Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-12-21 | 241 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Источник: С.В.Велиева. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учеб.-методич.пособие. СПб.: Речь, 2007.
Данная методика ставит перед собой задачу исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
|
Инструкция.
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
|
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
РИСУНОК СЕМЬИ
Источники: Аксакова Т. А Изучение психики ребенка в процесс изобразительной деятельности. — Методическое пособие. — Чебокcары, 1996.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995.
Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992 — 256 с.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1998.
Тип методики: психодиагностическая, проективная.
Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминаются работы А. И. Захарова, С. Кауфмана, Н. Кормана, В. Хьюлса и др.
Цель: применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. Тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в ней.
|
В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта исследователя с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации и обследовании.
Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном возрасте.
Материал для работы: лист белой бумаги 15 х 20 см или 21 х 29 см, ручка, карандаш, ластик.
Процедура опроса. Проводится психологическая разминка, цель которой — добиться спонтанности (раскованности) обследуемого. Для детей лучше проводить процедуру опроса в виде игры. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивается в пределах 15—30 минут.
После разминки проговаривается инструкция.
Инструкция 1: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь повторить инструкцию.
Применение теста допускает использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:
Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все обычно заняты своим делом».
Инструкция 3: «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
Инструкция 4: «Нарисуй свою семью, где каждый член изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».
Инструкция 5: «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».
Инструкция 6: «Нарисуй свою семью в виде каких-то животных».
Подготовка исследования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист белой бумаги 21 х 29 см, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Проведение исследования.
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы поел рисования.
Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью» При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь еще раз no-j вторить инструкцию. Для выполнения задания обычно дается около 3 минут.
|
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. Кроме этого следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек.;
в) стирание деталей;
г) эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка;
д) спонтанные комментарии обследуемого
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа
по следующей схеме:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают?
Кто это придумал?
Весело им или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса призваны вызвать ребенка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.
Обработка данных: анализ основывается на системе интерпретации, разработанной Р. Бенсом, С. Кауфманом (1972 г.) и П. Хоментаус-касом (1983 г.).
В системе количественной оценки «Рисунок семьи» учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего: положение
объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей; затушевывание отдельных частей рисунка.
Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации «Рисунок семьи» основное внимание обращается на следующие аспекты:
Анализ структуры семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке); особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие обследуемого в семье по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).
Анализ особенности рисунка отдельных членов семьи (различие стиля рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи).
Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, последовательность рисования членов семьи, последовательность рисования деталей; стирание; возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам; спонтанные комментарии и паузы, эмоциональная реакция во время рисования).
|
Степень развития изобразительности, на которой находится обследуемый. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность.
Интерпретация теста
Признаки оценивания рисунка
№ | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков | ||
1 | Общий размер рисунка (его площадь) |
| ||
2 | Количество членов семьи |
| ||
3 | Соответствующие размеры изображений членов семьи: |
| ||
• мать |
| |||
• отец |
| |||
• сестра |
| |||
• брат |
| |||
• дедушка |
| |||
• бабушка |
| |||
4 | Расстояние между членами семьи |
| ||
Наличие каких-либо предметов между ними |
| |||
5 | Наличие животных |
| ||
Вид изображения: |
| |||
Схематическое |
| |||
Реалистическое |
| |||
Эстетическое |
| |||
В интерьере |
| |||
На фоне пейзажа |
| |||
Другое |
| |||
Метафорическое |
| |||
В движении, действии |
| |||
7 | Степень проявления положительных эмоций |
| ||
(в баллах 1,2,3) |
| |||
Степень проявления негативных эмоций |
| |||
(в баллах 1,2,3) |
| |||
Степень аккуратности исполнения (1,2,3) |
| |||
Интерпретация результатов
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. В случае, когда ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле, — это указывает на функционирование определенных защитных механизмов: чем больше несовпадений, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией.
Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотичны на плоскости листа, далеко стоят друг от друга и т. д.).
Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет нескольких членов семьи. Это может говорить о наличии внутренних группировок в семье.
Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают Их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это отражает эмоциональную озабоченность по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует, разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении этого члена семьи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и позитивными. Оценивающее, решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации — можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.
Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.
Часто в рисунке, особенно детей младшего возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, например, одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.
8. В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь. Особое внимание следует удели спонтанным высказываниям ребенка, которые очень часто проясняют смысл рисуемого. Появление комментариев выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка.
Тест «Лесенка»
Источник: Павлова Н.А., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.- М.: Генезис, 2009.
Назначение: (исследование самооценки)
Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположите фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.
Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.
А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые - родители, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!