Общие сведения об архитектурной графике — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общие сведения об архитектурной графике

2019-10-25 953
Общие сведения об архитектурной графике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Умение графически грамотно выразить свою идею является необходимым качеством практически любого специалиста с высшим образованием. Для архитектора и дизайнера графическая подготовка еще более важна, чем для инженера. Эти специалисты должны не только грамотно, с соблюдением всех существующих требований выполнять чертежи планов, разрезов, фасадов, деталей проектируемого объекта, уметь «читать» чертежи специалистов-смежников (строителей, сантехников, электриков, технологов и пр.), но и так графически оформить презентационную часть проекта, чтобы убедить заказчика в правильности, обоснованности и эстетической ценности предлагаемого решения. При этом объект должен быть показан и вписан в окружающую среду так, как он будет выглядеть после реализации проекта.

Для изучения особенностей и правил выполнения архитектурно-строительных чертежей, а также приобретения некоторого опыта графической подачи проектного решения и предназначена дисциплина «Черчение с основами архитектурной графики».

Целью настоящего пособия является изложение общих методических основ графического выполнения проектного решения.

В пособии приведена краткая история возникновения архитектурной графики, рассмотрены ее основные виды, требования государственных стандартов к выполнению архитектурно-строительных чертежей, правила и алгоритмы выполнения отдельных видов, основы аксонометрического изображения объекта, понятие архитектурного рисунка как средства оформления чертежа и предъявляемые к нему требования, а также виды, приемы архитектурной графики и рекомендации по их использованию. Настоящее учебное пособие составлено на основании опыта преподавания кафедрой графики и информационных технологий архитектурного проектирования Ростовского государственного архитектурного института дисциплины «Черчение с элементами архитектурной графики» для студентов архитекторов и дизайнеров.

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКЕ

Виды архитектурной графики

Специфика творческого процесса по созданию архитектурного объекта состоит в его двуединстве. На первом этапе творчества («идеальном») архитектор работает над моделью архитектурного объекта – комплексом чертежей и макетов будущей постройки. На втором этапе творчества («материальном») архитектор наблюдает и контролирует строительство архитектурного объекта, которое осуществляется по чертежам и является материальной реализацией проектных материалов первого этапа.

Начиная с XV в. архитектор занимается почти исключительно первой частью этого творческого процесса, которая в наше время носит название «проектирование». Проектирование архитектурного объекта невозможно без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в процессе проектирования, передается и формируется в графике. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформировались основные виды архитектурной графики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рисунок.

Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным требованиям. Процесс проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа – с помощью архитектурного рисунка.

Изобразительные формы архитектурного эскиза и архитектурного рисунка очень схожи, а целевые назначения изображения – различны. Архитектурный эскиз – способ совершенствования творческого замысла архитектора. Архитектурный рисунок – любое рисованное произведение архитектора, выполненное не обязательно с профессиональной целью. Сюжет архитектурного рисунка может иметь самостоятельное значение (набросок с натуры, графический рисунок – иллюстрация и т.д.), но может быть составной частью чертежа, эскиза.

Навыки эскизирования и рисования очень важны для архитектора, так как с их помощью фиксируются его профессиональные замыслы, совершенствуется его графическое мастерство, творческие способности. Навыки архитектурного рисунка необходимы для изображения окружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, поскольку с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, правильно соотносится с человеком, природой.

Архитектурный эскиз – форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Выполняют эскизы от руки и делят условно на группы:

· эскиз-идея – поиск основных контуров образа проектируемого объекта;

· фор-эскиз – углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей;

· рабочий эскиз – эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями;

· клаузура – вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза, с ограничением времени и места исполнения.

Кроме того, существует такое понятие, как «проектная экспозиция». Поскольку в состав проекта входит множество чертежей, то для раскрытия темы может быть отобрана только их часть. Количество зависит от объема проекта, целей экспозиции, полноты сообщения и подготовки зрителей. В набор чертежей могут быть добавлены чертежи, рисунки, модели и другие изображения, повышающие качество экспозиции. Эскиз проектной экспозиции передает состав и взаимное расположение ее материалов.

Архитектурный рисунок (здесь) – вид архитектурной графики, имеющий вспомогательное значение, позволяющий лучше показать архитектурный объект, его отношения с окружающей средой.

Основным видом графики в архитектурной деятельности является чертеж.

Архитектурный чертеж – это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта. В современном чертеже построение объекта выполняется по законам начертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых характерна своя манера чертежной графики (эскизный, обмерочный, рабочий, демонстрационный чертежи). Разновидности архитектурных чертежей зависят от постановки конкретных проектных задач, поэтому различают:

· рабочие чертежи – комплекс изображений планов, сечений, узлов и деталей, необходимых для строительства данного объекта. Они требуют знания действующих нормативов и стандартов. Если архитектор не полностью контролирует их разработку, то его первоначальная идея может быть искажена из-за низкой квалификации техника-чертежника, косности инженера-конструктора или просто конъюнктурных соображений;

· обмерочные чертежи – результат обмеров существующих архитектурных сооружений, деталей декора, параметров монументальной скульптуры и др. Обычно обмерочные чертежи выполняют в две стадии: на первой от – руки рисуется чертеж без масштаба с проставлением размеров (кроки), на второй - изображение проекций объекта, узлов и деталей делается по стандартам рабочего проектирования;

· демонстрационные чертежи – предназначены для показа зрителям с любой подготовкой и уровнем культуры. Цель такого показа – донести авторский замысел до зрителя. Чертеж должен отражать состояние, близкое к реальному восприятию, устанавливать связи сооружения с окружающей средой с использованием перспективной проекции, выявлением пластики самого сооружения. Архитектор всегда должен не только сам уяснить идею объекта, способ ее материальной реализации, проверить в графическом и объемном моделировании правильность своего замысла, но и дать возможность заказчику оценить качество проекта. Комплекс демонстрационных чертежей должен давать полную информацию о тектонической и образной трактовке сооружения, структуре его планировочного, конструктивного и функционального решений, а также давать представление о том, как будет выглядеть постройка в условиях природной или городской среды с наиболее вероятных точек подхода и подъезда. В настоящее время распространено 3 подхода:

1 – выявление пластической структуры сооружения (без антуража, для масштаба - фигура человека или машина);

2 – выявление пространственных взаимосвязей с окружающей средой (контуром - среда, объект - выделен);

3 – выявление условий реального восприятия проектного сооружения (коллаж, фотомонтаж, компьютерная графика).

Ортогональный чертеж – изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) параллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоскости. Это самый точный и рациональный метод изображения предмета на плоскости, на котором основана вся система современного проекционного черчения.

Проектная экспозиция. Число, содержание и характер графики чертежей зависит от объема проектной работы и от уровня людей, которым адресуется проект. В проектной экспозиции должна быть отражена следующая информация:

· функциональные особенности архитектурного объекта, отражающие специфику его функционального и конструктивного устройства, генплан, поэтажные планы, разрезы (конструктивные особенности и внутренняя организация), схемы, поясняющие функциональную структуру объекта и его территории;

· эстетические особенности; ортогональные, аксонометрические или перспективные изображения фасадов, деталей здания, разрезов с отображением пластики и декора интерьеров.

 

Виды чертежей

Традиционно с конца XVIII в. архитектурные ортогональные чертежи по своему содержанию подразделяют на разновидности.

Чертеж фасада – фронтальное ортогональное изображение проекций фасадов здания. Обычно под этим названием подразумевается чертеж главного фасада сооружения, если же изображаются другие фасады, то они сопровождаются разъяснением – «боковой фасад», «северный фасад» и т.д. Фасады отображаются в масштабах 1:200, 1:100, 1:50, 1:25. Фасады зданий вычерчивают в такой графической технике, которая максимально отражает пластический характер архитектурного сооружения. Композиция чертежей фасадов должна соответствовать силуэту здания и характеру пропорций.

Чертеж плана – условное ортогональное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрачной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассекает здание таким образом, что на чертежных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкций и перегородок, но и сечения по окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т.д. Границы рассечения массивов конструктивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной заливкой плоскости сечения черной тушью или тоном. Видимые, но не рассекаемые в плане элементы конструкций и оборудования – лестницы, мебель, сантехнические приборы, рисунок мощения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями. Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200, 1:100, 1:50, 1:25.

Чертеж разреза – фронтальное ортогональное изображение проекций разреза здания, спроецированное на плоскость чертежа. Обычно под этим названием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сечением, проведенным через наиболее характерные помещения здания. Это могут быть зрительный или спортивный зал (в театре, киноконцертном зале, клубе, спортсооружении и т.д.), «вестибюль», лестничная клетка (шахта), жилые комнаты (в жилых домах, отелях, кемпингах, пансионатах и т.д.), производственные помещения и залы (в аэропортах, вокзалах, промышленных зданиях и т.д.). Секущая плоскость проходит обязательно через оконные, дверные проемы, промежутки между несущими опорами и т.д. Рассекать здание по массиву несущих конструктивных элементов, минуя проемы, неверно! Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100, 1:50, 1:25.

Чертеж генерального плана (генплан) – условное ортогональное изображение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортогональные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или проекции сооружений с обозначением очертания его кровли (чертеж кровли). Здание или комплексы зданий графически изображают на местности с обозначением горизонталей рельефа, транспортных коммуникаций, автостоянок, деталей благоустройства, массивов декоративной или естественной зелени, отдельных деревьев и т.д. Как правило, изображение генплана ориентировано по странам света. Генпланы выполняются в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200.

Чертеж архитектурной детали – условное ортогональное изображение проекций архитектурных деталей как элементов пластики фасадов и интерьеров здания. На чертеже может быть изображена фасадная ортогональная проекция детали, совмещение фасадной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали характерно показом фактуры, текстуры отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, дерева и т.д.). Сложная пластическая форма поверхности детали изображается обязательно с выявлением светотеневых контрастов, с построением и графической тушевкой теней. Архитектурная деталь изображается в масштабе 1:25, 1:10, 1:5, 1:2, 1:1.

Рекомендуют следующие этапы работы над чертежом:

· карандашная разметка листа в осях соответственно расположению одной или нескольких ортогональных проекций; построение линейного масштаба; построение и уточнение в общих массах габаритов плана, фасада или разреза здания и других элементов чертежа;

· работа над детальным вычерчиванием ортогональной проекции сооружения в карандаше или одновременная работа над планом и фасадом здания с взаимным проецированием деталей; вычерчивание деталей фасада и плана;

· обводка тушью готового карандашного чертежа; обводка толстой разрезной линией или заливка сечений в планах и разрезах зданий; построение теней; выявление светотеневой пластики архитектурных проекций фасада, фрагментов, разреза здания средствами черно-белой графики или с применением техники тушевой отмывки;

· при применении тональной графики - окончательная доработка отмывки фасада с выявлением фактуры материала, полутеней, силуэта здания; одновременно выполняются архитектурный рисунок, шрифтовые и цифровые надписи, вычерчивание штампа.

Существуют определенные рекомендации по технике выполнения чертежей:

Исполнять архитектурный чертеж в соответствии с обязательной ориентацией чертежных проекций относительно вертикальной и горизонтальной осей; для этого необходимо работать только с использованием натянутой рейки (с роликами) или рейсшины, кульмана.

· Располагать чертежные проекции так, чтобы между ними была проекционная взаимосвязь.

· Особое внимание уделять композиции чертежа, для чего необходимо обеспечить композиционную взаимосвязь чертежных проекций, надписей, размеров, масштабных линий, деталей архитектурного рисунка.

· Обеспечивать логическую взаимосвязь различных чертежных проекций (фасадов, планов, разрезов, деталей), чтобы чертеж читался в логической последовательности восприятия от основного к второстепенному.

 

Государственные стандарты

Проектирование и строительство зданий и сооружений ведется по определенным строительным нормам и правилам, которые сведены в специальный перечень нормативных документов, утвержденный Министерством строительства РФ и издаваемый ежегодно. Применение норм и правил является обязательным для всех строительных и проектных организаций.

Существует система нормативных документов в строительстве, основными видами которой являются:

ГОСТ (государственные стандарты);

ЕСКД (единая система конструкторской документации);

СПДС (система проектной документации для строительства);

СНиП (строительные нормы и правила).

При выполнении и оформлении строительных чертежей следует пользоваться следующими руководящими материалами:

1. ЕСКД «Единая система конструкторской документации», сборник государственных стандартов:

· ГОСТ 2.109-73. Основные требования к чертежам;

· ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы;

· ГОСТ 2.302-68 ЕСКД. Масштабы. (С учетом требований ГОСТ 21.101-93, п.3.2.);

· ГОСТ 2.303-68 ЕСКД. Линии;

· ГОСТ 2.304-81 ЕСКД. Шрифты чертежные;

· ГОСТ 2.305-68 ЕСКД. Изображения – виды, разрезы, сечения;

· ГОСТ 2.306-68 ЕСКД. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертеж.

2. СПДС «Система проектной документации для строительства», сборник государственных стандартов:

· ГОСТ 21.101-93. Основные требования к рабочей документации (Межгосударственный стандарт). Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации и техническому нормированию в строительстве;

· ГОСТ 21.501-93. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей.

В ЕСКД содержатся условия и правила оформления чертежей, которые объединены в сборник ГОСТ (государственный стандарты) «Система чертежного хозяйства».

Правила и положения по разработке, оформлению и обращению документации и чертежей, распространяющиеся на все виды конструкторских документов, на учебно-регистрационную документацию, установлены стандартами ЕСКД, перечень которых приводится ниже.

Стандарты разделяют по классификационным группам:

0 – общие положения;

1 – основные положения;

2 – классификация и обозначение изделий в конструкторских документах;

3 – общие правила выполнения чертежей;

4 – правила выполнения чертежей изделий машиностроения и приборостроения;

5 – правила обращения конструкторских документов (учет, хранение, дублирование, внесение изменений);

6 – правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации;

7 – правила выполнения схем;

8 – правила выполнения документов строительных и судостроительных;

9 – прочие стандарты.

Комплект рабочих чертежей

Работы подразделяются на общестроительные и специальные. Общестроительными считают работы, которые необходимо выполнить для строительства и отделки зданий.

Устройство водопровода, канализации, отопления, вентиляции, газоснабжения, радиофикации, электроосвещения, телефонизации, работы по благоустройству и другие относят к специальным видам работ.

Рабочие чертежи для производства строительно-монтажных работ для одного объекта объединяют в комплекты (основной комплект рабочих чертежей) по маркам. В соответствии с ГОСТ 21.101-93 каждому основному комплекту рабочих чертежей присваивают самостоятельное наименование, в состав которого включают базовое обозначение и марку основного комплекта. Основной комплект может быть разделен на несколько частей (отдельные части комплекта) с добавлением к марке порядкового номера. Существуют определенные правила для маркировки чертежей - марка состоит из заглавных букв названия определенной части проекта. Для отдельных комплектов рабочих чертежей рекомендованы следующие наименования и марки:

Генеральный план и транспорт – ГТ.

Генплан – ГП.

Автомобильные дороги – АД.

Архитектурно-строительные решения – АС.

Архитектурные решения – АР.

Интерьеры – АИ.

Конструкции железобетонные – КЖ.

Конструкции деревянные – КД.

Конструкции металлические деталировочные – КМД и т.д.

Состав основного комплекта рабочих чертежей архитектурных решений (АР) включает в себя:

1 – общие данные по рабочим чертежам;

2 – планы этажей, в том числе подвала, технического подполья, технического этажа и чердака;

3 – разрезы;

4 – фасады;

5 – планы полов (при необходимости);

6 – план кровли (крыши);

7 – схемы расположения элементов сборных перегородок;

8 – схемы расположения элементов заполнения оконных и других проемов;

9 – выносные элементы (узлы, фрагменты);

10 – спецификации к схемам расположения.

В общие данные входят полная характеристика объекта, список чертежей (ведомость рабочих чертежей) и ведомость отделки помещений (если нет чертежей по интерьерам).

 

2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ

 

Форматы и масштабы

Для удобства разработки, тиражирования, брошюрования, использования в производственных условиях, поиска и других условий, все документы, входящие в состав проекта здания или сооружения (чертежи и текстовый материал), должны выполняться на чертежных листах бумаги стандартных форматов, установленных ГОСТ 2.301-68*.

Форматы листов определяются размерами внешней рамки оригиналов, подлинников, дубликатов, копий. Внешнюю рамку выполняют сплошной тонкой линией. Формат с размерами сторон 841х1189 мм, площадь которого равна 1 кв. м, и другие, полученные путем последовательного деления предыдущего формата на две равные части (делят длинную сторону соответствующего формата), являются основными:

А0 – 841х1189; А1 – 594х841; А2 – 420х594; А3 – 297х420; А4 – 210х297.

Дополнительные форматы можно создать путем прибавления к размерам основного формата кратных размеров формата А4 по горизонтали или вертикали соответственно.

Изображение на строительных чертежах планов, фасадов, разрезов, конструкций, деталей и других элементов зданий выполняют в масштабах, установленных ГОСТ 2.302-68* с учетом требований ГОСТ 21.101-93 (п.3.2).

Масштабом изображения (чертежа) называется отношение линейных размеров изображения предмета к его действительным размерам. Масштаб изображения следует принимать минимальным в зависимости от сложности чертежа, но обеспечивающим четкость копий при современных способах размножения чертежей.

Рекомендуемые масштабы:

Генеральные планы – 1:1000, 1:500, 1:200.

Планы этажей, разрезы, фасады – 1:200, 1:100, 1:50.

Планы кровли, полов, технических этажей – 1:800, 1:500, 1:200.

Фрагменты планов, фасадов – 1:100, 1:50.

Узлы, детали – 1:20, 1:10, 1:5.

Значения масштабов, выделенные жирным шрифтом, рекомендуются при большой насыщенности изображения и как наиболее распространенные в практике проектирования.

В соответствии с ГОСТ 21.101–93 на строительных чертежах масштаб, как правило, не проставляется, но при необходимости он может быть указан в основной надписи (штампе).

 

Компоновка листа

Компоновку архитектурно-строительного рабочего чертежа начинают с выбора формата, при этом рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

· размерами и сложностью изображаемого объекта (здания, сооружения, строительных изделий, конструкций и т.п.);

· числом необходимых видов (планов, разрезов, фасадов, основных и дополнительных видов и т.д.);

· масштабами изображений, допускаемыми стандартами СПДС для данного вида чертежей.

Для комплектов чертежей необходимо учитывать следующее:

· все листы в каждом основном комплекте рабочих чертежей здания (сооружения), документе на изделие, отдельном выпуске должны быть одного формата, независимо от того, брошюруются или нет комплекты чертежей; в обоснованных случаях допускается включение отдельных листов другого формата (не более трех форматов в комплекте), при этом по вертикали одного размера;

· для художественно оформленных чертежей, выполняемых на подрамниках или планшетах, кальки с которых входят в состав комплекта, должны применяться форматы, принятые для данного комплекта;

· в состав альбома чертежей типового проекта должны входить листы только одного формата.

На листе выбранного формата наносят необходимые графические элементы: рамки (внешняя тонкая по формату чертежа, внутренняя толстая с отступом 20 мм слева и по 5 мм справа, сверху и снизу от тонкой), основную надпись (штамп) в правом нижнем углу листа, дополнительные графы и т.п.

Форматы и компоновка листа приведены на рис.1.

 

Над основной надписью или слева от нее оставляют резервное поле для нанесения при необходимости таблицы изменений и штампа привязки. Высоту такого поля принимают не менее 50 мм на листах высотой более 297 мм и не менее 25 мм на листах высотой 297 мм.

Над основной надписью (выше резервного поля) при необходимости оставляют место для нанесения спецификации и технических требований (примечаний).

При компоновке общих архитектурно-строительных чертежей – планов, разрезов, фасадов – определяют наименьшее, но достаточное количество чертежей деталей, фрагментов, сечений и других изображений, размещаемых на одном листе с планом или разрезом, фасадом. Выбирают наименьшее количество видов изображаемого узла изделия или элемента конструкции, но достаточное для получения полного представления о предмете.

Из числа рекомендованных выбирают масштаб для основных изображений (например, для плана) и масштаб для дополнительных (например, для изображений узлов, сечений и т.п.).

Для каждого вида, разреза, сечения, фрагмента выписывают габаритные размеры, по которым в выбранных масштабах вычерчивают габаритные прямоугольники, размещая их на рабочем поле чертежа так, чтобы они расположились с возможной равномерной плотностью. При этом необходимо учитывать проекционную взаимосвязь и места для нанесения выносных и размерных линий, а также поясняющих надписей в соответствии с требованиями ГОСТа.

В рабочих чертежах основного комплекта направление взгляда для разрезов принимают, как правило, по плану снизу вверх и слева направо.

Штамп

Штамп (основная надпись) оформляется в соответствии с ГОСТ 21.101-93. Основная надпись, дополнительные графы к ней и размерные рамки располагаются на листах.

Приведенные ниже наименования граф основной надписи соответствуют цифрам в кружочках на рис.2:

1–обозначение документа (в учебных целях указывается наименование вуза и номер группы);

2 – наименование предприятия, в состав которого входит здание (в курсовой работе указывается марка чертежей – АР);

3 – наименование здания (сооружения);

4 – наименование изображений, помещенных на данном листе, в точном соответствии с наименованием, указанным над изображением на поле чертежа. Спецификации, таблицы, текстовые указания, относящиеся к изображениям, не указывают;

5 – наименование изделия и наименование документа, если этому документу присвоен шифр (в приведенном типе штампа такая графа отсутствует);

6 – условное обозначение стадии проектирования: П – проект; РП – рабочий проект; Р – рабочая документация (для курсовой работы указывается У – учебная);

7 – порядковый номер листа (страницы при двусторонней печати);

8 – общее количество листов или страниц при двусторонней печати (заполняют только на первом листе);

9 – наименование или различительный индекс организации, разрабатывающей проектный документ (для учебных целей указывается наименование кафедры);

10 – характер работы (разработал, чертил, проверил, утвердил, нормоконтроль);

11...13 – фамилии, подписи исполнителей и лиц, ответственных за содержание документа, даты подписания. Подписи должностных лиц, согласовывающих документ, размещают на поле для подшивки в аналогичных графах;

14...19 – графы таблицы изменений. Для учебных целей эти графы не используются.

Пример заполнения штампа для курсовой работы приведен на рис. 2.

Располагается основная надпись в правом нижнем углу листа, примыкая к внутренней рамке вплотную.

Существуют и другие разновидности основных надписей, которые в данном пособии не рассматриваются. Их использование зависит от отрасли, для которой делаются чертежи, порядкового номера листа и т.п.

Деталей, сечений

Все изображения на чертеже надписываются. Надпись располагается над изображением с минимальным разрывом и не подчеркивается. Допускается использовать сокращения в соответствии с ГОСТ 2.316. Заполнение граф основной надписи (штампа) и другие надписи должны быть четкими и ясными. Выполняются они одной и той же гарнитурой шрифта на всем чертеже. Высота шрифта определяется по высоте заглавных (прописных)букв. Существуют стандартные размеры букв, используемые на чертежах. Наиболее употребительны следующие размеры в миллиметрах (в скобках указана высота строчных букв): 3.5 (2.5), 5 (3.5), 7(5), 10 (7). При этом главные надписи (наименование видов, заголовки таблиц, маркировка осей) пишутся крупнее (7, 10 мм), а рядовые (наименование помещений, выносные надписи, текст примечания) – мельче. Примечания располагаются на некотором расстоянии над штампом.

Существуют также выносные надписи, применяющиеся для пояснений к многослойным конструкциям (полы, стены, кровли). Они делаются на своеобразных «этажерках» с использованием линий-выносок, заканчивающихся узкой стрелкой (пример выносной надписи приведен на детали (рис. 4). Последовательность надписей с указанием материала слоя и его толщины в миллиметрах соответствует расположению слоевна чертеже сверху вниз или справа налево (т.е. по направлению стрелки). Длина строк в «этажерках» должна быть одинаковой.

На рабочих чертежах планов, разрезов и других не допускается чрезмерная детализация изображений отдельных элементов. Необходимые подробности показывают на чертежах деталей и узлов (выносных элементов), выполняемых в более крупном масштабе. Деталь – изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Узел – участок конструкции, где сопрягаются (соединяются, стыкуются) или взаимодействуют элементы конструкций. Конструкцией принято называть часть зданий, взаимно связанных процессом производства строительных и монтажных работ или функциональным назначением (фундаменты, каркас, покрытие здания, пролетное строение, опора моста и т.д.). При наличии таких элементов соответствующее место на плане, разрезе или фасаде обводится окружностью или овалом сплошной тонкой линией. От контура делается выносная линия, на полке которой проставляется маркировка элемента арабской цифрой (пример маркировки детали приведен на рис. 4). Над крупным изображением этого элемента или слева от него в кружке (тонкая сплошная линия) диаметром 13 мм проставляется его обозначение. Размер маркировочной цифры должен быть в 1,5-2 раза больше, чем цифры при простановке размеров (рис. 4).

Фрагменты планов, разрезов, фасадов, как правило, отмечают фигурной скобкой. Под фигурной скобкой, а также над соответствующим фрагментом наносят наименование и порядковый номер фрагмента. Если фрагмент размещен на другом листе, то делается ссылка на этот лист. Допускается ссылку на фрагмент помещать на полке линии-выноски.

На планах здания обозначают положение секущих плоскостей по краям и в местах изломов (для сложных разрезов) разомкнутой линией с длиной штрихов 8-20 мм, тонкая стрелка возле которой (со смещением к наружному краю) длиной 8-24 мм показывает направление взгляда и проецирования. Предпочтение следует отдавать направлениям снизу вверх и слева направо. Возле стрелок арабскими цифрами проставляют маркировку (рис. 3). На изображении разреза пишут его маркировку: «Разрез 1-1» (рис. 4).

Некоторые подробности о надписях на чертежах приводятся также в соответствующих разделах пособия.

 

Обозначения материалов

 

ГОСТ 2.306-68 ЕСКД

 

Штриховка материалов выполняется обычно под углом 45°, иногда 30° или 60°, чтобы линии штриховки не были параллельны линиям контура. Смежные детали штрихуются в разные стороны, клетка для смежных деталей делается со сбивкой.

Обозначения материалов, применяющиеся в архитектурно-строительных чертежах, приведены в табл. 1.

 

Нанесение размеров

После вычерчивания всех элементов плана или разреза на изображении проставляются размеры. Размеры наносят сплошной тонкой линией. Состоят размеры из выносных линий (фиксируют измеряемую часть объекта), размерных линий (показывают величину этой части), засечек в местах пересечения выносных и размерных линий и чисел, обозначающих измеренную величину в натуральных целых миллиметрах. Засечки вычерчиваются под углом 45° основной (толстой сплошной) линией (рис.3). Размерные линии продлевают за крайние выносные линии на 1-3 мм. При нанесении размера диаметра или радиуса внутри окружности, а также углового размера размерную линию ограничивают узкими стрелками, так же, как и при нанесении размеров радиусов и внутренних скруглений.

Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения. Расстояние размерной линии от параллельной ей линии контура, осевой, выносной и других линий, а также расстояние между параллельными размерными линиями должно быть в пределах 6-10 мм. Для чертежей общих видов (планы, разрезы, фасады и т.п.) размерные линии располагают в зависимости от размера изображения на расстоянии не менее 10 мм от линии наружного контура.

На разрезах зданий высотное положение некоторых элементов типа уровней чистого пола по этажам, свеса и конька кровли и других элементов здания фиксируются с помощью высотных отметок, проставляемых на специальных значках-стрелках в метрах с точностью до третьего знака с указанием знака «+» для отметок выше и «-» для отметок ниже первого этажа. Чистый пол первого этажа имеет отметку 0.000 без знака (рис. 4).

Таблица 1

Линии

Принято разделять линии по толщине с целью выделения главных и второстепенных элементов, видимых и невидимых частей, функционального назначения линий. В зависимости от масштаба изображения и размера листа принимается толщина основной сплошной линии 0,4-1,4мм. Все остальные линии принимаются в частях от основной: 0,55; 0,35; 0,45. Используются пунктирные (невидимые), штрихпунктирные (оси), штрихпунктирные с двумя точками (невидимые планировочные элементы или элементы оборудования), сплошные полужирные (не основные элементы) и тонкие линии (построения, вспомогательные линии). Толщина линий одного и того же типа должна быть одинаковой для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.

Вид линий, их толщина и назначение приведены в табл. 2.

Шрифты

Для крупноразмерных заголовков используется, как правило, шрифт типа антиквы. Эти шрифты характеризуются пропорциями, близкими к квадрату (в противоположность готическим – узким, утрированно вытянутым в высоту) и были разработаны в эпоху Возрождения, возврата к человеческим пропорциям («античность»). У этих шрифтов вертикальные и горизонтальные штрихи имеют различную толщину (вертикальные толще) и обязательно есть засечки на концах штрихов, плавно сопрягающиеся с основными элементами.

 

Таблица 2

ЛИНИИ НА ЧЕРТЕЖЕ

 

Наименование Начертание Толщина линии по отн. к осн. линии Основное значение
1 2 3 4
Сплошная толстая - основная S 1. Линии видимого контура, условное изображение элементов конструкций на схемах расположения сборных конструкций. 2.  Линии перехода видимые. 3.  Линии контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза). 4.  Линии рамки рабочего поля черт. 5. Линии форм основных надписей и спе

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.