В.Д.Поленов со своей супругой — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В.Д.Поленов со своей супругой

2019-12-21 448
В.Д.Поленов со своей супругой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.Д. Поленов родился в 1844 году. Он рос в замечательной атмосфере «дворянского гнезда», многие представители которого оставили свой «след» в русской художественной истории. Так, его прадедом был знаменитый архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, отец, Дмитрий Васильевич - известный историк и археолог. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, была неплохой портретисткой брюлловской школы.

Отец Поленова


Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни?

В.Д.Поленов со своей супругой

Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение.

Маруся Оболенская - первая любовь художника


Первая серьезная любовь пришла к Поленову, когда ему было уже двадцать восемь. Это произошло в Риме. В те годы Поленов, будучи пенсионером Петербургской академии художеств путешествовал по Европе. Позади остались Австрия, Швейцария, Германия с их знаменитыми художественными галереями. По приезду в Рим, его радушно принимали в семьях Адриана Прахова, и Саввы Морозова.

 

Рисовать Поленов начал рано, но несмотря на изрядные успехи, он поступает одновременно в Санкт-Петербургский университет и Академию художеств, которую заканчивает с Большой Золотой медалью, дававшей право на шестилетнюю пенсионерскую командировку за границу. Он едет в Европу и знакомится с художественной жизнью Западной Европы, с искусством эпохи Возрождения.

»Цезарская забава» 1879 год

Спустя время художник все-таки получил юридическое образование в университете. По окончании обучения Василия наградили Большой золотой медалью и поездкой в Европу на шесть лет за произведение «Воскрешение дочери Иаира».

Студенческие годы

В 1863 году Василий Поленов окончил гимназию и вместе с младшим братом Алексеем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к живописи была сильнее увлечения наукой, и по вечерам юноша посещал Академию художеств. Кроме того, молодой Поленов увлекался музыкой, был частым посетителем оперного театра

Встреча с Репиным

В 1869 году Василий Поленов загорелся желанием получить золотую медаль Академии художеств. С этой целью им была написана картина «Иов и его друзья». Она получила малую награду и дала ему право продолжить участие в соревновании. Новое задание заключалось в создании полотна «Воскрешение дочери Иаира», а соперником молодого художника стал Иван Репин.

Результат состязания был неожиданным: оба мастера кисти представили превосходные работы, поэтому жюри наградило их большими золотыми медалями и поездкой в Европу.

 

А немногим позже случилось непоправимое, девушка заразилась корью от детей Саввы Мамонтова и умерла в результате оплошности докторов: прививка сделанная от оспы - оказалась смертельной. Убитая горем мать Маруси просит Поленова написать портрет ее дочери по памяти. Просьбу художник выполнил, и вскоре портрет был отправлен семье Оболенских. В благодарственном письме мать напишет Василию Поленову: «Я ждала его с лихорадочным нетерпением... Признаюсь, откровенно, действительность превзошла мечты моего воображения... Вы один могли передать на полотно тот внутренний мир, которым жила Маруся».



Но к сожалению это творение мастера было утеряно, и дальнейшая его судьба не известна.
До нашего времени дошла лишь картина «Больная», первый набросок которой художник сделал у изголовья угасающей Маруси. А позже, когда сестра Вера окажется на смертном одре брат
и создаст эту мрачную картину, где будут просматриваться черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры.


Похоронили Оболенскую в белом наряде невесты. А Поленов, очень тяжело переживая утрату любимой и сожалея, что не успел признаться ей в своих чувствах, все ходил и ходил на старинное кладбище по темным кипарисовым аллеям к памятнику, где нашла свое последнее пристанище его первая любовь.

Надгробие над могилой М.Оболенской автор Марк Антокольский


А однажды Поленов, вернувшись из очередной зарубежной поездки, с горечью узнал, что Мария Климентова вышла замуж за успешного адвоката Муромцева. Со временем оперная дива от неудовлетворенности начала выпивать, приобщилась к карточной игре. С 1920-х жила за рубежом во Франции. Умерла в Париже.


Любовь на всю оставшуюся жизнь


В довершение к его несчастной любви у Поленова умирает его сестра-близнец Вера, которую он очень любил. Муки и страдания заставляют художника искать отдушину в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцеве, где всегда находил утешение поддержку и вдохновение.


 

Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879). Автор: Василий Поленов.

 

И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

 

Портрет жены Натальи. Автор: Василий Поленов.

 

К тому же Наталья так же имела талант к живописи: иногда писала пейзажи. А вот ее младшая сестра Мария Васильевна, после замужества Якунчикова-Вебер, стала известной художницей.

 

 

Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд. Автор: Василий Поленов.

 

 

Жуковка. Этюд. (1888). Автор: Н.В. Якунчикова.

 

И вот однажды во время совместной работы над эскизами вышивок для церковных хоругви у Поленова наконец-то открылись глаза, и он обо всем догадался. У 40-летнего художника к этой девушке не было той жгучей страсти, которую он испытывал к Оболенской или Клементовой, но с ней ему так было тепло, уютно и хорошо.

И когда в Абрамцеве завершилось строительство храма, который спроектировали Поленов и Виктор Васнецов, первыми в нем обвенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.

Наталья Васильевна будет одной из самых преданных жен русских художников: он сам и его творчество составит весь смысл её жизни.


 

В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей.

 


 

В.Д.Поленов с дочерьми.

 

И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

 

 

Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой, сестры художника (1874). Автор:Василий Поленов.

 


 

Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова.

 

Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она проиллюстрировала множество русских сказок, чем и стала знаменита.

 



До недавнего времени имя Елены Поленовой оставалось в тени славы ее брата – известного русского художника XIX в. Василия Дмитриевича Поленова, хотя ее творчество было не менее самобытным. Она стояла у истоков русского неоромантического стиля, следуя традициям живописи В. Васнецова. Елена Поленова – автор волшебных иллюстраций к русским сказкам, воплощавших «пленительное безумие детской фантазии». В 2012 г. в Третьяковской галерее прошла ее персональная выставка – первая после 1902 г. После этого о ней снова вспомнили и заговорили, а ее творчество стало известно широкой аудитории.

 

 

Елена Поленова. Иллюстрации к сказкам *Война грибов* и *Белая уточка*


А. Бенуа писал о ней с восхищением: «Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она, первая из русских художников, обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она, нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый, столь у нас заброшенный детский мир, угадала его своеобразную эстетику, вся заразилась пленительным "безумием" детской фантазии».

 

Е.Д. Поленова. Иллюстрации к сказке *Белая уточка*

 

Е. Д. Поленова. Иллюстрации к сказке *Война грибов*


Сказки для Поленовой стали своеобразным бегством от реальности: в 27 лет она пережила личную трагедию, сломившую ее и едва не ставшую причиной помешательства. Девушка собралась замуж за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны. Но ее родители были категорически против и расстроили брак. После этого Елена решила оставшуюся жизнь посвятить общественной деятельности и искусству.

 

Елена Дмитриевна Поленова


Найти спасение в искусстве девушке помог ее брат – художник Василий Поленов. В усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево на тот момент собирались лучшие представители творческой интеллигенции. Вместе с женой Мамонтова Елена ездила по деревням, собирая народные костюмы, бытовую утварь, полотенца и скатерти для будущего музея. В столярной мастерской по ее эскизам создавали уникальную мебель.

 

Столярная мастерская в Абрамцево, в которой создавали мебель по эскизам Е. Д. Поленовой.

 

 

В 1843 году небольшая усадьба, расположенная в пятидесяти семи километрах севернее Москвы, стала собственностью известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Гостями Аксакова бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. В 1870 году Абрамцево приобрел крупный промышленник, любитель и знаток искусства Савва Иванович Мамонтов. Он постоянно приглашал туда своих друзей - художников, актеров, музыкантов

 

 

 

. Здесь образовалось своеобразное творческое содружество, известное в истории русской культуры как абрамцевский художественный кружок. В Абрамове подолгу жили и работали В. М. Васнецов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. И. Суриков, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. Д. и Е. Д. Поленовы. Будучи беззаветно преданными искусству, передовые деятели русской культуры осознали, что пришло время, когда необходимо совместно по-новому осмыслить свои задачи, отразить в искусстве духовные стремления эпохи, внести красоту в жизнь и быт современного человека. Абрамцево оказалось тем благодатным уголком, где возник и окреп новый творческий союз. Художники работали много, увлеченно, учились друг у друга, радовались успехам.

 

 

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927), окончив петербургскую Академию художеств с золотой медалью, получил право на шестилетнюю заграничную командировку. За границей, в Риме, и произошло первое знакомство Поленова с Саввой Ивановичем Мамонтовым и его молодой супругой Елизаветой Григорьевной. Вскоре здесь образовалась дружная компания, в которую входили, кроме Поленова и Мамонтовых, скульптор М. М. Антокольский, искусствовед А. В. Прахов, композитор М. М. Иванов и другие. В течение нескольких месяцев 1872-1873 годов они почти не расставались друг с другом: вместе посещали музеи, выставки, изучали архитектуру Рима, совершали увлекательные путешествия по окрестностям города. А вечерами на римской квартире Мамонтовых эта шумная, веселая, молодая компания затевала спектакли или вела бесконечные дискуссии о красоте и правде в искусстве. Уже тогда Мамонтов почувствовал душевную близость с Поленовым. Их роднили общая увлеченность античностью, культ красоты. Мамонтов чутко уловил страстное стремление членов "семьи" - так любили друзья называть свое сообщество - искать новые пути в искусстве и потребность творческого общения, объединения. Уезжая в Москву, он взял со всех слово навестить его в Абрамцеве. Не случайно Мамонтов приглашал всех посетить в первую очередь его загородную усадьбу, а не московскую квартиру: он почувствовал общую тоску по родной русской природе. Больше всех скучал о родине В. Д. Поленов. "В разных местах побывал, много разных чудес перевидал... и все-таки скажу, что наша плоская возвышенность роднее и симпатичнее мне, чем все эти чудеса..." - так писал Поленов в письме к Репину. Мамонтов, словно чуя душевную боль нового друга, шлет одно за другим письма в Рим. "Я жду Вас в России...

 

Идея искусства для всех

Художник с дочерьми

Е – 1900-е годы связаны в жизни Поленова с двумя большими поездками на Восток. Собирая материалы для своих библейских картин, художник посетил Грецию и Палестину, снова был в Италии. Пейзажи, созданные во время этих путешествий, демонстрируют нам вершину поленовского творчества.

Скрупулёзность в передаче формы и умение изобразить воздушную среду сочетаются здесь с по-восточному богатой, чуть-чуть припылённой палитрой. Точность контура — с цветовыми пятнами, подобными работам импрессионистов. Художнику удаётся изобразить одновременно и сложную фактуру предмета, и своё первое впечатление о нём.

Кем был для Поленова Христос?
Нравственным идеалом. Реально жившим на земле обычным человеком, смерть которого привела к тому, что появилась грандиозная книга под названием Евангелие с его высоконравственной проповедью.

Младшая дочь Поленова, Наталья Васильевна, утверждала, что для отца земная жизнь Иисуса Христа всегда была эталоном, Его личность — идеальной, гармоничной. Человек, по мысли Поленова, должен стремиться к этому эталону и, мало того, он может его достичь.


Академик Дмитрий Сарабьянов писал о Поленове: «Восток понадобился ему, как в свое время и Александру Иванову, для того, чтобы с максимальной достоверностью воссоздать историю жизни Христа».

Картина «Московский дворик»

Сюжет:

Москва — большая деревня. Собственно, вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Контекст

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

 

 

В Доме театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова располагался Центральный Показательный театр ТЕО Главполитпросвета, для которого в 1921 году Сергей Эйзенштейн совместно с Сергеем Юткевичем оформил спектакль «Макбет» по пьесе Вильяма Шекспира.

Наталья Поленова — директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова

Наталья Поленова родилась и росла в музее, начав с пяти лет водить экскурсии для посетителей, и казалось, что к роли руководителя ее готовили с детства. Впрочем, прежде чем возглавить поленовский коллектив, правнучка художника получила два высших образования, стажировалась в европейских музеях,

 

я вижу своей задачей сохранить поленовский мир. Театр, музей, наш родной дом, большая поленовская семья и наши друзья — это особенный усадебный микромир, который должен существовать и в XXI, и в XXII веке.

Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше - вверх по течению. Вот где бы нам поселиться. Если буду жив-здоров, то проедусь по Оке от Серпухова до Алексина. Может быть, и найду что-нибудь."
Из письма В.Д. Поленова Н.В. Поленовой, 30 августа 1887 года.

Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом.
Знаменитый «Дом над Окой» строился по проекту самого художника как музей и мастерская для работы живописцев — товарищей Поленова и его многочисленных учеников.

Таруса находится на северо-востоке Калужской области у слияния рек Тарусы и Оки. Уже с Х IX века Таруса становится излюбленным местом художников и писателей. Сегодня это самобытный русский городок, сохранивший свой исторический облик и привлекающий всё больше и больше туристов.


"Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть и сбудутся…»
В конце апреля 1889 года вместе с одним из своих любимых учеников — Константином Алексеевичем Коровиным — он проплыл на пароходе от Калуги вниз по течению до Тарусы и побывал в Бехове.

 

Церковь Святой Троицы, построенная В.Д.Поленовым

Портрет Константина Коровина, любимого ученика В.Д.Поленова

 

В Тарусе Коровин предложил сойти на берег, 6 дней проведенных на приокских холмах были наполнены счастьем творчества и поэзией беховской округи. Поленов решился приступить к исполнению своей мечты. По наведенным справкам, в Бехове продавалось небольшое имение помещицы Саблуковой. Было решено купить его и начать строительство.
Выбранный для строительства участок с прекрасным видом на Оку был куском неплодородной земли. Поленов предложил крестьянам выгодный обмен: за каждую десятину песчаного бугра, на котором ничего толком не росло, он давал 2 десятины плодородной земли. Крестьяне с радостью и удивлением согласились.

 

Поселившись в Бехове, Поленовы внимательно присматривались к жизни окружающей деревни. Их поразило жалкое состояние школ и безрадостная жизнь материально не обеспеченного учительства. За дело горячо и убежденно, с мужской энергией взялась Наталия Васильевна Поленова.

 


«Я занята школой и так мне симпатично это дело и так много можно сделать, что сердце радуется... Жизнь идет и не видишь времени, и не хватает его на все задуманное, и только радуешься на то, как много в жизни интересного, как много можно сделать!»
Поленова принимала меры к улучшению бытовых условий учителей, к повышению их культурного уровня: знакомство с музеями, театрами и передовыми школами Москвы, включала их в учительские коллективы для путешествий.
С помощью мужа она построила две школы: деревянную в Бехове и большую кирпичную в соседнем селе Страхове. Раздвижная перегородка между двумя классами открывала большой зрительный зал для самодеятельных спектаклей, для которых в 1912 году была оборудована разборная сцена. В план школы были включены удобные помещения для учителей.

Диорама

Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.

Диорама – по–гречески "прозрачная картина" – была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике.

 

Василий Поленов занялся созданием диорам в 76 лет, и это дело полностью его поглотило. Главными зрителями художника были его дети, которым живописец рассказывал увлекательные истории о дальних странах. Диорамы Поленова повествуют о его путешествиях от усадьбы Борок на Оке до Украины, Баварии, Альп, Индийского океана и Атлантики.

Картины диорамы в Поленово

Адмиралтейство

Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, будучи в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Недавно музею была передана школа. Ее также построил Поленов. Дочери художника уделяли много внимания работе со школьниками. Сейчас здесь располагается тот самый «Театр Новогодней Елки», а также школа юного экскурсовода.

Пристань и пляж

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченцы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

 

В.Д. Поленов родился в 1844 году. Он рос в замечательной атмосфере «дворянского гнезда», многие представители которого оставили свой «след» в русской художественной истории. Так, его прадедом был знаменитый архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, отец, Дмитрий Васильевич - известный историк и археолог. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, была неплохой портретисткой брюлловской школы.

Отец Поленова


Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни?

В.Д.Поленов со своей супругой


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.