Исследование экспрессивной речи. Моторная афазия. Исследование импрессивной речи. Сенсорная и амнестическая афазии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Исследование экспрессивной речи. Моторная афазия. Исследование импрессивной речи. Сенсорная и амнестическая афазии.

2019-12-21 497
Исследование экспрессивной речи. Моторная афазия. Исследование импрессивной речи. Сенсорная и амнестическая афазии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Афазия - нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при очаговых поражениях коры и близкой подкорки доминантного (левого у правшей) полушария и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при сохранности элементарных форм слуха и артикуляционного аппарата (без пареза речевой мускулатуры).

Моторная афазия (афазия Брока) возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария (зона Брока): нарушаются все виды устной речи (спонтанная речь, повторение, автоматизированная речь), письма, но понимание устной и письменной речи относительно сохранно. Больные чужую речь понимают, но затрудняются в выборе слов для выражения своих мыслей и чувств. Их лексикон беден, может ограничиваться лишь несколькими словами («слова-эмболы»). При разговоре допускают ошибки- литеральные и вербальные парафазии, стараются их исправить и сердятся на себя, что не удается правильно говорить.

Исследование экспрессивной речи.

Вид исследования Методика исследования Особенности исследования
Повторение букв, слогов, слов, фраз Врач просит больного повторять за ним буквы, затем слоги, слова. Нужно подбирать слова трудные как для произношения (с большим количеством согласных), так и по смыслу. Например: метрострой, астронавтика, кораблекрушение, воздухоплавание и т. п. Затем следует повторение фраз коротких и длинных с конкретным и абстрактным содержанием. (На дворе дождь. Суворов — великий полководец. Советская космическая ракета достигла Луны. Худой мир лучше доброй ссоры и т. п.) В какой мере удается повторение букв, слов, предложений, рядовая речь?
Автоматическая рядовая речь Врач просит больного считать от 1 до 10, затем в обратном порядке; перечислить дни недели, месяцы года и т. п. Если больной не может начать счет, то исследующий начинает счет сам, предлагая больному продолжать Врач просит больного продекламировать стихотворение или спеть песню Удается ли порядковая речь?
Называние предметов Больной должен назвать показываемые ему предметы (стакан, ключ, ложка, книга). Затем больному предлагают назвать предметы по описанию их свойств. Например: «Как называют то, из чего пьют чай? Что вставляют в окна? Какого цвета небо?» Есть ли нарушения структуры речи — парафазия и персеверация?
Разговорная речь Врач просит больного ответить на вопросы как личного (где живет, состав семьи, где работает), так и общего характера (события общественные, исторические). Затем врач предлагает больному рассказать что-либо о своем прошлом, пересказать какое-либо известное литературное произведение Охотно ли больной говорит, не испытывает ли затруднения в подыскивании слов,, достаточен ли его словарный запас. Чисто ли это моторная афазия или имеются элементы сенсорной афазии, аграфии, алексин?

Сенсорная афазия (афазия Вернике) развивается при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария (зона Вернике). При сенсорной афазии страдает как понимание устной и письменной речи, так и собственная устная и письменная речь. Для сенсорной афазии характерно затруднение понимания чужой речи и плохой слуховой контроль за собственной речью. Больные допускают много литеральных и вербальных парафазий, они не замечают этих ошибок и сердятся на собеседника, который их не понимает. При выраженных формах больные многоречивы, но их высказывания малопонятны для окружающих («речевой салат»).

Амнестическая афазия возникает при поражении угловой извилины доминантного полушария. Больные затрудняются назвать показываемые различные предметы, как бы забывают их наименования, хотя в спонтанной речи могут пользоваться этими предметами. Обычно таким больным помогает подсказка первого слога из названия показываемого предмета.

Исследование импрессивной речи.

Вид исследования Методика исследования Особенности исследования
Понимание смысла слов Врач называет вслух ряд окружающих предметов и просит больного показать их. Например: «Покажите, где простыня, где подушка, где стакан?» Все задания должны даваться только через слово, недопустимы подсказки с помощью жестов
Понимание и выполнение простых инструкций Врач просит больного выполнить несколько заданий. Например: «Покажите язык, закройте глаза, поднимите правую руку, возьмите стакан в левую руку...» Правильно ли выполняются простые задания и более сложные инструкции
Понимание и выполнение сложных инструкций Врач просит больного выполнить несколько сложных заданий. Например: «Когда я подниму правую руку, возьмите левой рукой стакан и поставьте его в центре тумбочки» Сразу ли больной понимает обращенную к нему речь или приходится несколько раз повторить задание
Способность различать правильные и неправильные в смысловом отношении фразы Врач говорит больному несколько сходных в звуковом отношении, но различных по смыслу фраз, правильных и неправильных. Например: «Волк съел козленка, так может быть? Волк съеден козленком, может быть так? Лисица съела зайца и заяц съеден лисицей — это одно и то же или нет?» Какие имеются дефекты речи (парафазия, персеверация, жаргонофазия)
Понимание смысла рассказа Врач рассказывает коротко, но динамично какую-либо историю и затем просит больного повторить ее содержание или сказать, кто герой рассказа, что стало с действующими лицами и т. п. Чистая ли это форма сенсорной афазии или имеются элементы моторной афазии, алексии, аграфии

Исследование речи:

Спонтанная речь. Знакомясь с больным и задавая ему вопросы: «Как Вас зовут?», «Что Вас беспокоит?», необходимо обращать внимание на следующие расстройства.

Изменения скорости и ритма речи, что проявляются в замедлении, прерывистости речи либо, напротив, в ее ускорении и трудностях остановки.

Диспросодия - нарушение мелодичности речи. Речь монотонная, невыразительная, не имеет интонационных задержек, либо имеет «псевдоиностранный акцент».

Подавление речи - полное отсутствие речевой продукции и попыток к речевому общению.

Автоматизмы («словесные эмболы»)- часто, непроизвольно и неадекватно употребляющиеся простые слова или выражения.

Персеверации - «застревание», повторение произнесенного уже слога или слова, возникающее при попытке вербального общения.

Затруднения в подборе слов при назывании предметов. Речь нерешительна, изобилует паузами, содержит много описательных фраз и слов заместительного характера («ну,как это там…»).

Парафазии - ошибки в произнесении слов: а) фонетические парафазии - неадекватная продукция фонем языка из-за упрощения артикулярных движений (вместо слова «магазин» больной произносит «зизизин»); б) литеральные парафазии - замена звуков на звуки, близкие по звучанию («кочка»-«почка»); в) вербальные парафазии - замена одного слова в предложении другим, напоминающим его по смыслу (вместо слова «стол» употребляется слово «стул»).

Неологизмы - лингвистические образования, произносимые больным как слова, хотя в используемом им языке таких слов нет.

Аграмматизмы и параграмматизмы. Аграмматизмы - нарушение правил грамматики в предложении. Слова в предложении не согласуются друг с другом, синтаксические структуры (вспомогательные слова, союзы и тд) сокращаются и упрощаются, однако общий смысл передаваемого сообщения остается понятным (наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр.).  При параграмматизмах слова в предложении формально согласуются друг с другом, а число синтактических структур достаточно, однако общий смысл предложения не отражает реальных взаимосвязей вещей и событий («сено сушит крестьян в июне»). Понять передаваемую информацию невозможно.

Эхолалия - спонтанное повторение слова или сочетания слов, сказанных врачом.

Автоматизированная речь. Просим больного сосчитать от 1 до 10, назвать дни недели, месяцы.

Повторение речи. Просим пациента повторить вслед за врачом: звуки гласные и согласные («а», «о», «и», «б», «д», «к», «с» и т.д.), оппозиционные фонемы (губные-б/п, переднеязычные- т/д, з/с), слова «дом», «окно», «кошка»; «стон», «слон»; «полковник», «поклонник», «половник»; «кораблекрушение», «кооператив» и т.п.,серии слов («дом,лес,дуб»); фразы («девочка пьет чай»), скороговорки («на дворе трава, на траве двора»).

Называние предметов. Просим пациента назвать показываемые предметы: часы, ручка, фонарик; назвать части тела.

Понимание устной речи. Понимание смысла слов: называем предметы (молоточек, окно, дверь), просим пациента указать на него в помещении или на картинке. Понимание устных конструкций: просим больного выполнить задание- «поднимите вверх вашу левую руку». Во время произнесения команды врач не должен использовать мимику и жесты.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.