Права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки: — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки:

2019-10-25 47
Права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) они закреплены в Конституции – нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу и прямое действие; положение соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину;

в) они носят учредительный характер, их системы составляет основу правового статуса личности;

г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства

 

22.Гарантии законности: понятие и виды.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Экономические гарантии. Свобода предпринимательства. Свобода экономической деятельность. Свобода распоряжаться своим имуществом и способностями. Свобода труда.

Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.

Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.

Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности.

Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту.

23.Гражданское общество: понятие, признаки, основные институты.

Гражданское общество - совокупность добровольных объединений людей, ассоциаций и организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

Признаки: открытость (для вступления и выхода); гласность (открытая для общения с другими обществами социальная систем); саморазвивающая система (независимо от других сфер); самоуправляемость системы; невмешательство государство в управление; признание и защита естественных прав человека, равенство перед законом (как для индивида так и для ассоциаций); наличие правового государства; экономическая свобода.

Основные институты: личность, семья, школа, церковь, собственности и предпринимательство, социальные группы, слои, классы, частная жизнь граждан и ее гарантии, институты демократии, общественные объединения, независимое правосудие, система воспитания и образования, свободные средства массовой информации, негосударственные социально-экономические отношения и др.

 

24.Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов.

Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.

Структура состава правонарушения:

Объект правонарушения - это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда (блага), т.е. объект - это определенная ценность (жизнь, здоровье, имущество и т. д.), которой правонарушением причиняется в той или иной мере (степени) вред.

Объективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения.

Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния: место, время, обстановка, способ, орудие совершения деяния.

Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Деликтоспособность физического лица связывается с понятиями: «возраст», «вменяемость».

Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние.

Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).

Формы вины: умысел, неосторожность.

Виды умысла: прямой, косвенный.

При прямом умысле лицо сознает общественно опасный или вредный характер своего деяния, предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния, желает наступления общественно опасных или вредных последствий своего деяния.

При косвенном умысле лицо сознает общественно опасный или вредный характер своего деяния, предвидит наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния, сознательно допускает наступление общественно опасных или вредных последствий своего деяния.

Виды неосторожности: самонадеянность (легкомыслие), небрежность.

Например, в уголовном праве при преступной самонадеянности лицо: а) предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния; б) и легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, а при преступной небрежности лицо: а) не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния; б) хотя должно было их предвидеть и могло их предвидеть.

В гражданском праве понятие «неосторожность» (простая, грубая) отличается от понятия «неосторожность» в уголовном праве. Кроме того, гражданское право предусматривает возможность юридической ответственности и без вины (по договору, по закону - ст. 450 ГК Украины).

 

25.Законность: понятие и принципы.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

- Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

- Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

- Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

- Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

- Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

- Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

- Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

- Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

 

26.Государство и общество. Соотношение понятий и проблемы взаимодействия.

Под гражданским обществом (или обществом граждан) принято понимать совместные (коллективные) действия людей в сфере не их приватной (частной), а публичной (или общественной) жизни, причём в условиях, когда она перестаёт быть монополией властных элит – как традиционных, так и современных.

Правовое государство и гражданское общество – это две стороны одного и того же социально-исторического явления – развитого индустриального и постиндустриального общества. Первое представляет форму, между тем как второе – содержание. Как форма, государство отражает интересы гражданского общества; создаёт правовые условия для его дальнейшего развития и функционирования; причём соответствует интересам гражданского общества, гарантированно защищает их в правовом порядке.

Гражданское общество как таковое является фундаментом правового государства. А правовое государство между тем представляет собой концентрированное выражение гражданского общества. В силу данного обстоятельства этапы развития правового государства совпадают с этапами развития гражданского общества.

К важнейшим аспектам взаимодействия институтов гражданского общества и правового государства относятся: хозяйственные, экономические, этнические, семейно-родственные, религиозные, нравственные, правовые отношения. К ним также примыкают опосредованные государством политические отношения между индивидами или свободными личностями, партиями, группами интересов.

В то же время формирование институтов гражданского общества как такового становится необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни, сознательно проецируемых в социальную реальность.

 

27.Понятие и структура системы права.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

- Отрасль права — совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования (по этим критериям отличают одну отрасль права от другой);

- Подотрасль (суботрасль) права — совокупность нескольких близких по характеру правовых институтов. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права;

- Правовой институт — представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Чаще всего регулирует определённый вид общественных отношений, причём это регулирование имеет достаточно законченный характер.

- Отраслевой правовой институт — объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.

Межотраслевой правовой институт — к нему принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

- Норма права — регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

 

28.Правовой обычай и юридический прецедент как источники права.

Правовой обычай — неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Правовой обычай широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно указывают на обычай как на источник права. Гражданский кодекс дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (п. I ст. 5). В последующем используется оговорка «в соответствии с обычаями делового оборота».

Юридический прецедент (судебная практика) - более распространенный в современном мире источник права, чем правовой обычай. «Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение».???

 

29.Форма государства: понятие и характеристика элементов.

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

· исторические традиции развития национальных государств;

· исторические особенности становления национальной государственности;

· реальное соотношение социальных сил в стране;

· национальный состав населения страны;

· менталитет населения;

· зарубежный опыт;

· уровень жизни населения;

· степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

· роль мирового сообщества.

Элементы форм государства:

Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе/ Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.)

Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета./ Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.);

Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (Демократия / Авторитаризм / Тоталитаризмнархию).

 

30.Функции права: понятие и виды.

Функции права – основные направления юридического воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на организацию социально значимых отношений посредством определенных правил поведения, требований общественного развития.

2) регулятивная динамическая функция – с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – направленная на обеспечение безопасной общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – назначении наказания за совершенные правонарушения.

 

31.Англо-саксонская правовая система: характеристика и оценка.

Англосаксонская правовая семья, или англо-американская правовая система — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

В географической структуре англо-американского (общего) права выделяют две группы: английскую (Великобритания и страны Содружества) и американскую (США — федеральная правовая система и правовые системы штатов). Каждой из них присущи характерные особенности. Правовые системы североамериканских колоний Британии после провозглашения независимости стали развиваться путем, отличным от пути развития правовой системы Великобритании и других её колоний; правовая общность последних с бывшей метрополией сохраняется и после обретения ими независимости. Говорят, что Великобритания и США — страны, разделенные общим правом. Некоторые правовые системы, входящие в семью общего права, являются смешанными. К ним относятся правовые системы Таиланда, Филиппин, канадской провинции Квебек, штата Луизиана и ассоциированного с США государства Пуэрто-Рико (все пять — преимущественно романо-германского характера); Индии и её штатов (где сохраняются остатки влияния традиционного индусского права, при доминировании англо-американского права); Пакистана (основу правовой системы составляют мусульманское и общее право); Израиля (правовая система которого объединяет все три основные правовые семьи современности, при сохранении влияния традиционного иудейского права); Шри-Ланки, ЮАР, британского региона Шотландия (объединяют черты общего права и архаичного римско-голландского права).

Характерные черты:

Среди отличительных черт англо-американской правовой семьи — доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.

Источники права:

В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основным источником права, хотя возрастает роль актов статутного права. Весомое место среди источников права занимает также правовая доктрина. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих.

 

32.Характеристика внешних функций государства.

Внешние функции государства - определенную направленность деятельности государства во внешних отношениях.

Внешние функции государства:

- отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;

- организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Основными внешними функциями являются

Функция обороны страны

Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.