Миссия Уддхавы во Вриндаване — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Миссия Уддхавы во Вриндаване

2019-12-21 212
Миссия Уддхавы во Вриндаване 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уддхава получает от Кришны особое задание. Кришна хочет передать гопи весточку о Себе. Хоть Он и всегда пребывает в их сердцах, но они не видят Его. Такова удивительная любовь в разлуке, которая происходит во Вриндаване. Хотя всё во Вриндаване — это Кришна, Кришна проявлен как холм Говардхан, как сам Вриндаван, как растения — это Его непосредственная энергия, тем не менее, Кришна, пребывая в глубине сердец гопи, дает некий внешний импульс, создает внешнюю провокацию, отправляя во Вриндаван Уддхаву.

Уддхава едет на колеснице. Писания говорят, что преданные обретают форму, неотличную от формы Господа. Каждый из присутствующих обладает сиддха-сварупой: она есть, но она должна развиться. Сейчас она находится в состоянии зародыша, но по идее однажды мы должны возродиться как духовные личности. И вот когда мы возродимся как духовные личности, у нас будут тела, неотличные от тела Господа, либо неотличные от Его энергии. У друзей Кришны тела пастушков, а у гопи — тела энергии шакти, женские тела. Уддхава отправлен Кришной во Вриндаван, и при этом Уддхава выглядит так же, как Кришна: такой же изгиб тела, такие же формы, глаза, — трансцендентная личность, от Кришны не отличить. Однако у Кришны знак шриватса, флейта, но издали этого не видно.

 

Встреча
Чувства гопи в разлуке с Господом

Итак, Уддхава едет на колеснице в Варшану и Нандаграм, и, не доезжая Варшаны — места, где живет Радхарани, вдруг на дороге встречает гопи и Радхарани во главе Своих близких наперсниц и спутниц. Они идут за водой, возвращаясь с поля, и кто-то из них кричит: «Смотрите!» Поскольку их сердца переполнены Кришной, они постоянно пребывают в глубокой медитации, в глубоком самадхи. Причем это самадхи у них настолько совершенно, что они говорят [Кришне]: «Ты говоришь, что йоги должны медитировать на Тебя, но мы не можем забыть о Тебе».

Здесь все пытаются помнить об Абсолюте, о Господе, великие йоги не могут удержать идею Абсолюта в сознании. Какой-то муни медитировал на дне океана, увидел двух сношающихся рыб, выпрыгнул оттуда и сказал: «Я скоро вернусь…» Йоги, муни, медитирующие на дне океана, не в состоянии сосредоточить свой ум на Абсолютной Истине. Тогда как гопи говорят: «Ты пытаешься заставить нас заниматься йогой, но мы не можем забыть о Тебе. Мы мечтаем выкинуть Тебя из своего сознания, но не можем. Любовь к Тебе настолько сильна, настолько крепко связывает нас, что мы осознаем: мы — ее рабы. Мы даже на миг не можем представить себя без этой любви, — нам лучше умереть! Поэтому мы не можем забыть Тебя».

Гопи не могут забыть Кришну. В этом их йогические сиддхи. И вот эти гопи, переполненные сокровенной любовью, вдруг видят Кришну, Который возвращается издалека. В этот момент их сердца наполняются ликованием: «О, Кришна вернулся!» Но когда Уддхава подъезжает чуть ближе, они понимают, что это не Кришна. В этот момент любовь, «встреча» с Самим Богом порождают эмоции, возникающие на основе «тезис-антитезис». Встреча, породившая бурный прилив радости, наделяет их одновременно столь интенсивным переживанием разлуки, что первая, кто не выдерживает, — Радхарани.

 

Чувства Шримати Радхарани,
выраженные в поэзии

Она смотрит на Уддхаву, понимает, что это не Кришна, потом смотрит на шмеля и начинает обращаться к шмелю, как будто говорит с Кришной: «Ты такой же черный, как Кришна, у тебя такая же желтая мантия». Шмель летает, а Она начинает беседовать с ним. И эта поэзия, шлоки, поэзия Радхарани, обращенная к шмелю, считается одним из самых высших проявлений умонастроения любви в разлуке, которые явлены, и комментировать которую могли только Мадхавендра Пури, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатх Дас Госвами.

То, что я вам сейчас рассказываю, — антология наших учителей. Это должно быть понятно: поэзия эта для них, а не для нас. Однако мы должны знать, откуда эти шлоки, откуда все эти идеи. В «Чайтанья-чаритамрите» эти стихи очень хитро подобраны, Кришнадас Кавирадж хотя и знает, но не раскрывает всё. Нет необходимости показывать всё, достаточно намека, детали, одной крупинки, капли, чтобы понять суть. Одной капли Безграничного достаточно.

 

Острое чувство разлуки
порождает встречу

Эта беседа5 настолько глубока, однако возвышенные трансценденталисты обретут при ее прочтении свое понимание, начинающие преданные, как мы, получат свое представление — она предназначена для всех, но по уровню развития преданности.

«Зная, как горька для гопи разлука с Ним, Господь Кришна неожиданно появился среди них, облаченный в желтые одежды и украшенный гирляндой. Прекрасная, словно лотос, улыбка на Его лице была неотразима. Сам бог любви не мог не влюбиться в Него».

Это стих из «Шримад-Бхагаватам». Когда начался танец раса, Кришна внезапно исчез. Пастушек охватило столь острое чувство разлуки, что Кришна был вынужден вернуться.

……………………………………..

1↑ Вы также можете обратиться к первой и второй частям этой лекции.

2↑ «Уддхава-гита» — часть «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пураны»), включающая в себя главы с шестой по двадцать девятую одиннадцатой песни, в которых Господь Кришна дает духовные наставления Своему другу и двоюродному брату Уддхаве незадолго перед Своим уходом из этого мира.

3↑ «Мой дорогой Уддхава, ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Господь Санкаршана, ни богини процветания, ни даже Я Сам ни дороги Мне, как ты» («Шримад-Бхагаватам», 11.14.15).

4↑ Асам ахо чарана-рену-джушам ахам сйам, вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам / йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва, бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригйам — «Гопи Вриндавана отреклись от общества своих мужей, сыновей и других членов семей, от чего очень трудно отказаться, тем самым сойдя с пути целомудрия, чтобы укрыться у лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, единственной цели ведического знания. Пусть же посчастливится мне стать одним из кустарников, лиан или трав во Вриндаване, которые гопи, топча, благословляют пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

5↑ «Рамананда-самвада», беседа между Шри Чайтаньей Махапрабху и Шри Раманандой Раем, приведенная в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, восьмая глава).

Транскрипцию выполнила: Аниндита д.д.
Редактор и составитель примечаний: Традиш д.

«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая»

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Часть 4

(19 ноября 2007 года, Москва, Кисельный)

 

«Заслужить благосклонность Господа Кришны можно по-разному. Относительная важность каждого из этих трансцендентных методов будет показана с помощью их сравнения»:

кришна-праптира упайа баху-видха хайа
кришна-прапти-таратамйа бахута ачхайа1

кинту йанра йеи раса, сеи сарвоттама
тата-стха хана вичариле, ачхе тара-тама

«Это правда, что те отношения, которые связывают с Господом того или иного преданного, — для него самые лучшие. Тем не менее, изучив все методы беспристрастно, можно выделить высшие и низшие уровни любви»2.

Кришнадас Кавирадж говорит, что недопустимо измерять уровень любви матери Яшоды, гопи, иначе вы совершите оскорбления. Если некто с аналитическим умом подойдет к этой теме и начнет размышлять, кто из преданных выше, то может совершить оскорбление. Тем не менее с точки зрения татастха-вичара 3 каждый преданный на своем уровне совершенен, пурна. Мать не претендует на другие формы отношений с Господом, возлюбленные также не претендуют, но сам Господь иногда показывает, кто выше. Таково Его желание.

 «От вкуса к вкусу любовь возрастает. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом. От одной расы к другой можно видеть их постепенное развитие. В каждой последующей расе проявляются качества предыдущей, поэтому в разных расах присутствуют два, три, четыре или же все пять совершенных качеств. С увеличением числа качеств усиливается и вкус расы. Таким образом, все качества, какие только есть в шанта-расе, дасья-расе, сакхья-расе и ватсалья-расе, можно обнаружить в расе супружеской любви [ мадхурья-расе ]. Качества материальных начал — эфира, воздуха, огня, воды и земли — численно возрастают от одного до двух, трех и четырех, а в последнем элементе, земле, полностью проявлены все пять качеств»4.

Дан такой пример. Что такое материальный мир? В писаниях объясняется, что сначала возникает один элемент, к нему присоединяется второй, что порождает третий, к последнему присоединяется следующий элемент — появляется новый5. В конечном итоге рождается самый грубый элемент. Так процесс созидания идет от самого тонкого к самому грубому. Говоря о грубом, имеется в виду самое конкретное, материальное, то, что можно потрогать. Так же и расы.

Шанта-раса, когда к ней добавляется умонастроение служения, становится дасьей. Затем служение трансформируется в глубокую привязанность: между слугой и господином рушится барьер и возникает сакхья-раса — дружба. Сакхья, дружба, возрастает во все большей степени, и в ней раскрываются другие формы дружбы. Мы видим, что преданный желает покровительствовать Господу, а самое лучшее покровительство — это родительское покровительство. Далее мы видим, что высшее покровительство — это покровительство возлюбленных. Служение в нем обретает интенсивность в высшей степени.

 «От вкуса к вкусу любовь возрастает. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом. От одной расы к другой можно видеть их постепенное развитие. В каждой последующей расе проявляются качества предыдущей, поэтому в разных расах присутствуют два, три, четыре или же все пять совершенных качеств. С увеличением числа качеств усиливается и вкус расы. Таким образом, все качества, какие только есть в шанта-расе, дасья-расе, сакхья-расе и ватсалья-расе, можно обнаружить в расе супружеской любви [ мадхурья-расе6.

Пять рас присутствуют в мадхурья-расе: в ней можно различить оттенки дружбы, родительскую привязанность, сама по себе мадхурья в высшей степени интенсивна.

 «Качества материальных начал — эфира, воздуха, огня, воды и земли — численно возрастают от одного до двух, трех и четырех, а в последнем элементе, земле, полностью проявлены все пять качеств»7.

 «Чтобы достичь лотосоподобных стоп Господа Кришны, нужно развить любовь к Нему, особенно если это любовь в мадхурья-расе, супружеских отношениях с Ним. Поистине, такая любовь очаровывает самого Кришну. Так сказано в “Шримад-Бхагаватам”. Господь Кришна сказал гопи: “Чтобы снискать Мою благосклонность, необходимо служить Мне с любовью. К счастью, вы все поглощены таким служением. Те живые существа, которые служат Мне, достойны попасть в духовный мир, где им уготована вечная жизнь, исполненная знания и блаженства”. Господь Кришна некогда пообещал и останется верен Своему слову во все времена: насколько человек отдает себя служению Кришне, настолько Господь и награждает его успехом в преданном служении. [Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите (4.11):] Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. [Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи]»8.

 «Ты посвящаешь себя Мне полностью, и Я отдаю Себя полностью». Это не является сделкой. Почему? Первая идея преданности такова: отдать Господу все и получить все. Это сделка. Но гопи отдали Господу все и предпочли не получить ничего.

Это как солдат, который отправляется на войну, чтобы выиграть, вернуться домой и наслаждаться радостью, миром, и солдат, который бросается в последнюю атаку, чтобы умереть. В первом случае самопожертвование состоит в том, что после жертвы ожидается радость. Драматургия жертв многогранно представлена в искусстве…

 [Авадхут Махарадж, вспоминая фильм Стивена Спилберга «Спасение рядового Райана», рассказывает о том, как во времена Второй мировой войны немцы защищали побережье Франции на берегу Ла-Манш, а союзные войска пытались высадиться в этом месте при выполнении так называемой Нормандской операции.]

Цена любой победы — это жертва, но цена сознания Кришны — это жертва без расчета на победу. В Бхагавад-гите Господь говорит: «Насколько человек предается Мне, настолько Я вознаграждаю его. Каждый во всем следует Мне, о сын Притхи».

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

«Насколько ты предаешься Мне, настолько Я отвечаю тебе взаимностью».

эи ‘преме’ра анурупа на паре бхаджите
атаэва ‘рини’ хайа — кахе бхагавате

«В “Шримад-Бхагаватам” [10.32.22] говорится, что Господь Кришна не может достойно вознаградить Своих преданных за служение в мадхурья-расе и потому всегда остается в долгу перед ними»9.

Кришна говорит: «Я в долгу». Впервые Господь не смог рассчитаться: «Когда они предались Мне, Я понял, что соглашение “ты — Мне, Я — тебе” не пройдет. Я давно отдал Себя им, но сейчас Я в вечном долгу из-за той любви, что они проявили ко Мне».

 «Когда исчезновение Господа Кришны с места раса-лилы …»10

Постоянно идет включение в раса-лилу. Кришнадас Кавирадж являет онтологию тончайших явлений, показывает путь бхакти, но не начальные ступени бхакти, а то, как самые возвышенные чувства проявляются в раса-лиле, т. е. самые сокровенные уровни духовной реальности.

 «Хотя несравненная красота Кришны исполнена наивысшей сладости, когда Кришна находится среди гопи, Его сладость бесконечно возрастает. Поэтому любовь гопи к Кришне являет собой совершенство любви к Богу»11.

 «Хотя Всевышний, сын Деваки, — средоточие всей красоты, в окружении гопи Он кажется еще прекраснее, ибо становится подобен драгоценному камню мараката в оправе из золота и других драгоценных камней»12.

Кришна сравнивается с драгоценным камнем. Если драгоценный камень оправлен в золото и обрамлен несколькими рядами бриллиантов, он становится еще красивее. Камень имеет грани, а бриллианты подобны зеркалам, они отражают свет и отбрасывают его на камень, поэтому камень становится еще великолепнее. Золото придает благородство и совершенную форму. Камень, может быть, не столь красив, но стоит только камень оправить даже более мелкими камнями, как он становится прекрасен. Поэтому Господь Кришна сравнивается с драгоценным камнем, а гопи, Его окружение, — с бриллиантами.

……………………………………………………….

1↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.82.

2↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.83.

3↑ Татастха-вичар — беспристрастный, объективный анализ.

4↑ Йатхоттарам асау свада-вишешолласа-майй апи / ратир васанайа свадви бхасате капи касйачит // пурва-пурва-расера гуна — паре паре хайа / дуи-тина ганане панча парйанта бадайа // гунадхикйе свададхикйа баде прати-расе / шанта-дасйа-сакхйа-ватсалйера гуна мадхурете ваисе // акашадира гуна йена пара-пара бхуте / дуи-тина краме баде панча притхивите («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.84—87).

5↑ См. двадцать шестую главу третьей песни «Шримад-Бхагаватам».

6↑ Йатхоттарам асау свада-вишешолласа-майй апи / ратир васанайа свадви бхасате капи касйачит // пурва-пурва-расера гуна — паре паре хайа / дуи-тина ганане панча парйанта бадайа // гунадхикйе свададхикйа баде прати-расе / шанта-дасйа-сакхйа-ватсалйера гуна мадхурете ваисе («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.84—86).

7↑ Акашадира гуна йена пара-пара бхуте / дуи-тина краме баде панча притхивите («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.87).

8↑ Парипурна-кришна-прапти эи ‘према’ хаите / эи премара ваша кришна — кахе бхагавате // майи бхактир хи бхутанам, амритатвайа калпате / диштйа йад асин мат-снехо, бхаватинам мад-апанах // кришнера пратиджна дридха сарва-кале ачхе / йе йаичхе бхадже, кришна таре бхадже таичхе // йе йатха мам прападйанте, тамс татхаива бхаджамй ахам / мама вартманувартанте, манушйах партха сарвашах («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.88—91).

9↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.92.

10↑ В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.93) говорится: на парайе ’хам ниравадйа-самйуджам, сва-садху-критйам вибудхайушапи вах / йа мабхаджан дурджайа-геха-шринкхалах, самвришчйа тад вах пратийату садхуна — «Когда исчезновение Господа Кришны с места раса-лилы повергло гопи в отчаяние, Кришна вернулся и сказал: “Дорогие гопи, наши отношения, конечно же, свободны от материальной скверны. Я должен признать, что не в силах выплатить вам Свой долг даже за много жизней, ведь вы, просто чтобы искать Меня, разорвали семейные узы. Я не способен отблагодарить вас по заслугам, поэтому довольствуйтесь вашей собственной чистотой и честностью в делах”».

11↑ Йадйапи кришна-саундарйа — мадхурйера дхурйа / враджа-девира санге танра бадайе мадхурйа («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.94).

12↑ Татратишушубхе табхир, бхагаван деваки-сутах / мадхйе манинам хаиманам, маха-маракато йатха («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.95).

 

Транскрипцию выполнила: Аниндита д.д.
Редактор и составитель примечаний: Традиш д.

 

«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая»

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Часть 5

19 ноября 2007 года, Москва, Кисельный

 

Господь Чайтанья Махапрабху ответил:

прабху кахе, — эи ‘садхйавадхи’ сунишчайа
крипа кари’ каха, йади аге кичху хайа

«Вне всяких сомнений, в этом заключается высшее совершенство, но если ты знаешь еще что-то большее — прошу милостиво, расскажи Мне»1. Чайтанья Махапрабху, как следователь, выуживает из Рамананды одну за другой нектарные шлоки, и Рамананда постепенно открывает, двигаясь все глубже и глубже.

Рамананда ответил:

райа кахе, — ихара аге пучхе хена джане
эта-дина нахи джани, ачхайе бхуване2

«До этого дня я думал, что выше ничего нет, но сейчас, когда я с Тобой, у меня появляются еще более глубокие утверждения».

инхара мадхйе радхара према — ‘садхйа-широмани’
йанхара махима сарва-шастрете вакхани3

Он сказал: «До сих пор мне не встречался никто в этом материальном мире, кто бы стремился узнать об этих вещах, — ни один человек. О том, что лежит за пределами этой ступени совершенства преданного служения, никто еще не спрашивал, но Ты имеешь право, поскольку Ты сам Господь. И Ты хочешь, чтобы я об этом говорил, иначе об этом ни одно писание бы не провозгласило».

Инхара мадхйе радхара према — ‘садхйа-широмани’ … «Из любовных чувств, которые гопи испытывают к Шри Кришне, — продолжил Рамананда Рай, — высшее положение занимает любовь Радхарани. Поистине, величие Шримати Радхарани превозносят все богооткровенные писания». Сказано, что Ведавьяса, когда писал «Бхагаватам», ни разу не упомянул имени Радхарани. Почему? Шука в обществе майявади не упоминал Ее имени. Он говорил: «Та, которая», «Одна из возлюбленных»… Даже те, кто постиг онтологию мадхура-расы, не смогли бы понять. Поэтому Рамананда Рай сказал: «До этого дня никто не мог знать, потому что Ее имя упоминается косвенно, но теперь я не вижу необходимости в косвенных намеках — мы здесь вдвоем».

Это слишком сокровенно. Арджуна и Кришна. Рамананда Рай и Чайтанья. Все, что вы сейчас слышали, — это не Бхагавад-гита. Это сверхсубъективная Бхагавад-гита, это то, что скрыто в Бхагавад-гите. Шридхар Махарадж, когда стал медитировать на эту тему, подумал: «Арджуна и Кришна, Рамананда и Махапрабху — между ними глубокая связь. Неужели Кришна не рассказал Арджуне ничего о мадхура-расе? Не может быть». Номинально — нет. Но когда он стал смотреть [комментарии к Бхагавад-гите] Вишванатхи [Чакраварти Тхакура] и Баладева [Видьябхушана]… Если я вам сейчас скажу, например: «Откройте, компьютер, интернет, зайдите на сайт». Что это будет означать?

Человек, который не знает, что такое компьютер — ему скажут: «Зайдите на сайт!», — он откроет его и наступит ногой на него. Это всего лишь некие слова. Что значит «откройте интернет», что значит «зайдите на сайт»? Так же и здесь: что это значит? что значат все эти слова? что значит то или иное? Речь не идет о каких-то мирских вещах. Речь идет о неких очень тонких явлениях — науке о любви к Богу. Поэтому лишь только тот, кто обладает пониманием того, что это такое, в состоянии оценить это. В противном случае это не станет приоритетом живых существ этого мира.

йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха
сарва-гопишу саиваика вишнор атйанта-валлабха

«Радха необычайно дорога Шри Кришне, и так же дорого Ему место Ее омовения [Радха-кунда]. Из всех гопи Шримати Радхарани — самая лучшая и самая любимая гопи Кришны»4.

Понимаете, что такое Радха-кунда? Многие русские преданные, прочитав наставления о том, что нужно приехать в Индию, омыться в Радха-кунде, совершают ванные церемонии на берегу Радха-кунды. Говорят: «Смываем грязь, каму!» — «Чем смываете, ребята, «Head & Shoulders»?» — «Да нет, божественной любовью». Кришнадас Кавирадж [говорит, что] это не шутка, это — оскорбление. Оскорбление — думать так, мыслить так, но — аджната джнана тамах — «Они не знают об этом, — говорит Кришна, — они не знают, куда пришли».

Им кажется, что они зашли в этот мир, им кажется, что они видят воду Н2О, они не понимают, что это кришна-према-сварупа — сама Радхарани в своей концентрированной форме, это — Ее любовь. Как у каждой дамы есть особая шкатулочка с чем-то ценным или баночка с духами, так же самая сокровенная сокровищница божественной любви — там, на Радха-кунде, — в ней сосредоточена кришна-према. Таким образом, Радха-кунда — это кришна-према в неограниченном количестве. Одной капли достаточно.

Когда Махапрабху пришел, никто даже не знал, где Радха-кунда. Но однажды Он нашел на рисовом поле небольшой заросший пруд и закричал: «Радха-кунда!», и побежал к нему, бросился в него. Никто не знал. Пятьсот лет тому назад еще никто не знал, что такое Радха-кунда. Здесь, опять же, нужно понять: пока вайшнавы не пришли во Вриндаван, хотя там местные браджа-баси что-то гордо утверждают, — никто ничего не знал. Знали, что это место — Вриндаван. Может быть, что-то знали: место рождения Кришны. Все остальное открыли Госвами: где проходила раса-лила, например. Божества также, которые по пять тысяч лет лежали в земле, нашли наши учителя.

Вопрос: Если это сама кришна-према, то почему кому-то хватает одной капли?

Авадхут Махарадж: Если ты знаешь, что такое бриллианты, и можешь оценить их, тебе хватит одного камня. Но если же для тебя бриллианты ничем не отличаются от стекляшек, то ты можешь чесаться ими, например. Речь идет не только о ценности объекта, но и о твоей способности воспринять эту ценность. Бриллиант — очень сильный объект. Ты разбираешься в бриллиантах? Существуют миллионы оттенков, катов [cut]. Это целая наука. Чтобы выучиться на оценщика бриллиантов, необходимо постичь целую науку. Ты знаешь, из чего складывается их цена? Камни, схожие по внешнему виду, могут стоить совершенно разные деньги. Внешне ты не определишь, надо быть очень большим экспертом, чтобы понять, какие включения, какой cut, нужное ли количество граней в бриллианте — это целая наука. Если же ты придешь на рынок мировой торговли бриллиантами в Нью-Йорке, и там поймут, что ты лох, тебе продадут стеклянный камень.

Вопрос: Но ценить некий камень — это же не значит стать этим камнем?

Авадхут Махарадж: В духовном мире — значит. Ты соприкасаешься с тем, что ценишь в этом мире. Важна твоя способность оценивать определенные вещи. Например, кто может оценить литературу, драматургию или музыку? Большинству людей нравятся самые простые мелодии («ту-па-па»). Послушай радио: «Полет шмеля» — это уже слишком сложно — «Выключите!» Должны быть три ноты и больше стенаний. Вся поп-культура построена на трех нотах. Но более тонкие вещи уже требуют экспертизы. Простой человек не может классическую музыку даже выдержать.

С другой стороны, есть хороший пример. Концлагерь, подземный завод, освобождают заключенных, и, чтобы успокоить толпу людей, включают Шуберта. В Питере Шостакович во время блокады пишет симфонию по заказу Сталина. Есть очень мощные вещи. Такие фильмы как «Барака», «Койяанискаци»5 не показывают «ту-па-па». Там показывают нечто потрясающее. Слышали «Реквием»? Если нужно показать некое возвышенное духовное переживание, достаточно включить «Реквием» и просто свет на экране… Есть известные приемы кинематографистов. «Реквием» — нагнетающая музыка, хор, свет — и человек. Все.

В общем, это используют разные драматурги — даже Полунин это использует. Когда я смотрел его шоу, я понял, какие сантименты он использует. Каждый из сантиментов, который рождается, пробуждает определенное духовно-психологическое состояние. Есть знаки, которыми можно пробудить определенное психологическое состояние. Если ты этими знаками владеешь — в драматургии, например, — ты можешь человека заставить сопереживать. Это очень тонкие знаки — целая наука в материальном мире, а в духовном мире — это вообще тончайшая наука.

Это для посвященных. Недаром эта наука требует определенного посвящения, введения. Ты приезжаешь на Радха-кунду и начинаешь там мыться с мочалкой — «Я очищаюсь». Но как ты можешь очищаться, загаживая? Очищение требует определенного подхода, это процесс. Мы не говорим о том, что эти люди плохие — просто им никто ничего не объяснил. Сказано, что во Вриндаван нет смысла приезжать самому по себе. Есть сталкеры. Когда мы идем на Радха-кунду в конце парикрамы — как ни странно, последние четыре-пять групп, которые я вожу, я даже никогда не звоню Гопалу, нашему панде на Радха-кунде, он просто сам появляется. Гопал, живущий на Радха-кунде, — ученик Говинды Махараджа. Он — панда Гаудия Матха. По его лицу видно, что он трансцендентная личность. Когда мы идем на Радха-кунду, все последние годы я его там встречаю. «О, Харибол! Я к тебе хотел зайти!» А он сидит уже, ждет нас.

Ты не можешь войти в этот мир без проводника. Как ты зайдешь в королевский дворец или Эрмитаж — ну что ты там увидишь без экскурсовода? Должен быть кто-то, кто тебя введет, объяснит ценности. Если ты не знаешь об этом — ты ничего не поймешь.

…………………………………………………..

1↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.96.

2↑ «До этого дня я не знал никого в этом материальном мире, кто мог бы спросить о чем-либо за пределами этой стадии совершенства преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.97).

3↑ «Среди любовных отношений гопи, — продолжал Рамананда Рай, — любовь Шримати Радхарани для Шри Кришны наиболее ценна. Действительно, слава Шримати Радхарани высоко ценится во всех священных писаниях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.98).

4↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.99.

5↑ Koyaanisqatsi, «Жизнь, выведенная из равновесия», — документальный фильм Годфри Реджио.

Транскрипцию выполнил: Динанатх д.
Редактор и составитель примечаний: Традиш д.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.