Контроль за вниманием. Выбор объекта и направления внимания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Контроль за вниманием. Выбор объекта и направления внимания

2019-09-04 200
Контроль за вниманием. Выбор объекта и направления внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОСЬМОЕ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

 

Большинство людей считает, что знает о себе все. Но это далеко не так. И когда в будто бы хорошо знакомом проявляется нечто невероятное и удивительное, ничего не остается, как просто развести руками... и начать эту необычность изучать.

В данной книге речь пойдет о внимании, о возможности его развития.

Казалось бы, предмет изучения знаком каждому. Но не спешите с выводами. Задумайтесь, что такое внимание?

На сегодняшний день среди официальных научных кругов нет однозначного определения этого термина. Поясняют, кто во что горазд. Мы не будем погружаться в пучину этих споров. Просто уясним для себя главное из их выводов: внимание это психическая активность, направленная на получение информации, как из окружающей среды, так и из внутренней среды самого организма, способность сознания существа воспринимать и познавать окружающий мир. Согласны? Предполагаю, что да. Я тоже. Но также добавлю от себя — и способность изменять мир, что является не только психическим, но и чисто физическим процессом. И что, в свою очередь, свидетельствует о материальной, ощущаемой сенсорно, физически, организации внимания. А вот об этом мы поговорим дальше.

Если Вы принимаете первое утверждение, тогда, скорее всего, согласитесь и с такой формулировкой: внимание это еще и определенные усилия ума и всех рецепторов человеческого тела — зрения, слуха, осязания, обоняния и так далее. Важно отметить, что в работе внимания задействован и вестибулярный аппарат, который, как гирокомпас, постоянно следит за положением тела в пространстве. Следовательно, тренировка своего внимания это, образно говоря, накачивание «мышц» ума и сенсорных систем для выполнения какой-либо сознательной или бессознательной работы.

Здесь, на мой взгляд, уместна аналогия с обучением спортсмена. Вначале он не может взять какой-то барьер, достичь какого-либо предела — мышцы для этого не сильно развиты или развиты, но не те. Однако, тренируясь, атлет приближается к заветному потолку, к намеченной черте, преодолевает ее и видит, что, оказывается, не так уж это и сложно было. Потом замечает, что предел можно еще на чуть-чуть отодвинуть, еще потренироваться и снова достичь его. И так до бесконечности.

В случае с вниманием все обстоит точно так же. Способности внимания, как и физического тела, можно натренировать. И не просто натренировать, а утончить до такой степени, чтобы стало возможным наблюдение и осознание того, что скрыто за пределами наших обычных органов чувств, то есть в пространстве тонких планов Бытия.

Где же обитает наше внимание? Вы скажете — в мозге? Ответ неверный. Внимание уходит далеко за пределы этого органа и, подобно рукам-ногам-ушам-глазам, лишь приносит в него разнообразную информацию для обработки и анализа. С таким же успехом можно было бы спросить, где расположены наши эмоции, мысли, ощущение чего-то Высшего, вера в Бога. Но если для всего этого оккультисты древности, а сейчас и многие ученые, уже нашли приблизительное место расположения, то область существования внимания до сих пор остается «терра инкогнита».

Занимаясь на протяжении двух десятков лет изучением этой области, исследованием ее с помощью «другого в и дения» (его еще называют «прямым в и дением» или альтернативным зрением), я со своими напарниками пришел к выводу, что внимание организовано в своеобразную полевую структуру — назовем ее, например, «телом внимания» — не совпадающую ни по размерам, ни по своим свойствам ни с одной из уже известных полевых структур — эфирным, астральным, ментальным и другими телами человека — но тесно с ними взаимосвязанную. Эта структура присуща любому живому объекту в нашем мире и, подозреваю, также неживому. «Тело внимания» невозможно полностью отождествить и с энергетическими центрами человеческого организма, которые принято называть чакрами. У него есть свои необыкновеннейшие свойства, своя особая форма, свои обязанности и возможности.

Эта полевая структура не имеет какой-то определенной локализации в физическом теле. Она находится везде, всюду моментально и беспрепятственно проникает и способна образовывать связь со всем, что может охватить наше сознание. Эту связь я называю «каналами внимания». Они представляют из себя бесконечное множество энергоинформационных нитей, протянутых ко всему, что нас окружает или происходит с нами, независимо от того, материальные это объекты или нет, и осознаем ли мы эту «связанность». Другими словами, «каналы внимания» это полевые образования, исходящие из «тела внимания», которыми мы как бы ощупываем окружающий мир, зацепляемся за него, изучаем, получаем информацию о нем и даже воздействуем на него, передаем ему свою энергию. Неспроста среди оккультистов разных мастей бытует выражение «куда внимание, туда и энергия». Именно «тело внимания» фиксирует и контролирует наше местоположение в этом мире и, по моим предположениям, оно же своим «залипанием» на мире видимом мешает нам без особых усилий наблюдать мир невидимый, тонкий.

Используя «другое в и дение», мне и моим напарникам удалось обнаружить приблизительное средоточие основных, я бы сказал, руководящих, волевых, «каналов внимания». Они берут начало в районе солнечного сплетения и, как щупальца спрута, расходятся в разные стороны от тела к объектам, независимо от расстояния до них и преград между ними. К сожалению, я мало изучал этот вопрос, поэтому не смогу определиться с точным количеством и размерами этих «щупалец» (да и само их название нужно считать условным).

«Тело внимания» может осуществлять свои функции в различных степенях интенсивности, но в любом случае оно не прекращает деятельность ни при каких обстоятельствах, даже тогда, когда человек теряет сознание или пересекает черту своего биологического существования. Исходя из этого убеждения, можно прийти к выводу, что частица внимания любого человека присутствует в каждом его творении, оставленном в истории нашей цивилизации. Удерживая, сознательно или бессознательно, в поле своего внимания все, что нас окружает, мы энергетически поддерживаем его существование в этом мире, сохраняем его суть и, по большому счету, фиксируем, утверждаем реальность в определенных рамках, формах и смыслах.

Но это еще не все. «Каналы внимания» почти всегда двусторонние, обоюдные, поэтому энергия, а с нею и информация, одновременно перетекает в двух направлениях — от объекта к нам и от нас к объекту. Разница только в объеме передаваемого. Другими словами, обращая внимание на что-либо, когда-либо созданное человеком, мы перебрасываем энергоинформационный мостик внимания через время и пространство к определенной личности, вернее, к ее своеобразному голографическому отпечатку, получая взамен аналогичное внимание от него. Как бы странно это ни звучало, любая вещь, любое событие или явление, которые мы выделяем своим вниманием среди остальных, «смотрит» на нас в ответ. Вспомните Фридриха Ницше: «Если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя». Выражение абсолютно подходит к данной ситуации.

А крайние области любого «канала внимания», то есть то, что мы созерцаем, и то, что созерцает нас, я бы назвал «точками внимания». Именно через воздействие на них мы получаем возможность изменять что-либо и управлять этим.

Что необходимо учитывать в процессе работы с «телом внимания», освоения и развития его возможностей?

В первую очередь, хочу предостеречь Вас от так называемого перегорания, перетруда в ходе изучения заданий данного практикума. Чрезмерное напряжение, удвоение усилий или увеличение времени тренировок Вам ничего не дадут. Хотя упражнения практикума будут нелегкими, выполнять их следует в спокойном, даже бесстрастном состоянии и при первых же симптомах недомогания или усталости прекращать занятия.

Также тщательно выбирайте объекты для тренировок. Недостатка в материале и в пространстве для практики быть не должно. Это все, что находится вокруг и внутри Вас. Желательно, чтобы это были Ваши личные вещи или те предметы, которые не принадлежат никому. Перед работой с предметом обязательно прочувствуйте внутреннюю к нему предрасположенность.

Кроме того, перед выполнением какого-либо упражнения советую проиграть его в своем воображении до мельчайших деталей, представляя нужный результат. Выполнять упражнения важно с твердым намерением и верой в то, что все получится. А если что-то не произойдет, ни в коем случае не разочаровываться! Нужно четко уяснить: никто за Вас не начнет обучение и никто, кроме Вас, не заставит продолжать его регулярно. Весь вопрос возможного успеха — в твердости Вашего намерения и стойкости перед неудачами.

Следует отметить, что все упражнения, предложенные в этом практикуме, нужно воспринимать, как обычную игру. Ни в коем случае не применяйте к своему вниманию жесткое принуждение. Ответной реакцией может стать снижение уровня внимательности, рассеянность, ухудшение памяти и невозможность быстро и легко осуществлять логические, аналитические и интуитивные операции.

К «телу внимания» необходимо относиться так же бережно и с уважением, как к своему физическому телу. Тогда и результат таких тренировок будет взаимно позитивным и максимально продуктивным. И добавлю: чтобы Вам не самообмануться, не ввести в заблуждение и не разочаровать окружающих, старайтесь разнообразными способами предварительно перед какой-либо демонстрацией проверять результаты своих экспериментов на совпадение, на повторяемость и объективность. То есть, постоянно оттачивайте свои способности. Это лишний раз прибавит Вам уверенности, не даст собеседникам повода объявить Вас шарлатанами и поможет избежать недоверия по отношению к Вашему мировоззрению. Хотя, возможно, в данных представлениях не будет необходимости. Глубоко убежден, что изучение необычных свойств своего тела абсолютно не нуждается в публичном показе. Это личное дело каждого.

Вынужден признать, что, к сожалению, мною и моими со-путниками возможности «тела внимания» еще мало изучены. На основании нескольких тысяч экспериментов, проведенных в разные годы, я пришел к выводу, что эта полевая структура способна активно влиять на окружающую действительность, в том числе и на материальный мир, изменять ее. Изменения могут носить как кратковременный характер, то есть пока между предметом/событием и «телом внимания» существует энергоинформационная связь, так и более продолжительный, даже тогда, когда мы переключаем свое внимание на другие объекты. При этом становятся возможными такое воздействие «тела внимания» и такие результаты, которые в простонародье запросто назвали бы чудесами.

Что касается свойств «тела внимания», то нам удалось осуществить приблизительную их градацию, которая не совсем совпадает с общепринятой классификацией свойств и видов внимания. Так, например, мы пришли к выводу, что, наряду с линейным и объемным вниманием, возможно выработать в себе многовекторное, пунктирное, удаленное и призрачное внимание, а также внимание дубля. О них будет рассказано чуть ниже. То есть, «тело внимания» можно тренировать так же разнообразно, как если бы мы тренировали наше обычное физическое тело, добиваясь его большей гибкости, точности и силы. И что самое важное, с помощью определенных упражнений, которые Вы найдете в данном практикуме, развитие «тела внимания» оказывается доступно любому человеку, независимо от его возраста, пола, физических и психических особенностей.

Одной из главных функций «тела внимания» человека является направленность на какой-либо объект и снятие с него определенной информации. Зачастую мы даже не подозреваем, что, посмотрев на предмет или даже просто подумав о нем, получаем по «каналам внимания» и складываем в подсознании огромный информационный массив. Что интересно, подобные сведения в некоторых случаях невозможно снять с объекта или события никакими известными науке физическими приборами.

Возможно, данная книга вызовет больше вопросов, чем ответов, особенно, в понимании описанного явления. Научные теории — не мой конек. Осознаю, что дотошных исследователей это может и разочаровать. Однако, целью нынешней работы является не всестороннее раскрытие сущности понятия «тело внимания», да и, в целом, внимания тоже. Я не ставлю перед собой задачу объяснить эти явления ни с физиологической, ни с психической, ни с какой-либо другой позиции. В настоящей работе для меня важна лишь практическая сторона применения свойств внимания, тренировка умения контролировать свое «тело внимания», как отдельную энергоинформационную полевую структуру, и эффективно управлять им.

Зачем это нужно? Дело в том, что в реальной жизни «тело внимания» постоянно находится в динамике: оно переключается с объекта на объект, с события на событие, фокусируется на чем-то одном, при этом абсолютно игнорируя другое. И все это без нашего ведома и согласия, иногда в ущерб нашим желаниям и делам. В этом смысле оно похоже на любознательного, игривого щенка, которого приходится все время дергать за поводок, чтобы он не отвлекался, а шел за нами. Следовательно, тренируя внимание, обучаясь контролю над ним и управлению им, мы получаем еще один действенный способ, еще одну возможность изучать окружающий мир, время и пространство, а также себя самих, как неотъемлемую частицу всего этого.

Напоследок, считаю необходимым предупредить, что в течение данного практикума возможно возникновение различных побочных эффектов, типа улучшения памяти и реакции, обострения чувствительности и интуиции, измененных состояний сознания. Возможно, у кого-то даже откроется так называемый «третий глаз». Воспринимайте это, как заслуженный бонус.

Ну что, приступаем?

 

ЗАДАНИЕ 1

Круг осознанного внимания

 

1. Провести взглядом перед собой, слева направо, на доли секунды останавливаясь на каждом отдельном предмете, который попадается на глаза.

2. Фиксировать предметы в своем сознании, не запоминая.

3. Если внимание пропускает предметы, остановить осмотр и начать его сначала.

4. Когда все предметы зафиксированы осознанно, повернуться на 90 градусов направо и снова просканировать пространство впереди.

5. Если снова все получилось, опять повернуться направо на 90 градусов и повторить те же действия.

6. Поворачиваться направо до полного круга.

7. Повторить полный круг дважды.

8. Сменить обстановку на абсолютно незнакомую и повторить все предыдущие действия.


Отпускание взгляда в свободную прогулку и остановка его

На ближайшем объекте

 

1. Пустить взгляд «гулять» по пространству впереди, ни на чем не задерживаясь.

2. В это время про себя считать до пяти.

3. Когда счет закончится, остановить взгляд на том объекте, который он проходил в этот момент, заранее не выбирая его.

4. Внимательно осмотреть объект, но не запоминать в нем ничего.

5. Повторить данное упражнение несколько раз.


Отпускание взгляда в свободную прогулку и остановка его

на заранее выбранном объекте вне сектора зрения

 

1. Пустить взгляд «гулять» по пространству впереди, ни на чем не задерживаясь.

2. В это время про себя считать до пяти.

3. Когда счет закончится, перенести взгляд по наикратчайшему пути к объекту, который был выбран заранее и находится совсем в другой стороне, то есть вне пределов сектора зрения.

4. Внимательно осмотреть объект, но не запоминать в нем ничего.

5. Повторить данное упражнение несколько раз, выбирая каждый раз другой объект.

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 4

ЗАДАНИЕ 5

Объемное внимание

 

Думаю, Вы согласитесь с общепринятым мнением о том, что сознание человека многомерно и объемно. То же относится и к вниманию.
Сегодня мы выполним очень сложные для нашего «тела внимания» упражнения, доступные не каждому человеку и связанные с расконцентрацией внимания. Казалось бы, что тут такого сложного? Ничего не смотри, ничего не слушай. Вот тебе и расконцентрация. Ан нет!

Наверное, многие зададутся вопросом: а зачем она нужна, эта расконцентрация? О способах ее использования мы поговорим по ходу задания. А сейчас скажу одно: умение сосредотачивать свое внимание или, наоборот, рассредоточивать его и удерживать в этом состоянии дает нам возможность лучше контролировать свое «тело внимания», управлять им, а значит не позволять, чтобы это с ним делали другие.

Расконцентрацию еще можно назвать, хотя и с некоторыми существенными дополнениями, объемным вниманием. О нем самом будет сказано ниже. Наблюдая окружающий мир в таком состоянии, мы сознанием охватываем поле внимания целиком, не выделяя какие-то особые детали. Расконцентрация это равномерное распространение внимания на все без исключения объекты окружающего мира, принятие, неподавление и неотвержение их, а также всех ощущений и эмоций, ими вызываемых. При этом все объекты внимания, внешние и внутренние, равнозначны.

Как определить границы поля внимания? Попробуем для начала сделать это визуально. Примите прямое вертикальное положение и вытяните свои руки вперед. Взгляд должен быть направлен прямо перед собой в какую-нибудь выбранную Вами произвольную точку. Поверните кисти рук так, чтобы они «смотрели друг на друга» ладонями. Потом разводите руки в стороны в горизонтальной плоскости так, чтобы одновременно одна рука уходила вправо, вторая — влево. Отведите сначала на небольшое расстояние и остановитесь. Не поворачивая головы и не двигая глазами, периферическим зрением осмотрите все, что находится впереди и между руками, а затем продолжите движение и повторите осмотр. Доведя руки до крайних точек, постарайтесь определить пальцы рук справа и слева, которые находятся на максимальном расстоянии друг от друга, доступном периферическому зрению. Если развести их еще дальше, они просто исчезнут из вашего сектора обзора. Это и будут боковые границы Вашего нынешнего визуального поля внимания.

Повторите это же упражнение, но теперь разводите руки так, чтобы одна уходила вниз, другая — вверх. И снова отметьте верхнюю и нижнюю границы Вашего визуального поля внимания.

А сейчас, сохраняя перед своим мысленным взором эту же произвольную точку, не концентрируясь на ней, но и не уводя от нее взгляда, попробуйте побродить по комнате, квартире, дому. Наблюдайте окружающую обстановку рассредоточенным вниманием как можно дольше.
Если это упражнение выполнять регулярно, то через небольшой промежуток времени Вы будете способны увидеть с периферической точки зрения уже и малоразличимые обычному человеку детали, их цвет, малейшее перемещение, иногда даже тональность личного поля объектов, у людей — ауры.

Вспомнилась история, описанная Карлосом Кастанедой, когда дон Хуан предложил ему найти особое, благоприятное, место на полу его хижины, но при этом не смотреть на предметы прямым взглядом. Карлос очень старался и, в конце концов, по цветовому оттенку, с помощью периферического зрения нашел не только «благополучную», но и «враждебную», точки. Действительно, эту способность тоже можно развить, обучая себя периферическому вниманию.

При расконцентрированном внимании неплохо распознается движение сред без их детализации, направленность этого движения, его скорость, а также хорошо определяются признаки приближающейся опасности, скрытые угрозы в окружающей среде. Это помогает созданию интуитивной сигнализации, о которой упоминалось в одном из уроков практикума «Незамеченный дар». Умение воспринимать мир расконцентрированно может пригодиться, когда Вы начнете осваивать какие-либо боевые техники, в экстремальных ситуациях, да и просто для поддержания высокого уровня внимательности в незнакомом месте.

Расконцентрированное, а тем более объемное внимание, также способствует развитию быстрочтения — от простого увеличения скорости в несколько раз до так называемого панорамного чтения, когда сознание охватывает сразу большие объемы текста.

Кроме того, тренируя периферическое зрение, Вы можете научиться хорошо ориентироваться в полутьме, благодаря расположенному в глазах, на их периферии, палочковому аппарату, который высоко чувствителен к пониженному освещению. Из-за этого периферическое зрение также называют сумеречным.

Теперь обратимся к слуху. Попробуйте выполнить такое упражнение. Выйдя на улицу и закрыв глаза, выберите звуковые направления справа и слева (усложненный вариант — справа, слева, спереди и сзади).

Распространите внимание на все звуковое пространство справа и слева или вокруг, не выделяя какой-либо из звуков. Просто слушайте их, как общий фон. Если вдруг какой-либо из громких звуков отвлечет Ваше внимание, тут же включите его в общую звуковую картинку, отвлекитесь от него, сделайте равнозначным любому другому звуку, независимо от его силы и протяженности. Постарайтесь пробыть в таком состоянии как можно дольше.

При слуховой расконцентрации могут наблюдаться необычные эффекты, когда общая масса или группа звуков начинают восприниматься как простые и сложные по своему составу физические объекты или как сочетания цветов различных оттенков. Я говорю не о растениях, а о физиологическом зрительном ощущении, как субъективной характеристике видимых электромагнитных волн. Звучит сложно, но смысл передан правильно. Постарайтесь понять. В ученых кругах данный феномен также называют синестезией, когда сигналы, принимаемые одной сенсорной (или когнитивной, мыслительной) системой человека, находят отклик и конкретное осознание в какой-либо другой системе организма, когда сознание начинает получать параллельные сигналы и реакцию от различных органов чувств, хотя прямого воздействия на них не было.

А как будет выглядеть расконцентрированное внимание для кинестетиков? Его мы уже отрабатывали в практикуме «Незамеченный дар». Вспомните упражнения, когда мы «слушали» окружающий мир всем телом и когда «растворялись» в нем.

Конечно, можно и нужно тренировать расконцентрированное внимание отдельно для каждого органа чувств. Но полная картинка сложится только тогда, когда Вы сможете объединить их воедино, а также использовать совместно с другими видами внимания.

Вы спросите, к чему это все приведет? Объемное внимание способствует развитию так называемого фонового мышления, когда любая информация приходит к Вам в качестве готового знания, минуя процесс ее обдумывания. Такие состояния часто называют инсайтами. Творческие люди, ученые и изобретатели, прекрасно поймут, о чем я.

Для людей, посвятивших себя прикладным, чисто практическим направлениям деятельности, данный вид внимания может иметь немаловажное значение. При его использовании сознание, минуя детальное изучение и осмотр какой-либо системы, схемы или механизма, способно моментально охватить весь объект внимания в целом и обнаружить несоответствия, противоречия, отклонения и поломки, мешающие его полноценному функционированию.

Гуманитарии также могут получить от этого умения свою пользу. Например, мне, как человеку, всю жизнь занимающемуся творческой обработкой огромных массивов информации, в процессе чтения неоднократно удавалось, используя объемное внимание, практически сразу, не построчно, находить почти все пунктуационные, орфографические, синтаксические, лексические, морфологические и стилистические несоответствия изучаемых текстов. В этом случае «неправильные» слова и выражения особым образом выделялись из общей массы, оказывались как бы подсвеченными, с другим оттенком.

Расконцентрированное восприятие окружающего мира без личного движения можно использовать для релаксации, быстрого восстановления после монотонной работы, для достижения измененного состояния сознания, похожего на медитацию.

А расконцентрированное восприятие мира в движении с фиксацией появляющихся объектов поможет научиться удерживать общее, не точечное, внимание на количестве объектов, которое превышает возможности Вашего линейного внимания.

Для развития данной техники рассмотрим одно довольно непростое упражнение. Как я уже упоминал, в другом практикуме, в процессе создания индивидуальной сигнализации, мы пробовали расширять свое поле и «слушать» все, что происходит в его пределах, а также в пределах физического тела. Для этого мы уединялись, соблюдали тишину, принимали удобную позу и «включались». Теперь задача будет посложнее. «Включите слушание» в оживленном месте, где постоянно что-то и кто-то движется мимо Вас. Более того, Вы сами должны все время быть в движении. Идите по тротуару, поворачивайте за угол дома, в общем, переходите из одного «информационного пузыря» в другой. Единственное предостережение: не использовать расконцентрированное внимание при переходе через улицу, особенно, где наблюдается оживленное транспортное движение. Здесь нужно быть предельно сконцентрированным, особо внимательным, причем всегда!

При расконцентрации нужно найти такой маршрут, чтобы обстановка вокруг Вас очень быстро и кардинально менялась. Однако, ни в коем случае нельзя смотреть в глаза людей и других существ. Между Вами тут же образуется стойкий канал внимания и расконцентрация нарушится. Также не рекомендуется долго уделять внимание какому бы то ни было сигналу, как изнутри, так и снаружи. Если что-то отвлекло Вас настолько, что пришлось прервать упражнение, ничего страшного. Справьтесь с возникшей проблемой, снова войдите в состояние «слушания» и расконцентрации и пройдите маршрут до конца.

Возможно, Вам будет не совсем понятно это выражение — «информационный пузырь». Однако, все очень просто. «Пузырь информации» — совокупность всех зрительных, слуховых и кинестетических сигналов, поступающих на рецепторы наших органов чувств. Их количество и дальность, плотность и скорость взаимодействия постоянно меняются, как и границы самого «пузыря». Но неизменным остается центр приема этой информации — Вы сами.

Отработка вышеописанного упражнения даст нам возможность постичь один из главных принципов «другого в и дения» — «принцип неважности». Дело в том, что, двигаясь по маршруту, Вы, Ваше тело и сознание, постоянно отмечаете сигналы вхождения в Ваше поле посторонних объектов. Сознание находится в неснижаемой «боевой готовности», чтобы вовремя отметить следующий неожиданный объект, и в то же время оно расслаблено. Это огромное напряжение. Чтобы, образно говоря, у Вас не «перегорели пробки», необходимо относиться к появляющимся объектам, как к временной важности, а после их ухода сразу забывать о них, делать их неважными.

Когда все объекты кажутся незначительными, внутреннее внимание не ослабляется, а, как бдительный страж, продолжает следить за общей картинкой и переменами в ней. Разница с обычным вниманием только в том, что все происходящее воспринимается, словно за мутным стеклом, но, тем не менее, реакция на смену событий остается прежней. Таким образом, достигается расширение поля своего внимания, появляется возможность включения в него дополнительных объектов и наблюдения за ними, не теряя контроля за объектами, бывшими до этого. Нередко в таких случаях увеличивается и скорость самого реагирования.

Через некоторое время такой вот внутренней расконцентрации приходит ощущение отстраненности от внешнего мира, как будто Вы находитесь в 3D-кино. Также кажется, будто Вы с Вашим полем — огромный мыльный пузырь, который проплывает по реке, и все, что происходит за его пределами, перестает иметь для Вас какое-либо значение. А все, что случается внутри этого своеобразного пузыря, дает о себе знать опосредованно, зачастую всего лишь легкими изменениями общего фона наблюдаемого. Попробуйте дойти таким образом до заранее выбранного Вами пункта назначения. С каждым разом увеличивайте протяженность Вашего маршрута и регулярно меняйте его.

Все в том же практикуме «Незамеченный дар» рассказывается о возможности применения «принципа неважности» в общении с людьми, особенно с теми, кто пытается нас задеть, зацепить на себя наше внимание. К таким людям я отношу и энерговампиров.

В завершение темы лишь коснусь очень редкого состояния «тела внимания», находясь в котором мы приобретаем способность воспринимать окружающий мир, как пространство цельное, многослойное и плотно наполненное физическими и нефизическими, крепко взаимосвязанными друг с другом, составляющими. Достигается данное состояние, как ни странно, интеграцией (объединением), казалось бы, несоединимых видов внимания — концентрации и расконцентрации. Именно его в полной мере можно назвать объемным, так как в поле непрерывного и четкого наблюдения (фиксирования) оказываются как отдельные единицы чего-либо, так и целые системы или совокупности систем.

Тренировка такого состояния возможна путем созерцания (бесстрастного наблюдения и безоценочного осознания) каких-либо разрозненных объектов, действий, событий или понятий, как единого целого. При этом все многообразие деталей, поведения и оттенков наблюдаемого ощущается одновременно и текучим, непостоянным, и однородным, неразрывным. Ни одна деталь не упускается из виду, но, вместе с тем, и не воспринимается обособленно от других деталей.

В ходе таких экспериментов все, что созерцается, представляется и чувствуется неким потоком (иногда — круговоротом), а то и суммой разновеликих и разнонаправленных потоков, с индивидуальными характеристиками и скоростью. Направление внимания внутрь подобных течений приводит к осознанию сути, причин и следствий происходящего, дает возможность контролировать их и управлять ими. Об этом обстоятельнее рассказывается в ступени практикума «Незамеченный дар», которая называется «Причинно-следственная магия».

Регулярные тренировки объемного внимания позволяют расширить границы своего восприятия за пределы зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. В таком случае окружающий мир будет представляться, как нечто объединенное, связанное с нами, неразрывное продолжение нас самих. Любые события, происходящие в границах этой «объединенной сферы», будут восприниматься, словно сигналы нашего собственного тела. Таким образом, ваша интуитивная сигнализация, о которой говорилось выше, сможет дать Вам знать о чем-либо, даже если это событие случилось или случится вне пределов Ваших органов чувств.

Следует отметить, что освоение правил работы с объемным вниманием делает легким переход от простого фиксирования мира к созданию фантомов и обширной работе с ними. Этому также посвящена отдельная ступень практикума «Незамеченный дар».

Но на этом список возможностей объемного внимания не исчерпывается. Применение его с закрытыми глазами дает совершенно отличное от визуального объемного внимания, а уж тем более от обычного или расконцентрированного внимания, состояние сознания. Человек, практикующий объемное внимание при закрытых глазах, способен удержать свое сознание бодрствующим в ходе засыпания и, таким образом, легко, без особого напряжения и изнурительных техник, перейти в измененное состояние сознания, называемое осознанным сновидением. Но эту тему в данной книге раскрывать мы не будем. Она настолько огромна и разнообразна, что требует отдельного практикума.

А теперь я сообщу Вам то, что, на первый взгляд, покажется фантастикой, но логически вытекает из всего того, что мы знаем про объемное внимание.

Используя этот вид внимания, мы, по сути, производим работу, обратную той, которую осуществляет наше пугливое, вечно все ограничивающее и облекающее в форму, сознание. Мы лишаем границ все, что существует в этом мире, а затем создаем новые. Вначале в своем сознании. Но так как наше внимание, в любом случае, воздействует на объекты внимания, изменяет их, то, в конечном итоге, наше влияние распространяется на весь окружающий нас мир. Мы и сейчас, ежесекундно, меняем все, что находится вокруг нас. Но наше сознание не дает нам возможности осознать это. Поэтому каждый из нас ответственен за то, что вокруг происходит. И в наших силах изменять существующее положение вещей так, как нам того нужно.

Но речь даже не об этом. Наблюдая мир с помощью объемного внимания, мы делаем этот мир однородным, цельным, пластическим. Из такого мира можно не только выйти в другие, уже существующие миры, но и создавать новые. Возможно, в будущем люди, умело использующие объемное внимание, смогут создать иной, более гармоничный мир, чем этот, и вот тогда произойдет тот самый пресловутый квантовый переход.

Желаю вам не только увидеть этот новый мир, но и самим стать его активными создателями!

Упражнения для самостоятельной проработки

Определение границ визуального поля внимания

 

1. Принять прямое вертикальное положение и вытянуть руки вперед.

2. Направить взгляд прямо перед собой в произвольную точку.

3. Повернуть кисти рук ладонями друг к дружке.

4. Разводить руки одновременно в стороны в горизонтальной плоскости вправо и влево.

5. Не поворачивая головы и не двигая глазами, осмотреть все, что находится впереди и между руками. Не обращать внимания на отдельные объекты.

6. Определить пальцы рук справа и слева, доведя руки до крайних точек, после которых они исчезают из поля зрения.

7. Повторить упражнение, разведя руки вертикально вверх и вниз.

8. Сохраняя перед мысленным взором произвольную точку, но не концентрируясь на ней, походить по комнате, квартире, дому. Наблюдать рассредоточенным взглядом окружающую обстановку как можно дольше.


Тренировка объемного внимания при помощи слуха

 

1. Выйти на открытую местность.

2. Закрыть глаза и распространить внимание на звуковое пространство справа и слева (усложненный вариант — справа, слева, спереди и сзади), не выделяя какой-либо из звуков. Слушать звуки, как общий фон.

3. Любой появившийся звук, тянущий на себя внимание, тут же включить в общую звуковую картинку, сделать равнозначным любому другому звуку.

4. Пробыть в таком состоянии как можно дольше.


Тренировка «принципа неважности»

при помощи объемного внимания в движении

 

1. Выйти на оживленное место.

2. При включенном «слушании» начать движение, с учетом того, чтобы обстановка вокруг быстро и кардинально менялась.

3. Не останавливая долго внимания ни на чем, переходить из одного «информационного пузыря» в другой. При этом не смотреть в глаза людям и другим существам.

4. Если пришлось прервать упражнение, снова, погрузившись в состояние расконцентрированности, начать его с этого же места и дойти до конца.

5. С каждым разом увеличивать протяженность маршрута и регулярно менять его.

ЗАДАНИЕ 6

ЗАДАНИЕ 8

ЗАДАНИЕ 7

Многовекторное внимание

 

Многовекторность — едва ли не самое тяжело достигаемое свойство «тела внимания». В чем оно заключается и как проявляется?

Предположим, в поле Вашего внимания попадают разнообразные объекты, которые ведут себя несинхронно, а также, например, Вам нужно зафиксировать несколько одновременных разноплановых событий или произвести в один момент ряд разносторонних движений. В повседневной жизни наше сознание привыкло точечно выхватывать определенные объекты для наблюдения и концентрироваться только на них. Если необходимо перенести внимание с одного на другой объект, первый как бы отстраняется, уходит в тень. Чтобы вернуться вниманием к нему, необходим, пусть небольшой, но все-таки ощутимый промежуток времени. И вот этот лишний переход может существенно изменить ситуацию вокруг, на которую Вы просто не успеете среагировать. Не говоря уже о том, что вновь теряется концентрация на одном из объектов.

В ходе этого задания нашей целью будет освоение удержания полноценного внимания на объектах и событиях, которые не похожи между собой ни по габаритам, ни по скорос


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.