У детей младшего школьного возраста» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

У детей младшего школьного возраста»

2019-09-17 143
У детей младшего школьного возраста» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей младшего школьного возраста»

 

Материал подготовила учитель-логопед Курдюмова Галина Викторовна

 

г. Амурск

 

2013


В перечень логопедической документации входит речевая карта, которая является необходимым документом логопедической диагностики детей с речевыми нарушениями. Данная статья представлена в виде речевой карты с формулировками, отражающими структуру речевого дефекта детей логопатов. Она позволяет не только сэкономить время специалисту на оформление данного документа, но и профессионально отразить специфику речевого нарушения. Также, данные специальные формулировки и характеристики могут использоваться специалистами при заполнении логопедических представлений, листов динамических наблюдений и другой специальной документации.

 

Оформление речевой карты и формулирование логопедического заключения

 

Анамнестические данные

Возраст матери ______________________________________________________________

 

От какой беременности ребенок_________________________________________________

 

Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических и соматических

заболеваний:

 

эпилепсия, алкоголизм, расстройство психики, эндокринные, ДЦП, парезы, параличи,

нарушения слуха и зрения, нарушения речи и др.

речевых нарушений: дислексии, дисграфии и др.

Характер течения беременности:

 

нормальное, токсикоз (1-я половина, 2-я половина беременности), физические и психические травмы (психозы), хронические и инфекционные заболевания (грипп, корь, желтуха), интоксикации (отравления), нефропатия, несовместимость по резус-фактору (резус-конфликт), угроза прерывания беременности и др.

Характер течения родов:

 

в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, стремительные, затяжные, стимулирование, обвитие пуповиной, кесарево сечение, асфиксия, гипоксия и т.п.

Крик:

сразу, после реанимационных мероприятий, др.

Рост, вес при рождении:

 

вес (в норме от 2800г) и рост (в норме от 45 см) при рождении.

На какие сутки принесли кормить

в норме 6-15 часов, сразу, др.

Сколько времени продолжалось грудное вскармливание

в норме до 1 года.

Особенности питания ребенка

нарушены ли сосательные, глотательные, хватательные рефлексы, др.

Перенесенные заболевания, травмы, интоксикации (до года, после года):

 

тяжелые инфекционные и соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, судороги при высокой температуре(пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, др., длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы, энурез)

 

Речевой анамнез

 

Речевое развитие в пределах нормы, опережающее, с задержкой.

Гуление в (в норме: с 2-х мес.) Лепет в (в норме: с 4-6 мес.) Первые слова (в норме: около года)

 

Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)

 

Какие звуки долго произносились неправильно Характер звуко–слоговой структуры и неправильного произнесения звуков

искажения, замены, отсутствие (до 4 лет и после 4 лет).

Протекание речевого развития:

 

скачкообразное, постепенно, с прерыванием, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине.

Использование жестов:

замена речи, дополнение к речи.

Отношение членов семьи к речевому дефекту:

 

безразличное, переживают, постоянно фиксируют внимание на нарушенной речи, поправляют, предъявляют непомерные требования, оставляют дефект незамеченным.

Как ребёнок относится к речевому дефекту:

дефект осознаёт, переживает, не обращает внимание, угнетает.

Занятия с логопедом (с какого времени, сколько времени, результаты).

 

 

Состояние моторной сферы

 

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений – заполняется после проведения тестовых упражнений):

 

нарушений общей моторики нет (не наблюдается), нарушена; ориентируется в пространстве, не ориентируется или испытывает трудности в ориентировке в пространстве; координация движений не нарушена, неуверенность в движениях, движения нескоординированы, рассогласованы; скорость выполнения движений достаточная, недостаточная, низкая, патологически-быстрая; ловок; движения выполняет точно, с неточностями, нарушение точности, одновременности; общая вялость, замедленность, моторная неловкость, застревание на одной позе, насильственные движения, неуклюж, малоподвижен.

Тестовые упражнения:

 

попрыгать на двух ногах, на левой ноге (дизартрики не прыгают на левой ноге!), на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч.

 

Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии заполняется после тестовых упражнений):

 

Мелкая моторика развита достаточно, недостаточно, моторная ограниченность. Уверенно владеет карандашом, ножницами. Наблюдается напряжение или вялость мышц кистей рук. Объём движений полный, неполный, ограничен. Переключаемость достаточная, недостаточная, некоторые трудности при переключении. Темп нормальный, быстрый, медленный.

Кинестетическая основа движений:

 

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой)

Кинетическая основа движений:

 

упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой. Навыки работы с карандашом умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Для мышц лица

1. Зажмурить глаза

 

2. Спокойно закрыть и открыть глаза

 

3.

 

Последовательно закрыть правый, затем левый глаз


 

 

Наличие илиотсутствиедвижения Тонус Активность Объём Точность Темп Замена Синкинезии Переключение
                 


4. Нахмурить

 

брови (рассердиться)

 

5. Поднять брови (удивиться)

 

6. Надуть щёки – «Толстячок»

 

7. Втянуть щёки – «Худышка»

 

8. Надуть только правую щёку

 

9. Надуть только левую щёку

Для нижней челюсти

 

1. Рот широко открыть, закрыть

 

2. Нижняя челюсть вправо-влево

Для губ

 

1. Растянуть губы в улыбке

 

2. Вытянуть губы вперёд трубочкой

 

3. Улыбка – трубочка

 

4. Поднять верхнюю губу

 

5. Опустить нижнюю губу

 

6. Одновременно поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу

Для языка

1. Язык широкий («Лопаткой») на нижней губе

 

2. Высунуть узкий язык («Жалом»)

 

3. Язык широкий, узкий

 

4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («Качели»)

 

5. Круговое облизывание кон - чиком языка губ («Вкусное


варенье»)

 

6. Язык в форме «Лодочки» (бо - ковые края языка приподняты)

 

7. Язык в форме «Чашечки»

 

8. Пощёлкать

 

(поцокать) языком

 

9. Язык вправо – влево («Маятник»)

 

Для мягкого нёба

1. Отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук

 

[а]

 

2. Широко открыть рот и зевнуть

Саливация: соответствует норме, повышенная (обильное слюнотечение). тремор наблюдается, не наблюдается, девиация языка в сторону (лев., прав.). координация движений: скоординированы, не скоординированы.

 

Тип и характер дыхания:

Тип дыхания (верхнеключичное (до 3х раз за 16-20 сек), грудное, диафрагмальное):

сформировано, не сформировано.

 

Носовое дыхание: вдох и выдох короткие, поверхностное, шумное, нет пауз, наличие носового оттенка, сформировано, затруднено, отсутствует, неровное, прерывистое.

Ротовая воздушная струя: сформирована (на 1 выдох 3-4 слова), слабая, короткая, достаточной длины, отсутствует.

Координация вдоха и выдоха: скоординированы, не скоординированы.

 

Общая характеристика речи

 

Импрессивная речь (обращенная речь)

 

Понимает или не понимает просьбы, (не) ориентируется в названиях предметов (действий, признаков и качеств предметов) изображённых на картинках, (не) понимает косвенных падежей; различает изменение значений, выносимых отдельными частями слова (приставками, суффиксами); (не) различает значение предлогов (положи в коробку, на коробку, около коробки, перед коробкой и т.д.).

Пассивный словарь (не) достаточен. Объём активного словаря (не) достаточный, точно (не) понимает значение слов, словосочетаний и предложений.

 

Экпрессивная речь (активная устная речь)

Запись беседы, самостоятельных связных высказываний

 

На все вопросы отвечает самостоятельно, правильно; отвечает при помощи наводящих вопросов; на вопросы отвечает неправильно; не отвечает. Запас знаний о себе и семье в пределах возрастной нормы; знания о себе и семье не сформированы; имеет или не имеет представления относительно себя и своей семьи (сколько лет, домашний адрес, ИО и работа родителей и т.д.); сведения о себе и семье неполные. Может или не может сформулировать свои интересы.

Словарный запас

Номинативный словарь: (не) владеет обобщающими понятиями, самостоятельно их

 

(не) называет; (не) правильно объясняет лексические значения слов; (не) знает
многозначность слов, абстрактные понятия, (не) подбирает синонимы, антонимы, (не)

 

знает и называет детёнышей животных, распространённые профессии, части и целое. Атрибутивный словарь: (не) правильно называет предметы по описанию, (не)

 

достаточно прилагательных, (не) определяет цвет и форму предмета.

 

Предикативный словарь: (не) владеет глагольной лексикой, преобладают или недостаточно глаголов в речи.

Наречия: (не) употребляет в речи, недостаточно наречий.

 

Словарный запас представлен различными морфологическими категориями (сущ. гл. прил. нареч. мест.); Словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме (достаточный); словарный запас недостаточен, ограничен; незначительный объём прилагательных, наречий и др.; словарный запас значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.

Грамматический строй речи  Употребление существительных в именительном падеже единственного и

множественного числа (образовать по аналогии).

Употребление имён существительных ед. ч. и мн. ч. в косвенных падежах.

 

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам). Употребление числительных с существительными.

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).


 Образование названий детёнышей животных.

Образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Образование приставочных глаголов.

 

Образование глаголов совершенного вида (составить предложение по картинкам). Личные окончания глаголов.

 

Изменение глаголов по временам.

 

Название действий по предъявленному предмету.

 

Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. Добавление простых и сложных предлогов в предложения. Составление сложных предложений из двух простых и данного союза.

 

Грамматический строй речи (не) сформирован для данного возраста; имеются случаи словообразования по аналогии; (не) правильно употребляет (простые, сложные) предлоги, падежи; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах; допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах; (степень выраженности аграмматизма при его наличии) отсутствие грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, неустойчивые ошибки; (не) умеет использовать способы словообразования и словоизменения, составлять словосочетания; нарушен порядок слов в предложении, пропуски (замена, смешение) предлогов, неиспользование сложных предлогов в речи; отсутствует назывное (простое нераспространенное, простое распространённое, сложносочиненное, сложноподчинённое, с однородными членами…); (не) использует разнообразные виды предложений адекватно замыслу.

Слоговая структура слова

 

Элизии (пропуски звуков, слогов, слов); итерации (не судорожные запинки, повторы и добавления в речи); смешение элементов двух или более слов, (усечение) выпадение конечного звука или звуков, сокращение слова, пропуск (отсутствие звука в слове), персеверации (циклическое повторение, отсроченное повторение или настойчивое воспроизведение), антиципатии (замена предшествующего звука последующим); «парафазии» (замены)); не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Звукопроизношение

 

При первичном обследовании: звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы); фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения), фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).

После коррекции: звуки поставлены частично (какие?): автоматизированы в слогах в словах; нестойкое употребление поставленных звуков в речи, которые по инструкции ребёнок произносит правильно; правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка, умение дифференцировать (высокий уровень); неустойчивость и недостаточная чёткость произношения и дифференциации звуков (средний уровень); дефекты в произношении звуков,

 

отсутствие их дифференциации.

     
 

Связная речь

  Пересказ: пересказ полный, близкий к тексту, кратко, недостаточно полно, фрагментарно;

пересказывает самостоятельно,

связно, последовательно отражает


содержание рассказа, может предложить свою интерпретацию рассказа, при помощи взрослого, нарушает смысловые части рассказа, на вопросы отвечает односложно, вносит поправки в рассказ не пересказывает.

 

 Составление рассказа по сюжетной картине: развёрнутая фразовая речь; смысл рассказов не понятен. В словесном плане нет логики; словесно-логическое мышление не развито; составляет только простые нераспространённые предложения, рассказы по картине бедны; предложения и рассказ по картине не составляет, только перечисляет предметы (рассказ-перечисление).

 

 Составление рассказа по серии картинок: смысл картинок понятен, картинки раскладывает верно, (не) по порядку; рассказы отличаются высокой творческой выдумкой, фантазией; констатирует факты; причинно – следственные отношения устанавливает; составляет рассказ только с помощью наводящих вопросов; затрудняется восстановить последовательность событий и составить рассказ; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно-действенное; последовательность в картинках не прослеживается, картинки выложены не по порядку, не последовательно (серию сюжетных картинок не раскладывает в логической последовательности.); причинно-следственные отношения не устанавливает; словесно-логическое мышление не развито, речь бедна. Рассказ не составляет, только перечисляет предметы.

Проявление заикания

 

(Не) наблюдается в анамнезе.

 предполагаемая причина: выраженность заикания, ситуации в которых оно проявляется

 

(усиливается в момент болезни, переутомления, ответы у доски и т.п.)

 

 степень заикания: слабая (умеренная) – при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению; средняя и сильная (тяжелая) – при которой в результате

длительных судорог речевое общение становится невозможным,

наблюдаются сопутствующие движения и эмболофразия.

   

формы заикания: клоническая, тоническая, смешанная.

 

судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате.

 

особенности общего и речевого развития: организованность, общительность,

замкнутость, импульсивность.

 

Примерные формулировки логопедического заключения

 

При формулировке логопедического заключения сначала записываем характер нарушений речи на основе психолого-педагогической классификации, а затем – клинико-педагогической.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия. Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

 

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (II уровень). Заикание легкой степени выраженности.


Общее недоразвитие речи (III уровень). Стертая дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.

 

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии. Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

 

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомен-дуются тс же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом, заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии или/и дисграфии.

 

В заключении указываются:

1. Нарушения устной речи

 

2. Нарушения письменной речи: 1 класс – нарушение процессов письма и чтения; 2 класс – указывается вид дисграфии или/и дислексии.

Примерные формулировки логопедического заключения детей школьного возраста с нормальным интеллектом

ОНР (III уровень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

ФФН. Сенсорная функциональная дислалия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

НОНР. По типу задержки речевого развития. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Дисграфия обусловленная ОНР (акустическая…) Дисграфия обусловленная ФФН (ФН)

 

 

Примерные формулировки логопедического заключения детей школьного возраста с

ЗПР

Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Псевдобульбарная дизартрия.

Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия. Аграмматическая дисграфия, обусловленная недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.

Примерные формулировки логопедического заключения детей школьного возраста с умственной отсталостью

 

В логопедическом заключении определяются: 1) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.

Системное недоразвитие речи средней степени. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Системное недоразвитие речи легкой степени, механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.


Список использованной литературы:

 

 

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – (РГПУ им. Герцена).

 

2. Кучергина, О.В. «Использование речевой карты в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения» // Логопед – 2005. – №2. – С. 27.

 

3. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: Союз, 2003.

 

4. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., 2003.

 

5. Лалаева, Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

 

6. Логинова, Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1992.

 

7. Никитина, Е.Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик // Логопед – 2010. – №2. – С. 34.

 

8. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

 

9. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). М.: «Когито-Центр», 1996.

у детей младшего школьного возраста»

 

Материал подготовила учитель-логопед Курдюмова Галина Викторовна

 

г. Амурск

 

2013


В перечень логопедической документации входит речевая карта, которая является необходимым документом логопедической диагностики детей с речевыми нарушениями. Данная статья представлена в виде речевой карты с формулировками, отражающими структуру речевого дефекта детей логопатов. Она позволяет не только сэкономить время специалисту на оформление данного документа, но и профессионально отразить специфику речевого нарушения. Также, данные специальные формулировки и характеристики могут использоваться специалистами при заполнении логопедических представлений, листов динамических наблюдений и другой специальной документации.

 

Оформление речевой карты и формулирование логопедического заключения

 

Анамнестические данные

Возраст матери ______________________________________________________________

 

От какой беременности ребенок_________________________________________________

 

Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических и соматических

заболеваний:

 

эпилепсия, алкоголизм, расстройство психики, эндокринные, ДЦП, парезы, параличи,

нарушения слуха и зрения, нарушения речи и др.

речевых нарушений: дислексии, дисграфии и др.

Характер течения беременности:

 

нормальное, токсикоз (1-я половина, 2-я половина беременности), физические и психические травмы (психозы), хронические и инфекционные заболевания (грипп, корь, желтуха), интоксикации (отравления), нефропатия, несовместимость по резус-фактору (резус-конфликт), угроза прерывания беременности и др.

Характер течения родов:

 

в срок, досрочные: в 8, 7 мес., нормально протекающие, стремительные, затяжные, стимулирование, обвитие пуповиной, кесарево сечение, асфиксия, гипоксия и т.п.

Крик:

сразу, после реанимационных мероприятий, др.

Рост, вес при рождении:

 

вес (в норме от 2800г) и рост (в норме от 45 см) при рождении.

На какие сутки принесли кормить

в норме 6-15 часов, сразу, др.

Сколько времени продолжалось грудное вскармливание

в норме до 1 года.

<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.282 с.