Раздел 5. Лекция «Азия и Африка в XXI веке» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Раздел 5. Лекция «Азия и Африка в XXI веке»

2019-10-25 379
Раздел 5. Лекция «Азия и Африка в XXI веке» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перспективы эволюции системы международных отношений и современные тенденции. Восток в мировой экономической системе. Макроэкономические достижения Востока и политэкономические процессы. Разновекторность социально-экономического развития стран Востока.

Политические последствия распада биполярной системы Распространение ядерных технологий в ареале стран Азии. Процессы регионализации (формирование региональных держав и укрепление региональной интеграции) на Востоке. Нарастание культурно-цивилизационных особенностей на современном этапе и новые теории развития зоны Юга. Процессы отчуждения от западной цивилизации. Этно-конфессиональные конфликты на Востоке. Экологические и демографические проблемы.

 

Литература для подготовки по разделу 5

Основная литература:

История стран Азии и Африки после Второй мировой войны: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. / под. ред. С. И. Лунёва. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

Дополнительная литература:

Белокреницкий В.Я. Восток в международных отношениях и мировой политике. Курс лекций. - М.: Восточный университет, 2009.

«Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс / под общ. ред. А.Д. Воскресенского. – М.: МГИМО-Университет, 2010.

Внешнеполитический процесс на Востоке: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Стрельцова. — М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс» — 2017. — 352 с.

Воскресенский А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке / Воскресенский А.Д. - М.: Аспент-пресс, 2007.

Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы / под ред. Воскресенского А.Д. - М.: Аспект Пресс, 2010.

Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век: учебник: в 3 ч. Ч. 2. 1945-2000 / ред. А.М. Родригес. - Москва: ВЛАДОС, 2012. – в базе данных «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru

Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век: учебник: в 3 ч.. Ч. 3. 1945-2000 / ред. А.М. Родригес. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - в базе данных «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru

Лунев С.И. Восток в контексте мировых экономических и политических процессов // Сравнительная политика. – 2010. - № 2, с. 44-56.

Лунев С.И. Восток и «новые» глобальные вызовы // Сравнительная политика. – 2010. - № 2, с. 57-71.

Мировая политика в условиях кризиса. Учебное пособие / под ред. С.В. Кортунова. - М.: Аспект пресс, 2010.

Новые международные отношения: тенденции и вызовы для России / под ред. А.В.Лукина. М.: Международные отношения, 2018.

Системная история международных отношений / под ред. Богатурова А. Д.

Том 3 - URL: http://www.obraforum.ru/lib/book3/titul.htm

Современные международные отношения / под ред. Торкунова А.В., Мальгина А.В. – М.: Аспект Пресс, 2017

Экологические проблемы стран Азии и Африки / Отв. ред. – Стрельцов Д.В. - М.: Аспект Пресс, 2012.

 

Список Интернет-ресурсов для программы “Новейшая история стран Азии и Африки» по различной проблематике:

Азиатская библиотека. Справочно-аналитический ресурс по историческим проблемам стран Азиатско-Тихоокеанского региона - URL:http://asiapacific.narod.ru/

Восточный портал - URL:http://www.oriental.ru/)

Журнал «Международные процессы» (online-версия) - URL: http://www.intertrends.ru/

Журнал “ProetContra” (online-версия) - URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/

Журнал “Россия в глобальной политике» (online-версия) - URL:http://www.globalaffairs.ru/

Материалы программы Московского центра Карнеги «Азиатская безопасность» - URL: http://www.carnegie.ru/ru/programs/68499.htm

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Раздел «Россия-Азия» - URL:http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/strana

Центр Восточных культур. Восточный Хронограф XX-XXI вв. - URL: http://www.orient.libfl.ru/chrono/index.html

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Для подготовки докладов на семинарах студенты могут выбрать одну из тем, указанных в перечнях вопросов для обсуждения на семинаре в разделе 4.2, либо же, по согласованию с преподавателем, другую тему, затрагивающую тематику изучаемого раздела.

Примерные темы индивидуального исследования

Можно первоначально предложить следующие темы:

1) Политические, социально-экономические, культурно-цивилизационные итоги колониального управления Востоком.

2) Подъем национально-освободительной борьбы на Востоке в первой половине XX века: причины и следст­вия.

3) Кемалистская революция в Турции.

4) Этапы крушения колониальной системы после Второй мировой войны.

5) Победа революции в Китае. Образование КНР.

6) Особенности развития Японии после Второй мировой войны.

7) Освободившиеся страны Востока: проблема выбора пути развития.

8) Политические аспекты колониальной агрессии Франции против Вьетнама в 1945-1954 гг.

9) Политика шаха М. Резы-шаха в Иране: субъективные цели и объективные результаты.

10) «Новый порядок» генерала Сухарто в Индонезии.

11) Афганистан в 1980-е годы.

12) Энергетические и экологические проблемы в КНР.

13) Оценка социально – политического потенциала Тибетского ОАР КНР.

14) Особенности партийно-политической системы Японии.

15) Перспективы объединения двух Корей.

16) Развитие науки и образования в Восточной Азии.

17) Роль АСЕАН на региональном и глобальном уровне.

18) Реформы в странах Восточного Индокитая после крушения биполярного мира.

19) Индия в современной мировой экономической и политической системе.

20) Специфика развития мусульманских государств Южной Азии.

21) Антитеррористическая операция» 2001 г. и ее последствия для Афганистана.

22) Центральная Азия как геополитический регион.

23) Деятельность региональных и субрегиональных организаций в арабском мире.

24) Проблемы урегулирования арабо-израильских отношений.

25) Этно-конфессиональные конфликты в Африке: причины и последствия.

26) Движение неприсоединения на современном этапе.

27) Женщины-политики в Азии: во главе правительств и оппозиции.

28) Деятельность международных террористических организаций на Востоке.

29) Проблема распространения ядерного оружия в Азии.

30) Страны Востока в биполярный период: разновекторность путей политического и экономического развития.

 

Примерный список вопросов для подготовки к экзамену

1. Политическое и экономическое положение стран Азии и Африки к середине XX века.

2. Этапы крушения колониальной системы в Азии после II мировой войны. Противоречивая роль колониализма на Востоке.

3. Изменение политической карты Африки после II мировой войны.

4. Проблема выбора пути развития странами Азии и Африки после крушения колониализма.

5. Итоги гражданской войны в Китае, образование КНР и ее развитие в 1949-1953 гг.

6. Китай при Мао Цзэдуне: итоги политического и социально-экономического развития страны.

7. Внешняя политика КНР в маоистский период и проблема «двух Китаев».

8. Раздел Британской Индии в 1947 г.: образование Индии и Пакистана.

9. «Курс Неру» в Индии: его содержание и результаты.

10. Модернизация послевоенной Японии (1945-1973 гг.) и ее социально-экономические результаты. Японская модель демократии.

11. Достижение независимости странами Восточного Индокитая. Особенности их развития после II мировой войны.

12. Построение социализма с «китайской спецификой» в КНР.

13. Экономические и политические реформы на Тайване: этапы, результаты и перспективы.

14. Особенности развития Японии в постбиполярный период и необходимость системных реформ.

15. Особенности политического режима в КНДР, ее социально-экономическое развитие.

16. Этапы политического развития Республики Корея. РК как «новая индустриальная экономика».

17. Перспективы объединения «двух Корей». Ядерная проблема на Корейском полуострове.

18. Индонезия в периоды «направляемой демократии» и «нового порядка». Крушение режима генерала Сухарто и развитие Индонезии после 1998 г.

19. Специфика развития Малайзии.

20. Социально-политические процессы на Филиппинах и в Таиланде.

21. Политика «обновления» («дой мой») в СРВ.

22. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии: роль АСЕАН на региональном и глобальном уровнях.

23. Основные этапы общественно-политического развития Республики Индия.

24. Процессы модернизации индийского обществав постбиполярный период.

25. Основные этапы социально-политического развития Пакистана.

26. Политические процессы в Афганистане в 1970-е – 2013 гг.

27. Особенности процессов демократизации в послевоенной Турции. Активизация политического ислама.

28. Белая революция» в Иране: цели и результаты.

29. Антишахская революция» в Иране. ИРИ после смерти Р.М. Хомейни.

30. Государства Центральной Азии после распада СССР: общее и особенное в политическом и социально-экономическом развитии.

31. Обретение независимости Монголией и основные этапы ее социально-политического развития.

32. Экономические реформы в арабских странах в постбиполярный период.

33. Истоки арабо-израильского конфликта. Арабо-израильская война 1948 года, ее последствия.

34. «Процесс в Осло». Арабо-израильский конфликт на современном этапе.

35. Подъем национально-освободительного движения в арабских странах. Особенности революции 1952 года в Египте, ее значение для арабского мира. Насер и насеризм.

36. Арабский регион в 1970-1980-е годы: прагматизм в политике, конфликты. Проблемы модернизации аравийских монархий.

37. Проблемы интеграции арабских стран, деятельность ЛАГ, ССАГПЗ, САМ

38. Современные проблемы развития стран Африки южнее Сахары.

39. Восток в современной мировой системе.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:

Вид работы Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы Доля вида работы в итоговой оценке
Контрольные срезы (6) Способность понимать нормы и традиции других стран; обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени, способность к восприятию и документированию мультимедийной информации на иностранных языках в режиме реального времени; способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию; способность подвергать сомнению традиционные стереотипы, предлагать новые пути; способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика). 50%
Ответ на экзамене Способность к эффективному общению (письменному) и к системному видению; демонстрация понимания: общего, особенного и единичного в политическом и экономическом развитии стран Востока; исторического пути стран различных регионов изменения роли и места Востока в мировой системе - в межвоенный, биполярный и постбиполярный периоды; разновекторности развития различных стран и регионов; умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием. 50%
Итог   100%

Итоговая оценка за контрольные срезы будет рассчитана по оценкам, полученным в ходе шести промежуточных аттестаций, по формуле:

Afin = 1/6 A1 + 1/6∙A2 + 1/6∙A3 + 1/6∙A4 + 1/6∙A5 + 1/6∙A6, 

при этом значение оценки по каждому из видов промежуточной аттестации должно составлять не ниже 60 баллов. В противном случае материал раздела считается неосвоенным, а значение промежуточной оценки приравнивается к нулю.

 

Первый контрольный срез (A1) (6 недель обучения) выставляется на основании оценки знаний, посещения лекций, активности на семинарах (включая выступление с собственными подготовленными проектами), на практическом занятии по анализу «ориенталистских» текстов и ситуационном анализе о возможностях политической модернизации Китая, глубины и аргументированности ответов, тщательности проработки рекомендованной литературы по темам «Страны Азии и Африки к середине ХХ века», «Китай после провозглашения КНР» и «Развитие Китая в постбиполярный период».

 

Второй контрольный срез (A2) (11-12 недель обучения) выставляется на основании оценки знаний, посещения лекций, активности на семинарах (включая выступление с собственными подготовленными проектами) глубины и аргументированности ответов, тщательности проработки рекомендованной литературы по темам «Японская модель развития в современном мире» и «Проблема развития Корейского полуострова»

 

Третий контрольный срез (A3) (17-18 недель обучения) выставляется на основании оценки знаний, посещения лекций, активности на семинарах (включая выступление с собственными подготовленными проектами) и на круглом столе «Причины устойчивости демократии в Индии», глубины и аргументированности ответов, тщательности проработки рекомендованной литературы по темам «Этапы политического и социально-экономического развития Индии и Пакистана», «Средние и малые страны Южной Азии» и «Индонезия, Малайзия, Сингапур и Бруней после Второй мировой войны».

 

Четвертый контрольный срез (A4) (23-24 недель обучения) выставляется на основании оценки знаний, посещения лекций, активности на семинарах (включая выступление с собственными подготовленными проектами) и в ходе «мозговой атаки» на тему «Возможность создания Большой Восточной Азии», глубины и аргументированности ответов, тщательности проработки рекомендованной литературы по темам «Новейшая история Таиланда и Филиппин» и «Достижение независимости странами Индокитая. Проблемы выбора пути развития».

 

Пятый контрольный срез (A5) (29-30 недель обучения) выставляется на основании оценки знаний, посещения лекций, активности на семинарах (включая выступление с собственными подготовленными проектами) и в ходе ситуационного анализа «Ближневосточный кризис на современном этапе», глубины и аргументированности ответов, тщательности проработки рекомендованной литературы по темам «Социально-политическое развитие стран Среднего Востока в новейший период», «Пути развития независимых арабских стран» и «Ближневосточный кризис на современном этапе».

 

Шестой контрольный срез (A6) (34 недель обучения) выставляется на основании оценки знаний, посещения лекций, активности на семинарах (включая выступление с собственными подготовленными проектами), глубины и аргументированности ответов, тщательности проработки рекомендованной литературы по темам «Центральная Азия после распада СССР», «Страны Африки в послеколониальный период» и разделу «Азия и Африка в XXI веке» (возможны вопросы по проблематике всего курса).

 

Оценка A1 складывается из:

- оценки знаний – 0,5;

- посещения лекций и активности на семинарах – 0,5 (0,3 – за выступления с собственными подготовленными проектами).

По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 100-бальной шкале соответственно:

- за оценку знаний – 0,5 х Q1;

- за посещение лекций активность на семинарах – 0,5 х Q2;

где Q1 и Q2 – оценки в 100-бальной шкале.

 

На этих же принципах вставляются оценки A2 , A3, A4, A5 и A6.

 

Письменный экзамен дает 50% общей оценки.

 

Таким образом, итоговая оценка по курсу будет рассчитана по формуле:

(Контрольные срезы - Afin х 0,5) + (Экзамен х 0,5).

 

 

7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

История Востока. В 6 т. Т. 5: Восток в новейшее время (1914-1945 гг.) / Ин-т востоковедения РАН. - Москва: Вост. лит., 2006.

История Востока. В 6 т. Т. 6: Восток в новейший период (1945-2000 гг.) / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2008.

История стран Азии и Африки после Второй мировой войны: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. / под. ред. С. И. Лунёва. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

Дополнительная литература:

1. Алиев С. М. История Ирана в ХХ в. - М.: Крафт+, 2004.

2. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. 2-е издание. - М.: Мысль, 1979.

3. Белокреницкий В.Я. Восток в международных отношениях и мировой политике. Курс лекций. - М.: Восточный университет, 2009.

4. Белокреницкий В. Я., Москаленко В. Н. История Пакистана. ХХ в. - М., 2007.

5.  «Большая Восточная Азия»: мировая политика и региональные трансформации: научно-образовательный комплекс / под общ. ред. А.Д. Воскресенского. – М.: МГИМО-Университет, 2010.

6. Васильев В.Ф. История Мьянмы/Бирмы ХХ век. - М.: ИВ РАН, 2010.

7. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 2. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва:

Юрайт, 2011.

8. Внешнеполитический процесс на Востоке: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Стрельцова. — М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс» — 2017. — 352 с.

9. Воробьев В.П. Конституционно-правовая система Государства Израиль / Воробьев В.П. - М: МГИМО, 2002.

10. Воскресенский А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. – М.: Аспект Пресс, 2007.

11. Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы / под ред. Воскресенского А.Д. - М.: Аспект Пресс, 2010.

12. Другов А.Ю. Индонезия на грани столетий (1997-2006 гг.). - М.: ИВ РАН, 2011.

13. Другов А.Ю., Тюрин В.А. История Индонезии: ХХ век.– М.: ИВ РАН 2005.

14. Дружиловский С. Б. Исламская республика Иран на ру6еже 80-х - 90-х гг. - М.: МГИМО, 1992.

15. Дружиловский С.Б. Турецкая Республика в 80-90 гг. - М.: Научная книга, 1998.

16. Еврейское государство в начале ХХ1 века / А.Эпштейн (ред). - Иерусалим-Москва: Гешарим-Мосты культуры, 2008.

17. Емельянов А.Л. Постколониальная история Африки: учеб. пособие / Емельянов А.Л. — М.: МГИМО-Университет, 2012.  

18. Звягельская И. Д. Ближневосточный конфликт: история, динамика, перспективы / Звягельская И. Д. - М.: МАКС Пресс, 2005.

19. Звягельская И.Д. История Государства Израиль / Звягельская И.Д. - М.: Аспект пресс, 2012.

20. Индия сегодня: справочно-аналитическое издание / Рук. – Шаумян Т. Л. – М.: Ариаварта-Пресс, 2005.

21. История Африки в биографиях / Общ. ред. – Давидсон А. – М.: Изд-во РГГУ, 2012.

22. История Китая: учеб. для вузов / под ред. Меликсетова А.В. М.: МГУ, 1998.

23. История Кореи (новое прочтение) / под ред. Торкунова А.В. - М.: РОССПЭН, М., 2003.

24. История стран Азии и Африки в Новейшее время / Отв. ред. - Родригес А. М. -
М.: Проспект, 2009.

25. История Тропической и Южной Африки в Новое и Новейшее время / Отв. ред. - Балезин. А. С. - М .: Институт всеобщей истории РАН, 2010.

26. История Японии: учебник для студентов вузов / Под ред. Д. В. Стрельцова. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018.

27. Карасова Т.А. Политическая история Израиля. Блок Ликуд: прошлое и настоящее / Карасова Т.А. - М.: Изд-во Наталис, 2009.

28. Киреев Н. П. История Турции. ХХ в. - М.: Крафт+, 2007.

29. Корсун В.А. Модернизация «с китайской спецификой»: опыт трансформации китайского социума в XIX – XX вв. // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. - М.: МГИМО, 1999, с. 200-216.

30. Коргун В. Р. История Афганистана. ХХ в. - М.: Крафт+, 2004.

31. Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи. С древности до конца XX в. — СПб.: СПбГУ, 2002.

32. Левтонова Ю.О. История Филиппин. ХХ век. - М.: ИВ РАН, 2011.

33. Ледков А.А., Лунев С.И. История Непала. ХХ век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2011.

34. Лунев С. И. Вызовы безопасности южных границ России / Лунев С. И. - M.: Московский общественный научный фонд, 1999.

35. Лунев С. И., Шахматов А. В. Индия: Политическое развитие и внешняя политика. Информационные базы, экономика и финансы. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2006.

36. Лунев С. И., Широков Г. К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. - М.: Academia, 2001.

37. Малетин Н. П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. – М.: МГИМО, 2007.

38. Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. ХХ век. - М.: Крафт+, 2007.

39. Непомнин О. Е. История Китая. XX век. – М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2011.

40. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век: учебник: в 3 ч. Ч. 2. Ч. 3. 1945-2000 / ред. А.М. Родригес. - Москва: ВЛАДОС, 2012. – в базе данных «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru

41. Примаков Е. М. Ближний Восток на сцене и за кулисами / Примаков Е. М. - М.: Российская газета, 2006.

42. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. – СПб: Русский мир, 2006.

43. Сапронова М.А. Политические системы арабских стран: учебное. — М.: Юрайт, 2018.

44. Системная история международных отношений / под ред. Богатурова А. Д.

Том 1 -URL: http://www.obraforum.ru/lib/book1/index.htm

Том 3 - URL: http://www.obraforum.ru/lib/book3/titul.htm

45. Современные международные отношения / под ред. Торкунова А.В., Мальгина А.В. – М.: Аспект Пресс, 2017.

46. Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

47. Тюрин В.А., Цыганов В.А. История Малайзии. ХХ век. - М.: ИВ РАН, 2010.

48. Юрлов Ф. Н., Юрлова Е.С. История Индии. ХХ век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2010.

49. Bregman A. A History of Israel. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2003.

50. Rabinovich, Itamar. The Lingering Conflict. Israel, the Arabs and the Middle East. Wash.:Brookings Institution Press, 2011.

 

Список Интернет-ресурсов:

Азиатская библиотека. Справочно-аналитический ресурс по историческим проблемам стран Азиатско-Тихоокеанского региона - URL:http://asiapacific.narod.ru/

Восточный портал - URL:http://www.oriental.ru/)

Журнал «Международные процессы» (online-версия) - URL: http://www.intertrends.ru/

Журнал “ProetContra” (online-версия) - URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/

Журнал “Россия в глобальной политике» (online-версия) - URL:http://www.globalaffairs.ru/

Институт Ближнего Востока (Москва). Разделы “Новые статьи и «Публикации» -URL: http://www.iimes.ru

Международная группа по предотвращению кризисов - www.crisisgroup.org

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Раздел «Россия-Азия» - URL:http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/strana

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Раздел “Россия-Африка» - URL: http://www.mid.ru/ns-rafr.nsf/strana

Московский центр Карнеги. Раздел «Азиатская безопасность» - URL: http://www.carnegie.ru/ru/programs/68499.htm

Московский центр Карнеги. Раздел «Ближний Восток и Центральная Азия» - URL: http://www.carnegie.ru/ru/topic/20246.htm

Московский центр Карнеги. Раздел “Ядерная проблема Ирана» - URL: http://www.carnegie.ru/ru/topic/73892.htm

Посольство России в Китае. Раздел «Совместные документы» - URL:http://www.russia.org.cn/rus/?SID=48

Центр Восточных культур. Восточный Хронограф XX-XXI вв. - URL: http://www.orient.libfl.ru/chrono/index.html

Шанхайская организация сотрудничества - URL: http://www.sectsco.org

Электронная еврейская энциклопедия. Эл.Ресурс: http://www.eleven.co.il

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данный курс предусматривает, что по завершению второго семестра следует подготовить курсовую работу. Ее структура, как правило, состоит из следующих частей:

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет и объект исследования, цели и задачи работы, хронологические рамки.

В основной части (2-3 раздела) содержится всесторонний и объективный анализ изученной научной литературы, дается его интерпретация, описываются полученные результаты. Работа должна соответствовать общей цели исследования и содержать краткие промежуточные выводы на основе обработки эмпирического материала. Между разделами должна существовать логическая связь.

В Заключении автор формулирует основные выводы, дает свои оценки перспектив развития исследуемой проблематики, показывает связь работы с тематикой изучаемого курса.

В список и сточников и литературы включаются все использованные студентом источники и научные работы. Он (как и все ссылки на литературу и Интернет-ресурсы) должен быть оформлен в соответствии с действующими ГОСТами.

Курсовая работа должна быть объемом 25-35 страниц машинописного текста, набранного через полтора интервала, при размере шрифта 14 pt, Times New Roman. Необходимый отступ текстового блока составляет: верхняя и нижняя граница - 2 см, левая – 3 см, правая - 1,5 см. Работа должна быть аккуратно оформленной.

Студент обязан представить законченную работу своему научному руководителю не позднее, чем за 7 дней до защиты (презентации). За каждый день просрочки со студента снимается 5 баллов. Студенты, не защитившие курсовую работу в срок, считаются имеющими академическую задолженность.

 

Цели, которые ставит перед собой кафедра, прежде всего учебные. Деятельность в иной, «несеминарской» обстановке позволяет еще больше развить у студентов навыки грамотного изложения собственного информационно – аналитического материала и аргументированного отстаивания своего мнения. Они учатся лаконично, но убедительно обосновывать главные выводы своей работы перед большой аудиторией. У студентов формируется умение в качестве оппонента корректно и всесторонне оценивать исследования своих однокурсников, и они привыкают относиться более ответственно и критически также и к собственной работе. Студенты приобретают навыки участия в дискуссии, строже организуют свое мышление. Конференция служит и неплохим дополнением к лекционно–семинарскому циклу, давая возможность всем студентам приобщиться к информации по самому широкому спектру тех конкретных проблем новейшей истории стран Азии и Африки, которым нет возможности уделить достаточное внимание на других занятиях. Для кафедры весьма важно и то, что конференция – конкурс уже на ранней стадии обучения в ВУЗе позволяет выявить наиболее вдумчивых и талантливых исследователей.

 

Методические указания для студентов и преподавателей

1. С тудентам рекомендуется предварительно прорабатывать соответствующие части предложенной литературы перед лекциями, что должно способствовать более полному освоению обширного материала курса.

 

2. Материал лекции следует структурировать по блокам проблем, намеченных в кратком плане. Желательно поощрять студентов задавать вопросы в ходе лекции, поскольку практика показала лучшее усвоение материала активными студентами. Преподаватель может сам в ходе лекции проверять понимание студентами поднимаемых проблем – с целью корректировки чтения лекции. Желательно в ходе лекции использовать 

мультимедийные средства, программы PowerPoint и другие инновационные информационные технологии. Было бы целесообразно постепенно переходить к распространению раздаточного материала, который представлял бы основной план-конспект лекции (ключевые концепции) с оставлением места для записей студента.

3. При подготовке к «традиционным семинарам» студент должен тщательно проанализировать предлагаемую основную и дополнительную литературу по теме, внимательно изучить конспект лекции. Студент обязан быть готовым ответить по любому вопросу, вынесенному в краткий план. В случае предварительной договоренности с преподавателем он может подготовить свою презентацию того или иного блока занятий.

 

4. При проведении «традиционных семинаров» преподавателю рекомендуется использовать мультимедийные Powerpoints (прилагаются) и другие формы информационно-коммуникационных технологий. Можно регулярно разрешать студентам (по предварительной договоренности) готовить свою презентацию того или иного вопроса занятия. Рекомендуется регулярно проводить краткие вопросы как можно большего количества студентов в целях уяснения, насколько они готовы к семинару: проанализировали предлагаемую основную и дополнительную литературу по теме, внимательно изучили конспект лекции, готовы отвечать по любому вопросу, вынесенному в краткий план. В ходе проведения «традиционных семинаров» преподаватель может варьировать формы работы (опросы, презентации докладов, короткие лекции по тем проблемам, по которым у студентов не сформировалось четкое знание и другие формы).

 

5. Предполагается, что перед практическим занятием по анализу «ориенталистских» текстов каждый студент заранее изучит критику «ориенталистких» концепций Запада и будет готов приводить конкретные примеры различных взглядов западных политиков, исследователей и путешественников о «Чужом». Преподавателю рекомендуется по своему выбору принести на занятие текст, для которого наиболее характерны «ориенталистские» стереотипы, для совместного разбора со студентами.

 

6. Ситуационный анализ Формализованный ситуационный анализ (при обсуждении «Возможностей политической модернизации Китая» и «Перспектив ближневосточного урегулирования») будет представлять модифицированный вариант методики выработки совместного документа, поскольку количество студентов в группе (6-12 человек) недостаточно для использования статистических методов в рамках экспертных процедур типа Дельфи. Данный вариант включает следующие этапы.

 

А. П остановка задачи. Студенты знакомятся с правилами регулярной процедуры и задачей ситуационного анализа по конкретной сфере. 

 

Б. Разработка понятийного аппарата и списка вопросов. Проводится обмен мнениями о понятийном аппарате - наборе и содержании понятий, в которых могут быть описаны возможные варианты развития исследуемого процесса. Критика мнений на этом этапе не допускается. Все высказывания фиксируются в виде записей на компьютере. В результате составляется список вопросов к студентам, ответы на которые операционализируют тему анализа.

 

Первые два этапа проводятся до семинара.

 

В. Анализ ситуации. На данном этапе происходит коллективный анализ ситуации в рамках сформулированной задачи. Этап в свою очередь состоит из трех подэтапов.

 

В.1. Студенты отвечают на сформулированные вопросы. Ответы подготавливаются каждым человеком отдельно. Объем ответов - 1-4 страницы компьютерного текста. Ответы не обязательно должны быть подробные. Допускается даже отсутствие ответов на некоторые вопросы у части студентов. Практика показала, что более продуктивным является вариант, при котором каждый студент отвечает на близкие ему или вызвавшие у него наибольший интерес вопросы.

 

Данный подэтап также проводится до начала семинара.

 

В.2. Происходит обмен мнениями членов группы по поводу записей ответов на первоначальные вопросы. Эти мнения также записываются.

 

Результат этого подэтапа - протокол опроса студентов по ответам своих коллег на вопросы первоначального списка. Протокол составляется для каждого человека в отдельности. Он включает четкую формулировку согласия или несогласия с мнениями его коллег. В последнем случае дается краткое изложение мотивировки несогласия, если она не была изложена в ответах студента.

 

По существу непосредственно семинар состоит из данного подэтапа.

 

В.3. Каждый студент по результатам обсуждения готовит краткий текст со сжатым изложением позиций по основным вопросам в рамках анализируемой ситуации. Эти тексты представляют собой, по сути, переработанные варианты ответов членов группы на первоначальные вопросы с учетом замечаний, сделанных коллегами в ходе коллективного обсуждения. При этом допускается сохранение ряда первоначальных вариантов ответов.

Теоретически задачи данного подэтапа также могут быть реализованы на семинаре. Но, по всей видимости, времени будет недостаточно, и студенты выполнят работу дома.

 

Г. Формализация анализа. На этом этапе 2 участника группы, обладающие навыками использования морфологического анализа и составления прогнозных сценариев, готовят с использованием формализованных методов ряд промежуточных документов, согласовывая их со всеми участниками (руководителем является преподаватель). Все расхождения мнений фиксируются. В качестве основного принимается вариант, признанный большинством. Краткий анализ значимости дается экспертами по пятибалльной шкале (незначительная, средняя, все возрастающая, весьма существенная, крайне значительная). Ряд положений, которые будут перечисляться, совершенно нереальны при существующей политической и экономической обстановке, но представляют собой объективную потенциальную базу при изменении экономической или политической ситуации в странах, регионах или во всем мире, и поэтому включаются экспертами в общее пространство состояний.

 

Происходит обсуждение по блокам в порядке их очередности. Первоначально выступает заранее выбранный докладчик с 5-8-минутной презентацией. Он должен концентрироваться, в первую очередь, на воздействие поднимаемых им проблем на политическую сферу и возможные в ней перемены. Затем ему задаются краткие вопросы (в произвольном порядке), на которые даются ответы (в произвольном порядке), после чего идет общая дискуссия, которая проводится строго в рамках данного блока.

 

Выступающие заранее сдают выбранным 2-3 студентам тексты выступлений. Последние в ходе вопросов и ответов и выступлений в общей дискуссии фиксируют позиции студентов. Именно данные студенты являются ответственными за последний блок. Они выступают с кратким четким сообщением, к каким основным выводам пришли выступающие, и какая сложилась ситуация (консенсус, два мнения - обычно большинство и меньшинство, более чем два мнения). После краткой дискуссии подводится фиксация итогов обсуждения.

 

Преподаватель является председательствующим. Он должен следить за направлением дискуссии, направлять ее в нужное русло, имеет право корректировать позиции студентов. При появлении возможности резюмировать хотя бы частичные результаты дискуссии, преподаватель сразу их фиксирует. Следует оказать поддержку студентам во время последнего блока, когда дискуссия может принять хаотический характер, и, возможно, взять на себя полностью бразды правления.

 

7. В рамках круглого стола «Причины устойчивости демократии в Индии» предполагается, что 3-4 студента подготовят 10-минутные презентации по теме «круглого стола», которые будут подробно обсуждены другими членами группы. Преподаватель должен постоянно контролировать дискуссию и направлять ее в нужном направлении. Главное – чтобы студенты подробно проанализировали причины, способствующие тому, что в Индии установлена политическая модель, которая по своим параметрам наиболее близка к западным формам демократии – по сравнению с подавляющим большинством других развивающихся стран.

 

8. В рамках «мозговой атаки» «Возможность создания Большой Восточной Азии» (Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Центральная Азия), метода интуитивного мышления, применяемого, в том числе и в прогностике, формулируется одна задача, как можно более широкая. Студенты в ходе занятия должны «изобретать будущее», описывая, как позитивные, так и негативные тенденции и вектора развития. Студентам необходимо заранее тщательно подготовиться к занятию, прочитав как можно больше литературы.

 

Преподаватель не должен высказываться против ни одной идеи, высказанной студентом. Даже если у него существуют сомнения в ее правильности, он должен призывать продолжить ее рассмотрение. Необходимо постоянно поощрять студентов, какими бы фантастическими не выглядели их предложения. Скорее всего, преподавателю будет удобно использовать такую форму «мозговой атаки» как метод операционального творчества (только преподаватель, как председательствующий, глубоко понимает проблему и он строит дискуссию так, чтобы студенты пришли к единственно верному выводу).

 

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Желательно в ходе лекции использова


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.