Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?

2019-12-21 229
Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?

 

Вступление

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.


Саади (великий персидский писатель и мыслитель)

 

Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

 

Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося.

Изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень востребованным. Не случайно в школе уже не обойтись без помощи психолога, который может грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.

Но не всегда учитель и классный руководитель может обратиться к психологуОбратимся к словарю и рассмотрим термины, которые необходимы для понимания проблемы «конфликтная ситуация».

 

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +ИНЦИДЕНТ.

 

Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны в педагогической деятельности.

Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.

 

Психологи утверждают, что конфликт в педагогике - это   противоречие, вызванное несоответствием уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Конфликтная ситуация является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития.

 

Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны  в педагогической деятельности.

 

Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.

Рассмотрю два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.

 

Конфликт «учитель-ученик»

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.    

В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.

 

Вывод

Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это профессиональная обязанность учителя.

Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе.

Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности. 

 

 

Заключение

Характеристика конфликта.

Отрицательные стороны: Трата времени, нервов, некоторых материальных средств. Разрыв отношений, часто даже насилие, как над собой, так и над окружающими, унижение и прочие «радости» общения.

Положительные стороны:

Конфликт ведет к пересмотру взглядов, устранение тех проблем, которые вызывают конфликт. В споре рождается истина.

Суть конфликта: Любая победа временна, долгосрочна только решение имеет время. Т.е внешняя победа в конфликте это не результат его разрешения, а вот каковы будут дальнейшие отношения после, конфликта зависит от стиля поведения в конфликте.

Стили разрешения конфликтов

Разрешение конфликта, по мнению, К. Томаса зависит от типа поведения в конфликтной ситуации. Он предложил применить двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими изменениями в которой являются кооперация, связанная с влиянием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликта: 0

1.Стиль конкуренции – этот стиль весьма активен, конфликтные стороны идут к разрешению конфликта своим собственным путем. Участник конфликта не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Например, ученик конкурирует с другими учениками за место на какой-либо олимпиаде и их формы общения с друг с другом строятся по типу конкуренции.

2.Стиль уклонения – реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Например, у вас трудный день, а решение проблемы может принести дополнительные неприятности, соответственно вы пытаетесь уйти от решения конфликта или проблемы.

3.Стиль сотрудничества – следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Например: даже, если у учителя и ученика произошел конфликт, то учитель все равно общается с учеником, с которым требуется определенное сотрудничество.

4.Стиль компромисса – вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека.

5.Стиль приспособления – он означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль нужно применять только в тех случаях, если вас не особенно волнует случившееся, если вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми.

Классификация конфликта.

Личностные – между одним человеком и группой людей (например, Вася любит слушать Реп, а весь остальной класс Металл).

Межличностные – между двумя людьми (например, девятиклассница Таня красит ногти во время урока, а учительнице Марье Ивановне это почему-то не нравится).

Групповые – между разными людьми в какой-то одной группе (например, половина 10 «Б» болеет за ЦСКА, половина – за «Спартак», и после уроков они собираются выяснить какая команда лучше).

Межгрупповые – между разными группами людей (например, между фанатами «Спартака» и «Динамо»).

Внутренние – то есть «внутри» одного человека (например, хочется покурить и одновременно бросить это дело).

В первичных группах конфликты по степени проявления разделяются на кратковременные (случайные) и затяжные (хронические) скрытые, открытые

По источникам возникновения – деловые и эмоциональные конфликты.

По объему конфликты делятся на глобальные и парциальные.
По уровням взаимодействия различают «вертикальные» и «горизонтальные»
конфликты. «Горизонтальные» – взаимоотношения равных по своему
должностному статусу оппонентов, а «вертикальные» – столкновение разных по должности людей или групп.

Конфликты делятся позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные). Позитивная роль конфликтов состоит в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива.

Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно

обусловленных характером выполняемой работы (например, творческий конфликт идей). Схема видов конфликтов представлена в приложении 7, рисунок 1

Практическая часть.

Цель: исследование причин конфликтных ситуаций и выявление типичных форм поведения в конфликтных ситуациях.

Инструменты: 1) социологический опрос «Л.Г. Борисова, А.Н. Дахин: Исследовательский реферат. www.Referatik.Ru»

(бланки опроса представлены в приложении №1 рисунок 1-3)

2) тест Томаса «Психологические тесты. Том 2. Под редакцией А.А. Карелина. 1999 год»

(бланк в приложении №1 рисунок4)

Анализ:

Причины конфликтных ситуаций:

Социологический опрос проведен среди учеников, учителей и родителей. Важно было бы рассмотреть видение причин конфликтных ситуаций 3 участников образовательного пространства: учеников, учителей и родителей.

В данном социологическом опросе выясняется видение собственной успеваемости для того, чтобы проанализировать влияние успеваемости на частоту и причины конфликта. Исследования проводились на учащихся 7-11 классов.

Представленные в результате анкетирование в опросе 13 причин и поводов конфликта можно разделить на 3 группы:

1) выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося.

2) отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности.

3) поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным «Я», защита круга

Ученики:

Рассмотрение причин конфликтных ситуаций проводилось с помощью социологического опроса

Данные взяты из аналитической таблице, приложение 2.рисунок 1,

Практически по всем причинам и поводам конфликтов юноши лидируют; они, может быть, этого и следовало ожидать, доставляют учителям больше беспокойства, чем девушки. О том, что «Конфликтов практически не бывает», сообщили всего 5% юношей, среди девушек — неконфликтующих оказалось столько же (5%). юноши-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов чаще.

И девушки и юноши отметили, что наиболее частая причина конфликтных ситуаций с учителями является то, что учителя ставят им несправедливые оценки. А наиболее редкой причиной является курение и тому подобное.

Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?

 

Вступление

Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.


Саади (великий персидский писатель и мыслитель)

 

Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

 

Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося.

Изучение конфликтов – их появление, развитие, причины, разрешение – становится очень востребованным. Не случайно в школе уже не обойтись без помощи психолога, который может грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию.

Но не всегда учитель и классный руководитель может обратиться к психологуОбратимся к словарю и рассмотрим термины, которые необходимы для понимания проблемы «конфликтная ситуация».

 

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту. Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +ИНЦИДЕНТ.

 

Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны в педагогической деятельности.

Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.

 

Психологи утверждают, что конфликт в педагогике - это   противоречие, вызванное несоответствием уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Конфликтная ситуация является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития.

 

Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны  в педагогической деятельности.

 

Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.

Рассмотрю два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.

 

Конфликт «учитель-ученик»

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.    

В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.