Кода. Размышления на новоРоссиянском пространстве — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кода. Размышления на новоРоссиянском пространстве

2019-12-21 83
Кода. Размышления на новоРоссиянском пространстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Комфорт – вот, собственно, и всё, что нам может дать современная цивилизация. Душа же человека в этих условиях обречена страдать и маяться, потому что не просто проблемы её игнорируются, но и само существование её всерьёз не принимается. Ей отведено всего лишь призрачное бытие; в жизни сей она не более, чем словесная абстракция, простой символ, которым можно играть как и прочими словами. Но душа каждого – это не игрушки. Ибо у каждого из нас есть душа. Есть она у человека, и это нечто до ужаса реальное. Её можно предать, купить, продать, променять. Её можно отравить или спасти. Человек способен погубить собственную душу. И это чудовищно реально, это сегодня происходит почти на каждом шагу. Но что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?

 

 

* * *

 

Игуанодонтство – таким термином пользуется одна остроумная и чуткая к языку дама вместо непроизносимо-неуклюжей инаугурации.

 

* * *

 

В каждом языке есть слова, применение которых обнаруживает самый низкий уровень интеллектуального и культурного развития говорящего. В современном русском указанием на это, помимо мата, служат такие словеса, как «крутой», «суперски», «тусовка» – впрочем, перечислять их все нет никакой возможности.

 

 

* * *

 

По всему городу развешано загадочное изречение: «Управляя автомобилем в нетрезвом уме, вы рискуете остаться в твёрдой памяти». Причём сия сентенция обрамляет протестантский кладбищенский крест. Интересно, на каком языке это сказано и в переводе с какого? Поистине прекрасный источник доходов для казны: принять закон о защите русского языка, применительно в частности к рекламе, и учредить комиссию с карающими полномочиями в виде крупных штрафов с тех рекламствующих недоумков, что позволяют себе издеваться над одним из самых прекрасных языков.

 

* * *

 

 

Английские слова в русском языке выглядят, как тараканы, и слышатся как покушение на сквернословие.

 

 

* * *

 

Удивительно то нелепое рабство, в которое по милости нынешних культуртрегеров русский язык попал от английского. Взять хотя бы подхалимское написание слова компьютор – компьютер. С какой такой радости «-тер»?! Нет в русском языке такого суффикса для слов этой породы. Есть только «-тор»: конструктор, констриктор, архитектор, проектор, трансформатор, организатор и пропасть прочих. Либо уж другая малочисленная семейка: актёр, шофёр, режиссёр, лифтёр, вахтёр (два последних словца совершенно уникальны, они свидетельствует об изощрённом чувстве юмора у русского человека). А компьютер могли учредить только полные крэтины не русского происхождения.

 

 

* * *

 

Английские слова в русском языке (да и в украинском тоже) слышатся и выглядят самым мерзким образом да ещё к тому же сбивают с толку: дринк, менеджер, офис, сесайити, петтинг, ризёч, игзибишн, синкинг, дилер, рум, бед (бед и зол), босс (бос и гол) и т.д., и т.п. Или вот совсем: «Международный медицинский центр ОН КЛИНИК». Тогда «Международная медицинская центра» будет называться «ОНА КЛИНИКА».

 

 

* * *

 

Взаимопроникновение культур, которое, как надеялись, приведёт к их взаимообогащению, на деле оказалось крушением культуры как таковой. Самым ярким и простым примером этого правила служит взаимопроникновение языков, происходящее в канве всевозможных «-заций»: «компьютери-», «американи-», «глобали-» и прочая.

 

 

* * *

 

Американизация, процветание «массовой информации» и её «средств», политика глобализации, чиновничье словотворчество, порча языка, упадок культуры – это вещи, которые идут рука об руку.

 

 

* * *

 

За время жизни в работе над собой я добился поистине нешуточных успехов. Прогресс, что называется, налицо. Ведь если в начале пути при виде надписей на карнизах домов типа: «Партия – наш рулевой» или транспарантов во весь дом: «Ленин жив, Ленин будет жить!» с неизменной косоглазо-усатой мордой я думал про себя: «Какая мерзость, какая гадость!», а рекламу «кока-колы» или кроссовок «адидас» считал явлением вполне нормальным и цивилизованным, то сейчас, в конце пути (или в середине?), при взгляде на подмигивающее панно «кока-колы» размером с дирижабль или на растяжки поперёк улиц, где заявлено: «Скажи СПИДу нет: надень презерватив!» я уже и об этом думаю: «Какая гадость, какая мерзость!» Неужели стоило жить так долго, чтобы понять подобные премудрости?

 

 

* * *

 

Характер, степень ума и культуры человека можно узнать по его развлечениям.

 

 

* * *

 

Какие фильмы смотреть? Какие книги читать? Какую музыку слушать? – «О вкусах не спорят! Не надо никому ничего навязывать! Каждому своё! Места хватит всем!» – набор банальностей в поддержку и оправдание потребительской посредственности. А я так полагаю: с тем, кто получает удовольствие от жестокого, мерзкого и глупого, с ним не происходит ничего доброго и приятного, а сам он катастрофически глупеет. Короче, при взгляде со стороны с ним случаются весьма поучительные вещи, только сам он этого не понимает, потому что уже давно отупел и сделался безнадёжен.

 

 

* * *

 

Эстетизация безобразного, эта болезнь современного упадочного искусства, так оболванила нынешние поколения, что многие и слишком многие не в состоянии здраво различать прекрасное и безобразное, а это – уродство не меньшее, нежели неспособность различить белое и чёрное. Если красота в состоянии спасти мир, то уродство и безобразие могут только его погубить. Поэтому так важно сегодня каждому на своём месте утверждать явление красоты и искоренять всяческое псевдоэстетское и моральное уродство.

 

* * *

 

Проблематика так наз. сериалов крайне занимательна: «Кто чья сын? Кто чей дочь? Кто каво мать? Кто каму отец?» Одна протоплазма, почему-то считающая себя «разумной», производит такие шедевры, другая, держащаяся о себе столь же лестного мнения, их разглядывает и поглощает.

 

 

* * *

 

Если вы способны испытывать наслаждение, глядя на зрелище (и слушая слышище), которое в силу своей отвратительности и чудовищной безвкусицы должно было бы вам не просто не нравиться, но вызывать у вас чувство омерзения и отвращение, то вы всего-навсего жертва культурального аборта; скорбеть о вас излишне и совершенно бессмысленно. Верьте, что «мудрее вас жуки, пауки и мокрицы».

 

 

* * *

 

Кто-то читает газеты, кто-то – журналы; кто-то читает философские труды, кто-то – учебники; кто-то читает научные работы, кто-то – мемуары, кто-то – брошюрятину и папербаковские мерзости, а кто-то читает и произведения искусства. Но в любом случае каждый читает то, чего он достоин, потому что только это он и в состоянии читать и только это ему и нравится. (14. XII.2001.)

 

 

* * *

 

Когда те, кто не умеет писать, выспрашивают тех, кто не умеет говорить, ради того, чтоб предложить это вниманию людей, не умеющих читать, – это называется журналистикой. Когда те, кто умеет писать и не особенно любит говорить, пишут для того, чтобы их не прочли те, кто не умеют читать и обожают говорить, – это называется литературой.

 

 

* * *

 

Весьма многие сегодня вполне искренно убеждены, что писатель – это непременно тот, кто пишет детективы. По самой сути дела такое мнение вполне равносильно другому, согласно коему место всякой красивой женщине только на панели.

 

 

* * *

 

Уровень сегодняшнего образования и культуры таков, что встаёт правомерный вопрос: зачем редактировать «мастеров современного детектива»? Редакторы, право слово, оказывают им медвежью услугу. Без их редактирования поклонники сей прозы были бы ещё в большем восторге, а у всех прочих развеялись бы остатки сомнения по поводу того, какая всё это гадость.

 

 

* * *

 

Издатели в погоне за дурным рублём, как правило, не понимают, что, ублажая публику, теша её самые низменные вкусы и инстинкты, они воспитывают и взращивают жуткого монстра, который их же в конце концов и сожрёт, но перед тем как их проглотить, не спеша пооткусывает им руки, ноги и прочие не имеющие для непосредственной жизнедеятельности места, и лишь потом, откусив им то, что у них заменяет голову, и основательно разжевав, проглотит. Такая недальновидность тем более удивительна, что плоды развращения читателя сказываются довольно скоро.

 

 

* * *

Издательская политика, односторонне направленная на удовлетворение запросов и вкусов читателей, – это гибель литературы и пагуба мысли. Ещё более это справедливо применительно к музыке. Вот правило, не знающее исключений: расцвет культуры наступает тогда, когда художник свободно творит, а искусство воспитывает массы. Закат культуры случается тогда, когда толпа, через находящихся на её содержании менеджеров-распорядителей, указывает художнику, что и как он должен делать. Гибель культуры происходит тогда, когда толпа морит непокорного художника голодом, вгоняет его в нищету и нанимает вместо него бездарного и послушного ремесленника, который начинает потакать самым отвратительным инстинктам толпы и, всё более наглея и распаляясь, производит в конце концов самую возмутительную мерзость.

 

 

* * *

 

Всё постепенно снова огрубляется: сатира опять стала пасквилем, музыка – отвратительным шумом, и там, где ещё недавно говорили «Будьте любезны», сегодня просто дают затрещину.

 

 

* * *

 

Одним из признаков ущербности нынешнего времени служит то, что распущенность, которую прежде себе дозволяли лишь скотоподобные римские императоры, сегодня сделалась нормой даже для самого ничтожного плебея. Тупик. Ведь любое животное не позволяет себе такого.

 

 

* * *

 

Грубая, хотя и весьма распространённая ошибка, состоит в том, чтобы думать, будто тот или иной выдающийся подлец, пусть хоть и подлец, но зато умён необычайно. Для того чтобы быть большим негодяем, мерзавцем или подлецом, особенно сильного ума как раз и не требуется. Ум требуется как раз для противоположного, а у подлеца не хватает ума даже на то, чтобы понять и знать собственные настоящие интересы. Никто из мудрецов или подлинно великих людей никогда мерзавцем не был. Путать ловкость и пронырство с умом – в лучшем случае, свидетельство известной наивности, а точнее сказать, человек, который не понимает таких различий или нуждается по сему пункту в разъяснениях, безнадёжно глуп и, уж разумеется, непорядочен.

 

 

* * *

 

Зловещая страсть к обогащению неизбежно ведёт к распаду семейных и традиционных человеческих связей. Эта страсть заставляет, казалось бы, вполне законопослушных и респектабельных буржуа идти на преступление. Все эти истины стары, но новейшие россияне переживают их на себе как нечто неслыханно новое и не перестают удивляться.

 

 

* * *

 

Бедность бывает двух родов: благородная и постыдная. Причиной первой всегда является честность; причиной у второй неизменно оказывается глупость.

 

 

* * *

 

Люди делятся не по отношению к собственности на средства производства, т.е. не на капиталистов и пролетариев (что такое деление вздор и к какой скверной практике и плачевным последствиям оно приводит, свидетельствуют два прошедших века человеческой истории), а по морально-умственному признаку: на людей порядочных (или просто людей) и мерзавцев (двуногих или человекообразных животных). Такая классификация абсолютна и безусловна, и никакое образование здесь не поможет. По той простой причине, что если человек порядочен, то он и так уже знает достаточно, а если он мерзавец, то никакие знания не пойдут ему впрок. Обе категории сравнительно малочисленны, и между ними находится промежуточный класс обывателей, составляющий подавляющую массу человечества. У этих последних нет ни своих мыслей, ни своих представлений, ни своих идей, т.е. идеологии. Всё это исходит от представителей двух других классов – от людей и от мерзавцев. На протяжении всей человеческой истории любая идеология вела жестокую борьбу с конкурентами за симпатии именно обывателя. Потому как между людьми и мерзавцами ни симпатии, ни понимания, ни сотрудничества быть не может, никакое убеждение или переубеждение, никакой нейтралитет невозможны. Когда обыватель равняется на высокие стандарты людей, человечество развивается, в нём совершается культурный и нравственный прогресс (научно-технический прогресс – лишь его составляющая, не имеющая самостоятельной ценности). Когда же толпу обывателей удаётся соблазнить мерзавцам (как оно и происходит теперь) с их идеологией потребления, вседозволенности и пестования всяческой мерзости и посредственности, начинается катастрофа: задыхается и гибнет культура, нравственность исчезает, обыватель также превращается в человекообразное животное, т.е. мерзавца, жизнь делается скотством, а само человечество вырождается не только морально, но и физически и ставит себя на край пропасти, в каковую оно вполне в состоянии свалиться, если бы не героические, отчаянные усилия противящихся этому людей.

 

* * *

 

Трудно испытание изобилием, достатком и богатством. Но аристократ духа в нём ещё более облагородится. Фантазии же плебея хватит лишь на золотые унитазы да на то, чтобы оскотиниться ещё сильнее.

* * *

 

Где нехватка ума – там нехватка всего. Поскольку человечество претендует, что эквивалентом всего являются деньги, то получается, что там, где не хватает денег, не хватает именно ума. Эта неуёмная жажда денег всё возрастает по мере того, как человек становится всё богаче. Стало быть, безмерно богатые люди безмерно и глупы. Что и требовалось доказать.

 

 

* * *

 

Современная жизнь так устроена, что, для того чтобы много иметь, надо стать ничем, быть полным ничтожеством. А если ты стал ничем (или никем не стал), то сколько бы ты ни имел, тебе всё будет мало.

 

 

* * *

 

По сути дела, ремесло бухгалтера – это любовь считать чужие деньги. Страсть поистине загадочная, потому что от пересчёта чужих денег сам богатым не станешь.

 

 

* * *

 

Деньги не пахнут, деньги воняют. Воняют кровью, потом, дерьмом. Чтобы не чувствовать этого, надо быть неодушевлённым и бесчувственным предметом.

 

 

* * *

 

На деньгах лежит проклятие. Всё, что пронизано духом наживы, испускает зловоние. Это только по расхожей поговорке деньги «не пахнут», а на самом деле деньги не просто пахнут, оне смердят и воняют.

* * *

 

Банкир – это человек, который берёт деньги взаймы у всего человечества, чтобы самому жить красиво, сытно, ни в чём не нуждаясь, а заодно и быть при деле. При этом он согласен ссужать какие-то мизерные проценты с доверенного ему капитала и своим кредиторам, но всячески противится тому, чтобы кто-то из них потребовал у него свою долю назад всю целиком. Последнее для него, собственно, самое важное, в этом состоит вся его работа.

 

 

* * *

 

Он гордо именует себя дилером да ещё воображает, будто это уродливое слово осеняет его ореолом благородства и таинственности. Да хоть бы величал себя вандёром или феркойфером, всё равно, кто он есть? Продавец, торгаш, ничтожество!

 

 

* * *

 

Главный секрет и основной закон современной жизни в том, что все процессы в ней стремятся совершаться по линии наименьшего сопротивления и с наименьшими затратами. Отсюда и чудовищная посредственность результатов.

 

 

* * *

 

«Корпите и потребляйте!» – вот нехитрый девиз жизни, расписанной по сегодняшнему сценарию. Тёмные силы постоянно навязывают людям жизненный уклад, который приводит к созданию общества потребления. В таком обществе ценится и воспевается успех, измеряемый лишь деньгами, причём успех этот достигается любой ценой, для него абсолютно все средства хороши. Так, разумеется, не создаются духовные и нравственные ценности, и всё это, в общем, не приводит к высоким и благородным помыслам, а это и требуется тёмным.

 

 

* * *

 

Наиболее удачно и полно ущербность нынешнего времени и живущего в нём поколения выражают разнузданные вопли рекламы: «Бери от жизни всё, и пусть платят другие!» К несчастью для энергичных последователей столь радикальной философии, жизнь устроена решительно иначе: нельзя брать от неё всё – по крайней мере, безнаказанно; и что всего трагичнее при подобном миропонимании: за всё в конечном счёте приходится платить самому, и другие тут совершенно бесполезны.

 

 

* * *

 

В наше время очень легко стать инопланетянином: достаточно только не оскотиниваться вместе со всеми.

 

 

* * *

 

Что, в самом деле, сегодня сказать о «прогрессе», ибо он, безусловно, налицо? Если раньше этот человеческий мир походил на дурдом, из которого сбежали санитары, то сегодня из него ретировались и все уборщицы, так что всё строение превратилось в сплошное отхожее место, где маются психиатры-неудачники. Сегодняшнее человечество – это какая-то томящаяся протоплазма, которая начинает разлагаться. (08. XII.2003.)

 

 

* * *

 

Апокалипсис – это не тогда, когда будет всемирный потоп или пожар, глобальное землетрясение, мор да глад или всеобщая термоядерная война. Это, когда в человечестве не останется ни одного гомо сапиенса, когда всё оно превратится в стадо программируемых идиотов, управляемых автоматами и бездушными биороботами (власть предержащая элита). Отсчёт времени давно пошёл. Процесс всеобщего оглупления и обесчеловечивания с каждым днём всё ускоряется, его безобразная масса уже накопила огромную инерцию. Здесь задействовано всё: компьюторы, массовая информация и средства оной, уклад «цивилизованной» жизни, массовое «искусство», а также, и не в последнюю очередь, – человеческие косность и лень.

 

 

* * *

 

Дегуманизация человечества, похоже, подходит к критической точке. Люди в настоящее время настолько обесчеловечены, что требовать любви к ним от человека, каким-то чудом ещё оставшегося нормальным, т.е. здравого человека, – значит слишком многого требовать от него. Такая любовь совершенно противоестественна и непосильна человеческой природе и под силу только одному Богу.

 

* * *

 

Общество потребления, самоедская, саморазрушающаяся цивилизация – какой итог может столь пакостная эволюция явить в конце концов взору стороннего наблюдателя? Да уж, разумеется, зрелище самое что ни на есть отвратительное: двуногие сами себя сожрут и сами собой нагадят!

 

* * *

 

Вместо воздуха – гремучая смесь ядовитых газов, вместо воды – хлорированный настой щёлочи с кислотою, вместо пищи – синтетика, вместо денег – пластиковые карточки, вместо беседы – порция разжижающей мозги болтовни, вместо культуры – «попса» культуртрегеров, вместо музыки – отвратительный шум из колотушки и сипло-визгливой бормотухи с воплями, вместо литературы – Гималайские горы печатной пачкотни, вместо красоты – уродство, вместо любви – извращения, которые назвать «скотскими» было бы оскорблением скотам, вместо достоинства – вызывающее бесстыдство, вместо души – секс-символ, вместо мозгов – дребедень, вместо мысли – матерная или канцелярская фраза, вместо индивидуальности – штампуемый и программируемый биоробот, вместо жизни – виртуальная иллюзия триллера – вот вехи нынешнего времени.

 

 

* * *

 

Я отнюдь не склонен идеализировать прошедшее, но всё же в результате «реформ» последних времён теперь ощущаешь себя в своём городе как в дремучем лесу, вернее даже, как в джунглях, кишащих дикими зверями, среди которых, разумеется, весьма немногие вполне безобидны.

 

 

* * *

 

Иду по улице, еду в метро. Господи, что за лица, что за фигуры! Какое-то чудовищное нашествие приматов. По-моему, представлены все предварительные этапы превращения обезьяны в человека плюс разнопородные рыла из свинарника. И всё это жуёт, сморкается, рыгает, кашляет, ругается и суесловит. Откуда и зачем всё это сюда понаехало? Какое немыслимое вырождение человеческой расы. Сегодня не то что красивая женщина, но просто человек с приличной наружностью – невероятная редкость! (20. IV.2006.)

 

 

* * *

 

В результате всех прогрессов механической (материалистической) медицины люди только здорово насобачились продлять агонию умирающих, но ни на йоту не приблизились к тому, чтобы сделать жизнь живущих более осмысленной и человечной.

 

 

* * *

 

Не так скверно умереть от голода, как скверно жить лишь ради того, чтоб не умереть от голода. Такое прозябание унизительно и совершенно недостойно человека. Немногие понимают это, потому что всё это – удел человеческого большинства.

 

 

* * *

 

Живу я в Москве, здесь на каждом шагу за всё надо платить, скоро уже, видно, обяжут платить за каждый вдох и отдельно – за каждый выдох. В общем, всю жизнь довелось прожить в стране, в которой государство осуществляет политику вялого геноцида.

 

 

* * *

 

«Москва – город-герой». И жители его – тоже герои.

 

* * *

 

Ужаснее всего, когда шайка маньяков, завладевши городом, начинает по своему разумению расставлять по площадям и улицам, сажать на воду и развешивать в воздухе уродливые бронзовые и каменные идолища. Пройдёт немного лет – и городу потребуются деньги, и немалые, дабы всю эту мерзость убрать с глаз долой.

 

* * *

 

Сначала – Чернобыль, потом – Черномырдин… Какая страна в состоянии выдержать две такие катастрофы подряд?

 

 

* * *

 

Уже всё окончательно ясно с ельцинской кликой. И всё же винить себя не в чем. Реальной альтернативы Ельцину и всем этим демократам, когда затрещал по швам СССР, не было. Видать такая наша судьба, что в самую важную минуту не оказалось на подступах к власти понастоящему энергичного и решительного, а главное, порядочного человека. И это действительно прискорбно. Потому что даже после возможностей, упущенных в пору Горбачёва, ещё многое можно было сделать для спасения и возрождения России, если бы взяться за это с умом и умением, каковых у новых властителей также не оказалось. Да и откуда бы? Пока надо было ругать и ломать, они, имевшие партийно-комсомольскую выучку, с этой нехитрой работой справлялись вполне. Когда же пришло время дело делать, то вся бездарность «розовых» видна стала. Их умения хватило только на тёмные махинации и откровенное воровство. Ни одно серьёзное дело, будучи начато, не было доведено до конца. Символом этого времени и этой власти останется Санктъ-Петербургъ в Ленинградской области. Шуты гороховые! (17.05.1994.)

 

 

* * *

 

Так называемая «элита» – это двуногие существа, которые даже приблизительно не представляют, сколь много они на себя взяли и как тяжко им придётся впоследствии.

 

 

* * *

 

Республика (res publica) значит «общее дело», «общее достояние». Кто сегодня помнит об этом?

 

 

* * *

 

Демократия хороша лишь в том случае, если все члены общества аристократы. Но беда демократии в том, что она плодит одних плебеев, аристократы достаются ей в наследие лишь от предыдущего строя.

 

 

* * *

 

Демагоги – могильщики демократии.

 

* * *

 

Когда всякий сброд: демагоги, представители лавочников и ростовщиков, ворьё, бандиты и всяческие извращенцы объединяются, чтобы править страной от имени толпы, они провозглашают себя «правящей элитой», и всё это именуется «демократией». От этой вакханалии естественным образом страдают честь, человеческое достоинство, порядочность и культура и, соответственно, – их носители: аристократия духа, порода в человечестве и без того исключительная и малочисленная.

 

 

* * *

 

Элементарный пример здравого суждения – это Диоген, бродящий днём по улицам демократических Афин с зажжённым фонарём в поисках человека и отгоняющий своих демократических сограждан палкой потому, что они – не люди, а сброд.

 

* * *

Страна бедствует или процветает не в зависимости от того, какая в ней форма правления – демократия или что-то ещё, ибо все формы правления несостоятельны, – а в зависимости от того, какая аристократия обладает в ней реальной властью. Если это аристократия дела, то страна процветает, а если аристократия словесного гипноза и болтовни, то, соответственно, бедствует и клонится к упадку.

 

 

* * *

 

У Оскара Уайльда в «Душе человека» можно, при желании, найти следующее: «Демократия есть не что иное, как угнетение народа народом во имя народа. Все формы правления несостоятельны. Олигархия несправедлива к большинству, а охлократия – к меньшинству. Деспотизм несправедлив по отношению ко всем, включая сюда и самого деспота, которому, вероятно, предназначена была лучшая доля».

 

 

* * *

 

На самом деле глупцу не так уж и сложно получить высшее образование. Более того, это занятие ему вполне впору. И образованные глупцы – основное бедствие нашей цивилизации. Главная беда от образованного глупца в том, что он внутренне непоколебимо убеждён: он не только ровня Сократу, но и знает гораздо больше его. И, в конечном счёте, такой глупец стремится занять должность Соломона или хотя бы аналогичную ей. Поскольку спрос на эти должности в миллионы раз уступает предложению, то так и выходит, что дело одними главами государств не ограничивается, но что дипломированные глупцы сидят на всех командных должностях в обществе. Сократ, правда, говорил, что, при всём отвращении к власти и к обладанию ею, он всё-таки согласился бы управлять – из опасения оказаться во власти человека худшего, чем он сам. Да только где уж ему! Мало того, что ему самому всё это противно, так ведь ещё и глупцы на все времена сговорились сократов во власть не пропускать. Вот человечество и варится в собственной глупости две с половиной тысячи лет (на нашей памяти) или сколько там на самом деле ещё.

 

 

* * *

 

Дело не в том, какой в стране государственный строй, а в том, каковы живущие в ней люди. При самом несправедливом строе можно будет достойно жить, если граждане – порядочные люди. А если они мерзавцы, то и при самом либеральном строе жизнь превратится в непрерывное бедствие. Поэтому начать изменять жизнь надо не с революций, не с переустройства окружающего мира, а с изменения и усовершенствования себя – каждому отдельно взятому человеку. Именно этому и учили мудрецы всех веков и народов, и именно этому противились и препятствовали демагоги, глупцы и мерзавцы всех оттенков и мастей.

 

 

* * *

 

Элита элите рознь. Есть аристократия ума и духа, аристократия творчества. А есть аристократия толстого кошелька, аристократия власти, аристократия криминала и всяческих извращений. Можно было бы сказать, что разница между первыми и вторыми та же, что между пчёлами и жуками-навозниками, копрофагами. Но на самом деле речь не идёт о разнице, а о бездонной пропасти между ними.

 

 

* * *

 

До тех пор, пока, по слову Платона, к власти будут приходить те, кто в неё прямо-таки влюблён, и их не сменят те, кто её презирают и, будучи исполнены благородного духа, преданы истинной философии; пока цари и те, кто имеют на них влияние, не исполнятся мудрости, – до тех пор людям не избавиться от социального зла. И это не утопия, это – логика развития вещей. Иначе говоря, Марк Аврелий не должен быть в одиночестве и являть собой величественное и трагическое зрелище, но таких правителей должно быть множество, тогда только жизнь на Земле станет радостью, а не мучением.

 

 

* * *

 

Решил устроить себе маленькую передышку: читаю дневники Генри Торо, а то так жизнь пройдёт, и не успеешь познакомиться с этим чудом. Батюшки святы! Читая эти строки и видя, какие гиганты духа стояли у истоков нынешней Америки и какой мерзостью всё сегодня кончилось – от одного этого только можно повеситься!

 

 

* * *

 

Реформа в армии: «Сытый солдат – родины щит». Стало быть, голодный солдат – родины меч. И родине всякие солдаты требуются.

 

 

* * *

 

Вглядимся во многострадальную карту Европы и, наконец, поймём, что украинцы и белорусы – это всего лишь русские… что бельгийцы и швейцарцы – французские… баски и каталонцы – испанские… ирландцы и шотландцы – английские… сицилийцы и швейцарцы – итальянские… албанцы и македонцы – греческие… молдаване – румынские… и, наконец, австрийцы и (и всё те же) швейцарцы – немецкие… хохлы. Причём, справедливости ради, отметим, что хохловство басков, ирландцев и шотландцев имеет совершенно иной характер, нежели хохловство прочих, и потому до известной степени извинительно. Это что касается народов. Что касается государств, то хохловские государства – это Андорра, Сан-Марино, Монако, Люксембург и Лихтенштейн. Но самое нелепое государство на карте Европы – Бельгия. Такой страны попросту быть не должно, поскольку бельгийцы – хохлы Голландии и Франции. В этом отношении самым мудрым государством должна была стать сербская Югославия, но вышло, разумеется, не как лучше, а как бывает всегда. Любопытна, конечно, и параллель между двумя государствами, занимающими ничтожную часть двух городов: одно – часть Рима, другое – часть «третьего Рима»; одно – Ватикан, другое – Кремль; одно жалкий остаток Священной Римской империи, другое – ещё более жалкий остаток империи ленинско-сталинского социализма. Одно претендует на духовную власть над значительной частью Европы и мира, другое – над значительной частью Москвы и прилежащих областей, но скоро, видимо, замкнётся в пределах Садового кольца.

 

* * *

 

Власти чувство юмора не свойственно, особенно по отношению к самой себе. Поэтому у всех народов и во все времена власть всегда нелепа, гротескна, глупа и уныла. Такова её природа, и здесь ничего нельзя поделать.

 

 

* * *

 

Глупость или пошлость, сказанная куклой, которая у всех на виду, сулит больший барыш, чем суждения мало кому известного мудреца.

 

* * *

 

Легко быть великим человеком, оставаясь никому неизвестным, но невозможно не быть сволочью, когда о тебе знают все.

* * *

 

Много болтовни о государственном строительстве, о достоинстве гражданина и достойной жизни. Я одно только скажу: государство, которое обращается со своим гражданином, как бандит и вымогатель; государство, которое назначает ему годовой прожиточный минимум в сумме, едва достаточной (если только как-то необыкновенно не извернуться) на то, чтобы не умереть с голоду, такое государство своему гражданину не нужно. Оно заслуживает лишь того, чтобы его утопили в унитазе и ещё долго спускали после него воду.

 

 

* * *

 

Сторонники политической системы, определяющей политическую линию большинством голосов, игнорируют столь очевидную вещь, что среди людей численно преобладают не мудрецы, а глупцы, не герои, а подлецы. В соответствии с этим история такой системы неизбежно является трагедией глупости и трагедией подлости: подлости правящего меньшинства, и глупости позволяющего понукать собой большинства. У первого нет благородства, у второго нет ни благородства, ни мысли. (26.03.2000 г.)

 

 

* * *

 

Увы!

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предуведомление...........................................................................3

 

 

Часть Первая


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.