Стилистические функции обращений — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Стилистические функции обращений

2019-12-20 208
Стилистические функции обращений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В стилистически нейтральных текстах в роли обращения выступают имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению и т.д.

В текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской обращение используется, прежде всего, для характеристики адресата, для повышения выразительности речи. В результате создаются различные стилистические разновидности обращений. Д. Э. Розенталь выделяет такие:

1) обращения-метафоры: Послушайте, кладбище законов, как вас называет генерал … (Горьк.);

2) обращения-метонимии: Куда лезешь, борода? Говорят тебе, никого не велено пускать (Горьк.);

3) обращения-повторы: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (П.);

4) обращения риторические: О любовь. Я за тайной твоею возвращаюсь по лестнице лет… (Наб.).

В разных речевых стилях используются различные по лексическому составу и грамматическому оформлению обращения. Так, для разговорной речи, для просторечия характерны обращения по имени, фамилии, имени-отчеству, отчеству и т.д. В разговорной речи обращения могут видоизменяться: мам, пап, дядь, Саш, Леш.

Обращения художественного характера предполагают обращение к животным, неодушевленным предметам: В переулке на скрипке играет слепой. Здравствуй, осень! Пляшут листья, летят золотою толпой. Здравствуй, осень!.. (Наб.)Чаще всего в художественной речи используются распространенные обращения: О, стекайте по тайным морщинам, слезы яркие, слезы тяжелые! Над минувшим, над счастьем единым разгорайтесь, лучи невеселые … (Наб.).

 

Таким образом, осложненные предложения не представляют собой единообразных единиц синтаксиса. Они находятся между простыми и сложными предложениями, имеют разную степень предикативности.

 

 

ЧАСТЬ 2

Упражнения

№ 1

Выделите ряды однородных членов, определите условия однородности: а) синтаксическая связь всех членов ряда с одним словом; б) одинаковая синтаксическая функция; в) однотипные семантические отношения; г) наличие сочинительных (равноправных)  отношений между членами ряда.

1) Ведь жизнь образов в его произведении обусловлена сознанием писателя, его памятью, воображением, опытом, всем строем его души (Пауст.). 2) Он [Иван Сидорович] прекрасно готовит борщ, любит заглядывать в пивную кружку и ведет войну с Марсом, гоняя его из кухни шваброй (Шмелев). 3) Весь он был складный, точеный, острый (Горьк.). 4) Волос у нее было странно много, они густо покрывали ей плечи, грудь, колени и лежали на полу, черные, отливая синим (Горьк.). 5) До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом (Горьк.). 6) Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимая меня (Горьк.). 7) Мы все еще находились в Нью-Йорке и не знали, когда и куда поедем дальше (Ильф, Петров). 8) Раньше всех и не сказав ни слова уснула девушка, уронив флакон на пол (Анн.). 9) Кухня была набита чадом, распрями и запахом еды (Довл.).

№ 2

Выделите ряды однородных членов, определите синтаксические отношения между членами ряда (соединительные, противительные, разделительные и др.)

1) В дверь заглядывают черные мужики и солдат-будочник (Горьк.). 2) Через несколько дней я, бабушка и мать ехали на пароходе, в маленькой каюте…(Горьк.). 3) Американцы едят ослепительно белый, но совершенно безвкусный хлеб, мороженое мясо, соленое масло, консервы и недозревшие помидоры (Ильф, Петров). 4) Здесь никто не сеял хлеба, не заводил скота. Мы не видели здесь ни наседок с цыплятами, ни огородов (Ильф, Петров). 5) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (Горьк.). 6) Ни отец, ни мать не произносили так часто и родственно имя Божие (Горьк.). 7) Но Нью-Йорк не из тех городов, где люди движутся медленно. Мимо нас люди не шли, а бежали (Ильф, Петров). 8) В других витринах стояли молодые манекены с седыми волосами или чистоплотные восковые господа в недорогих, подозрительно прекрасных костюмах (Ильф, Петров). 9) Не видно ни звезд, ни луны (Ильф, Петров). 10) Горький наряжался и гримасничал с юношеским задором, заражая ребячеством не только детей, но и взрослых, писателей, художников, политических деятелей… (Анн.). 11) Дверцы [лифта] раскрывались то справа, то слева, то посредине… (Ильф, Петров). 12) Он [Горький] блуждал вокруг партии, то справа от ее прямой линии, то слева, то отставая, то заходя вперед (Анн.). 13) Дальше шли кольца: не обручальные кольца, толстые, глупые и дешевые, а тонкие, легкие, с впаянными в них чистыми, умытыми брильянтами; тяжелые, ослепительные подвески, кидающие на маленькое женское ухо разноцветный огонь; браслеты в виде змей с изумрудной чешуей; фермуар[5], на который ушел урожай с пятисот десятин; жемчужное колье, которое было бы по плечу только опереточной примадонне; венцом всему была сорокатысячная диадема (Ильф, Петров). 14) Запах лампадного масла, кипариса, воска и жар от печки нестерпимые (Бунин).

№ 3

Найдите однородные определения, объясните, почему они стали однородными.

1) Ветер усилился. Он начал срывать эту мертвую, грязную листву, и многие деревья стояли уже обнаженные и черные, как поздней осенью (Пауст.). 2) В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды (Пауст.). 3) Мы шли по узким, вонючим улицам (Ильф, Петров). 4) О холодном, равнодушном и – порой – высокомерном взгляде Блока говорилось часто (Анн.). 5) Длинные, спадавшие на лоб и уши волосы были коротко подстрижены ежиком (Анн.). 6) Фрейлейн поднялась с решительным видом и двинулась к нам в сопровождении жирного, прячущегося за юбку мопса (Шмелев). 7) Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок… (Шол.). 8) Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр (Шол.). 9) Из-под него [снега] выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства (Купр.).

 

№ 4

Объясните особенности выделенных слов. Укажите, являются ли они однородными членами предложения

1) Все, что я видел за окном, и весь тот хаос радости, что бился в груди, соединились непонятным для меня образом в решении – писать, писать и писать! (Пауст.). 2) План поражал своей несложностью. Мы приезжаем в Нью-Йорк, покупаем автомобиль и едем, едем, едем – до тех пор, пока не приезжаем в Калифорнию (Ильф, Петров). 3) Вещь по-настоящему, со всей силой, начинает жить в сознании писателя только во время работы над ней (Пауст.). 4) Я сидел на лежанке ни жив ни мертв, не веря тому, что видел…(Горьк.). 5) Он лежит, вытянув морду и закатив глаза, и воет, и воет в самозабвении (Шмелев). 6) Поболтали о том о сем. 7) Идет себе посматривает. 8) Мне надо, худо-бедно, восемь бригад (Николаева). 9) А я сидел, сидел, слушал, слушал (Тург.).

 

№ 5

Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова (словосочетания) при них. Укажите синтаксическую связь между обобщающими словами (словосочетаниями) и рядами однородных членов, а также внутри рядов.

1) Жили мы втроем: я, заправляющий моим хозяйством, прекрасный человек Иван Сидорович и Марс (Шмелев). 2) Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою (Горьк.). 3) Вообще Нью-Йорк замечателен тем, что там все есть. Там можно найти представителя любой нации, можно добыть любое блюдо, любой предмет – от вышитой украинской рубашки до китайской палочки с костяным наконечником в виде руки, которая чешет спину, от русской икры и водки – до чилийского супа или китайских макарон (Ильф, Петров). 4) Сумки из шотландской ткани с застежками-молниями, рюкзаки из корабельной парусины, мягкие кожаные чемоданы, пледы и термосы – все здесь напоминало о путешествии и манило к нему (Ильф, Петров). 5) В двух этажах выставочного помещения было собрано как в фокусе все сказочное сиянье автомобильной Америки. Не было ни оркестров, ни пальм, ни буфетов – словом, никаких дополнительных украшений (Ильф, Петров). 6) Когда ни выйдешь на палубу, утром ли, вечером ли, в шторм или в штиль, в понедельник или в четверг, – всегда вокруг будет вода, которой нет ни конца ни края (Ильф, Петров). 8) Блок был очаровательным другом: ровным, открытым и верным (Анненков). 9) В этом рассказе [«Созвездие гончих псов»] вы найдете почти все, о чем я упоминал выше: сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады, Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную овчарку, ночной полет и многое другое (Пауст.).

 

№ 6

Выделите обособленные определения, объясните причины обособления.

1) Две девчушки, в красненьких коротких платьях с пышными бантами и в белых туфельках, резвились на палубе, как пунцовые бабочки, шаловливо заглядывая в лица. Худощавая особа, в соломенной шляпке с васильками, прямая, как вязальная спица, сухим скучным тоном то и дело останавливала их по-немецки (Шмелев). 2) …Самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок. Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой (Горьк.). 3) Фыркая по-лошадиному, мотая головой, он стал говорить что-то про деда; сразу близкий мне, детски простой (Горьк.). 4) Огорченный неудачей, я лег на узлы, заплакал тихонько и, в слезах, уснул (Горьк.). 5) Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные (Горьк.). 6) Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками (Горьк.). 7) Одна из девчушек, похрабрее, подошла к нему и вытаращила глаза (Шмелев). 8) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? (Шол.). 9) Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой (Купр.). 10) Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары (Купр.).

 

№ 7

Выделите обособленные приложения, объясните причины обособления.

1) Он нищенствовал по городам Европы и писал, писал непрерывно, этот неудобный для благоприличного общества, насмешливый и замученный человек (Пауст.). 2) Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов, мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой… (Горьк.). 3) Как деревянные, стояли за стулом дети дяди Михаила, брат и сестра, плечом к плечу (Горьк.). 4) Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, хитрого озорника и сластену, одевал короткий, до колен, полушубок, тяжелую шапку и, туго подпоясавшись зеленым кушаком, ехал на базар покупать провизию (Горьк.). 5) Героический и искренний патриот, Гумилев сразу же после ее объявления ушел добровольцем в действующую армию…(Анн.). 6) Анна Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, читала, почти напевая, свои ранние стихи (Анн.). 7) Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму (Пауст.). 8) Имением и домом заправляла его жена – «мадам Левкович», еще не старая, игривая, но очень скупая женщина (Пауст.). 10) Кроме шалопаев сыновей у Левковича была дочь – девушка лет двадцати (Пауст.). 11) Она рассказала мне шепотом, что Анфиса полюбила всем сердцем Колю, сына вдовы Карповны (Пауст.).

 

№ 8

Выделите обособленные обстоятельства, объясните причины обособления.

1) Только мать, закинув руки за голову, стоит, прислоняясь к стене, твердо и неподвижно (Горьк.). 2) Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашептывая (Горьк.). 3) Выдав Фоке требуемую провизию и напомнив ему о пироге, который надо бы приготовить для угощения причта, она отпустила его, взяла чулок и опять села подле меня (А.Т.). 4) Марс вертелся ужом, отлично понимая произведенный эффект (Шмелев). 5) Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой, в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом, внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая все выше, все тоньше свой голос до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного рычанья (Купр.). 6) Едва войдя в лес, мы тотчас же напали на заячий след: две лапки рядом и две позади, одна за другой (Купр.).

№ 9

Выделите обособленные субстантивные обстоятельства, объясните причины обособления.

1) Присутствие же старухи, несмотря на ее глухоту, беспокоило меня (Купр.). 2) Несмотря на ранний час и строгие постановления, между ними уже замечались пьяные … (Купр.). 3) Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского несмотря на его смиренное состояние (П.).

 

№ 10

Различите простые предложения с обособленными членами предложения и сложные предложения с придаточными обстоятельственными.

1) Но девочка, к его удивлению, слушала эти рассказы с жадностью и даже заставляла повторять их, требуя все новых подробностей (Пауст.). 2) Девочка, увидев ее, крепко прижалась к Шамету, к его выгоревшей шинели (Пауст.). 3) Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл (Пауст.). 4) Герои действуют в соответствии с их собственным характером, несмотря на то что творцом этих характеров является писатель (Пауст.). 5) Кто-то из посетителей Ясной Поляны обвинил Толстого в том, что он жестоко поступил с Анной Карениной, заставив ее броситься под поезд (Пауст.). 6) Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне (Шол.). 7) Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем (Шол.). 8) Володя, Ивины, молодой князь, я, мы все были влюблены в Сонечку и, стоя на лестнице, провожали ее глазами (А.Т.). 9) Хотя все сундуки были еще на ее руках и она не переставала рыться в них, перекладывать, развешивать, раскладывать, но ей недоставало шуму и суетливости барского, обитаемого господами, деревенского дома … (А.Т.).

№ 11

Определите синтаксическую функцию уточняющих членов предложения. Укажите слово (словосочетание), к которому они относятся.

1) Во времена моего детства в Киеве, на Владимирской горке над Днепром, каждый вечер появлялся старик в пыльной шляпе со свисающими полями (Пауст.). 2) На чердаке у хозяина было свалено много тронутых мышами книг, главным образом сочинений иностранных классиков в издании Сойкина (Пауст.). 3) Справа, за гладким деревянным барьером, работали два молодых конторщика (Ильф, Петров). 4) Всю нежность, давно уже загнанную в глубину сердца, он хотел отдать только ей, только Сузи (Пауст.). 5) Вещи, особенно шкафы и пианино, застревали в дверях… (Пауст.). 6) Вещь по-настоящему, со всей силой, начинает жить в сознании писателя только во время работы над ней (Пауст.). 7) Потом дождь расходится. Тогда-то возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы (Пауст.). 8) Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием (Купр.). 9) Потом я просыпался, или, вернее, не просыпался, а внезапно заставал себя бодрствующим (Купр.). 10) Людей прежнего времени, особенно старух, уже почти нет, их погибло за эти годы бесконечно много… (Бунин). 11) Был я однажды в Хамовниках, в доме Толстых (Бунин). 12) Там, в кабинете Карамзина, лежат кое-какие вещи Пушкина: черный жилет, белая бальная перчатка, палка… (Бунин). 13) Вспомнил, что тут, где-то близко, в Хоромном тупике, находится загородный дом Ивана Грозного (Бунин). 14) Лимонный свет становится ярче, леса – темнее, сырее, бархатней, и запахи цветов, очень сильные ночью, тонут в одном, особенно сильном запахе ландышей (Бунин).

 

№ 12

Проанализируйте предложения с выделительными оборотами. Определите их синтаксическую функцию.

1) К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места, кроме сыщиков (Пауст.). 2) Я посмотрел в ту сторону, куда глядел дед, но ничего не увидел, кроме длинного мутного вала (Пауст.). 3) В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 4) Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа (Пауст.). 5) Все остальное свое имущество и деньги, исключая сорока рублей, которые она отложила на погребенье и поминанье, она предоставила получить своему брату (А.Т.). 6) По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда (Купр.). 7) Через шесть дней моя крепкая натура, вместе с помощью хинина и настоя подорожника, победила болезнь (Купр.). 8) В усадьбе не было, конечно, ни души – только сторож с семьей в своей сторожке (Бунин). 9) Узкий проселок в зреющих хлебах – ничего вокруг, кроме их желтого моря да томного, серо-синего неба… (Бунин). 10) Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали, за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского (П.).

 

№ 13

Рассмотрите конструкции с   как, расставьте знаки препинания.

1) Маленький дом стоит как последний маяк на краю туманной бездны (Пауст.). 2) Но так же как и сотни лет назад рыбаки уходят в море за салакой. И так же как и сотни лет назад не все возвращаются обратно. Особенно осенью когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной как чертов котел (Пауст.). 3) А после дождей небо над Киевом светилось как купол из лунного камня (Пауст.). 4) Вдохновение как первая любовь когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч невообразимо прекрасных глаз улыбок и недомолвок (Пауст.). 5) И писатель уже не в силах справиться со своим волнением. Он как и Диккенс плачет над страницами своей рукописи стонет от боли как Флобер или хохочет как Гоголь (Пауст.). 6) Воздух будто остуженный на зернистом снегу веял в лицо запахом померзшей листвы (Пауст.). 7) Настоящая литература как липовый цвет (Пауст.). 8) Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачеву поступать не могу (П.). 9) Бунина большинство знает как прозаика (Пауст.). 10) Пьер как законный сын получит все (Т.). 11) Как град посыпалась картечь (Лерм.). 12) Как ребенок душою я стал (Тург.).

 

№ 14

Выделите вводные конструкции, определите их значение.

1) Вещь начинает развиваться по своей внутренней логике, толчок для которой дал, конечно, писатель (Пауст.). 2) Что же происходит с самыми точными, придуманными и выверенными писательскими планами? Правду сказать, жизнь у них большей частью короткая (Пауст.). 3) К зрелым своим годам я полюбил среднюю Россию. Возможно, толчком к этой любви была свежесть ее природы, обилие чистых и прохладных вод, серые лесные чащи, моросящие, пасмурные дожди (Пауст.). 4) Я, должно быть, заснул в углу, - ничего не помню больше (Горьк.). 5) Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал: – Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат? (Ильф, Петров). 6) Африка, однако, захватывала Гумилева более страстно, чем Венеция, чем Фьезоле, чем Европа (Анн.). 7) Я не забуду тот морозный день или, вернее, те морозные сумерки 1919 года…(Анн.). 8) Ахматова написала свое первое стихотворение, по ее собственному признанию, в одиннадцатилетнем возрасте, в 1990 году (Анн.). 9) Квартира, разумеется, не отапливалась (Анн.). 10) Многое в этой работе выражено отрывочно и, быть может, недостаточно ясно (Пауст.). 11) Художники, говорят, получают большие деньги за свою мазню (Пауст.). 12) Шамет узнал, что Сюзанна год назад уехала из Парижа в Америку – и, как говорили, навсегда (Пауст.). 13) Очевидно, решающую роль при покупке сыграла история золотой розы, рассказанная ювелиром литератору (Пауст.). 14) Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными (Пауст.).  

 

№ 15

Выделите вводные конструкции, укажите их стилистическую окраску (нейтральная, книжная, разговорная).

1) В стихах и неясном волнении прошла большая часть моей бедной и, по существу, довольно горькой молодости (Пауст.). 2) Поняв это, я совершенно бросил писать – на десять лет – и, как говорил Горький, «ушел в люди», начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми (Пауст.). 3) Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли (Пауст.). 4) Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя (Пауст.). 5) Разберемся в нескольких видах дождя… Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? (Пауст.). 6) Я даже начал делать кое-какие записи для этого словаря, но, как водится, растерял (Пауст.). 7) Марс, как и всегда, когда я собирался куда-нибудь ехать, ревниво следил за спешной сборкой маленького чемодана (Шмелев). 8) Что-то рычавшее под скамейкой потеряло, наконец, терпение (Шмелев). 9) А Марс, можете себе представить, лежит себе, разбойник… (Шмелев). 10) И Марс, уверяю вас, был джентльменом (Шмелев).

№ 16

Проанализируйте предложения, определите среди них предложения с вводными единицами. Укажите, с чем не следует их смешивать.

1) К зрелым годам я полюбил Среднюю Россию. Возможно, что толчком к этой любви была свежесть ее природы, обилие чистых и прохладных вод, серые лесные чащи, моросящие, пасмурные дожди (Пауст.). 2) Гром расколол небо и, казалось, одним ударом вогнал домишко в землю по самую крышу (Пауст.). 3) Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины (Пауст.). 4) Оказалось, что круглые плоские семена какой-то травы, пропитавшись влагой, задвигались, начали разворачиваться спиралью и ввинчиваться в мою куртку (Пауст.). 5) Кажется, что весь пароход, с трюма и до палубы, перегружен собаками, и они стараются вовсю, точно их жгут железом или тянут жилы (Шмелев). 6) Для него, казалось, не существовало ни моря, пенящегося за кормой играющим кружевом, ни резвых грациозных дельфинов, стрелой обгонявших пароход… (Шмелев). 7) Но молодой человек, как кажется, хотел во что бы то ни стало развеселить меня … (А.Т.).

 

№ 17

Проанализируйте вставные конструкции: определите их место, структуру и значение (добавление, пояснение или уточнение, выражение эмоций автора и проч.).

1) Говорил, что его [художника Модильяни] интересовали авиаторы (по-теперешнему летчики), но когда он с кем-то из них познакомился, то разочаровался: они оказались просто спортсменами (чего он ждал?) (Ахм.). 2) «Великий немой» (как тогда называли кино) еще красноречиво безмолвствовал (Ахм.). 3) Кто-то (во время заседания) передал мне номер французского художественного журнала (Ахм.). 4) Известно, что в первый период своего творческого пути (когда вышли «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и ранняя лирика) Пушкин был любим своими современниками, литературный путь его был прям и блистателен (Ахм.). 5) Итак, в трагедии «Каменный гость» Пушкин карает самого себя – молодого, беспечного и грешного, а тема загробной ревности (т.е. боязни ее) звучит так же громко, как и тема возмездия (Ахм.). 6) О дуэли знали многие (Вяземский, Перовский…) и, между прочим, «друг Пушкина» Александрина Гончарова (Ахм.). 7) Дуэль была назначена на 21 ноября (8 ч. утра) (Ахм.). 8) Как бесконечно одинок был Пушкин все это время, до какой степени вялым и неудачным было поведение друзей (два письма Вяземского) (Ахм.). 9) Затем (с нашей точки зрения) началось самое ужасное (Ахм.). 10) Я всегда была твердо убеждена, что стихотворение «Моя родословная» (1830) сыграло роковую роль в отношении к Пушкину тех людей, с которыми он собирался жить. Как известно, не напечатанная при жизни (запрещенная Николаем I), она имела широкое хождение… (Ахм.). 11) Никакого культа Пушкина после его смерти в доме вдовы не было… Но почему хозяйственная Александрина не проявила ни малейшей заботы о библиотеке и бекеше (хотя бы для детей)? (Ахм.). 12) Матросы смотрели на него, как на чуму, строго следя за легкомысленными его ухватками, а он, не вынося присутствия швабры (воспоминание о почтеннейших приемах борьбы Ивана Сидоровича), огрызался, нисколько не раскаиваясь за происшедшее (Шмелев).

№ 18

Определите способы выражения обращений в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

1) Эпполе-эт, – прогремела она, – сегодня я видела дурной сон. 2) Товарищ, – сказала она, – где тут… 3) Служебная записка. В загс. Тов. Воробьянинов!... 4) – Вы, голубчик, вот что. Сходите в аптеку. 5) – Так как же прикажете, господин Воробьянинов? – спросил мастер, прижимая к груди картуз. 6) – Нам повезло, Киса, – сказал Остап, – ночью шел дождь, и нам не придется глотать пыль. Вдыхайте, предводитель, чистый воздух. Пойте. Вспоминайте кавказские стихи. Ведите себя как полагается!

№ 19

Найдите обращения, укажите их позицию (препозиция, интерпозиция, постпозиция) и способ выражения в тексте.

1) Все умирают, – сказал он, – вот и бабушка моя тоже… зажилась. А… все-таки разрешите узнать, по какому делу, уважаемый, вот имени вашего не знаю. 2) Ну, – сказал Остап, – вам, Кисочка, надо бай-бай. 3) Граждане! Уважайте пружинный матрац в голубых цветочках! 4) Слушай, ты, папаша. Это в Париже грипп свирепствует. 5) Заседание продолжается! Слышите? Вы! 6) Гоните тридцать рублей, дражайший, да поживее, не видите – дамочка ждет. Ну? 7) От мертвого осла уши. Получишь у Пушкина. До свиданья, дефективный. 8) Безенчук! – сказал он в крайнем удивлении. – Ты как сюда попал? 9) Представь себе, Катенька, недаром я на юридическом факультете обучался – пошло на пользу. 10) Хамите, Эрнестуля. 11) Вы, стяжатель, – ответил пьяный Остап, – ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтоб все было готово. 12) Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что наши бриллианты почти что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость! 13) Ну, ты, жертва аборта, – высокомерно сказал Остап, – отдай концы… (Ильф, Петров).

№ 20

Найдите обращения в предложениях из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», квалифицируйте их по семантическому признаку.

1) – Это ты, Андрей, малость захватил! 2) Что ж теперь будет, Воробьянинов? – спросил Савицкий. 3) Граждане! – сказал Остап, открывая заседание. 4) Представь себе, Катенька, недаром я на юридическом факультете обучался – пошло на пользу. 5) Едем, инженер, в центр согласовывать, не то нас банк по миру пустит. 6) Извозчик! – крикнул он. – Вези в «Феникс»! 7) Лед тронулся! Лед тронулся, господа присяжные заседатели! 8) – Вот что, дедушка, – молвил он, – неплохо бы вина выпить. 9) Вам, предводитель, пора уже лечиться электричеством. Не устраивайте преждевременной истерики. Если вы уже не можете не переживать, то переживайте молча. 10) Довольно, товарищ! 11) А что, отец, – спросил молодой человек, затянувшись, – невесты у вас в городе есть? 12) Прекрасное утро, сударыня, – сказал Ипполит Матвеевич, чувствуя себя очень стесненно. 13) Что же ты, дурак, кричишь? – спросил губернатор. 16) Стой! – закричал вдруг отец Федор вознице. – Стой, мусульманин! 14) А скажи, дружок, – замирая спросил Воробьянинов, – когда стул у тебя был, ты его… не чинил?

№ 21

Определите синтаксическую функцию словоформы именительного падежа существительного. Особо обратите внимание на конструкции с единицами, не входящими в состав предложения (именительный представления, обращения).

1) Болезненно искривив лицо, бабушка говорила:

–  Отдай им всё, отец, - спокойней тебе будет, отдай!

–  Цыц, потатчица! – кричал дед, сверкая глазами …(Горьк.).

2) Вытянув шею, дядя терся редкой черной бородою по полу и хрипел страшно, а дедушка, бегая вокруг стола, жалобно выкрикивал:

–  Братья, а! Родная кровь! Эх вы-и…(Горьк.).

3) Взрослые хвалили его за послушание, за ум, но дедушка смотрел на Сашу искоса и говорил:

–  Экой подхалим!

4) Я спросил ее еще о чем-то, но она необычно строго крикнула:

–  Кому я говорю – ложись? Неслух какой… (Горьк.).

5) Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности (Пауст.).

6) Губернатор! – говорил Чарушников. – Какой же ты губернатор, когда ты не генерал? (Ильф, Петров)

7) Голубчик! Ипполит Матвеевич! – дико умилился он. – Орел! Дай я тебя поцелую. Оркестр – туш!!! (Ильф, Петров).

8) Изменщик! – выговорила она, вздрогнув (Ильф, Петров).

9) Жулье! – поддерживали остальные (Ильф, Петров).

10) Пижоны! – огрызался гроссмейстер, увеличивая скорость (Ильф, Петров).

11) Товарищ! – заорал Бендер (Ильф, Петров).

12) Тогда я взял Марса за ворот и решительно потащил на носовую часть парохода:

–  Ну, вот теперь и посиди, каналья ты этакий! Вот и посиди! (Шмелев).

13) Кто мы такие? Коллекция? Гербарий? Почему я здесь? (Довл.).

14) Бедный Марс! Его обвиняли во всех преступлениях (Шмелев).

15) Ты в сердце, Россия. Ты – цепь и подножие, ты в ропоте крови, в смятенье мечты…(Наб.).

 

№ 22

Проанализируйте парцеллированные конструкции.

1) Грусть была действительно наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась (Анн.). 2) А затем Папахиля сослали на юг, где живут казахи. Там он вскоре и умер. Наверное, от голода и чужой земли… (Довл.). 3) Вечером Густав Папахиль трясся на заднем сиденье штабного автомобиля. Инструктор припоминал свое выступление. И то, как наливал он воду из графина. Как дребезжал стакан и улыбался генерал в президиуме. И то, как ему прикололи значок (Довл.). 4) Два пролета он тащил эмалированную кастрюлю на вытянутых руках. Затем обнял, прижал ее к груди. Чуть позже – к животу (Довл.). 5) Двадцать лет армейской жизни научили его элементарным, ясным представлениям о мужестве как о физическом совершенстве. То есть о готовности к войне, любви или работе, которую надлежало производить с азартом, юмором и благодушием (Довл.). 6) Он полюбил изнанку театра, зато навсегда возненавидел бутафорскую сторону жизни. Навсегда проникся отвращением к фальши. Как неудачливый самоубийца, как артист (Довл.). 7) Он любил всех девушек группы. Всех институтских машинисток. Всех секретарш ректората. И даже уборщиц, которые нагнувшись мыли цементные полы. Он любил всех девушек, исключая вопиюще некрасивых, капитулировавших в постоянной женской борьбе и затерянных среди мужчин, как унизительно равные (Довл.).

 

Тексты

№ 1

Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий. Стоит ненужный и угрюмый, как еж. И сколько лет стоит так, ненужный. И вдруг ночью, на восходе солнца, вспыхивает в нем огненная звезда, огромная, нежная, как исполинский цветок золотой розы. Улыбнулся угрюмый еж и улыбнулся-то на какой-нибудь час. И долго помнится эта поражающая улыбка. Эти суровые покрышки, угрюмые лица, нахмуренные брови (Шмелев).

 

№ 2

Бывало, мой старый кот Мурза, друг и приятель Марса, проснется от кошмарного сна (на печке до 40 градусов), свалится мешком на пол, бредет, как очумелый, не разбирая куда, и сослепу направляется прямо на Марса. Тот уже из-за лапы прекрасно видит ошибку и рад, и не пошевелится. И только старик ткнется ему мордой в живот, так гавкнет, что старый Мурза с шипом и свистом стрелой взлетает на шкап, сбрасывая по дороге бремя лет (Шмелев)

 

№ 3

Недавно он [Марс] провалился в колодец и… спасся чудом. Гнилая доска, рухнувшая с ним в глубину, по дороге застряла, и Марс удержался на ней на глубине всего двух аршин, а было в колодце до сорока! Он выл, точно из него тянули жилы. Конечно, его вытащили. Как-то раз ухитрился он сорвать лапами ненавистный ошейник (он не терпит ярма) и, выбежав за ворота, наскочил на собачьих охотников, без всякого разговора доставивших медалиста на живодерню, как последнюю бродягу.

Я почти не спал, разыскивая его по городу, и, наконец, нашел его за заставой, в отделении «обреченных» (Шмелев).

 

№ 4

Я не буду называть широт и долгот Мещорского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала. В него входили леса: Черноговские, Брянские, Калужские, Мещорские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь (Пауст.).

 

№ 5

Наше отношение (т.е. отношение русского общества) к окружению Пушкина очень прочно и как бы не подлежит какому бы то ни было пересмотру. (В этом косность литературоведения.) Появление семейной переписки Карамзиных (1836 – 1837) должно было бы в корне изменить наше представление об отношении этого семейства к Пушкину. Однако этого не случилось, и пушкинисты продолжают писать о Карамзине как о близких друзьях поэта (Н.В. Измайлов. Лирические циклы Пушкина. – Пушкин. Исследования и материалы. 1958, т. II). Даже оглушительное открытие Софьи Николаевны о том, что Пушкин исписался и Булгарин прав (?!), не заставило исследователей пересмотреть свои старые воззрения (Ахм.).

 

Принятые сокращения

А.Т. – Толстой А.Н.

Анн. – Анненков Ю.П.

Аст. – Астафьев В.П.

Ахм. – Ахматова А.А.

Горьк. – Горький А.М.

Довл. – Довлатов С.Д.

Кр. – Крылов И.А.

Купр. – Куприн А.И.

Л. – Лермонтов М.Ю.

Наб. – Набоков В.В.

П. – Пушкин А.С.

Пауст. – Паустовский К.Г.

Приш. – Пришвин М.М.

Расп. – Распутин В.Г.

Сим. – Симонов К.М.

Т. – Толстой Л.Н.

Твард. – Твардовский А.Т.

Тург. – Тургенев И.С.

Тютч. – Тютчев Ф.И.

Усп. – Успенский Э.Н.

Фад. – Фадеев А.А.

Фурм. – Фурманов Д.А.

Чех. – Чехов А.П.

Шол. – Шолохов М.А.

Шукш. – Шукшин В.М.

Эренб. – Эренбург И.Г.

 

 

ВЧП – второстепенный член предложения

ГЧП – главный член предложения

И.п. – именительный падеж

мест. – местоимение

сущ. – имя существительное

Т.п. – творительный падеж

ЧП – член предложения

 

Список литературы

Источники

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: в 2 т. – Л.: Искусство, 1991. – Т. 1.

Ахматова А. Избранное. – М.: Просвещение, 1993.

Бунин И.А. Окаянные дни. – М.: Молодая гвардия, 1991.

Горький М. Детство. – М.: Детская литература, 2013.

Довлатов С. Д. Дорога в новую квартиру http://www.litru.ru/?book=59869&description=


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.