Выбор исходных данных для тягово расчета и тяговый расчет проетируемого автомобиля — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Выбор исходных данных для тягово расчета и тяговый расчет проетируемого автомобиля

2019-12-21 22339
Выбор исходных данных для тягово расчета и тяговый расчет проетируемого автомобиля 4.96 из 5.00 25 оценок
Заказать работу

    2.1 Выбор исходных данных

Тип автомобиля                                               грузовой

Назначение и область использования               дорожный автомобиль общего                       

                                                                           назначения

Максимальная скорость, км/час                     90

Грузоподъемность, кН                                     130

Тип двигателя                                                   дизельный

Расположение двигателя                                 под кабиной

Используемое топливо                                    дизель

Тип трансмиссии                                              механическая

Колесная формула                                                6x4

В соответствии с заданием из совокупности выпускаемых автомобилей выбираем наиболее близко подходящий автомобиль. Таким автомобилем является легковой автомобиль КамАЗ – 55111. Пользуясь технической характеристикой выбранного автомобиля задаемся дополнительными исходными данными.

Полный вес автомобиля Ga, кН                                  244
Нагрузка на переднюю ось G1, кН                                     55,5

Нагрузка на заднюю ось G2, кН                                         168,5                     

База автомобиля L, м                                                  2,84

Фактор обтекаемости kbFb, Н*с22                                  1,008

КПД трансмиссии                                                        0,8

Минимальный удельный расход топлива ge,г/кВт*ч     204

 

Находим нагрузку на одно колесо, следовательно

 

                                                 = =27,75кН;

 

                                                 = =42,125 кН.

 

По стандартам на шины по наибольшей нагрузке выбираем шину. Следовательно, выбираем шину 280 R508. Здесь 280 – ширина профиля шины в мм, 508 – посадочный диаметр обода в мм, R – означает конструкцию шины (радиальная). Далее выписываем размеры и параметры шины, указанные в стандарте.

Радиус качения колеса, катящегося без скольжения, примерно равен радиусу качения колеса, движущегося в ведомом режиме. Он занимает промежуточное положение между свободным радиусом rc и статическим радиусом rст. С достаточной для практических целей точностью радиус качения колеса в ведомом режиме может быть найден по выражению

 

                                                    rko= ш*rc,                                               (3.1) 

                                                                      

где ш= 0,95...0,97 - коэффициент деформации, зависит от типа, размера и модели шины. Пусть ш= 0,96. Тогда имеем

                                               гко = 0,96*(508/2+280) = 0,51 м.

2.2 Определение внешней скоростной характеристики двигателя

Так как при максимальной скорости ускорение автомобиля равно нулю, исходя из уравнения мощностного баланса необходимая мощность двигателя Nev (кВт) для обеспечения движения с заданной скоростью vmax (км/час) определяется по формуле                      

                                                Nev=  ,                       (3.2)

                      

где v - коэффициент дорожного сопротивления.

Расчетный коэффициент дорожного сопротивления v для проектируемого автомобиля выбираем исходя из движения по горизонтальной дороге с цементобетонным или асфальтобетонным покрытием, при этом учитываем, что v = f (v). Для данного автомобиля v можно определить по формуле

 

                                      v=0,01+5*10-6 .                              (3.3)                                                                                  

Следовательно, имеем

                             v= 0,01+ 5*10-6  =0,013.

Пусть v = 0,013.

Подставив в формулу (3.2) значения известных величин, находим

                                 Nev=  =155,4 кВт.

 

Для построения внешней скоростной характеристики двигателя воспользуемся формулой

                                      N=Nemax[a()+b()2-c()3],                 (3.4)                       где а, b и с - коэффициенты, значения которых зависят от типа и конструкции двигателя;Ne, nе - текущие значения мощности и числа оборотов коленчатого вала двигателя; Ne max, nN - максимальная мощность и частота вращения коленчатого вала примаксимальной мощности.

          Максимальная мощность двигателя рассчитывается по формуле (3.4) путем замены текущих значений Ne и nе известными значениями Nev и nv, т. е.

                                        Nemax=                            (3.5)                                           Ориентируясь на двигатель, устанавливаемый на автомобиль ЗИЛ - 130, находим неизвестные коэффициенты а, b и с. При этом учитываем, что данный двигатель снабжается ограничителем числа оборотов коленчатого вала, следовательно искомые коэффициенты определяем по формулам:

             

                                                   a=1- ;                                (3.6)                                                                                 

                                                    b=2                                      (3.7)                                          

                                                    c= ()2,                              (3.8)                                              

здесь Мз- запас крутящего момента, %; Кω- коэффициент приспособляемости по частоте. Пределы изменения Мз и Кω для карбюраторных двигателей следующие: М3 = (10...25) %; Кω =1,4...2. Пусть М3 = 25 % и Кω = 1,83. Тогда

 

 

                                                   a=1-  =0,8871.

 

                                                   b=2 =1,3282.

       

                                                   c=  (  )2 =1,2153.

Правильность найденных коэффициентов проверяем по уравнению

                                                       а + в - с = 1.                                       (3.9)                                             

 

Действительно,

                                                     0,8871+ 1,3282-1,2153= 1.

У автомобилей, снабженных двигателями с ограничителем частоты вращения, отношение (nv/nN) = 1, тогда имеем Ne max = Nev.

Для построения внешней скоростной характеристики двигателя необходимо выбрать частоту nN. Для дизельных двигателей грузовых автомобилей частота nN находится в пределах (2000...3200) об/мин. Пусть nN = 2200 об/мин.

При работе двигателя установленного на автомобиле, часть мощности двигателя расходуется на привод дополнительных механизмов, поэтому вводится коэффициент кс, зависящей от типа двигателя и автотранспортного средства. Обычно в технических характеристиках двигателей приводятся стендовые значения мощности Nc, которые связаны с соответствующими значениями мощности Ne следующей зависимостью

 

                                                            NeсNc.                                       (3.10)

              

Откуда

 

                                                      Nc= .

В расчетах можно принимать кс = 0,93...0,95. Пусть кс = 0,95.

Крутящий момент на коленчатом валу двигателя определяется по формуле

                                                               Ме=9554 Нм.                        (3.11)

Здесь Ne в кВт, а nе в об/мин.

Задаваясь различными значениями чисел оборотов коленчатого вала двигателя, по формуле (3.4) находим соответствующие значения мощности и крутящего момента.

Для дизельного двигателя минимальные устойчивые обороты коленчатого вала двигателя составляют (600... 800) об/мин. Пусть для данного двигателя nemin=700 об/мин. Тогда имеем

                                  

                                   Ne=155,4[0,8871() +1,3282(  )2 -1,215()3]=58,7 кВт.

Соответственно, имеем:

                                                      Nc= =61,76 кВт.

                                                      Me= 9554  =800,8 Нм.

                                                      Mc= 9554 =842,98 Нм.

Для остальных значений nе расчетные значения исходных величин сводим в таблицу (см. таблицу 1). Внешняя скоростная характеристика двигателя показана на рисунке 1.

        Таблица 1 - Значения расчетных параметров двигателя

ne, об/мин 700 950 1200 1450 1700 1950 2200 4500
Ne, кВт 58,67 82,8 105,95 126,44 142,62 152,83 155,4 50,48
Nc, кВт 800,83 832,79 843,57 833,16 801,57 748,81 674,85 53,14
Ме, Нм 61,76 87,16 111,53 133,10 150,13 160,87 163,57 107,18
Мс, Нм 842,98 876,62 887,97 877,01 843,77 788,22 710,38 112,82

 

      2.3 Определение передаточного числа главной передачи

Передаточное число главной передачи определяется по формуле

                                                    Uo=0,377 ,                               (3.12)

где ne max = nN- максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя; cv- коэффициент высшей передачи. Принимаем cv = 1; Ub - передаточное число высшей передачи в коробке передач. Принимаем Ub=0.815.

 

Подставив известные величины в формулу (3.12), находим

 

                                                        Uo = 0,377 = 5,77.

2.3.1 Определение передаточного числа первой передачи.
Передаточное число первой передачи определяется из следующих условий:

а) преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги max,
следовательно необходимое передаточное число первой передачи будет

                                                      U1= ,                                       (3.13)

где max -максимальный преодолеваемый подъем на первой передаче. max = 0,3...0,4.

 Пусть max = 0,3. Тогда имеем

                                                   U1= =7,82;

б) подсчитанное по формуле (3.13) передаточное число U1 проверяется на
возможность реализации окружной силы на ведущих колесах автомобиля. Следовательно,
передаточное число первой передачи, при котором окружная сила реализуется по
сцеплению будет

                                                     U1 = ,                               (3.14)                                                                                           где G  - сцепной вес автомобиля;  == 0,6...0,8.

 

Для автомобиля с задним расположением ведущих мостов

                                                              G =KR2G2,                               (3.15)

где KR2 - коэффициент перераспределения нагрузки. Можно принимать KR2 = 1,1... 1,3. Пусть KR2 = 1,2. Тогда имеем:

                                                     G =l,2*168,5 = 141,54 кН.

 

Следовательно,

                                               U1 =  =16,1.

Получилось, что U1< U1 , следовательно буксование автомобиля отсутствует;

в) передаточное число первой передачи должно удовлетворять условию
обеспечения минимально устойчивой скорости движения

                                                     U1v=0,377 ,                                    (3.16)  

где v min - минимально устойчивая   скорость  движения, принимаемая (2...3) км/час.     Пусть

vmin = 2 км/ч. Тогда

                                                      U1v=0,377 =10,5.

Сравнивая подсчитанные по формулам (28), (29) и (31) значения передаточного числа первой передачи, принимаем окончательно U1 = 7,82.

      2.3.2    Определение числа ступеней коробки передач

Сначала определяем диапазон передаточных чисел коробки передач Дк, который находится по формуле

                                                           Дk= ,                                        (3.17)                                                                                           

где Ub - передаточное число высшей передачи. Ранее нами принято Ub = 1, следовательно, имеем

                                                          Дk= =7,82.

При 5,7 < Дк < 8,5 число ступеней коробки передач должно быть 5, следовательно, на данный автомобиль необходимо ставить пятиступенчатую коробку передач.

3.4.3 Определение передаточных чисел промежуточных передач

Передаточное число m - й промежуточной передачи при Ub = 1 определяется по формуле

                                                  Um = ,                                   (3.18)                           

где n - число ступеней коробки передач (n = 4). Тогда

 

 

                                              U2=7,82 =7,8 =4,68;

 

                                                U3=2,8;

 

                                                U4 = 1,67;

                                                   

                                                 U4 = 1;

                                               

 

        2.4 Мощностной баланс автомобиля

 

Уравнение мощностного баланса автомобиля можно представить в следующем виде

                                                   NK = NV + N, + Naj,                              (3.19)                                                                     

где NK- мощность, подводимая к ведущим колесам; N - мощность, расходуемая на преодоление сопротивлений дороги; Nb- мощность, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха; Naj- мощность, расходуемая на разгон автомобиля.

Мощность, подведенная к ведущим колесам автомобиля может быть подсчитана по формуле

                                                NK=PKv=Ne TPNe-NTP,                                (3.20)                                                           

где Nтp - потери мощности в трансмиссии; Рк - окружная сила на ведущих колесах.

Мощность, расходуемая на преодоление сопротивлений дороги, определяется по формуле

                                              N =P v = G a v= (f+ i) G a v,                  (3.21)   

где P - сила сопротивления дороги.

Мощность, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха, определяется по формуле

                                              Nb = Pbv =  kbFb v3,                             (3.22)                                        

где Рb- сила сопротивления воздуха.

Мощность, расходуемая на разгон автомобиля, определяется по формуле

                                               Naj=Pajv=ma v,                                      (3.23)                    

где ma-полная масса автомобиля;Paj- сила инерции автомобиля; =j-ускорение автомобиля.

Уравнение (3.19) удобно решать графически, т. е. величины, входящие в левую и правую части уравнения представляем в виде зависимостей NK = f (v) для каждой из передач коробки передач,a (N +Nb) = f (v) и для движения автомобиля на прямой передаче коробки передач при дорожном сопротивлении 0.

Предварительно определяем скорости автомобиля на различных передачах, соответствующие частотам вращения коленчатого вала двигателя, указанных в таблице 4.

Скорость автомобиля в км/час при известных частоте вращения коленчатого вала двигателя (об/мин), радиусе качения (м) и передаточных числах главной передачи и коробки передач определяется по формуле

                                                  v = 0377 ,                                       (3.24)                       

где UK - передаточное число соответствующей ступени коробки передач.

При nе = 700 об/мин и U1 =7,82 имеем

 

                                                v1=0,377  =2,98 км/час.

Для остальных значений nе и UK расчетные значения искомого параметра сведем в таблицу (таблица 2).

     Таблица 2 - Значения скорости автомобиля при различных ne и Uk

ne, об/мин 700

950

1200 1450

1700

1950 2200
V1 км/ч 2,98

4,048

5,11 6,17

7,24

8,3 9,37
V2 км/ч 4,98

6,76

8,54 10,32

12,1

13,88 15,66
V3 км/ч 8,33

11,30

14,28 17,25

20,2

23,20 26,18
V4 км/ч 13,96

18,95

23,94 28,93

33,92

38,91 43,89
V5 км/ч 23,32 31,65

39,98

48,31

56,64 64,97

73,31
                   

 

       Определяем скорости автомобиля на различных передачах, при включенной высшей передачи.

      Скорость автомобиля в км/час при известных частоте вращения коленчатого вала двигателя (об/мин), радиусе качения (м) и передаточных числах главной передачи, коробки передач и раздаточной коробки определяется по формуле

                                                  v = 0377 ,                             (3.25)                              

где Uр - передаточное число высшей передачи.

 

    При nе=700 об/мин, U1=7,82 Up=0,815 имеем

 

                                             v'1=0,377  =3.65 км/час.

       Для остальных значений nе и UK расчетные значения искомого параметра сведем в таблицу (таблица 3).

     Таблица 3 - Значения скорости автомобиля при различных ne и Uk

nе, об/мин 700 950 1200 1450 1700 1950 2200
v'1 км/час 3,65 4,96 6,27 7,58 8,89 10,19 11,50
v'2, км/час 6,11 8,29 10,48 12,6 14,85 17,03 19,22
v'3, км/час 10,22 13,877 17,52 21,17 24,82 28,47 32,12
v'4, км/час 17,13 23,25 29,37 35,50 41,62 47,74 53,86
v'5, км/час 28,62 38,84 49,06 59,28 69,50 79,72 90

 

    По формулам (3.20), (3.21) и (3.22) находим соответствующие мощности, при этом учитываем, что скорость автомобиля дана в км/час, следовательно, формулы (3.21) и (3.22) приходят к виду

                                                        N  = (f +i) Ga .

     Причем для дороги с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием       f =0,015. Также автомобиль на прямой передаче должен преодолевать подъем не менее 3 %, т. е. i = 0,03, следовательно, дорожное сопротивление

                                                0 = 0,015 + 0,03 = 0,045.

                                                    Nb= .

    При v=24,46 км/час (для прямой передачи)   и 0 = 0,045 имеем

                                                 N =0,045*24,8*103 =7,58*103=7,58 кBт.

                                                 Nb=  =316 Bт=0,316 кBт.

                                                 N +Nb=7.58+0,316=7,9 кBт.

       Для остальных значений скорости значения исходных параметров сводим в таблицу  (таблица 4).

Мощность NK, подводимая к ведущим колесам ступени коробки передач не зависит, поэтому для различных ступеней коробки передач она определяется в зависимости от частоты вращения коленчатого двигателя.

     Таблица 4- Значение искомых параметров при различных v

V, км/ч

28,62 38,84 49,06 59,28

69,50

79,72

90

N , кВт

1,66 4,16 8,38 14,79

23,84

35,98

51,66

Nb, кВт

80,14

108,76 137,38

166,00

194,62

223,24

251,86
(N +Nb), кВт

81,80

112,92 145,76

180,79

218,46

259,22

303,52
                       

Для всего диапазона изменения nе значения Ne приведены в таблице 3 и с учетом формулы (3.23) получим соответствующие значения NK (таблица 5).

   Таблица 5 - Значения мощности Ne и мощности NK при различных n е

ne  700 950 1200 1450 1700 1950 2200
NK= Ne TP,кВт 13,59 21,77 29,92 37,33 43,30 47,11 48,06
Ne 58,68 82,81 105,95 126,45 142,63 152,83 155,40

                                                                         

   По результатам таблиц 3,4 и 5 строим график мощностного баланса автомобилящжгр

        Из графика видно, что автомобиль не может на прямой передаче преодолеть 3 % подъем. Однако он может двигаться на третьей передаче, причем он имеет некоторый запас мощности, который может быть использован для разгона. На этом же графике зависимость N v = f (v) и (N v + Nb)= f ( v). По формуле (3.21) при v = 0,019 (для прямой передачи) и v = 24,46 км/ч имеем

                                                  N v=0,019* 224*103 =20,26 кВт.

Для этой скорости Nb = 0,316 кВт.  Тогда получим

                                                 N v +Nb= 20,26 + 1,66 = 21,93 кВт.

Для остальных значений v значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 6).

 

       Таблица 6 - Значения искомых N v и N, для различных v

v, км час 28,62 38,84 49,06 59,28 69,50 79,72 90
N v. кВт 20,26 27,50 34,73 41,97 49,21 56,44 63,68
Nb кВт 1,66 4,16 8,38 14,79 23,84 35,98 51,66
(N v +Nb), кВт 21,93 31,66 43,12 56,76 73,04 92,42 115,34

 

         

     2.5 Динамический фактор автомобиля на различных передачах

Динамический фактор определяется по формуле

                                                       D= ,                                       (3.26)                                                                                                                                

где Рко- полная окружная сила на ведущих колесах автомобиля; Рb- сила сопротивления воздуха.

Полная окружная сила на ведущих колесах автомобиля определяется по формуле

                                              Pko = TP (3.27)                                                                                                .                                                    

Сила сопротивления воздуха определяется по формуле

                                                         Pb= .                                       (3.28)         

Динамический фактор определяется для каждой передачи, при этом значения Ме и v берутся из таблиц 3 и 4.

Для первой передачи при U1 = 7,82 и v = 2,98 км/ч имеем:

                                    Pko= =56,68 kH;

 

                                     Pb= =3,2H=0,0023 kH;

                                     D= =0,253.

Для остальных значений v значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 7).

 

     Таблица 7 – Динамический фактор автомобиля на первой передаче

V1, км/ч 2,98 4,05 5,11 6,18 7,24 8,31 9,37
Me, Нм 800,84 832,80 843,57 833,17 801,58 748,81 674,86
Рko,кН 56,68 58,94 59,71 58,97 56,73 53,00 47,77
РbкН 0,0023 0,0042 0,0067 0,0098 0,0134 0,0176 0,0225
D 0,2530 0,2631 0,2665 0,2632 0,2532 0,2365 0,2131

 

 

Для второй передачи при U2= 4,68 и v = 4,98 км/час имеем:

                                               

                                      Рko= =33,92 kH.

 

                                       Pb=  =0,0063 kH.

                                        D= =0,1514.

Для остальных значений v значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 8).

           Таблица 8 - Динамический фактор автомобиля на второй передаче

V2, км/час 4,98 6,76 8,54 10,32 12,10

13,88

15,66
Ме, Нм 800,84 832,80 843,57 833,17

801,58

748,81 674,86
Рko.кН 33,92 35,28 35,73 35,29

33,95

31,72 28,59
Рb, кН 0,0063 0,0117 0,0187 0,0272

0,0374

0,0493 0,0627
D 0,1514 0,1574 0,1594 0,1574

0,1514

0,1414 0,1273
                 

Для третьей передачи при U3 = 2.8 и v= 8,33 км/ч имеем:

                                           Pko= =20,30 kH;

                                           Pb= =0,0177 kH;

                                           D= =0,0905.

Для остальных значений скорости значения искомых параметров сводим  в таблицу (таблица 9).

     Таблица 9 - Динамический фактор автомобиля на третьей передаче

v3, км/час 8,33 11,31 14,28 17,26 20,23 23,21 26,18
Me, Нм 800,84 832,80 843,57 833,17 801,58 748,81 674,86
Рko,кН 20,30 21,11 21,38 21,11 20,31 18,98 17,10
Р6.кН 0,0177 0,0327 0,0521 0,0761 0,1046 0,1376 0,1752
D 0,0905 0,0941 0,0952 0,0939 0,0902 0,0841 0,0756

Для четвертой передачи при U4 = 1,67 и v = 13,97 км/ч имеем:

                                     Pko= =12.1 kH;

                                      Pb= =0,0499 kH;

 

                                      D= =0,0538.

 

Для остальных значений скорости  значения  искомых параметров  сводим в таблицу (таблица 10).

Таблица 10 - Динамический фактор автомобиля на четвертой передаче

v4, км/ч 13,97 18,96 23,94 28,93 33,92 38,91 43,90
Me, Нм 800,84 832,80 843,57 833,17 801,58 748,81 674,86
Рko,кН 12,10 12,59 12,75 12,59 12,12 11,32 10,20
Рb,кН 0,0499 0,0918 0,1465 0,2139 0,2941 0,3869 0,4925
D 0,0538 0,0558 0,0563 0,0553 0,0528 0,0488 0,0433

Для четвертой передачи при U5 = 1,67 и v = 13,97 км/ч имеем:

                                     Pko= =7.25 kH;

                                      Pb= =0,1390 kH;

 

                                      D= =0,0317.

 

Для остальных значений скорости значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 11).

     Таблица 11 - Динамический фактор автомобиля на пятой передаче

V5, км/ч 23,33 31,66

39,99

48,32 56,65

64,98

73,31
Me, Нм 800,84 832,80

843,57

833,17 801,58

748,81

674,86
Рko,кН 7,25

7,54

7,64 7,54

7,26

6,78

6,11

Рb,кН 0,1390

0,2561

0,4086 0,5966

0,8201

1,0790

1,3734

D 0,0317

0,0325

0,0323 0,0310

0,0287

0,0254

0,0211

                     

 

Динамический фактор определяется для каждой передачи, при включенной высшей передачи.

Для  передачи при U1 =7,82 и v = 3,66 км/ч, Up = 0,815  имее


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.