Показатели здоровьесберегающей деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Показатели здоровьесберегающей деятельности

2019-09-17 170
Показатели здоровьесберегающей деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатели здоровьесберегающей деятельности

образовательных учреждений

В сборнике рекомендаций  по введению ФГОС отмечается, что показатели состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности являются объективным отражением влияния окружающей среды, в т.ч. школьной, а также условий обучения и воспитания.

В связи с этим, чрезвычайно важным является оценка показателей состояния здоровья, включая физическое развитие и физическую подготовленность, и факторов, влияющих на формирование нарушений здоровья, на каждом этапе школьного обучения.

В качестве результатов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений используются следующие группы показателей:

1. Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений (анкетный опрос).

2. Физическое развитие учащихся.

3. Заболеваемость учащихся.

4. Физическая подготовленность учащихся.

5. Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья).

6. Здоровый образ жизни учащихся.

 

I группа показателей

Анкета для родителей учащихся

Ребенок (ученик): Фамилия ______________________Имя____________________

Дата рождения___________________(год, месяц, день)

Школа №________город/село, субъект РФ______________________________________

Класс__________________

Дата заполнения анкеты_______________________________________(год, месяц, день)

Уважаемые родители!

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы, отметив в правом столбце «галочкой» или «крестиком» те жалобы и нарушения здоровья, которые вы отмечали у ребенка.

Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка и своевременного врачебного совета.

 

Отмечали ли Вы у ребенка в течение последнего месяца

 

Головные боли (чаще 1 раза в неделю)

в том числе:

- беспричинные  
- при волнении  
-после физической нагрузки  
- после посещения школы  
- утром  
- вечером, перед сном  
Слезливость (чаще 1 раза в неделю)  
Частые колебания настроения  
Страхи  
в том числе страх посещения школы  
Слабость, утомляемость после занятий в школе  

Нарушения сна

в том числе:

- долгое засыпание  
- чуткий сон  
- трудное пробуждение по утрам  
- снохождение  
Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении  
Головокружения, неустойчивость при перемене положения тела  
Обмороки, полуобморочные состояния  
Двигательная расторможенность (ребенок не может долго усидеть на месте)  
Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает)  
Боли, неприятные ощущения в области сердца  
Сердцебиение, перебои  

Боли в животе 1 раз в неделю и чаще

в том числе:

- перед школой  
- после приема пищи  
- натощак (до еды)  
Тошнота 1 раз в неделю и чаще  
Отрыжка 1 раз в неделю и чаще  
Горечь во рту 1 раз в неделю и чаще  

Нарушение стула 1 раз в неделю и чаще

в том числе:

- запоры  
-поносы  

Отмечали ли Вы у ребенка в течение последнего года

Частые простудные заболевания (4 и более раз в год)  
Часто насморк (4 и более раз в году)  
Часто кашель (4 и более раз в году)  
Часто потеря голоса (4 и более раз в году)  
ИТОГО (строка для медицинской сестры)  

 

Таблица 2

Образец

ПРОТОКОЛ

 ДЛЯ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В СЕНТЯБРЕ И МАЕ ОДНОГО УЧЕБНОГО ГОДА

Школа №____________город / село, субъект РФ__________________________________

Класс__________________ Дата заполнения_____________________(год, месяц, день)

 

№ п\п Фамилия и имя ребенка Сумма баллов по анкете,              заполненной родителями ребенка в               сентябре Сумма баллов по анкете,       заполненной родителями ребенка в мае того же учебного года Разница в суммах баллов          между сентябрем и маем (с + или -)
1.        
2.        
т.д.        

 

 

Таблица 3

ПРОТОКОЛ

ДЛЯ ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

НА ГРУППЫ ПО ХАРАКТЕРУ ДИНАМИКИ ОТКЛОНЕНИЙ

В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА (%)

 

Школа №____________город/село, субъект РФ___________________________________

Класс________________Дата заполнения_________________________(год, месяц, день)

 

n =

(n -число детей, родители которых дважды, в сентябре и мае,

ответили на вопросы анкеты)

 

Число детей, имеющих Абсолютные показатели Относительные показатели (%)
Благоприятную динамику показателей состояния здоровья    
Неблагоприятную динамику показателей состояния здоровья    
Стабильные показатели состояния здоровья    

 

II группа показателей

Оценка физического развития учащихся

III группа показателей

Оценка показателей заболеваемости учащихся

IV группа показателей

Оценка физической подготовленности учащихся

(в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 916

Структура оценочной шкалы

Уровень физической подготовленности

Оценка уровня:
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Качественная
100% и выше 85-99% 70-84% 51-69% 50% и ниже  Процентная
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл  Балльная

Базовый (оптимальный) уровень

(тест выполнен)

Дефицит развития качеств(тест не выполнен)

 

В основу оценочной шкалы положены данные пилотных тестирований, обработанные общепринятыми методами математической статистики с нахождением основных параметров и оценкой их с учетом закона нормального распределения по стандартным отклонениям.

 Результаты, лежащие в диапазоне от 70% до 100% должного возрастно-полового уровня ребенка, составляют по шкале оценок базовый уровень (образовательный минимум). Учащиеся с развитием качеств выше 100% могут рассматриваться как «одаренные». Им следует рекомендовать занятия в спортивных кружках и секциях (группа спортивного отбора).

Для оценки распределения учащихся на группы по уровням физической подготовленности заполняется соответствующий протокол (таблица 12).

 

Таблица 11

 

ПРОТОКОЛ

ДЛЯ ОЦЕНКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГРУППЫ

 ПО УРОВНЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (%)

 

Школа №____________город/село, субъект РФ_____________________________

Класс__________Дата заполнения_________________________(год, месяц, день)

n =

(n -число детей, прошедших полностью тестирование)

Уровни физической подготовленности Абсолютные показатели Относительные показатели (%)
Высокий, выполнение тестов на 100% и выше, 5 баллов    
Выше среднего, выполнение тестов на 85 -99%, 4 балла    
Средний, выполнение тестов на 70-84%, 3 балла    
Ниже среднего, выполнение тестов на 51-69%, 2 балла    
Низкий, выполнение тестов на 50% и ниже, 1 балл    

 

Увеличения относительного количества детей с «высоким» и «выше среднего» уровнями физической подготовленности свидетельствует о благоприятных тенденциях в состоянии здоровья учащихся и о хорошо поставленной физкультурно-оздоровительной работе.

V группа показателей

VI группа показателей

Анкета для школьников

Ребята! Просим вас заполнить предложенную анкету, чтобы выяснить ваше отношение к вопросам, касающимся здоровья. Просьба отвечать на вопросы анкеты самостоятельно, не советуясь с товарищами. Нам важно знать именно ваше личное отношение к этим вопросам.

Школа №________город/село, субъект РФ______________________________________

Класс__________________

Дата заполнения анкеты_______________________________________(год, месяц, день)

 

1. Как ты думаешь, эти привычки вредны для здоровья? Подчеркни свой ответ

         а) курение       1 – да   2 – нет     3 – не знаю

         б) нерегулярное употребление пищи (не «по часам»)

                1 – да   2 – нет     3 – не знаю

         в) переедание 1 – да   2 – нет     3 – не знаю

         г) малая физическая подвижность   1 – да   2 – нет     3 – не знаю

         д) недосыпание     1 – да   2 – нет     3 – не знаю

3. Курят ли у тебя дома?                                                                                          

        1 – нет 2 – да   

4. Курит ли твой лучший друг? 1 – нет 2 – да  3 – не знаю

5. Пробовал ли ты когда-нибудь курить?                                                               

         1 – нет 2 – да

6. Продолжаешь ли ты курить (хотя бы 1 сигарету в месяц)

        1 – нет 2 – да

7. Как ты считаешь, будешь ли ты курить в дальнейшем?                                  

       1 – нет 2 – да 3 – не знаю

8. Если бы твои лучшие друзья предложили сигарету, ты согласился бы ее выкурить? 1 – нет 2 – да 3 – не знаю

9. Согласен ли ты с запретом на курение в общественных местах, таких как рестораны, автобусы, поезда, школы, на игровых площадках, в спортивных залах, на дискотеках? 1 – да 2 – нет 3 – не знаю

10. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вредные последствия курения? 1 – да 2 – нет

11. Когда кто-то начинает курить, по твоему мнению, ему будет потом трудно бросить эту привычку? 1 – да 2 – нет 3 – не знаю  

12. Ты уже пробовал алкогольные напитки, даже если несколько глотков?

1 – нет 2 – да 

13. Ты употребляешь пиво или другие алкогольные напитки   хотя бы 1 раз в месяц 1 – нет 2 – да   

14. Если бы один из твоих лучших друзей предложил тебе употребить алкоголь, согласился бы ты?  1 – нет 2 – да

15. Обсуждал ли с тобой кто-нибудь в твоей семье вредное воздействие алкоголя на здоровье? 1 – да    2 – нет

16. Рассказывали ли вам в течение этого учебного года на каких-либо занятиях об опасностях употребления алкоголя? 1 – да    2 – нет

17. Рассказывали ли вам в этом учебном году на занятиях об опасностях употребления наркотических веществ? 1 – да    2 – нет

18. Рассказывали ли вам на каких-либо занятиях в течение этого учебного года о преимуществах здорового питания? 1 – да    2 – нет

19. Рассказывали ли вам на каких-либо занятиях в течение этого учебного года о преимуществах употребления свежих овощей, фруктов, соков?

1 – да    2 – нет

20. За прошедший учебный год рассказывали ли вам на каких-либо занятиях о преимуществах физической активности? 1 – да    2 – нет

 

Результаты анкетирования заносятся в «Протокол показателей распространенности факторов риска среди учащихся в процессе обучения в начальной школе» (таблица 11). По каждому наблюдаемому классу подсчитывается раздельно абсолютное количество детей, имеющих тот или иной фактор риска. Для того чтобы получить относительные показатели в процентах (%) необходимо абсолютные показатели разделить на количество анкет, заполненных родителями (для факторов 1-9) и количество анкет, заполненных детьми (для факторов 10 и 11).

Уменьшение относительных показателей в следующем учебном году (во 2, 3, 4 классах) по сравнению с показателями предыдущего года свидетельствует о снижении распространенности факторов риска в классе (значение ∆ - отрицательное); увеличение относительных показателей свидетельствует о росте распространенности того или иного фактора (значение ∆ - положительное).

Показатель информированности в отношении факторов риска школьников определяют по результатам анонимного анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника» (таблица 12).

Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 9-11, 15-20. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 бал. Чем выше бал, тем лучше информированность школьника. Максимальное число балов – 14 (100%). Для оценки информированности класса определяется средний бал. Для этого во всех анкетах подсчитывается число ответов «1», на соответствующие вопросы, затеем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету.

 Для определения степени информированности средний бал умножают на 100 и делят на 14. Полученные показатели заносят в «Протокол показателей информированности учащихся в отношении факторов риска» (таблица 12).

Для оценки динамики показателя информированности школьников в отношении факторов риска в процессе обучения сравнивают показатели, полученные в текущем учебном году и предыдущем. Увеличение среднего бала, а так же степени (%) свидетельствует о повышении информированности школьников.

 


Таблица 13

ПРОТОКОЛ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ФАКТОРОВ РИСКА 

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Школа №____________город/село, субъект РФ_____________________________________

1 класс «» Дата заполнения_______(год, месяц, день)               3 класс «» Дата заполнения________(год, месяц, день)

2 класс «» Дата заполнения_______ (год, месяц, день)               4 класс «» Дата заполнения________(год, месяц, день)

 

Факторы риска

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

абс. % абс. % абс. % абс. %
1. Низкая двигательная активность*                      
2. Прогулки на свежем воздухе менее 2 часов в день                      
3. Продолжительность выполнения дом. заданий превышает нормативы                      
4. Продолжительность ночного сна 9 часов и менее                      
5. Прием горячей пищи 1 раз в день и реже                      
6. Редкое потребление мяса и мясных продуктов (2 раза в неделю и реже)                      
7. Редкое потребление молока, молочных продуктов (2 раза в неделю и реже)                      
8. Редкое потребление свежих овощей, фруктов, соков(2 раза в неделю и реже)                      
9. Просмотр телепередач более 2 часов в день                      
10. Курение                      
11. Употребление алкоголя, в т.ч. пива                      

Примечание: *двигательная активность ограничена только уроками физкультуры в школе

       - 123 -


Таблица 14

ПРОТОКОЛ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОТНОШЕНИИ ФАКТОРОВ РИСКА

Школа________№____город/село,____________субъект               РФ________

 

Классы Дата осмотра (год, месяц, день)     Средний балл по информированности школьников в отношении факторов риска Степень информированности в отношении факторов риска (%)
1      
2      
3      
4      

Показатели сформированности установок на здоровый образ жизни школьников определяют по результатам анонимного анкетного опроса учащихся по «Анкете для школьника» (таблица 15).

Учитываются варианты ответов «1» на вопросы 3, 4, 7, 8, 14. Каждый вариант ответа «1» оценивается в 1 бал. Чем выше бал, тем сильнее установки на здоровый образ жизни школьника. Максимальное число балов – 5 (100%). Для оценки этого показателя в каждом классе определяется средний бал. Для этого во всех анкетах подсчитывается число ответов «1», на соответствующие вопросы, затем, делят это число на количество детей, заполнивших анкету.

 Для определения степени сформированности установок на здорового образа жизни у школьников средний бал умножают на 100 и делят на 5. Полученные показатели заносят в «Показатели сформированности установок на здоровый образ жизни школьников» (таблица 18).

Для оценки динамики этого показателя в процессе обучения сравнивают данные, полученные в текущем учебном году и предыдущем. Увеличение среднего бала, а так же степени (%) свидетельствует о положительной динамики формирования установок на здоровый образ жизни школьников.

       Таблица 15

ПРОТОКОЛ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Школа________№____город/село,____________субъект РФ________

Классы Дата осмотра (год, месяц, день)     Средний балл сформированности установок на здоровый образ жизни школьников Степень сформированности установок на здоровый образ жизни школьников (%)
1      
2      
3      
4      

 


 

Показатели здоровьесберегающей деятельности

образовательных учреждений

В сборнике рекомендаций  по введению ФГОС отмечается, что показатели состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности являются объективным отражением влияния окружающей среды, в т.ч. школьной, а также условий обучения и воспитания.

В связи с этим, чрезвычайно важным является оценка показателей состояния здоровья, включая физическое развитие и физическую подготовленность, и факторов, влияющих на формирование нарушений здоровья, на каждом этапе школьного обучения.

В качестве результатов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений используются следующие группы показателей:

1. Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений (анкетный опрос).

2. Физическое развитие учащихся.

3. Заболеваемость учащихся.

4. Физическая подготовленность учащихся.

5. Комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья).

6. Здоровый образ жизни учащихся.

 

I группа показателей


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.