Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений

2019-09-04 166
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование фонематических процессов

· «Найди картинки с данным звуком»

· «Назови картинки с данным звуком в начале, середине, конце слова.

· Различение длинных коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов)

· Определение позиции звука в слове после его произнесения «Домики»

· «Игры со Звукоежкой» - какого в слове не хватает звука.

· «Назови пропущенный слог» с опорой на картинку.

· Назови первый, последний звуки. Назови все звуки по порядку. Сколько всего звуков в слове? Сколько согласных (твёрдых, мягких), гласных звуков? На каком месте звук? После какого звука стоит Р? Между какими звуками стоит Р и т.д.

· Узнавание слова по наличию согласных звуков, гласных звуков.

· «Собери слово из звуков»

· «Собери слово из первых звуков слов»

· Слова-рифмы. «Дополни слово» (в стихотворении)

· Ребусы. Кроссворды.

· Нахождение короткого слова в длинном слове.

· Преобразование слов путём добавления или изменения звуков (букв).

· Слова перевёртыши (сосна – насос)

 

Слоговой анализ и синтез слов

· Произнесение слов по слогам;

· Определение количества слогов по количеству хлопков, отстукиваний, прикосновений подбородка с рукой

· Выделение ударного гласного.

· Нахождение ошибок, допущенных при постановке ударения;

· Узнавание слова по первому, последнему слогу, взятому из середины слова.

· Составление слов из перепутанных слогов

· Составление нового слова из первых, последних слогов названных слов.

·  Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.

Проговаривают поставленный звук на уровне слова. Выделяют слова с заданным звуком, определяют позицию звука, слога в слове, их количество, порядковое место. Определяют недостающий звук, слог. Узнают слово по гласным, согласным звукам. Владеют навыками слияния звуков.  

Формирование правильного речевого дыхания.

Цель: произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов.

Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции (для дизартриков)

Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи

Произносят 2-4 слова на одном выдохе. При этом используют мягкуюголосоподачу.

Развитие внимания и памяти

Слуховая память:

· Запоминание и воспроизведение слов в определённой последовательности:

- «Запомни – повтори»;

- «Повтори слова в обратной последовательности»;

- «Назови второе, первое, третье слово».

· Какое слово исчезло из ряда? Какое новое слово появилось?

· «Запрещённое слово»

Зрительная память.

· Игры: «Посмотри, запомни и назови», «Что изменилось», «Чего /кого/ не стало?», «Что прибавилось?», «Посмотри, запомни и скажи, кто где стоял», «Сделай, как было»,

· Запоминание расположения игрушек или картинок.

Логическая память:

· Воспроизведение слов – названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу

Развитие пространственного восприятия:

· Какой предмет находится посередине, слева, справа?

· Поставь, положи… между, за, перед, над, под и т.д.

· «Следопыт» (описание расположения картинки или предмета относительно других объектов).

«Робот», «Прятки» - поиск предмета по инструкции.

Владеют ориентировкой на себе, в пространстве листа, и окружающей обстановке. Проявляют интерес к заданиям, воспроизводят словесный материал. Инструкции к заданию понимают, задание выполняют правильно. Отмечаются навыки самоконтроля и саморегуляции, эффективна организующая помощь

 

Формирование лексико-грамматического строя речи

Задания и игры:

Синонимы (сущ-е, прил-е, глаголы):

«Подбери слова-приятели»

Антонимы (сущ-е, прил-е, глаголы с приставками в-, вы-, раз-, с-, при-, у- и наречия):

«Слова-неприятели», «Всё наоборот», «Играем в противоположности».

Однокоренные слова»

«Подбери слова родственники».

Какая общая часть в родственных словах?

Исключи лишнее слово.

Словообразование

«Скажи ласково», «Придумаем новое слово» -снег, снежинка, снеговик и т.д

Существительное

Задания:

· «Кто (что) это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется?

·  «Угадай, кто (что) это?» по описанию

·  «О чём могут сказать эти слова?», «Жадина», «Закончи фразу».

·  «Один – много», «Много – мало»

· «Без чего не бывает»

· «Чего не бывает без?»

· «Подскажи конец чистоговорки»

· «Парные предметы» - фотографу – фотоаппарат

· Один начинает, другой продолжает.

Прилагательное

· «Подбери три слова» (существительные к прилагательному)

· «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово». «Какое слово не подходит?»

· «Исправь ошибку». Деревянные дверь, деревянная двери.

· «Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец».)Морковь соч...(ная), а огурец хрустя...(щий). Повтори все слово.

· «Как сказать правильно?» Пылесос пластмассовый или пластмассовая. О чем может сказать слово пластмассовая?

· «Правильно ли я сказала?» Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.

· «Дополни нужное слово». «Вставь нужное слово». «Подскажи словечко». Быстроногий... (жеребенок), быстроногая... (лошад­ка), рогатая... (корова), рогатый...(лось).

· «Дополни предложение». Юля купила желтые...(лимоны).

· «Наоборот». Огурец твердый, а помидор... (мягкий). Какой еще овощ твер­дый? О чем можно сказать твердая!

· «Учим говорить Буратино». Как сказать правильно — картош­ки твердая или твердый}

· «Подскажи четвертое слово». Одежда бывает летняя, зимняя, мужская,....

· Предложения с союзом а на противопоставление. Огурец соле­ный, а морковь...(сладкая).

· «Выбери правильный ответ». У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.

· «Выбери нужное слово» (из 2—3). Мышка...(шуршит, шебуршит, шелестит) соломой.

· «Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.

Глагол

· Подбери слово – действие. Карандашом ри­суют, красками раскрашивают.

· Узнай предмет по действию. Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.) Повтори слова.

· Однословные ответы на вопросы: Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?

· Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею... (игра в мяч)

· Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо де­лать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым'? И т. д.

· «Что сначала, что потом?» Сначала я буду…, а потом ….

· Образование глаголов от существительных. Например: езда — ез­дить, лепка — лепить.

Повелительное наклонение.

· «Слушай внимательно и не зевай, вместе со мной все слова по­вторяй». Стучи, скачи, прячь, плачь.

· «Делай с нами». «Приказы». Я буду отдавать приказы вам, а вы — мне. Рисуй, прыгай, открывай, закрывай.

· «Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чем-нибудь.

Задания, способствующие формированию навыков словообразования

Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.

· «Скажи ласково».

Какое слово получится, если к слову дочь добавить – енъка, (-очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-)

Чулки — чулочки, носки — носочки, копейка — копеечка, крас­ный — красненький, белый — беленький.

Образование сложных слов (существительных и прилагатель­ных).

Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход, снег уби­рает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.

Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

«Я назову первую часть, а вы — слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце —...(добросердечный).

«Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты.

Подскажи первую часть слова. Птицы …летели к кормушке.

Каких два слова спрягались в одном? Каких два слова спрята­лись в слове добродушный. (Добрая душа.)

Чтение слов.

Образовывают и изменяют грамматические формы слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия: существительные ед. и мн.; сущ.-е мн.числаР.п, согласования глаголов ед. и мн. числа н.в. с сущ.-ми (залаяла собака, залаяли собаки…); глаголов н. вр. ед.имн.ч. (поет Валя, поют дети); определяют родовую принадлежность предметов (мой стакан, моя сумка). Согласовывают прилагательные с существительными ед. и мн. ч. Сочетают числительные с существительными в роде, числе, падеже (куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек). Сравнивают и сопоставляют глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю – катал - буду катать); глаголы сов.и несов. вида (красит - выкрасил). Образовывают слова способом присоединения приставок (наливает-выливает-поливает…); способом присоединения суффиксов (мех, меховой, лимон-лимонный); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); присоединения к словам суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (пенек) Образовывают существительные, обозначающие лица по их деятельности, профессии (учить-учитель-учительница - ученик; футбол-футболист). Используют образованные слова в составе предложений. Подбирют родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный). Владеют понятием многозначные слова (иголка для шитья, иголка у ежа, иголки у елки).

· Подготовка к обучению грамоте.

Игры:

· Анализ и синтез слов с использованием цветовых символов.

· Звукобуквенный анализ слов: «Собери звуки в слово», «Какие звуки в слове», «Сколько звуков в слове», «Придумай слово» и др.

· Чтение слов.

· Печатание прямых и обратных слов.

·  Составление слов из букв разрезной азбуки.

· Собери слово из слогов.

 

Пользуются терминами «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».  Делят слово на слог. Составляют слоговые схемы односложных и двусложных слов. Звуко-слоговой анализ слов типа косы, сани, суп, утка. Составляют схему слова из полосок и фишек. Выделяют в слове ударный гласный. Подбирают слова к данным схемам. Умение подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т.п.). Читают и печатают слова.

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.