Формы и методы педагогического руководства по поддержке детской инициативы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формы и методы педагогического руководства по поддержке детской инициативы

2019-10-25 210
Формы и методы педагогического руководства по поддержке детской инициативы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Младший возраст Средний возраст Старший возраст
Поощрение познавательной активности каждого ребенка, развитие стремления к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов; проявление внимание  Показ способов освоения детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать; насыщение жизни детей проблемными практическими и познавательными ситуациями для Создание мотивов    для эмоционально прочувствования своего нового положение в детском саду: «Мы заботимся о малышах», «Мы - помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе»; обеспечение условий 

 

к вопросам детей, создание ситуаций самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Воспитатель - пример доброго отношения к окружающим: как утешить, угостить, обрадовать, помочь; поддержка стремления к положительным поступкам, создание условий для участия детей в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.). самостоятельного применения ребенком освоенных приемов; Проявление доброжелательного, заинтересованного отношения воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных»; Создание разных центров активности (игры,  театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности и др.); в свободной детской деятельности создание различных ситуаций, побуждающих детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы; создание ситуаций, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь; создание  условий для возможности выбора игры; в режимных процессах создание развивающих проблемно- игровых, практических ситуаций, побуждающих дошкольников применить  имеющийся опыт, проявить  инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества;  создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения, постановка все более сложных задач, развивающих волю, желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, искать новые творческие решения. Выполнение следующих правил: не спешить на помощь ребенку при первых же затруднениях; побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт; предоставление возможности сам. решения поставленных задач, нацеливание на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий; поддержка в детях ощущение своего взросления, вселение уверенность в своих силах; использование средств, помогающих дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты;  Высшая форма самостоятельности детей – творчество, задача воспитателя — развивать  интерес к творчеству через создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве.   

2.4. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специалисты службы ППМС сопровождения на основании рекомендаций ПМПК разрабатывают адаптированную программу и индивидуальный образовательный маршрут с учетом коррекционных программ.

Содержание коррекционной работы в ДОУ обеспечивает: 

1) выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; 

2)осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); 

3) возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении. 

В ДОУ ежегодно проводится обследование речевого и психического развития воспитанников общеразвивающих группы, что позволяет выявить детей, имеющих отклонения в психо-речевом развитии. Для данной категории детей в образовательном учреждении функционируют специализированные группы компенсирующей направленности: для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. 

Группы компенсирующей направленности посещают дети пятого и шестого года жизни с диагнозами: ОНР II и III уровня речевого развития (группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи), смешанное специфическое расстройство психического развития и системное нарушение речи (группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития). Содержание образования в данных группах проектируется в соответствии с Адаптированной основной программой дошкольного образования для детей с ТНР, Адаптированной основной программой дошкольного образования для детей с ЗПР.

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для детей данной категории являются индивидуальные и подгрупповые педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. 

В группах компенсирующей направленности основная часть времени отводится на непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Коррекция недостатков в психическом и речевом развитии осуществляется учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателями групп компенсирующей направленности. 

Цель коррекционной работы в группах компенсирующей направленности: максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей детей с ОНР, ЗПР; освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. 

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи

1) системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы; 

2) сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития; 

3) систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению; 

4) интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия; 

5) использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающих затруднения в различных видах деятельности. 

Коррекционная работа включает время, отведенное на: 

1) коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога (индивидуальные и подгрупповые, фронтальные); 

2) непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом и речевом развитии детей; 

3) образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; 

4) самостоятельную деятельность детей; 

5) взаимодействие с семьями детей по реализации Программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Структура коррекционной работы представлена блоками: диагностический, коррекционно-развивающий, информационнопросветительская работа, консультативная работа. 

I блок. Диагностический. 

Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей: 

• своевременно выявить детей с нарушениями в развитии; 

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; 

• определить оптимальный педагогический маршрут; 

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; 

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;  определить условия воспитания и обучения ребенка;  консультировать родителей ребенка. 

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР и ЗПР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование. 

Обследование каждого ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий. В середине учебного года ППМС специалистов проводит промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения. В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута. 

Педагог-психолог осуществляет диагностику (плановая и по запросу) интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой сферы, готовности к школьному обучению, детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе. 

Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка. 

Учитель-дефектолог проводит комплексную оценки интеллектуального развития воспитанника, особенностей развития психических процессов. 

Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи. 

Диагностика развития ребенка проводится в начале и в конце учебного года. На основе результатов диагностического обследования учитель-логопед определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи или задержки психического развития (результаты фиксируются в индивидуальных картах детей); выявляет трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ (при необходимости в них вносятся поправки). 

II блок. Коррекционно-развивающий.

Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется на педагогических мероприятиях (подгрупповых и индивидуальных). Индивидуальная работа с каждым ребенком проводится не реже двух раз в неделю. 

Большая часть мероприятий проводится в отдельных, специально оборудованных для этого кабинетах. Кабинеты оснащены дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной коррекционной работы. 

Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 25-30 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с календарно-тематическим планированием, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты занятия. 

Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы детей, но и их социальному адаптированию к окружающей действительности, формированию познавательных интересов, способностей, развитию творческого воображения. 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в группах компенсирующей направленности наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач в соответствии с программой коррекционной направленности группы. 

Коррекционно-развивающая работа строится на основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний детей и их психических процессов. 

Содержание работы с каждым ребенком определяется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, структуры отклоняющего дефекта в рамках единой лексической темы и планируется на каждую неделю. 

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, музыкально-театральная среда и др.). 

Важным условием при организации работы в группах компенсирующей направленности является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению, постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции, ежедневно проводить работу с детьми по заданию учителя-логопеда, учителя-дефектолога. При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка. 

Реализация образовательной программы предусматривает обеспечение здоровьесберегающих условий. Организация воспитания и обучения дошкольников групп компенсирующей направленности предполагает: 

-внесение изменений в режим дня: увеличено время на проведение гигиенических процедур, время, отводимое на сон, прием пищи; 

-профилактику физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников (оптимальный режим учебных нагрузок; широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные; использование при планировании работы наиболее доступных методов работы: практических и наглядных, включение движения в образовательный процесс).

Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии.

Реализация образовательной программы обеспечивает участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

III блок. Информационно-просветительская работа.

Информационно-просветительская работа направлена на реализацию задач:

1. Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения детей с ОНР и ЗПР в условиях групп компенсирующего вида. Для реализации этой задачи организуется работа семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационнопросветительской работы: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, зам. зав. по ВМР ДОУ.

2. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОНР и ЗПР. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями групп компенсирующей направленности, учителем-логопедом, учителем-дефектологом семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, дефектологии, детской психологии.

IV блок. Консультативная работа.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения детей с психо-речевыми нарушениями через взаимодействие учителя-логопеда, учителя-дефектолога с педагогами, специалистами ДОУ, семьями воспитанников в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к детям.

Основные формы взаимодействия с семьей

1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов.

3. Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастерклассов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития совместная деятельность всех.

Совместная деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: 

• повышение эффективности коррекционно-образовательной работы; 

• оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности. 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.