Этап. Автоматизация звука в речи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Этап. Автоматизация звука в речи

2019-09-04 186
Этап. Автоматизация звука в речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планируемый результат

Вторая половина сентября

 

Количество часов: 5-14 ч.

 

 

На один звук

2-8 ч.

 

Количество часов: 5-15.

 

 

 

15– 20 ч.

 

 

1 этап. Подготовительный · Создание психологически комфортных условий образовательного процесса. · Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, культуре здоровья, правильной речи. · Развитие психофизических функций, ориентировки в пространстве, координации движений, формирование умения выражать эмоции и чувства (для дизартриков)  

Положительный эмоциональный настрой детей на занятия. Спокойная реакция на трудности, неудачу, умение принимать помощь. Различают и контролируют эмоции.

Сформировано умение контролировать мышечный тонус организма: дифференцировать напряжение и расслабление мышц конечностей и всего организма.

Детьми усвоены понятия лево-право, слева от…, справа от…, над, под, наверху, внизу, впереди, сзади, между, около. Ориентируются в двухмерном пространстве (на листе бумаги), выполняют графические диктанты, копируют фигуры по клеточкам.

Умеют выполнять 2-3 ступенчатую инструкцию. Усвоены понятия: сначала, потом, в конце. Ориентируются во временах года, частях суток, днях недели.

  · Развитие зрительного, слухового внимания и памяти, логического мышления.

 

Воспроизводят цепочку предъявляемых картинок, слов. Составляют предмет из частей. Выделяют подобное и различия. Справляются с логическими заданиями.

· Развитие слухового и речеслухового восприятия  

На материале неречевых звуков:

• вслушиваются в различные звучания, умеют сосредотачивать внимание на звуке.

• выделяют среди разнообразных звуков только нужные.

• устанавливают местонахождение звука.

• определяют, какому предмету принадлежит звук.

• определяют на слух темп звучания.

• различают силу звука.

• переключают внимание с одного звучащего предмета на другой.

• вслушиваются в речь говорящего.

На материале речевых звуков:

· Различают звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса (используем правильно произносимые звуки)

· Различают близкие по звучанию слова.

· Различают слоги.

· Различают фонемы.

· Дифференцируют фонемы.

· Владеют навыками элементарного звукового анализа.

 

  · Развитие тонкой моторики пальцев рук    

Знают названия пальцев.

Выполняют несложные статические позы кистей рук. Правильно держат карандаш и регулируют нажим. Умеют обводить по трафаретам, штриховать, раскрашивать. Составляют фигуры из палочек, мелкого раздаточного материала. Умеют шнуровать, расстегивать, застёгивать пуговицы, молнии, нанизывают бусины. Движения более координированные, точные, уверенные.

  · Развитие речевой моторики  

Артикуляционная моторика доведена до минимального уровня, необходимого для постановки звуков.

Выработаны кинестетические ощущения от артикуляции правильно произносимых звуков.

  Развитие речевого дыхания и голоса Выработать диафрагмально-реберный тип дыхания. Отработать вдох носом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом (при этом плечи не поднимать). Учить делать вдох и выдох плавно, не поднимая плечи, бесшумно. Развивать умение произносить один гласный звук на выдохе. Произносить его спокойно, ровно, без изменения силы голоса. Развивать умение направлять выдыхаемую струю воздуха вперед, вверх, вниз, изменяя положение губ. Подготавливать к паузе между вдохом и выдохом. Вырабатывать умение направлять выдыхаемую струю воздуха по средней линии языка. Отрабатывать дыхание, сидя и стоя. Вырабатывать умение слитно произносить 2 гласных звука, при этом делать легкий переход от одного звука к другому. Учить детей контролировать силу выдыхаемой струи воздуха (Щеки не надувать) и делать дробный вдох. Учить слитно произносить гласных звука, делая    плавный переход от первого звука ко второму и второго к третьему. Третий звук произносить протяжно.   Вырабатывать умение произносить на одном выдохе 4 гласных звука (3звука мягко переходят один в другой и произносятся недлительно, а четвертый звук произносить, используя остаток воздуха). Фиксировать внимание детей на положении губ при произнесении гласных звуков. Отрабатывать диафрагмальное дыхание, использовать звукосочетания губной зв.+ гласный зв. Учить детей размыкать губы струей выдыхаемого воздуха.  Отрабатывать струю выдыхаемого воздуха, используя звукосочетания глухих согласных гласные (слоговые упражнения).  Учить детей озвончать согласные в слоговых упражнениях. Слитно, на одном выдохе произносить группу слогов.  

 

· во время дыхания плечи ребёнка неподвижны;

· грудь не сильно поднимается при вдохе и опускается при выдохе;

· живот при вдохе поднимается, а при выдохе опускается;

· во время речи вдох производится через рот;

· вдох мягкий, короткий, выдох – длительный, спокойный и плавный;

· сделав вдох, говорят сразу же, не задерживая дыхание;

· говорят только на выдохе

 

2 Этап. Постановка и коррекция звука · Развитие речевой моторики а) Специальная артикуляционная гимнастика для каждой фонетической группы звуков; работа над вспомогательными звуками; имитационные игры «Мотор», «Насос» и др. б) Развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний. Дополнительно: нормализация мышечного тонуса (массаж и самомассаж губ, щёк, шеи, языка) для дизартриков.

 

 

Выработаны чёткие артикуляционные уклады, необходимые для постановки того или иного звука.

Движения по переключению органов артикуляции более чёткие, плавные, координированные.

 

 

· Знакомство с артикуляцией звука  

Сформирован правильный артикуляционный уклад и слуховой образ звука.

· Постановка звука (работа над вспомогательными звуками, механическая помощь, по подражанию)

Вызвано артикуляционно правильное изолированное (возможно утрированное) произнесение звука

· Коррекция звука (работа над точностью, чистотой, плавностью, силой, темпом).

Произнесение артикуляционно и акустически правильного звука.

 

· Развитие слухового и речеслухового восприятия  

Выделяют звук в ряду других звуков, на фоне слогов, слов.

Определяют место, количество, порядок звуков.

Различают на слух в словах звуки, близкие по звучанию или артикуляции.

Подбирают картинки на заданный звук

· Развитие речевого дыхания и голоса. Отрабатывать диафрагмальное дыхание, использовать звукосочетания губной зв.+ гласный зв. Учить детей размыкать губы струей выдыхаемого воздуха.  Отрабатывать струю выдыхаемого воздуха, используя звукосочетания глухих согласных гласные (слоговые упражнения).  Учить детей озвончать согласные в слоговых упражнениях. Слитно, на одном выдохе произноситьгруппу слогов.

· во время дыхания плечи ребёнка неподвижны;

· грудь не сильно поднимается при вдохе и опускается при выдохе;

· живот при вдохе поднимается, а при выдохе опускается;

· во время речи вдох производится через рот;

· вдох мягкий, короткий, выдох – длительный, спокойный и плавный;

· сделав вдох, говорят сразу же, не задерживая дыхание;

· говорят только на выдохе.

•   Контролируют длительность и громкость произношения звуков, плавно переходят от одного звука к другому без добора воздуха между ними.

 

· Развитие координированной деятельности дыхания, фонации, артикуляции, тонкой моторики пальцев рук (для дизартриков)

• Умеют координировать дыхание, фонацию, артикуляцию и движения в ходе проговаривания звука

• Движения мелкой моторики и артикуляции более координированные, точные, уверенные.

•   Правильно держат карандаш, регулируют нажим.

· Подготовка к обучению грамоте.  

Умеют различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие (только по отношению к парным по звонкости-глухости звукам).

Умеют давать качественную характеристику звукам (гласный-согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой).

Распознают зрительный образ буквы, выделяет среди других.

•  Печатают букву

Автоматизация звука в слоге

Обучение грамоте.

Игры:

· «Поймай слог»

· «Какой слог лишний»

·  «Найди картинку в названии которой есть данный слог»

· «Подскажи конец слова»

·  Анализ и синтез слогов с использованием цветовых символов.

· Звукобуквенный анализ слогов и слов из двух звуков: «Собери звуки в слоги», «Какие звуки в слоге», «Сколько звуков в слоге», «Придумай слог» и др.

· Чтение прямых и обратных слогов

· Печатание прямых и обратных слов

· Составление слогов из букв разрезной азбуки.

Пользуются терминами «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». Умеют выделять звук на фоне слога. Определяют место слога, их порядок Выполняют звукобуквенный анализ цветными символами. Читают прямые и обратные слоги Печатают слоги по следам анализа. Составляют слоги по следам анализа из букв разрезной азбуки.

Развитие внимания и памяти

Слуховая память:

· Запоминание и воспроизведение слов в определённой последовательности:

- «Запомни – повтори»;

- «Повтори слова в обратной последовательности»;

- «Назови второе, первое, третье слово».

· Какое слово исчезло из ряда? Какое новое слово появилось?

· «Запрещённое слово»

Зрительная память.

· Игры: «Посмотри, запомни и назови», «Что изменилось», «Чего /кого/ не стало?», «Что прибавилось?», «Посмотри, запомни и скажи, кто где стоял», «Сделай, как было»,

· Запоминание расположения игрушек или картинок.

Логическая память:

· Воспроизведение слов – названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу

Развитие пространственного восприятия:

· Какой предмет находится посередине, слева, справа?

· Поставь, положи… между, за, перед, над, под и т.д.

· «Следопыт» (описание расположения картинки или предмета относительно других объектов).

«Робот», «Прятки» - поиск предмета по инструкции.

Владеют ориентировкой на себе, в пространстве листа, и окружающей обстановке. Проявляют интерес к заданиям, воспроизводят словесный материал. Инструкции к заданию понимают, задание выполняют правильно. Отмечаются навыки самоконтроля и саморегуляции, эффективна организующая помощь

 

Существительное

Задания:

· «Кто (что) это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется?

·  «Угадай, кто (что) это?» по описанию

·  «О чём могут сказать эти слова?», «Жадина», «Закончи фразу».

·  «Один – много», «Много – мало»

· «Без чего не бывает»

· «Чего не бывает без?»

· «Подскажи конец чистоговорки»

· «Парные предметы» - фотографу – фотоаппарат

· Один начинает, другой продолжает.

Прилагательное

· «Подбери три слова» (существительные к прилагательному)

· «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово». «Какое слово не подходит?»

· «Исправь ошибку». Деревянные дверь, деревянная двери.

· «Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец».)Морковь соч...(ная), а огурец хрустя...(щий). Повтори все слово.

· «Как сказать правильно?» Пылесос пластмассовый или пластмассовая. О чем может сказать слово пластмассовая?

· «Правильно ли я сказала?» Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.

· «Дополни нужное слово». «Вставь нужное слово». «Подскажи словечко». Быстроногий... (жеребенок), быстроногая... (лошад­ка), рогатая... (корова), рогатый...(лось).

· «Дополни предложение». Юля купила желтые...(лимоны).

· «Наоборот». Огурец твердый, а помидор... (мягкий). Какой еще овощ твер­дый? О чем можно сказать твердая!

· «Учим говорить Буратино». Как сказать правильно — картош­ки твердая или твердый}

· «Подскажи четвертое слово». Одежда бывает летняя, зимняя, мужская,....

· Предложения с союзом а на противопоставление. Огурец соле­ный, а морковь...(сладкая).

· «Выбери правильный ответ». У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.

· «Выбери нужное слово» (из 2—3). Мышка...(шуршит, шебуршит, шелестит) соломой.

· «Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.

Глагол

· Подбери слово – действие. Карандашом ри­суют, красками раскрашивают.

· Узнай предмет по действию. Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.) Повтори слова.

· Однословные ответы на вопросы: Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?

· Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею... (игра в мяч)

· Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо де­лать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым'? И т. д.

· «Что сначала, что потом?» Сначала я буду…, а потом ….

· Образование глаголов от существительных. Например: езда — ез­дить, лепка — лепить.

Повелительное наклонение.

· «Слушай внимательно и не зевай, вместе со мной все слова по­вторяй». Стучи, скачи, прячь, плачь.

· «Делай с нами». «Приказы». Я буду отдавать приказы вам, а вы — мне. Рисуй, прыгай, открывай, закрывай.

· «Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чем-нибудь.

Задания, способствующие формированию навыков словообразования

Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.

· «Скажи ласково».

Какое слово получится, если к слову дочь добавить – енъка, (-очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-)

Чулки — чулочки, носки — носочки, копейка — копеечка, крас­ный — красненький, белый — беленький.

Образование сложных слов (существительных и прилагатель­ных).

Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход, снег уби­рает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.

Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

«Я назову первую часть, а вы — слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце —...(добросердечный).

«Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты.

Подскажи первую часть слова. Птицы …летели к кормушке.

Каких два слова спрягались в одном? Каких два слова спрята­лись в слове добродушный. (Добрая душа.)

Чтение слов.

Образовывают и изменяют грамматические формы слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия: существительные ед. и мн.; сущ.-е мн.числаР.п, согласования глаголов ед. и мн. числа н.в. с сущ.-ми (залаяла собака, залаяли собаки…); глаголов н. вр. ед.имн.ч. (поет Валя, поют дети); определяют родовую принадлежность предметов (мой стакан, моя сумка). Согласовывают прилагательные с существительными ед. и мн. ч. Сочетают числительные с существительными в роде, числе, падеже (куклам сшили два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек). Сравнивают и сопоставляют глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю – катал - буду катать); глаголы сов.и несов. вида (красит - выкрасил). Образовывают слова способом присоединения приставок (наливает-выливает-поливает…); способом присоединения суффиксов (мех, меховой, лимон-лимонный); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); присоединения к словам суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением (пенек) Образовывают существительные, обозначающие лица по их деятельности, профессии (учить-учитель-учительница - ученик; футбол-футболист). Используют образованные слова в составе предложений. Подбирют родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный). Владеют понятием многозначные слова (иголка для шитья, иголка у ежа, иголки у елки).

· Подготовка к обучению грамоте.

Игры:

· Анализ и синтез слов с использованием цветовых символов.

· Звукобуквенный анализ слов: «Собери звуки в слово», «Какие звуки в слове», «Сколько звуков в слове», «Придумай слово» и др.

· Чтение слов.

· Печатание прямых и обратных слов.

·  Составление слов из букв разрезной азбуки.

· Собери слово из слогов.

 

Пользуются терминами «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».  Делят слово на слог. Составляют слоговые схемы односложных и двусложных слов. Звуко-слоговой анализ слов типа косы, сани, суп, утка. Составляют схему слова из полосок и фишек. Выделяют в слове ударный гласный. Подбирают слова к данным схемам. Умение подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т.п.). Читают и печатают слова.

Развитие внимания и памяти

См. Автоматизация звука в слове (ребёнок в речи использует словосочетания).

Проявляют интерес к заданиям, воспроизводят словесный материал. Инструкции к заданию понимают, задание выполняют правильно. Отмечаются навыки самоконтроля и саморегуляции, эффективна организующая помощь

Прилагательное

· Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие?

· Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?

Нахождение и называние предмета по определенному признаку:

— по цвету (красный помидор);

— форме (круглый стол);

— размеру (огромный арбуз);

— принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий,
волчий);

— материалу (стеклянный, деревянный, глиняный).

 

· «Угадай-ка». Угадай, что это — спелый, сочный, красный, мяг­кий.

· «Загадай загадку». Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.

Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый ябло­ко.) Какие бывают яблоки? (Сладкий) Сладкий лимон. (Лимон кислый.) Какие бывают лимоны? (Кислые.). Изменение прилагательных по родам и числам.

· Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор... (красный, спе­лый,...).

· Сосчитай предметы. Сколько их? (согласование существительных с числительным).

· Сосчитай. Сколько красных яблок ле­жит на тарелке?

Согласование существительных с прилагатель­ным, с числительным.

 

Для составления словосочетаний используются следующие за­дания:

· «Найди слову пару»,

· «Исключи лишнее слово»,

· «Повтори слова и добавь свое»,

· «Дополни слово»,

· «Исправь мою ошибку».

Согласовывают части речи, правильно употребляя окончания.  

 

Автоматизация звука в предложении.

Модели предложений

Утвердительные предложения. Что это? Кто это?

Отрицательные предложения. Это стол? Нет это стул.

Двусоставные нераспространённые предложения. Мальчик рисует.

Двусоставные предложения с местоимениями 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа в роли подлежащего. Срисую. Мы рисуем. Кто выполняет это действие — он, она или оно.Что он{а) делает? Что они делают?

Односоставные предложения. Неопределенно-личные. Книгу читают. Иголкой шьют. Ручкой пишут.

Употребление местоимения 1-го лица в косвенных падежах в роли дополнения. Меня обидели.

Двусоставные распространенные предложения. Модель: «существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) + существительное в винительном падеже (дополнение)». Что дела­ет девочка? Девочка пьет чай.

Модель: «существительное (подлежащее) + глагол (сказуемое) + существительное (дополнение) + существительное (дополне­ние)». Девочка кормит козу сеном. Девочка дает траву кролику.

Предложения из 4—5 слов с предлогами.

Предлог у. У кого?

Предлог в. Выполнение поручений. Положи шарик в коробку. Где лежит шарик?

Предлог на. Положи книжку на стол. Где лежит книжка? Предлог с. С кем гуляет Рома?

Предлог к. К кому бежит щенок?

Предлог из. Из чего сделан карандаш?

Предлог за. За кем ты стоишь?

Предлог над. Над кем? Что висит над столом? Что находится над нами? Над чем?

Предлоги около, возле. Предлог из-под. Откуда ты достал машинку? Из-под чего? Предлог через. Без чего? Без чего не бывает стульев? Без чего не бывает гроза?

Предложения с однородными членами. В огороде растут помидоры, огурцы, горох, укроп и петрушка.

Сложные предложения.

Сложносочиненные предложения с союзом а.

Лана ходит в школу, а Мила — в детский сад. Мила ласковая, а Клава ласковее. Летом бывает жарко, а зимой — холодно. Рома стоит, а Рая сидит.

Сложноподчиненные предложения.

Ответы на вопросы: Зачем? Зачем нужен предмет?

Для чего? Почему? Почему Миша не пошел на улицу? Потому что....

Что будет, если...

Придумать просьбу, пожелание, совет. Загадать желание. Я хо­чу, чтобы...

 

Задания и игры, используемые для автоматизации звука в предложениях

«Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Чтос ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?

«Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы....Если вещь испачкалась, ее.... Если остановится транспорт в городе, то....

«Вставь нужное слово и повтори предложение».

«Исправь предложение».

«Какого слова не хватает?»

«Вставь коротенькое слово-предлог».

«Вопрос — ответ». Кто это был? (Верблюд.) Где находился? (В Арктике.) Что делал? (Знакомился с моржом.) Что он ему ска­зал? (Добро пожаловать в пустыню.) Что ответил Морж? (Спаси­бо за приглашение, но я там погибну.) Что бы ты сказал Моржу? Верблюду? Что сказали люди, мама, папа? Чем кончилась эта ис­тория?

«Исполни мою просьбу». Я хочу исполнить твое желание или выполнить твою просьбу. Скажи, что я должна (должен) сделать. Попроси меня о чем-нибудь.

«Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагатель­ного.)

«Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей... низко.)

«Кто знает, пусть продолжает». Распространить предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий.

Дополнение недостающего слова в предложении.

«Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец». «Один начинает, другой продолжает».

«Дополни предложение».

Придумай начало предложения:...катался на лыжах.

Восстановление деформированного предложения.

«Найди место каждому слову».

Составление предложений из переставленных («перепутан­ных») слов.

«Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подхо­дит?

«Какое слово "заблудилось?"» Рома прыгал на гармошке.

«Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.

«Какое слово стоит не на своем месте?» Елка в дремучем вы­росла лесу.

Составление предложений по одному заданному слову. Приду­май предложение со словом белка.

Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц, куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес, по, орешки, рыскать.

Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не быва­ет?» «Что было бы, если...»

Составление грустных, веселых и страшных предложений.

«Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя рас­крыла зонт, поэтому пошел дождь.

Задания, направленные на формирование навыка анализа и синтеза состава предложения

· Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

· Определение последовательности слов.

Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.

· Определение места слова по отношению к другим словам. Между какими словами стоит слово?

· Называние первого, последнего или другого слова, соответст­вующего его расположению.

Которое по счету слово...? Назови третье слово.

· Показать при помощи пальчиков, карточек, палочек, квадратов количество слов в предложении.

· Изобразить предложения графически (полосками).

· «Исправьте мою ошибку». (Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения.) Правильно ли я записа­ла предложение? Согласны ли вы со мной?

·  Подбор предложений к заданной схеме.

· «Какая схема правильная?»

· «Какое слово "убежало"?» Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну полоску.

· «Назови недостающее слово». Кошка... мышку. Мила... руки.

· Придумывание предложений по сюжетной картинке.

· Придумывание предложений с определенным количеством слов. Придумай предложение из двух слов. Придумай предложе­ние из трех слов.

Составление предложения по одному данному слову. Лиса. Со­бака. Слон.

· Составление предложения по трем заданным словам. Рома, уп­равлять, грузовик.

· Составление предложений из данных слов. Куст, лиса, спря­талась, собака, бежать, под, за.

· Распространение предложения путем увеличения количества слов. Использовать полоски-символы. Мила мыла руки. Мила мыла руки душистым мылом. Лиса сидит под кустом. Рыжая лиса сидит под кустом.

· Посоветуйте, между какими словами мне вставить слово гус­тым! Рыжая лиса сидит под густым кустом.

· «Шаг — слово». Шагаем, произносим слова из предложения и считаем шаги.

 

  Дети правильно строят простые распространенные предложения: осуществляют связь в словосочетаниях и предложениях; распространяют предложения второстепенными и однородными членами; правильно строят сложные предложения, владеют навыками правильного употребления в речи основных грамматических категорий. Владеют навыками практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам). 1. Составляют предложения разные по составу: простое распространенного предложения с прямым дополнением (Вова пилит доску),  выделяют слова из предложений с помощью вопросов кто? Что делает? Делает что?; составляют предложения без предлогов, данных полностью или частично в начальной форме (поливать, мама, Нина); владеют навыком давать краткие (одним словом) и полные ответы на вопросы. Составляют простые распространенные предложения с предлогами на, у, в, под, над, с, со по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединяют нескольких предложений в небольшие рассказы. Определяют порядок слов и изменяют форму слов в составе простого распространенного предложения путем: а) составления предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов, данных в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака). б) составления предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу); в) составления предложений с данными словосочетаниями (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку. Серенькой белочке — Дети дали орехов серенькой белочке); г) добавления в предложения пропущенных предлогов (кусты сирени посадили (перед, за) домом. Елочка росла (у, около, возле) дома); д) дают полный ответ на поставленный вопрос. Употребляют сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Я буду рисовать, если Вы дадите мне альбом и цветные карандаши); к предложениям с относительным местоимением «который» (Роме понравился трактор. Трактор подарил ему брат. — Роме понравился трактор, который подарил ему брат).    

Игры и игровые упражнения.

· Составь предложения из слов, начинающихся с одного звука.

· «Какой звук повторяется?»

· Выбери из предложения слова с определённым звуком.

· Какой звук пропущен?

· Закончи предложение словом с определённым звуком.

Проговаривают поставленный звук на уровне предложения Выделяют слова с заданным звуком из предложения. Заканчивают. Выполняют задания по фонематическому анализу и синтезу на уровне слова (см. выше).

Обучение грамоте

Чтение предложений

Чтение слов и составление из них предложения.

«Вставь недостающее слово».

Чтение предложений, состоящих из двух, трех и четырех слов.

Пользуются терминами «звук», «буква», «слог», «слово», предложение, «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». Членят на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Умеют составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3-4 слов после анализа и без предварительного анализа. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, всевозможные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков списывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирования навыка сознательного слитного чтения.

Связная речь

В 3 периоде обучения на этапе закрепления всех поставленных звуков осуществляется:

а) Закрепление всех полученных ранее навыков.

б) Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения (Зайка не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой).

в) Развитие умения связно и последовательно пересказывать тексты, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.

г) Воспитание навыка составления рассказов по картинке, по серии картин.

д) Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Планируемый результат

Вторая половина сентября

 

Количество часов: 5-14 ч.

 

 

На один звук

2-8 ч.

 

Количество часов: 5-15.

 

 

 

15– 20 ч.

 

 

1 этап. Подготовительный · Создание психологически комфортных условий образовательного процесса. · Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, культуре здоровья, правильной речи. · Развитие психофизических функций, ориентировки в пространстве, координации движений, формирование умения выражать эмоции и чувства (для дизартриков)  

Положительный эмоциональный настрой детей на занятия. Спокойная реакция на трудности, неудачу, умение принимать помощь. Различают и контролируют эмоции.

Сформировано умение контролировать мышечный тонус организма: дифференцировать напряжение и расслабление мышц конечностей и всего организма.

Детьми усвоены понятия лево-право, слева от…, справа от…, над, под, наверху, внизу, впереди, сзади, между, около. Ориентируются в двухмерном пространстве (на листе бумаги), выполняют графические диктанты, копируют фигуры по клеточкам.

Умеют выполнять 2-3 ступенчатую инструкцию. Усвоены понятия: сначала, потом, в конце. Ориентируются во временах года, частях суток, днях недели.

  · Развитие зрительного, слухового внимания и памяти, логического мышления.

 

Воспроизводят цепочку предъявляемых картинок, слов. Составляют предмет из частей. Выделяют подобное и различия. Справляются с логическими заданиями.

· Развитие слухового и речеслухового восприятия  

На материале неречевых звуков:

• вслушиваются в различные звучания, умеют сосредотачивать внимание на звуке.

• выделяют среди разнообразных звуков только нужные.

• устанавливают местонахождение звука.

• определяют, какому предмету принадлежит звук.

• определяют на слух темп звучания.

• различают силу звука.

• переключают внимание с одного звучащего предмета на другой.

• вслушиваются в речь говорящего.

На материале речевых звуков:

· Различают звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса (используем правильно произносимые звуки)

· Различают близкие по звучанию слова.

· Различают слоги.

· Различают фонемы.

· Дифференцируют фонемы.

· Владеют навыками элементарного звукового анализа.

 

  · Развитие тонкой моторики пальцев рук    

Знают названия пальцев.

Выполняют несложные статические позы кистей рук. Правильно держат карандаш и регулируют нажим. Умеют обводить по трафаретам, штриховать, раскрашивать. Составляют фигуры из палочек, мелкого раздаточного материала. Умеют шнуровать, расстегивать, застёгивать пуговицы, молнии, нанизывают бусины. Движения более координированные, точные, уверенные.

  · Развитие речевой моторики  

Артикуляционная моторика доведена до минимального уровня, необходимого для постановки звуков.

Выработаны кинестетические ощущения от артикуляции правильно произносимых звуков.

  Развитие речевого дыхания и голоса Выработать диафрагмально-реберный тип дыхания. Отработать вдох носом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом (при этом плечи не поднимать). Учить делать вдох и выдох плавно, не поднимая плечи, бесшумно. Развивать умение произносить один гласный звук на выдохе. Произносить его спокойно, ровно, без изменения силы голоса. Развивать умение направлять выдыхаемую струю воздуха вперед, вверх, вниз, изменяя положение губ. Подготавливать к паузе между вдохом и выдохом. Вырабатывать умение направлять выдыхаемую струю воздуха по средней линии языка. Отрабатывать дыхание, сидя и стоя. Вырабатывать умение слитно произносить 2 гласных звука, при этом делать легкий переход от одного звука к другому. Учить детей контролировать силу выдыхаемой струи воздуха (Щеки не надувать) и делать дробный вдох. Учить слитно произносить гласных звука, делая    плавный переход от первого звука ко второму и второго к третьему. Третий звук произносить протяжно.   Вырабатывать умение произносить на одном выдохе 4 гласных звука (3звука мягко переходят один в другой и произносятся недлительно, а четвертый звук произносить, используя остаток воздуха). Фиксировать внимание детей на положении губ при произнесении гласных звуков. Отрабатывать диафрагмальное дыхание, использовать звукосочетания губной зв.+ гласный зв. Учить детей размыкать губы струей выдыхаемого воздуха.  Отрабатывать струю выдыхаемого воздуха, используя звукосочетания глухих согласных гласные (слоговые упражнения).  Учить детей озвончать согласные в слоговых упражнениях. Слитно, на одном выдохе произносить группу слогов.  

 

· во время дыхания плечи ребёнка неподвижны;

· грудь не сильно поднимается при вдохе и опускается при выдохе;

· живот при вдохе поднимается, а при выдохе опускается;

· во время речи вдох производится через рот;

· вдох мягкий, короткий, выдох – длительный, спокойный и плавный;

· сделав вдох, говорят сразу же, не задерживая дыхание;

· говорят только на выдохе

 

2 Этап. Постановка и коррекция звука · Развитие речевой моторики а) Специальная артикуляционная гимнастика для каждой фонетической группы звуков; работа над вспомогательными звуками; имитационные игры «Мотор», «Насос» и др. б) Развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний. Дополнительно: нормализация мышечного тонуса (массаж и самомассаж губ, щёк, шеи, языка) для дизартриков.

 

 

Выработаны чёткие артикуляционные уклады, необходимые для постановки того или иного звука.

Движения по переключ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.