Выпускать пар» - новая миссия библиотек — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Выпускать пар» - новая миссия библиотек

2019-12-20 105
Выпускать пар» - новая миссия библиотек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И тем не менее, библиотеки продолжают существовать. Они теперь не просто библиотеки, а «медиацентры», эдакие дома культуры, призванные развлекать население наряду с фитнес-клубами и прочими «досуговыми учреждениями». Особая роль библиотек – в работе с потенциально «протестными группами населения»: неработающие пенсионеры (теперь еще и «предпенсионеры») и учащаяся молодёжь. Дабы канализировать пубертарную агрессивность и юношеское резонёрство, в «чувство социальной ответственности подрастающего гражданина», библиотеки должны устраивать диспуты по «острым вопросам, волнующим молодёжь», а также давать площадку для общения молодёжи разных возрастов и полов между собой. Иными словами, библиотеки должны не столько выдавать книги, сколько выпускать пар, чтобы «наш разум возмущенный» периодически не вскипал.

Гутенберг и Дэцл под одной крышей.

Пока я писал этот материал, бесплатная газета «Метро» оповестила миллионы своих утренних читателей, что «рэп в стенах РНБ прошёл успешно». Можно не сомневаться, что зайди кто-нибудь из молодёжи на выставку в Ивановский зал, в ответ на вопрос, кто бы из поэтов прошлого мог стать «крутым рэпером», назвали бы не только Пушкина, Блока, Есенина и Маяковского, но обязательно Лютера. Гутенберг же был человек деловой, дотошный и, скорее всего, немногословный… Не зря же мы говорили, что в наше время появляются новые и переформатируются старые профессии. Если бы в Ватикане была в своё время профессия «политтехнолог», до Реформации, наверно, дело бы не дошло.

Маршрут экспозиции

Предпосылки книгопечатания

Маршрут выставки развивается, в общем, по такому сюжету: появление городов, зарождение промышленности и международной торговли способствовали выходу учёности, грамотности за стены монастырей. Появляются во множестве университеты, а для учащихся необходимы учебники, причем индивидуального пользования. Востребованность этого изобретения налицо. Тем более, что ксилография и металлография существуют уже не одну сотню лет.

О самой сути изобретения (литерном наборе) на выставке сказано как-то вскользь –пространная цитата из учебника полиграфического института: немного про бумагоделание, немного про гравирование и оттиски под прессом – предпосылки книгопечатания. Здесь же скупо приведены биографические сведения о самом первопечатнике Иоганне Гутенберге.

Реформация и утрата церковью монополии на власть

Далее идёт раздел о Реформации в Германии и начавшейся гражданской войне «по чисто информационному поводу»: из-за несогласия с католическим вероучением и монополией на правоту папского престола. Молниеносное по историческим меркам распространение идей протестантизма, самоорганизация её адептов в новую религиозную конфессию стали возможны благодаря небывалым возможностям книгопечатания. После появления Библии Гутенберга открылась дорога к появлению национальных Библий.

 (Латинско-немецкая псалтирь)

Библия отныне стала доступна не только в чтении на латыни с амвона - её могли теперь приобрести практически все желающие, читать толковать и переводить. Возникла опасность толкования Священного писания вне коллективного разума церкви, без учета мнения «святых отцов» и без одобрения священноначалия. А протестантская библейская экзегеза оказалась чреватой революционными идеями, вплоть до утопического социализма. В общем, лютеранская «Библия «для простонародья», образцы которой представлены в витрине, обязана своим появлением тоже Библии Гутенберга.

Духовные последствия возникновения книгопечатания - секуляризация и профанация мистериальной культуры Средневековья

Прикосновение к святыне

Я был на выставке на пятый день после открытия, и рядом с оригиналом Библии Гутенберга в открытом доступе лежала факсимильная копия этой великой книги, изданная в Лейпциге в 1913 г.; Мне удалось её полистать, надев засунутые весьма подальше под пюпитр белые перчатки. Правда, любоваться волшебством инициалов, миниатюр, орнаментальных бордюров разбирая знакомые евангельские зачала по латыни, мне пришлось недолго. Неожиданно из-за спины появилась смотрительница (а, может, и более ответственное лицо) в сопровождении полицейского и вежливо потребовала «прекратить листать ценную книгу». «Да и картинок там нет, зачем листать? Все есть в отсканированном виде.» Моё недоумение, зачем, мол, тогда положили рядом перчатки, парировала: «она же 1913 года!» Я немедленно стянул перчатки и, видя моё послушание, смотрительница миролюбиво заметила: «Хотели соприкоснуться?..» Да, именно этого я и хотел…

Так уж устроен человек: лучшее познание для него – через личный контакт. В современных музеях это давно поняли и везде устанавливают модели, имитации, макеты и пр., чтобы посетители всё это трогали, нажимали, крутили. Здесь ограничились плазменными экранами около каждой витрины с тремя-четырьмя картинками. (Придя домой, я обнаружил то, о чём говорила сотрудница выставки - специальный ресурс Библиотеки, содержащий отсканированный двухтомник Библии Гутенберга: https://gutenberg.rsl.ru/).

Кто бы мог подумать, но одну посетительницу выставки, как я узнал из её отзыва на каком-то сайте про московские музеи и выставки, отпугнуло от листания именно то, что «эти перчатки были одни на всех». Отсутствие «одноразовых перчаток» сродни боязни прикладываться к иконам в храме или причащаться из одной чаши. Благоговейное отношение к сакральному вырастает на почве веры, а без неё любопытство не переходит границы рациональной брезгливости. (Помню и себя таким же Фомой неверующим лет 30 назад.)

И вместе с тем, если бы смотрительница зала только знала, воспретив мне листать Книгу Книг, как невольно она уловила ускользающую суть дела о сакральном значении Библии Гутенберга, недосказанную выставкой в «Ленинке»…

3.3.2. Еще раз про «руками не трогать!»

«К напрестольному Евангелию прикасаться только через плат!» - сказал мне недавно один молодой алтарник, когда я, помогая переставить аналой во время службы, приподнял своей дерзкой рукой Евангелие. Каким бы специфически приходским благочестием это не было, факт остаётся фактом: Евангелие и – шире - Библия в сознании верующих - сакральная книга, которая вообще не предмет индивидуального пользования. Библия участник богослужения, при её чтении как бы «оживляется», делается громким само божественное Слово, наглядно-образно воспроизводятся события священной истории. И в этом смысле, чтение Священного Писания – не дело профана[3], но священнодействие жреца! Тем более, что на Западе Библия читалась на латыни (если не считать английский перевод Джона Виклифа). Но именно эту преграду нарушило книгопечатание, тиражируя Библию и делая её доступной для чтения и перевода любого образованного человека.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.