История возникновения архитектурной графики — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История возникновения архитектурной графики

2019-10-25 868
История возникновения архитектурной графики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Графические изображения создавались человеком уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Известны настенные рисунки, которые относятся к палеолиту. Самым древним известным изображением (за 2500 лет до н.э.) является карта - вавилонский чертеж, исполненный на глиняной плитке. На нем волнистыми линиями показаны реки, города - кружочками с надписями возле них, горные хребты изображены в виде холмиков.

Древние рисунки, стенная живопись, папирусы свидетельствуют о познаниях народов древности в области чертежа. Наиболее древние чертежи относятся к XVI в. Например, сохранилось перспективное изображение г. Пскова (1518 г.). В России применялись чертежи, содержащие совмещенные в одной плоскости изображения нескольких видов. Например, известен чертеж сторожевой башни и моста, где фасад башни совмещен с планом моста (XVII в.).

Само понятие «архитектурная графика» возникло в конце XVIII – начале XIX вв. Оно тесно связано с академическими архитектурными школами, где в отличие от графических работ студентов-художников, скульпторов, прикладников чертежи, эскизы, рисунки студентов-архитекторов стали обобщенно называться «архитектурной графикой». Именно в это время в академических школах начинают проявляться тенденции специального образования студентов-архитекторов. Ранее они обучались так же и по тем же программам, что и инженеры, фортификаторы, художники, скульпторы, художники-прикладники.

До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения на то, с какого времени зодчий стал пользоваться чертежом. Большая часть специалистов утверждает, что зодчие Древнего Египта, Ассирии, античной Греции обходились без чертежа и, возможно, пользовались объемными моделями. Такая точка зрения объясняется тем, что до сих пор не найдены сохранившиеся образцы чертежных изображений архитектуры. Однако знакомство с выполненными в наше время чертежами планов ряда подземных захоронений Древнего Египта, планы огромных храмовых комплексов в Египте и Ассирии дают основания для прямо противоположных выводов.

Примером может служить чертежная схема подземной части захоронения фараона Шафра, симметричная композиция которой объединяет множество подземных переходов, галерей, культовых залов, коридоров и погребальных камер. Каждому человеку, имеющему хотя бы самое общее представление о практике архитектурного проектирования и строительства, при взгляде на эти чертежи станет ясно, что точно рассчитать и построить такой комплекс без графической схемы невозможно.

Можно предположить, что чертежи исполнялись острыми палочками и резцами на глиняных табличках, кистями или смоченными в краске палочками на полосках папируса. Модели, вероятнее всего, делали из глины и дерева. Возможно, что крупные чертежи и шаблоны в натуральную величину вычерчивали, а затем вырезали на специальных оштукатуренных поверхностях (полах, стенах и т.д.). Это подтверждает открытие, сделанное американскими учеными в 1979 г. В храмовом комплексе в Дидимах исследователи обнаружили колоссальные «шаблоны», вырезанные на каменных оштукатуренных стенах, где в натуральную величину были высечены линейные чертежи всех сложнейших обломов и деталей храма.

Высочайшая культура зодчества и строительного мастерства Древнего Рима нашла свое отражение в ряде литературных источников, среди которых самыми известными являются труды Витрувия. В описании ряда построек и проектов есть упоминание о сложных комплексах чертежей, об огромных моделях, которые изготовлялись специальными мастерами по указаниям и чертежам зодчих. К сожалению, образцы этих чертежей и моделей не сохранились. Таким образом, можно предположить, что на всех этапах своей деятельности зодчий пользовался «чертежом», подготовкой к которому служили обобщенные графические схемы, называемые в наше время «эскизом».

В этом процессе большую роль играли рисунки зданий, ландшафта, орнаментальных фрагментов, деталей окружающей природной и предметной среды, которые обозначаются в наше время термином «архитектурный рисунок».

Эти три разновидности изобразительной документации архитектора сейчас именуются видами архитектурной графики.

За многовековой период развития архитектурной деятельности чертеж, эскиз и архитектурный рисунок прошли длинный и сложный путь трансформации в приемах начертания и изложения изобразительной информации, в технике и стилистике ее использования. Одновременно с формированием изобразительных приемов рисунка, эскизирования и черчения изобретались все более совершенные инструменты для их реализации. Зодчие античной Греции были знакомы с циркулем, который не имел жесткого соединительного шарнира. Римские архитекторы пользовались уже сравнительно сложным набором инструментов: различные циркули, линейки, угольники, мерные бечевки (примитивные рулетки), наборы чертежных перьев специальной величины и заточки, изготовлявшихся из оперения воробьев, гусей и орлов. Материалом, на котором выполнялись чертежи, служила бумага (пергамент) и в особых случаях тонкая кожа.

Качественное развитие культуры архитектурного черчения напрямую связано с разделением на рубеже между первой и последней четвертью XV в. специализаций архитектора-проектировщика и строителя. Такая специализация способствовала совершенствованию приемов архитектурного черчения, необходимого для того, чтобы строитель мог осуществить здание по чертежам. Ранее зодчий делал чертежи для уяснения ряда проектных вопросов собственного творчества и в некоторой степени для показа заказчику. Изображения носили произвольный характер, так как их содержание служило для расшифровки авторских замыслов, что каждым специалистом трактовалось по своему вкусу. Часть чертежей здания и его деталей изображалась в ортогональных проекциях, часть – в перспективе, методика которой была еще крайне примитивна. В России, например, не одно столетие содержание чертежа ограничивалось безмасштабным планом с проставленными на нем размерами. Создание чертежей в масштабе было введено при Петре I. К середине XVIII в. русские архитекторы М. Земцев, Ф. Аргунов уже показывали на своих чертежах фасады, планы и общие виды. Необходимость получения изображений, дающих строителю исчерпывающую информацию о строящемся объекте, потребовала от архитектора пересмотра системы чертежных изображений.

Многие крупные зодчие, будучи широко образованными людьми, соединяющими в себе таланты инженеров, литераторов, художников и математиков, занялись теоретическим обоснованием методики проекционного черчения в ортогонали и в перспективе. Известны отдельные изыскания в этой области, принадлежащие перу Леона Батиста Альберти, Пьерро делла Франческо, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Гвидо Убальди и др. В результате этих изысканий чертеж стал более лаконичным и грамотным. В его состав стали входить обязательные ортогональные изображения плана и разрезов здания, архитектурных деталей, генерального плана и т. д.

Архитектурный и инженерный чертежи совершенствовались до начала XIX в., когда известный математик и военный инженер Гаспар Монж (один из видных военных консультантов Наполеона Бонапарта) обосновал теорию ортогональных проекций (в 1795 г. опубликована во Франции первая книга по начертательной геометрии). С этого времени характер проектного чертежа изменялся только под влиянием техники чертежного исполнения и в соответствии с требованиями архитектурной практики. Большое влияние на характер проектной графики оказала архитектурная школа, так как возникшая в середине XVI в. необходимость повсеместной подготовки архитектора – проектировщика потребовала развитой методики чертежной подготовки студента-архитектора. Академии архитектуры и искусства возникали в Европе довольно быстро: начало XVI в. - академия во Флоренции, 1562 г. – Римская академия Св. Луки, 1648 г. – академия в Париже и т.д. Более 100 академий до конца XVIII в. Русская Петербургская академия трех знатнейших художеств была организована в 1757 г. В стенах академии разрабатывались и затем внедрялись в практику специфичные для архитектурной графики технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и штрихового рисунка пером и свинцовым карандашом и т.д.

Искусство академической архитектурной графики достигает таких высот, что многие мастера работают в этом жанре, рассматривая его как разновидность художественной графики. Так возникает и приобретает права гражданства своеобразная ветвь изобразительного искусства – архитектурная фантазия, у истоков которой стояли такие мастера Возрождения, как Филиппо Брунеллески и Леон Батиста Альберти. К наиболее признанным мастерам архитектурной фантазии относятся также венский архитектор Бернхард Фишер (1656-1723) и римский архитектор Джованни Баттиста Пиранези. Влияние этих мастеров прослеживается в жанре архитектурной фантазии вплоть до середины XX в.

Совершенствуются чертежные инструменты, приспособления для отмывки, покраски, тушевки архитектурных чертежей и рисунков. Осваиваются технология использования китайской туши, акварельных красок; техника штриховки рисунка с помощью различных материалов (уголь, сангина, соус), для растушевки применяются специальные приспособления из мягкой бумаги, кожи, сукна. К концу XIX в. все известные к этому времени инструменты приобретают знакомые нам очертания. В дальнейшем меняются только используемые для их изготовления материалы.

В XIX в. становится весьма авторитетной профессия инженера, что приводит к повышению активности в деятельности архитектурных мастерских и бюро. Архитектурная и инженерная документация приобретает специфический характер, что влияет на стиль архитектурного и строительного чертежей, методы их изготовления и размножения. Широко внедряются копировальные машины, приспособления для быстрого изготовления сложных чертежей – инструменты с простейшими зубчатыми приводами, сдвоенные рейсфедеры, кривоножки, удлиненные циркули и др.

Основными графическими приемами проектного и инженерного чертежа становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой.

Большое влияние на стилистику архитектурного чертежа оказали представители русского и европейского модерна (2-я половина XIX в. – начало XX в.). Такие мастера русского «многостилья» и модерна, как К. Тон, Г. Шервуд, В. Валькот,

С. Малютин, Р. Клейн, А. Щусев, Ф. Шехтель, Л. Кекушев, И. Кузнецов создали не только выразительные здания, но и яркие по стилю архитектурные чертежи.

Революция 1917 г., кроме изменения социально-политических устоев, вызвала появление новых архитектурных и дизайнерских школ – ВХУТЕМАС (СССР) и Баухауз (Германия), которые стали новаторами в области прикладной и архитектурной графики. Вальтер Гропиус, Ганнес Майер, Мохоли Надь, Иоханн Альбертс (в Баухаузе), Николай Ладовский, Илья Голосов, Леонид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Иван Леонидов были не только блестящими педагогами, мастерами новых архитектурных концепций, но и родоначальниками нового стиля архитектурной графики. В архитектурный чертеж внедряется показ объектов с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска чертежа аэрографом, гуашью, темперой, использование коллажа и т.д.

Современная архитектурная графика уже немыслима без применения рапидографов, фломастеров, аэрографов, летрасета, коллажа, шрифтовых трафаретов, компьютерной графики. Но при всем этом нельзя забывать, что архитектурный чертеж должен обладать двумя основными качествами: технической грамотностью и архитектурно-художественной выразительностью.

Виды архитектурной графики

Специфика творческого процесса по созданию архитектурного объекта состоит в его двуединстве. На первом этапе творчества («идеальном») архитектор работает над моделью архитектурного объекта – комплексом чертежей и макетов будущей постройки. На втором этапе творчества («материальном») архитектор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта, которое осуществляется по чертежам и является материальной реализацией проектных материалов первого этапа.

Начиная с XV в. архитектор занимается почти исключительно первой частью этого творческого процесса, которая в наше время носит название «проектирование». Проектирование архитектурного объекта невозможно без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в процессе проектирования, передается и формируется в графике. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформировались основные виды архитектурной графики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рисунок.

Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным требованиям. Процесс проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа – с помощью архитектурного рисунка.

Изобразительные формы архитектурного эскиза и архитектурного рисунка очень схожи, а целевые назначения изображения – различны. Архитектурный эскиз – способ совершенствования творческого замысла архитектора. Архитектурный рисунок – любое рисованное произведение архитектора, выполненное не обязательно с профессиональной целью. Сюжет архитектурного рисунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок – иллюстрация и т.д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза.

Навыки эскизирования и рисования очень важны для архитектора, так как с их помощью фиксируются его профессиональные замыслы, совершенствуется его графическое мастерство, творческие способности. Навыки архитектурного рисунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, поскольку с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой.

Архитектурный эскиз – форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Выполняют эскизы от руки и делят условно на группы:

· эскиз-идея – поиск основных контуров образа проектируемого объекта;

· фор-эскиз – углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей;

· рабочий эскиз – эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями;

· клаузура – вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза, с ограничением времени и места исполнения.

Кроме того, существует такое понятие, как «проектная экспозиция». Поскольку в состав проекта входит множество чертежей, то для раскрытия темы может быть отобрана только их часть. Количество зависит от объема проекта, целей экспозиции, полноты сообщения и подготовки зрителей. В набор чертежей могут быть добавлены чертежи, рисунки, модели и другие изображения, повышающие качество экспозиции. Эскиз проектной экспозиции передает состав и взаимное расположение ее материалов.

Архитектурный рисунок (здесь) – вид архитектурной графики, имеющий вспомогательное значение, позволяющий лучше показать архитектурный объект, его отношения с окружающей средой.

Основным видом графики в архитектурной деятельности является чертеж.

Архитектурный чертеж – это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта. В современном чертеже построение объекта выполняется по законам начертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых характерна своя манера чертежной графики (эскизный, обмерочный, рабочий, демонстрационный чертежи). Разновидности архитектурных чертежей зависят от постановки конкретных проектных задач, поэтому различают:

· рабочие чертежи – комплекс изображений планов, сечений, узлов и деталей, необходимых для строительства данного объекта. Они требуют знания действующих нормативов и стандартов. Если архитектор не полностью контролирует их разработку, то его первоначальная идея может быть искажена из-за низкой квалификации техника-чертежника, косности инженера-конструктора или просто конъюнктурных соображений;

· обмерочные чертежи – результат обмеров существующих архитектурных сооружений, деталей декора, параметров монументальной скульптуры и др. Обычно обмерочные чертежи выполняют в две стадии: на первой от – руки рисуется чертеж без масштаба с проставлением размеров (кроки), на второй - изображение проекций объекта, узлов и деталей делается по стандартам рабочего проектирования;

· демонстрационные чертежи – предназначены для показа зрителям с любой подготовкой и уровнем культуры. Цель такого показа – донести авторский замысел до зрителя. Чертеж должен отражать состояние, близкое к реальному восприятию, устанавливать связи сооружения с окружающей средой с использованием перспективной проекции, выявлением пластики самого сооружения. Архитектор всегда должен не только сам уяснить идею объекта, способ ее материальной реализации, проверить в графическом и объемном моделировании правильность своего замысла, но и дать возможность заказчику оценить качество проекта. Комплекс демонстрационных чертежей должен давать полную информацию о тектонической и образной трактовке сооружения, структуре его планировочного, конструктивного и функционального решений, а также давать представление о том, как будет выглядеть постройка в условиях природной или городской среды с наиболее вероятных точек подхода и подъезда. В настоящее время распространено 3 подхода:

1 – выявление пластической структуры сооружения (без антуража, для масштаба - фигура человека или машина);

2 – выявление пространственных взаимосвязей с окружающей средой (контуром - среда, объект - выделен);

3 – выявление условий реального восприятия проектного сооружения (коллаж, фотомонтаж, компьютерная графика).

Ортогональный чертеж – изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображения предмета на плоскости, на котором основана вся система современного проекционного черчения.

Проектная экспозиция. Число, содержание и характер графики чертежей зависит от объема проектной работы и от уровня людей, которым адресуется проект. В проектной экспозиции должна быть отражена следующая информация:

· функциональные особенности архитектурного объекта, отражающие специфику его функционального и конструктивного устройства, генплан, поэтажные планы, разрезы (конструктивные особенности и внутренняя организация), схемы, поясняющие функциональную структуру объекта и его территории;

· эстетические особенности; ортогональные, аксонометрические или перспективные изображения фасадов, деталей здания, разрезов с отображением пластики и декора интерьеров.

 

Виды чертежей

Традиционно с конца XVIII в. архитектурные ортогональные чертежи по своему содержанию подразделяют на разновидности.

Чертеж фасада – фронтальное ортогональное изображение проекций фасадов здания. Обычно под этим названием подразумевается чертеж главного фасада сооружения, если же изображаются другие фасады, то они сопровождаются разъяснением – «боковой фасад», «северный фасад» и т.д. Фасады отображаются в масштабах 1:200, 1:100, 1:50, 1:25. Фасады зданий вычерчивают в такой графической технике, которая максимально отражает пластический характер архитектурного сооружения. Композиция чертежей фасадов должна соответствовать силуэту здания и характеру пропорций.

Чертеж плана – условное ортогональное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрачной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассекает здание таким образом, что на чертежных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкций и перегородок, но и сечения по окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т.д. Границы рассечения массивов конструктивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной заливкой плоскости сечения черной тушью или тоном. Видимые, но не рассекаемые в плане элементы конструкций и оборудования – лестницы, мебель, сантехнические приборы, рисунок мощения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями. Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200, 1:100, 1:50, 1:25.

Чертеж разреза – фронтальное ортогональное изображение проекций разреза здания, спроецированное на плоскость чертежа. Обычно под этим названием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сечением, проведенным через наиболее характерные помещения здания. Это могут быть зрительный или спортивный зал (в театре, киноконцертном зале, клубе, спортсооружении и т.д.), «вестибюль», лестничная клетка (шахта), жилые комнаты (в жилых домах, отелях, кемпингах, пансионатах и т.д.), производственные помещения и залы (в аэропортах, вокзалах, промышленных зданиях и т.д.). Секущая плоскость проходит обязательно через оконные, дверные проемы, промежутки между несущими опорами и т.д. Рассекать здание по массиву несущих конструктивных элементов, минуя проемы, неверно! Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100, 1:50, 1:25.

Чертеж генерального плана (генплан) – условное ортогональное изображение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортогональные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или проекции сооружений с обозначением очертания его кровли (чертеж кровли). Здание или комплексы зданий графически изображают на местности с обозначением горизонталей рельефа, транспортных коммуникаций, автостоянок, деталей благоустройства, массивов декоративной или естественной зелени, отдельных деревьев и т.д. Как правило, изображение генплана ориентировано по странам света. Генпланы выполняются в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200.

Чертеж архитектурной детали – условное ортогональное изображение проекций архитектурных деталей как элементов пластики фасадов и интерьеров здания. На чертеже может быть изображена фасадная ортогональная проекция детали, совмещение фасадной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали характерно показом фактуры, текстуры отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, дерева и т.д.). Сложная пластическая форма поверхности детали изображается обязательно с выявлением светотеневых контрастов, с построением и графической тушевкой теней. Архитектурная деталь изображается в масштабе 1:25, 1:10, 1:5, 1:2, 1:1.

Рекомендуют следующие этапы работы над чертежом:

· карандашная разметка листа в осях соответственно расположению одной или нескольких ортогональных проекций; построение линейного масштаба; построение и уточнение в общих массах габаритов плана, фасада или разреза здания и других элементов чертежа;

· работа над детальным вычерчиванием ортогональной проекции сооружения в карандаше или одновременная работа над планом и фасадом здания с взаимным проецированием деталей; вычерчивание деталей фасада и плана;

· обводка тушью готового карандашного чертежа; обводка толстой разрезной линией или заливка сечений в планах и разрезах зданий; построение теней; выявление светотеневой пластики архитектурных проекций фасада, фрагментов, разреза здания средствами черно-белой графики или с применением техники тушевой отмывки;

· при применении тональной графики - окончательная доработка отмывки фасада с выявлением фактуры материала, полутеней, силуэта здания; одновременно выполняются архитектурный рисунок, шрифтовые и цифровые надписи, вычерчивание штампа.

Существуют определенные рекомендации по технике выполнения чертежей:

Исполнять архитектурный чертеж в соответствии с обязательной ориентацией чертежных проекций относительно вертикальной и горизонтальной осей; для этого необходимо работать только с использованием натянутой рейки (с роликами) или рейсшины, кульмана.

· Располагать чертежные проекции так, чтобы между ними была проекционная взаимосвязь.

· Особое внимание уделять композиции чертежа, для чего необходимо обеспечить композиционную взаимосвязь чертежных проекций, надписей, размеров, масштабных линий, деталей архитектурного рисунка.

· Обеспечивать логическую взаимосвязь различных чертежных проекций (фасадов, планов, разрезов, деталей), чтобы чертеж читался в логической последовательности восприятия от основного к второстепенному.

 

Государственные стандарты

Проектирование и строительство зданий и сооружений ведется по определенным строительным нормам и правилам, которые сведены в специальный перечень нормативных документов, утвержденный Министерством строительства РФ и издаваемый ежегодно. Применение норм и правил является обязательным для всех строительных и проектных организаций.

Существует система нормативных документов в строительстве, основными видами которой являются:

ГОСТ (государственные стандарты);

ЕСКД (единая система конструкторской документации);

СПДС (система проектной документации для строительства);

СНиП (строительные нормы и правила).

При выполнении и оформлении строительных чертежей следует пользоваться следующими руководящими материалами:

1. ЕСКД «Единая система конструкторской документации», сборник государственных стандартов:

· ГОСТ 2.109-73. Основные требования к чертежам;

· ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы;

· ГОСТ 2.302-68 ЕСКД. Масштабы. (С учетом требований ГОСТ 21.101-93, п.3.2.);

· ГОСТ 2.303-68 ЕСКД. Линии;

· ГОСТ 2.304-81 ЕСКД. Шрифты чертежные;

· ГОСТ 2.305-68 ЕСКД. Изображения – виды, разрезы, сечения;

· ГОСТ 2.306-68 ЕСКД. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертеж.

2. СПДС «Система проектной документации для строительства», сборник государственных стандартов:

· ГОСТ 21.101-93. Основные требования к рабочей документации (Межгосударственный стандарт). Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации и техническому нормированию в строительстве;

· ГОСТ 21.501-93. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей.

В ЕСКД содержатся условия и правила оформления чертежей, которые объединены в сборник ГОСТ (государственный стандарты) «Система чертежного хозяйства».

Правила и положения по разработке, оформлению и обращению документации и чертежей, распространяющиеся на все виды конструкторских документов, на учебно-регистрационную документацию, установлены стандартами ЕСКД, перечень которых приводится ниже.

Стандарты разделяют по классификационным группам:

0 – общие положения;

1 – основные положения;

2 – классификация и обозначение изделий в конструкторских документах;

3 – общие правила выполнения чертежей;

4 – правила выполнения чертежей изделий машиностроения и приборостроения;

5 – правила обращения конструкторских документов (учет, хранение, дублирование, внесение изменений);

6 – правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации;

7 – правила выполнения схем;

8 – правила выполнения документов строительных и судостроительных;

9 – прочие стандарты.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.