Раздел I . КУРС ЮНОГО МОРЯКА. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раздел I . КУРС ЮНОГО МОРЯКА.

2019-09-09 345
Раздел I . КУРС ЮНОГО МОРЯКА. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

1. Пояснительная записка. ……………………………………………………..…………………... 3

 

2. Учебно - тематический план. Первый год обучения.. …………………………………………………...... 6

 

3. Содержание изучаемого курса. …………………………………………………………………………. 9

 

4. Учебно - тематический план. Второй год обучения.. ………………………………...………………..… 17

 

5. Содержание изучаемого курса. …………………………………………………………………………. 19

 

6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы... ……………………...….... 25

 

7. Список литературы. ……………………………………………………………………………… 26

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Судовождение для юнг» является программой дополнительного образования детей социально-педагогической направленности и предназначена для осуществления углубленного допрофессионального ориентирования обучающихся Московского городского детского морского центра им. Петра Великого и освоения ими основ судовождения на море и по внутренним водным путям.

Актуальность программы заключается в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную ориентацию, помогает им сориентироваться в выборе будущей профессии, а также значительно расширяют свой кругозор, выходя за рамки школьной программы; развивают свои умственные способности, самостоятельно решая сложные навигационные задачи, помогает формировать такие важные качества, как инициатива, трудолюбие, ответственность и самостоятельность

Педагогически целесообразность программы заключается в том, что она позволяет выработать у ребёнка такие качества, как внимательность, аккуратность, умение оценивать обстановку и планировать свои действия. В рамках реализации программы у обучаемых развиваются математические способности, способность логически мыслить и принимать грамотные решения в процессе выполнения учебной задачи.  Занятия в группе помогают адаптироваться в коллективе сверстников, постоянно решая общие для группы задачи. Вышеуказанные личностные качества пригодятся ребёнку вне зависимости от выбранного им в дальнейшем пути.

       Новизна и отличительные особенности программы. Программа «Судовождение для юнг» составлена на основе программы «Судовождение» Максимова В.К., педагога дополнительного образования, разработанной и утверждённой в МГКЮМ и Р в 2002 году.

Особенность программы «Судовождение для юнг» заключаются в том, что она адаптирована к современным условиям реализации, возможностям применения в процессе обучения виртуального тренажёра и компьютерных технологий. Программа максимально приближена для освоения обучающимися, обладающими современным уровнем школьной подготовки. После первого и второго года обучения предусматривается шлюпочная и плавательная практика, имеющая целью практическое закрепление изучаемого материала, приобретение необходимых морских навыков, духовное, морально-нравственное и общефизическое развитие юных моряков.

Плавательная практика обучающихся на учебных судах осуществляется в период летних каникул. Занятия по судовождению на плавательной практике проводятся по «Программе и методическим рекомендациям по организации плавательной практики обучающихся - юных судоводителей».

Ц ель и задачи программы

Цель программы: допрофессиональное ориентирование обучающихся и привитие им интереса к профессии моряка, к флотскому труду, к службе на судах; содействие формированию у них гражданско-патриотических качеств личности.

Задачи программы:

Обучающие:

- способствовать усвоению знаний обучающихся по основам судовождения на море и внутренним водным путям и привитие основных практических навыков;

- способствовать начальной профориентации детей и подростков, прививать им любовь к морю и профессии моряка-судоводителя, интерес к флотскому труду и службе на судах;

Развивающие:

- развить творческие способности и творческую инициативу обучающихся;

- создать условия для самоопределения личности ребенка и выработать на этой основе его жизненную позицию;

- прививать любовь к Родине, ее истории, развивать интерес к истории Российского флота, воспитывать чувство патриотизма и коллективизма, гордости за Российский флот, за его славные традиции;

- воспитывать у обучающихся чувство долга и ответственности за порученное дело, чувство товарищества и коллективизма;

Воспитательные:

- воспитать культуру поведения и общения;

- воспитать интерес к морским наукам;

- воспитать волевые качества, укрепить нервную систему;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплину, трудолюбие.

Категория обучающихся

Программа разработана для обучающихся 11-18 лет. В группу принимаются все желающие без специального отбора.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 144 часа в год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Форма проведения занятий: групповые занятия. Количество обучающихся в группах до 20 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (возможно проведение занятий 2 раза в неделю по 2,5 часа). Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Каждый год включает в себя три этапа:

 - занятия в учебных кабинетах с 1 сентября по 15 апреля,

 - шлюпочная практика с 16 апреля по 31 мая,

 - летняя плавательная практика на учебных судах центра (июнь-август). (Проводится по специально разработанной отдельной программе).

Занятия в учебных кабинетах проводятся в форме лекций по основам навигации и судовождения, практических занятий для закрепления полученных знаний, зачётов по пройденным разделам программы, контрольных занятий, соревнований и конкурсов на первенство по судовождению, занятий на тренажёре. При этом используются различные формы и методы обучения: занятия в учебных классах и экскурсии на учебные суда; рассказ с демонстрацией отдельных вопросов темы с использованием мультимедийного контента, практические задания по работе с приборами и инструментами, практические занятия по судовождению на тренажёре и учебных судах.

Планируемые результаты освоения программы.

Решение поставленных задач и реализация цели образовательной программы при условии последовательного их выполнения и творческого подхода педагога к своей работе позволят получить следующие результаты:

По завершении 1-го года обучения обучающийся должен:

- иметь устойчивые теоретические знания по основам судовождения. Уметь практически рассчитывать поправки основных штурманских приборов, вести счисление пути судна на морских навигационных картах без учёта дрейфа и течения, определять место судна в море при плавании в зоне видимости берегов;

- усвоить и практически выполнять основные требования, предъявляемые к работе судоводителя: аккуратность, дисциплина, чёткость, ответственность, добросовестное отношение к труду;

- значительно расширить свой кругозор в вопросах географии, истории, морского дела и профессии судоводителя;

-знать устройство шлюпок Ял-4 и Ял-6, уметь управлять ими при плавании на вёслах;

- адаптироваться в коллективе сверстников и занять в нём достойное место, проявлять инициативу и самостоятельность в решении общих для группы задач.

Полученные знания и навыки проверяются в ходе освоения программы первого года обучения с помощью зачётов, контрольных занятий, практических работ и практической работой обучающихся на летней плавательной практике.

По завершении 2-го года обучения обучающийся должен:

- иметь устойчивые теоретические знания основ судовождения;

- уметь практически использовать для решения задач судовождения все основные штурманские приборы; вести на морских навигационных картах графическое счисление пути судна с учётом дрейфа и течения, определять место судна в море различными способами;

- знать парусное вооружение шлюпок Ял-4 и Ял-6, уметь управлять ими при плавании под парусом;

- сформировать стереотип мышления и личного поведения, где особое внимание уделено вопросам личной дисциплины, ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестному отношению к труду;

На основе анализа полученных знаний и навыков, выработанной активной жизненной позиции, обучающийся самостоятельно делает осознанный выбор будущей профессии, и, если необходимо, получает необходимые для поступления в профильные учебные заведения документы.

Полученные знания и навыки проверяются в ходе освоения программы второго года обучения с помощью зачётов, контрольных занятий, практических работ и практической работы на шлюпочной и летней плавательной практике на учебных судах.

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Первый год обучения)

 

П/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Всего

Теория

Практика  

Вводное занятие.

2

2

-

Раздел II. НАВИГАЦИЯ.

2.1.

Введение в тему. Судовождение. Отдельные научные дисциплины судовождения.

2 2

-

2.2.

Форма и размеры Земли. Основные плоскости и линии наблюдателя.

2 2

-

2.3.

Географические координаты. Разность широт и разность долгот.

2 1

1

2.4.

Морские меры длины и скорости.

2 1

1

2.5.

Видимый горизонт. Дальность видимости горизонта и предметов в море.

2 1

1

2.6.

Определение направлений в море. Системы деления горизонта.

2 1

1

2.7.

Магнитное склонение и девиация магнитного компаса. Общая поправка магнитного компаса.

2 1

1

2.8.

Перевод и исправление направлений (румбов).

2 1

1

2.9.

Навигационная прокладка. Счисление пути судна.

2 1

1

2.10.

Определение места судна в море. Способы определения.

2 1

1

2.11.

Ведение навигационной прокладки.

4 -

4

Всего по разделу:

24 12

12

Раздел IV. МОРСКАЯ ЛОЦИЯ.

4.1.

Предмет «Лоция», его назначение и краткое содержание. Руководства и пособия для плавания.

2

2

- 4.2.

Морские карты, их классификация.

2

2

- 4.3.

Навигационные опасности. Средства навигационного оборудования морей. Системы ограждения навигационных опасностей на море.

2

2

-

Всего по разделу:

6

6

-

Раздел IX. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

9.1.

Физические упражнения на развитие координации движений. 4

-

4

9.2.

Физические упражнения на развитие ловкости. 4

-

4

9.3.

Физические упражнения на развитие на развитие силы. 4

-

4

9.4.

Физические упражнения на развитие выносливости. 4

-

4

9.5.

Спортивные игры и состязания. 4

-

4

Всего по разделу:

20 20

Раздел X. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА.

10.1

Стрелковая подготовка. 4

1

3

10.2

Строевая подготовка. 4

-

4

10.3

Медицинская подготовка 4

-

4

10.4

Устройство надводного корабля. 4

4

-

10.5

Устройство подводной лодки. 4

4

-

Всего по разделу:

20

9

11

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие.

Организация учебной группы. Обязанности обучающихся. Знакомство с историей Центра, его традициями. Правила поведения в Центре и на улице. Общее ознакомление с программой обучения и расписанием.

 

Раздел II. НАВИГАЦИЯ.

 

Введение в тему. Судовождение. Отдельные научные дисциплины судовождения.

Теория. Судовождение-наука о том, как провести судно из одного пункта в другой безопаснейшим и наивыгоднейшим путем. Отдельные научные дисциплины судовождения – навигация, лоция, мореходная астрономия, морская практика, теория устройства судна, морская гидрометеорология, технические средства судовождения.Ведущее место навигации среди научных дисциплин судовождения. Навигация, как наука, основанная на математической базе. Требования к подготовке судоводителей в вопросах обеспечения безопасности плавания судов. Краткий исторический обзор развития средств и методов судовождения. Заслуги российских мореплавателей и учёных в развитии судовождения.

Раздел IV. МОРСКАЯ ЛОЦИЯ.

Теория. Предмет «Лоция», его назначение и краткое содержание. Руководства и пособия для плавания.

Теория. Предмет и назначение лоции. Лоции и дополнения к ним. Вопросы, изучаемые в лоции: общие сведения о картографической проекции, навигационные опасности, средства и методы ограждения навигационных опасностей, руководства и пособия для обеспечения мореплавания. Руководства «Огни и знаки». Руководство «Радиотехнические средства навигационного оборудования». Расписание радиопередач для мореплавателей. Каталоги карт и книг. Таблицы течений. Таблицы приливов. Навигационные предупреждения и извещения мореплавателям. Корректура руководств и пособий для плавания.

Огни и знаки морских судов.

Теория. Время выставления огней и знаков. Наименование огней и их характеристика. Видимость огней. Огни судна с механическим двигателем на ходу. Огни судна на воздушной подушке. Огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием. Огни парусных судов и судов, идущих на веслах. Огни и знаки рыболовных судов. Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться и ограниченных в возможности маневрировать. Огни и знаки судов, стесненных своей осадкой. Огни судна, занятого тралением мин. Огни лоцманского судна. Огни судна, занятого дноуглубительными работами. Огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Огни гидросамолетов.

Огни и знаки речных судов.

Теория. Время выставления огней и знаков. Наименование огней и их характеристика. Видимость огней. Огни судна с механическим двигателем на ходу. Огни судна на воздушной подушке. Огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием. Огни парусных судов и судов, идущих на веслах. Огни и знаки рыболовных судов. Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться и ограниченных в возможности маневрировать. Огни и знаки судов, стесненных своей осадкой. Огни судна, занятого тралением мин. Огни лоцманского судна. Огни судна, занятого дноуглубительными работами. Огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Огни гидросамолетов.

Раздел IX. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

 Физические упражнения на развитие координации движений, ловкости, силы, выносливости.

Практика. Физические упражнения с мячом, скакалкой, подтягивание, отжимание, укрепление пресса, бег на короткую и длинную дистанции, занятия на спортивных тренажёрах.

Спортивные игры и состязания.

Практика. Волейбол, баскетбол, футбол.

 

Раздел X. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА.

Строевая подготовка.

Практика. Строй, выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Повороты в движении (направо, налево, кругом). Движение походным и строевым шагом. Ответ на приветствие в движении.

Огневая подготовка.

Практика. Меры безопасности при стрельбе из ПВ. Пристрелка пневматической винтовки. Выполнение практической стрельбы.

Медицинская подготовка.

Практика. Отработка на учебном медицинском тренажере приёмов оказания доврачебной первой медицинской помощи. Обработка ран. Оказание помощи при ожогах и обморожении. Оказание помощи при утоплении. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Устройство надводного корабля.

Гражданское судно и военный корабль. Классификация судов и кораблей. Особенности конструкции. Устройство. Набор корпуса. Системы жизнеобеспечения и живучести. Вооружение и боевые возможности надводных кораблей.

Устройство подводной лодки.

История создания подводных лодок. Отличие подводной лодки от надводного корабля. Устройство подводной лодки. Классификация военных подводных лодок. Вооружение подводных лодок. Средства спасения экипажа подводной лодки.

 

Итоговое занятие.

Теория. Итоги учебного года. Итоги шлюпочной и учебно-плавательной практики. Оценка каждомуобучающемуся в группе.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Второй год обучения)

П/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Всего Теория Практика   Вводное занятие. 2 2 -

Раздел I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА.

1.1. Строевая подготовка. 6 - 6 1.2. Огневая подготовка. 6 - 6 1.3. Морская подготовка. 10 - 10   Всего по разделу: 22 - 22

Раздел II. НАВИГАЦИЯ

2.1. Ведение навигационной прокладки с учётом дрейфа. 2 1 1 2.2. Ведение навигационной прокладки с учётом течения. 2 1 1 2.3. Ведение навигационной прокладки с совместным учётом дрейфа и течения. 2 1 1 2.4. Ведение навигационной прокладки с параллельным ведением навигационного журнала. 2 1 1 2.5. Ведение навигационной прокладки в полном обьёме. 8 - 8   Всего по разделу: 16 4 12

Раздел VI. РУКОВОДСТВО

«ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ».

6.1. Назначение, общие положения Правил и их структура. 2 2 - 6.2. Движение, маневрирование и стоянка судов. Безопасная скорость. 2 2 - 6.3. Огни и знаки судов и плотов. Звуковые сигналы. 2 2 -   Всего по разделу: 6 6 -

Раздел VIII. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

8.1. Физические упражнения на развитие координации движений. 4 - 4 8.2. Физические упражнения на развитие ловкости. 4 - 4 8.3. Физические упражнения на развитие на развитие силы. 4 - 4 8.4. Физические упражнения на развитие выносливости. 4 - 4 8.5. Спортивные игры и состязания. 4 - 4   Всего по разделу: 20 - 20

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

 

Вводное занятие.

Теория. Организация учебной группы. Обязанности обучающихся. Правила поведения в Центре и на улице. Ознакомление обучающихся с программой и расписанием на новый учебный год, а также перспективами их дальнейшего обучения по избранной специальности.

 

Раздел I. ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА.

Строевая подготовка.

Практика. Строй, выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно». Повороты в движении (направо, налево, кругом). Движение походным и строевым шагом. Ответ на приветствие в движении.

Огневая подготовка.

Практика. Меры безопасности при стрельбе из ПВ. Пристрелка пневматической винтовки. Выполнение практической стрельбы.

Физическая подготовка.

Практика. Меры безопасности при занятиях физической подготовки.

Развитие силы. Развитие выносливости. Тренировка вестибулярного аппарата. Спортивно-оздоровительные игры.

Морская подготовка.

Практика. Гребля на Ял-4 и Ял-6. Вязание морских узлов.

Раздел II. НАВИГАЦИЯ.

РАЗДЕЛ VI. РУКОВОДСТВО

«ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ».

Назначение, общие положения Правил и их структура.

Теория. Правила плавания, как основной нормативный документ, регламентирующий безопасность плавания по внутренним водным путям. Порядок издания Правил и область их распространения. Разделы Правил, пункты и подпункты, их краткое содержание. Приложения к Правилам и их краткое содержание. Требования к местным правилам плавания.

Раздел VIII. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

 

       Физические упражнения на развитие координации движений, ловкости, силы, выносливости.

       Практика. Физические упражнения с мячом, скакалкой, подтягивание, отжимание, укрепление пресса, бег на короткую и длинную дистанции, занятия на спортивных тренажёрах.

       Спортивные игры и состязания.

       Практика. Волейбол, баскетбол, футбол.

Итоговое занятие.

Подведение итогов всего периода обучения.

Оценка качества усвоения пройденного материала. Постановка задач на период плавательной практики на учебных судах.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Учебно-воспитательная работа в учебных группах осуществляется как единый процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков.

В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится необходимый материал для практических занятий. Форма занятий-фронтально-индивидуальная.

Учебно-воспитательный процесс нацелен на формирование у обучающихся высоких культурно-нравственных качеств, внедрение в сознание и жизнь детей здорового образа жизни, чувств патриотизма любви к Родине, морской профессии, флотским традициям.

Основными формами воспитательной работы являются собеседования и дискуссии с использованием примеров из жизни и истории, художественной литературы, кинофильмов; рассказы, беседы, просмотры кинофильмов о славных героических страницах истории страны, уроки мужества, экскурсии по местам боевой славы, слёты, фестивали, конкурсы, личный пример и убеждения педагога.

В процессе занятий постоянно уделяется внимание культуре профессиональной деятельности судоводителя, выделяя такие качества как аккуратность, дисциплина, внимание к мелочам, ответственность, добросовестное отношение к труду.

В процессе теоретического изучения материала:

1. Широко используются различные средства наглядности: учебные кинофильмы и диафильмы, слайды и фотографии; макеты реки, гидротехнических сооружений, знаков навигационного оборудования, макеты судов, технические средства судовождения, пособия.

2. Изложение материала ведётся в тесной связи с другими специальными предметами и сопровождается конкретными примерами из практики судовождения.

3. Изучение теоретического материала постоянно сочетается с практическим применением полученных знаний на тренажёрах, макетах, плакатах и приборах.

В процессе освоения программы обучающиеся постоянно работают с дидактическим материалом: таблицами дальности видимого горизонта, разности широт и разности долгот, скорости в различных единицах измерения, румбов в градусной мере, пройденному по лагу расстоянию, дальности видимости предметов и др.

Особое внимание уделяется занятиям с использованием навигационных карт и прокладочного инструмента.

4. Обучающимся даётся перечень рекомендуемой литературы (учебники, справочники, правила, уставы и т.п.) для самостоятельной работы по темам программы.

Практические занятия проводятся непосредственно после теоретического изучения соответствующей темы. При этом применяются следующие виды и формы практических занятий:

- самостоятельная работа обучающихся по конкретному заданию преподавателя с учебниками, навигационными картами, пособиями, схемами и графиками, приборами и инструментами;

- ведение прокладки на навигационных картах по заданию преподавателя;

- тренировочные занятия на тренажёрных устройствах по судовождению, навигационным знакам и огням, судовым сигнальным огням и т.п.;

- проведение различного вида состязаний и викторин.

Техническое оснащение занятий обеспечивается учебно-материальной базой Центра, включающей береговую составляющую и учебные суда.

Береговая часть размещена в учебных кабинетах и дооборудованных школьных классах филиалов. Кабинеты и классы обеспечены штурманскими приборами, навигационными картами, комплектами прокладочных инструментов, схемами, плакатами, литературой, мультимедийной техникой и др. Кабинет судовождения является «кабинетом навигационной прокладки курса», предназначенным для выработки у обучающихся практических навыков в решении задач судовождения в условиях, приближенных к действительности, и обеспечивает ведение навигационной прокладки на любой скорости хода с определением места судна навигационными способами (по вводным данным преподавателя).  Тренажёр  NT-4000 позволяет проводить практические занятия по управлению различными суда в разнообразных метеорологических условиях как в одиночном плавании, так и в составе группы судов. Учебные суда в летнем периоде обеспечивают походы обучающихся по внутренним водным путям России и практическое закрепление полученных знаний по судовождению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Лоция внутренних водных путей». – М.: «Транспорт», 1982 г.
  2. «Лоция единой глубоководной системы европейской части РСФСР». – М.: «Транспорт», 1970 г.
  3. «Мореходная астрономия». – М.: «Воениздат», 1975 г.
  4. «Морская лоция». – М.: «Транспорт», 1969 г.
  5. «Навигационные знаки и огни, судовая сигнализация». – М.: «Транспорт», 1993 г.
  6. «Навигационные приборы и системы». – М.: «Воениздат», 1982 г.
  7. «Основы маневрирования кораблей». – М.: «Воениздат», 1966 г.
  8. «Основы морского судовождения». – М.: «Транспорт», 1974 г.
  9. «Основы морского судовождения». – М.: «Транспорт», 1985 г.
  10.  «Судовождение на внутренних судоходных путях». – М.: «Транспорт», 1980 г.
  11. «Толкование МППС – 72». – М.: «Транспорт», 1981 г.
  12.  «Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей». – М.: ГУНиО МО, 1985 г.
  13.  Опорный конспект по образовательной дисциплине «Основы морского дела». Учебное пособие.- Севастополь: Издательство «Мир» СПД Горленков И.Е., 2013 г.
  14. Основы навигации – практический опыт капитана. Новороссийск. 2008 г.
  15. Морская навигационная техника.Справочник. Санкт-Петербург «Элмор» 2002 г.
  16. Основы теории судна. ЛАТСАР. 2001 г.
  17. Основы спутниковой навигации.Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС – Москва, Горячая линия-Телеком, 2005 г.
  18.  Маломерные суда на водоемах России, М, Водный путь,2006,
  19. Книга для подготовки судоводителей маломерных судов.Катер,, моторная лодка. Районы плавания «ВП/ВВП» – 2009.
  20. ЕПСВВП –Европейские правила судоходства по внутренним водным путям. Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк и Женева, 2007 год. Третье пересмотренное издание
  21. Маневры под парусами. АЯКС-ПРЕСС. 2007 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

1. Пояснительная записка. ……………………………………………………..…………………... 3

 

2. Учебно - тематический план. Первый год обучения.. …………………………………………………...... 6

 

3. Содержание изучаемого курса. …………………………………………………………………………. 9

 

4. Учебно - тематический план. Второй год обучения.. ………………………………...………………..… 17

 

5. Содержание изучаемого курса. …………………………………………………………………………. 19

 

6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы... ……………………...….... 25

 

7. Список литературы. ……………………………………………………………………………… 26

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Судовождение для юнг» является программой дополнительного образования детей социально-педагогической направленности и предназначена для осуществления углубленного допрофессионального ориентирования обучающихся Московского городского детского морского центра им. Петра Великого и освоения ими основ судовождения на море и по внутренним водным путям.

Актуальность программы заключается в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную ориентацию, помогает им сориентироваться в выборе будущей профессии, а также значительно расширяют свой кругозор, выходя за рамки школьной программы; развивают свои умственные способности, самостоятельно решая сложные навигационные задачи, помогает формировать такие важные качества, как инициатива, трудолюбие, ответственность и самостоятельность

Педагогически целесообразность программы заключается в том, что она позволяет выработать у ребёнка такие качества, как внимательность, аккуратность, умение оценивать обстановку и планировать свои действия. В рамках реализации программы у обучаемых развиваются математические способности, способность логически мыслить и принимать грамотные решения в процессе выполнения учебной задачи.  Занятия в группе помогают адаптироваться в коллективе сверстников, постоянно решая общие для группы задачи. Вышеуказанные личностные качества пригодятся ребёнку вне зависимости от выбранного им в дальнейшем пути.

       Новизна и отличительные особенности программы. Программа «Судовождение для юнг» составлена на основе программы «Судовождение» Максимова В.К., педагога дополнительного образования, разработанной и утверждённой в МГКЮМ и Р в 2002 году.

Особенность программы «Судовождение для юнг» заключаются в том, что она адаптирована к современным условиям реализации, возможностям применения в процессе обучения виртуального тренажёра и компьютерных технологий. Программа максимально приближена для освоения обучающимися, обладающими современным уровнем школьной подготовки. После первого и второго года обучения предусматривается шлюпочная и плавательная практика, имеющая целью практическое закрепление изучаемого материала, приобретение необходимых морских навыков, духовное, морально-нравственное и общефизическое развитие юных моряков.

Плавательная практика обучающихся на учебных судах осуществляется в период летних каникул. Занятия по судовождению на плавательной практике проводятся по «Программе и методическим рекомендациям по организации плавательной практики обучающихся - юных судоводителей».

Ц ель и задачи программы

Цель программы: допрофессиональное ориентирование обучающихся и привитие им интереса к профессии моряка, к флотскому труду, к службе на судах; содействие формированию у них гражданско-патриотических качеств личности.

Задачи программы:

Обучающие:

- способствовать усвоению знаний обучающихся по основам судовождения на море и внутренним водным путям и привитие основных практических навыков;

- способствовать начальной профориентации детей и подростков, прививать им любовь к морю и профессии моряка-судоводителя, интерес к флотскому труду и службе на судах;

Развивающие:

- развить творческие способности и творческую инициативу обучающихся;

- создать условия для самоопределения личности ребенка и выработать на этой основе его жизненную позицию;

- прививать любовь к Родине, ее истории, развивать интерес к истории Российского флота, воспитывать чувство патриотизма и коллективизма, гордости за Российский флот, за его славные традиции;

- воспитывать у обучающихся чувство долга и ответственности за порученное дело, чувство товарищества и коллективизма;

Воспитательные:

- воспитать культуру поведения и общения;

- воспитать интерес к морским наукам;

- воспитать волевые качества, укрепить нервную систему;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплину, трудолюбие.

Категория обучающихся

Программа разработана для обучающихся 11-18 лет. В группу принимаются все желающие без специального отбора.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 144 часа в год.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Форма проведения занятий: групповые занятия. Количество обучающихся в группах до 20 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (возможно проведение занятий 2 раза в неделю по 2,5 часа). Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Каждый год включает в себя три этапа:

 - занятия в учебных кабинетах с 1 сентября по 15 апреля,

 - шлюпочная практика с 16 апреля по 31 мая,

 - летняя плавательная практика на учебных судах центра (июнь-август). (Проводится по специально разработанной отдельной программе).

Занятия в учебных кабинетах проводятся в форме лекций по основам навигации и судовождения, практических занятий для закрепления полученных знаний, зачётов по пройденным разделам программы, контрольных занятий, соревнований и конкурсов на первенство по судовождению, занятий на тренажёре. При этом используются различные формы и методы обучения: занятия в учебных классах и экскурсии на учебные суда; рассказ с демонстрацией отдельных вопросов темы с использованием мультимедийного контента, практические задания по работе с приборами и инструментами, практические занятия по судовождению на тренажёре и учебных судах.

Планируе


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.