История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-09-17 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Коррекция развития и обучения |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий |
индивидуальная |
подгрупповая |
Педагог - психолог |
Воспитатель |
Старший воспитатель |
Педагог доп.образования |
Старшая медсестра |
Психолого-педагогическая диагностика |
Образовательная деятельность |
Организация различных видов детской деятельности |
Взаимодействие с семьями детей |
Самостоятельная деятельность |
Режимные моменты |
2.3 Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
2.3.1 Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Особенности проведения занятий для детей с ОВЗ.
Цель:
Программа коррекционной работы (далее-ПКР) в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников, их социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению Программы вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 7лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы или использования специальных образовательных программ.
|
ПКР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ПКР может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Это могут быть формы образовательной деятельности в группе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.
Задачи:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ:
• определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
• определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении:
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
• обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
|
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
• оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы формировании программы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Направления работы
ПКР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения; создание здоровьесберегающей образовательной среды, создание развивающего пространства, развитие ведущей и продуктивной деятельности, психологическое развитие.
|
• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей;
• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в дошкольном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
•организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
|
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;
• социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационно-просветителъская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развиваюшую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
|
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
2.3.2 Механизмы адаптации Программы для детей ОВЗ
Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:
• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.
Социальное партнёрство предусматривает:
• сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ОВЗ;
• сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
• сотрудничество с родительской общественностью.
2.3.3 Условия для получения образования детьми с ОВЗ
ПКР предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:
Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:
• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии:
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима: использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; введение в содержание специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника: использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей: дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
• обеспечение здоровьесберегаюгцих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
• обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно - методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности воспитателя, педагога- психолога, и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого БДОУ обеспечивает на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально- технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно- бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.
Образовательные программы, методы, методические пособия и дидактические материалы.
Параметры моделирования | Субъекты и объекты моделировании | ||||||
Категории обучающихся с ОВЗ | I группа | II группа | III группа | ||||
Часто болеющие и имеющие хронические соматические заболевания, не имеющие грубых дефектов психического и физического развития (в том числе дети с ЗПР соматического происхождения). Основные ограничения: - пробелы в знаниях, связанные с систематическими пропусками но болезни. - высокая утомляемость, - низкая работоспособность. | 1) Социально-педагогически запущенные и 2) С ЗПР психогенного и конституционального происхождения. Основные ограничения: недоразвитие познавательных психических процессов, отсутствие предпосылок учебной деятельности, учебных умений, узкий общий кругозор, не сформированные коммуникативные умения, личностная неготовность к школьному обучению (задержка нравственно- волевого развития, отсутствие школьной мотивации). | С установленным диагнозом: 1) слабослышащие и глухие, 2) слабовидящие и слепые, 3) с нарушениями речи, 4) с нарушениями опорно- двигательного аппарата, 5) с ЗПР церебрально- органического происхождения. 6) с умственной отсталостью. 7) с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), 8) с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в том числе, с РДЛ (ранний детский аутизм), 9) с комплексными нарушениями в развитии (сочетание двух или более нарушений в развитии). | |||||
Особые образова- тельные потребнос-ти детей с OBЗ | - здоровье сберегающие технологии образования. - индивидуально подобранный режим обучения и воспитания. | - развитие познавательных психических процессов и свойств личности до уровня возрастной нормы, - формирование общеучебных умений, - расширение общего кругозора, - дополнительные индивидуальные занятия для освоения основной образовательной программы | Образовательные потребности соответствуют характеру нарушений развития: развитие познавательных психических процессов и свойств личности, - расширение общего кругозора, индивидуальные дополнительные занятия, - здоровьесберегающие технологии образования | ||||
Цели | - укрепление здоровья. | - коррекция недостатков | коррекция недостатков | ||||
коррекци | - помощь в освоении | развития, | развития. | ||||
онной | ООП | - помощь в освоении ООП, | помощь в освоении | ||||
работы |
| - укрепление здоровья | специальных | ||||
|
|
| образовательных программ. | ||||
|
|
| укрепление здоровья | ||||
Направле- | - создание | создание развивающего | В соответствии со структурой | ||||
ния коррекц- | здоровьесберегающей | пространства. | дефекта или уровнем | ||||
ионно- | образовательной среды. | развитие учебной | нарушения развития: | ||||
педагоги- | - преодоление | деятельности. | - создание развивающего | ||||
ческой | трудностей в освоении | психологическое развитие. | пространства. | ||||
работы | ООП | логопедическая помощь. | психологическое развитие. | ||||
|
| педагогическая коррекция | коррекция нарушений | ||||
|
| нарушений развития. | развития (в том числе | ||||
|
| создание | логопедическая помощь), | ||||
|
| здоровьееберегающей | - создание здоровье | ||||
|
| образовательной среды | сберегающей среды | ||||
Формы и | дистантное | коррекционная | - обучение по программам | ||||
методы | образование. | направленность | специального образования. | ||||
работы | рабочие тетради, | образовательного процесса. | вовлечение в общение и | ||||
| индивидуальные | коррекционная | взаимодействие с | ||||
| задания, | направленность | нормально развивающимися | ||||
| психолого- | воспитательной деятельности | сверстниками. | ||||
| педагогическое | и дополнительного | коррекционно-развивающие | ||||
| сопровождение, | образования. | занятия, | ||||
| закаливающие | индивидуальные | - логопедические занятия. | ||||
| процедуры. | коррекционно-развивающие | психолого-педагогическое | ||||
| физкультура и т.п. | занятия. | сопровождение, | ||||
|
| психолого-педагогическое | закаливающие процедуры. | ||||
|
| сопровождение, | физкультура и т.д. | ||||
|
| логопедические занятия. | |||||
|
| - закаливающие процедуры. | |||||
|
| физкультура и т.п. | |||||
Оветсвен- | - педагоги, | - учителя, | - педагоги, имеющие | ||||
ные | - медицинские работники | - педагоги дополнительного | профессиональную | ||||
исполните.ли |
| образования, | переподготовку | ||||
|
| - педагог-психолог, логопед, | («Олигофренопедагогика») | ||||
|
| дефектолог. | - педагог-психолог, логопед. | ||||
|
| - медицинский работник | дефектолог. медицинский | ||||
|
|
| работник | ||||
программы | технологии и пособия |
С. Арюкова,Л. Пушкинская «Коррекциоьшо-развивающая программа для детей [ дошкольного возраста с ЗПР». Школьный психолог, №20,2003г. 2.0.В.Защиринская.Психология детей с задержкой психического развития. Речь.Санкт- Петербург.2003г. | Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.Генезис. М.,2003г. I И.И.Мамайчук Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Речь.,Санкт-I Петербург. 2001 г. I М.И.Чистякова. Психогимнастика.М.Д995г. Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников Владос, М., 2003г. В.Л.Шарохина Коррекционно-развивающие занятия. (в младшей, средней группе)Книголюб, М., 2004 г. Л.И.Катаеава Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Книголюб, М., 2004 г. Л.И.Катаева. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб. М., 2008 г. И.Л.Арцишевская. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Книголюб. М., 2008 г. о.н.Истомина Практикум по детской психологии: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д: Феникс, 2007 Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!