Тема 2. «Развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 2. «Развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте»

2019-10-25 421
Тема 2. «Развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2. «Развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте»

1. Игровые обучающие ситуации – нетрадиционна форма речевой работы с дошкольниками.

2. Совместная деятельность детей и взрослых.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре, отдельным игровым ситуациям - важнейшим видам детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

Игровые ситуации - один из методов активного обучения, совокупность обстоятельств воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.

Влияние игровых ситуаций на развитие личности ребенка заключается в том, что через них он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в них приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игровые ситуации способствуют развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игровая ситуация имеет особое значение для развития рефлексивного мышления,

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio( обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу, заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков, собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках.                                                           

поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Игровые ситуации на развитие и закрепление навыков по самообслуживанию дошкольников.

Задачи и содержание игровых ситуаций на самообслуживание дошкольников должны подразумевать:

закрепление умений самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду,

ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);

учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его;

формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь;

учить детей самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию; приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном и т.п.

1. Игровая ситуация: Что нужно кукле!

Задачи: упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры.

Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?"

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания.

Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: " Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем?

Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть?

Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?"

 

Вариант 2.

Воспитатель говорит детям: "Открыта мастерская по ремонту одежды. Я буду мастером. Кому надо отремонтировать одежду? Несите ваши вещи, я могу сделать новый воротник к платью, пришить красивый карман, сшить бантик".

Дети приходят в мастерскую.

Мастер.

Оля, что тебе сделать? Пришить воротничок? Покажи, где воротничок оторвался? Я пришью. Иди, подожди в коридоре.

 

Кто следующий? Настя, что тебе сделать? Пришить карман или сделать бантик? (Бантик.) У меня есть белый и желтый бантик. Какой тебе нравится? (Желтый.) Хорошо, пришью желтый бантик. Покажи, куда пришить. (Девочка показывает.) Ладно. Подожди в коридоре. (Мастер "уходит" и возвращается.) Все вещи готовы.

 

Кто просил пришить желтый бантик? (Подходит Оля.) Вот, бери одежду. Кто хотел пришить воротничок? (Подходит Костя.) Держи воротничок. Все довольны ремонтом одежды? Что вы скажете? (Дети говорят "спасибо".) Если будет нужен еще ремонт, приходите. До свидания!

 

8. Игровая ситуация "Наши пальчики-утюжки"

 

Для развития мелкой моторики рук можно проводить пальчиковую гимнастику, но проводим её в форме игровой ситуации. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.

Указания давать спокойные, доброжелательные, четкие. Комплекс пальчиковой гимнастики построен с учетом усложнения.

Развитию мелкой моторики рук способствует обыкновенная бумага, но детям сообщаем, что это секретные документы, которые помялись по дороге, и нам необходимо их разгладить, используя свои "пальчики - утюжки". Пользуясь пальцами обеих рук, возможно быстрее разгладить лист так, чтобы он не топорщился, и чтобы ни один его край не остался загнутым.

Таблица 2 «Психологические особенности типов темперамента»

 

Тип темперамента Характеристика Акцент в воспитании
1 2 3
Сангвиник Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными. · Формировать устойчивые интересы; · учить доводить начатое до конца; · формировать критичное отношение к результатам своего труда; · обращать внимание на качество выполнения задания; · предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.
Холерик Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности. · Развивать способность считаться с чувствами окружающих; · направлять энергию на полезные дела; · укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность; · развивать сдержанность; · предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.
Флегматик Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость. · Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью; · учитывать низкий темп выполнения задания.
Меланхолик Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки. · Чаще давать положительную оценку, подбадривать; · создавать ситуации успеха; · организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

 

Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Список использованной литературы

 

1. Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. – М., 1998г.

2. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. – М., 1981г.

3. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

Тема 2. «Развитие общения детей в раннем и дошкольном возрасте»

1. Игровые обучающие ситуации – нетрадиционна форма речевой работы с дошкольниками.

2. Совместная деятельность детей и взрослых.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре, отдельным игровым ситуациям - важнейшим видам детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.

Игровые ситуации - один из методов активного обучения, совокупность обстоятельств воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.

Влияние игровых ситуаций на развитие личности ребенка заключается в том, что через них он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в них приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игровые ситуации способствуют развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игровая ситуация имеет особое значение для развития рефлексивного мышления,

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio( обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу, заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков, собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Р. помогает нам учиться на своих ошибках.                                                           

поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.