Понятие и сущность электронного УМК — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие и сущность электронного УМК

2019-10-25 598
Понятие и сущность электронного УМК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для достижения эффективного функционирования современного производства необходима мобильная и дифференцированная система обучения специалистов.

К сожалению, традиционное обучение в профессиональных образовательных учреждениях остается в значительной мере консервативным. Преподаватели пользуются, в основном, групповыми методами обучения, а также в ходе своей деятельности разрозненно создают учебники, сборники задач, методические рекомендации различного характера и т.д.

На мой взгляд, в коренной перестройке нуждается существующая практика разработки для обучающихся и преподавателей средств и методов обучения, которые создавались разрозненно, бессистемно и носили функционально-практический характер. Наиболее перспективным путем педагогического обеспечения учебного процесса выступает, на мой взгляд, разработка учебно-методических комплексов, ведь в связи с переходом на новые государственные стандарты возрастает количество часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Поэтому возрастает необходимость обеспечить студентов учебно-методическими комплексами.

Учебно-методический комплекс (УМК) – стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для каждой дисциплины или профессионального модуля (ПМ).

УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины (или ПМ) и предназначен для обеспечения открытости образовательного процесса и доступности любому желающему.

Традиционные УМК по отдельным дисциплинам и ПМ являются частью основной образовательной программы специальности.

Но XXI век ознаменуется веком информационных технологий, поэтому все чаще и чаще звучит понятие электронного УМК.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это программный продукт, создаваемый для учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту цикла процесса обучения, а также содержащий теоретические и практические материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.

В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС). Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие следующей информации, находящийся внутри него:

· каталог лекций;

· лабораторные и практические работы;

· темы самостоятельных работ;

· программы экзаменов и зачетов;

· методические рекомендации;

· списки рекомендуемой литературы.

 Так же в электронный учебно-методический комплекс можно включить материал в презентационной форме, который даст возможность стимулировать предметно-образную память у обучающихся, творческую и познавательную активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету.

Преподавателю предоставляется возможность быстрого и объективного анализа знаний обучающихся, при оценке которых полностью исключается его субъективное отношение к обучающемуся.

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК в нём также существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к занятиям с их применением, так и во время их проведения:

1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей, а также обучающихся.

2. Сложности в интеграции в поурочную структуру занятий.

3. Отсутствие доступа к кабинету информатики или Интернету.

4. Недостаточная мотивация к работе у обучающихся и, как следствие, частое их отвлечение на сторонние дела.

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть абсолютно разным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.

Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться обучающимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети или в глобальной сети Интернет.

Содержание и структура электронного УМК

В настоящее время ЭУМК разрабатываются во многих учебных заведениях страны. Как правило, такие ЭУМК привязаны к конкретным типовым и даже рабочим программам дисциплин той или иной специальности, конкретным программным платформам. При этом они различаются по структуре, интерфейсам, программным платформам и т.д. ЭУМК, как правило, имеют индивидуальную структуру и интерфейс. Это приводит к дублированию разработок по одноименным или близким дисциплинам учебных планов различных специальностей.

Электронный УМК должен содержать все информационные компоненты, необходимые для изучения той или иной дисциплины или профессионального модуля.

Основные компоненты ЭУМК (они могут варьироваться в зависимости от конкретной учебной дисциплины (или модуля) и конкретной специальности) представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные компоненты ЭУМК

Наименование компонента Описание
1 2
Рабочая программа дисциплины (модуля) Программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта, учитывающая специфику подготовки обучающихся по определенной специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля) для обучающихся Комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих организовать процесс изучения данной дисциплины (модуля). Сюда входят методические указания по изучению курса, по выполнению контрольных, лабораторно-практических, расчетно-графических, курсовых, выпускных квалификационных работ и дипломных работ
Учебные и учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекционные, семинарские, практические Могут быть представлены: конспектами лекций (в том числе – электронными презентациями), электронными учебниками, электронными учебными пособиями, курсами лекций, сборниками упражнений и сборниками задач, сборниками планов семинарских занятий, сборниками описаний лабораторных работ
Учебно-справочные материалы Словари, справочники, государственные законодательные акты, нормативно-методические и нормативно-технические документы, стандарты, регламенты, инструкции, Help к компьютерным программам, руководства пользователей программ и др.
Учебно-наглядные материалы Включают в себя электронные альбомы иллюстраций, атласы, комплекты плакатов, видеофильмы, слайды электронных презентаций, web-документы с иллюстративным материалом,и др.  
1 2
Словарь терминов (или глоссарий) Специальные термины дисциплины (иногда – ключевые слова), содержание которых не очевидно и требует пояснения
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Примерные темы рефератов, докладов и эссе; контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему учебному курсу (например, вопросы к зачету или к экзамену); сборники контрольных или тестовых заданий, компьютерные программы электронного тестирования для проверки знаний обучающихся на различных этапах обучения

В состав ЭУМК целесообразно включать презентационные материалы для чтения лекционного курса. Формат презентаций должен позволять их модификацию преподавателем, читающим лекционный курс и использующим данный ЭУМК.

Важнейшей составляющей электронного учебного комплекса являются информационные ресурсы, в которых сосредоточена содержательная часть курса. Электронные учебные пособия (учебники и курсы лекций) должны включать в себя мультимедиа файлы.

Мультимедиа рассматривается, как новый вид технических средств обучения, интегрирующий разные виды информации – звуковую, визуальную и обеспечивающий интерактивное взаимодействие с обучаемым. Интересные возможности мультимедиа технологий должны использоваться при создании ЭУМК.

В ЭУМК, по возможности, необходимо применять следующие мультимедиа объекты:

· анимационные ролики и модели;

· видео фрагменты;

· аудио фрагменты.

Активное применение мультимедиа открывает перспективное направление развития современных методов обучения.

Большое значение при обучении имеют умения обучающихся самостоятельно добывать знания из разных источников, систематизировать, анализировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Поэтому в состав ЭУМК целесообразно включать методические рекомендации преподавателя по самостоятельной работе обучающихся.  

Помимо методических рекомендаций, в состав ЭУМК желательно также включать:

· образцы выполнения и оформления лабораторных, курсовых и дипломных работ;

· комплект контрольно-оценочных средств;

· календарно-тематический план;

· рабочую программу;

· наличие ссылок на литературные источники для зачётов и экзаменов.

Важным моментом при создании электронного учебно-методического комплекса является построение его структуры, которая и выполняла бы функции методических рекомендаций для обучающегося по изучению дисциплины (профессионального модуля). При этом структура ЭУМК аналогична реальной последовательности изложения учебного материала – она задает обучающемуся траекторию движения по учебным ресурсам. Учебные материалы группируются в темы.

Если несколько тем могут быть объединены общей идеей, то такие темы объединяются в модуль.

Модуль представляет собой завершенный в логическом плане фрагмент учебного материала. При этом целесообразно начинать изучение модуля с постановки целей и задач модуля, а в конце изучения модуля подводить итоги. Кроме того, в модуль могут быть объединены некоторые фрагменты, относящиеся к входящим в него темам: контрольные вопросы, тесты самоконтроля, список рекомендуемой литературы и др.

Структура электронного УМК предполагает наличие введения и заключения.

Введение к дисциплине (междисциплинарному курсу (МДК)) в целом должно кратко описывать предмет, цели и задачи изучения дисциплины (МДК), ее место в учебном процессе.

Заключение подводит итоги работы с ЭУМК и, возможно, обозначает новые направления движения к знаниям. Введение и заключение должны быть предельно краткими. В то же время не должны быть упущены ключевые моменты материала. С учетом этого можно порекомендовать написать введение к модулю или к ЭУМК в целом уже после завершения работы над ними.

ЭУМК должен в явном виде содержать полное название, информацию об авторе (Фамилия Имя Отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, Е-mail), шифр и название специальности и специализации, название учебной дисциплины (МДК) (или ее (его) раздела), объем часов всего и при очной форме обучения, дату создания и дату последнего обновления и т.д.

Дизайн ЭУМК – важный фактор повышения качества усвоения материала обучающимся. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт.

Исходя из сущности ЭУМК как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения в рамках конкретной дисциплины (МДК), можно выделить общую структуру ЭУМК, показанную на Рис. 1.

Комплекс дисциплин, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, достаточно разнообразен. У каждой имеются свои особенности, но в целом представленная на Рис.1 структура ЭУМК может соответствовать любой дисциплине в системе профессионального образования.

 

Рис. 1. Общая структура ЭУМК

Пример графического интерфейса ЭУМК представлен на Рис. 2.

Рис. 2.  Примерный графический интерфейс ЭУМК

Все учебно-методические материалы комплекса могут быть предоставлены обучаемому в электронном виде, либо по сети Интернет, что позволяет адаптировать обучение к дистанционной безбумажной технологии.

Таким образом, использование ЭУМК создает условия и выступает средством для обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов, но ЭУМК не может существовать без электронного учебника. Именно электронный учебник составляет основу комплекса.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.