Понятия о рельефе и масштабе, их обозначение на карте.
Определение расстояний по длине шага и времени движения.
Практические занятия
Дидактическая игра «Топознаки».
Ориентирование карты по местным предметам
Игра «Прогулка по карте».
Определение длины шага.
Магнитный компас
Магнитный компас – виды, устройство, применение и сбережение. Определение азимута на предмет и ориентирование карты с помощью компаса.
Практические занятия
Азимутальный тир, ориентирование карты с помощью компаса.
Схема местности
Определение, правила рисования схемы местности и азимутальная съёмка.
Практические занятия
Составление схемы местности
Ориентирование с помощью карты и компаса
Движение по азимуту, удержание карты на бегу, движение «от ногтя», взятие азимута с карты.
Практические занятия
Ориентирование на ограниченной площадке.
Основы исследовательской деятельности
Достопримечательности родного края
Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи Семёновского района Нижегородской области.
Особо охраняемые природные территории.
Практические занятия
Подготовка устных сообщений о каком либо объекте, интересном для похода.
Земляки — Герои Советского Союза
Изучение подвигов Героев Советского Союза.
Практические занятия
Подготовка устных сообщений о земляках – Героях Советского Союза.
Наблюдение за живой и неживой природой
Наблюдение за живой и неживой природой – фенологические, гидрологические, топогеодезические и т.д..
Практические занятия
Экскурсии, исследования объектов живой и не живой природы.
Календарный учебный график
Мес.
Нед.
|
Занятие
по 2 часа
|
Тема
|
Форма
| | обучения
| контроля
| |
09. 19
| 1
| 1
| История туристских путешествий. История и виды туризма. Правила поведения и безопасность в походе.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, опрос
| |
2
| Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение, укладка и подгонка рюкзака. Предохранение вещей от намокания.
Обязанности Заместителя командира по снаряжению.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
2
| 3
| Привалы и ночлеги. Организация кратковременного привала и кострового бивака. Правила разведения, типы костров. Заготовка и переноска дров.
Обязанности кострового.
Изучение узлов «Прямой», «Контрольный»
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
4
| Привалы и ночлеги. Установка простейшего группового укрытия от непогоды (тент). Изучение узлов «Штык», «Контрольный».
Обязанности завхоза и дежурного по кухне
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
3
| 5
| Преодоление препятствий. Режим движения. Движение группы в колонну по одному и в колонну во два.
Обязанности направляющего и замыкающего. Сигналы, подаваемые направляющим и замыкающим.
Переправа по бревну способом «Маятник». Изучение узлов «Встречный», «Проводник».
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
6
| Топография и ориентирование. Общие сведения о земной поверхности. Виды топографических материалов. Условные знаки топографических карт. Ориентирование карты по местным предметам.
Обязанности штурмана
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
10.19
| 4
| 7
| Топография и ориентирование. Рельеф и масштаб. Определение длины шага.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
8
| Топография и ориентирование. Магнитный компас. Определение азимута на предмет и ориентирование карты с помощью компаса.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
5
| 9
| Первая помощь. Первая помощь при ссадинах и потёртостях. Индивидуальная аптечка туриста. Гигиена в походе. Обязанности санитара.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
10
| Контрольное. Игра «Первый поход»
| игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
6
| 11
| Планирование похода.
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
12
| Проработка маршрута похода.
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
7
| 13
| Расчёт и подготовка продуктовой раскладки.
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
14
| Подбор снаряжения и укладка рюкзаков.
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
8
| 15
| Совершение однодневного похода
| практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
16
| |
11.19
| 9
| 17
| Оформление отчёта о походе
| практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
18
| Преодоление препятствий.
Преодоление заболоченных участков.
Наведение гати. Переправа по гати и кочкам.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
10
| 19
| Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение для походов в холодное время года.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
20
| Преодоление препятствий.
Преодоление горизонтального бревна по перилам без самостраховки, с опорой на шест, методом «Горизонтальный маятник».
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
11
| 21
| Топография и ориентирование. Составление схемы местности
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
22
| Преодоление препятствий.
Спуск спортивным способом.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
12
| 23
| Топография и ориентирование. Ориентирование с помощью карты и компаса
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
24
| Преодоление препятствий.
Подъём спортивным способом.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
12.19
| 13
| 25
| Первая помощь. Первая помощь при переохлаждении и отморожении
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
26
| Привалы и ночлеги. Организация кратковременного привала и кострового бивака в холодное время года. Правила разведения, типы костров в холодное время года
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
14
| 27
| Первая помощь. Транспортировка пострадавшего на простейших носилках и волокуше
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
28
| Привалы и ночлеги. Установка простейшего группового укрытия от непогоды в снежный период(тент с ветровой стенкой).
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
15
| 29
| Контрольное. Игра «Зимний поход»
| игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
30
| Планирование похода
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
16
| 31
| Расчёт и подготовка продуктовой раскладки
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
32
| Подбор снаряжения и укладка рюкзаков
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
01.20
| 17
| 33
| Совершение однодневного похода
| практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
34
| |
| |
18
| 35
| Оформление отчёта о походе
| практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
36
| Топография и ориентирование. Ориентирование с помощью карты и компаса
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
19
| 37
| Преодоление препятствий.
Преодоление простейших препятствий(спуск и подъём спортивным способом, преодоление заболоченного участка по кочкам, гать, переправа по бревну с опорой на шест, по перилам без самостраховки, методом «горизонтального маятника»)
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
38
| Топография и ориентирование. Ориентирование с помощью карты и компаса
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
20
| 39
| Первая помощь. Первая помощь при потере сознания
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
40
| Топография и ориентирование. Ориентирование с помощью карты и компаса
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
02.20
| 21
| 41
| Первая помощь. Основы сердечно-лёгочной реанимации
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
42
| Топография и ориентирование.
Составление схемы местности
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
22
| 43
| Первая помощь.
Первая помощь при кровотечении низкой интенсивности. Основы десмургии
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
44
| Привалы и ночлеги.
Установка простейшего группового укрытия от непогоды в весенне-осенний период(тент с ветровой стенкой).
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
23
| 45
| История туристских путешествий.
Туристы на защите Родины
| беседа
| опрос
| |
46
| Контрольное.
Игра «Военно-туристская эстафета»
| игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
24
| 47
| Первая помощь.
Основы реанимации и десмургии
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
48
| Топография и ориентирование.
Ориентирование с помощью карты и компаса
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
03.20
| 25
| 49
| Контрольное.
Игра «Весенний поход»
| игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
50
| Основы исследовательской деятельности.
Достопримечательности родного края
| беседа, подготовка устных сообщений, работа с книгой
| устный опрос, наблюдение
| |
26
| 51
| Планирование похода
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
52
| Проработка маршрута похода
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
27
| 53
| Расчёт и подготовка продуктовой раскладки
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
54
| Подбор снаряжения и укладка рюкзаков
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
28
| 55
| Совершение однодневного похода
| практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
56
| |
04.20
| 29
| 57
| Оформление отчёта о походе
| практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
58
| Привалы и ночлеги.
Оборудование ночлега в летний период.
Виды палаток. Установка палатки.
Спальные принадлежности.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
30
| 59
| Топография и ориентирование.
Ориентирование с помощью карты и компаса
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
60
| Преодоление препятствий.
Преодоление простейших препятствий
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
31
| 61
| Первая помощь.
Первая помощь в туристском путешествии
| практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
62
| Контрольное.
Игра «Зачётный поход»
| игра-соревнование
| выполнение практических заданий
| |
32
| 63
| Основы исследовательской деятельности.
Земляки — Герои Советского Союза
| беседа, подготовка устных сообщений, работа с книгой
| устный опрос, наблюдение
| |
64
| Планирование похода
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
33
| 65
| Проработка маршрута похода
| беседа, практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
66
| Расчёт и подготовка продуктовой раскладки
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
05.20
| 34
| 67
| Подбор снаряжения и укладка рюкзаков
| беседа, практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
68
| Совершение однодневного похода
| практическое занятие
| выполнение практических заданий
| |
35
| 69
| |
70
| Отчёт о походе
| практическое занятие, работа с книгой
| выполнение практических заданий
| |
36
| 71
| Привалы и ночлеги.
Оборудование ночлега в летний период.
| беседа, практическое занятие, игра-соревнование
| выполнение практических заданий, устный опрос, наблюдение
| |
72
| Основы исследовательской деятельности.
Наблюдение за живой и неживой природой
| беседа, практическое занятие
| устный опрос, наблюдение
| |
Формы аттестации
В ходе реализации программы с целью контроля качества освоения материала предусмотрено несколько видов контроля:
· входной – перед началом обучения;
· промежуточный – в течении времени обучения;
· итоговый – по окончании освоения программы в конце учебного периода.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков производится в форме:
· педагогического наблюдения,
· беседы,
· творческих работ,
· контрольных занятий (игр) с решением практических задач на местности в условиях имитационного моделирования тактической обстановки,
· соревнований,
· зачетного туристского похода.
Используются такие методы проверки, как наблюдение и опрос.
Степень теоретической подготовленности целесообразно определять в форме опроса через участие в беседе по конкретным разделам и темам программы, а так же при обсуждении предполагаемых действий в ходе подготовки к выполнению практических заданий.
Степень практической подготовки можно определить как по выполнению контрольных заданий и нормативов, так и при решении учебных практических задач в ходе занятий, полевых выходов, походов. Важную роль в анализе уровня подготовленности туриста играет качество выполнения обязанностей в туристской группе. Такую оценку необходимо выставлять при участии всего коллектива туристов при подведении итогов похода.
Результаты контроля необходимо наглядно отражать в зачётной таблице, которая служит экраном готовности участника к зачётному походу.
Значительное место в оценке результатов освоения программы занимают результаты педагогических наблюдений за социально-психологической и морально-волевой подготовленностью обучающихся.
Очевидно, что наиболее объективную, качественную и разностороннюю оценку уровня подготовки обучающиеся получают в ходе итогового многодневного похода. Такая оценка более прочего влияет на статус обучающегося в группе.
Показатели эффективности реализации программы:
· активная жизненная позиция и участие обучающихся в деятельности объединения;
· приобретение необходимых умений и навыков организации туристского быта;
· приобретение необходимых умений и навыков преодоления простейших препятствий и ориентирования;
· владение способами самостоятельного приобретения знаний из различных источников;
· высокий уровень мотивации обучающихся к участию в занятиях, полевых выходах и походах;
· профессиональное самоопределение обучающихся по направлениям деятельности, связанным с туризмом, экологией и краеведением.
Оценочные материалы
Степень теоретической подготовленност и целесообразно определять в форме устного опроса, состоящего из 5 вопросов по изученным разделам и темам программы. Оценка ведётся по линейной шкале.
При ответе менее чем на 3 вопроса уровень теоретического освоения программы считается низким, при 4 правильных ответах — средним, при 5 — высоким.
Степень достижения результатов оценивается по комплексной шкале, включающей как освоение практических навыков, так и в ходе наблюдения за личностными показателями.
Диагностика проводится на основании Приложения 1 «Перечень знаний, умений и навыков членов объединения «Юный путешественник»» и включает в себя три уровня:
· низкий – выполнение обучающимся учебных заданий без проявления инициативы, по инструкции педагога или товарища, с низким уровнем вовлечения в общественно-полезный труд;
· средний – выполнение заданий после оказания консультативной помощи педагога или товарища, активное, но без проявления инициативы, вовлечение в общественно-полезный труд;
· высокий – самостоятельное творческое выполнение заданий, отход от применения шаблонных решений и приёмов, инициативное участие в общественно-полезном труде.
Методические материалы
В ходе реализации программы применяются следующие методы обучения юных туристов-исследователей:
· объяснительно-иллюстративный;
· частично-поисковый;
· репродуктивный;
· исследовательский.
Применение этих методов предполагает рост вовлечённости обучающихся в процесс самостоятельного поиска решения учебных задач, развитие чувства ответственности и волевого компонента личности.
Более подробно с перечнем форм, методов и приёмов обучения можно ознакомиться в Приложении 2.