Природа общественного мнения:                                                     — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Природа общественного мнения:                                                    

2019-12-21 449
Природа общественного мнения:                                                     0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ø Общественное мнение всегда отражает коллективную позицию и возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. Оно проявляется сначала в эмоциях и суждениях, а затем в действиях.

Ø Общественное мнение — важнейший механизм социального взаимодействия людей, поскольку функционирование любой социальной группы невозможно без выработки общих представлений и суждений об общих делах, без коллективных оценок событий, без определения путей решения актуальных проблем.

Ø Общественное мнение представляет собой специфическое об­разование духовной жизни общества, и, говоря о нем либо используя его, мы должны помнить, что оно всегда соотносится с группой-носителем, которая и репрезентирует с его помощью свои черты и специфические особенности.

Ø Общественное мнение представляет собой социаль­но-психологический феномен, оно является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им размах и стабильность в течение достаточно длительного времени.

Ø ОМ – это совокупность не всех точек зрения, а только наиболее значимых

Ø ОМ включает не все точки зрения., имеющиеся у индивидов, а лишь связанные с той ситуацией или вопросом, по которым данная совокупность выступает как единая общность (М.Вебер).

Ø Абстрактного внеисторического ОМ не существует. ОМ по конкретному вопросу и в определенной ситуации может коренным образом отличаться от ОМ по другому вопросу.

Ø ОМ должно быть публично выражено. Оно должно быть актуализировано в СМИ, доведено до сведения общества или какой-то общности людей.

Ø ОМ складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Агнозия – «неузнавание» образа. При отсутствии доступа к информации. Синильная агнозия – еще хуже. Функции общественного мнения:

1. Информационная –  общественное мнение есть важнейший поставщик информации о субъективном мире людей, об их действиях, об их оценке каких-либо явлений (важнейшая функция).

2. Регулятивная – общественное сознание регулирует поведение людей в обществе, социальных группах. ОМ вырабатывает или переносит из науки, религии, идеологии и насаждает в обществе определенные нормы, ценности, установки, модели поведения людей.

3. Управленческая – общественное мнение есть источник информации о субъективном мире людей, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений.

4. Экспрессивная (эмоциональная) Один контролируемый оппозиционный канал.

5. Консультативная – общественное мнение участвует в процессе подготовки и принятия решения органами управления, дает советы, консультирует по поводу социальной жизни и развития общества.

6. Директивная – общественное мнение иногда само по себе выносит решение по тем или иным социальным проблемам, имеющим обязательный, ригористичный (франц. rigorisme, от лат. rigor твёрдость, строгость) (бескомпромиссный) характер (выборы, референдумы).

7. Побудительная – общественное мнение  выражается через митинги, забастовки, демонстрации побуждает органы управления к принятию решений. Среднее между консультативной и директивной, но не консультативная, т.к. ОМ не советы дает, а давит, и не директивная – т.к. ОМ не само по себе принимает участие.

В Древней Греции суждения свободных граждан выражались в народных собраниях и голосовании на форуме, в содержании речитативов хора античных трагедий. Аристотель в своей «Политике» признает за общественным мнением право на контролирование дел государства и говорит о том, что необходимо допускать «к участию в совещаниях и обсуждению» народные массы.

Именно во времена классического феодализма появляется сам термин «общественное мнение» — «public opinion». Считается, что впервые он был употреблен английским писателем и государственным деятелем второй половины XII в. Д. Солсбери (1159 год) для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

На закате феодального строя возрождаются и получают даль- нейшее развитие идеи древнегреческих мыслителей, затрагивающие проблему функционирования общественного мнения.

Вплоть до конца XIX в. общественное мнение является полноправным предметом философской дискуссии — именно о его природе, структуре, развитии рассуждают Т. Мор, Т. Кампанелла. К началу XVII в. критика порядков, основанных на частной собственности, идеи социального равенства, участия народа в управлении государством находят выражение в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Большой вклад в разработку представления об общественном мнении сделал Г. В. Ф.Гегель. Он видел во мнениях не только предрассудки и бесконечные заблуждения, но и истину. Он связывал возникновение общественного мнения с демократической возможностью спорить, отстаивать свое мнение.

Г. Тард (1843–1904) «Общественное мнение и толпа» (1901)

Мнение для публики в наше время есть то же, что душа для тела, и изучение одной естественно ведет нас к другому. В слове мнение обыкновенно смешиваются два понятия, которые, правда, спутаны, но которые должен различать тщательный анализ: мнение в собственном смысле слова - совокупность суждений, и общая воля - совокупность желаний. Фактор мнения, наиболее постоянный и наиболее универсальный, этот маленькой невидимый источник мнения, изменчивые струи которого текут во все времена и во всяком месте: - это разговор

Уолтер Липпманн (1889-1974) Эпиграфом к книге «Общественное мнение» Липпман выбрал фрагмент из «Государства» Платона с описанием пещеры узников, которые вынуждены всю жизнь наблюдать только тени мира, но не сам мир: поскольку узники никогда не видели того кто и что отбрасывает тени, они не в состоянии и заподозрить существование чего-то более реального, чем тени. Познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды. Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман, который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное Мнение». Социальный стереотипсхематизированный, стандартизиро­ванный образ или представление о соц. объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Стереотип можно разделить на две составляющие – автостереотип и гетеростереотип. Автостереотип – это система стереотипов группы относительно самой себя. Гетеростереотип – система представлений этой же группы о других группах.

Немецкий профессор Элизабет Ноэль-Нойман (1916-2010) (Общественное мнение. Открытие спирали молчания) предложила свою модель формирования общественного мнения, получившую название «спирали молчания». Социологические опросы показывают, что группы, чье мнение совпадает с большинством, более склонны разговаривать в общественных местах, отстаивать свою точку зрения. Э. Ноэль-Нойман сформулировала роль средств массовой коммуникации, которые могут предоставлять или нет слово для защиты своих позиций: <Человек, не находя для описания своей позиции каких-то общепринятых формулировок, замыкается в молчании, остается <немым>. Тем самым средства массовой коммуникации могут закреплять по своему разумению сложившиеся в обществе социальные предпочтения.

Российская теория ОМ: (В.М. Хвостов, А.К. Уледов, Б. Грушин).

Интерес к проблеме общественного мнения в России наблюдается уже давно, особенно интенсивно в 20-е г;. Правда, о ней писали в то время преимущественно журналисты и писатели. С середины 50-х гг. в связи с либерализацией общественной жизни и с возрождением социологии как прикладной отрасли знания ею стали заниматься социологи и философы.

Грушин Борис Андреевич (1929-2007) (Мнение о мире и мир мнений, 1967; Массовое сознание 1987).: определяет общественное сознание как совокупность идей, теорий, взглядов, отражающий реальный жизненный процесс, структура которого очень сложна; в форму общественного сознания входят: политические идеи, правосознание, мораль, религия, наука, искусство, философия. Он говорит о том, что ОМ невозможно отождествлять ни с одной из названных форм, - ведь ОМ высказывает свое суждение по всем этим формам абсолютно индивидуально. ОМ имеет место лишь в обществе, в котором граждане могут свободно обсуждать социальные проблемы.

Уледов Александр Константинович (1920-1999)(«Общественное мнение советского общества») и Грушин Борис Андреевич? Первый отстаивал так называемую монистическую концепцию общественного мнения, которое отличается, на взгляд Уледова, – и в этом его суть – внутренним единством. Отсюда и название – монистическая концепция, то есть внутренне единое образование. Если бы не было этого единого образования, если бы общественное мнение не выступало мнением большинства, оно не имело бы того морально-политического авторитета, не давило на всех нас, в том числе и на государственных и общественно-политических деятелей.

Грушин придерживался диаметрально противоположной точки зрения на природу общественного мнения и пытался доказать, что это – плюралистическое образование, и иным оно быть не может: суть его заключена не в одной, пусть доминирующей точке зрения, а в совокупности позиций различных социальных групп.

 

48. Этнос и этнические процессы. Различие в понятиях «этнос», «народ», «нация».

 

На русском языке в научный оборот термин «этнос» ввел Сергей Михайлович Широкогоров (1887--1939) -- великий русский этнолог, основатель русской этнологии, повлиявший на русского историка, этнолога и евразийца Льва Николаевича Гумилева (1912--1992). Вот как С.М. Широкогоров определяет этнос:

«Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией, отличаемых от обычаев других групп».

Второе определение этноса, или этничности, дал Макс Вебер (1864--1920), классик социологии. Он утверждал, что э тничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение. Мы видим здесь определение, аналогичное дефиниции Широкогорова, за исключением тематики языка. Характерно, что у Вебера, как и у Широкогорова, этнос определяется не просто общим происхождением, но верой в общее происхождение. Этнос есть концепт и волевое решение человеческого духа, а не биологическая предопределенность. Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л.Н. Гумилева, который считал этнос природным, биологическим феноменом. Источником развития, по Л.Н. Гумилеву, является пассионарный толчок. По существу, ученый продолжил развитие идей, сформулированных в начале XX в. С.М. Широкогоровым, хотя культуру, создаваемую этносом, он понимал как социальное явление.

Ярче всего такая этническая идентификация проявляется у некоторых архаических племен с очень специфической системой представления о личном начале. Эту тему подробно исследовал голландский этнолог и социолог Морис Леенгардт (1878--1954) в ставшей знаменитой книге, посвященной явлению «До Камо». М. Леенгардт изучал меланезийский этнос канак в Новой Каледонии и обнаружил, что в среде канаков вообще отсутствовал термин для обозначения индивидуального «я». Меланезийцы произносят «Do Kamo», что означает «живое существо», «то, что живет». «Do Kamo» – это и человек, и группа людей, и клан, и фетиш-змея на головном уборе вождя, к которому жена вождя обращается также «Do Kamo». Этносоциология выделяет как койнему именно этнос, так как не существует самостоятельных обществ, которые имели бы масштаб меньший, нежели этнос.

В этносоциологии концепт «народ» существенно отличается от концепта «этнос». Народ представляет собой социальную организацию общества, качественно более сложную, чем этнос. Мы используем греческое слово «лаос», так как оно более всего подходит по смыслу для описания народа как этносоциологической категории. В понятии «laoς» греки закладывали представление о группе людей, объединенных либо общим участием в военном походе, либо просто организованных ради какой-то цели или движущихся куда-то. Этнос статичен. Лаос подвижен. Лаос представляет собой более искусственную, целенаправленную и организованную общность, нежели этнос. Лаос может быть уподоблен ополчению, то есть группе людей, мобилизованной для достижения какой-то исторической и чаще всего военной цели. В народе целостность этноса нарушается. Структура общества качественно, на порядок, усложняется. Возникают социальная стратификация и выделение четких социальных групп. В народе уже есть классы и дифференцированные профессиональные и иные социальные градации. Начинается процесс разделения труда. Народ есть этнос, вступивший в историю. Вместо вечного возвращения, постоянного цикла, поддерживаемого мифом, возникают иные формы темпоральности. Самым ярким выражением этого является линейное время. В народе начинается выделение различных социальных страт, которые обособляются друг от друга.

Если для этноса характерны сказки и мифы, то для народа — эпос. Ужесточается разделение между полами, чаще всего в форме патриархата, который становится нормативом. В образовании народа всегда с необходимостью участвуют несколько этносов – два или более. Народ, «лаос», есть первая производная этноса.

Народ как первая производная этноса создает государство и/или религию и/или цивилизацию. В том случае, если народ создает государство, мы имеем дело с особым типом общества, в котором четко прослеживаются политические структуры, институты, формы и уложения. Это свойство всех государств. Определенный тип государств, а именно, европейские государства Нового времени, создает исторически особую модель политического устройства, основанную на началах и принципах, качественно отличающихся от остальных государств. Этот радикально новый тип государств и обществ, им соответствующих, принято называть «национальными государствами» или «Государствами-Нациями». Общество, выступающее как содержание «национального государства», и есть нация.

Нация – понятие строго политическое, неразрывно связанное с государством, причем с конкретным государством – современным европейским буржуазным государством Нового времени. В этносоциологии «нация» является одним из основополагающих концептов. Она трактуется как вторая производная от этноса. Нация есть общество качественно еще более сложное и дифференцированное, нежели народ. Если в народе существовали две модели идентичности – этническая (количественно преобладающая, массовая) и индивидуальная (минимальная, элитарная), то в нации нормативом становится только одна – индивидуальная идентичность, которая распространяется на всех членов нации. В народе индивидуумами были «герои», аристократия. В нации индивидуумами являются «торговцы», то есть третье сословие, а нормативно вообще все. Индивидуальная идентификация лежит в основе нации и выражается в конкретном правовом признаке – гражданстве. Элементом нации является гражданин данного государства. Эта форма идентичности является правовой, политической, строго фиксированной.

В нации доминирует городское (политизированное) население, которому точнее всего соответствует греческий термин «δεμος» («демос»). «Демос» в отличие от этноса и «лаоса» в греческой истории означал именно «население», жителей «городских концов» без ясной этнической или сословной идентичности.

Этнические процессы:

1. Этностатика рассматривает этнос как социологическую парадигму, неизменную в своих основных параметрах и постоянную. Этностатика описывает этнос в его неизменной синхронической форме. Объектом этностатики являются базовые и неизменные структуры этноса или обобщенно взятая этноструктура. Вильгельм Мюльман ввел для описания этого пространства специальный термин - «этноцентрум».. Этноцентрум – это осознание этносом самого себя в рамках пространства, где этот этнос обитает. Этноцентрум, по Мюльману, это та точка, с позиции которой этнос осмысляет себя в пространстве. К примеру, у евреев – это Израиль. Шаман стоит в центре этноса и является его главной «маской», «маской масок».

2. Этнодинамика это колебания и силовые процессы, протекающие в этносе, но остающиеся в границах его устойчивого и неизменного структурного постоянства. Этнодинамика развертывается только в пределах этностатики, то есть этноса как «идеального» типа, и не приводит к его качественным изменениям. Этнодинамические процессы носят реактивный характер (чаще всего являются ответами на вызовы, а не самими вызовами) и являются флуктуациями, то есть колебаниями вокруг строго заданной точки или оси. Главную роль в этнодинамике играет шаман. Шаман в первую очередь ответственен за то, чтобы в этносе не произошло «социальных изменений», чтобы «новое» было исключено заведомо. Таким образом, его основная функция состоит в реализации динамического консерватизма. Это ярче всего проявляется в шаманской инициации. Психическая работа этноса может быть сведена к общему виду – к процессу этносоциализации. В этом проявляется сущность этнодинамики. Чтобы быть, этнос должен стать. Поэтому этнос находится в постоянном становлении самим собой, в постоянном стремлении к своей собственной самотождественности и неизменности. На это и направлена этносоциализация, она непрерывно подтверждает идентичность этноса, его тождество самому себе.

3. Область этнокинетики описывает первый фазовый переход от простого этнического общества к обществу постэтническому, к первой производной от этноса, которой является народ (лаос). Смысл этнокинетики удобно рассмотреть на основании фигуры «другого». В этностатике, в нормативной структуре этноцентрума «другого» нет вообще -- ни снаружи этноцентрума, ни внутри его. То, что этносоциология понимает под «этносом», Гумилев называет гомеостазом, то есть сбалансированным и неизменным существованием этноса в гармонии с окружающей средой при отсутствии каких бы то ни было социальных изменений. Гомеостаз – это этностатика и этнодинамика. А вот этнокинетика относится к фазе, которую Гумилев называет началом «этногенеза» или «пассионарным толчком». Война как таковая начинается только в этнокинетике. Эта страшная для этноса возможность визуализируется в «другом». Так рождается модель «они-группа», радикально противопоставленная «мы-группе».

 

49. Молодёжь как специфическая социальная группа в современной России. Молодёжные субкультуры.

 

Молодёжьсоциально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и подвижны, как правило, к молодёжи причисляют людей в возрасте 14—30 лет.

Молодёжь является реальной группой, основанной на возрастном признаке, которая ощущает свою групповую принадлежность и солидарность, а также имеет схожие стереоти­пы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В целом же российская социология молодежи прошла сложный путь от упрощенного представления о молодежи как объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов до постепенного утверждения концепции молодости как особой фазы жизненного цикла с собственными интересами и собственным (хотя и незавершенным) социальным статусом.

       Проблемы занятости молодежи и безработицы, молодежных рынков труда (в основном вторичный рынок труда, т.е. временное трудоустройство молодых, не обладающих достаточной квалификацией) успешно исследуются в Центре изучения проблем занятости Института социологии РАН (руководитель Л.Коклягина). Новые формы потребительского поведения молодежи — сфера интересов В.Магуна, проблематика бездомных — В.Журавлева. Проблемы материального благосостояния и социальной защиты молодежи находят отражение в ряде публикаций. В.Н.Шубкин в Институте социологии РАН продолжает свой проект, сфокусированный на изучении социально-дифференцирующих функций среднего и высшего образования.

Экономическое положение молодежи в условиях реформ исследуется Центром исследований молодежи в Институте социально-политических исследований РАН (руководитель В.И.Чупров). Уже в течение ряда лет под руководством В.Т.Лисовского осуществляется комплексная научная программа «Молодежь России», направленная на выработку социальной политики в отношении молодежи. В осуществлении этой программы принимают участие исследователи из разных регионов страны

Субкультурасистема ценностей, установок мо­делей поведения, жизненного стиля какой - либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное об­разование в рамках доминирующей культуры.

М олодежная субкультура формируется в условиях городской средысовременного общества. Молодежная субкультура во многихстранах демонстрирует общие свойства: достаточно четко выделеныее границы, отъединенность от жизни старших поколений,уход ее носителей в сферу общения и самообразования,досуга и развлечений. Молодежная субкультура складывается изпредставлений современно мыслящих юношей и девушек, ихжизненных целей, жаргона, манер поведения, занятий в свободноевремя. Для молодежной аудитории целенаправленно создаетсяопределенный объем массового искусства — преждевсего музыка, вокальное исполнительское искусство, кинофильмы,литература, модная одежда, компьютерные игры.

 

Луков В.А. Молодёжные субкультуры в России

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль:

1. социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения.

2. особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.

3. аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи — в стране Чернобыля — не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе. Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского «Гринписа», например, в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди.

Хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное образование. Первоначально оно рассматривалось как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян. Часто молодежные хип-хоп коллективы приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями (в частности, Российский союз молодежи разработал программу «Хип-хоп старт»).

 

50. Понятие социальной коммуникации. Классификация видов и форм коммуникации.

 

       Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).

Социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе.

В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор;

2) что? (передается) — сообщение;

3) как? (осуществляется передача) — канал;

4) кому? (направлено сообщение) — аудитория;

5) с каким эффектом? — эффективность.

Базовые функции коммуникации в обществе:

· функция связи;

· функция взаимодействия;

· функция воздействия.

Основные подходы к определению коммуникации:

1. трансмиссионный (передача информации);

2. интерпретационный (интерпретация, содержание);

3. интеракционный (в фокусе – взаимодействие).

Виды коммуникации:

- По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц

1. внутриличностная

2. межличностная

3. групповая

4. массовая

Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.

Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука (дополнительный канал - взгляд, жест, мимика). Обратной связью является ответ каждого участника. Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. В межличностных коммуникациях как отправителем, так и получателем выступают отдельные индивиды. Для такой коммуникации характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двухстороннее сообщение.

Характеристики групповой коммуникации:

· взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения необязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными ивраждебными: как пауки в банке);

· общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке);

· выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей

· распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент, волк – заяц);

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, дух ценностей, моральных и правовых норм) с помощью технических средств (прессы, радио, тв) на численно большие рассредоточенные аудитории.

Цель массовой коммуникации - воздействие на оценки, мнение и поведение людей.

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.

Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации - нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи - устной и письменной, диалогической и монологической. Вербальная природа языковой системы обусловлена длительным процессом становления человеческой речи. Поэтому вербальный канал, подобно невербальному каналу, правомерно считать естественным. Язык - система вербальных знаков, служащих для общения, обозначения явлений и получения знания; единств универсальное ср-во коммуникации.

Системы отражения (восприятия):

· Оптическая = проксемика + антропоморфемика + внешняя атрибутика + кинесика +

· Тактильная = Рукопожатие + Прикосновение + Поцелуй

· Акустическая = просодика + эстралингвистика

· Ольфакторная (запах)

Оптическая система:

o Проксемика. Означает "приближение", то, что связано с дистанцией и ориентацией.

o антропоморфемика - внешность

o внешняя атрибутика - все атрибуты, которыми окружает себя человек, строя определенный статус: одежда, цвет, прическа, аксессуары, интерьер и экстерьер

o кинесика: Поза Жест, мимика, походка


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.