и народов других стран.
Планируемы е результат ы
Предметные:
По окончании третьего года обучения учащиеся:
Узнают:
- теорию музыки в объеме программы;
- особенности творчества отечественных и зарубежных композиторов;
- новые музыкальные произведения.
Научаться:
- навыку игры аккордов;
- навыку исполнения мелизмов.
Метапредметные:
- разовьют музыкальную память;
- разовьют внимание;
- разовьют эмоционально-образное мышление;
- разовьют быстроту и координацию;
- разовьют эстетический вкус.
Личностные:
- воспитают самодисциплину;
- воспитают коммуникативную культуру, коммуникабельность;
- воспитают самообладание;
- воспитают ответственность за коллективные успехи;
- воспитают уважение к музыкальным традициям своего народа и народов других стран.
Календарно – тематическое планирование
Третий год обучения
П/п
Темы занятий
|
Кол-во часов
|
Дата занятия
| План
| Факт
|
1.
| Вводное занятие
Знакомство с особенностями программы третьего года обучения, с планированием новых учебных и творческих занятий. Анкетирование. Инструктаж по технике безопасности. Повторение правил игры на баяне и аккордеоне (посадка исполнителя, положение рук и корпуса).
Обзор программы второго года обучения. Повторение ранее изученных произведений. Анкетирование и диагностика учащихся.
| 3
| 02.09.19
|
|
2.
| Теория музыки
Усвоение более сложных размеров и ритмических группировок нот. Изучение нотного стана в скрипичном ключе в объеме всего диапазона клавиатуры баяна и аккордеона.
| 3
| 04.09.19
|
|
3.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 09.09.19
|
|
4.
| Развитие технических навыков
Объяснение основных принципов работы.
Совершенствование навыков ведения и смены меха. Динамические оттенки и их связь с движением меха.
Минорные гаммы диезные и бемольные гармонические и мелодические – до 2-х знаков в 2 октавы в медленном темпе двумя руками.
| 3
| 11.09.19
|
|
5.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 16.09.19
|
|
6.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 18.09.19
|
|
7.
| Развитие технических навыков
Совершенствование навыков применения штрихов и перехода с одного вида исполнительской техники на другой. Сочетание гаммообразной и арпеджированной (мелкой) техники с интервально-аккордовой (крупной) техникой.
| 3
| 23.09.19
|
|
8.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 25.09.19
|
|
9.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 30.09.19
|
|
10.
| Развитие технических навыков
Работа над двухголосной мелодией.
Звук. Его сила и культура. Динамика.
Совершенствование технической четкости и свободы аппарата исполнительского аппарата.
| 3
| 02.10.19
|
|
11.
| Теория музыки
Изучение интервалов в пределах октавы. Членение мелодии. Мотив. Фраза. Кульминации. Сильные и слабые доли такта. Ознакомление с хроматическим движением звукоряда.
| 3
| 07.10.19
|
|
12.
| Приемы исполнения
Мелизм (мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии). Объяснение и показ правил исполнения мелизмов.
Форшлаг: короткий, длинный. Мордент, двойной мордент, группетто, трель.
Формирование навыков игры мелизмов.
| 3
| 09.10.19
|
|
13.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 14.10.19
|
|
14.
| Развитие технических навыков
Гаммы
Мажорные гаммы диезные и бемольные– до 3-х знаков. Играть двумя руками в среднем темпе в диапазоне двух октав легато, нон легато, стаккато.
| 3
| 16.10.19
|
|
15.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
В первом полугодии – изучение 2-3 произведений с усложненной фактурой, включающих в себя интервалы и аккорды (одно - классического плана, зарубежного или русского композитора; другое – современного плана или обработка народной песни).
| 3
| 21.10.19
|
|
16.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 23.10.19
|
|
17.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 28.10.19
|
|
18.
| Приемы исполнения
Форшлаг: короткий, длинный. Мордент, двойной мордент, группетто, трель.
Формирование навыков игры мелизмов.
| 3
| 30.10.19
|
|
19.
| Развитие технических навыков
Этюды
Беседа об изучаемом произведении (этюде)..
Изучение 1-2 этюдов на интервально-аккордовую технику и 1-2 этюда на сочетание «мелкой» и «крупной» техники.
| 3
| 04.11.19
|
|
20.
| Изучение музыкальных произведений
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 06.11.19
|
|
21.
| Теория музыки
Развитие быстроты и точности чтения с листа и исполнения интервалов.
Закрепление навыков опознания и исполнения простых мотивов и мелодий.
| 3
| 11.11.19
|
|
22.
| Развитие технических навыков
Совершенствование навыков ведения и смены меха. Динамические оттенки и их связь с движением меха. Акцент.
Арпеджио и аккорды мажорных и минорных, диезных и бемольных гамм правой рукой в среднем темпе в диапазоне 2-х октав.
| 3
| 13.11.19
|
|
23.
| Приемы исполнения
Мелизм (мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии). Объяснение и показ правил исполнения мелизмов.
Форшлаг: короткий, длинный. Мордент, двойной мордент, группетто, трель.
Формирование навыков игры мелизмов.
| 3
| 18.11.19
|
|
24.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 20.11.19
|
|
25.
| Теория музыки
Изучение интервалов в пределах октавы. Членение мелодии. Мотив. Фраза. Кульминации. Сильные и слабые доли такта. Ознакомление с хроматическим движением звукоряда.
| 3
| 25.11.19
|
|
26.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 27.11.19
|
|
27.
| Изучение музыкальных произведений
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 02.12.19
|
|
28.
| Развитие технических навыков
Этюды
Изучение 1-2 этюдов на интервально-аккордовую технику и 1-2 этюда на сочетание «мелкой» и «крупной» техники.
| 3
| 04.12.19
|
|
29.
| Теория музыки
Усвоение более сложных размеров и ритмических группировок нот. Изучение нотного стана в скрипичном ключе в объеме всего диапазона клавиатуры баяна и аккордеона. Изучение нотного стана в басовом ключе в пределах двух октав: большой и малой. Углубление знаний о ладе и тональностях.
| 3
| 09.12.19
|
|
30.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 11.12.19
|
|
31.
| Развитие технических навыков
Совершенствование навыков ведения и смены меха. Динамические оттенки и их связь с движением меха.
Работа над двухголосной мелодией.
Звук. Его сила и культура. Динамика.
| 3
| 16.12.19
|
|
32.
| Изучение музыкальных произведений
Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 18.12.19
|
|
33.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 23.12.19
|
|
34.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 25.12.19
|
|
35.
| Развитие технических навыков
Минорные гаммы диезные и бемольные гармонические и мелодические – до 2-х знаков в 2 октавы в медленном темпе двумя руками.
Арпеджио и аккорды мажорных и минорных, диезных и бемольных гамм правой рукой в среднем темпе в диапазоне 2-х октав.
| 3
| 30.12.20
|
|
36.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле.
| 3
| 13.01.20
|
|
37.
| Теория музыки
Усвоение более сложных размеров и ритмических группировок нот. Изучение нотного стана в скрипичном ключе в объеме всего диапазона клавиатуры баяна и аккордеона. Изучение нотного стана в басовом ключе в пределах двух октав: большой и малой. Углубление знаний о ладе и тональностях.
| 3
| 15.01.20
|
|
38.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 20.01.20
|
|
39.
| Изучение музыкальных произведений
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 22.01.20
|
|
40.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 27.01.20
|
|
41.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 29.01.20
|
|
42.
| Развитие технических навыков
Совершенствование технической четкости и свободы аппарата исполнительского аппарата.
Изучение 1-2 этюдов на интервально-аккордовую технику и 1-2 этюда на сочетание «мелкой» и «крупной» техники.
| 3
| 03.02.20
|
|
43.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 05.02.20
|
|
44.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
В первом полугодии – изучение 2-3 произведений с усложненной фактурой, включающих в себя интервалы и аккорды (одно - классического плана, зарубежного или русского композитора; другое – современного плана или обработка народной песни).
Во втором полугодии – изучение 2-3 произведений (одно - с элементами полифонии, а другое – классическое или современное с использованием мелизмов).
| 3
| 10.02.20
|
|
45.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 12.02.20
|
|
46.
| Теория музыки
Изучение интервалов в пределах октавы. Членение мелодии. Мотив. Фраза. Кульминации. Сильные и слабые доли такта. Ознакомление с хроматическим движением звукоряда.
Развитие быстроты и точности чтения с листа и исполнения интервалов.
| 3
| 17.02.20
|
|
47.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 19.02.20
|
|
48.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 24.02.20
|
|
49.
| Развитие технических навыков
Совершенствование навыков ведения и смены меха. Динамические оттенки и их связь с движением меха. Акцент.
Совершенствование навыков применения штрихов и перехода с одного вида исполнительской техники на другой. Сочетание гаммообразной и арпеджированной (мелкой) техники с интервально-аккордовой (крупной) техникой.
| 3
| 26.02.20
|
|
50.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 02.03.20
|
|
51.
| Изучение музыкальных произведений
Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 04.03.20
|
|
52.
| Изучение музыкальных произведений
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле.
| 3
| 09.03.20
|
|
53.
| Теория музыки
Усвоение более сложных размеров и ритмических группировок нот. Изучение нотного стана в скрипичном ключе в объеме всего диапазона клавиатуры баяна и аккордеона. Изучение нотного стана в басовом ключе в пределах двух октав: большой и малой. Углубление знаний о ладе и тональностях.
| 3
| 11.03.20
|
|
54.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 16.03.20
|
|
55.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 18.03.20
|
|
56.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 23.03.20
|
|
57.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 25.03.20
|
|
58.
| Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
| 3
| 30.03.20
|
|
59.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 01.04.20
|
|
60.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
В первом полугодии – изучение 2-3 произведений с усложненной фактурой, включающих в себя интервалы и аккорды (одно - классического плана, зарубежного или русского композитора; другое – современного плана или обработка народной песни).
Во втором полугодии – изучение 2-3 произведений (одно - с элементами полифонии, а другое – классическое или современное с использованием мелизмов).
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 06.04.20
|
|
61.
| Теория музыки
Закрепление навыков опознания и исполнения простых мотивов и мелодий.
| 3
| 08.04.20
|
|
62.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 13.04.20
|
|
63.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
| 3
| 15.04.20
|
|
64.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 20.04.20
|
|
65.
| Теория музыки
Усвоение более сложных размеров и ритмических группировок нот. Изучение нотного стана в скрипичном ключе в объеме всего диапазона клавиатуры баяна и аккордеона. Изучение нотного стана в басовом ключе в пределах двух октав: большой и малой. Углубление знаний о ладе и тональностях.
| 3
| 22.04.20
|
|
66.
| Изучение музыкальных произведений
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 27.04.20
|
|
67.
| Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
| 3
| 29.04.20
|
|
68.
| Теория музыки
Развитие быстроты и точности чтения с листа и исполнения интервалов.
| 3
| 04.05.20
|
|
69.
| Изучение музыкальных произведений
Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 06.05.20
|
|
70.
| Изучение музыкальных произведений
Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
| 3
| 11.05.20
|
|
71.
| Слушание музыки.
Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
| 3
| 13.05.20
|
|
72.
| Итоговое занятие
Беседа о правилах выступления перед слушателями. Психологическая подготовка к зачету (экзамену).
Первое полугодие: исполнение двух разнохарактерных произведений, одно из которых - русского или зарубежного композитора, другое – современного или обработка народной песни сольно; исполнение двух разнохарактерных произведений, одно из которых произведение зарубежного композитора, второе – обработка народной песни в ансамбле.
Второе полугодие: исполнение двух разнохарактерных произведений: одно – с элементами полифонии, другое современного композитора или обработка народной песни сольно; исполнение двух разнохарактерных произведений, одно из которых – русского композитора, второе – обработка народной песни в ансамбле
| 3
| 18.05.20
|
|
Итого:
| 216
|
|
|
Содержание программы
Третьего год а обучения
1. Вводное занятие
Теория
Знакомство с особенностями программы третьего года обучения, с планированием новых учебных и творческих занятий. Анкетирование. Инструктаж по технике безопасности. Повторение правил игры на баяне и аккордеоне (посадка исполнителя, положение рук и корпуса).
Практика
Обзор программы второго года обучения. Повторение ранее изученных произведений. Анкетирование и диагностика обучающихся.
2. Теория музыки
Теория
Усвоение более сложных размеров и ритмических группировок нот. Изучение нотного стана в скрипичном ключе в объеме всего диапазона клавиатуры баяна и аккордеона. Изучение нотного стана в басовом ключе в пределах двух октав: большой и малой. Углубление знаний о ладе и тональностях.
Изучение интервалов в пределах октавы. Членение мелодии. Мотив. Фраза. Кульминации. Сильные и слабые доли такта. Ознакомление с хроматическим движением звукоряда.
Практика
Развитие быстроты и точности чтения с листа и исполнения интервалов.
Закрепление навыков опознания и исполнения простых мотивов и мелодий.
3. Приемы исполнения
Теория
Мелизм (мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии). Объяснение и показ правил исполнения мелизмов.
Форшлаг: короткий, длинный. Мордент, двойной мордент, группетто, трель.
Практика
Формирование навыков игры мелизмов.
4. Развитие технических навыков
Теория
Объяснение основных принципов работы.
Практика
Совершенствование навыков ведения и смены меха. Динамические оттенки и их связь с движением меха. Акцент.
Совершенствование навыков применения штрихов и перехода с одного вида исполнительской техники на другой. Сочетание гаммообразной и арпеджированной (мелкой) техники с интервально-аккордовой (крупной) техникой.
Работа над двухголосной мелодией.
Звук. Его сила и культура. Динамика.
Совершенствование технической четкости и свободы аппарата исполнительского аппарата.
Гаммы
Теория
Правила исполнения гамм.
Практика
Мажорные гаммы диезные и бемольные– до 3-х знаков. Играть двумя руками в среднем темпе в диапазоне двух октав легато, нон легато, стаккато.
Минорные гаммы диезные и бемольные гармонические и мелодические – до 2-х знаков в 2 октавы в медленном темпе двумя руками.
Арпеджио и аккорды мажорных и минорных, диезных и бемольных гамм правой рукой в среднем темпе в диапазоне 2-х октав.
Этюды
Теория
Беседа об изучаемом произведении (этюде)..
Практика
Изучение 1-2 этюдов на интервально-аккордовую технику и 1-2 этюда на сочетание «мелкой» и «крупной» техники.
7. Изучение музыкальных произведений
Теория. Беседа об изучаемом произведении. Композитор, жанр произведения, характер.
Практика
В первом полугодии – изучение 2-3 произведений с усложненной фактурой, включающих в себя интервалы и аккорды (одно - классического плана, зарубежного или русского композитора; другое – современного плана или обработка народной песни).
Во втором полугодии – изучение 2-3 произведений (одно - с элементами полифонии, а другое – классическое или современное с использованием мелизмов).
Чтение с листа легких произведений. Подбор на слух.
Дальнейшее совершенствование игры в ансамбле. Изучение 3-4 произведений русских и зарубежных композиторов.
8. Слушание музыки. Знакомство с исполнителями на народных инструментах
Беседа о композиторах. Прослушивание музыки отечественных и зарубежных композиторов, разных эпох, стилей и жанров. Рассказ о выдающихся исполнителях на русских народных инструментах. Прослушивание пластинок, СD дисков и видео с их концертами.
9. Экскурсии, посещение концертов.
Экскурсии в музей музыкальных инструментов, посещение концертов исполнителей на народных инструментах: баян, аккордеон, домра,балалайка.
10.Участие в концертах, конкурсах и фестивалях
Участие в концертах школы, классных концертах., районных и городских конкурсах и фестивалях.
11. Итоговое занятие
Теория
Беседа о правилах выступления перед слушателями. Психологическая подготовка к зачету (экзамену).
Практика
Первое полугодие: исполнение двух разнохарактерных произведений, одно из которых - русского или зарубежного композитора, другое – современного или обработка народной песни сольно; исполнение двух разнохарактерных произведений, одно из которых произведение зарубежного композитора, второе – обработка народной песни в ансамбле.
Второе полугодие: исполнение двух разнохарактерных произведений: одно – с элементами полифонии, другое современного композитора или обработка народной песни сольно; исполнение двух разнохарактерных произведений, одно из которых – русского композитора, второе – обработка народной песни в ансамбле