Учителя - логопеда Димашовой Елены Викторовны — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Учителя - логопеда Димашовой Елены Викторовны

2019-10-25 116
Учителя - логопеда Димашовой Елены Викторовны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составлена на основе программы Каше Г. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» и

Нищевой Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи» в соответствии с ФГОС ДО

 

 

II. Пояснительная записка:


Актуальность

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

В основе создания этой программы лежит «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», которая представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в логопедических группах дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 


Цель программы

 

Сформировать полноценную фонетико - фонематическую и лексико - грамматическую системы языка.


Задачи программы

 

- совершенствование произносительной стороны речи;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

 


  

   Структура программы

        

1 – 4 неделя сентября – обследование детей

Подгрупповые занятия

    I период:

октябрь - ноябрь - 8 недель - 8 часов;

 

II период:

 декабрь - февраль - 11 недель - 11часов;

III период:

март – май - 12 недель – 12 часов;

 

Всего 31 час.

Июнь  – индивидуальные занятия.

 

 

В старшей группе предусмотрено 1 подгрупповое занятие,  длительность занятия составляет 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной к школе группе.

Длительность индивидуальных занятий составляет 20 минут в старшей и 25-30 минут в подготовительной к школе группе. 

 


Структура занятий

Занятие с подгруппой:

 

- организационный момент (обязательна положительная мотивация на 

желание правильно говорить);

- дыхательная гимнастика;

- общая для всех артикуляционная гимнастика на нарушенный звук;

- основная часть: повторение пройденного, изучение нового материала (использование дидактических игр);

- физкультурная минутка с включением пальчиковой гимнастики;

- заключение.

 

Индивидуальное занятие:

- артикуляционная гимнастика;

- выработка правильного речевого дыхания;

- развитие мелкой и общей моторики;

- постановка, автоматизация или дифференциация звуков;

- закрепление пройденного материала  на подгрупповых занятиях.


Ожидаемые результаты

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- составлять рассказы, пересказы;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;

- понимать и использовать в речи простые и сложные предлоги;

- овладеть навыками словообразования разных частей речи.


Оборудование

 
1. Настенное зеркало для логопедических занятий;

2. Зеркала для индивидуальной работы;

3. Дополнительное освещение у зеркала.

4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

5. Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы,

6. Технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);

7. Шкафы для пособий;

8. Письменный стол для работы учителя-логопеда;

9. Столы для занятий с детьми;

10. Стулья детские.

 

 

Содержательный раздел

 

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

 

Образовательные области Цели и задачи
«Социально-коммуникативное развитие»   Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с речевыми нарушениями в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития: • формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; • формирование навыков самообслуживания; • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним; • формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям; • формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
«Познавательное развитие» Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с речевыми нарушениями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития: • формирование и совершенствование перцептивных действий; • ознакомление и формирование сенсорных эталонов; • развитие внимания, памяти; • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.  
«Речевое развитие» Задачи развития речи: • формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога; • формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.  
«Художественно-эстетическое развитие»   Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с РАС сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.    
«Физическое развитие»   Развивать общую, ручную, пальчиковую моторику, мимическую и артикуляционную моторику, обучать общей мышечной релаксации; развивать координацию речи с движением.

 

Планирование коррекционно-развивающих

логопедических занятий для детей 4-5 лет (старшая группа)

 

Занятие Лексическая тема Словарь для пассивного и активного усвоения Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм
1-4  неделя

ОБСЛЕДОВАНИЕ (заполнение логопедом речевых карт детей)

Октябрь 1-2 неделя 2часа «Дерево (признаки осени)» Дерево, листья, ветка, ствол. птицы. Слабый, сильный (ветер). Качаться, гнуться, опадают, колышутся Преодоление речевого нега­тивизма, развитие понима­ния обращенной речи. Образование множественного числа существительных.
Октябрь 3 неделя 1час   «Фрукты» Яблоко, груша, лимон, ба­нан, слива, апельсин, кожу­ра, дольки. Большой, маленький, кис­лый, сладкий. Рвать, складывать, делить Знакомство с понятиями «один» - «много». Закрепле­ние в активной речи оборота «у меня». Понимание предло­га «в».
Октябрь 4 неделя 1час «Овощи» Капуста, морковь, лук, огу­рец, помидор, картошка, репа. Дать, положить, рубить, тереть, варить, солить Сад, огород, земля, грядка, дерево, ветка, борщ, компот. Красный, зеленый, желтый, круглый, длинный. Сажать, пахнет. Вверху, внизу Расширение пассивного сло­варя, его активизация. Понимание существительных с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения.
Ноябрь 1-3 недели 3 часа   «Домашние животные» Коза, корова, лошадь, овца, рога, копыта. Дает (молоко, шерсть), пере­возит грузы, подает голос, приносит пользу, ухаживает. Развитие фразовой речи (фразы типа «У коровы рога», «Корова дает молоко», «Траву дадим козе»)                 
Ноябрь 4 неделя   1час «Транспорт»   Машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолёт, поезд, кабина, колесо, перевозить, ездить, сигналить, грузовой Формирование представлений о транспорте и его назначении. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Формирование представлений о видах транспорта.
Декабрь 1-2 неделя 2 часа «Зима. Зимние забавы» Санки, горка, лыжи, коньки, лед, снеговик, снежинка. Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый. Кататься, лепить. Закрепление понятий «один» - «много». Практиче­ское усвоение предложно-падежных конструкций           |
Декабрь 3-4 неделя   2часа «Новогодний праздник. Елка» Елочные (игрушки), шары, ши-шки, вата, мишура, игол­ки, фо-нарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка. Колючая, нарядная, яркая, блестящая, добрый, борода­тый, старый. Наряжать, украшать, вешать. Понимание (употребление) пре-длогов «на», «под». Упражне-ние в образовании множествен-ного числа существи­тельных.

 

Занятие Лексическая тема Словарь для пассивного и активного усвоения Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм
Январь 1 неделя Каникулы    
Январь 2-4 неделя   3часа «Дикие животные. Заяц» Братья наши меньшие.   Заяц, зайчик. Прыгать, бегать, скакать, шевелить (ушами), грызть (кору, морковку), бояться (лису, волка, сову). Медведь, лиса, волк, ежик, белка. Косолапый, рыжая, зубастый, колючий. Развитие фразовой речи (фразы типа «Зайчик хочет покатать-ся», «У моего зайчика болит ухо»). Практическое усвоение предлогов «на», «под», «в». Обучение связному высказы-ванию (описательному рас-сказу о живот-ном). Практи-ческое усвоение употребления существительных в родитель- ном падеже с предлогом «от». Обучение пересказу сказки с опорой на иллюстрации.
Февраль 1 неделя 1час «Части тела» Здоровый образ жизни. Голова, руки,  ноги, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот, шея, живот, спина. Поднимать, опускать, хло­пать, топать Понимание категории числа существительных. Употреб­ление в речи уменьшитель­но-ласкательных форм суще­ствительных.  
Февраль 2-3 неделя 2часа   «Мебель» Стол, стул, шкаф, кровать. Полка, кресло, диван, ножки, спинка, Сиденье. ­Ставить, класть, положить, ложиться, спать, отдыхать, сидеть, помогать, вытирать пыль.                                        Понимание предлогов пространственного значения. Практическое усвоение предложно-пространственных конструкций. Образование уменьшительно-ласкатель-                                ных форм существительных
Февраль 4 неделя 1час   «На страже Родины»    Солдат, танкист, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, храбрый, отважный, смелый, трусливый. Развитие фразовой речи. Образование существительных родительного падежа без предлога (нет кого? Чего?).
       
Март 1-2 неделя 2часа    «Семья» «Мамин праздник» Мама, папа, бабушка, дедушака, брат, сестра, семья. Работать, подметать, стирать, полоскать, колоть (дрова).     Красивая, добрая, умная, веселая. Готовит (обед), моет (посуду), шьет, гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет                Усвоение предложной конструкции «на работу». Образование существительных родительного падежа без предлога (нет кого?). Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Усвоение предложных конструкций типа «у мамы» Раз­витие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)

 

 

Занятие Лексическая тема Словарь для пассивного и активного усвоения Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм
Март 3-4 неделя 2часа «Весна» Кораблик, лодочка, весна, ру- чейки, сосульки, проталины. Весеннее, яркое. Греть, таять, пускать, плыть Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя». Упражнение детей в пересказе со зрительной опорой. Закрепление понятий «один» - «много».  
Апрель 1 неделя  1час День детской книги. Русская народная сказка. Книга, страница, обложка, читать, перелистывать, картинки, буквы, бумага, картон, сказка, история, рассказ, стихи Развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование грамматического строя речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой.  
Апрель 2 неделя   1час «Перелетные птицы» Ласточка, грач, скворец, кры­лья, перья, птенцы, гнездо. Важный, быстрая. Летать (прилетать, улетать), петь (распевать  песню), ша­гать, устраивать (гнезда), ловить. Упражнение в понимании стихотворных текстов, связ­ного рассказа педагога. Учить детей отвечать фразой на вопросы по прослушанно­му тексту.
Апрель 3-4 неделя 2часа   «Петушок с семьей» «Домашние птицы» Петух, курица, цыпленок, цып-лята, хвост, крылья, клюв, гре-бешок, бородка. Ходить, звать, взлетать (на забор), кормить Гусь, утка, яйца. Веселый, грустный. Кукарекать, крякать, пищать, гоготать, клевать, плавать.   Развитие фразовой речи (фра­зы типа «У петушка голова», | «Хозяйка кормит кур») Понимание и образование мно-жественного числа суще­стви-тельных. Развитие фра­зовой речи
Май 1-2 неделя 2часа   «Насекомые» Бабочка, муха, жук, оса, паук, муравей, стрекоза, ко­мар, крылья, лапки, усики. Разноцветная. Ползать, жужжать, прыгать, кружиться Практическое усвоение согла­сования прилагательных с су­ществительными, существи­тельных с глаголами прошед­шего времени. Употребление предлогов «на», «под», «в». Развитие фразовой речи.  

 

Занятие Лексическая тема Словарь для пассивного и активного усвоения Развитие общих речевых навыков, понимания и употребления грамматических форм
Май 3-4 неделя 2часа   «Цветы» «Лето» Мак, одуванчик, василек, ландыш, ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, сте­бель, лепестки, листок. Сажать, поливать, собирать Развитие фразовой речи (фраза типа «Девочка сажает цветы»). Упражнение в со­гласовании существительного с прилагательным. Образова­ние существительных датель­ного падежа.  
Июнь Индивидуальные занятия 1.Развитие и обогащение словаря. 2.Развитие связной речи. 3. Развитие грамматического строя речи. 4.Развитие графо-моторных навыков. 5. Автоматизация поставленных звуков. 6.Дифференциация схожих групп звуков. 7. Развитие речевого выдоха. 8. Развитие мелкой моторики рук.  
Итого 31 неделя   31 час  

 

Тематическое планирование коррекционно-развивающих

логопедических занятий для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

 

 

Месяц, неделя

Лексическая тема

Задачи Сентябрь

Исследование индивидуального развития детей учителем - логопедом.

За­полнение рече­вых карт.

Октябрь, 1-2 неделя 2 часа Осень. Лес – наше богатство. Берегите лес.

Коррекционно-образовательные цели.

Формирование представлений об осени на ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме: «Осень». Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев.

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Октябрь, 3 неделя 1 час Фрукты. Труд взрослых в садах. Витамины. Здоровое питание.

Коррекционно-образовательные цели.

Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме «Фрукты».

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.