Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-10-25 | 116 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Составлена на основе программы Каше Г. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» и
Нищевой Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи» в соответствии с ФГОС ДО
II. Пояснительная записка:
Актуальность
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
В основе создания этой программы лежит «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», которая представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в логопедических группах дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Цель программы
Сформировать полноценную фонетико - фонематическую и лексико - грамматическую системы языка.
Задачи программы
- совершенствование произносительной стороны речи;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
|
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Структура программы
1 – 4 неделя сентября – обследование детей
Подгрупповые занятия
I период:
октябрь - ноябрь - 8 недель - 8 часов;
II период:
декабрь - февраль - 11 недель - 11часов;
III период:
март – май - 12 недель – 12 часов;
Всего 31 час.
Июнь – индивидуальные занятия.
В старшей группе предусмотрено 1 подгрупповое занятие, длительность занятия составляет 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе.
Длительность индивидуальных занятий составляет 20 минут в старшей и 25-30 минут в подготовительной к школе группе.
Структура занятий
Занятие с подгруппой:
- организационный момент (обязательна положительная мотивация на
желание правильно говорить);
- дыхательная гимнастика;
- общая для всех артикуляционная гимнастика на нарушенный звук;
- основная часть: повторение пройденного, изучение нового материала (использование дидактических игр);
- физкультурная минутка с включением пальчиковой гимнастики;
- заключение.
Индивидуальное занятие:
- артикуляционная гимнастика;
- выработка правильного речевого дыхания;
- развитие мелкой и общей моторики;
- постановка, автоматизация или дифференциация звуков;
- закрепление пройденного материала на подгрупповых занятиях.
Ожидаемые результаты
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
|
-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
-различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- составлять рассказы, пересказы;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;
- понимать и использовать в речи простые и сложные предлоги;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи.
Оборудование
1. Настенное зеркало для логопедических занятий;
2. Зеркала для индивидуальной работы;
3. Дополнительное освещение у зеркала.
4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы,
6. Технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
7. Шкафы для пособий;
8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;
9. Столы для занятий с детьми;
10. Стулья детские.
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Образовательные области | Цели и задачи |
«Социально-коммуникативное развитие» | Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с речевыми нарушениями в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития: • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; • формирование навыков самообслуживания; • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; • формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям; • формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении. |
«Познавательное развитие» | Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с речевыми нарушениями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития: • формирование и совершенствование перцептивных действий; • ознакомление и формирование сенсорных эталонов; • развитие внимания, памяти; • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. |
«Речевое развитие» | Задачи развития речи: • формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога; • формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с РАС сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. |
«Физическое развитие» | Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, мимическую и артикуляционную моторику, обучать общей мышечной релаксации; развивать координацию речи с движением. |
|
Планирование коррекционно-развивающих
логопедических занятий для детей 4-5 лет (старшая группа)
|
Занятие | Лексическая тема | Словарь для пассивного и активного усвоения | Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм |
1-4 неделя | ОБСЛЕДОВАНИЕ (заполнение логопедом речевых карт детей) | ||
Октябрь 1-2 неделя 2часа | «Дерево (признаки осени)» | Дерево, листья, ветка, ствол. птицы. Слабый, сильный (ветер). Качаться, гнуться, опадают, колышутся | Преодоление речевого негативизма, развитие понимания обращенной речи. Образование множественного числа существительных. |
Октябрь 3 неделя 1час | «Фрукты» | Яблоко, груша, лимон, банан, слива, апельсин, кожура, дольки. Большой, маленький, кислый, сладкий. Рвать, складывать, делить | Знакомство с понятиями «один» - «много». Закрепление в активной речи оборота «у меня». Понимание предлога «в». |
Октябрь 4 неделя 1час | «Овощи» | Капуста, морковь, лук, огурец, помидор, картошка, репа. Дать, положить, рубить, тереть, варить, солить Сад, огород, земля, грядка, дерево, ветка, борщ, компот. Красный, зеленый, желтый, круглый, длинный. Сажать, пахнет. Вверху, внизу | Расширение пассивного словаря, его активизация. Понимание существительных с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения. |
Ноябрь 1-3 недели 3 часа | «Домашние животные» | Коза, корова, лошадь, овца, рога, копыта. Дает (молоко, шерсть), перевозит грузы, подает голос, приносит пользу, ухаживает. | Развитие фразовой речи (фразы типа «У коровы рога», «Корова дает молоко», «Траву дадим козе») |
Ноябрь 4 неделя 1час | «Транспорт» | Машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолёт, поезд, кабина, колесо, перевозить, ездить, сигналить, грузовой | Формирование представлений о транспорте и его назначении. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Формирование представлений о видах транспорта. |
Декабрь 1-2 неделя 2 часа | «Зима. Зимние забавы» | Санки, горка, лыжи, коньки, лед, снеговик, снежинка. Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый. Кататься, лепить. | Закрепление понятий «один» - «много». Практическое усвоение предложно-падежных конструкций | |
Декабрь 3-4 неделя 2часа | «Новогодний праздник. Елка» | Елочные (игрушки), шары, ши-шки, вата, мишура, иголки, фо-нарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка. Колючая, нарядная, яркая, блестящая, добрый, бородатый, старый. Наряжать, украшать, вешать. | Понимание (употребление) пре-длогов «на», «под». Упражне-ние в образовании множествен-ного числа существительных. |
Занятие | Лексическая тема | Словарь для пассивного и активного усвоения | Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм |
Январь 1 неделя | Каникулы | ||
Январь 2-4 неделя 3часа | «Дикие животные. Заяц» Братья наши меньшие. | Заяц, зайчик. Прыгать, бегать, скакать, шевелить (ушами), грызть (кору, морковку), бояться (лису, волка, сову). Медведь, лиса, волк, ежик, белка. Косолапый, рыжая, зубастый, колючий. | Развитие фразовой речи (фразы типа «Зайчик хочет покатать-ся», «У моего зайчика болит ухо»). Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в». Обучение связному высказы-ванию (описательному рас-сказу о живот-ном). Практи-ческое усвоение употребления существительных в родитель- ном падеже с предлогом «от». Обучение пересказу сказки с опорой на иллюстрации. |
Февраль 1 неделя 1час | «Части тела» Здоровый образ жизни. | Голова, руки, ноги, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот, шея, живот, спина. Поднимать, опускать, хлопать, топать | Понимание категории числа существительных. Употребление в речи уменьшительно-ласкательных форм существительных. |
Февраль 2-3 неделя 2часа | «Мебель» | Стол, стул, шкаф, кровать. Полка, кресло, диван, ножки, спинка, Сиденье. Ставить, класть, положить, ложиться, спать, отдыхать, сидеть, помогать, вытирать пыль. | Понимание предлогов пространственного значения. Практическое усвоение предложно-пространственных конструкций. Образование уменьшительно-ласкатель- ных форм существительных |
Февраль 4 неделя 1час | «На страже Родины» | Солдат, танкист, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, храбрый, отважный, смелый, трусливый. | Развитие фразовой речи. Образование существительных родительного падежа без предлога (нет кого? Чего?). |
Март 1-2 неделя 2часа | «Семья» «Мамин праздник» | Мама, папа, бабушка, дедушака, брат, сестра, семья. Работать, подметать, стирать, полоскать, колоть (дрова). Красивая, добрая, умная, веселая. Готовит (обед), моет (посуду), шьет, гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет | Усвоение предложной конструкции «на работу». Образование существительных родительного падежа без предлога (нет кого?). Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Усвоение предложных конструкций типа «у мамы» Развитие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп») |
|
Занятие | Лексическая тема | Словарь для пассивного и активного усвоения | Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм |
Март 3-4 неделя 2часа | «Весна» | Кораблик, лодочка, весна, ру- чейки, сосульки, проталины. Весеннее, яркое. Греть, таять, пускать, плыть | Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя». Упражнение детей в пересказе со зрительной опорой. Закрепление понятий «один» - «много». |
Апрель 1 неделя 1час | День детской книги. Русская народная сказка. | Книга, страница, обложка, читать, перелистывать, картинки, буквы, бумага, картон, сказка, история, рассказ, стихи | Развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование грамматического строя речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой. |
Апрель 2 неделя 1час | «Перелетные птицы» | Ласточка, грач, скворец, крылья, перья, птенцы, гнездо. Важный, быстрая. Летать (прилетать, улетать), петь (распевать песню), шагать, устраивать (гнезда), ловить. | Упражнение в понимании стихотворных текстов, связного рассказа педагога. Учить детей отвечать фразой на вопросы по прослушанному тексту. |
Апрель 3-4 неделя 2часа | «Петушок с семьей» «Домашние птицы» | Петух, курица, цыпленок, цып-лята, хвост, крылья, клюв, гре-бешок, бородка. Ходить, звать, взлетать (на забор), кормить Гусь, утка, яйца. Веселый, грустный. Кукарекать, крякать, пищать, гоготать, клевать, плавать. | Развитие фразовой речи (фразы типа «У петушка голова», | «Хозяйка кормит кур») Понимание и образование мно-жественного числа существи-тельных. Развитие фразовой речи |
Май 1-2 неделя 2часа | «Насекомые» | Бабочка, муха, жук, оса, паук, муравей, стрекоза, комар, крылья, лапки, усики. Разноцветная. Ползать, жужжать, прыгать, кружиться | Практическое усвоение согласования прилагательных с существительными, существительных с глаголами прошедшего времени. Употребление предлогов «на», «под», «в». Развитие фразовой речи. |
Занятие | Лексическая тема | Словарь для пассивного и активного усвоения | Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм |
Май 3-4 неделя 2часа | «Цветы» «Лето» | Мак, одуванчик, василек, ландыш, ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, стебель, лепестки, листок. Сажать, поливать, собирать | Развитие фразовой речи (фраза типа «Девочка сажает цветы»). Упражнение в согласовании существительного с прилагательным. Образование существительных дательного падежа. |
Июнь | Индивидуальные занятия | 1.Развитие и обогащение словаря. 2.Развитие связной речи. 3. Развитие грамматического строя речи. 4.Развитие графо-моторных навыков. 5. Автоматизация поставленных звуков. 6.Дифференциация схожих групп звуков. 7. Развитие речевого выдоха. 8. Развитие мелкой моторики рук. | |
Итого 31 неделя | 31 час |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих
логопедических занятий для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Месяц, неделя |
Лексическая тема
Исследование индивидуального развития детей учителем - логопедом.
Заполнение речевых карт.
Коррекционно-образовательные цели.
Формирование представлений об осени на ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме: «Осень». Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев.
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Коррекционно-образовательные цели.
Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме «Фрукты».
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!