Структура индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Структура индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел

2019-12-21 3468
Структура индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Сущность и значение индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

Под индивидуальной воспитательной работой в органах внутренних дел (ИВР) следует понимать систему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны начальника органа внутренних дел, руководителей структурных подразделений, сотрудников подразделений по организации работы с личным составом, представителей общественных объединений на конкретную личность (сотрудника).

Система ИВР — это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой, учитывающих личностные особенности каждого конкретного сотрудника, направленных на формирование сотрудника-профессионала и гражданина общества.

Цельюиндивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и развитие у каждого конкретно взятого сотрудника необходимых для службы в органах внутренних дел профессиональных и нравственных качеств.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи [3]:

1) всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

2) обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

3) оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

4) подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

5) оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Одними из важных слагаемых успешности проведения ИВР является знание руководителем (либо иным субъектом воспитательного воздействия) принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике.

Знание этих принципов позволяет воспитателю исходя из конкретных обстоятельств применять различные формы воспитательного воздействия, использовать те или иные методы воспитания, а также прогнозировать результаты педагогических воздействий, и, стало быть, — управлять процессом воспитания. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс представляют целостную систему. К ним относятся:

С — связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;

О — опора на положительное в личности и коллективе;

Ц — целеустремленность воспитания;

В — воспитание в коллективе и через коллектив;

Е — единство воспитания и самовоспитания;

Т — требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;

И — индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

Е — единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания[4].

Поясним, как реализуются эти принципы при проведении ИВД с личным составом ОВД.

ü связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника. Индивидуальная работа с каждым сотрудником должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

ü опора на положительное в личности и коллективе.

ü целеустремленность воспитания. Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа. Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности. Очевидность этого требования не вызывает сомнения. Практика показывает, что якобы «воспитательные воздействия» время от времени по форме и по сути таковыми не являются, так как отсутствует целенаправленное систематическое воздействие. (Не следует забывать, что здесь в качестве предмета выступает человек).

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

ü воспитание в коллективе и через коллектив. Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т. д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается, как на члена коллектива.

ü единство воспитания и самовоспитания. В авторитарных педагогических системах педагог является субъектом воспитания, а воспитанник - его объектом. В традициях гуманистической педагогики в педагогическом процессе функционируют равнозначные субъекты – педагоги и воспитанники. Решая педагогические задачи, воспитатель побуждает воспитанников к какой-либо деятельности, либо предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники стали проявлять необходимую активность, нужно, чтобы это побуждение было ими осознано. В процессе воспитания большое значение имеет внутренняя переработка личностью внешних воздействий. На определенной стадии развития самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. С этого момента человек сам становится воспитателем, занимается самовоспитанием.

ü требовательность к личности и уважение ее личного достоинства.

ü индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании.

При проведении индивидуальной воспитательной работы необходимо учитывать динамику и особенности развития личности каждого сотрудника. С течением времени человек развивается, обогащается жизненным опытом и знаниями, меняется в нравственном и физическом отношениях и т. д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент. Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи особенного внимания заслуживают лица, проходящие стажировку перед их поступлением на службу.

единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Она предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т. д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами которой являются:

1) требования к личности сотрудника органов внутренних дел;

2) глубокое изучение воспитуемого сотрудника как личности;

3) анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям;

4) определение перспектив и составление программы воспитательной работы с данным конкретным сотрудником;

5) выбор и применение оптимальных средств, методов и форм воспитательного воздействия в зависимости от индивидуальных, личностных особенностей человека;

6) консолидация усилий всех категорий воспитателей и служебного коллектива на формирование личности, подключение других институтов воспитательного воздействия;

7) постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

1. Требования к личности сотрудника — это требования системы ОВД; подразделения (службы); должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

2. Изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться воспитателю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

3. Анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям.

4. Определение перспектив и составление программы ИВР с конкретным сотрудником, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

5. Подбор и использование средств, форм  и методов индивидуального воспитательного воздействия предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т. д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (индивидуальная беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств и др.).

В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и помыслов.

6.   Подключение других институтов воспитательного воздействия предусматривает учет всеми категориями воспитателей уровня подготовленности каждого сотрудника и их профессионализма, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании.

К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования;

7.   Контроль индивидуальной воспитательной работы выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (журнал, карточка, дневник), в составлении карт личности с оценкой уровня развития каждого личностного и служебно-профессионального качества.

Современные требования, предъявляемые к оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел позволили сформировать критерии оценки эффективности индивидуальной воспитательной работы.

Главным критерием эффективности являются достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделениях[5].

В определении результативности индивидуальной воспитательной работы целесообразно оценивать также уровень развития личностисотрудника, уровень его адаптации в коллективе и воспитанность [6].

Уровень адаптации в коллективе может быть выражен следующими качествами: знание и исполнение своих должностных обязанностей, степень ответственности сотрудника за их исполнение; уровень профессиональной квалификации, профессионального мастерства; готовность и способность нести службу в условиях изменяющейся обстановки, в экстремальных ситуациях; соблюдение дисциплины и законности; установка на обеспечение личной профессиональной безопасности; верность присяге, служебному долгу; стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту; уровень развития навыков и умений общения с гражданами; готовность и умение противостоять негативному информационно-психологическому воздействию криминальной среды: неподкупность и коррупционная устойчивость, нравственная чистоплотность; сопричастность к жизнедеятельности служебного коллектива; уровень образования; культурно-эстетические интересы; умение поддерживать требуемую физическую форму, отношение к здоровью как важной личной и социальной ценности.

Уровень воспитанности можно оценить традиционными методами

изучения личности сотрудника органов внутренних дел: биографическим методом; методом наблюдения; анализа результатов служебной деятельности; методом поручений; методом обобщенных (независимых) характеристик; методом тестирования.

Индивидуальная воспитательная работа в ОВД должна проводиться в соответствии с определенными требованиями[7]. Рассмотрим основные из них.

1. ИВР должна проводиться дифференцированно и индивидуально по отношению к каждому сотруднику, опираясь на положительные особенности личности сотрудника.

2. ИВР должна проводиться динамично, с учетом изменений свойств личности воспитуемого, происходящих с течением времени.

3. ИВР необходимо проводить целенаправленно, по оказанию помощи и содействию воспитуемым в формировании у них профессиональных знаний. Умений. Навыков, профессионально важных качеств, развития морально-психологической устойчивости к негативным факторам службы.

4. Необходимы комплексность и систематичность. Комплексность предполагает применение различных форм и методов психолого-педагогического воздействия на сотрудника.

5. Реализовать индивидуальную воспитательную работу нужно с учетом рекомендаций специалистов педагогов и психологов.

В соответствии с управленческими функциями руководителя ОВД требования к индивидуальной воспитательной работе должны включать:

ü Объективную оценку подчиненных;

ü Непредвзятое отношений к подчиненному;

ü Уважение к личности и доверие к подчиненным;

ü Заботу о развитии подчиненных;

ü Устойчивую обратную связь;

ü Создание обстановки открытости в общении, здоровой, конструктивной критики.

Таким образом:

· индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел имеет определенную структуру, объединяющую компоненты, связанные как с изучением особенностей личности, так и с организацией последовательного и целенаправленного воспитательного воздействия на нее;

· индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел строится в соответствии с общими педагогическими принципами, отраженными в требованиях к ее проведению.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.