Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

2019-12-21 241
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источник: С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учеб.-методич.пособие. СПб.: Речь, 2007.

 

Данная методика ставит перед собой задачу исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

 

РИСУНОК СЕМЬИ

 

Источники: Аксакова Т. А Изучение психики ребенка в процесс изобразительной деятельности. — Методическое пособие. — Чебокcары, 1996.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психоло­гической диагностике. — М., 1992 — 256 с.

Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие лично­сти. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.

Тип методики: психодиагностическая, проективная.

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемей­ных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упо­минаются работы А. И. Захарова, С. Кауфмана, Н. Кормана, В. Хьюлса и др.

Цель: применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком от­ношений в семье. Тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, кото­рые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в ней.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать слова­ми, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта иссле­дователя с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации и обследовании.

Особенно продуктивно применение методики в старшем дошколь­ном возрасте.

Материал для работы: лист белой бумаги 15 х 20 см или 21 х 29 см, ручка, карандаш, ластик.

Процедура опроса. Проводится психологическая разминка, цель которой — добиться спонтанности (раскованности) обследуемого. Для детей лучше проводить процедуру опроса в виде игры. При индивиду­альном обследовании время выполнения задания обычно длится око­ло 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничива­ется в пределах 15—30 минут.

После разминки проговаривается инструкция.

Инструкция 1: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь повторить инструкцию.

Применение теста допускает использование дополнительных зада­ний, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все обычно заняты своим делом».

Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представля­ешь».

Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего об­раза, символа, который выражает особенности вашей семьи».

Инструкция 6: «Нарисуй свою семью в виде каких-то животных».

Подготовка исследования.      

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист белой бу­маги 21 х 29 см, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Проведение исследования.

Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы поел рисования.

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью» При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь еще раз no-j вторить инструкцию. Для выполнения задания обычно дается около 3 минут.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказы­вания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать пос­ледовательность рисования. Кроме этого следует отмечать в прото­коле:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 сек.;

в) стирание деталей;

г) эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка;

д) спонтанные комментарии обследуемого
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа

по следующей схеме:

Скажи, кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают?

Кто это придумал?

Весело им или скучно? Почему?

Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса призваны вызвать ребенка на открытое об­суждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

Обработка данных: анализ основывается на системе интерпрета­ции, разработанной Р. Бенсом, С. Кауфманом (1972 г.) и П. Хоментаус-касом (1983 г.).

В системе количественной оценки «Рисунок семьи» учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными осо­бенностями рисунка считается качество линий рисующего: положение

объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных час­тей; затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются изобража­емая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации «Рисунок семьи» основное внимание обращает­ся на следующие аспекты:

Анализ структуры семьи (сравнение состава реальной и нарисо­ванной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисун­ке); особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочув­ствие обследуемого в семье по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости лис­та, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмо­ции и т. д.).

Анализ особенности рисунка отдельных членов семьи (разли­чие стиля рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи).

Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, пос­ледовательность рисования членов семьи, последовательность рисова­ния деталей; стирание; возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; спонтанные комментарии и паузы, эмоциональная реакция во время рисования).

Степень развития изобразительности, на которой находит­ся обследуемый. Примитивность изображения или четкость и вырази­тельность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность.

Интерпретация теста

Признаки оценивания рисунка

 

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка (его площадь)

 

2

Количество членов семьи

 

3

Соответствующие размеры изображений членов семьи:

 

 

•  мать

 

 

• отец

 

 

• сестра

 

• брат

 

 

• дедушка

 

 

• бабушка

 

 
4 Расстояние между членами семьи

 

 
  Наличие каких-либо предметов между ними

 

 
5 Наличие животных

 

 
  Вид изображения:

 

 

Схематическое

 

 

Реалистическое

 

 

Эстетическое

 

 

В интерьере

 

 

На фоне пейзажа

 

 

Другое

 

 

Метафорическое

 

 

В движении, действии

 

 
7 Степень проявления положительных эмоций

 

 
  (в баллах 1,2,3)

 

 
  Степень проявления негативных эмоций

 

 
  (в баллах 1,2,3)

 

 
  Степень аккуратности исполнения (1,2,3)

 

 
         

 

 

Интерпретация результатов

Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рису­ет тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Иног­да дети рисуют людей, которые не входят реально в состав се­мьи. В случае, когда ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле, — это указывает на функци­онирование определенных защитных механизмов: чем больше не­совпадений, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаи­моотношения. Так, например, важным показателем психологичес­кой близости является расстояние между отдельными членами се­мьи (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотичны на плоскости листа, далеко стоят друг от друга и т. д.).

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет нескольких членов семьи. Это может го­ворить о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают Их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве не­полноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках пре­обладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это отражает эмоциональную озабоченность по поводу своей семейной ситуа­ции, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь силь­ной эмоциональной значимостью.

Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего ри­сует, разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто ис­пользует штриховку в изображении этого члена семьи. В анало­гичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Сти­рание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену се­мьи, так и позитивными. Оценивающее, решающее значение име­ет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовы­вание не привели к заметно лучшей графической презентации — можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому чело­веку.

Важное диагностическое значение имеет неадекватная величи­на фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, ко­торое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

Часто в рисунке, особенно детей младшего возраста, можно на­блюдать несколько стилей рисования. Так, например, одним сти­лем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ре­бенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифици­руется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

8. В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь. Особое внимание следует удели спонтанным высказываниям ребенка, которые очень часто проясняют смысл рисуемого. Появление комментариев выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка.

 

Тест «Лесенка»

Источник:  Павлова Н.А., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.- М.: Генезис, 2009.

Назначение: (исследование самооценки)

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоя­щий из семи ступенек. На рисунке нужно расположите фи­гурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фи­гурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисован­ной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают вни­мание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Счи­тается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые - родители, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.