Таким образом, эта самоестественная Сила Рефлексии наделена природой совокупности слов. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таким образом, эта самоестественная Сила Рефлексии наделена природой совокупности слов.

2019-09-09 141
Таким образом, эта самоестественная Сила Рефлексии наделена природой совокупности слов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сутра 1.

Самоестественная Сила Абсолютного
Сознания является причиной
реализации вселенной.

Комментарий.

[Слово] «вселенная» означает [совокупность элементов], от Садашивы до земли. «Реализация» — это «исполнение», т. е. проявление [мира], сохранение [его] и уничтожение, успокоение [его] в Высшем Субъекте. «Сила Абсолютного Сознания» — форма Верховной Шакти как Божественной энергии, и состоит [эта Сила] из наивысшей вимарши, [которая] не отделима от Благословенного Шивы и является «причиной», источником [реализации вселенной]. Именно когда Она развертывается, мир возникает и сохраняется, а когда Она сворачивается, он пропадает из виду. Личный зрительный опыт может подтвердить это. Другие [начала] — майя, пракрити и т. д. — не могут являться [главным] источником, поскольку они [предполагаются] отделенными от Света Сознания, [но ведь то, что] отделено от этого Света, не может существовать. Проявиться может только то, что является единым со Светом Сознания.

[Таким образом,] только Чити, имеющая форму Света Сознания, и есть [эта] причина, и ничто другое. Поэтому пространство, время и [ограниченная] форма, будучи созданы и оживлены этой [Силой Сознания], не способны разделить [с Ней] Ее сущность, тогда как Она является всепроникающей, вечной, наделенной наивысшей полнотой. Таков смысл cказанного.

Могут возразить: Если мир не отделен от Сознания, то тогда ничего не существует [помимо Него]. А раз [мир] не отделен, как тогда [возможны] причинно-следственные отношения [между ними]?

[Ответ]: только Сила Божественного Сознания, по своему желанию, совершенно свободно проявляет себя в форме бесчисленных миров. Таков высший смысл причинно-следственных отношений. Поскольку [Сила Сознания] одна является причиной реализации, проявления вселенной, [подразделяющейся на] субъект, источник и объект познания, то Ее, абсолютную, безграничную, самосветящуюся, невозможно ухватить ограниченными средствами познания, с помощью которых [можно разве что] постигать внешние объекты.

Так говорится в Трикасаре:

«Подобно тому, как при попытке перепрыгнуть тень от собственной головы [невозможно ухватить эту] тень, [которая] все время будет передвигаться дальше, [невозможно ухватить] и Силу Универсального Сознания».

Поскольку Она (Сила Сознания — С. П.) является источником манифестации вселенной, а также [причиной ее] уничтожения, [благодаря которому] достигается соединение с высшей недвойственностью, Ее [называют] самоестественной. Когда Ее узнают как самоестественную, то [видят в ней] причину реализации вселенной в форме наслаждения и освобождения. Так вторично можно истолковать эту сутру. Далее, [слово] «вселенная» [означает внешние объекты, например,] голубой [цвет], [внутренние, например,] удовольствие, [а также] тело, прану и т. п. Реализация вселенной, состоящая в постепенном возвышении от [ступени] источника познания до [ступени] погружения в [Высшего] сознающего субъекта, имеющего форму вимарши — [такая реализация суть] средство [достижения] высшего знания. Имеется в виду «легкое средство».

Как говорит Виджнянабхаттарака,

«Все телесные существа наделены знанием субъекта и объекта, но только йогины могут воспринимать их в единстве».

[Термин] «Сила Сознания», [употребленный в сутре] в единственном числе, означает не ограниченность пространством, временем и т. д., [и это] демонстрирует ложность всех дуалистических учений.

Термин «самоестественная», о котором не знает учение о Брахмане, означает то, что сущностью Великого Господа является Сознание. «Вселенная» и т. д. означает, что [Сознание] наделено безграничной силой, является причиной всего, легким средством [достижения освобождения] и великой наградой.

На это возразят: Если Сила Сознания является причиной вселенной, то это предусматривает материальную причину и т. п., что оставляет дуализм в силе. В [ответе] на это возражение говорится:

Сутра 2.

По своей воле, на собственной
поверхности, [Сила Сознания]
делает видимой вселенную.

Комментарий.

«По своей воле» означает, что [это происходит] не по воле другого, как полагают сторонники учения о Брахмане и им подобные; означает [также, что Она производит вселенную сама, а] не с помошью материальной причины и т. д. Сознание не может функционировать, если не обладает вышеназванным [аспектом] самоестественности.

«На собственной поверхности» означает, что это не происходит нигде больше. Она [Чити] «делает видимой» вышеупомянутую «вселенную», как, [например] город [делается видимым] в зеркале, [и отражение этого города], хотя и не отличное [от зеркальной поверхности], все же [выглядит] как отличное [от него]. [ Чити как] причина манифестации [вселенной] делает ее видимой и стабильной.

Смысл сказанного таков: мир идентичен Свету Сознания. Для того, чтобы прояснить в деталях природу вселенной, [автор] говорит:

Сутра 3.

Она множественна из-за
дифференциации на соответствующие
субъекты и объекты.

Комментарий.

«Она» — это вселенная. «Множественна» — [т. е. имеет] природу иного. Почему [множественна]? Потому что есть различие, «дифференциация» между «субъектами и объектами», которые находятся в состоянии «соответствия» [между собой], т. е. взаимно соотнесены. На ступени садашива, где доминирует совершенство Я и объектность в ее полноте [еще] не проявлена, вселенная как объект является и отличной, и не отличной [от Я], и пребывает там (на этой ступени — С. П.) разряд сознающих субъектов, называемых мантрамахешварами, зависящих от Благословенного Вечного Шивы.

Своим существованием они обязаны воле Верховного Господа. На ступени ишвара вселенная понимается как [содержащая] различие между полнотой Я и не-Я, [хотя Я и не-Я продолжают находиться] в состоянии идентичности [друг с другом]; и пребывает там разряд мантрешвар, покорных воле Бога-Творца. На уровне видья пребывают субъекты созерцания, [называемые] мантрами, ими управляет Благословенный Ананта, и многим видам разных подразделений [этих мантр] соответствует объект знания в форме вселенной, сущность которой [на этой ступени] состоит в разделении единого. Над [ступенью] майи [пребывают субъекты, называемые] виджнянакалы; у них нет [стремления] к деятельности, а есть природа чистого сознавания. Объект [познания] не отличен от них и состоит в опыте переживания [ими] прошлых существований, во время которых они находились на ступенях сакала и пралаякала. На ступени майя находятся субъекты, созерцающие пустоту, или «освободившиеся от пралаи»; им соответствует в качестве объекта то, что не воспринимается чувствами. [Далее], вплоть до [элемента] земли пребывают отделенные от всех вещей, ограниченные сакалы, и им [в опыте] соответствуют такие же [изолированные] объекты. Над всем же этим [располагаются] существа, которых направляет Благословенный Шива и плоть которых суть только чистый свет. Но именно в этом великом Парамашиве, [одновременно] и трансцендентном, и имманентном вселенной, наделенном высшим блаженством, состоящем из световой массы, проявляется, не отделяясь [от Него], «все» [в мире], начиная [от таттвы] Шива и заканчивая [таттвой] земля. В реальности нет никакого различия между схватывающим и схватываемым; тем не менее, Благословенный Шри Парамашива манифестируется в тысячах разнообразных [форм]. Так это должно быть понято.

Сутра 4.

Ограниченная вселенная становится
телом Абсолютного Сознания,
когда Оно сужает себя
до [индивидуального] субъекта.

Комментарий.

Когда Шри Парамашива желает проявить содержащуюся в нем и идентичную ему вселенную — в форме Вечного Шивы и других соответствующих формах — он проявляется в [собственном] Свете сначала как несознающий единство сознания, т. е. как Анашрита-Шива.

Это [состояние] абсолютной пустоты, [но оно все же] неотделимо от Света Сознания. Затем он раскрывает свою сущность во множестве манифестаций: принципах, мирах, сущностях, [а также] в соответствующих им субъектах. [Все они] — только затвердевшие формы квинтэссенции Сознания. Подобно тому, как телом Бхагавана является вселенная, так и телом «ограниченного субъекта», имеющего «ограниченное сознание», является ограниченная форма вселенной, подобно тому, как [дерево] вата [в сжатом виде] содержится в семени.

Так говорится в Сиддханте:

«Одно тело, одна форма суть все тела, все формы».

Также в Триширомате, [которая начинается так]:

«В теле содержатся все божества; послушай об этом, дорогая. Земля называется [так] из-за [сво ей] твердости, вода — текучести…»,

и заканчивается [следующим]:

«Трехголовый Бхайрава присутствует в индивиде как пронизывающий вселенную».

Таким образом, в [данном] тексте говорится о том, что индивид есть по своей форме ограниченная вселенная. К этому есть дополнение: Индивид этот тождественен Шиве, телом которого является вселенная, из-за того, что истинная его природа — Свет Сознания, о чем говорится в упомянутых агамах. Только из-за деятельности Его [Шивы] майя-шакти [индивид] становится ограниченным, ведь его истинная природа не проявлена. Но это ограничение тоже [состоит] из одного сознания, поскольку оно появляется как имеющее природу Сознания — в противном случае оно не было бы ничем.

Так что всякий субъект — это и есть Благословенный Шива, чьим телом является вселенная. Мною было сказано [в другом месте]:

«Если незнание не [появляется в форме] знания, то остается только знание. Если [незнание] появляется в форме знания, то [опять] остается одно только знание».

Об этом же особо [сказано] в Спанда-шастре, в стихах, начинающихся так:

«Джива, [идентичный] вселенной…»

и заканчивающихся

«ни в слове, ни в объекте, ни в мышлении нет состояния, в котором отсутствовал бы Шива».

Тем самым говорится о неразделенности Шивы и дживы.

Одно понимание этой истины [приносит] освобождение; незнание же этой истины [ввергает] во мрак.

Об этом будет еще сказано [ниже]. На это могут возразить: ведь субъекту свойственно дифференцировать [объекты], а это свойство происходит от читты, почему тогда [говорится], что он идентичен Шиве? Отвечая на подобное возражение, [автор] говорит, устанавливая [значение] читты:

Сутра 5.

Абсолютное Сознание,
нисходя со ступени четана,
[становится] сознанием,
ограниченным объектами.

Комментарий.

То, что называется индивидуальным сознанием, есть не что иное как сама Бхагавати.

Когда Она, скрывая свою истинную природу, принимает ограничение, тогда Она выступает в двух аспектах. Иногда в Ней преобладает чит, и тогда ограничение, сделавшее Ее проявление, освещено этим чит; иногда преобладает ограничение. Когда чит доминирует в естественном состоянии, [при котором] преобладает Свет Сознания, то субъектом его является виджнянакала.

Если Свет Сознания [выступает совместно] с Силой Рефлексии, то субъект [в этом случае] — видья. По мере постепенного убывания ограничения [естественным путем] появляются такие формы [Шивы], как Иша, Садашива и Анашрита. Но когда аспект чит достигается при помощи самадхи, субъекты Чистого пути [обретают] Высшее [состояние] последовательно. Где преобладает ограничение, там появляется субъектность пустоты и т. д.

Находясь в таком положении, Высшее Сознание, в форме ограниченного субъекта, «нисходя со ступени четана», обращается к воспринимаемым «объектам», таким как голубому, счастью и т. д. и становится «ограниченным» обоими [видами] ограничений [внешним и внутренним], становится читтой. Как сказано:

«То, что в Его членах явлено как джняна, крия и майя, у пашу становится саттвой, раджасом и тамасом».

Таким образом, чити-шакти, имеющая природу ограничения, становится в индивидуальном сознании сущностью, имеющей [качества] саттва, раджас и тамас — так говорится в Пратьябхиджне. Поскольку истинная природа «наделенного таттвами», [т. е. индивида, сохраняется] даже в состоянии викальпы, то с целью прояснить это в Таттва гарбха-стотре говорится:

«Поэтому светозарная сущность тех, кто следует высшей истине, никогда не омрачается».

Сутра 6.

Она является субъектом майи.

Комментарий.

Читта доминирует больше всего в теле и в дыхании. Область пустоты тоже содержит остаточные следы читты — в противном случае не смог бы действовать очнувшийся [от переживания пустоты] индивид.

Поэтому субъект майи состоит только из читты.

С этой целью в Шива-сутре (1. 1), при обсуждении вопроса о реальности, говорится: « Абсолютное Сознание суть Я »,

а далее, обсуждая тему признаков субъекта майи, снова [говорится] (3. 1): « Индивидуальное сознание — это Я ».

Одно лишь верное знание собственной сущности приносит освобождение, а неверное [ввергает] в сансару.

Сутра 7.

Будучи Одним,Он[трансформируется в]
две формы, три облика, четыре
природы, тридцать пять сущностей.

Комментарий.

На основании [этого утверждения ясно], что только имеющий природу Сознания Благословенный Шива является по своей природе «одним», и никто другой, потому что невозможно разделить Свет Сознания на пространственные, временные и другие рамки, а также потому, что субъектом познания не может быть инертная материя.

Когда Свет Сознания благодаря своей самоестественности становится ограничен праной и т. д. и превращается в субъекта ограниченного опыта, то такое [положение, когда существуют] форма Света и ограниченное проявление, [называется] «двумя формами».

По причине сокрытия себя [тремя] нечистыми качествами, а именно анавой, майией и кармой, [Он называется принявшим] «три облика».

Он [называется имеющим] «четыре природы» из-за того, что [проходит этапы] пустоты, праны, тонкого и плотного тела.

«Тридцать пять» — это тридцать шесть таттв, «сущностей», от Шивы до стихии земли. Начиная от Шивы и заканчивая сакалой [насчитывается] седьмица [родов] познающих субъектов. Хотя [по своей сути индивид имеет] форму сознания-блаженства-воли-знания-действия, под воздействием омрачающей силы он становится связан пятерицей затмевающих слоев-канчук, а именно:

фрагментарностью (kalа), ограниченным знанием (vidyа), страстью (rаga), временем (kаla) и упорядоченностью (niyati). И только узнавание единой сущности Шивы, которая [развивается] в тридцать пять таттв, семь субъектов познания, пятерицу шакти начиная с шакти Сознания — только оно дарует освобождение, в противном случае она [стала бы] источником сансары. И также:

Сутра 8.

Воззрения всех даршан суть лишь
различные обличья этой [Реальности].

Комментарий.

«Воззрения», т. е. основоположения «всех даршан», начиная с чарваки, суть принимаемые этим Я по своей воле искусственные «обличья», подобные обличьям актера.

Так, чарваки [заявляют], что отличительным признаком Сознания является его тождественность телу. Найяики и другие считают Я, [когда Я] подвержено трансмиграции, почти тем же самым, что и буддхи, который является основой знания и других качеств; при освобождении же, когда буддхи исчезает, [Я рассматривается ими как] почти идентичное пустоте. Мимансаки тоже связывают Я с буддхи, считая, что то, что известно в представлении о «я», искаженном привнесением [в него] удовольствия, страдания и т. д., и есть Я.

Для сторонников Сугаты истиной является поток знания; таким образом, они тоже [связывают Я] с действиями буддхи. Некоторые последователи веданты [ считают], что Я — это прана. Знатоки Брахмана, говоря, что «этот [мир когда-то] не существовал» и [руководствуясь такой идеей] небытия, принимают пустоту за о сновополагающий принцип.

Мадхьямики также согласны с этой [позицией]. Панчаратрины [полагают], что высшей [материальной] причиной является Господь Васудева, а отдельные души подобны искрам от его [костра] и суть трансформации этой Высшей Причины. Так [считая, панчаратрины] цепляются за непроявленное. Санкхьяики и им подобные останавливаются на уровне, приблизительно соответствующем виджнянакалам.

«Вначале было только Одно» — так привязываются к принципу Ишвары другие ведантисты. Грамматисты думают, что Я — это [принцип] Шабдабрахман в форме пашьянти, [тем самым] ставя его на уровень Садашивы. Так же можно представить и другие системы.

Так говорится в агамах:

«Буддисты видят [Я в принципе] буддхи, архаты — в комбинации гун, знатоки вед — в Пуруше, а панчаратрики — в непроявленности».

Тантрики [утверждают], что Я запредельно вселенной. Принадлежащие к традиции кула уверены, что [Я] совпадает со вселенной. Знатоки трики и т. п. [ утверждают, что Я одновременно] и превосходит вселенную, и совпадает с ней.

Таким образом, все эти роли разыгрываются относящейся к Бхагавану — сущностью которого является Сознание — его cамоестественностью (сватантрьей), и они различаются [друг от друга] только по разным степеням укрывания или раскрытия сватантрьи. Поэтому один лишь Атман и исполняет все эти [роли]. Однако, наделенные ограниченным видением, все эти предыдущие субъекты, которые, согласно Его воле, [выражают] по-своему разные [Его] уровни, отождествляют [Я] с телом и т. д., цепляются за ошибочные воззрения, и не способны понять без нисхождения Парашакти великого пронизывания [вещей Атманом], о котором говорилось выше.

Как было сказано:

«Вайшнавы и другие, опутанные ограниченным знанием и страстью, не ведают Высшего Бога, всезнающего, наделенного истинным знанием».

Говорится и так:

«Одна лишь майя заставляет их, желающих освободиться, блуждать во тьме».

Говорится еще, [что]

«сторонники [ложно понятого] Атмана не достигают высшей ступени Шивы».

Далее, [если понимать] под «всеми даршанами» совокупность знаний о внешнем («голубое») и внутреннем («счастье»), [то они], оказываясь на самом деле «прекращением», становятся для Того, кто имеет сущность сгустка сознания-блаженства, средствами Его самопроявления. Таким образом, всегда, когда внешняя форма [сознания] приходит к своей основе, внешние объекты исчезают.

Успокоение во внутреннем [приносит] стабильность; затем континуальность сознания развертывается заново. Так эта великолепная Турия Сознания, соединяющая воедино творение, сохранение и растворение, вечно сверкает, то разворачивая таттвы в творении, то сворачивая их, и всегда оставаясь и полной, и производящей, и той и другой [сразу], и ни той и не другой [сразу].

Как говорится в Пратьябхиджня-трике,

«когда [Шакти] поглощает объекты, [Она] обретает полноту».

И эта благодатная [Шакти] шаг за шагом ведет к своей сущности подражающего ей верного. Если Атман существ имеет [такое] величие, почему, спрашивается, он фрагментарен, стянут узами, облеплен нечистыми таттвами, блуждает в сансаре? На это отвечают:

Сутра 9.

Вследствие этого сужения Шакти, Полнота Сознания,
[превращается в] сансарическое существо, отягощенное узами.

Комментарий.

Когда Парамешвара, имеющий «сущность Сознания», по собственной Воле останавливая расширение неразличения, производит различение, тогда «эти его иччха и другие шакти», хотя [по существу] они и неограниченны, становятся ограниченными. Тогда и появляется это «сансарическое существо, отягощенное узами». Тогда иччха-шакти, будучи по природе своей не встречающей помех Абсолютной Волей, становится ограниченной, и это есть анава-мала, [которая состоит] в понимании [себя] как несовершенного. Джняна-шакти, постепенно ограничивая себя в мире обособленности, редуцирует свое всезнание до знания ограниченного. Окончательно суживаясь, она приобретает комплекс внутренних органов, [прежде всего] интеллект, [а также] способность восприятия, и отягощается майия-малой, т. е. видением всех объектов как различных. Крия-шакти постепенно в мире разделений редуцирует [свою способность] неограниченного действия до ограниченного. Начиная сужение с принятия органов действия, в конце концов [она] очень сильно ограничивается, окутываясь карма-малой, которая состоит в совершении чистых и нечистых [деяний]. Таким образом, те шакти, которые ограничивают свои [аспекты] всемогущества, всезнания, совершенства, вечности, вездесущности, принимают соответственно аспекты фрагментарности, ограниченного знания, страстности, времени и упорядоченности. Поэтому и называется этот [человек], лишенный Шакти, сансарным.

Однако если его шакти раскроются, тогда [он] — сам Шива.

Тут возникает вопрос: можно ли узнать Шиву по какому-нибудь признаку, находясь даже в таком вот сансарическом состоянии? «Можно», [отвечаем], и вот почему —

Сутра 10.

Но даже [находясь в] этом
[состоянии, индивид] совершает те же
пять действий, что и Шива.

Комментарий.

Здесь различие системы трика от брахмавады заключается в том, что Бхагаван, природа которого состоит в Cознании, всегда является причиной пяти действий, о чем говорится в Сваччханда-[тантре] и в других священных текстах, а именно:

«[Поклоняюсь] Богу, [который] вызывает творение, поглощение, самосокрытие, сохранение, ниспосылание милости и [который] удаляет [грехи тех, кто] поклонился [ему]».

И как Бхагаван в процессе «нечистого пути» является причиной творения и других манифестаций Своей сущности, так даже на уровне сансары, когда Его Сила Сознания ограничена, исполняет Он «пять действий». Говорится [в Пратьябхиджня-карике ]:

«таким образом, даже в эмпирическом мире Господь, входя в тело и т. п., заставляет объекты появиться вовне по Своей воле, хотя они, в сущности, находятся в Нем».

В том же произведении сказано, что когда Великий Ишвара, форма которого — Сознание, вступает в сферу тела, праны и т. п. и по причине обращенности ко внешнему проявляет объекты, ограниченные пространством, временем и т. д., типа голубого [цвета] и др., это [называется] актом творения; в отношении к явлениям объектов в другом пространстве, времени и т. д. — это растворение; в отношении к появлению голубого и т. п. [и их сохранения] — это поддержание; в отношении к [их] появлению как иного — сокрытие; в отношении к [их] идентичности Свету Сознания — милость. А каким образом Бхагаван является причиной пятерицы [божественных] действий, это мною подробно разобрано в Спандасандохе.

Таким образом, если искренний практикующий постоянно фиксирует [свое] внимание на функционирование этой пятеричности в самом себе, Великая Ишвари обязательно откроет [ему] Себя. Поэтому те, кто всегда сосредоточен на этой [божественной пятирице], являются освобожденными при жизни, знающими Сущность, проявляющую Себя во вселенной — так [гласит] сакральная [традиция].

Те же, кто так не [практикует], кто считает объекты чувств обособленными, всегда остаются во тьме.

Но не только так [функционирует] пятерица [божественных] действий — есть и другой, тайный способ.

О нем [автор] говорит:

Сутра 11.

Это проявление, наслаждение,
самосознание, состояние семени,
разрушение.

Комментарий.

«Исполняет пять действий» — это связано с предыдущим [изложением]. С точки зрения высшей доктрины, [объекты] проявляются [в мире] благодаря постепенному развертыванию богини зрения и [богинь] других [органов чувств]. Богиня поддержания действует тогда, когда [Я] наслаждается объектами уровня творения, [находящимися] определенное время в поле [его] восприятия.

Через вимарш у, или, иначе, всплеск изумления, он [объект] исчезает. Как говорит Рама,

«[целую] гору различий, которую не в силах одолеть даже [практикующие] алмазоподобное сосредоточение, способны воспринять как неотделимую от себя (и тем самым разрушить) те, чья мощь проистекает от преданности Тебе».

Однако, если в период растворения этот [объект опыта, мир] сохраняет внутри различные следы, вроде сомнения и т. п., [это значит, что] сансара, остающаяся в зародыше, проявится вновь, что приведет к сокрытию [истинного Я].

В то же время, когда этот [объект] воспринимается как нечто внутреннее, как иное, чем [таким образом] переживаемое, то в процессе хатха-паки и приведения к тождеству с [Я] [этот объект] приобретает сущность огня Сознания, и тогда он [йогин], достигая совершенства, обретает божественную милость.

Но эта пятерица божественных действий, хотя и всегда возможна для любого [существа], не проявится без помощи святого наставника. Поэтому нужно почтительно служить святому наставнику, дабы эта [пятерица проявилась]. Тот же, у кого из-за отсутствия помощи наставника не появляется истинное знание, становится сбит с толку своими же шакти, ибо подлинная их суть закрыта [от него]. Поэтому сказано:

Сутра 12.

Из-за незнания этих
[пяти действий возникает]
состояние сансары, [характеризуемое]
омрачением собственными энергиями.

Комментарий.

«Этих» — т. е. всегда происходящих пяти божественных действий; «незнание» означает отсутствие «света», из-за нераскрытия Его силы, источника нисхождения Шакти; «омрачение собственными энергиями» — это когда из-за сомнений, возникающих от различных мирских представлений и [содержания] ученых трактатов, появляется «состояние сансары». В Сарвавирабхаттараке сказано:

«Из-за незнания у людей [появляются] сомнения, а от них — рождение и смерть».

И еще:

«Все мантры состоят из фонем, все же фонемы имеют природу Шивы».

Таким образом, неотделенная от Света Сознания, в виде вечно звучащей Великой мантры, в форме Сознавания совершенного «Я», эта Сила Высшей Речи, содержащая в себе все собрание шакти от а — до кша-, манифестирует в той же мере ступень [ограниченного] субъекта посредством последовательности таких этапов речи, как Видящая, Срединная и т. п.

При этом Ее сущность, Ее высшая форма скрывается в субъекте, объятом майей, производя [в нем] то и дело, вновь и вновь, различающую деятельность, [т. е.] выделение объектов неопределенных и обособленных. Будучи по своей сути чистой и превосходящей различения, Она [все-таки] скрыта этой [различающей деятельностью]. А потому омраченный человек, еще и ослепленный различными шакти в форме ка — и т. д., которыми правят Брахми и другие богини, принимает за Я [такие] ограниченные и нестойкие [сущности], как тело, прана и т. д.

Брахми и другие богини на уровне Раба в отношении к различающимся объектам производят творение и сохранение, а к неразличающимся — уничтожение, на уровне же Господина — уничтожение различия и порождение-сохранение неразличения. Постепенно уменьшая различение, [они] открывают ступень Великого неразличения, дают войти в благословенную бхайрава-мудру.

«Всякий, [постигающий] мое величие в этом [мире, обретает такое же] состояние; [видя] вселенную как [проявление] Я, [он обретает] состояние Махеши, даже если различения продолжают [в нем возникать]».

Таким образом, [они] проявляют шакти чистого различения, погруженную в Сознание, Блаженство и Свободу. Состояние же сансарности, как отмечалось выше, состоит в омрачении, которое причиняют собственные шакти [индивида]. Далее. Эта Бхагавати, Шакти-Высшее Сознание, известна и как Вамешвари, потому что Она «извлекает» вселенную, а также потому, что [Она следует] курсом сансары, противоположным [Абсолюту].

[Принимая] на стадии Раба формы «небесную», «внутреннюю», «пространственную» и «существующую», Она раскрывает себя [соответственно] как ограниченный субъект, как внутренний орган, как органы внешнего действия, как живые существа. Покоясь в состоянии шуньи, скрыв свою высшую сущность «небесного сознания», [Она] светится в форме группы «небесной», состоящей из шакти фрагментарности и т. д., т. е. имеющей природу ограниченной деятельности и т. д. Скрывая свою высшую сущность, состоящую в обретении неразличения и т. д., [Она] является в виде «внутренней» группы, т. е. в форме богини, [управляющей] психическим субъективным комплексом, который состоит, [во-первых] из установки на различение, [во-вторых] из отождествления с различным, [в-третьих] из видении вещей как различных.

Как божество внешних чувств, основанных на различении, [Она] становится группой «пространственности», скрывая свою глубинную суть, состоящую в манифестации неразличения и т. п. Скрывая сущность Всего и омрачая сердца зависимых существ, [Она] появляется и через группу «сущего» в форме объектов познания, которые повсеместно выступают как обособленные феномены.

На стадии же Господина Она вибрирует как «небесное сознание», сущностью которого является всеобъемлющая деятельность и т. д.; как «внутреннее движение», сущность ее — установка на неразличение и т. п.; как «пространственное движение», ее сущность — восприятие неразличения и т. д.; как «сущее», ее сущность — объекты, идентичные [субъекту, подобно] собственным членам. [Всем этим Она] открывает сердце Господина.

Бхатта Дамодара, заповедуя неподдельное уважение, благодаря своему врожденному восторгу, в своих Вимуктаках говорит:

«Вамешвари и другие [богини, пребывая в сферах] постигающего субъекта, его внешних и внутренних органов, в объективном мире, [делают индивида] совершенным, освобождая [его] посредством истинного знания, [либо делают его] зависимым, опутывая узами неведения».

Таким образом, состояние сансарности состоит в омраченности своими собственными энергиями. Далее, Высший Господь, чья сущность — Сознание, наделен постоянной, целостной, деятельностной по своей природе Творящей Силой, имеющую сущность пульсации Божественного Света.

Когда Она, скрывая свою истинную суть на стадии Раба, причиняет омрачение через циклы прана-, апана- и самана-шакти; через ступени бодрствования, легкого и глубокого сна; через фазы плотного тела, дыхания и тонкого тела, тогда эта омрачающая деятельность [приводит] к состоянию сансары.

Когда же Она заставляет появиться в срединном канале удана-шакти, имеющую характер состояния турья; вьяна-шакти, имеющую сущность пронизывания вселенной и совпадающую с состоянием турьятита, — [обе они наделены природой] эссенции Сознания и Блаженства — тогда, даже обладая телом и т. д., индивид становится существом, достигшим освобождения при жизни, Господином по сути. Таким образом, состояние омраченности собственными энергиями было объяснено трояким образом.

В девятой сутре, o «Полнотe Сознания», говорилось в таком смысле, что Свет Сознания, по своей воле сужаясь, [делается] сансарином; здесь же сказано, с другой точки зрения, что это состояние сансарности вызывается омрачением [индивида] своими собственными энергиями. Кроме того, [если только индивид], даже наделенный ограниченными силами, даже имея праническое тело и другие [помехи], не омрачен собственными энергиями, то, согласно священной традиции, он воспринимается как «Высший Ишвара во плоти», как сам Благословенный Шива. Как [говорится] в агаме:

«В человеческом теле скрытно пребывают Высшие Божества».

Или также в комментарии на Пратьябхиджню:

«Те, кто физическое тело или даже кувшин и т. п. видит как форму Шивы, состоящую из тридцати шести таттв, достигают совершенства».

Для того, чтобы показать истинное понимание, смысл вышеупомянутой сутры был перевернут:

Сутра 13.

[Обретая] полное знание об этом,
индивидуальное сознание,
через внутреннее восстановление,
[превращается в] универсальное
сознание, восходя до ступени четана.

Комментарий.

[Содержание] данной сутры уже было подробно освещено в предыдущей сутре, с точки зрения познаваемых объектов. Теперь [то же самое] объясняется с точки зрения слов. «Об этом» — т. е. об исполнении самим Я пятерицы [божественных] действий; [обретение] «полного знания» — это удаление причин, вызывающих недостаточное знание, прекращение омраченности собственными энергиями, обретение Спонтанной Воли. «Индивидуальное сознание», о котором речь шла прежде, отбрасывает [ведущее] к ограничению внешнее становление, и «через внутреннее восстановление восходит до ступени четана», т. е. [оно], шаг за шагом растворяя ограничения на пути к состоянию Субъекта, достигая своей сущностной природы, становится «универсальным сознанием». Оно вступает [здесь] на высшую ступень Сознания — таков смысл.

Могут спросить: если у Чит-шакти в [ее] аспекте высшей реальности отсутствует всяческая разделенность, то не должна ли она сохранять эту форму и на ступени майя, подобно тому, как солнце, даже затененное облаками, сохраняет состояние светимости? На этот вопрос [автор] отвечает:

Сутра 14.

Огонь Высшего Сознания,
даже нисходя[на нижние] ступени
[и будучи] покрыт [майей],
частично зажигает топливо
познаваемых [объектов].

Комментарий.

«Высшее Сознание» [названо] «Огнем» потому, что Оно поглощает вселенную. Хотя и «нисходя» до уровня субъекта майи и будучи «покрыто» [майей], Оно, в силу своей Спонтанной Воли, «частично» «зажигает» «топливо познаваемых [объектов ]», [таких, как] голубое, желтое и т. д., подобно тому, как огонь [может зажечь топливо], даже если он покрыт густым слоем пепла. Смысл слова «частично» таков: сжигая [познаваемое], Оно поглощает его не целиком, но частично, [поэтому Оно вновь] вызывает его появление через впечатление о нем.

В том, что способность поглощения есть у всех субъектов, можно удостовериться на собственном опыте. Как было сказано достопочтенным Утпаладевой в его стотрах,

«[Все] существа, даже [такие] запредельные, как Брахма, Индра и Вишну, существуют через поглощение [объектов]; а потому, о Боже, да почту я тебя, формой которого выступает вселенная».

Далее, когда [практикующий], используя способы (практики) «эманации», осуществляет раскрытие божественных органов чувств, а [используя способы (практики)] «растворения», [их] сокрытие, тогда:

Сутра 15.

Обретая Силу, [Он]
сводит вселенную к Себе.

Комментарий.

Сознание [становится] Силой, [когда Оно] удаляет покровы телесной, пранической и других [оболочек, и когда Оно] Свою исконную сущность приводит к полному раскрытию. Как было сказано,

«Тогда, стремясь к [этой] Силе, мантры …»

Таким образом, «обретение Силы» [означает] обращение [практикующего] к раскрытию собственной сущности: [он] «сводит вселенную к себе», от стихии земля до [ступени] Садашива, делая [ее] неотличимой от самого себя.

Об этом в характерном стиле гов


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.