Характеристика рынка монополистической конкуренции. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Характеристика рынка монополистической конкуренции.

2019-09-17 187
Характеристика рынка монополистической конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Конкуренция: сущность и методы. Рынок совершенной конкуренции. Начиная изучение данной темы, ознакомьтесь с основными типами рыночных моделей: чистой конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией, чистой монополией Его отличительными чертами являются:

·  атомизация спроса и предложения на основе множества продавцов и покупателей;

·  однородность, стандартизированность товаров (товары “гомогенны”);

·  свобода движения спроса и предложения. Цены свободно колеблются под влиянием спроса и предложения;

·  свобода входа и выхода из отрасли.

Любая модель в экономической теории абстрактна, однако данный рынок имеет много общего с рынком сельскохозяйственной продукции, товарной, валютной, фондовой биржами.

Рынок совершенной конкуренции обладает значительно большим числом преимуществ по сравнению с любым другим. Он обеспечивает использование наилучших технологий, создает условия для эффективного распределения ресурсов. Вместе с тем этот рынок имеет и недостатки, самым значительным из которых является то, что относительно небольшие размеры фирм часто не способствуют использованию научно-технического прогресса.

Степень концентрации рынка показывает индекс Герфиндаля-Хиршмана, который вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей (в процентах) каждой фирмы в отрасли.

К любой структуре рынка применимы два принципиальных правила поведения фирмы на рынке:

Правило 1. Фирма должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам: MR = MC.

Правило 2. Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки или по крайней мере равен им:

TR > AVC.

В условиях свободной конкуренции цену устанавливает рынок путем выравнивания спроса и предложения (рис. 25). Цена не зависит от фирмы. Фирма имеет возможность только варировать объемами своего производства. Поэтому для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают и равны цене: D = AR = MR = P.

Если MR = P, а по правилу 1 MR = MC, то MC = P.

Рис. 25. Определение цены и объема производства в условиях

совершенной конкуренции

 

2. Монополия: экономическая природа, возникновение, типы и организационные формы. Монополия — это ситуация на рынке, когда существует единственная фирма, производящая продукт, который не имеет близких заменителей. Монопсония — обратная ситуация, когда имеется единственный покупатель продукции. Характерные признаки монополии:

·  на рынке существует только один продавец или один покупатель;

·  для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне труднопреодолимые барьеры;

·  товар фирмы уникален, т.е. не существует близких заменителей;

·  продавец контролирует цену, диктует ее рынку.

По характеру возникновения и экономическому содержанию можно выделить три разновидности монополии:

·  искусственная монополия - возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов. Она может возникнуть на основе государственных привилегий;

·  естественная монополия связана: 1) с доступом к уникальным природным ресурсам; 2) естественными монополиями являются государственная и муниципальные службы общественного пользования;

·  экономическая монополия возникает в ходе конкуренции между товаропроизводителями.

При наличии массы раздробленных производителей монополизация обычно связана с дифференциацией продукта. Вместе с тем свободная конкуренция порождает концентрацию производства и собственности. Концентрация же, в свою очередь, на определенной ступени приводит к образованию монополии другого типа - монополии крупного производства.

Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера:

L = (P – MC) / P.

Чем больше разрыв между ценой (P) и предельными издержками (MC), тем больше степень монопольной власти.

Можно обратить внимание на такие экономические последствия монополизма, как ограничение предложения товаров, неэффективное использование ресурсов, отсутствие стимулов в использовании достижений НТП и другие.

Монополия – единственный производитель-монополист, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей-покупателей данного товара. Однако рынок продолжает оставаться конкурентным, поскольку покупателей много и все реагируют на уровень цен. Кривая их спроса  отрицательна и любые изменения объемов выпускаемой продукции будут оказывать влияние на цену товара (рис. 26).

Если фирма сама устанавливает одну цену для всех единиц товара, то величина среднего дохода и будет являться ценой товара. Кривая спроса и среднего дохода совпадут.

Для фирмы-монополиста предельный доход всегда меньше цены товара, а значит, и среднего дохода, поэтому кривая предельной выручки лежит всегда ниже кривой спроса.

Докажем это на примере:

Цена Выпуск Общий доход Предельный доход
10 5 50 -
9 6 54 4
8 7 56 2
7 8 56 0
6 9 54 -2

Чтобы продать одну дополнительную единицу товара (например, 6 вместо 5), фирма-монополист должна снизить цену на эту единицу Т (с 10 до 9 ден. ед.) – таков закон рыночного спроса.

Можно подумать, что в этом случае фирма получит суммарный доход в 59 ден. ед.  (10*5 + 9*1). Но это не так: снизив цену шестой единицы товара на один рубль, фирма-монополист вынуждена продавать по цене 9 ден. ед.  все 6 единиц товара и ее предельный доход оказывается меньше среднего.

Рис. 26. Определение цены и объема производства в условиях

чистой монополии

 

По правилу 1 необходимо совместить величины MR и MC – в этой точке будет оптимальным режим работы фирмы-монополиста.

Итак, монополист активен, он выбирает не только объем производства равный объему предложения, но и рыночную цену. Имея возможность управлять спросом, монополист так выбирает объем своего производства, чтобы максимизировать прибыль.

3. Особенности олигополистического рынка. К чистой монополии близка олигополия, в ряде случаев последняя может как бы перерастать в нее, если, например, олигополисты договорятся о разделе рынка или о единой цене. В этом случае вырастает своеобразный “коллективный” монополист.

Основные черты олигополистического рынка:

·  небольшое число фирм в отрасли;

·  относительно высокие барьеры для вступления в отрасль;

·  производство стандартизированной или однородной продукции;

· возможность влияния на цену.

Выделяют два вида олигополии:

а) несколько фирм, производящих аналогичную (или почти) продукцию.

б) несколько фирм, производящих дифференцированную продукцию, удовлетворяющую аналогичную в принципе потребность.

Рассмотрите примеры олигополистических рынков и причины такого явления, как немногочисленность фирм в отрасли (эффект масштаба, патенты, контроль над сырьем, реклама и др.).

У олигополиста есть два пути максимизации прибыли:

· традиционный для любого типа рынка - снижение издержек;

· специфический - увеличение цены.

Второй путь, в свою очередь, связан с емкостью рынка (рост цены ограничивает спрос). Поэтому фирма может сочетать рост цены со снижением объемов производства, т.о. и олигополист не свободен от рыночных законов, максимизируя прибыль, он оперирует издержками, ценой и объемом.

Олигополистический рынок имеет ряд особенностей в неценовом поведении фирм. В условиях тайного соглашения (образования картеля, участники которого договариваются о ценах, объемах производства и рынках) олигополисты могут координировать свою ценовую политику с помощью лидерства в ценах, поскольку в условиях олигополии цена устанавливается не на рынке под влиянием спроса и предложения, как в случае с чистой конкуренцией, а по принципу “издержки плюс”: к средним издержкам на единицу продукции прибавляется необходимая прибыль с учетом выплаты налогов. Это “базовая” цена, от которой может отклоняться реальная цена в зависимости от ситуации на рынке.

Существуют различные точки зрения относительно оценки экономической эффективности олигополии. Согласно одной из них к достоинствам олигополистического рынка относятся возможности и стимулы к использованию фирмами достижений НТП, возможности снижения издержек и цен, большой ассортимент продукции и высокое качество товаров. В заключении данного раздела рассмотрите особенности основных форм корпораций и соглашений монополистического типа в промышленности.

4. Характеристика рынка монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами:

·  большим числом небольших производителей;

·  значительной дифференциацией продукта, особенно разновидностей данного продукта;

·   каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над ценой;

·  вступить в отрасль относительно легко, но все же сложнее, чем при чистой конкуренции;

·  сговор, направленный на ограничение объема производства и искусственное повышение цен, почти невозможен.

В краткосрочном периоде на рынке сбыта монополистической конкуренции фирма сталкивается с ситуацией, характерной для чистой конкуренции. Она может получать прибыли (максимизировать их при равенстве предельных издержек и предельного дохода) или нести убытки. При этом возможности контролировать цену в монополистической конкуренции ограничены. В долгосрочном периоде экономические прибыли привлекут в отрасль новые фирмы, что вызовет уменьшение (или ликвидацию) прибылей. Убытки вызовут отток фирм из отрасли, и оставшиеся фирмы начнут получать прибыли.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.