Гл. 2 Понятие исследуемых в диссертации проблемных ситуаций — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Гл. 2 Понятие исследуемых в диссертации проблемных ситуаций

2019-10-25 277
Гл. 2 Понятие исследуемых в диссертации проблемных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Формулирование проблем как функция диссертации с.24

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем – главная функция диссертанта….

((Они)) … определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. … Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выявить то, что известно и что пока не известно науке о направлении исследования. … Диссертант должен датьоценку различным подходам, предложенным в той или иной группе авторов, и выдвинуть свою точку зрения на потенциальную проблемную ситуацию. с. 24

В психологическом словаре дано следующее определение понятия ПС: «Проблемная ситуация - осознание. возникающее при выполнении практического или теоретического задания. того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности». с.25

Прежде чем ответить на эти ((по поводу определения ПС)) вопросы, необходимо уточнить само понятие знания …. известны, по меньшей мере, четыре категории знания: научное, мифологическое, идеологическое, знание здравого смысла. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб.: Питер, 2005 с.26

Ранее известная технология изделия (усвоенное научное знание)
Эксплуатация в новых условиях выявила низкую надёжность изделия (новое знание здравого смысла)
Задание – выбрать новую технологию
ПС выбора материала и новой технологии
Предложения разрешения ПС
на основе известного научного знания
на основе здравого смысла
на основе нового знания
критерии полезности (что такое «хорошо» и что такое «плохо») (идеологические знания)

 

 


 

2.2. Выявление возможности возникновения проблемных ситуаций с.27

… следующие этапы:

1. Обоснование актуальности исследования состояния внешней и внутренней среды объектов ((или субъектов)) …, позволяющего выявить возможность возникновения потенциальных ПС.

2. Определение степени полноты и разнообразия усвоенных знаний о состоянии внешней и внутренней среды объектов ((или субъектов)) по п.1.

3. Постановка конкретных задач исследования необходимости новых знаний о состоянии внешней и внутренней среды объектов ((или субъектов)) по п.1.

4. Определение необходимой степени полноты и разнообразия новых знаний разных категорий для оценки состоянии внешней и внутренней среды объектов ((или субъектов)) по п.1.

5. Определение возможных причин возникновения в этих объектах ((или субъекта)) потенциальных ПС на основе полученных новых знаний.

6. Анализ ожидаемых последствий разрешения потенциальных ПС.

7. В случае … отрицательных последствий разрешения потенциальных ПС разрабатываются наиболее предпочтительные варианты управленческих решений либо о разрешении потенциальной ПС, либо об отказе от него.

8. Если принято, основанное на знаниях здравого смысла, решение о необходимости разрешения потенциальных ПС, разрабатывается Целевая комплексная программа разрешения этих ситуаций, направленная на купирование ожидаемых отрицательных последствий на основе использования новых знаний всех категорий.

Одной из основных проблем … становятся проблемы информационного обеспечения процесса разработки новых решений. с.27

… параметры информации:

- Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

- Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

- Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решения.

- Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.

- Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с её помощью.

- Информация понятна, если она выражена на язык, доступном для получателя.

Полезность или бесполезность (ценность) информации … следует говорить о степени полезности.

Достоверность информации. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Недостоверная информация может быть по следующим причинам:

- преднамеренное искажение (дезинформация);

- искажение в результате помех («испорченный телефон»);

- значение реального факта преуменьшено или преувеличено (слухи, рыбацкие истории). с.28

Каковы проблемы информационного обеспечения научных исследований и следующего на ними процесса формирования стратегического управленческого решения.

«Любой оценочный подход, - пишет Амартин Сен ((индийский учёный, нобелевский лауреат)),- в достаточно большой степени характеризуется его информационной базой: какую информацию сочли необходимой и – что не менее важно – какую информацию «исключили» при непосредственном вынесении оценочных суждений». с.29

В общем случае можно говорить о структуре, то есть, о составе и «взаимоотношениях» элементов, характеризующих состояние внешней и внутренней среды исследуемого объекта. ….. Такими характеристиками могут быть:

- Состояние субъекта – с истема показателей, характеризующих возможность эффективно выполнять принятую миссию субъекта;

- Знания – совокупность различных категорий знаний, позволяющих выявить (прогнозировать) возможность эффективно выполнять принятую миссию субъекта;

- Усвоенные знания – комплекс квалифицированных и качественных знаний, различных категорий, традиционно используемых для обеспечения возможности эффективно выполнять принятую миссию субъекта;

- Устаревшие знания – комплекс квалифицированных и качественных знаний, различных категорий, не позволяющих в изменившихся условиях внешней и внутренней среды эффективно выполнять принятую миссию субъекта;

- Новые знания – комплекс квалифицированных и качественных научных знаний, полученных в результатесобственного ((исследования)) … или использования сторонних … или знаний других категорий, свидетельствующих о   возможности эффективно выполнения принятую миссии субъекта по сравнению с устаревшими знаниями. с.31

… оценка степени достаточности или недостаточности знаний может с большей степенью вероятности определена лишь с использованием научных знаний. Однако практика показывает, что в очень большом числе случаев управленческие решения принимаются на основе знаний здравого смысла, а он (здравый смысл) у разных лиц, принимающих решения, (ЛПР) может существенно различаться.. 

… На достижение какой цели должна быть направлена познавательная активность, чтобы получить новые знания? По-видимому, существует два направления целеполагания: 1) выявление и 2) предотвращение возникновения проблемной ситуации.

Второй случай значительно сложнее, поскольку нужны верифицированные прогнозы направлений развития политико-экономической ситуации как внутри страны, так и за рубежом.

2.3. Предотвращение возникновения проблемных ситуаций с.32

Выявление «узких мест», основывающееся на периодическом мониторинге внешней и внутренней средыисследуемого объекта, …

«Расшивка «узкого места» - это, по существу, разрешение своеобразной внутренней проблемной ситуации, возникающей в большинстве случаев в результате некорректных или несвоевременных действий администрации самого субъекта. с.34-35.

     С учётом изложенного попытаемся сформулировать более полное понятие проблемной ситуации: «Проблемная ситуация – осознание, возникшее при подготовке и выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных научных, идеологических знаний и знаний здравого смысла оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях всех категорий, реализующейся в познавательной активности, направленной на выявление узких мест в структуре внешней и внутренней среды исследуемого субъекта. с. 36

    Гл. 3 Система факторов, «окружающих» проблемную ситуацию

3.1. Необходимость учёта системы факторов, «окружающих» ПС с.38

Именно эти факторы составляют «семь кругов», каждый из которых представляет собой ту или иную подсистему аспектов, характеризующих причины возникновения потенциально возможных или реально существующих проблемных ситуаций, на разных «этажах» иерархической управленческой структуры: [2] Грант М. Крушение Римской империи / М. Грант //Пер.. с англ. Б. Бриксмана // М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 1998

В круге первом исследуются исторические аспекты.

В круге втором – политические аспекты.

В круге третьем – социальные аспекты.

В круге четвёртом – научные аспекты.

В круге пятом – технически аспекты.

В круге шестом – экологические аспекты.

В круге седьмом – экономические аспекты.

Значимость тот или иного «круга» различна для каждого уровня управленческой иерархии…. с.38

3.2. Характеристики «кругов» проблемных ситуаций с.39

«Круг первый» – исторический

«Дело в том, - писал Йозеф А. Шумпетер. История экономического анализа. Т.1 СПбГУЭиФ. СПб, 2004, - что в любой отрасли знаний набор проблем и методов их решения, существующий в каждый конкретный момент, предопределяется достижениями и упущениями тех, кто работал раньше, в совершенно других условиях» …

«Время от времени каждый экономист должен осознавать, что история уже провела эксперимент, который ему нужен» с.39

«Круг второй» – политический с.40

… в современных условиях могут складываться проблемные ситуации, обусловленные качеством законодательных и подзаконных актов, а также степенью их соблюдения соответствующими субъектами права в реальной жизни…с.40-41

… повышение налоговых ставок, превышающих определённый (оптимальный) размер, приводит к возникновению проблемных ситуаций в производственной, научно-технической деятельности, экономическом росте, величине поступлений налогов в бюджет.

Другой сферой, инициирующей возникновение системных ПС политическлгл характера, являются как внешние, так и внутренние ассоциации, организации, группы, отдельные индивиды, пытающиеся нарушить (ослабить) национальную безопасность страны и её граждан. с.41

«Круг третий» – социальный

1) ПС, возникающие в самой социальной сфере и 2) ПС – социальные последствия реализации управленческих решений, призванных реализовать выводы и рекомендации диссертационного решения, в любой другой области деятельности. 

Нобелевский лауреат Василий Леонтьев: «Люди будут получать доходы через систему социального обеспечения…. Огромную роль при этом, полагаю, будет играть государство, и те экономисты, которые стараются её минимизировать, боюсь, не совсем понимают, как работает экономическая система…»

  «Круг четвёртый» – научный с.42

Речь идёт о ПС в той или иной сфере деятельности с возникновением новых знаний …. Эти знания … становятся стимулом с. 42 к изменению привычных действий – возникают ПС, которые необходимо разрешать. … возникает своеобразная триада: знания – инновации – проблемные ситуации.

… на каждом этапе научной деятельности … возникают «свои» научные ПС, глубина и значимость которых различаются в зависимости от многих факторов.

… ПС в большинстве случаев возникают из-за пренебрежения системным подходом к достижению той или иной цели…

«Круг пятый» – технический

… ПС могут возникнуть как в каждом элементе этой сложной системы в отдельности: в технологии, в оборудовании, в инфраструктуре, так и во всей системе в целом – системные проблемные ситуации. Именно эти ситуации наиболее сложны с точки зрения их выявления и разрешения. ((Пример: ПС в гражданской авиации разных стран…)) с.43

«Круг шестой» – экологический

Главной дилеммой стратегии сохранения природы становится выбор между предотвращением и разрешением экологических ПС. Поскольку эти ситуации приобретают системный характер, критерии предпочтительности предотвращения или разрешения экологических ПС становятся параметрами всей совокупности исследуемых «кругов»* от исторического до экономического.

«Круг седьмой» – экономический

Одним из главных факторов, влияющих на реализацию результатов диссертационного исследования становится интегральная (экономическая и неэкономическая) оценка полезности этих результатов. с. 44

Принципы экономической оценки эффективности реализации тех или иных решений широко освещены в литературе. … существует проблема неэкономической оценки полезности … Возникает необходимость выбора приемлемой для исследуемой в диссертации ПС теоретической концепции полезности.

… несколько «школ полезности». Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004

Утилитаризм утверждает, что о любом действии судят по общей совокупной пользе, порождённой выбором того или иного решения.

Либертарианство считает, что полезным является решение, которое независимо от последствий его реализации не нарушает прав людей, установленных институциональной системой страны.

….полезность разрешения ПС политического и социального характера целесообразно оценивать на основе принципов, предлагаемых Либертарианством … Принципы Утилитаризма в большей мере подходят для оценки полезности предотвращения и разрешения ПС научного, технического и экологического характера.

К сожалению, в реальной жизни и тот, и другой методы оценки полезности используются очень редко или практически не используются. с.45

… определить последствия выявления, разрешения или отказа от него исследуемых ПС с учётом влияния на эти процессы всех «семи кругов». с.46

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.