Основные положения экономической безопасности бизнеса региона — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные положения экономической безопасности бизнеса региона

2019-10-25 432
Основные положения экономической безопасности бизнеса региона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вхождение страны в мировую систему влечет за собой обострение конкурентной борьбы на рынке товаров, услуг и инвестиций. Возможность сохранения роли России в качестве активного участника мировой политики и экономики зависит от способности использовать имеющиеся национальные конкурентные преимущества и обеспечить эффективность производства и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

Доля защиты национальных интересов в сфере экономики необходимо формировать надежный механизм анализа, прогнозирования и противодействия внешним и внутренним угрозам безопасности страны.

    Обеспечить безопасность в условиях современной экономики от воздействия внутренних и внешних угроз определяет конкурентоспособность и динамику экономического развития. Кризисные явления в производственной, продовольственной, энергетической, финансовой и иных сферах требуют уделять большое внимание такому понятию, как экономическая безопасность. Сегодня она в большей степени рассматривается с позиций национальной экономики, а региональная составляющая изучена еще недостаточно.

Региональная безопасность имеет определенную специфику, которая связана с: географическим положением; климатом; степенью обеспеченности природными ресурсами; численностью населения; развитостью инфраструктуры и пр.

Нейтрализация угроз на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения угроз национальной безопасности, на федеральном и региональном уровнях принят целый ряд нормативно-правовых актов по вопросам безопасности, но нужно отметить, что их реализация не принесла ожидаемых результатов. Очевидно, нужны новые стратегии повышения экономической безопасности регионов, новые методы, механизмы и инструменты, адекватные современным экономическим условиям.

Экономическая безопасность на всех уровнях должна рассматриваться как система отношений общества и государства, а следовательно, основным подходом к исследованию проблем экономической безопасности должен являться системный подход. Это объясняется диалектическим единством процессов обеспечения безопасности на международном, национальном, региональном и личностном уровнях, поэтому нельзя рассматривать один уровень безопасности, не учитывая остальные, так как источником единства является схожая сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

Экономическая безопасность региона обеспечивает равновесное состояние экономики и институтов власти региона и характеризует устойчивость, стабильность и поступательность развития и обеспечивает гарантированную защиту национальных интересов, социальной направленности политики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

В интересах обеспечения национальной безопасности региона следует понимать субъект Российской Федерации, так как только он имеет соответствующие силы и средства для обеспечения своей безопасности и является представителем региональной политики.

Экономическая безопасность региона создает условия для функционирования его в режиме устойчивого развития и противостояния дестабилизирующим воздействиям внутренних и внешних социально-экономических факторов.

Основными составляющими экономической безопасности региона являются: финансовая (устойчивость финансово-бюджетной системы для обеспечения социально-экономического развития региона); производственная (характеризуемая наличием ресурсной базы и сложившейся специализации); социально-демографическая (отражающая развитие регионального рынка труда, уровень безработицы и социальной дифференциации общества, уровень бедности, культуры, доступности образования, медобслуживания, обеспечения жильем и другие); продовольственная (отражающая уровень обеспеченности качественными продуктами питания в регионе); экологическая (учитывающая уровень загрязнения окружающей среды и затраты на их ликвидацию).

Основная проблема по оценке экономической безопасности региона сводится к оценке социально-экономических показателей воздействия среды. При этом национальный уровень является наиболее изученным. Нужно отметить, что на современном этапе в центре внимания государственных органов находятся проблемы стабилизации социально-экономического развития, как на федеративном, так и региональном уровне. Многообразие негативных последствий и кризисных ситуаций, имеющих место в стране, свое конкретное содержание (в виде условий места и времени) проявляют на региональном уровне.

К основным региональным проблема можно отнести:

а) выявления регионов, где возникают кризисные ситуации, которые создают угрозу национальной (федеративной) безопасности;

б) оценка кризисных ситуаций, обусловленных спецификой (конкретикой) территориальных, природно-климатических, производственных, институциональных, этнографических и иных особенностей региона.

    Для решения этих проблем необходимо разработать комплекс мер, обеспечивающий устойчивое развитие и совершенствование экономики страны и регионов, включающий социально-политическую стабильность и механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

    Своевременное обнаружение угроз и адекватное реагирование на них направлено на защиту жизненно важных интересов региона. Уровень угроз определяет направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

    Угрозу безопасности можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам региона.

    Для практической деятельности по обеспечению безопасности угрозы безопасности классифицируют по определенным критериям на отдельные виды. Классификация угроз позволяет повысить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. В качестве критерия классификации рассматриваются: местонахождение источника угроз; уровень угрозы; характер угрозы; сферы и области деятельности; субъективность оценок угроз.

    Угрозы подразделяются на внешние или внутренние в зависимости от того, где расположен источник опасности.

    По уровню и степени сформированности угрозы можно рассматривать как потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности.

Огромное значение имеет проблема классификации внутренних и внешних угроз экономической безопасности. Так, основными внутренними угрозами развития региона являются: глубокое социальное расслоение населения; низкие темпы промышленного и сельскохозяйственного развития; нецелевое использование бюджетных средств; безработица; культ бюджетного иждивенчества; ошибки в формировании региональной экономической политики. А внешними угрозами являются: глобализация; сепаратизм и терроризм; сокрытие налогов и незаконная миграция.

    В зависимости от характера угроз, которые определяются источником, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные.

    На практике значимость имеет классификация угроз по сферам и областям человеческой деятельности.

Экономическое состояние регионов, организация региональной власти, социальная поляризация российского общества, высокий уровень криминализации общественных отношений, преступность и терроризм, сложные межнациональные отношения повышают уровень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В региональной экономике угрозы носят комплексный характер и обусловлены: снижением регионального валового продукта; уменьшением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала региона; слабостью банковской системы региона, состоянием аграрного сектора; преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления; отток за рубеж из региона высококвалифицированных специалистов; снижением наукоемких производств в регионе и усилением технологической зависимости.

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обеспечения экономической безопасности можно рассматривать как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, населения, территориального сообщества и государства, оценивая факторы влияния на объект (регион, муниципальное образование, промышленный комплекс и т.д.), и способность объекта противостоять угрозам повышения его потенциала.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. выделены риски и угрозы национальной безопасности в экономической сфере:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

- неравномерное развитие регионов;

- потеря контроля над национальными ресурсами;

- прогрессирующая трудонедостаточность;

- низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

- сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Можно выделить угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, которые должны предотвращаться в первую очередь путем проведения эффективной государственной региональной политики, направленной на повышение уровня координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.

Важной задачей региональной политики является обеспечение экономической безопасности промышленных комплексов. Устойчивость их развития достигается через эффективную деятельность контролирующих органов на уровне региона и муниципальных районов. Первостепенная задача изучения экономической безопасности относится к  разработке системы показателей, которая объективно и своевременно отражала бы кризисные явления в экономике. Для решения этой задачи необходимо провести классификацию существующих показателей экономической безопасности.

Росстат РФ для отслеживания социально-экономической ситуации в регионах рассматривает следующие группы индикативных показателей: социальные и экономические индикаторы; индикаторы, характеризующие ситуацию в сельском хозяйстве; инвестиционные и финансовые индикаторы; индикаторы, характеризующие результативность институциональных преобразований.

Для проведения мониторинга и оценки региональной экономической безопасности Росстат РФ предлагается использовать следующие индикаторы:

- прожиточный минимум;

- заработная плата;

- просроченная задолженность по зарплате;

- уровень безработицы;

- отношение числа безработных к числу вакансий;

- уровень преступности;

- уровень образования;

- дифференциация доходов и др.

Значимость индикаторов выражена в баллах: больший балл означает большую значимость показателя. Используя данные показатели, проведена оценка регионов и выделены четыре класса регионов. Первый, в котором - ситуация спокойная и устойчивая. Второй, в котором имеется высокий уровень заработной платы, низкая безработица, но высокий уровень преступности. Это неблагополучный регион. Третий, в котором - высокий прожиточный минимум, высокий уровень преступности и небольшое число вакансий, что так же характеризует их как неблагополучные. Четвертый, в котором индикаторы близки к первому классу, но регионы имеют низкий уровень заработной платы, высокую безработицу и малое число свободных рабочих мест.

Такая дифференциация и группировка дает также возможность их оценки с позиций уровня и характера развития, например, как отсталых и депрессивных. К числу отсталых районов в соответствии с рассмотренными критериями, отнесены: Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкес- сия, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия.

Следует отметить, что к основным угрозам регионального развития сегодня относят сепаратизм, социально-экономическую дифференциацию развития, депрессивность развития части субъектов федерации и др.

На региональном уровне угрозы можно рассматривать в следующем разрезе:

-социально-политический (уровень безработицы, уровень трудовой мотивации, уровень жизни населения, уровень дифференциации доходов, уровень обеспеченности продовольствием и т.п.);

-системно-управленческий (темпы экономического роста, недогрузка мощностей, закрытие отдельных производств, низкий научно-технический потенциал, снижение уровня конкурентоспособности, свертывание НИОКР, нарушение финансовой стабильности в регионе и др.);

-внешнеэкономический (снижение экспорта, потеря (сужение) внешнего рынка, сырьевая направленность экспорта, низкая инвестиционная привлекательность, уровень продовольственной независимости, уровень импортной продукции и т,д.).

К объектам экономической безопасности региона относятся:

- трудовая занятость населения региона;

- уровень жизни;

- трудовая мотивация;

- отношение населения региона к проводимым реформам;

- внутренний региональный рынок;

- обеспечение населения продовольствием;

- конкурентоспособность продукции региональных производителей;

- экологическое состояние региона;

- структура регионального промышленного производства и др.

В общем виде систему экономической безопасности региона можно рассматривать как совокупность блоков, определяющих содержание деятельности по обеспечению экономической безопасности региона и практические действия ее администрации:

Блок 1.Определение критериев и приоритетов, характеризующих интересы региона в области экономики и отвечающих требованиям его экономической безопасности. Региональные интересы учитывают национальные интересы в целом и не противоречат им, а так же специфику экономики и социальной сферы региона. Нужно подчеркнуть, что региональные интересы сформулируются в более конкретном виде, чем это допустимо в целом по стране и определяются применительно к социальной сфере, сфере науки, степени регулируемости экономики.

Блок 2.Определение внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Экономика региона постоянно подвергается воздействию множества факторов, вызывающих как позитивные, так и негативные последствия, поэтому необходимо проводить постоянный мониторинг этих факторов, определять возможные негативные последствия и разрабатывать меры по их недопущению и преодолению в случае их возникновения.

Блок 3.Разработка пороговых значений экономической безопасности. Несоблюдение пороговых значений экономической безопасности препятствует нормальному функционированию экономики, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в социально-экономической сфере. Пороговые значения количественно отражают региональные интересы и являются важнейшим инструментом практической деятельности по защите этих интересов.

Блок 4.Определение экономической политики, институциональных преобразований и механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов на устойчивость региональной экономики. Для решения этих задач необходимы методы которые обеспечивали бы детальную проработку проблем экономической безопасности.

Блок 5.Организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Обеспечение экономической безопасности требует выявление и диагностику уровня угроз и разработку мер по их предотвращению и преодолению, а эта деятельность должна быть организационно оформлена.

Экономическое состояние региона, отвечающее требованиям экономической безопасности, должно характеризоваться качественными критериями и количественными параметрами, которые обеспечивают, достойные условия жизни и развития личности, устойчивую социально-экономическую ситуацию, стабильность и возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз региональным интересам в области экономики.

Обеспечение достойных уровня и условий жизни населения является главным интересом региона. При этом первоочередной задачей максимального приближения главных социальных показателей по региону, как минимум к уровню средних по Российской Федерации, а именно: повышение всех видов доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Важнейшим условием защиты главного регионального интереса должен стать квалифицированный, добросовестный труд, который может обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.

Остальные интересы следует рассматривать как интересы второго уровня, обеспечивающие защиту главного регионального интереса - обеспечения достойного уровня жизни населения. К интересам второго уровня можно отнести:

1.Производство: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Регионы зависят от территориального разделения труда, поэтому должны в полной мере использовать определенные преимущества этого разделения, а так же выгодные внешнеэкономические связи с зарубежными странами. Важно снизить экономическую зависимость региона от негативных внешних воздействий, что в первую очередь обеспечивается производством широкой номенклатуры товаров и услуг, способных удовлетворить внутренний спрос, созданием за счет собственного производства достаточных финансовых ресурсов, гарантирующих защиту от внешних воздействий, созданием производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования региональной экономики, в том числе в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Регион должен стремится к обеспечению внутреннего потребления за счет собственного производства, а для этого необходимы устойчивые источники финансовых для приобретения тех товаров, потребность в которых не может обеспечиться за счет собственного производства.

2.Денежно-финансовая сфера: повышение устойчивости финансовой системы, снижение зависимости от федерального бюджета, рационализация финансовых потоков, устойчивость банковской системы, уменьшение внешнего и внутреннего долга, повышение инвестиционной деятельности. Устойчивость финансовой системы региона во многом зависит от состояния денежно-финансовой системы РФ и от бюджетной и налоговой политики федерального центра, поэтому максимальное уменьшение уязвимости денежно-финансовой сферы региона за счет повышения её финансовой самодостаточности и достижение разумного разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней являются важнейшей задачей региона.

3.Сфера науки: увеличение научного потенциала региона, обеспечивающего научный прогресс в определяющих экономику региона отраслях и подготовку для них квалифицированных кадров. С учетом использования результатов общероссийской, да и мировой науки. Очень важно, чтобы производства, определяющие экономику региона, обеспечивались собственными научными разработками и научными коллективами, тесно связанными с этими производствами.

4.Сфера управления: это обеспечение возможности необходимого воздействия на экономические процессы со стороны региональных органов власти и гарантирование нормального функционирования рыночной экономики.

Для обеспечения экономической безопасности необходима выработка системы параметров, ориентированных на регионы. При определении показателей необходимо учитывать важность и специфические особенности региональных проблем:

-проблемы в экономике и социальной сфере регионов;

-влияние региональных кризисных ситуаций на национальную безопасность России;

-определение приоритетов социально-экономического развития региона;

-разработка мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона.

Создание системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должно основываться на использовании следующих общеметодо-логических принципов: комплексности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения; системности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации; безусловного примата экономической безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономней в регионе; приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.

Для оценки состояния региона используется набор индикаторов экономической безопасности, который оценивает угрозы, на основе которых разрабатывается комплекс мер по стабилизации обстановки в регионе.

К основным требованиям и к системе показателей экономической безопасности регионов относятся:

-возможность использования показателя в федеральных и региональных органах исполнительной власти и органах власти;

-совместимость показателя с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

-конкретность показателя, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;

-возможность проведения мониторинга и прогнозирование показателей, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

К основным критериям, оценивающим интересы региона в области безопасности и приемлемые для населения условия жизни, а так же устойчивость социально- экономической ситуации, стабильность, целостность экономики, относятся:

-способность экономики функционировать в условиях расширенного воспроизводства;

-уровень критической зависимости экономики от импорта продукции, производство которой на необходимом уровне может быть организовано в стране;

-государственный контроль над стратегическими ресурсами;

-устойчивость финансовой системы;

-научный и инновационный потенциал;

-обеспечение экономического пространства в регионе;

-государственное регулирование экономических процессов с целью обеспечения условий для эффективного функционирования экономики.

Для экономической безопасности региона важно определить пороги показателей - предельные значения, несоблюдение которых приведет к негативным процессам в регионе. Кроме этого необходим объективный и всесторонний мониторинг экономики с использованием индикаторов экономической безопасности, который предполагает: отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов); реализацию специально разработанных механизмов противодействия угрозам безопасности; достижение устойчивого состояния экономики.

Можно выделить следующие группы показателей:

-макроэкономические показатели (общий объем производства, ВВП на душу населения и др.);

-уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии; различие в уровне доходов; уровень потребление продовольствия; обеспеченность товарами длительного пользования);

-занятость (по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения);

-производство (обеспеченность ресурсами, степень изношенности мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающие систем, техническая аварийность);

-финансово-бюджетная и кредитная система (обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд; расчетная дисциплина; дотации; убыточность);

-рыночная структура (структура собственности, доля собственников в общей численности населения, социальная активность населения);

-система государственной власти, в том числе механизмов правового и административного регулирования.

На практике необходимо отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций в социально-экономическом развитии - тенденций, угрожающих безопасности региона и страны в целом. Для этого необходим  инструментарий анализа  и оценки потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, разрабатывается сценарный набор решения проблем, позволяющих найти компромисс, увязать противоречивые интересы и тенденции развития региона.

Эффективное решение зависит от разработки политики экономической безопасности по предупреждению и компенсации ущерба, от создания системы общих пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска.

Общие пороговые значения безопасности оцениваются системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-экономического плана, отражающих предельно допустимые уровни снижения:

-экономической активности, объемов производства, инвестирования;

-уровня жизни населения, за границами которого возникает опасность социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов;

-затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого появляется опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.

Индикаторы имеют свои пороговые значения, за границами которых экономика функционирует в экстремальных режимах

Система пороговых значений региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

Индикаторы обеспечивают оценку кризисной ситуации в определенной сфере экономики. Общую схему выявления возможных угроз и схема их преодоления можно представить следующим образом.

1. Оценивается конкретная ситуация в случае:

-угрозы процессам саморегулирования;

-угрозы процессам государственного регулирования и использования компенсационных ресурсов;

- угрозы срокам возможного выхода системы из критического состояния.

2. Формируются альтернативные варианты преодоления кризисной ситуации.

Расчет показателей и рассмотрение их изолированно друг от друга не всегда позволяет выйти на их пороговые значения, лишь в системе можно получить объективную оценку, так как отдельные оценки не позволяют сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Пороговые значения показателей определяются с учетом периодов развития экономики, поэтому имеется необходимость использования вариантной оценки.

В практической деятельности, что нужно не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию), а желательно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны государства, причем как в стратегическом, так и в тактическом плане, что позволяет выявлять "болевые точки" и способы воздействия на них.

Критическая величина экономических показателей безопасности свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций, поэтому установление общепризнанных пороговых пределов позволяет найти точки взаимопонимания различных политических сил.

Показатели безопасности могут корректироваться с учетом особенностей региона, а при их доработке для конкретного региона необходимо учесть ряд моментов.

1. Показатели целесообразно разделить на: показатели-критерии, ориентированные на оценку уровня экономической безопасности, и аналитико-информационные показатели.

2. Показатели, которые не поддаются расчетам или по которым пороговые значения безопасности определить невозможно, необходимо исключить.

3. Расчет показателей осуществляется системно, что позволяет, получить их объективную оценку.

4. Пороговые значения определяются с учетом особенностей периодов развития экономики, что требует использования вариантной оценки пороговых значений показателей.

Рассмотрим показатели уровня жизни населения как наиболее важные для регионального уровня управления:

-доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;

-средняя продолжительность жизни;

-разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;

-уровень рождаемости;

-уровень смертности и заболеваемости от различных причин;

-сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном регионе с прожиточным минимумом в соседних регионах;

-уровень безработицы;

-уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования;

-уровень преступности.

При расчете показателей дохода следует учитывать денежные доходы населения от собственных подсобных хозяйств, бесплатных благ и услуг, получаемых населением, доходы от неформальной, нерегистрируемой занятости, от безвозмездной помощи родственников. В результате этой деятельности населения происходит перелив доходов от одной группы населения к другой.

Однако это не снимает остроту проблемы с позиции угрозы безопасности, так как величина прожиточного минимума установлена на таком низком уровне, что пороговым значением по этому индикатору должно было бы быть отсутствие граждан, имеющих доходы ниже данного уровня. Разрыв в доходах между высоко- и  низкодоходными слоями населения определяется на уровне, принимаемом в развитых зарубежных странах, где разрыв в 8 раз не вызывает социальных конфликтов. Учитывая особенности России, следует принимать более жесткие уровни пороговых значений по данному индикатору.

Нужно отметить, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ, а пороговые значения одних показателей достигаются не в ущерб другим.

Оценка интегрального показателя осуществляется в виде табличного сопоставления основных экономических показателей регионального образования с их пороговыми значениями (табл. 2.2)

Последовательность применения пороговых значений в общем виде представляется следующим. Органы исполнительной власти разрабатывают прогнозные документы развития на определенный период, в которых обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности региона, а также приводиться сопоставление прогнозируемых показателей социально-экономического развития с их пороговыми значениями. Наиболее важные проекты и программы должны проходить проверку на предмет соответствия пороговым значениям безопасности.

 

Таблица 2.2

Сопоставление основных экономических показателей

Показатель безопасности Критический показатель Фактический показатель за 2011г. Прогнозный показатель на 2012г.
Уровень безработицы 15% 14% 12%
Износ инфраструктуры 70% 85% 87%

 

Для этого используется функциональный анализ уровня экономической безопасности, который позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также позволяет скорректировать систему обеспечения его экономической безопасности.

В целом алгоритм анализа может быть следующим:       

- определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей и разделение объективных и субъективных негативных воздействий;

- оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, ущерб в случае их наступления и вероятный размер ущерба;

- формируется список предпринятых мер для устранения негативных воздействий. Меры определяются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей;

- оценка эффективности принятых мер по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка может производиться экспертами или специально приглашенными лишь для этой цели специалистами, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей;

- определение причин недостаточной эффективности мер, и ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер;

- разработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий;

- оценка стоимости и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

В процессе оценки экономической безопасности важно определить величину удельного веса каждой из составляющих безопасности на зависимость друг от друга. Зависимость показателей означает, что используется избыточная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования, поэтому необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей. Пример отражения данных в документе приведен в таблице 2.3.

 

                                                               Таблица 2.3

Функциональная составляющая безопасности Ожидаемый ущерб Предотвращенный ущерб Реализованный ущерб Удельный вес
Экологическая 800 100 300 15%
Информационная 300 100 160 8%
Финансовая 1500 500 400 20%
И т.д.       57%
Общий ущерб       100%

 

Для выделения наиболее важных направлений можно использовать удельные веса отдельных составляющих безопасности в общем ущербе.

Пример заполнения документа результатов анализа экономической безопасности, представляемый в представительный орган власти (табл. 2.4).

 

                                                               Таблица 2.4

Название прогнозируемого негативного воздействия Вероятность % Оценивающий ущерб тыс.руб Вероятный ущерб тыс.руб
Авария на трубопроводе 30 1000 300
Перебои в поставке определенного жизненно важного товара     50     700     350
Хищения цветных металлов   500 450
И так далее      

 

Представительный орган принимает решение о том, какие негативные воздействия следует уменьшить в первую очередь. Если негативные воздействия нельзя уменьшить, используя законодательные меры, то соответствующим исполнительным органам власти дается задание разработать и представить на рассмотрение предложения. На основе их анализа представительный орган власти может принять решения о финансировании целевых программ по обеспечению экономической безопасности.

Анализ предложений позволяет определить важнейшие проблемы обеспечения экономической безопасности. Оцениваются значения финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, это позволяет получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности.

Расчет удельных весов позволяет опр


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.