Изготовление переплетных крышек — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Изготовление переплетных крышек

2019-10-25 310
Изготовление переплетных крышек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде всего несколько слов о материалах, необходимых для изготовления переплетных кры­шек... Для переплетного дела ис­пользуются бумага, картон, тех­нические и текстильные ткани, бумага со специальными покры­тиями, клеи.

Остановим свое внимание на материалах, идущих на покры­тие переплетных крышек. Давно ушли в небытие такие тради­ционные переплетные материалы, как кожа и парча. Коленкор и ледерин в продаже не встретишь (даже в наборах для «Умелых рук»!). Зато научно-технический прогресс предлагает взамен ма­териалов на тканой основе новые переплетные материалы с син­тетическими покрытиями, кото­рые и нарядны, и долговечны, и относительно дешевы, да и ра­ботать с ними довольно легко. В канцелярских магазинах «Школьник» и в магазинах «Сде­лай сам» бывают в продаже ли­сты бумвинила размером 355 X 455 мм, причем выбор пх по цветовой гамме и фактуре до­вольно широкий.

А если уж все-таки возникли трудности с покровными мате­риалами, можно попробовать пе­реплетать, используя в качестве их обычные или моющиеся обои. Не следует забывать и о том, что текстильный лоскут (ситец, са­тин, «рогожка», цветные шелко­вые, шерстяные и штапельные ткани) — цепное подспорье в ра-боте. Очень хорошо выглядят пе­реплеты из простой бортовки. К тому же ее легко окрасить в любой цвет. Если же ткань тон­кая или разреженная, через нее может проступать клей. В этом случае ткань дублируют бума­гой: лист газетной бумаги сма­зывают клеем, и после того как клей несколько подсохнет, бума­гу переносят на предварительно натянутый на доске лоскут тка­ни и тщательно притирают к нему.

В переплетных работах старых мастеров часто встречается в ка­честве покровного материала, а иногда и на форзацах красивая «мраморная» бумага. Не пытай­тесь искать ее в магазинах, а по­пробуйте сделать самостоятельно. Для этого понадобятся масляные краски для художественных ра­бот тех оттенков, сочетание ко­торых вы хотите увидеть в готовой продукции, а также раство­рители пли разбавители для этих красок (бензин, керосин, скипи­дар, «Разбавитель № 2», пли уайт-спирит и др.). Каждую пз красок разбавляют до жидкого состояния одним из имеющихся разбавителей и набрызгивают на поверхность воды так, чтобы краски максимально покрыли по­верхность воды. Затем, взяв лист бумаги за противоположные уз­кие стороны, аккуратно опустите его на поверхность воды, начи­ная с одного края и следя за тем, чтобы между бумагой и во­дой не оставалось воздушных пу­зырей. После того как весь лист ляжет на воду, осторожно из­влеките его из воды (рис. 17) и просушите на газете или на растянутой бечевке окрашенной стороной вверх. Для фиксации краски и придания глянца вы­сохшую бумагу желательно по­крыть слоем жидкого крахмаль иого клейстера и после просушки отгладить горячим утюгом.

Самые большие сложности всегда возникают с приобретени­ем переплетного картона. Обыч­но для изготовления переплет­ных крышек применяют картон толщиной 1 — 2 мм, а в продаже его, как правило, по бывает. При­ходится комбинировать, то есть склеивать до нужной толщины и жесткости куски пблукартона от различных коробок, использо­вать старые переплетные крышки, или поступать так, как это дела­ли издавна мастера переплетно­го дела — клеить картон из га­зет.

Единственное, о чем следует помнить: качественный картон получится, если при склеивании листов газеты в многослойный лист они будут чередоваться в зависимости от расположения в них волокон бумаги — продолъ лого или поперечного. Практика получения такого картона пока­зала, что для переплетных работ вполне достаточен лист, состоя­щий из 25 — 31 газетного листа. В качестве клея следует исполь­зовать крахмальный клейстер или обойный клей КМЦ.


Рис. 17. Изготовление «мраморной» бумаги: 1 — лист бумаги; 1 — кю­вета с водой; 3 — краске на вод­ной поверхности


Склеенные газетные листы тщательно просушивают под прессом, прокладывая между ли­стами картона сухие газеты. Пересушить картон не бойтесь; недосушенный картон обязатель­но покоробится!

Неплохие результаты дает и изготовление картона из обыч­ных обоев. Технология получе­ния листа картона здесь такая же, однако число листов обойной бумаги, необходимых для полу­чения картона, меньше — от 11 до 13.

И уж если речь пошла о тех­нике склеивания, остановимся на составах и рецептуре клеев, применяемых в переплетном деле.

Наиболее удачными из готовых клеев считают синтетиче­ские клеи ПВА (или ПВА-М) и КМЦ-Н. Клей ПВЛ (полини­нилацетатная эмульсия) — наи­лучший. В продаже он бы вант в самой различной расфасовке: флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами, не­обходимыми при работе с бума­гой. Быстрота высыхания (схва­тывание клея) — одно из глав­ных его преимуществ перед дру­гими клеями. При высыхания он превращается в прозрачную пленку, невидимую ни на бума­ге белой или цветной, ни на пе­реплетных материалах. Клей не имеет неприятного запаха, ги­гиеничен, нетоксичен и легко смывается с рук.

Следует помнить, что клей ПВЛ боится мороза! При дли­тельном хранении в таре заме чается расслоение клея: перед употребленном его следует пере­мешать. В случае загустевания клей ПВЛ можно разбавпть во­дой, по делать это следует осто­рожно; лучшим учителем здесь может стать только практика пе­реплетчика.

Клей КМЦ-Н применяется только при отсутствии клея ПВЛ, так как время высыхания его довольно значительно.

Клеи типа Бф, 88Н и другие находят ограниченное примене­ние, главным образом при уста­новке декоративных элементов оформления переплетов книг.

Декстрин в продаже быва­ет редко, а готовить его в домаш­них условиях из крахмала нет особого смысла, хотя его клею-щие свойства несколько лучше, чем у крахмального клейстера.

Клей из ржаной и пше­ничной муки даже при пол­ном соблюдении рецептуры и ре­жимов приготовления будут иметь разные клеющие свойства из-за нестабильного содержания клейковины в муке.

Клейстер варят из крахма­ла: 1 чайную ложку крахмала разводят в 100 мл холодной во­ды и при помешивании доводят до кипения. Помните, горячим клейстером работать нельзя!

И наконец, столярный клей (костный), который вы­пускается в плитках и гранулах. Чем прозрачнее и светлее куп­ленный исходный продукт, тем лучше будет сваренный из него клей. Варить клей следует в клеянке — банке для клея, на­греваемой на водяной бане (в банке с кипящей водой).

За сутки до употребления гра­нулы или разбитую на куски плитку клея заливают водой в клеянке так, чтобы вода иокры-ла куски клея. Разбухший клей доводят до кондиции на водяной бане при непрерывном помеши­вании до тех пор, пока он но превратится в густую однород­ную массу. Клей должен стекать с палочки непрерывной струй­кой, а не падать каплями или тянуться. Если клей загустел — в пего добавляют воды, жидкий клей — уваривают. Столярный клей очень быстро схватывается, работать им следует в горячем состоянии.

Классический клей — клейстер (столярный и мучной), конечно же, может заменить какой-либо синтетический, но клейстер весь­ма но вкусу бытовым насекомым и грызунам, поражается он и бактериями. Поэтому, применяя клейстер, не забывайте и об ном его качестве.

Для книг, выпускаемых про­мышленным способом. ГОСТ предусматривает девять типов обложек и переплетных крышек. Фантазия же книго­любов неограниченна. Самая простая и самая доступная кон­струкция — цельнокрытая.

Перед тем как делать облож­ку, снимают размеры с книжно­го блока, в мм: L — высота. В — ширина от кромки корешка до бокового обреза. D — длина луги кругленого корешка или толщина книжного блока при прямом корешке. Учтите, что для сохранности блока и создания нормальных условий его венти­ляции в шкафах, края крышек переплета (канты) должны вы­ступать за пределы блока на 3 мм. Определив размеры блока, заготавливают две картонные сто­ронки толщиной до 2 мм разме­рами (L + 6) X В мм, а из плот­ной бумаги (чертежный ватман) вырезают полоску отстава разме-.рами (L + 6)X (D + 2 мм).

Разложив на переплетном по­кровном материале вырезанные заготовки с соблюдением разме­ров, указанных на рис. 18, об­водят карандашом все детали пе­реплета, наносят флейцем клей на материал и аккуратно при­клеивают сторонки и отстав. Сма­занные клеем полоски припуска покровного материала загибают на внутренние стороны пере­плетных крышек в следующей последовательности: загибают и подклеивают боковые клапаны, притирают их косточкой и тща­тельно прорабатывают материал на уголках крышек, а затем об­рабатывают верхний и нижний клапаны материала, также тща­тельно притирая их косточкой.

Проверив качество приклейки покровного материала к крыш­кам и отставу с лицевой сторо­ны (морщины и складки следует разгладить косточкой), готовый полуфабрикат сушат под прес­сом.

Ну а если в обрезках остались различные переплетные материа­лы, не спешите их выбрасывать. Попробуйте их использовать для выполнения переплета «под ста­рину», то есть составного пере­плета с уголками.


Рис. 18. Изготовление цельнокрытых переплетных крышей: 1 — кар­тонные сторонки; 7 — отстав; 3 — покровный материал


Крышки такого переплета де­лают из двух слоев картона каж­дую. Внутренняя сторона каж­дой крышки будет из толстого, а наружная — из тонкого картона (рис. 19). Нужно только постараться изготовить эти сторонки так. чтобы после их сборки, то есть приклейки всех элемен­тов внешних частей сторонок, между этими элементами оста­вались канавки шириной 1 — 1,5 мм.

Для оклейки уголков кры­шек переплета берут такой же материал, как и дли изготов­ления корешка переплета. Раз­мер уголковых косынок покров­ного материала таков, что косын­ки на 5 мм заходят за границы канавок, идущих вдоль уголков крышек. Сразу же после при­клейки косынок на наружную часть крышек отформовывают косточкой канавку, тщательно притирают выступающие за гра­ницы крышек края материала, после чего приклеивают припус­ки косынок к обратным сторонам переплетных крышек (как при изготовлении цельнокрытого пе­реплета). После выкраивают по­лосу покровного материала для изготовлении корешковой части переплета; длина полосы на 25 — 30 мм больше высоты переплет­ной крышки, а ширина ее на 15 — 20 мм больше расстояния l. Пта полоса наклеивается на от­став и прикорешковые части крышек, притирается, после чего формуются канавки на крышках и к внутренней части собираемо­го переплета приклеивают при­пуски полосы. Далее из пере­плетного покровного материала, сочетающегося по цвету и факту­ре с уже наклеенным на крыш­ки, выкраивают два куска для оклейки оставшихся частей сто­ронок переплета. Их размеры должны быть такими, чтобы при наклепке на сторонки они на 2 мм своими краями не доходили до внутренних границ канавок на крышках переплета. Припуски для приклейки материала к об­ратной стороне крышек такие же, как и при выполнении цельно-крытого переплета.

Рис. 19. Последовательность изго­товления составного переплета

Тот, кто держал в руках книги, сработанные старыми переплет­чиками, обращал внимание на гребешковые выступы на корешке («бинты»), служащие не только для украшения кореш­ка, но и для его упрочнения. Кроме, того, они были нужны и для маскировки шитья книжного блока на шнуры при переплете книг в кожу. Изготовить корешок с «бинтами» не представляет больших трудностей. На наруж­ной части отстава намечают в требуемых местах параллель­ные линии, вдоль которых при­клеиваются полоски картона или толстой кожи толщиной 2 — 3 мм. После тщательного просушива­нии мест склейки концы полосок обрезают по ширине отстава сводят на нет с краями отстава и надфилем пли наждачной бу­магой прошлифовывают полоски, придав им горбообразную форму. После оклейки корешковой ча­сти переплета покровным Мате­риалом «бинты» обжимают паль­цами и косточкой, следя за тем, чтобы покровной материал без складок и морщин лег на отстав. Отделка «бинтов» на корешках, выполненных из ледерина пли бумвгшила, требует применения специального инструмента — по­догретого гладильника (полиро­ванная металлическая пластин­ка-утюжок), сделанного на манер косточки.

ВКЛЕЙКА БЛОКА В ПЕРЕПЛЕТ

 

Изготовление книги завершает­ся вклейкой блока в переплет. Прежде всего убедитесь, что крышка переплета соответствует размерам блока. С этой целью блок вкладывают в переплет и осматривают книгу: со всех сто­рон блока канты крышек долж­ны одинаково выступать за его пределы, а корешок — плотно прилегать к корешковой части блока.

После примерки крышку кла­дут на мягкую подстилку лице­вой стороной вниз и косточкой придают отставу закругленную форму. Эту же операцию можно выполнить, изгибая корешок на ребре крышки стола.

При вклеивании блока в пе­реплетные крышки работы обыч­но ведут в следующей последо­вательности: смазывают клеем на переплете места между отставом и сторонками (расстав); наносят узкие нолоски клея на прико-решковые части блока; вклады­вают блок в крышки так, чтобы ог корешковой части олока до отстава образовался зазор около 1 мм.

Убедившись в том, что кангы переплета равномерно выступают за пределы блока, проводят ко­сточкой по рубчику и зажимают книгу в тисках. Можно в канав­ки рубчиков или заложить прут­ки из проволоки (спицы), или воспользоваться специальными зажимными досками, конструк­ция которых представлена на рис. 20.

Через несколько минут раскры­вают распрессованпый блок и, если книга по сгибу форзаца рас­крывается без натяга, приступа­ют к заключительной операции по вклейке блока. Если же фор­зац натягивается, то во избежа­ние его разрыва приходится рас­клеивать и вновь приклеивать корешковые части переплета и блока, смесив крышки так, что­бы рубчик вместе со сгибом форзаца создавал гибкий шар­нир.


Рис. 20. Зажимные доски для фор­мовки рубчика: 1 — отстав; 2 — марля; 3 — рубчик; 4 — тетрадь с форзацем; 5 — картонная сторонка; 6 — покровный материал


 

Чтобы не испачкать клеем блок, между листами форзаца вкладывают лист вощеной бума­ги или полиэтиленовые пленки. Отвернув полуфорзац от крышки, его смазывают клеем, затем за­крывают крышку, прижав ее к листу форзапа, о сразу же от­крывают ее. Пригладив форзац косточкой к сторонке, удаляют все складки о морщины. Точно так же поступают и со второй сторонкой переплетной крышка, после чего запрессовывают книгу для окончательной просушки.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТА

 

«Один молодой писатель... со­бирал книги нашего советского времени. Собирал хорошо. Но он не знал многого. Он срывал старые обложки, на которых были напечатаны до­полнительные сведения... и сам переплетал книги в ситцевые пе­реплеты одной краски. Полки были красивы, но об­ложки пропали. Надо помнить, что книга долж­на оставаться по возможности со всеми надписями на ней. Не надо вмешиваться в жизнь книги».

Эти слова Виктора Шкловского следует помнить всем начинаю­щим, да и многим профессио­нальным переплетчикам!

И уж если вы своими руками решили дать книге вторую жизнь, то постарайтесь это сде­лать с минимальными для книга потерями.

Лучше всего сохранить тицр-графскую обложку с корешком и аккуратно наклеить их на сто-ропки и корешок переплета. Если вы хотите, чтобы «родная» об­ложка не истерлась со временем, постарайтесь убрать ее под фор­зац, приклеив ее во время изго­товления книжного блока перед титульным листом.

Имея определенные навыки в написании шрифток, можно са­мому сделать надписи на пере­плетах книг подходящими крас­ками при помощи пера и кисти. Но не каждому дано быть худож­ником или шрифтовиком.

В этом случае обычно пользу­ются имеющимися в продаже шрифтовыми трафаретами раз­личных размеров. Единственное, на что придется обратить особое внимание, — это возможность взаимодействия между материа­лами трафарета и компонентами краски для выполнения надписи. Надежнее всего сделать трафарет с определенным текстом из по­лоски бумвинила и при помощи резинового клея приклеить его на то место, где необходимо вы­полнить надпись. Подобная мера даст возможность сделать одина­ковые надписи на однотипных томах (например, на годовых комплектах журналов) и предо­хранит переплет от возможных затеков краски под трафарет. После снятия такого трафарета с переплета остатки резинового клея легко удаляются резинкой для стирания карандаша.

Наконец, существует еще одна возможность высококачественно­го и быстрого оформления надпи­сей на переплетах книг, если иод рукой имеется «моментальный шрифт», выпускаемый на листах прозрачного или полупрозрачно­го материала. Знаки и символы сходят с листа на любую ровную Поверхность при проглаживании их с небольшим нажимом (на­пример, пишущим узлом шарико­вой авторучки или косточкой) и надежно приклеиваются к ватма­ну, коже, кожзаменителям...

Нанесенную таким шрифтом надпись желательно зафиксиро­вать, покрыв ее бесцветным ца-пон-лаком из пульверизатора или при помлци поролонового там­пона.

Для получения золотого пли серебряного тиснения, выполняе­мого в типографиях на позолот­ных прессах с подогревом, в лю­бительских условиях можно ре­комендовать прежде всего бес-штамповый способ «горячего письма» с использованием отхо­дов переплетной фольги. Правда, не всюду моя ю приобрести та­кую фольгу, но можно сделать ее подобие своими руками.

В качестве подложки берут обыкновенную чертежную каль­ку для туши. Готовят смесь, со­стоящую нз парафина (или вос-жа) и скипидара, взятых в соот­ношении 9:1 (по массе), и на водяной бане нагревают ее до расплавления. В процессе нагре­ва состав тщательно перемеши­лают. Готовую смесь широким мягким флейцем наносят на по­верхность подложки, после чего ее припудривают «бронзовой,) или «серебряной» пудрой, кото­рая продается в хозяйственных магазинах. После нанесения пуд­ры подложку слегка подогрева­ют, в результате чего пудра при­стает к вощеной поверхности. Убедившись в том, что покрытие пудрой нe имеет просветов (в противном случае следует по­вторить припудривание), прика­тывают резиновым валиком верх­ний слой и удаляют избыток пудры кистью — красящий слой готов. Теперь необходимо создать клеевой слой. Из пульверизатора поверх слоя наносят слой лака для волос - — он вполне пригоден для замены шеллака, который рекомендуется в ряде книг по пе­реплетному делу. Подобная «фольга» дает практически такие же результаты в работе, как и фольга фабричного производ­ства.

Можно значительно разнообра­зить палитру красок для тисне­ния, если вместо металлической пудры использовать темперные поливинилацетатные краски, ча-нося их кистью на вощеную по­верхность кальки и просушивая на воздухе нанесенное покрытие. Годится и масляная краска, ко­торую наносят на кальку, пред­варительно смешав с расплавлен­ным воском. Акварельный и гуа-шевые краски перед помещением их на подложку смешивают с предварительно взбитым и от­стоявшимся яичным белком.

Для получения качественных оттисков с использованием пере­плетной фольги методом «горяче­го письма» потребуется какой-ли­бо прибор для выжигания по де­реву, продающийся в магазинах «Детский мир».

Так как процесс переноса кра­сочного слоя фольги на материа­лы требует температуры 100 — 140° С, а «термоперо» (так усло­вимся называть рабочую часть электровыжигательного прибора) нагревается до более высокой температуры, рекомендуется включать электровыжигатель в сеть через трансформатор, по­нижающий напряжение сети вдвое, а ручку регулятора нагре­ва прибора для выжигания выво­дить в положение, соответствую­щее минимальной температуре термопера.

Подготовив прибор, фольгу кладут на переплетный материал и равномерно проводят но ней нагретым термопером прибора. Степень нажима термопера определяется опытным путем. Клеевой слон фольги прочно удержит краску или металл, пе­решедшие на переплетный мате­риал с фольги. Качество пробно­го штриха, конечно, будет зави­сеть от температуры термопера, степени нажима, скорости и рав­номерности его перемещения по фольге.

Чтобы облегчить изготовление того пли иного оттиска, необхо­димые надпись или рисунок предварительно делают на каль­ке, затем накладывают кальку на фольгу и уже через нес копиру­ют на переплетный материал со­ответствующее изображение.

Пользоваться стандартным тео­монером из комплекта электро­выжигателя неудобно. Лучше для «горячего письма» сделать спе­циальную рабочую головку, кон­струкция которой показана на рис. 21. Сам рабочий инструмент головки желательно изготовить из нихромовой проволоки диа­метром 0,6 мм или из проволоки из нержавеющей стали такого же диаметра (последний вариант бо­лее предпочтителен, так как по­верхность такого термопера со временем не окисляется). Для по­лучения линий разной толщины изготовим несколько термоперь­ев, отличающихся по форме, с различными зазорами между проводниками, образующими пет­лю. Длина проволоки, из которой следует изготовить гермонеро, составляет 40 — 50 мм. Во избе­жание замыкания между провод­никами петли вкладывают слю­дяную прокладку или стеклян­ную бусинку. Для удобства рабо­ты с термопером размеры его державки лучше уменьшить по сравнению с заводскими и сде­лать ее из теплостойкой пласт­массы или электрокерамики (ке­рамическая двухканальная со­ломка).

Рис. 21. Термоперо для выполне­ния надписей с использованием фольги: 1 — нагревательный эле­мент; 2 — трубчатые контакты; 3 — державка; 4 — провод для подклю­чения к трансформатору

 

Кстати, при помощи термопера можно отреставрировать осыпав­шуюся или потемневшую надпись на переплете книги, пред­варительно скопировав ее на кальку, один край которой за­крепляется липкой лентой на пе­решлете книги, а под нее, с не­закрепленного края, подклады-вается переплотная фольга. Водя термопером по скопированной надписи, позолоту переносят не­посредственно на те места, где им надлежало находиться ранее.

Для исправления неудачных штрихов и линий кончиком горя­чего термопера прикасаются к зо­лотому тиснению, подлежащему удалению, добиваясь полного его схода с поверхности переплетно­го материала. Слой краски будет при этом сниматься в виде че­шуек.

И наконец, о тиснении при по­мощи пресса. В любительских условиях для этой: цели наиболее пригоден рычажный пресс, на котором удается создать давле­ние около 60 кг/см2 (рис. 22). В качестве рабочего элемента на таком прессе используется нагре­тая до 100° С медная плашка размерами 25 X 25 X 16 мм (ра­бочими поверхностями ее яв­ляются грани 25 X 16 мм). Для уменьшения следов давления ребра платки следует слегка за­круглить. Нагретая в кипящей воде в течение 1 мин плашка, осушенная марлей, быстро поме­щается в пружинный захват, укрепленный на рычаге, и при­жимается к переплетной фольге с заранее выполненным рисун­ком или надписью к переплетно­му материалу на 3 — 5 с. За один прием таким образом может быть получен оттиск размером 16 X X 25 мм. Для изготовления боль­шего оттиска место прижима плашки смещается с небольшим перекрытием по отношению к прежнему оттиску. Чтобы не было перекосов в тиснении длин­ной надписи, удобно воспользо­ваться специальной направляю­щей рамкой с шириной паза 16 мм.

Прежде чем производить тис­нение надписи, нужно опробо­вать фольгу и переплетный ма­териал: при помощи рычажного пресса оттискивают плашкой на куске переплетного материала след узкой грани. Если на фоль­ге получится прозрачный прямо­угольник, а на переплетном ма­териале соответствующий оттиск, то фольгу с этим материалом можно применять. Если оттиск плохой, то следует подобран, другой режим, сменить фольгу или доработать поверхность пере­плетного материала.

Так, если в обычных условиях трудно получить тиснение на та­ких материалах, как коленкор, лен, репс и др., то после пропитки этих материалов илп покры­тия их поверхности клеем ПВА (или столярным клеем) тиснение дает хорошие результаты.

Часто встречаются переплет­ные материалы с рельефной тис­неной поверхностью. На таком материале трудно получить сплошной оттиск. В таких слу­чаях рекомендуется положить поверх фольги 2 — 3 слоя капро­новой ткани. В этом случае от­тиск будет не таким гладким, как без капрона, зато все неровности заполнятся краской с фольги.

Надпись или рисунок, которые нужно оттиснуть на переплетном материале, выполняются в нату­ральную величину на кальке, с которой затем переносятся на фольгу. Для этого фольгу кладут рабочим слоем на мелкозерни­стую шлифовальную бумагу, на­крывают сверху калькой с нуж­ным изображением и обводят контуры изображения затуплен­ной иглой. Фольгу с переведен­ным изображением укладывают рабочим слоем вверх на гладкую темную поверхность и при помо­щи деревянного скребка (игла из твердых пород дерева, заточен­ная «лопаточкой») удаляют те элементы изображения, которые не должны быть в окончательной надписи или картинке. Снимае­мые чешуйки краски смахивают беличьей кистью. Готовое изобра­жение при просматривании его на просвет (на темный фон) не должно иметь непрочитанных мест! Подготовленная таким об­разом фольга укрепляется рабо­чим слоем к переплетному мате­риалу при помощи кусочка лип­кой лепты и переносится под ры­чажный пресс-Переплетчикам, владеющим на­выками слесарного дела, ре-комепдуем сделать клише для тиснения различных элементов оформления переплетных кры­шек и корешков. Изготовить кли­ше можно методом папайки фи­гурно выгнутых медных или ла­тунных полосок шириной 2 — 2,5 мм и толщиной пе менее 0,3 мм на медную пластину тол­щиной около 3 мм. Торцовая ра­бочая часть такого клише тща­тельно отшлифовывается и отпо­лировывается, заусенцы внутри рисунка удаляются. Уложив та­кое клише на заранее закреплен­ную на матерпале или на гото­вом переплете при помощи лип­кой ленты переплетную фольгу, прижимаем клише к фольге, нагретой медной плашкой, укреп­ленной в рычажном прессе.

Рис. 22. Рычажный пресс для золо­того тиснения: 1 — рычаг; 2 — ос­нование; 3 — стойка для удержания рычага в нерабочем положении; 4 — медная плашка; 5 — переплет­ный материал, на котором тиснится надпись; 6 — рамка-трафарет; 7 — переплетная фольга; 8 — струбци­на; 9 — резиновое кольцо для удер­жания рычага; 10 — пружина; 11 — винт

 

Клише делают и из прессшпа­на с глянцевой поверхностью. Острым ножом вырезают из прессшпана все элементы оформ­ления, которые должны быть от­тиснуты на переплете, и собира­ют из них на целом листе такого же прессшпана зеркальное изо­бражение будущего рисунка. Толщина материала здесь не име­ет особого значения, но лучше всего подходит прессшпан тол­щиной 1 мм. Клей для приклей­ки элементов изображения лучше брать костный. Для тиснения та­кого изображения в качестве на­гревателя борется утюг, а прессо­вание производят при помощи описанного вып:о переплетною пресса.

Выполненное тиснение внима­тельно осматривают и, если не­обходимо, зачищают места, на которых но должно быть краски или металла. Подправлять изо­бражение лучше всего при помо­щи мягкой резинки для карап-даша.

Тщательно следуя всем сове­там, изложенным в этом маю-риале, вы не только приобретете полезные навыки, но и получите большое удовлетворение от ре­зультатов своего труда.

 

Уважаемые читатели!

Этот дополнительный номер се­рии «Сделай сам», посвященный пе­реплету и реставрации книг, подго­товлен редакцией по вашим много­численным просьбам.

Очередной двенадцатый номер, котором будет рассказано об ис­кусстве фотографии, выйдет в свет в декабре 1989 г.

 

ББК 37.88

И83

 

Ю. П. Ирошников, И. Г. Ирошникова

И 83 Переплет и реставрация книг. — М.: Знание, 1989. — 32 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам» N 11 1989).

 

ISBN 5-07-001179-0

 

В выпуске содержатся практические советы и рекоменда­ции по переплету и реставрации книг в домашних условиях без использования специальных приспособлений, сложного инструмента и дефицитных материалов. Все предлагаемые советы и рецепты, проверенные авторами на практике, явля­ются обобщением богатого опыта самодеятельных переплет­чиков-любителей.

Рекомендуется как для использования в кружках юных переплетчиков, так и для самостоятельного изучения и освоения переплетного и реставрационного дела.

 

4502030000

ISBN 5-07-001179-4)

Издательство «Знание», 1989 г.

ПЕРЕПЛЕТ И РЕСТАВРАЦИЯ КНИГ

 

Гл. отраслевой редактор Л. А. ЕРЛЫКИН

Ст. научный редактор С. А. Г Л УШКОВ

Редактор О. А. ИОНОВА

Оформление художника В. И. ПАНТЕЛЬЕВА

Худож. редактор М. А. ГУСЕВА

Техн. редактор О. А. НАЙДЕНОВА

Корректор В. И. ГУЛЯЕВА

 

ИБ № 10353

 

Сдано в набор 29 11.89. Подписано к печати 05.12.89. Т18639. Формат бумаги 60X84 1/8. Бумага газетная. Гарнитура обыкно­венная. Печать высокая. Усл. печ. л. 4,0. Усл. кр.-отт. 6,0. Уч-изд. л 428 Заказ 2471. Тираж 4812806 экз.

5-6-7 заводы по 500 000»кз. (2000001-3500000 экз.) Издательство «Знание». 101835. ГСП. Москва, Центр, проезд

Типография ордена Трудового Красного Знамени издетельско-полиграфического объединения ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Адрес НПО: 103030. Москва, К-30. Сущевская, 21.

 

 

OCR Pirat

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.