Тема 6.1. Натюрморт в живописи и фотонатюрморт. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 6.1. Натюрморт в живописи и фотонатюрморт.

2019-10-25 219
Тема 6.1. Натюрморт в живописи и фотонатюрморт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 

«ДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ»

(ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ)

 

Научно-технической направленности

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся 11-15 лет

Форма организации образовательной деятельности – студия

 

Программа составлена в 2010 году в контексте программы

Центра Непрерывного художественного образования

под руководством академика РАО Б.М. Неменского:

 «Изобразительное искусство и художественный труд.

Программа для средних общеобразовательных

учебных заведений. 1-9 классы»

 

 

Составитель

Педагог дополнительного образования

В.В. Бондарев

первая квалификационная категория

 

  «Согласовано» Руководитель структурного   подразделения ОМЦ ЦОУО ДО Л.Б. Кривошеева  «___»_________________20___г.  

Москва, 2010

Пояснительная записка

Данная образовательная программа имеет научно-техническую направленность.

Реализация данной программы позволит приобщить детей и подростков к художественной фотографии, развить обучающимся художественный вкус. В свою очередь, это окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетики, умение отличать подлинное произведение искусства от суррогатных проявлений и может облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.

Эта программа демонстрирует прочную связь современных синтетических искусств (фотографии, дизайна, кино, телевидения) с визуальнопластическими первоискусствами (графика, живопись, скульптура, монументалистика, архитектура). Именно синтез искусства, непосредственно происходящего от изобразительных корней, является сегодня господствующим во всей системе средств массовой информации и «видеокультуры» – визуальной коммуникации. Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных техноло­гий (телевизор, видео, компьютер). Это развитие имеет фундаментом все основные виды изобразительных, декоративно-прикладных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе дается лишь после прохождения "первоискусств".

В наше время человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Сегодня знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах, в журналах, в книгах, посредством сети Интернет. Традиционные зрительные образы станковых искусств и новых, основанных на современной технике искусств фото-видео, обступают человека повсеместно со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, так и негативную духовную, эстетическую, нравственную информацию.

Актуальность данной программы состоит в том, что современная школа в рамках инновационной деятельности должна обеспечить подростку возможность развить в себе способности к относительно сво­бодной (и при этом грамотной) ориентации в сложнейшей аудио-визуальной информации окружающего мира, воздействующей ежеминутно на его рецепторы, чтобы он приобрёл критерии оценки и анализа визуального образа, задействующего до 80% ресурсов памяти головного мозга. Общество заинтересовано, чтобы ребёнок приобрёл способность противостоять хаотичному потоку информации, отделяя в нем сознательно негативное и позитивное.

Педагогическая целесообразность – в условиях глубоких изменений социально-экономической среды, происходящих в российском обществе, где особую роль приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим изменениям, программа позволяет подготовить их к дальнейшей самостоятельной творческой жизни. Благодаря данной программе школа может дать подобное развитие каждому обучающемуся в рамках дополнительного образования.

Новизна данной программы в том, что в ней освещаются вопросы, связанные с использованием тех достижений в фотографии, которые получили большое развитие в последнее десятилетие и вызывают особый интерес у детей. В данной программе учтены новейшие технологические изменения в области фотографии, отражающие такие достижения, как:

· массовое внедрение цифровой фотографии;

· наличие на рынке большого количества копируемых технологий;

· предпечатная подготовка фотографий;

· правильное архивирование фотографий;

· наличие рынка потребления фотографий;

· особенности публикации в сети Интернет, правовые аспекты.

 

Содержание программы составлено с учётом нововведений, произошедших за период внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившуюся материальную базу фотографирования. Это выражается в более глубоком изучении цифровых ноу-хау («Профессиональные и любительские цифровые фотокамеры», «Цветоведение», «Печать на различных носителях»), что способствует профориентации и профессиональному совершенствованию обучающихся. Освоение и использование программы Photoshop расширяет спектр творческих возможностей детей и способствует формированию самостоятельности в выборе тех или иных техник.

Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при последующем выборе профессии, связанной с применением искусства фотографии. В ходе обучения широко используются экскурсии, участие в конкурсах, выставках.

Форма и режим занятий

Занятия проходят в форме лекций, бесед, сообщений, практических занятий в фотостудии и лаборатории, репортажной съёмки, выхода на пленэр. Каждое занятие имеет свою структуру. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала (фотографии, дидактический материал, литература, журналы, слайды, фототехника, фотоматериалы и т.д.) Практические занятия включают в себя фотосъёмку, последующую обработку отснятого материала на компьютере, печать фотографий на принтере и т.д.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом по 15 минут.

В отдельных случаях, при соблюдении непрерывности технологии изготовления фотографий, занятия могут проходить без перерыва (соответствующее общее время сокращается).

Основной упор делается на теоретические установки во время занятий, самостоятельную внеклассную творческую работу, а затем обсуждение результатов творчества на занятиях.

 

Срок реализации программы:                           1 год

Возраст обучающихся:                                       11–15 лет

Количество обучающихся детей в группе:      15 чел.

Количество часов:                                              72 ч. (1 раз/нед. по 2 ч.)

Цель программы

Цель настоящей программы – овладение обучающимися современными приемами и способами художественной фотографии для раскрытия личностного творческого потенциала.

Многие ученики (а в будущем все) используют в своем быту фотоаппарат и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это использование происходит спонтанно, бессознательно, хаотично: «поснимать захотелось» или «надо это сфоткать на память». За счет неразвитого визуально-зрелищного компонента в общеобразовательной системе подросток часто проводит самообразование, и на уровне чисто техническом, а не художественном. Это портит, примитивизирует вкус и образное мышление подростка и влечет за собой необходимость пробуждать в душах детей «чувство прекрасного», развивать у них художественный вкус и наблюдательность, помогать им утвердиться в собственных творческих способностях, и прививать учащимся любовь к фотоискусству.

 


 

Задачи программы

Обучающие задачи программы:

· обучение теоретическим основам в области фотографического искусства;

· знакомство с методами анализа художественных фотографий;

· овладение приёмами работы с различными видами плёночных и цифровых фотоаппаратов;

· обучение технологии печати фотографий;

· обучение работе с графическими редакторами;

· знакомство с приёмами фотографирования в различных внешних условиях.

Развивающие задачи программы:

· развитие потребности в творчестве и познании окружающего мира;

· формирование навыков самостоятельной творческой работы;

· развитие чувственно-эмоционального отношения к объектам фотосъёмки.

Воспитательные задачи программы:

· формирование у детей историко-культурологического мировоззрения на основе российских национальных традиций;

· воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких творческих результатов.

 

Предлагаемая программа наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни, уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

Формы организации занятий и подведения итогов реализации образовательной программы

Каждый этап обучения подразумевает овладение ребёнком определённым уровнем знаний, умений, навыков, а также развитие его личностных качеств.

По окончании учебного года обучающиеся принимают участие в отчётной фотовыставке лучших работ.

Анализ результатов образовательного процесса проводится на итоговом занятии. Лучшие работы обучающихся могут быть рекомендованы для участия в конкурсах и выставках.

Отбор работ проводится по критериям, с которыми знакомят каждого ребёнка.  В отборе участвует вся группа вместе с педагогом.

Каждый учащийся готовит портфолио собственных работ в электронном виде, а желающие принимать участие в выставках распечатывают крупноформатные фотокартины.

Межпредметные связи

 

При выполнении творческих работ учащиеся могут выбирать темы, которые в дальнейшем можно использовать для закрепления знаний и для создания иллюстраций при подготовке собственных материалов к урокам литературы, истории, биологии, математики, информатики, физики и другим учебных дисциплин, для выступления учащихся на различных конференциях и конкурсах по защите творческих проектов.


Учебно-тематический план

 

№ п / п Наименование темы Теор. Практ. Всего

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Вводный раздел Вводное занятие, правила техники безопасности при работе юного фотографа. 1 - 1

Глава I. ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (2 ч.)

Раздел 1. Фотохудожник и художественные технологии. 2 - 2
Тема 1.1. Фотохудожник и художественные технологии: для познания красоты мира от карандаша к компьютеру. 1 - 1
Тема 1.2. Единство творческого поиска у представителей разных видов искусств каждой эпохи. 1 - 1

Глава II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
(12 ч.)

Раздел 2. Фотокамера. 6 3 9
Тема 2.1. Художник и изобразительные средства. Фотография – вид изобразительного искусства. 1 - 1
Тема 2.2. Принципиальное устройство фотокамеры. 1 1 2
Тема 2.3. Появление фотографии, история фотоискусства и первые фотокамеры. 1 - 1
Тема 2.4. Современная фототехника 1 - 1
Тема 2.5. «Цифра» и «плёнка» – сравнительный анализ отличий. Знакомство с программой Photoshop. 1 1 2
Тема 2.6. Цифровой фотоаппарат. Режимы и возможности цифровых камер. - 1 1
Тема 2.7. Современные профессиональные пленочные фотоаппараты и их преимущества. 1 - 1
Раздел 3. Экспозиция. 1,5 1,5 3
Тема 3.1. Выдержка и диафрагма. 0,5 0,5 1
Тема 3.3. Свет и тень. 0,5 0,5 1
Тема 3.2. Светосила объектива. 0,5 0,5 1

Глава III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА (13 ч.)

Раздел 4. Композиция. 4,5 4,5 9
Тема 4.1. Выбор объекта съемки. Законы композиции. 1 1 2
Тема 4.2. Физиология восприятия изображения. 0,5 0,5 1
Тема 4.3. Законы композиции в фотографии. 1 1 2
Тема 4.4. Правила композиции в фотографии. 1 1 2
Тема 4.5. Анализ изображения. 1 1 2
Раздел 5. Цвет и свет в фотографии. 2 2 4
Тема 5.1. Основы цветоведения. 1 1 2
Тема 5.2. Естественное и искусственное освещение. 0,5 0,5 1
Тема 5.3. Светотональное студийное освещение. 0,5 0,5 1

Глава IV. ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ (23 ч.)

Раздел 6. Натюрморт. 3 2 5
Тема 6.1. Натюрморт в живописи и фотонатюрморт. 1 - 1
Тема 6.2. Композиция в натюрморте. 0,5 0,5 1
Тема 6.3. Студийный натюрморт. 0,5 0,5 1
Тема 6.4. Найденный натюрморт. 0,5 0,5 1
Тема 6.5. Освещение для натюрморта. 0,5 0,5 1
Раздел 7. Пейзаж. 4 3 7
Тема 7.1. Пейзаж в живописи и фотопейзаж. 1 - 1
Тема 7.2. Композиция в пейзаже. 1 1 2
Тема 7.3. Фактор освещения. 0,5 0,5 1
Тема 7.4. Городской пейзаж. 0,5 0,5 1
Тема 7.5. Архитектура. 0,5 0,5 1
Тема 7.6. Ракурс, перспектива, фрагмент. 0,5 0,5 1
Раздел 8. Портрет. 5 6 11
Тема 8.1. Портрет в живописи и фотопортрет. 1 - 1
Тема 8.2. Композиция в портрете. 1 1 2
Тема 8.3. Ракурсы. 1 1 2
Тема 8.4. Общение с портретируемым во время съемки. 1 1 2
Тема 8.5. Художественный портрет. - 1 1
Тема 8.6. Съёмка художественного портрета в домашних условиях. - 1 1
Тема 8.7. Съемка репортажного портрета. 1 1 2

Глава V. ОСНОВЫ ИСКУССТВА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ (7 ч.)

Раздел 9. Репортажная съёмка. 4 3 7
Тема 9.1. Специфика фотожурналистики. 1 - 1
Тема 9.2. Основные правила и требования к репортажной съёмке. 0,5 0,5 1
Тема 9.3. Съёмка торжественных мероприятии. 1 1 2
Тема 9.4. Съёмка спортивных мероприятии. 1 1 2
Тема 9.5. Съёмка животных. 0,5 0,5 1

Глава VI. ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОМАСТЕРСТВА (14 ч.)

Раздел 10. Фотография как вид искусства, в котором применяются высокотехнологические достижения науки. 1 3 4
Тема 10.1. Съемочная аппаратура. Штативы, моноподы и другие опоры. 1 1 2
Тема 10.2. Фотопавильоны - пространство для студийной съёмки. - 2 2
Раздел 11. Обработка и печать фотографий. 1 6 7
Тема 11.1. Фотолабораторный процесс. Печать фотоспособом. 1 2 2
Тема 11.2. Работа в Photoshop. Закрепление навыков. - 1 1
Тема 11.3. Печать фотографий на струйном и/или лазерном принтере. - 3 3
Итоговый раздел. Просмотр и обсуждение творческих работ, сделанных обучающимися в течение учебного года. Выполнение и представление творческой работы на конкурс. Подготовка и оформление собственного портфолио. - 3 3
  Итого 35 37 72

 


 

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ

Вводный раздел.

Знакомство с учебной группой. Техника безопасности в классе-фотостудии при работе с компьютерной техникой, фотографической аппаратурой и осветительными приборами. Введение в программу: содержание и порядок обучения.

 

Глава I. ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ

Раздел 1. Фотохудожник и художественные технологии.

Тема 1.1. Фотохудожник и художественные технологии: для познания красоты мира от карандаша к компьютеру.

Развитие изобразительных средств, меняя технологию и способ создания изображения, не затрагивает природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение.

От живописи к фотографии, а от множества фотографий, снятых посекундно друг за другом – к кинофильму. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы. Игровой, мультипликационный, документальный фильм. Высокие проявления человеческого духа на подлинно художественном уровне.

Реклама, клипы, телешоу. Грани художественности. Грани человечности. Двойственность природы мастерства.

Просмотр произведений, анализ, диалог с учащимися.

Тема 1.2. Единство творческого поиска у представителей разных видов искусств каждой эпохи.

Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Живопись, литература, кинофильмы разных периодов двадцатого века (по возможности школы). Осознание эмоционально-ценностных поисков времени и выражения их в искусстве.

Тема раскрывается в процессе сравнительного анализа произведений живописи, фотографии и экрана.

Зрительный ряд: наскальный рисунок, икона, фреска Леонардо, коллаж Пикассо; фото Родченко, Волкова-Ланнита; кадры или фрагменты из фильмов Диснея, Вертова, Германа; видеофрагменты телерепортажей или шоу; изображение на компьютерном мониторе.

 

Глава II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

Раздел 2. Фотокамера.

Тема 2.1. Художник и изобразительные средства. Фотография – вид изобразительного искусства.

Роль инструментов в творческом художественном процессе. Единство природы художнического процесса.

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования.

Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии, как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

Тема 2.2. Принципиальное устройство фотокамеры.

Информация по истории развития фотографии. Основные материалы и процессы. Инструментарий фотохудожника.

Описание классификации фотокамер по их типу:

· по способу наводки резкости: гиперфокусные («Фокус-фри» – Fokus Free, без наводки на резкость), шкальные, дальномерные, зеркальные;

· по способу фиксирования светового потока: аналоговые и цифровые;

· по способу крепления объектива: со встроенным объективом или сменной оптикой;

· Специальные камеры (напр. Панорамные или для подводной съёмки).

Практические занятия. Изучение общего устройства и основных частей фотоаппарата.

Тема 2.3. Появление фотографии, первые фотокамеры.

Развитие съёмочной фототехники. Камера-обскура как прототип фотоаппарата Мастера фотографии в России. Их учителя – советские фотомастера.

Деление фотографии на виды:

· художественная фотография (наследница изобразительного искусства, исходит из её законов);

· фотожурналистика – художественно-репортажная, «творческая» фотография (родилась на основе событийной журналистики и творческого художественного метода);

· бытовая (фото на документы);

· репродукция (репродуцирование для издательских нужд, пересъёмка);

· научно-исследовательская (техническая, аэрофотосъемка, астрономи­чес­кая, медицинская, микробиологическая, макросъёмка для юных натуралистов).

Деление видов художественной фотографии по жанровому принципу. Жанры фотоискусства – натюрморт, пейзаж, портрет и др. Жанры фотожурналистики – образная фотоиллюстрация, фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж, фотоочерк, фотоэссе-исследование, фотолетопись.

Практические задания на дом: изучение истории фотографии с помощью иллюстративного материала (книги, слайды, фотографии).

Тема 2.4. Современная фототехника.

Классификация современных фотокамер и объективов. Фотоаппараты: шкальные, дальномерные, зеркальные Особенности устройства и правил работы с различными типами фотоаппаратов. Классификация объективов: штатные, широкоугольные, телеобъективы, зум-объективы.

Способы фотографирования и приёмы наводки на резкость, выбора точки съёмки, установки диафрагмы, определения выдержки. Применение различных объективов при съёмке.

Тема 2.5. «Цифра» и плёнка – сравнительные отличия. Знакомство с программой Photoshop.

Разрешение плёнки и размеры матрицы. Оперативность при съёмке и просмотре отснятого материала. Хранение и поиск фотографических архивов нужных документов.

Практические занятия. Проведение съёмки с использованием аналоговых и цифровых камер. Проба работы с программой Photoshop. Сравнение отснятого материала по качеству и величине финансовых и временных затрат.

Тема 2.6. Цифровой фотоаппарат. Режимы и возможности цифровых камер.

Достоинства цифровой фотографии. Цифровой фотоаппарат. Формирование изображения на матрицу. Основное устройство цифровых камер.

Практические занятия. Съёмка цифровыми фотоаппаратами в различных режимах, совместная работа и просмотр отснятого материала на компьютере.

Тема 2.7. Современные профессиональные аналоговые фотоаппараты и их преимущества.

Преимущества профессиональной аналоговой (пленочной) фотографии. Применение в рекламе и художественной фотографии.

Фотоаппараты и плёнки узкоформатные (стндартные, тип 135), среднеформатные (широкие, тип 120) и фотопластины. Формирование изображения на кристаллах бромистого серебра (галогенидах). Фотохимия:проявитель, закрепитель-фиксаж, отбеливание дополнительных противорефлексных слоёв, промывка. Строение цветных фотоматериалов, цветовые слои, фильтры. Основное устройство фотокамер.

Практические занятия. Экскурсия в музей фотографии или на фотовыставку.

Раздел 3. Экспозиция.

Тема 3.1. Выдержка и диафрагма.

Чувствительность – взаимозаменяемость экспозиционных пар, приоритет диафрагмы или выдержки, измерение.

Практические занятия. Проведение фотосъёмки с использованием разных диафрагм и режимов выдержки.

Тема 3.2. Свет и тень.

Светочувствительность негативного материала. Определение экспозиции с помощью фотоэкспонометра.

Практические занятия. Проведение фотосъёмки в разных сочетаниях света и тени. Сравнение полученных снимков.

Тема 3.3. Светосила объектива.

Съёмка профессиональным цифровым зеркальным фотоаппаратом. Установка экспозиции. Экспозиционные числа.

Съёмка компактными любительскими цифровыми фотоаппаратами.

Практические занятия. Проведение фотосъёмки разными фотоаппаратами для установления различий в светосиле объективов.

 

Глава III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА

 

Раздел 4. Композиция.

Тема 4.1. Выбор объекта съемки. Законы композиции.

Окружающий мир и его образ. Выбор объекта съемки – это искусство «видеть», т.е. смотреть сознательно и осознавать.

Всеобщность законов композиции. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое.

Изобразительный язык и художественно-выразительные средства фотографии. Свет и роль света в выявлении формы и характеристики объекта. Точка съемки, ракурс. Контраст, линия, пятно, цвет, тон, яркость, нюанс. Симметрия и асимметрия, ритм. Пространственные отношения. Баланс и законы равновесия композиции. Статичная и динамичная композиция.

Тема решается в практической работе по выбору точки съемки, ракур­са и крупности плана при фотографировании небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой и т.д.). Освоение практики использо­вания видеокамеры вместо фотоаппарата (эффект стоп-кадра).

Зрительный ряд: репродукции и слайды живописи де Латура, Сурба-рана, фотоработы фотографов по выбору педагога. (Рекомендуем рабо­ты: классика фотографии Л. Моголи-Надь, мастеров английской и поль­ской школ, И. Севера).

Тема 4.2. Физиология восприятия изображения. Правило «прочитывания» изображения для обнаружения смысла в том, что изображено.

Отличия «увиденного фотоаппаратом» изображения от его образа, воспринятого человеком. Изобразительные средства фотографии. Изобразительные центры внимания. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре.

Практические занятия. Проведение фотосъёмки различных объектов. Сопоставление сходства и различий в их визуальном восприятии глазом и посредством фотографического изображения.

Тема 4.3. Законы композиции в фотографии.

Смысловой центр, свойства линий, симметрия. Основные законы композиции (целостность, единство формы и содержания, гармония, лаконизм, новизна).

Практические занятия. Фотографирование композиции из одного предмета.

Тема 4.4. Правила композиции в фотографии.

Основные правила композиции (контраст, размещение, правило одной трети, равновесие и симметрия, формат, точка съёмки, диагональ, пространство, чтение изображения, правило светотеневых соотношений).

Практические занятия. Съёмка цифровым фотоаппаратом с учётом применения основных правил композиции, составление более сложных композиций из нескольких предметов.

Тема 4.5. Анализ изображения.

Понятие красоты в противовес структурному безобразию (в живописи и фотоискусстве).

Принципы гармоничной композиции. Цветовая гармония. Гармония взаимоотношения фигур-объектов и фона.

Изображение и анализ работ мастеров живописи и мастеров фотографии.

Практические занятия. Внеклассные занятия, посещение фотовыставок.

Раздел 5. Цвет и свет в фотографии.

Тема 5.1. Основы цветоведения.

Тёплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, тёмные и светлые тона. Чувствительность глаза и плёнки к различным цветам. Радуга - семь цветов Цветовая чувствительность плёнки Светофильтры и их применение

Практические занятия. Проведение фотосъёмки с использованием светофильтров и без них. Сопоставление полученных результатов.

Тема 5.2. Естественное и искусственное освещение.

Импульсный и постоянный свет. Виды освещений, характер освещённости. Характер светового рисунка. Фронтальное, боковое и контровое освещение. Влияние освещения на настроение снимка.

Практические занятия. Определение характера освещения при съёмке и настроения снимка с помощью анализа предложенных для этого фотографий.

Тема 5.3. Светотональное студийное освещение.

Виды освещения в постановочной фотографии. Направление света на снимках. Световые приборы, используемые при съемке в студии. Правила работы с приборами.

Практические занятия. Работа в студии по установке света.

 

Глава IV. ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

 

Раздел 6. Натюрморт.

Раздел 7. Пейзаж.

Тема 7.3. Фактор освещения.

Роль освещения в процессе съёмки. Характер освещения. Распределение света и тени на объекте съёмки. Тональное решение при съёмке. Роль положения солнца в процессе съёмки. Изучение объекта съёмки в различных световых условиях.

Практические занятия. Съёмка пейзажа. Самостоятельное индивидуальное и коллективное фотографирование на даче, в походах, экскурсиях, на пленэре и т.д. Обработка отснятого материала в студии. Анализ результатов работы.

Тема 7.4. Городской пейзаж.

Особенности съёмки городского пейзажа. Выбор места, аппаратуры, изучение объекта съёмки. Композиционное построение кадра.

Практические занятия. Самостоятельная съёмка городского пейзажа.

Тема 7.5. Архитектура.

Особенности съёмки архитектуры. Выбор места, аппаратуры, изучение объекта съёмки. Композиционное построение кадра. Использование света при съёмке.

Практические занятия. Самостоятельная съёмка архитектурных памятников и современной архитектуры. Обработка материала, анализ.

Раздел 8. Портрет.

Тема 8.3. Ракурсы.

Ракурс – это резкое схождение перспективных линий. Понятие перспективы на примере схем и рисунков. Приём съёмки предметов с близких к объекту верхних и нижних точек, наглядная демонстрация искажения лиц при ракурсной съёмке и способы правильного, гармоничного и уместного применения данного приёма.

Выбор объективов и фотокамер для съёмки портрета. Достаточное расстояние до объекта съёмки – гарантия исключения искажений в портрете.

Практические занятия. Съёмка портрета в фотостудии с использованием различных точек съёмки и разными техническими средствами.

Тема 9.5. Съёмка животных.

Особенности съёмки животных (в домашних условиях, на пленэре и т.д.). Выбор аппаратуры, изучение поведения животных.

Практические занятия. Съёмка животных в домашних условиях, на улице, зоопарке и т.д.

 


 

Глава VI. ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОМАСТЕРСТВА

Итоговый раздел.

Выполнение и представление творческой работы на конкурс.

Подготовка и оформление собственного портфолио.

Просмотр и обсуждение творческих работ, сделанных обучающимися в течение учебного года. Подведение итогов работы за год.


Должны знать:

· основные понятия художественной фотографии,

· технику безопасности при работе в фотостудии,

· теоретические основы в области фотографии;

· жанры художественной фотографии (натюрмор, пейзаж, портрет);

· основы смысловой, цветовой и тональной композиции;

· принципы устройства и основные характеристики различных типов фотоаппаратуры;

· возможности компьютерных программ при подготовке фотографических изображений для электронных публикаций, презентаций и выставок;

должны уметь:

· смотреть осознанно на объекты вокруг себя и видеть форму предметов окружающего пространства;

· художественно-эстетически оценивать изображенный на плоскости образ;

· правильно и осторожно обращаться с фотоаппаратурой различных типов;

· осуществлять технологический процесс в области фотографии

· проводить съёмку в различных условиях;

· работать с графическими редакторами на компьютере.

 

В результате освоения данной программы учащиеся получат представление:

· о роли визуальных синтетических ис­кусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие тех­нической эволюции изобразительных средств, в культуре современного мира;

· о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

· о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;

· о роли изображения в информационном и эстетическом пространст­ве, в формировании визуальной среды;

· о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных ис­кусств.

 

На практике учащиеся должны:

· освоить элементарную азбуку фотографирования;

· уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;

· усвоить принципы построения изображения, и пространственно-временного развития сюжета, репортажа, и построения визуального ряда (раскадровки серии);

· усвоить принципы познания действительности через разные точки зрения на нее и влияние монтажа запечатлённых планов при создании художественного образа на её правдоподобность;

· осознать технологическую цепочку производства фотографий и быть способными на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними заданиями;

· быть готовыми к аргументированному подходу в анализе современных явлений в искусстве художественной фотографии.

 

Также при реализации данной программы можно достигнуть:

· раскрытия личностного творческого потенциала обучающихся посредством увлечения фотографированием;

· овладения прогрессивными современными технологиями и освоения приемов и способов деятельности в области художественной фотографии;

· повышения общего уровня культуры обучающихся, путем практического применения ими законов изобразительного искусства для решения повседневных задач (фотографирование на память, создание иллюстраций для своих электронных публикаций и презентаций);

· социализации учащихся благодаря привлечению их интереса к окружающей среде и обществу.

Дидактические материалы

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

· специальные каталоги мировых шедевров изобразительного искусства и, в частности, фотографического искусства;

· фотографические журналы;

· подборки фоторабот учеников студии;

· материалы со специализированных сайтов в Интернете;

· разработки, подготовленные педагогами студии - «Средства придания фотографиям выразительности в позитивном процессе», «Спорт в фотографиях», «Методика обучения и усвоения теоретических знаний в области фотографии», «Методы и способы оформления выставочных работ», «История развития фотографии».

Техническое оснащение

Требования к техническому оснащению и программному обеспечению:

1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение, наличие вентиляции.

2. Возможность организации затемнения данного помещения.

3. Наличие розеток для работы электрических приборов.

Занятия проводятся на технической базе кабинета, оснащенного минимально одним демонстрационным компьютером, сканером, крупноформатным монитором или проектором, принтером, цифровым фотоаппаратом, штативом, осветительными приборами, фонами и драпировками, классной доской, темными шторами.

 


 

Программное обеспечение компьютера (минимальный пакет):

· операционная система Windows (версия ХР или выше);

· графический редактор Adobe Photoshop;

· программа для просмотра коллекций и архивации FastStone (free ware);

· программы пакета MS Office.

Для эффективной реализации программы на каждую учебную группу желательно иметь несколько учебных компьютеров, а также следующее:

 

1. Фотоаппараты (плёночные и цифровые).

2. Штативы.

3. Фотовспышки.

4. Разноцветные фоны для съёмки.

5. Студийное световое оборудование.

6. Различные гипсовые реквизиты.

7. Периферийные устройства (читалки для флэш-карт и др.).

8. Устройства вывода (принтеры).

9. Сканеры (плёночный и планшетный).

10. Цифровой слайд-проектор (мультимедиапроектор).

11. Видеомагнитофон.

12. Телевизор.

13. Столы, стулья, шкафы, подиум-сцена.

14. Металлические шкафы и сейфы.

15. Методические и дидактические материалы.

16. Альбомы, книги по искусству.

17. Рамки для выставочных работ.

18. Дидактический материал.


СПИСОК ЛИ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.