Эмоциональное состояние ребенка в семье и в детском саду — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмоциональное состояние ребенка в семье и в детском саду

2019-12-21 418
Эмоциональное состояние ребенка в семье и в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Источник: Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004, с.48

1.С кем ты живешь?________________________________________________________________________

2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше тебя? Есть ли у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?___________________________________________________________________________________

3.Какие игрушки есть у тебя дома? Назови любимую.___________________________________________

4. С кем ты больше любишь играть дома? В какие игры вы играете?_______________________________

_________________________________________________________________________________________

5. Чем ты любишь заниматься дома?__________________________________________________________

6. Кто тебе чаще покупает книги, игрушки, подарки?____________________________________________ 

7. Как ты себя ведешь дома —- хорошо или плохо? Когда Ты плохо себя ведешь то, что ты делаешь?

_________________________________________________________________________________________

8. Что тебе не разрешают дома делать взрослые? Если ты плохо себя ведешь, что скажет папа, мама, бабушка, дедушка? За что и как они тебя наказывают?___________________________________________

_________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

10. Кому ты пожалуешься, если тебя обидят?___________________________________________________

11. Кому расскажешь о своих делах в детском саду?_____________________________________________

12,. Кто в твоей семье самый веселый? Кто в твоей семье самый грустный? ________________________

13. Какое настроение у тебя чаще всего бывает дома?___________________________________________

14. Есть ли у тебя друзья во дворе? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?________________________

_________________________________________________________________________________________

15. Тебе нравится ходить в детский сад?_______________________________________________________

16. Что тебе нравится в детском саду?_________________________________________________________

17. Что не нравится в детском саду?__________________________________________________________     

18. Если бы ты был волшебником, чтобы ты хотел сделать или изменить в детском саду/дома?________

_________________________________________________________________________________________

19. Где ты чаще хотел быть: дома или в детском саду? Почему?___________________________________

_________________________________________________________________________________________

20.Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?________________________________________________

21. Что ты обычно делаешь в детском саду?____________________________________________________

 

23. Назови своих лучших друзей из группы детского сада.________________________________________ 

24. Кто из твоих друзей самый веселый, добрый?_______________________________________________

25. С кем ты чаще играешь?_________________________________________________________________

26. С кем тебе больше всего не хочется дружить? Почему?_______________________________________

 

Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”

 

Источник: С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учеб.-методич.пособие. СПб.: Речь, 2007.

 

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

 

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься...".

 

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

 

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

 

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

 

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

 

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

страх смерти (своей);

боязнь животных;

страхи сказочных персонажей;

страх темноты и кошмарных снов;

социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Приложение 2

Список литературы

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
  2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.
  3. Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. Игры для детей от трех до семи лет. – СПБ.: Речь, 2008.

4. Р.М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: «Сфера», 2008.

5. М.С. Кутовая. Сказки от слез. Бережем нервы родителей. СПб.: Речь, 2007.

6. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006.

7. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.- 2-е изд.- М.: Генезис, 2007.

  1. Е.Е. Алексеева. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2 изд-е. – СПб.: Речь, 2008.

10. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ/ Под ред. Н.А. Сакович.- СПБ.: Речь, 2006.

11. Крюкова С.В.Здравствуй, я сам! Тренинговая программа с детьми 3-6 лет.- М.: Генезис, 2007.

12. Малахова А.Н. «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

13. Е.А. Алябьева. Занятия по психогимнастики с дошкольниками. Методическое пособие. Издание 2-е перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2010.

15. Т.Л.Шишова. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно. – СПБ.:Речь, 2007.

  1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева. Нам не страшен серый волк…Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. СПБ.: Речь, М.: Сфера, 2008.

17. Е.В.Куличковская, О.В. Степанова. Как преодолеть свой страх. Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.- СПБ.: Речь, 2008.

18. Т.Л.Шишова. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. СПб.: Речь, 2007.

19. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий.- М.: Книголюб, 2005.

20. Л.Д. Постоева, Г.А. Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет.- М.: Книголюб, 2006.

21. Ю.В. Царева. Коррекция поведенческих нарушений. Сборник упражнений и игр.- М.: Книголюб, 2008.

22. Л.А. Дубина Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник упражнений и игр.- М.: Книголюб, 2006.

23. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008..

24. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьячук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч.ре.проф. Л.М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2005.

25. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.