Соотношение частного и публичного права — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Соотношение частного и публичного права

2019-10-25 79
Соотношение частного и публичного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материальные теории

Суть материальных концепций разграничения публичного и частного права заключается в идее того, что главным отличием данных подсистем друг от друга является различие правоотношений, регулируемых ими. В рамках данной доктрины ученые выделяют различные критерии: цели, интереса, предмета, субъектов регулируемых отношений.

Теория интереса

Публично-правовыми отношениями, в соответствии с теорией интереса, являются правоотношения, в которых норма права защищает интересы государства, общие или публичные интересы. Соответственно все остальные правоотношения (имущественные и лично-неимущественные в которых не защищается общественный интерес) являются частными. Соответственно, все правоотношения по своей природе являются изначально частными, становясь публичными в случае наличия в них публичного интереса. В соответствии с данной теорией, в случае участия в гражданских правоотношениях государственных органов и учреждений, такие отношения понимаются как публичные.

Теория предмета

В соответствии с данной теорией, предметом частного права является совокупность имущественных и лично не имущественных отношений, в то время как предметом публичного права является иные отношения, связанные с осуществлением властных полномочий и деятельности государства.

Формальные теории

В формальных теориях разграничения публичного и частного права выдвигается тезис о том, что различие между частной и публичной сферами права заключается в способе регулирования отношений. Самым главным критерием разграничения публичного и частного права здесь является метод правового регулирования. Тем самым, отрасли права, в которых доминирует диспозитивных метод регулирования (гражданское право, трудовое право) являются частными и наоборот, в тех отраслях права, где превалирует императивный метод (конституционное право, административное права, уголовное право) — публичными.

Отрицание частного права

В современной науке сохраняется и негативистский подход к частному праву, согласно которому разделение права на публичное и частное в современных условиях является не только не значимым, но и ошибочным, ведет к неоправданному усложнению системы права. Более того, вопрос о разграничении частного и публичного права усложняет также проблему понимания правовой природы комплексных отраслей права, в которых довольно затруднительно выделить публичный и частный элементы.

Теория конвергенции

Теория конвергенции была создана с целью найти компромисс между материальными и формальными теориями посредством отказа от жесткого дуализма публичного и частного права. В соответствии с теорией конвергенции, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и пересекаются. С одной стороны публичное право проникает в сферу частного права, происходит ее «публицизация», с другой стороны частное право также воздействует на публичные правоотношения. Таким же образом объясняется природа комплексных отраслей права, как отражающих тесное переплетение публичной и частной подсистем права.

 

78.Понятие и формы реализации норм права.

Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права.

Существует несколько классификаций форм реализации права. Наиболее распространенной является разделение реализации по способам совершения правообразующих действий и того, какие предписания реализуются (субъективное право, юридическая обязанность или правовой запрет). Соответственно выделяют: использование (осуществление), исполнение и соблюдение[1]. В качестве особой формы реализации права выделяют применение права.

Использование – направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Реализуются нормы закона, которые наделяют субъекта правами.

Исполнение – требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.

Соблюдение – пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений, вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому.

Применение права – активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Применение – это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности.

 

79.Предмет теории государства и права

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Теория государства и права — это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):

теории государства;

теории права.

Предмет — это то, что она изучает (сегмент, сторона этой сферы).

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности.

В качестве предмета теории государства и права можно назвать следующее:

наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т. е. их наиболее общие признаки);

система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства, и т. д.).

 

80.Механизм правового регулирования: понятие и элементы.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

· норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

· юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

· правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

· акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

· охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

 

81.Акты применения норм права: понятие и классификация.

Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Признаки

· Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.

· Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

· Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.

· Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права- документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

· Правоприменительные акты обычно могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной государственный орган в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом, как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

Правоприменительные акты обнаруживают следующие общие черты с нормативными актами:

· представляют собой, как правило, письменные акты-документы

· исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц

· обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых (НПА), в основном, в следующем:

· акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать

· акты применения права не являются источниками права

· не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА

· акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.

· акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц

· акты применения права рассчитаны на однократное применение

· они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)

· акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Виды

по форме:

· приказы;

· постановления;

· указания;

· представления;

· резолюции;

· протоколы;

· решения;

· разрешения;

· предупреждения;

· приговоры;

· определения;

· распоряжения

· и др.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

· акты государственных органов и общественных организаций;

· акты главы государства — Президента РФ;

· акты федеральных органов власти и управления;

· акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

· акты органов правосудия;

· акты органов прокуратуры;

· акты органов надзора и контроля;

· акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права:

· регулятивные (приказ о повышении по службе)

· охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

· основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)

· вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

· акты гражданско-правовые,

· уголовно-правовые,

· акты конституционно-правовые,

· акты административно-правовые

по характеру:

· материальные

· процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:

· акты однократного действия (наложение штрафа)

· длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

 

 

82.Республика как форма правления: сущность, признаки, виды.

Республика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.

По состоянию на 2006 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.

Современной республике присущи следующие признаки:

· Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

· Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

· Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

· В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

· Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу выделяются три основные разновидности республики:

· Парламентская республика, где власть в большинстве сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.

· Президентская республика, где президент координирует отношения между ветвями власти и является верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.

· Смешанная республика (полупрезидентская) — сильная президентская власть с сильным влиянием правительства. В разных странах разные полупрезидентские республики отличаются друг от друга. Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом

· Теократическая республика.

Помимо вышеуказанных существуют также республики следующих видов:

Советская республика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы — представительные органы государственной власти.

Народная республика — часть официального названия некоторых государств. Термин «Народная республика» часто использовался коммунистическими или близкими им режимами в качестве официальных наименований стран, в которых они находились у власти.

Демократическая республика — республиканская форма правления, при которой страна считается «общественным делом» (лат. res publica), а не частной собственностью или имуществом правителей, и где институты власти государств, прямо или косвенно избранные либо назначенные, а не унаследованные и где все граждане имеют одинаковое (равное) право голоса на выборах в местные и национальные органы власти, которые непосредственно влияют на уровень и качество их жизни.

Исламская республика — распространённая на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель.

Федеративная республика — федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

Вече (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества).

 

83.Понятие и классификация правоотношений.

Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:

- субъекты правоотношения;

- объект правоотношения;

- содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения и их фактическое (реальное) поведение).

Классификация правовых отношений осуществляется по различным основаниям.

Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно разделить по отраслевому признаку на конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных областей общественных отношений.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

Относительные - в относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик).

Абсолютные - в абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

Активные (в правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность);

Пассивные (в правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами).

 

84.Стадии законотворческой деятельности.

Законотворчество — деятельность законодательного органа государственной власти, связанная с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием новых законов в установленном порядке.

Стадии:

1) законодательную инициативу — внесение предложения об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ст. 104 КРФ) принадлежит Президенту РФ, СФ,, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обуждение законопроекта — доклада представителя субъекта, внесшего законопроект.

3) принятие закона, голосование.

а) принятие закона Государственной Думой (ФЗ считаются принятыми если 50% + 1 голос; ФКЗ считаются принятыми если 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона СФ закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ;

в) подписание закона Президентом РФ (президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный);

4) опубликование закона (в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

 

85.Монархия как форма правления: сущность, признаки, виды.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору) и передаётся по наследству.

Признаки:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

- наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

- юридический иммунитет и независимость монарха.

Виды монархий:

- Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При АМ существующие органы власти подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться через совещательный орган (Саудовская Аравия).

- Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет преимущественно представительную функцию.

Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

 

86.Правосознание: понятие, структура, виды.

Правосознание — форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение субъекта к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Структура правосознания:

- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): уровень юридической науки в целом.

- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности).

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

 

87.Кодификация законодательства: понятие, виды и значение.

КОДИФИКАЦИЯ — упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Современное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну какую-нибудь его отрасль. Главная функция и важнейшая особенность кодификации в ее современном звучании — изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера. Кодификация с этой точки зрения является высшей формой систематизации, обеспечивающей коренную переработку действующего законодательства в той или иной сфере регулируемых им отношений и придающая ему на этой основе новое качество. Кодификация выступает как средство (способ) совершенствования и упорядочения законодательства и проводится с той целью, чтобы объединить и систематизировать апробированные временем действующие установления, уточнить (переработать) их содержание и изложить с соблюдением требований законодательной стилистики и законодательной техники. Тем самым обеспечивается максимальная полнота регулируемых отношений. Критика кодифицируемого законодательства, являющаяся основой кодификации, позволяет устранить противоречия и несогласованности действующих норм права, придать им совершенную форму. Принципиально выгодная особенность кодификации состоит в том, что она обеспечивает выполнение в правовой системе двух задач: 1) упорядочивает законодательство и 2) качественно совершенствует его. Кодификация в этом смысле является не только высшей формой систематизации, но и высшей формой правотворчества. Кодификация всегда преследует установление новых норм, отвечающих в наибольшей мере потребностям общественной практики, устраняющих пробелы и дефекты в правовом регулировании и обладающих качеством оптимальных регуляторов в данных условиях. В результате кодификации принимается сводный кодификационный акт. По своему характеру и значению кодификация может быть всеобщей отраслевой и специальной.

???

 

88.Понятие и виды функций государства. Эволюция функций.

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

 

89.Договор нормативного содержания как источник права: понятие и виды.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами. Также международные договоры могут быть классифицированны на: А) Договоры между государствами Б) Договоры между правительствами государств В) Межведомственные договоры государств

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

 

Нормативные договоры – это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу права и обязанностей, устанавливается их объём и последовательность реализации, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом праве.

Нормативно-правовые договоры – проявление нормативной саморегуляции. Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал правовые нормы.

Примерами договора нормативного содержания могут служить договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ.

В области трудового права значительную роль продолжают играть коллективные и индивидуальные договоры (контракты)

В международном праве в качестве основной формы права выступает договор. Международный договор – соглашение между государствами и субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путём создания взаимных прав и обязанностей.

Нормаустанавливающее значение договоров признаётся во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права. С развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права.

В настоящее время нормативно-правовой договор, как и все иные виды договоров, рассматриваются в основном в пределах отдельных отраслей права. За редким исключением – в рамках общей теории права.

Вырабатывая определение понятия нормативно-правового договора на отраслевом уровне некоторые исследователи «договорной» материи пытаются также сформулировать аналогичное определение и на общетеоретическом уровне. Нормативно-правовой договор при этом представляется как основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами.

Нормативно-правовой договор обладает как общими, так и собственными чертами и особенностями.

Общие черты и особенности нормативно-правового договора:

1. Обладает согласительным характером (договор – это в первую очередь соглашение сторон);

2. Имеет добровольный характер, означающий свободное изъявление сторон;

3. Эквивалентный, в большинстве своём возмездный характер;

4. Обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер.

Собственные черты и особенности нормативно-правового договора:

1. Содержит в себе правовые нормы-правила общего и обязательного характера;

2. Может содержать в себе не только нормы, но и принципы права;

3. Является актом правотворчества, а не актом правоприменения (также не может быть актом толкования);

4. Нормативно-правовые договоры имеют преимущественно публичный характер.

 

90.Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение.

Инкорпорация (лат. incorporatio — присоединение) — подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность — изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.

Виды инкорпорации

По юридической силе

- Официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.

- Официозная инкорп


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.