Рванова А. С. , шмигирилова И. Б. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Рванова А. С. , шмигирилова И. Б.

2019-12-20 235
Рванова А. С. , шмигирилова И. Б. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. КОЗЫБАЕВА

 

РВАНОВА А.С., ШМИГИРИЛОВА И.Б.

 

Методические указания по выполнению дипломных работ

Специальность 5В010900 «Математика»

 

г. Петропавловск

2015 г.

Рецензент

Чугунова А.А., к.п.н., доцент

 

Разработчики:

1. Рванова А.С., к.п.н., доцент

2. Шмигирилова И.Б., к.п.н., доцент

 

Защита дипломной работы является существенной частью итоговой государственной аттестации специальности 5В010900 «Математика». В методических указаниях изложены основные этапы подготовки дипломных работ – от выбора темы до защиты. Освещаются вопросы содержания структурных частей дипломной работы и их оформления. Методические указания предназначены для студентов специальности 5В010900 «Математика» очной и заочной форм обучения.

 

Система менеджмента качества СКГУ им. М.Козыбаева

сертифицирована на соответствие требованиям ISO 9001:2008

Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности 5В010900 «Математика» утверждены на заседании учебно-методического совета университета

 

протокол № 9 " 28 "  05  2014 г.

 

Председатель УМС           ____________________            А.Т. Мухамеджанова

                                                                  (подпись)                                                        (ФИО)

 

 

Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности 5В010900 «Математика» рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседаниях:

 

Учебно-методического совета факультета информационных технологий

 

протокол № __ 5 ____ "_ 19 _" 05  2014 г.

 

Председатель УМС факультета

 

_____________________                ___ Б.Е. Батыров _

            (подпись)                                                  (ФИО)

Кафедры «Математика и информатика»:

 

 протокол № __ 9 __ "__ 16 __" __ 05 __ 2014 г.

 

Заведующий кафедрой

 

_____________________               __ А. Таджигитов ___

            (подпись)                                                  (ФИО)

Содержание

1. Общие сведения………………………………………..4

2. Содержание и структура дипломной работы………..6

3. Язык и стиль научной работы……………………….11

4. Порядок выполнения дипломной работы………….15

5. Организация работы с научной литературой………

6. Оформление дипломной работы…………………....16

7. Подготовка к защите и защита дипломной работы……………………..……………………………………23

8. Критерии оценивания дипломной работы…..…….26

9. Рекомендуемая литература……………………….....28

10. Приложения………..………………………………...29

 

 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

 

Защита выпускной квалификационной работы в соответствии с бакалаврской ступенью высшего профессионального образования (далее – дипломной работой по специальности), которая является итоговой формой учебной и научно-исследовательской работы студента на завершающем этапе обучения в университете.

Дипломная работа завершает подготовку специалиста по математике и теории и методике обучения математике, показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по своей специальности.

Выполнение дипломной работы способствует:

· углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний;

· развитию практических умений в проведении исследований;

· совершенствованию методических навыков в самостоятельной работе с источниками информации и программно-техническими средствами;

· освоению дополнительного теоретического материала и накоплению практического опыта по направлению будущей деятельности;

· совершенствованию профессиональной подготовки;

· овладению методологией исследования.

Цели дипломной работы:

1) систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности и применение их при решении конкретных математических задач или задач методики преподавания математики;

2) развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;

3) выяснение подготовленности студента к самостоятельной работе в условиях современного производства, науки, техники, культуры, а также уровня его профессиональной компетенции.

В дипломной работе студент должен показать:

1) прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

2) умение изучать и обобщать литературные источники, материалы экспериментальных и теоретических исследований, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

3) навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

4) навыки моделирования и проектирования, в том числе и педагогического, в случае выполнения работы по теории и методике обучения математике.

Дипломная работа (проект) представляет обобщение результатов самостоятельного изучения и исследования актуальной проблемы конкретной специальности соответствующей отрасли науки.

Конкретная тематика дипломных работ должна отвечать следующим требованиям:

·  соответствовать задачам подготовки специалистов;

·  учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;

·  приобщать студентов к работе над проблемами, которые актуальны в современной социально-экономической ситуации;

·  учитывать разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты работы в научном студенческом обществе.

Дипломная работа (проект) выполняется под руководством научного руководителя и должна отвечать одному из следующих требований:

·  обобщение результатов исследований, проектных решений, проведенных учеными, аналитиками, практиками: инженерами, конструкторами, менеджерами, экономистами;

·  содержать научно обоснованные теоретические выводы по исследуемому объекту;

·  содержать научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение конкретной задачи.

Общими требованиями к дипломной работе являются:

1) целевая направленность;

2) четкость построения;

3) логическая последовательность изложения материала;

4) глубина исследования и полнота освещения вопросов;

5) убедительность аргументации;

6) краткость и точность формулировок;

7) конкретность изложения результатов работы;

8) доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

9) грамотное оформление.

Дипломная работа выполняется на основе изучения и анализа литературы по рассматриваемой проблеме (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, лекционных курсов, журналов, в том числе на иностранных языках, нормативной литературы и др.).

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

 

Структурными элементами дипломной работы являются:

1) обложка;

2) титульный лист;

3) задание на выполнение дипломной работы;

4) аннотация;

5) содержание;

6) введение;

7) основная часть;

8) заключение и выводы;

9) список использованных источников;

10) приложения.

 

2.1. На обложке приводятся следующие сведения:

·  наименование организации, где выполнена дипломная работы (проект),

·  фамилия и инициалы студента,

·  наименование темы дипломной работы (проекта),

·  вид работы – дипломная работа (проект),

·  шифр и наименование специальности,

·  город, год.

2.2. Титульный лист является первой страницей дипломной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводятся следующие сведения:

·  наименование организации, где выполнена дипломная работы;

·  наименование кафедры, на которой выполнялась дипломная работа;

·  ограничительный гриф (при его необходимости);

·  утверждающая подпись заведующего кафедрой;

·  вид работы ‒ дипломная работа;

·  Название темы дипломной работы;

·  шифр и наименование специальности;

·  слева ‒ слово «выполнил», справа напротив указывается фамилия и инициалы студента;

·  строкой ниже пишется «научный руководитель» и указываются фамилия и инициалы, ученая степень, ученое звание, другие регалии руководителя;

·  город, год.

Примеры оформления обложки и титульного листа приводится соответственно в приложениях 1 и 2.

2.3. Аннотация.

Аннотация должна быть изложена в кратком виде, в объеме до ¼ машинописной страницы на трёх языках, отражать цель и объект дипломного исследования, полученные результаты и новизну, цель и методы дипломного исследования.

2.4. Содержание.

Содержание выполняет две функции: дает представление о структуре и тематической направленности работы, а также помогает найти в работе нужное место.

Содержание дипломной работы включает введение, порядковые номера и наименования всех разделов, подразделов, заключение, список использованной литературы и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.

К структуре работы, отраженной в содержании, предъявляется требование правильной логической субординации темы всей работы и названий глав и разделов. Название ни одной из частей не должна полностью совпадать с темой всей работы. Тема работы должна быть шире каждой из глав, а название каждой главы – шире каждого из составляющих ее разделов. Все последовательные структурные элементы должны представлять конкретные шаги раскрытия темы. Примеры содержания и оформления дипломных работ приведены в приложении 3.

2.5 Введение.

Функциональное назначение введения состоит в подготовке к восприятию основного текста, вовлечению в проблематику работы. Поэтому во введении необходимо обосновать выбор темы, определяемый ее актуальностью, степень ее разработанности, сформулировать проблему и круг вопросов, необходимых для ее решения; определить объект и предмет исследования, сформулировать цель работы, гипотезу исследования, поставить конкретные задачи, выделить научную новизну и практическую значимость, определяемые целью. В дипломной работе должен быть отражены теоретико-методологическая основа, методы исследования, основные положения выносимые на защиту, результаты апробации и внедрения работы, объём, структуру. Фразу «Положения, выносимые на защиту» можно заменить словами «На защиту выносится». Пример введения приведен в приложении 4.

Научная проблема есть результат глубокого изучения практики и научной литературы, характеризует реальное движение познавательного процесса и фиксирует его разногласия на определенном этапе развития науки. В научном исследовании необходимо выделить проблему как «поле» поиска, базовые знания и средства их практической реализации.

Обоснования актуальности проблемы предусматривает ответ на вопрос – важна ли проблема на современном этапе. Для этого необходимо освещение нескольких позиций, в частности ссылки на документы, в которых определяются социальные заказы в сфере образования и его практических потребностей, которые характеризуются недостаточностью тех или других научных знаний, которые требуют решения. Освещая актуальность работы, студен должен сжато показать, какие задачи стоят перед педагогической наукой и практикой в выбранной области в конкретных социально-экономических условиях развития общества, что сделано педагогами в данной области и что не раскрыто, но предполагается исследовать.

Актуальность исследования пишется по плану:

· значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения;

· степень разработанности проблемы в науке, указать на недостаточно разработанные аспекты;

· недостатки, наблюдаемые в школьной практике, которые необходимо устранить или потребности школьной практики, которые нужно удовлетворить

Объект научного исследования ‒ это совокупность связей, отношений и качеств исследуемого явления или общая сфера поиска, который находится в поле зрения исследователя.

Предмет исследования более конкретный и включает в себя аспект (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит непосредственному изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте.

Между объектом и предметом в научном исследовании существует взаимозависимость, как между целым и его составным, где целое осознается как объект, а его часть - как предмет. Поскольку один и один и тот же объект может исследоваться в нескольких аспектах, то их выделение и составляет предмет исследования.

Чаще всего предмет исследования совпадает с темой или они очень близки по звучанию. Например, в исследовании по теме «Развитие познавательного интереса на уроках геометрии как условие формирование математического мышления школьников» объектом является процесс формирования математического мышления школьников, а предметом –формирование математического мышления школьников на уроках геометрии на основе развития познавательного интереса

За выявлением объекта и предмета исследования в дипломной работе следует выдвижение цели. Исследовательское целеполагание – это выбор наиболее оптимальных способов преобразования существующего положения педагогической действительности в новое, искомое, в желаемое будущее. Педагогическая цель – это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности.

Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь. При формулировании цели исследование необходимо ответить на вопрос: какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?

Варианты формулировки цели:

· разработка научно-методических основ формирования у школьников…;

· выявление, обоснование и экспериментальная проверка методики формирования (развития)…;

· обоснование содержания, форм, методов и средств развития пространственного мышления школьников при изучении темы «…»;

· определение и разработка методики формирования … в процессе изучения алгебры в 8 классе;

· разработка требований, критериев, формирования систем математических задач, направленных на развитие учебно-познавательной компетенции.

Гипотеза ‒ обоснованное предположение о возможных средствах разрешения определенной проблемы. Лишь при условиях изучения характерных особенностей исследуемых явлений можно высказать гипотетическое положение, которое требует дальнейшей проверки.

Гипотеза выдвигается в случае существования проблемы. Ценность гипотезы определяется нестандартностью, несоответствием известным знаниям.

В зависимости от того, что хочет доказать автор, отбираются и обобщаются эмпирические факты, очерчиваются пути их изучения и дополнения, направляются ход и методы поисковой работы. Гипотеза не возникает в сознания исследователя спонтанно, она является результатом глубокого осознания теоретических работ и опыта практической деятельности в той или другой области науки.

Гипотеза организует процесс исследования, определяет его логику и результат.

Процесс развития гипотезы проходит несколько этапов:

· изучения объекта исследования путем накопления эмпирических и теоретических знаний, выделения на их основе гипотетически новых знаний о нем;

· избрания исследовательских приемов ради доказательства сформулированной гипотезы;

· доказательство (или опровержение) гипотезы, ее уточнение и убеждение в ее истинности.

Гипотеза должна отвечать таким требованиям:

· обоснованность;

· соответствие научным знаниям;

· четкость и конкретность.

Способом проверки гипотезы есть практика, которая подтверждает или опровергает гипотетические суждения. Во время исследования иногда выдвигают несколько гипотез, одна из которых окажется верным предположением.

Гипотезы, которые в ходе исследования оказываются ошибочными, также оказывают содействие накоплению опыта исследователя, который в дальнейшем будет более внимательным.

Примеры гипотез.

1. Развитие пространственного мышления учащихся будет эффективным если:

· содержание и структура комплекса задач будут учитывать типы оперирования пространственными образами;

· методика работы с комплексом задач будет выстраиваться на основе принципов деятельностного подхода.

2. Комплекс задач будет обеспечивать развитие пространственного мышления учащихся если:

· содержание и структура комплекса задач будут учитывать принципы наглядности, вариативности и использования жизненного опыта учащихся;

· методика работы с комплексом задач будет выстраиваться на основе принципов деятельностного подхода.

3. Обучение решению дробно-рациональных уравнений будет продуктивным если обеспечивается:

· системный подход в формировании учебных умений, определяющих процесс решения дробно-рационального уравнения;

· деятельность учащихся на основе принципов дифференцированного обучения.

Задачи исследования – это иерархически организованная последовательность действий. Цель и задачи научного исследования находятся во взаимозависимости одна от другой и состоят в нахождении тех явлений и законов, по которым они функционируют.

Формулировка задач отвечает на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута и гипотеза проверена?

По вопросу формулировки задач мнения педагогов расходятся.

А. М. Новиков предлагает два варианта формулировки задач исследования:

· –в виде относительно самостоятельных этапов исследования;

· –в виде относительно самостоятельных, законченных частей исследования.

Разница заключается в том, что в первом варианте просматривается этапная, временная структура построения задач – каждая последующая задача может решаться на основе предыдущей. Второй вариант является более сложным. Здесь задачи выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования в целом и как частные подцели по отношению к общей цели исследования, заданные в конкретных условиях, определенных сформулированной гипотезой.

В. И. Загвязинский выделяет 3 группы задач:

·  историко-диагностическая группа связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

·   теоретико-моделирующая группа связана с выявлением сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления, факторов и способов его преобразования;

·  практически-преобразовательная группа – с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педпроцесса, определением ведущих и корректирующих условий предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

В любом случае, последовательность верно поставленных задач определяет «маршрут» поиска, уточняет, что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования. Формулирование задач и выстраивание их в последовательность проводится путем выяснения того, что нужно узнать, установить для реализации цели (получения результата).

В описание теоретической основы исследования включают:

· теории или основные положения теорий…;

· концепции…;

· труды (работы) в области …;

· нормативные документ.

Методологическая основа исследования включает в себя перечисления подходов к решению проблемы исследования.

Методы исследования подразделяются на:

·  теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, нормативных документов. теоретическое моделирование;

·  эмпирические: наблюдение, анализ передового педагогического опыта, беседы с учителями и учащимися, анкетирование, метод экспертных оценок, эксперимент.

·  статистические: статистический анализ, обработка и интерпретация результатов исследования.

Довольно важными характеристиками научного исследования является новизна полученного знания и его значения для науки и практики.

Научная новизна ‒ понятие, которое связывает субъективные и объективные моменты, которые выражают отношение исследователя к результату. Формулирования научной новизны предусматривает определения уровня, весомости среди научных фактов и значимости как типа нового знания, концепции, методики, рекомендаций, которые раньше не имели аналогов в науке и практике.

При формулировании научной новизны необходимо ответить на вопрос: что сделано из того, что другими не было сделано ранее, какие результаты получены впервые?

Научная новизна дипломного исследования может заключаться в:

·  создании авторского комплекса задач …;

·  разработке модели …;

·  применении авторского подхода к систематизации задач по теме …;

·  уточнении понятия…;

·  разработке авторских рекомендации …;

Практическая значимость характеризуется реальными сдвигами в обучении, достигнутыми благодаря внедрению в учебную практику результатов исследования. Формулирование практической значимости раскрывает ответ на вопрос о том, какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Положения, выносимые на защиту. Чтобы такие положения действительно могли служить показателями качества ведущейся исследовательской работы, нужно, чтобы они представляли собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит в «чистом» виде то спорное, неочевидное, что нуждается в защите, и что поэтому нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями. Нуждается в защите определенное утверждение, а не простая констатация фактов.

Пример положений, выносимых защиту, приводится ниже.

·  Обучение решению квадратных уравнений целесообразно строить на основе поэтапного формирования учебных умений учащихся.

·  Разработанный комплекс упражнений по теме «Квадратные уравнения» способствует повышению уровня усвоения учебного материала без дополнительных затрат учебного времени.

Фразу «Положения, выносимые на защиту» можно заменить словами «На защиту выносится». В этом случае далее будет следовать перечень результатов исследования.

Приведем пример.

На защиту выносится:

·  требования к комплексу задач, направленному на…;

·  комплекс задач по теме …, ориентированный на…;

· методические рекомендации по использованию комплекса задач по теме … для развития…;

2.6. Основная часть

Дипломная работа содержит, как правило, две главы, каждая из которых в свою очередь делится на 3-4 раздела (параграфа).

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к их решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения анализа состояния вопроса в конкретных условиях.

Вторая глава носит исследовательский, практический характер. В ней дается характеристика объекта исследования, на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития вопроса. В работе по методике преподавания математики необходимо осветить реальную ситуацию складывающуюся в школе или в вузе, отразить существующие недостатки и причины, их обусловившие, наметить пути их возможного устранения. Студент разрабатывает предложения по применению данной методики исследования, излагает основные результаты. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.

Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы с сохранением внутреннего единства работы.

2.7. Заключение

В заключении необходимо резюмировать содержание работы, выгодно подчеркнуть ее преимущества, одновременно сглаживая ее недостатки. В сжатой форме указываются основные положения теоретического и практического характера, к которым пришел автор в результате проведенных исследований, даются краткие выводы и рекомендации по результатам дипломной работы и их оценка.   Заключение дипломной работы обязательно должно содержать итоговую оценку работы с точки зрения соответствия заданию. Для этого в заключении необходимо отразить полноту реализации выдвинутых задач, а также возможные направления дальнейшей работы по теме.

 В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно или по пунктам и должны соответствовать целям дипломной работы и отражать основные выводы по теории вопроса или по проведенному эксперименту. Пример заключения приведен в приложении 5.

2.8. Список использованных источников.

Список должен отражать работу студента по анализу исследуемой проблемы, поэтому он должен содержать источники различные по характеру (монографии, статьи из научных и методических журналов, авторефераты диссертаций, учебники и учебные пособия, справочники, словари, интернетовские источники) и в достаточном количестве. Число источников должно приблизительно быть равным числу страниц дипломной работы. Пример оформления списка использованных источников приведен в приложении 6.

2.9. Приложения.

В приложение следует относить вспомогательный материал, который при внесении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, подбор дополнительных задач, указания к решению задач, сравнительные или обобщающие таблицы, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, электронные схемы,  CD диски.

Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и оформить в виде отдельного пособия.

2.10. Графический материал.

Графический материал является частью дипломной работы. Он должен быть органически связан с содержанием работы и в наглядной форме, иллюстрировать основные результаты исследования. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется руководителем дипломной работы.

2.11. Объем дипломной работы.

Объем дипломной работы, как правило, должен составлять 60-90 страниц. Приложения в указанный объем дипломной работы не включаются.

Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение 2-3 страницы, заключение 1-2 страницы, список используемой литературы 3-5 страниц. Большую часть работы занимает основная часть. Здесь следует избегать больших диспропорций между главами.

 

ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

 

 

3.1. Общие правила.

Языку и стилю научной работы следует уделять серьезное внимание. Именно стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Научный текст характеризуется использованием специальной терминологии. Специальные термины дают возможность в лаконичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, процессов и явлений. Следовательно, использовать научные термины и определения в тексте нужно точно в соответствии с их значением. Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих ценность информации отраженной в тексте работы. Если в работе часто используются какие-либо термины, имеющие важное значение для выражения идей автора, то необходимо привести их точные определения. При этом желательно для обозначения одного и того же понятия не использовать разные термины.

Еще одно из необходимых качеств научной речи – ясность, т.е. умение писать доступно и доходчиво.

Краткость также определяет культуру письменной научной речи. Каждая фраза должна быть сформулирована таким образом, чтобы не только как можно точнее, но и короче изложить суть.

Объективность изложения, вытекающая из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину; отсюда наличие в тексте вводных слов и предложений, указывающих на степень достоверности сообщения.

Смысловая законченность, целостность и связность, важнейшими средствами которых являются специальные функционально-синтаксические средства связи.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком с использованием общедоступных для понимания терминов. Повторное употребление того или другого слова, если это возможно, допустимо через 50 -100 слов.

3.2. Стиль письменной научной речи

Стиль письменной научной речи – это, в основном, безличный монолог, Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В данном случае Мы употребляется не как претензия на величие, а как указание на диалог культур, в котором участвуют партнеры по науке, научный консультант, руководитель, кафедра, научная школа, научное направление и, с другой стороны, сам диссертант. Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

Соблюдение принципа причинно-следственных связей, логической последовательности изложения, благодаря чему читателю работы несложно понять, что из чего вытекает, следует.

Таблица 1.

Примеры употребления выражений в зависимости от речевой функции

Речевая функция Лексические средства
1 2
Введение новой информации рассмотрим следующие случаи остановимся подробно на… приведем несколько примеров основные преимущества… некоторые дополнительные замечания… несколько слов о перспективах исследования
Иллюстрация сказанного например, так, в качестве примера примером может служить такой же (например) в случае, для случая о чем можно судить, что очевидно
Дополнение или уточнение также и, причем, при этом, вместе с тем сверх того более того кроме того главным образом, особенно
Причина и следствие, условие и следствие (и) поэтому, потому, так как отсюда следует откуда следует вследствие в результате в силу этого ввиду этого в зависимости от… в связи с этим, согласно этому… в таком случае в этом случае в этих условиях при таких условиях (а) если (же)…, то… свидетельствует                                указывает                                говорит                                соответствует что                                дает возможность                                позволяет                                способствует                                имеет значение
Временная соотнесенность и порядок изложения сначала, прежде всего, в первую очередь первым шагом, последующим шагом, предшествующим шагом одновременно, в то же время, здесь же наряду с этим предварительно, ранее, выше еще раз, вновь, снова затем, далее, потом, ниже в дальнейшем, в последующем, впоследствии во-первых, во-вторых и т.д. в настоящее время, до настоящего времени в последние годы, за последние годы наконец, в заключение
Сопоставление и противопоставление      

однако, но, а, же

как…, так и…; так же как и…

не только, но и…

по сравнению; если…, то…

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким же образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем

тем не менее

 
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание тем более что… в том числе, в случае, то есть, а именно сказано показано упомянуто как было отмечено установлено получено обнаружено найдено как говорилось выше как указывалось выше как отмечалось выше как подчеркивалось выше согласно этому сообразно этому соответственно этому в соответствии с этим, в связи с этим в связи с вышеизложенным данный, названный, рассматриваемый и т.д. такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа следующий, последующий, некоторый, многие из них, один из них, некоторые из них большая часть, большинство
Обобщение, вывод таким образом, итак, следовательно, в результате, в итоге, в конечном счете отсюда (из этого) следует отсюда (из этого) вытекает отсюда (из этого) понятно отсюда (из этого) ясно это позволяет сделать вывод это сводится к следующему это свидетельствует

 

3.3. Правила цитирования

Содержание теоретического материала исследовательской работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов педагогической теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо положений с привлечением цитат. Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. Она позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения. Надо только помнить, что цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль автора работы, его понимание проблемы. В конце цитаты следует определить источник высказывания.

Цитаты ‒ точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. Они бывают двух разновидностей:

• цитируются тексты и затем им дается интерпретация;

• цитируются тексты в поддержку высказанного суждения.

В тексте, при ссылке на высказывания (суждения) цитируемых авторов и выражении к ним отношения целесообразно использовать такие глаголы, как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к вы


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.