Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям: — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

2019-10-25 143
Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Развитие слухового восприятия.

2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

3. Развитие зрительно-моторной координа­ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

4. Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

5. Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

6. Развитие функции голоса и дыхания.

7. Развитие чувства ритма.

8. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

 

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, диффе­ренцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

 

Развитие слухового восприятия

Задачи: расширение рамок слухового восприя­тия развитие сенсорных функций, направленнос­ти слухового внимания, памяти.

 

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

Цель: активизация ощущений собственных движений (активных ипассивных руками взрос­лого), побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Фрагмент 1. Ребёнку показывают:

1. как при­чёсывают волосы (рукой поглаживают по воло­сам);

2. как едят суп (рукой действуют в направле­нии от стола ко рту);

3. как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);

4. как грозят пальцем и т.д.

 

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с во­ображаемыми предметами.

Цель: воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.

Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжет­ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.

На сюжетной картинке «бабочка ле­тит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту; «кошка лакает молоко» - имитиру­ющее движение языком и т.д.

Цель: установление контакта: развитие по­нимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисо­ванными знаками (машина - яблоко) и предлага­ют дополнить незаконченное предложение од­ним из них, подняв его вверх

На дереве растёт... По дороге едет...

Затем ребёнок, используя жест «дай» - пока­зывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

Развитие зрительно-моторной коорди­нации, мелкой моторики рук и артикуляци­онной моторики

Задачи:

1. развитие манипулятивной деятель­ности и мелкой моторики рук;

2. глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений;

3. чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;

4. формирование представлений о схемах лица и тела;

5. развитие подвижности речевой мускулатуры: произволь­ности и дифференцированности мимических движений (кинестетического контроля за мими­кой и мышечными ощущениями);

6. восприятие ар­тикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Приёмы:

• прослеживание по направлениям сверху вниз – снизу – вверх - справа налево - слева направо;

• прослеживание прямых – ломаных - изви­листых линий;

• массажные расслабляющие (активизирую­щие) движения; размазывание крема на различ­ных поверхностях;

• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);

• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

• двигательные упражнения с погремушкой - мячом – платочкам - флажком;

• «рисование» в воздухе рукой;

• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

• активизация пассивных и активных дви­жений пальцев рук;

• упражнения с пластилином;

• использование кукол би-ба-бо;

• артикуляционная и мимическая гимнастика;

• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

• упражнения на преодоление сопротивления;

• автоматизация отдельных артикулем;

• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

 

Приведём фрагменты занятий по развитию зрительно-моторной координации - мелкой мо­торики рук и артикуляционной моторики.

 

Цель: развивать моторику рук с использова­нием «пальчикового бассейна».

 

Фрагмент 1. «Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную ко­робку с низкими бортиками, в которой слоем в 6-8 см. расыпаны горох или фасоль. Лого­пед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка кодновременному выполнению дви­жений в «бассейне» (предварительно движе­ния показаны).

Мама и дочка стирали платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёдназад - пальцы разведены)

Вот так, вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)

Вот так, вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверхвниз над бассейном)

Вот так, вот так!

Фрагмент 2. Упражнение выполняется каж­дой рукой попеременно. Движение раскрытой ладонью осуществляется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой логопеда. Ана­логичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

 

Фрагмент 3. Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким об­разом растяжку и мышечное напряжение и по­буждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики «побежали» вперёд.

Цель: выработка контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Фрагмент 1.

Игра «Зеркало»

Копирование мимических и артикуляционных движений: зак­рыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру­бочкой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.