Кто в каком домике будет жить? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кто в каком домике будет жить?

2019-12-21 184
Кто в каком домике будет жить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитатель на доске (на песке, на земле, на большом листе бумаги) чертит квадраты следующим образом:

Сообщает, что каждый квадратик обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратах будут жить насекомые: в первом домике те, названия которых имеют только одну часть. Во втором лишь те, в названиях которых есть две части, а в третьем - насекомые с названием из трех частей. Все дети разделяются на две подгруппы, а воспитатель и двое ребят - жюри, ведущее подсчет очков. Выигрывают те, кто назвал большее количество насекомых и не допустил ошибок.

Примечание: аналогично проводятся игровые упражнения с расселением в домики птиц, животных, рыб, растений.

По ходу игры полезно задавать вопросы, которые заставляют детей размышлять над словом и его строением, на пример "Почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица?" или "Почему разные насекомые, названные разными словами: муравей, мотылек, комарик, расселяются в один и тот же домик - третий?"

Кто это?

Наглядный материал. Картинка или игрушка-кот.

Воспитатель показывает картинку (игрушку) и просит обозначить ее словом, состоящим из двух частей. ("Кошка, котик, киска, киса, котя".) Ответы детей анализируются, отмечается, действительно ли в называемых словах две части, какие именно, какая часть за какой следует в слове. (Дети разделены на две подгруппы, за каждый правильный ответ они получают очко.)

"А можно ли изменить слово, чтобы про то же сказать словом из трех частей? ("Котенок, кошечка, кисонька, кисочка, кисуля, Котофей, мурлыка".) А какие клички, coстоящие из двух частей, подойдут коту? ("Рыжик, Пушок, Васька, Мурзик".) Из трех частей? ("Царапка, Усатик, Рыжуля".) А из одной части? ("Таф, Мур, Барс".)"

В конце игры называются победители - команда, набравшая большее количество очков. Воспитатель и дети еще рая перечисляют все названные слова.

Что вокруг нас?

На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть: шар, куб, мяч, мак...; две части: забор, кусты, цветы, песок, трава...; три части: качели, веранда, береза, рябина...

За каждый ответ ребенок получает полоску бумаги, по их количеству определяется победитель.

Измерим удава

Наглядный материал: сюжетная картинка; слоговые линейки: индивидуальные для детей, демонстрационные - для воспитателя.

Педагог: "Расскажу вам, дети, сказку. Однажды друзья Слон, Жираф, Мартышка и Черепаха - пришли в гости к Удаву.

- Заходите, пожалуйста. - услышали они приветливый голос Удава, но за длинным телом головы его не увидели.

- Давайте шагать вдоль его тела, доберемся до головы и будем беседовать. - решили друзья.

- Шагайте от хвоста. - советует хозяин. - только каждый пусть столько шагов сделает, сколько частей слышится в его названии. Интересно, кто ближе всех подойдет к моим глазам и ушам?

Первым зашагал слон и огорчился: только один шаг и успел шагнуть. Почему, дети, догадались?.. Затем отправился Жираф. Сколько шагов он сделал?.. Пришла очередь Мартышки. Как много шагов удалось ей сделать?.. Вдруг Слон сказал:

- Друзья, разрешите мне слово слон изменить на более длинное, чтобы оказаться рядом с Мартышкой.

- Пожалуйста. - ответили все.

Слон радостно приблизился к обезьянке. Кто знает, каким словом он заменил слово слон?..

Наконец, не спеша поползла черепаха и оказалась дальше всех. Догадались почему?.. Но хотя и далеко уползла черепаха, а до головы добраться тоже не смогла.

Пригорюнились все. А Удав свернул свое длинное тело кольцом, голова его оказалась рядом с друзьями: "А вот и я!"

Все были рады встрече".

В конце упражнения педагог с помощью слоговой линейки проверяет ответы детей.

Кто летит в самолете?

Задания детям

Окошко "КОТ": 1. Кто выглядывает из окошка? Скажите про него словом из двух частей. ("Котя, Коток".) Есть такая потешка: Котя, котенька, коток, Котя - серенький лобок. Назовите из нее слова про кота из двух частей. А теперь из трех частей. 2. Как сказать про нашего пассажира словом из трех частей? ("Котофей, кисуля".) Нарисуйте столько квадратов, сколько частей в слове кисуля. Покажите, в каком квадрате поместилась часть ки, в каком су и ля. 3. Какие клички подойдут коту-путешественнику, если в них две части? А если три части? Кто придумает кличку из одной части?

Окошко "ЛИСА": 1. Какое новое слово можно образовать от слова лиса? ("Лисица, лисы, лисий, лисенок, лисята, лисятки, лисоньки".) Какие новые слова можно образовать от слов хитрая, зверь? 2. Весело выглядывает наша путешественница-лиса из окошка самолета. Наша лиса - веселая. Какие слова еще можно вспомнить о веселой лисе? ("Радостная, довольная".) А если б эта лиса была невеселой, то какие слова вы вспомнили бы? ("Печальная, грустная, нерадостная".) 3. Вспомните, какими словами называют этого хитрого осторожного зверя в русских сказках. Назовите их. ("Лисичка-сестричка, кума Патрикеевна, плутовка".) Из сказанных слов отберите только те, в названиях которых слышится звук у. А теперь звук п, звук и. 4. Составьте загадку про лису, чтобы в словах встречался звук р. Чья загадка интереснее? Почему? 5. Скажите словом из двух частей, кто это? ("Кума, лиса, лиска".) А из трех частей? 6. Вспомните сразу два слова: одно слово должно иметь две части, а второе - три части. ("Кума-хищница, лиса-плутовка".) 7. Назовите лисьи лакомства. Вначале те, что в названиях имеют две части. А теперь - три. В слове курица где ударение, а в слове петух?

Догадайтесь сами

Воспитатель сообщает детям, что Петрушка прислал письмо с новым заданием: "Сочините, ребята, маленькую сказочку про меня. Но слова в этой сказке должны быть только из двух и трех частей, например, как эти мои слова: "Веселый Петрушка любит сказки. Вашу сказку пришлите скорей". Дети определяют слоговой состав последних двух фраз и приступают к выполнению задания. Коллективно составляется сказка и отсылается Петрушке. Сказка может быть, примерно такой: "Утром Петрушка пошел гулять. Встретил ежика. Пошли вместе. Навстречу волчище идет, зубами щелкает. Страшно стало Петрушке. Выгнул спину ежик, выставил иголки. Серый убежал. "Спасибо, дружок", - сказал Петрушка".

Начало и конец слова

Цель данных игр - показать, детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют один за другим, что в слове есть начало и конец; учить их самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

Конец слова за тобой

Наглядный материал. Бумажная полоска размером 50X5 см, указка.

- Посмотрите на эту бумажную полоску. В ней как будто спрятаны слова, - говорит воспитатель, - слова разные, но начало у них у всех одинаковое - часть са-. (Воспитатель ведет указкой по полоске слева направо, затем возвращается к началу полоски, показывая, что здесь находится начало слова.) Какие же это слова? Поищем их. "Са...", - начинает слово педагог.

- Салазки, - предлагает кто-то из детей.

Воспитатель передает этому ребенку указку, просит его повторить свое слово и одновременно показать на полоске, как оно будет звучать. Дети называют еще сани, салака, саночки, сапожок, сало, сачок, Саша и др.

- Вот, оказывается, сколько слов спрятано на этой полоске, и все они начинались на часть са-, - делает вывод воспитатель. Затем он просит одного из детей повторить не спеша все те слова, которые предлагали дети.

Упражнение продолжается, и дети вспоминают слова уже с другой начальной частью. Прием ведения указкой по полоске при приговаривании разных слов, начинающихся одинаково, помогает ребятам уяснить, что слоги в слове произносятся последовательно один за другим: вначале слова - первый, затем - все остальные.

Упражнение повторяется в течение года неоднократно.

Отгадай слово

- Будем, дети, опять вспоминать слова, - начинает занятие воспитатель, - отгадывая, какие из них могут быть спрятаны в полоске. Только начало слова теперь предложит кто-нибудь из вас, а конец мы будем подбирать все вместе. Кто хочет начать слово, назвать его первую часть?

Воспитатель вызывает кого-либо по желанию.

- Начало моего слова - ли-, - говорит ребенок.

- Принимаем твое начало слова ли- и будем подбирать слова до тех пор, пока ты нам не скажешь, что кто-то из нас назвал то слово, которое ты спрятал в этой полоске, - соглашается воспитатель.

- Лисенок, липа, лисичка, липовый, лисонька, Лида, ливень, лисы, лимонад...

- Стоп! - произносит ведущий. - Это слово, которое я задумал и спрятал в этой полоске.

Теперь ведущим становится тот, кто угадал слово, задуманное первым ведущим. Он начинает слово, называет первую часть его, а остальные подыскивают конец.

- Начало моего слова - ру-, - говорит новый ведущий.

- Рубашка, рули, рука, рубашечка, рулетка, румяный... - предлагают дети.

Слушая называемые детьми слова, ведущий водит указкой по полоске, как бы утверждая последовательное звучание звуков и частей в слове.

Ребенок, отгадавший слово, ведет игру дальше.

Петрушка опять прислал задания

Наглядный материал. Три конверта с письмами-заданиями.

Воспитатель читает письма Петрушки: "На этот раз, ребята, задания мои такие:

Задание первое. "Угадайте, что за слово, если его начало, его первая часть - ша-? Зарисуйте все эти слова в альбом а подарите детям старшей группы".

Дети называют разные слова с первой частью ша-: шарик, шалаш, шакал... В часы игр они зарисовывают их по Записям воспитателя.

Задание второе. "Первая часть задуманного мною слова - бу-. Что за слово?"

Дети вспоминают: булавка, бутон, буденовка, бумага, букет, бутылка, бусы, букашка, буренка... "Мое слово. - заканчивает письмо воспитатель. - имя моего друга - Буратино. Называли ли вы его? Кто называл?"

Задание третье. "Это задание потруднее: начинается мое слово частью ма-, но в других частях слова, которые звучат после первой части ма-, есть звук ш. Кто из вас сообразительный?" Дети называют: Маша, Машенька, машина; каждое слово анализируется.

"Мое слово машина. - продолжает воспитатель. - Прав ли я? Есть в этом слове - машина - первая часть ма- и звук ш?"

Смотри, не ошибись!

- Ищем слова, начало которых - часть за-, - предлагает воспитатель и рисует один квадрат - первый слог какого либо слова. - Будьте внимательны.

- Занавеска, замок, затейник, задвижка, замазка, залезать, - говорят дети.

Взрослый на доске рисует клетки-квадраты по числу слогов в словах и показывает указкой последовательное paсположение всех частей в называемых словах.

- Теперь задание другое. - говорит он. - вспомним слова, в которых часть -за будет звучать не в начале, а в конце слова, например ваза. Смотрите, не ошибитесь: часть -за последняя, звучит в самом конце слова. Итак, мое слово - ваза, а ваши?

- Глаза, коза, стрекоза, мимоза, береза...

Ответы детей, удачные и ошибочные, анализируются Затем задание меняется: дети подбирают слова, начинающиеся с части на- (наволочка, Наташа, Надя, накидка...), затем слова, оканчивающиеся на эту же часть -на (ворона, окна, малина, машина, витрина, корзина...).

При повторном проведении упражнения воспитатель подбирает другие слоги.

Говори - не задерживай

Дети стоят, образуя круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он так же громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий мог легко выделить самый последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные в это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово ва-за, следующий по кругу говорит слово за-ря, следующий - ря-би-на и т. д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, предлагает уже названное слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вышедшие из игры, продолжают наблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов. В конце игры все поздравляют победителей.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.