Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

2019-12-21 313
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Порядок проведения промежуточной аттестации устанавливается нормативными документами ФГБОУ ВО «ЧелГУ».

 

1. Текущая аттестация проводится по результатам работы на практических занятиях.

2. Условием аттестации является присутствие студента на всех практических занятиях семестра и получение студентом положительных оценок, свидетельствующих об освоении темы, более чем за половину занятий каждого семестра.

3. Студенты, не аттестованные по результатам практических занятий, выполняют дополнительные задания по тематике занятия в форме устного либо письменного ответа, тестового или иного контроля, определяемого преподавателем.

4. Форму текущей аттестации выбирает преподаватель, ведущий практические занятия.

5. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения студентов на первом практическом занятии семестра.

6. Основной формой проверки знаний и умений студентов по дисциплине «История государства и права России» является письменный экзамен.

 

Ответ студента по вопросу дисциплины «История государства и права России» оценивается по четырёхбальной системе:

 

«Отлично» ставится, если дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе прослеживается чёткая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал чёткие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.

 

«Хорошо» ставится, если дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ чётко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.

 

«Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

 

«Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.

 

7. При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ЧелГУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

       Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме на языке Брайля, устно с использованием услуг сурдопереводчика);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Источники, отмеченные знаком «*», имеются в научной библиотеке ЧелГУ на бумажных носителях, в электронном виде и в электронно-библиотечных системах (ЭБС): «Университетская библиотека онлайн» и «ЛАНЬ» и др., к которым имеется подписка на текущий учебный год.

Основная литература:

 

1. * Земцов, Б.Н. История отечественного государства и права [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / Б.Н. Земцов. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 591 с.

2. * Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]: учебник. – 4-е изд. – Москва: Проспект, 2012. – 432 с.

3. *История государства и права России [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В.Е. Рубаника. – Москва: Юрайт, 2012. – 876 с.

6. *Хрестоматия по истории государства и права России [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / сост. Ю.П. Титов. – Москва: Проспект, 2010. – 480 с.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Бабенко, В.Н. Судебная система России: история и современность [Текст]: / В.Н. Бабенко. – Москва: ИНИОН РАН, 2007. – 264 с.

2. Якушев, А. В. История государства и права России [Электронный ресурс]: / А.В. Якушев. — Москва: А-Приор, 2009. — 320 с. — (Конспект лекций). — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56297 (28.08.2016).

3. * Вовина-Лебедева, В.Г. История Древней Руси [Текст]: учебник для высших учебных заведений / В.Г. Вовина-Лебедева. – Москва: Академия, 2011. – 253 с.

4. * Гайденко, П.И. Церковные суды в Древней Руси (XI – середина XIII века) [Электронный ресурс]: несколько наблюдений / П.И. Гайденко, В.Г. Филиппов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 12. – С. 106 – 116.

URL:http://www.lib.csu.ru/vch/227/017.pdf (28.08.2016).

5. * Галиновская, Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений [Текст]: / Е.А. Галиновская. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2009. – 320 с.

6. Долгих, Ф.И. Практикум по истории отечественного государства и права [Текст]: учеб.-метод. пособие для вузов / Ф.И. Долгих. – Москва: Market DS, 2010. – 376 с.

7. *История России с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс] / Под ред. А.Н. Сахарова. Москва: «Проспект», 2014. – 768 с. - URL:http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54766 (28.08.2016).

8. *Конституционные проекты в России XVIII – начала XX в. [Текст]: / сост. А.Н. Медушевский. – Москва: РОССПЭН, 2010. – 638 с.

9. * Ксенофонтова, М.В. Особенности субъектов «сервитутных прав» в российском дореволюционном законодательстве [Электронный ресурс] / М.В. Ксенофонтова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 107 – 112. - URL:http://www.lib.csu.ru/vch/219/024.pdf (28.08.2016).

10. Курицын, В.М. История отечественного государства и права IX – начало XXI в. Таблицы и схемы [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.М. Курицын. – Москва: ЮНИТИ. – 2009. – 319 с.

11. Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права [Текст]: учеб. для вузов / Л.Е. Лаптева. – Москва: Юрайт, 2011. – 634 с.

12. Мамут, Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления [Текст] // Журнал российского права. – 2006. – № 12. – С. 108 – 116.

13. Маньков, А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России [Текст] / А.Г. Маньков. – 2-е изд. – Москва: Государственная публичная историческая библиотека России, 2003. – 370 с.

14. * Омельченко, Н.А. История государственного управления в России [Текст]: учебник / Н.А. Омельченко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.– 464 с.

15. Оспенников, Ю.В. Перевеет и поджог в древнерусском праве [Текст] // Право и политика. – 2008. – № 6. – С.1517–1520.

16. Пашенцев, Д.А. История государства и права России [Текст]. Курс лекций / Д.А. Пашенцев. – Москва: Эксмо, 2010. – 142 с.

17. Пашенцев, Д.А. Конституция России: этапы развития [Текст]. Монография / Д.А. Пашенцев. – Москва: Готика, 2008. – 152 с.

18. Печень, Н.А. История государства и права России в схемах. 9 – 20 века [Текст]: [учеб. пособие для вузов] / Н.А. Печень. – Москва: ИЛЕКСА, 2010. – 328 с.

19. Удодов, А.Г. Цели и принципы правотворчества в России в условиях становления абсолютизма [Текст] // История государства и права. – 2007. – № 6. – С. 11 – 13.

20. Юшков, С.В. Русская правда. Происхождение, источники, ее значение [Текст] / Под ред. О.И. Чистякова. – Москва: Зерцало, 2002. – 378 с.

 

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: сайт: некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. – Москва, 1997 —. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home&rnd=228224.2630728871&&ts=007876295577418393 свободный (дата обращения: 08.08.2016).

2. *КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система: база данных / регион. центр правовой информ. Информправо. – [Б.м., 2002 – ]. – Доступ к полным текстам только из читальных залов библиотеки ЧелГУ.

3. ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]: сайт: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. – Москва, 1990 –. – Режим доступа: http://www.garant.ru/ свободный (дата обращения: 08.08.2016)

4. Электронная библиотекадиссертаций [Электронный ресурс]: официальный сайт / Рос. гос. б-ка. – Москва: Рос. гос. б-ка, 2003 –. – Доступ к полным текстам из сети ЧелГУ: http://diss.rsl.ru/ (дата обращения: 08.08.2016).

5. УИС РОССИЯ [Электронный ресурс]: сайт: Университетская информационная система России. – Москва, 1997 –. – Режим доступа: http://uisrussia.msu.ru/ свободный (дата обращения: 08.08.2016).

6. Public.Ru [Электронный ресурс]: сайт: Интернет-библиотека СМИ. – Москва, 2000 –. – Режим доступа: http://www.public.ru свободный (дата обращения: 08.08.2016).

7. *Издательство Лань [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система (ЭБС). – Санкт-Петербург, 2010 –. – Доступ к полным текстам с любого компьютера, после регистрации из сети ЧелГУ. – URL: http://e.lanbook.com/ (дата обращения: 08.08.2016).

8. *Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система (ЭБС) / ООО Директмедиа Паблишинг. – Москва, 2001 –. – Доступ к полным текстам с любого компьютера, после регистрации из сети ЧелГУ – URL: http://biblioclub.ru/ (дата обращения: 08.08.2016).
9.*eLIBRARY.RU[Электронный ресурс]: электронная библиотека / Науч. электрон. б-ка. –– Москва, 1999 –. – Доступ к полным текстам после регистрации из сети ЧелГУ. – URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 08.08.2016). – Яз. рус., англ. (156 назв. по подписке и более 3000 в свободном доступе).

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Изучение учебной дисциплины «История государства и права России» требует от студента серьёзного и добросовестного отношения к овладению специальными знаниями, необходимыми для становления качественно нового уровня юридического образования и практики. Сложности, которые возникают в ходе аудиторной и внеаудиторной работы, объясняются большим объёмом подлежащего освоению учебного материала и необходимостью тщательной самостоятельной подготовки. Эффективному освоению материала учебной дисциплины способствует внимательная проработка лекционного материала, позволяющая сформировать целостное представление относительно основных закономерностей исторического процесса развития государственно-правовых явлений в России.

Лекционный курс охватывает наиболее значимые общие вопросы истории государства и права России. Уяснение лекционного материала контролируется устным опросом и тестированием. Изучение проблем истории государства и России продолжается в ходе подготовки и участия в практических занятиях.

Практическое занятие может быть проведено в порядке развёрнутой беседы и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), презентаций, заранее подготовленных отдельными студентами инициативно или по заданию преподавателя. Форма проведения практического занятия объявляется студентам заранее.

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «История государства и права России» направлена на решение следующих задач:

– формирование логического мышления, навыков написания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

– развитие навыков работы с разноплановыми юридическими источниками;

– осуществление эффективного поиска научной информации и критического к ней отношения;

– получение, обработка и сохранение источников информации;

– преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории государства и права.

Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных аудиториях, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.

Виды самостоятельной работы:

– конспектирование первоисточников научной литературы;

– проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов для практических занятий;

– работа с юридическими источниками и законодательной базой;

– написание творческих работ (эссе);

– работа с тестами и вопросами для самопроверки.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при текущей аттестации студента. При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Несомненно, умение анализировать юридические источники, работать с литературой, навыки поиска, обработки и оформления необходимой информации, способность обосновывать собственную позицию помогут студенту в дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.

Одной из форм контроля за качеством знаний студентов по учебной дисциплине «История государства и права России» является текущая аттестация, которая проводится в середине каждого из двух семестров.

 

Методика работы с научной литературой:

При подготовке к лекционным и практическим занятиям использование источников литературы, рекомендованных для соответствующих дидактических единиц, является обязательным условием успешного освоения профессиональных компетенций. В разделе «основная литература» студентам предлагается ознакомиться с базовыми учебными источниками, обеспечивающими необходимый уровень освоения теоретического материала. При этом студентом могут быть использованы и иные альтернативные источники, рекомендуется также проведение сравнительного анализа позиций и взглядов авторов источников, указанных в учебной программе и найденных самостоятельно. В случае возникающих логических противоречий, выявления неточностей, связанных с разными учебными источниками, необходимо обратиться к преподавателю, ведущему дисциплину, за консультацией. Раздел «дополнительная литература» также содержит источники, обязательные для аудиторной и внеаудиторной работы как теоретического плана, так и конкретных нормативно-правовых актов, судебной практики и т.п. Ознакомление с ними формирует углубленные знания студентов о предмете дисциплины, позволяет сформировать аналитические навыки и практические знания нормативно-правового регулирования. При анализе нормативных актов и судебной практики необходимо в обязательном порядке проверять актуальность нормативно-правовых актов и судебных практик с помощью актуальных баз справочных правовых систем (например, СПС «Гарант», СПС «Консультант плюс», доступных в локальной сети ЧелГУ). Вся рекомендованная литература учебной программы либо находится в библиотеке, либо обеспечена доступом с сайта ЧелГУ через ссылки на электронные библиотеки и внутриуниверситетские учебные ресурсы. При работе с электронными библиотеками рекомендуется выбирать юридические издания, такие как «Юрайт».

 

Методика работы с юридическим источником:

Важную роль в самостоятельной работе обучающихся играет изучение памятников права, что предопределено целым рядом важных обстоятельств:

1) право является ведущим регулятором общественных отношений, поэтому изучение памятников права в хронологическом порядке позволяет составить более полное представление об изменениях в системе социальных отношений на протяжении истории российской государственности;

2) знакомство с первоисточниками позволяет будущему юристу увидеть становление и постепенную эволюцию отечественной юридической техники, переход от обычно-правового регулирования к законодательному;

3) работа с текстами памятников права формирует навыки исторического, грамматического и собственно юридического толкования права. Такая работа позволяет лучше представить логику эволюции права, дает фактические знания об основных законодательных формах, особенностях юридической техники, терминологии различных исторических эпох и в значительной мере отвечает требованиям практикоориентированного подхода к изучению дисциплины. Комплект задач, подготовленный на основе текстов наиболее важных документов по истории государства и права России, включен в практикум по данной дисциплине.

При изучении курса можно использовать различные публикации первоисточников (например: Хрестоматия по истории государства и права России / сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 2010, Отечественное законодательство XI – XX веков: Пособие для семинаров / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: МИФИ, 2010. – Ч. 1, 2, но наилучший вариант – академические издания, сопровождаемые комментариями специалистов (Памятники русского права. Вып. 1 – 8 / под ред. С.В. Юшкова. – М.: Госюриздат, 1952 – 1961 гг.; Российское законодательство Х – ХХ вв.: в 9 т. / под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Юрид. литература, 1984 – 1995; Соборное уложение 1649 г.: текст, комментарии / под ред. А.Г. Манькова. – Л.: Наука, 1987 и др.)

Знакомство с памятником права необходимо начинать с анализа, проводимого по следующему плану:

– полное название документа;

– дата принятия;

– в какой период истории российского государства был принят;

– степень сохранности (полный текст или фрагмент, оригинал или копии, наличие или отсутствие редакций).

Следующим этапом знакомства с документом является собственно юридический анализ, в ходе которого необходимо выявить следующие моменты:

– отраслевая принадлежность документа;

– внешняя структура акта (разделы, главы, статьи, их нумерация и т.п.);

– внутренняя логическая структура акта (взаимосвязь отдельных частей, логическая стройность или бессистемность в изложении нормативного материала);

– особенности юридической техники (лексика, наличие или отсутствие специальной терминологии, устойчивых юридических конструкций и т.п.).

Например: «Псковская судная грамота – многоотраслевой документ (представлены нормы уголовного, гражданского, процессуального права); по сравнению с Русской Правдой значительно увеличился удельный вес гражданских норм (до 1/3 объема нормативного материала); большое внимание уделено регулированию обязательственных правоотношений и права собственности, что предопределено особенностями развития Пскова как крупного торгового центра; значительно возросло число процессуальных норм. Нормативный материал поделен на статьи, более крупных разделов не выделено. Достоинством является большая по сравнению с Русской Правдой логическая проработка нормативного материала, близкие по смыслу статьи записаны блоками. Язык документа приближен к общеупотребительному, вместе с тем появляются специальные термины, не встречавшиеся ранее: перевет – государственная измена, посул – взятка или обещание взятки».

 

Методика написания творческой работы (эссе):

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Проверка эссе проводится преподавателем, ведущим практические занятия. Наиболее содержательные работы предлагаются студентам для обсуждения на практических занятиях.

Основаниями для оценки эссе могут служить:

– актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;

– проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач;

– способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;

– уровень общеисторической подготовки, проявленный при ответе на вопросы;

– культура оформления эссе.

 

Методические рекомендации к аннотированию научной статьи:

Аннотация (от лат. annоtatio – замечание), краткая характеристика содержания статьи по какой-либо проблеме или вопросу.

Возможно, на практическом занятии обучающимся придётся рассказывать об особой точке зрения или новых подходах на изучаемую проблему, которые должны заинтересовать коллег. Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Как называется статья?

2) Где и когда напечатана?

3) Чему посвящена работа?

4) Какие вопросы (проблема) рассматриваются в данной статье?

5) Основные положения и выводы автора.

При составлении аннотации обычно используют следующие стандартные обороты речи (речевые клише).

Речевые стандарты для составления аннотации:

Статья опубликована (помещена, напечатана...) в журнале...

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме...)

Автор ставит (освещает) следующие проблемы...

останавливается на следующих проблемах...

касается следующих вопросов...

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается...) (что?)

говорится (о чем?)

даётся оценка (анализ, обобщение) (чего?)

представлена точка зрения (на что?)

затронут вопрос (о чем?)

Статья может быть использована (кем?)

представляет интерес (для кого?)

Аннотация заслушивается в контексте обсуждаемого на семинаре вопроса плана и на неё отводится 5-8 минут.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.