Использование задач на построение для развития логического мышления школьников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Использование задач на построение для развития логического мышления школьников

2019-12-20 196
Использование задач на построение для развития логического мышления школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 специальность 5В010900 – «Математика»

 

Петропавловск, 2015

Приложение 2

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанский государственный

университет им. М. Козыбаева

Факультет информационных технологий

Кафедра «Математика и информатика»

 

 

Допущена к защите                       

«___»____________ 201 5 год        а     

Зав едюущий к афедрой

___________ Ф.И.О.                   

 

ДИПЛОМНАЯРАБОТА

 

На тему: «Использование задач на построение для развития логического мышления школьников»

 

 

специальность 5В010900 – «Математика»

 

 

Выполнил(а)

Студент(ка) группы М(о)-11                      И.И. Иванов

Научный руководитель

К.п.н., доцент                                                  П.П. Петров

 

Петропавловск, 2015

Приложение 3

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

На тему «Использование задач на построение для развития логического мышления школьников»

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………………………….3

1 Теоретические основы развития логического мышления школьников в обучении математике…………………………….5

1.1 Логическое мышление и психолого-педагогические основы его развития………………………………….….…..5

1.2 Задачный подход в обучении математике…………………………………………………...13

1.3 Задачи на построение как средство развитие логического мышления учащихся………………………………………...20

2 Методика обучения решению задач на построение, направленная на развитие логического мышления школьников…………………………………………….29

2.1 Различные методы решения задач на построение в школьном курсе математики…………………………….….29

2.2 Методические рекомендации по использованию задач на построение для развития логического мышления учащихся……………………….……………………………..40

2.3 Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента…………………………………………………51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………...58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….60

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………...62

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………...64

Приложение 4

ПРИМЕР ВВЕДЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

На тему «Использование задач на построение для развития логического мышления школьников»

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в школе. В это время закладываются основы интеллектуального развития, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у школьника логического мышления как важнейшего фактора, обеспечивающего эффективность его обучения в школе и дальнейшего образования, успешность в профессиональной подготовке и жизни.

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского [6], Д.Н. Богоявленского [8], Л.С. Выготского [10], Н.А. Менчинской [29] и других.

Педагогические аспекты развития логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского [4], В.П. Беспалько [5], В.В. Давыдова [12], Е.Н. Кабановой-Меллер [21], В.Ф. Паламарчук [34] и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по различным аспектам развития логического мышления, данную проблему нельзя считать решенной. В большинстве педагогических работ по этой тематике большое внимание уделяется формам, методам, средствам развития логического мышления школьников и незначительное – педагогическим условиям их применения в реальной образовательной практике обучения математике. Усиление развивающей математического образования Методисты-математики В.А. Гусев [11], В.А. Далингер [13], А.А. Окунев [30], Д. Пойа [35] и др. связывают с организацией дополнительной работой над задачей. Задачи на построение в силу своей специфики позволяют организовать разнообразную по содержанию и структуре учебно-познавательную деятельность учащихся и в этой связи имеют значительный развивающий потенциал.

Между тем практика реального учебного процесса показывает, что целенаправленным подбором задач, а также организацией специальной работы над задачей, направленной на развитие логического мышления учителя занимаются эпизодически и испытывают при этом различного рода затруднения. Все выше сказанное определяет актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс обучения геометрии учащихся общеобразовательных школ, ориентированный на развитие мышления.

Предмет исследования: использование задач на построение как средства развитие логического мышления школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможность и эффективность развития логического мышления учащихся посредством использования задач на повторение.

Гипотеза исследования: развитие логического мышления школьников на основе задач на построение будет более эффективным, если:

–  созданы педагогические условия, в контексте которых внимание акцентировано на развитии логического мышления, обеспечении мотивации учащихся к освоению логических операций;

–   методика работы с задачами на построение будет выстраиваться на основе принципов деятельностного подхода.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) выявить сущность и особенности логического мышления и обосновать необходимость целенаправленной работы учителя по формированию логических качеств мышления учащихся в процессе обучения математике;

2) обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих акцент деятельности учителя по развитию логического мышления учащихся в ходе обучения математики;

3) раскрыть значение каждого этапа решения задач на построение для развития логического мышления школьников;

4) разработать методику обучения решению задач на построение, ориентированную на развитие логического мышления учащихся и проверить ее эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

–  психологические исследования по проблемам развития логического мышления (П.П. Блонский [6], Д.Н. Богоявленский [8], Л.С. Выготский [10], Н.А. Менчинская [29] и др.);

– педагогические концепции развития логического мышления школьников (В.М.Андреев 2[], Ю.К. Бабанский [4], В.П. Беспалько [5], В.В. Давыдов [12], Е.Н. Кабанова-Меллер [21], В.Ф. Паламарчук [34] и др.);

–  концептуальные идеи по теории и методике применения логических задач и упражнений в педагогической практике (А.П. Бойко [9], А.З. Зак [18], С.Г. Яковлева [52] и др.);

– дидактические концепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению школьников (В.П. Беспалько [5], В.В. Давыдов [13], П.И. Пидкасистый [35], В.В. Сериков [38] и другие).

 Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

– теоретические(анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта);

– эмпирические(наблюдение за ходом учебного процесса, анкетирование учителей и учащихся; педагогический эксперимент).

Научная новизна исследования состоит в:

– анализе этапов решения задач на построения, как основы развития логического мышления учащихся;

– разработке авторской методики обучения решению задач на построение, ориентированной на развитие логического мышления школьников.

Практическая значимость исследования  заключается в направленности его результатов на совершенствование работы  учителей математики по развитию логического мышления учащихся при решении задач на построение. Материалы исследования, могут быть использованы в практике подготовки студентов образовательной специальности «Математика», в системе переподготовки и повышения квалификации учителей математики.

Положения, выносимые защиту:

– процесс развития логического мышления учащихся эффективно реализуется на каждом этапов решения задач на построения;

– деятельностный подход позволяет разработать методику обучения решению задач на построение, ориентированную на развитие логического мышления учащихся.

Структура работы определена логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (53 источника), приложения, содержит 4 таблицы и 23 рисунка.

Приложение 5

ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.