В вашей тревоге есть смысл. Вспомните, в этой книге мы уже рассмотрели множество причин ее возникновения – это эволюция, генетика, ложная тревога, свод правил тревоги и др. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

В вашей тревоге есть смысл. Вспомните, в этой книге мы уже рассмотрели множество причин ее возникновения – это эволюция, генетика, ложная тревога, свод правил тревоги и др.

2019-08-27 202
В вашей тревоге есть смысл. Вспомните, в этой книге мы уже рассмотрели множество причин ее возникновения – это эволюция, генетика, ложная тревога, свод правил тревоги и др. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как только вы поймете, что эволюция не просто так встроила страхи в психику человека, вы осознаете, что тревога – это правильная реакция, просто она появляется в неправильное время. Боязнь высоты или публичных выступлений когда-то была адаптивной и помогла нашим далеким предкам выжить. Это давно уже не секрет – тревога встроена в программу нашего мозга с древних времен. Благодаря ей наши предки смогли выжить. Они адаптировались. Они избегали опасностей. Они скрывались от тигров, обходили стороной опасных незнакомцев, старались ничем не заразиться. Они запасали еду и одежду, чтобы выжить зимой. Троекратное ура тревоге!

 

Ваша тревога временна и не опасна

Тревога всегда уходит. За все годы врачебной практики ни один пациент с паническими атаками не вошел ко мне в кабинет непосредственно во время приступа паники. Они всегда заканчиваются. Вам может казаться: «Если я это сделаю, моя тревога будет длиться целый день и просто переполнит меня». Но не забывайте: в большинстве случаев приступ тревоги продолжается не больше нескольких минут. Она уходит сама по себе. Тревога – это просто нервное возбуждение. Такое возбуждение возникнет, например, если мы пробежимся. А во время секса мы возбуждаемся еще сильнее. Может быть, тревога не так приятна, как секс, но это то же самое возбуждение.

 

У вас нет причин чувствовать стыд и вину. В тревоге нет ничего аморального или плохого. Вы не должны ее контролировать – вам просто нужно научиться с ней жить

От вашей тревоги никто не пострадает. Вы бы не чувствовали стыд или вину из-за несварения или головной боли. Вы просто реагируете на сигналы ложной тревоги, которые автоматически возникают у вас в голове. Тревожные мысли и ощущения приходят к вам сами по себе – вы не ждете свидания с ними в три часа дня в четверг. Но вы можете научиться по-новому думать о своей тревоге и по-другому на нее реагировать. Именно для этого вы читаете эту книгу и стараетесь применить описанные в ней техники.

Ваша тревога – не мощный поток, который угрожает прорвать дамбу и затопить деревню. Чем больше вы пытаетесь управлять собой, говорите себе перестать волноваться, тем сильнее переживаете. Мы уже разобрали многочисленные техники, которые позволят вам принять тревожные мысли и нервное возбуждение. Представьте, что вы пригласили их в гости и теперь вам нужно быть с ними вежливыми. Они не всегда ведут себя так, как вам хотелось бы, – но вы просто терпите это. Вы отступаете на шаг и отстраненно наблюдаете, не принимая тревогу на свой счет. Относитесь к тревоге как к временному посетителю.

 

Вы можете быть продуктивны, даже когда тревожитесь

Иногда вы думаете: «Я так сильно тревожусь, что буквально ничего не могу делать». Но вы можете делать разные вещи даже в состоянии тревоги. Вы можете вести себя так, как считаете нужным, несмотря на тревогу. Иногда вы думаете: «Я слишком устал, я не буду сегодня тренироваться». Но потом приходит другая мысль: «Я ведь хочу сбросить вес». И вы все же идете в зал. Так же и с тревогой. Она не определяет вашу жизнь. Чем чаще вы будете делать то, что считаете нужным, несмотря на тревогу, тем меньше будете волноваться. Несмотря ни на что – действуйте.


 

Приложение К. Как справиться с тревожными мыслями

Теперь, когда вы научились замечать и категоризировать свои негативные мысли (определять, относятся ли они к чтению мыслей или предсказанию будущего), вы можете применить некоторые когнитивные техники, чтобы их оспаривать. Не забывайте: вам не нужно пытаться «искоренить» эти мысли или подавить их. Вам просто надо проверить, насколько они правдивы. И тогда, возможно, вы обнаружите, что ваши тревожные мысли чрезмерны, необоснованны и даже глупы.

Давайте подробнее разберем, как же справиться с такими тревожными негативными мыслями.

1. Определите, в чем разница между мыслью и чувством. Представьте, что идете по темной улице и слышите, как сзади к вам быстро приближаются трое мужчин. Вы тревожитесь и боитесь, потому что думаете: «Они на меня нападут». Тревожное чувство – это эмоция; а мысль – это интерпретация происходящего («На меня нападут»). Однако если бы вы подумали: «Кто-то возвращается с медицинской конференции», – ваши чувства были бы другими. Вероятно, вам было бы все равно.

2. Мысли вызывают тревогу. Вы можете обратить внимание, что тревога часто возникает в результате обдумывания угроз, зачастую нереалистичных. Например: «Я тревожусь, потому что боюсь провалиться». Для начала постарайтесь отслеживать свои негативные тревожные мысли. Записывайте, о чем думаете, когда тревожитесь. Если вы заметите, как переживаете и думаете: «Сейчас я выставлю себя дураком» или «Я потеряю контроль над собой», – запишите эти мысли и сохраните записи.

3. Разделяйте мысли и факты. Например: мне может казаться, что на улице идет дождь, но ведь это еще не факт. Мне нужно собрать доказательства – выйти на улицу, – чтобы убедиться, что дождь действительно идет.

4. Замечайте и категоризируйте автоматические мысли. Используйте форму для отслеживания своих тревожных мыслей из приложения З, чтобы подобрать для них соответствующие категории. Например, «У меня ничего не получается» (сверхобобщение) или «Я идиот» (навешивание ярлыков).

5. Оценивайте свою уверенность в правильности каждой мысли, а также силу связанных с ней чувств. Например: «Я тревожусь (80 %), потому что думаю, что провалюсь (95 %)».

6. Проанализируйте, чего вам будет стоить и какую пользу принесет тревожное мышление. Например, мысль «Мне нужно, чтобы людям нравилось то, что я делаю». Чего она будет вам стоить: «Из-за этой мысли я буду стесняться и тревожиться в присутствии других; понизится моя самооценка». Какую пользу принесет: «Возможно, я буду сильнее стараться добиться одобрения». Вывод: «Мне станет намного лучше, если я изменю образ мыслей».

7. Оцените логичность ваших мыслей. Проверьте, вдруг вы перескочили к заключению, которое вовсе не обязательно следует из имеющихся предпосылок? Например, «Я провалюсь, потому что однажды уже плохо сдал этот тест».

8. Какие есть доказательства и контраргументы у этой мысли? Собрали ли вы достаточно информации, чтобы делать выводы? Или вы обращали внимание только на те доводы, которые подтверждали вашу мысль, и опускали те, которые могут ее опровергнуть?

9. Научитесь отличать возможности и вероятность. Возможно, у вас случится сердечный приступ из-за сильной тревоги, но какова вероятность, что это произойдет? Если бы вам предложили сделать денежную ставку, поставили бы вы на то, что случится что-то плохое?

10. Что бы случилось (и почему было бы плохо), если бы Х произошло? Чтобы случилось вслед за этим? И что бы это значило – почему вам кажется, что это было бы плохо? Например, «Если мое сердце бьется быстро, будет только хуже, у меня случится паническая атака и я потеряю сознание, а потом впаду в кому».

11. Техника двойных стандартов. Спросите себя, применили бы вы эту мысль (интерпретацию, стандарт) к другим так же, как применяете к себе? Почему? Например, если бы ваша подруга выступала перед аудиторией и на какое-то время забыла, что хотела сказать, – вы бы посчитали ее дурой?

12. Взвесьте все «за» и «против» вашей мысли. Давайте рассмотрим мысль «Меня отвергнут». «За» эту мысль: «Я тревожусь (эмоциональное объяснение). Иногда я не нравлюсь людям». «Против» этой мысли: «Я приличный человек. Некоторым я все-таки нравлюсь. Никто не посчитает меня грубым или неприятным, если я с кем-то поздороваюсь. Люди ходят на вечеринки, чтобы знакомиться и общаться». Вывод: «У меня нет убедительных доказательств в пользу того, что меня отвергнут. Но если не попытаться, я точно ничего не получу».

13. Оцените качество собранных доказательств. Действительно ли ваши доказательства хороши? Выдержали бы они тщательную проверку? Не пользуетесь ли вы эмоциональными объяснениями? Не слишком ли вы пристрастно отбираете доказательства?

14. Каждый день собирайте факты «за» и «против» тревожных мыслей. Записывайте доказательства в дневник поведения и событий, в котором будете собирать подтверждения и опровержения своих мыслей. Например, если вам кажется, что у вас случится паническая атака, в течение дня записывайте уровни своей тревоги. Или если вам кажется, что вы скажете какую-то глупость в присутствии других людей, записывайте все свои хорошие, нейтральные и плохие высказывания.

15. Ищите альтернативные способы интерпретации происходящего. Например: «Если я кому-то не нравлюсь, возможно, мы просто разные люди. Или у него сейчас плохое настроение, или он стесняется, или занят чем-то другим. Если я тревожусь, возможно, это просто проявление физического возбуждения, никак не свидетельствующее о том, что я полностью теряю контроль».

16. Докажите себе, что на самом деле это не проблема. Перечислите все причины, по которым вашу ситуацию нельзя считать настоящей бедой: «Хоть я и краснею, это не проблема, потому что я могу продолжать говорить, думать и делать все, что делал бы, если бы не краснел».

17. Будьте сами себе адвокатом. Представьте, что вы наняли адвоката себе в защиту. Напишите самую сильную защитную речь, даже если не будете в нее верить.

18. Проведите эксперимент. Проверьте мысль – сделайте обратное тому, что думаете. Например, если вы думаете «Меня отвергнут», дайте себе задание – познакомиться с десятью людьми на вечеринке.

19. Рассмотрите ситуацию в другом контексте. Что бы вы могли сделать, даже если бы негативная мысль оказалась верной? Или как бы вы оценили свою ситуацию, скажем, по сравнению с положением неизлечимо больного человека?

20. Спорьте с собой. Представьте, что позитивные и негативные мысли – это два участника спора. Разыграйте этот спор. Пусть негативная мысль говорит: «Ты провалишь экзамен», а позитивная ответит: «Вовсе не обязательно». Продолжите в том же духе.

21. Действуйте так, как будто не верите своей мысли. Например, если вы волнуетесь на вечеринке, подойдите к десяти незнакомым людям и представьтесь. Если вы боитесь, что во время посещения театра у вас случится паническая атака, – все равно идите на спектакль, займите свое место и притворитесь, что вы – уверенный человек. А потом просто не выходите из роли.

22. Докажите себе, что все не так ужасно. Декатастрофизируйте возможный негативный исход ситуации – почему вы вообще думаете, что это будет так уж ужасно? Например: «Даже если у меня случится паническая атака – что в этом ужасного? Панические атаки всегда кончаются сами собой, со мной такое бывало уже не раз. По сути это просто нервное возбуждение».

23. Изучите пугающую вас фантазию. Спросите себя: «Чем может кончиться Х? Как я с этим справлюсь? Как я смогу себя повести, даже если это случится?» Если вы допустите ошибку – неужели это самое страшное, что может случиться? Насколько это вероятно? Какой вариант развития событий был бы самым лучшим, а какой – наиболее вероятным?

24. Изучите свои прошлые предсказания. Удалось ли вам сделать выводы на основе прошлых несбывшихся предсказаний? Часто ли вы раньше предвидели негативный исход? И часто ли эти предсказания сбывались? Есть ли у вас склонность видеть все в черном цвете? Бывало ли, что ваши предсказания превращались в самосбывающиеся пророчества? Например, вы ожидали, что на вечеринке вас отвергнут, а потому не сказали ни слова – и никому не понравились?

25. Протестируйте свои предсказания. Составьте список конкретных предсказаний на неделю и отследите, что произойдет на самом деле.

26. Изучите свои прошлые волнения. Вспомните: о чем вы сильно переживали в прошлом и что теперь стало вам совсем безразлично? Перечислите как можно больше подобных ситуаций и спросите себя: почему все это больше вас не волнует?

27. Бросайте вызов своей потребности в определенности. Полной определенности в нашем мире просто не существует. Если вы попытаетесь исключить любую вероятность негативного исхода, вы не сможете ничем заниматься. Подумайте: какие вещи вы делаете каждый день, принимая их неопределенность (например, водите машину, едите в ресторанах, разговариваете с людьми, работаете).

28. Практикуйте принятие. Вместо того чтобы пытаться все контролировать, вам, возможно, стоит научиться что-то принимать и исходить из того, что есть. Например, даже если вы допускаете ошибки на работе, вы можете научиться ценить то, что делаете.

29. Представьте, что мысли – это ваши гости. Представьте, что негативная мысль – гость, который пришел к вам на вечеринку. Вечеринка – это все остальные мысли, которые появляются у вас в голове. Пригласите негативную мысль присесть, налить себе бокальчик и наслаждаться праздником. Вам не нужно избавляться от нее, бороться с ней. Просто позвольте ей быть.

30. Представьте, что ваши мысли – это фильм. Представьте, что ваши негативные мысли – герои фильма, который вы смотрите. Вот и смотрите его. Не пытайтесь переписать сценарий. Не спорьте с актерами. Просто смотрите. Фильм когда-нибудь закончится.

31. Выявите свои дезадаптивные мысли и предположения. Посмотрите на содержание вашего свода правил: сплошные «должен», «стоит» и «если – то». Например: «Мне следует добиваться успеха во всем, за что я берусь»; «Если я кому-то не нравлюсь, со мной что-то не так»; «Все обязательно должны одобрять то, что я делаю».

32. Оспаривайте свои дезадаптивные мысли и предположения. Может быть, ваши ожидания в отношении себя нереалистичны? У вас слишком завышена планка? Или опущена? Или слишком размыта? Дают ли ваши стандарты возможность чему-то научиться? Применили бы вы их к кому-то другому? Например, сочли бы вы кого-то неудачником просто потому, что он волнуется? Или безответственным человеком, если он не перепроверил все по десять раз?

33. Одолжите у кого-нибудь голову. Вырвитесь из ловушки собственных реакций – попробуйте рассуждать, как какой-нибудь ваш знакомый, который кажется вам весьма легко адаптирующимся человеком. Что бы он подумал и как бы действовал в подобной ситуации?

34. Сделайте новые, более адаптивные предположения. Придумайте для себя новые, реалистичные, справедливые и более человечные правила. Например: «Я достойный человек вне зависимости от того, что обо мне думают другие» вместо «Если я не нравлюсь людям, со мной что-то не так». Чего вам будут стоить такие заключения и что они вам дадут? Затраты: «Возможно, я стану тщеславным и отдалюсь от людей». Выгоды: «Увеличится моя уверенность в себе, я перестану быть таким стеснительным и зависимым от других, научусь отстаивать свои интересы». Вывод: «Мое новое предположение лучше старого».

35. Используйте копинг-образы. Постарайтесь нарисовать в воображении образы того, как справляетесь с человеком или ситуацией, которых боитесь. Представьте, как появляетесь в людном месте и чувствуете свою уверенность и силу. Представьте, как попадаете в пугающие ситуации и выходите из них победителем.

36. Перестройте пугающие образы. Представляйте ситуации и людей, которые заставляют вас тревожиться, но изменяйте их таким образом, чтобы они казались менее угрожающими. Уменьшите пугающий образ. Например, представьте пугающего человека или объект совсем маленьким, бессильным. Путь он станет меньше и слабее вас.

37. Тренируйтесь встречаться с пугающим образом. Понижайте чувствительность к пугающему образу с помощью экспозиционной терапии – снижайте ее способность вас пугать. Например, если вы боитесь, что люди будут смеяться над вами, заставьте себя в течение 30 минут представлять исключительно эту ситуацию. В конечном итоге она вам просто надоест.

38. Используйте копинг-карточки. Сформулируйте для себя инструкции на сложные времена (например, «Не переживай, что нервничаешь. Это нервное возбуждение – только и всего. Оно не опасно. Тревога – это не сумасшествие. Я могу ее вынести»). Запишите утверждения на карточки и носите их с собой, чтобы можно было в любой момент их перечитывать.

39. Учитесь предвидеть проблемные ситуации. Перечислите проблемы, которые могут возникнуть, и продумайте рациональную реакцию на них и способы с ними справиться. Например, вы переживаете, что потеряете работу. Перечислите все, что можно будет сделать, чтобы решить эту проблему, если она действительно возникнет.

40. Сделайте себе прививку от стресса. Соберите вместе все самые ужасные негативные мысли, которые только приходят вам в голову, и запишите, как можно их оспорить. Например, вы очень боитесь мысли «Я полнейший неудачник». Запишите рациональный ответ: «У меня в жизни были разные достижения. Если мне что-то не удастся – это не конец света».

41. Вознаграждайте себя. Запишите все позитивные утверждения о себе, которые сможете придумать. Сделайте себе открытку с похвалой и носите ее с собой. На открытке разместите позитивные утверждения о себе: «Мне полезно отрабатывать навыки самопомощи», «Я встречаюсь со страхами лицом к лицу», «У меня все получится».

 

Адаптация рекомендаций из книги «Схемы лечения депрессии и тревожных расстройств» Роберта Л. Лихи, Стивена Дж. Холланда (2000).


 

Благодарности

Я хочу еще раз поблагодарить своего агента, Боба Дифорио, за его постоянную поддержку. Также я хочу выразить благодарность Патти Гифт из Hay House за ее позитивный и эффективный подход к реализации этого проекта и Дэна Бреслова, моего редактора из Hay House, за то, что помог мне сделать эту книгу более понятной и конкретной.

Я также хочу поблагодарить всех своих пациентов, с которыми встречался за долгие годы работы. От них я узнал, какой видится жизнь через призму страха и отчаяния. Спасибо вам за то, что доверились мне, и за то, чему вы меня научили. Мудрость, которую вы демонстрировали в поисках решения своих проблем, часто поражала меня – и помогала мне помогать другим. Терапевтам нужно всегда относиться к своим пациентам как к учителям.

Эта книга появилась на свет благодаря огромному вкладу удивительных людей, профессиональных когнитивно-поведенческих терапевтов со всего мира. Я хотел бы отдельно поблагодарить тех, чьи работы показались мне наиболее полезными: это Анке Элерс, Томаш Борковец, Дэвид Барлоу, Крис Брюин, Джиллиан Батлер, Дэвид А. Кларк, Майкл Дуглас, Кристофер Фейрберн, Мелани Феннел, Эдна Фоа, Марк Фристоун, Пол Гилберт, Лесли Гринбург, Энн Хэкман, Эллисон Харви, Стивен Хэйс, Ричард Хаймберг, Джон Кабат-Зинн, Роберт Ладосер, Марша Линехан, Уоррен Манселл, Исаак Маркс, Дуглас Меннин, Сьюзен Нолен-Хоксема, Ларс Ост, Костас Папагеоргиу, Кристин Пурдон, Джек Рахман, Стивен Райсс, Джон Рискинд, Пол Салковскис, Роз Шафран, Дебби Сукман, Гейл Стикети, Стивен Тейлор и Адриан Уэллс. Я счастлив, что многих из них могу назвать своими друзьями. Снова и снова благодарен вам.

Конечно же, отдельную благодарность я хочу выразить своему учителю, коллеге и другу на протяжении последних 27 лет, Аарону Т. Беку, основателю когнитивной терапии и настоящему гиганту мысли.

Мне также хочется поблагодарить своих коллег из Американского института когнитивной терапии, которые позволили мне делиться с ними своими идеями и проверять их вместе с их пациентами. А также Лизу Наполитано и Денниса Тирча, которые в ходе жарких дебатов на конференциях по разбору клинических случаев помогли мне понять и оценить осознанность, принятие и диалектическую поведенческую терапию. Лаура Олифф всегда была примером клинической мудрости в вопросах того, что действительно полезно реальным пациентам. И, конечно же, я благодарен моему ассистенту в редакции и лаборатории, Пунаму Мелвани, который оказывал незаменимую помощь на протяжении всего времени работы над этим проектом.

Мой друг Филип Тата из Лондона на протяжении многих лет помогал мне участвовать в британских и мировых конференциях. Благодаря ему я многому научился у коллег из Великобритании. Спасибо тебе, Филип.

И наконец, моя жена Хелен, которая так терпеливо относилась к моей работе над писательскими проектами. Все мои книги написаны на нашей даче в сельской части штата Коннектикут. Там невозможно забыть, что природа и все, что с ней связано, – лучший источник спокойствия и здравого смысла. Трудно тревожиться в окружении осенней листвы или сплавляясь на каяке. Часто оказывается, что спокойствие окружает нас – стоит только поднять глаза.


 

Список литературы

Глава 1

E. Jane Costello et al., “Psychiatric Disorders in Pediatric Primary Care,” Archives of General Psychiatry 45 (1988): 1107.

E. Jane Costello and Adrian Angold, “Epidemiology,” in Anxiety Disorders in Children and Adolescents, ed. John March (New York: Guilford Press, 1995), 109–124.

Robert L. DuPont et al., “Economic Costs of Anxiety Disorders,” Anxiety 2, No. 4 (1996): 167.

Gregg Easterbrook. The Progress Paradox: How Life Gets Better While People Feel Worse. (New York: Random Huse, 2003).

Martin C. Harter, Kevin P. Conway, and Kathleen R. Merikangas, “Association between Anxiety Disorders and Physical Illness,” European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience 253, No. 6 (2003): 313.

Ronald C. Kessler et al., “Lifetime and 12-month Prevalence of DSMIII-R Psychiatric Disorders in the United States. Results from the National Comorbidity Survey,” Archives of General Psychiatry 51 (1994): 8.

Ronald C. Kessler et al., “Lifetime Prevalence and Age-of-Onset Distributions of DSM-IV Disorders in the National Comorbidity Survey Replication,” Archives of General Psychiatry 62 (2005): 593.

Ronald C. Kessler et al., “Prevalence and Treatment of Mental Disorders, 1990 to 2003,” New England Journal of Medicine 352, No. 24 (2005): 2515.

Anthony C. Kouzis and William W. Eaton, “Psychopathology and the Initiation of Disability Payments,” Psychiatric Services 51, No. 7 (2000): 908.

Christopher Lasch, Haven in a Heartless World: The Family Besieged (New York: Basic Books, 1977).

Martin Marciniak et al., “Medical and Productivity Costs of Anxiety Disorders: Case Control Study,” Depression and Anxiety, 19, No.2 (2004): 112.

Thomas H. Ollendick, Neville J. King, and Peter Muris, “Fears and Phobias in Children: Phenomenology, Epidemiology and Aetiology,” Child and Adolescent Mental Health 7 (2002): 98.

David Shaffer et al., “Psychiatric Diagnosis in Child and Adolescent Suicide,” Archives of General Psychiatry 53 (1996): 339–348.

Jean M. Twenge, “The Age of Anxiety? The Birth Cohort Change in Anxiety and Neuroticism, 1952–1993,” Journal of Personality and Social Psychology, 79, No. 6 (2000): 1007.

Jean M. Twenge, Liqing Zhang, and Charles Im, “It’s Beyond my Control: A Cross-Temporal Meta-Analysis of Increasing Externality in Locus of Control, 1960–2002,” Personality and Social Psychology Review, 8, No. 3 (2004): 308.

Jean M. Twenge, Brittany Gentile, C. Nathan DeWall, Debbie Ma, Katharine Lacefield, David R. Schurtz, Increases in psychopathology among young Americans, 1938–2007: A cross-temporal meta-analysis of the MMPI Unpublished paper, San Diego State University, 2008 US Census data.


 

Глава 2

Simon Baron-Cohen, Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind (Cambridge, MA: MIT Press, 1995).

Simon Baron-Cohen et al., “Recognition of Mental State Terms: Clinical Findings in Children with Autism and a Functional Neuroimaging Study of Normal Adults,” British Journal of Psychiatry 165 (1994): 640–649.

Peter Carruthers and Andrew Chamberlain, eds., Evolution and the Human Mind: Modularity, Language and Meta-Cognition (New York: Cambridge University Press, 2000).

Tim F. Chapman, “The Epidemiology of Fears and Phobias,” in Phobias: A Handbook of Theory, Research and Treatment, ed. Graham C.L. Davey (New York: Wiley, 1997), 415–434.

David A. Clark, Cognitive-Behavioral Therapy for OCD (New York: Guilford, 2003).

David A. Clark, Intrusive Thoughts in Clinical Disorders: Theory, Research, and Treatment (New York: Guilford, 2005).

David M. Clark, “Anxiety Disorders: Why they Persist and How to Treat them,” Behaviour Research and Therapy 37 (1999): S5.

William R. Clark and Michael Grunstein, Are We Hard-Wired? The Role of Genes in Human Behavior (New York: Oxford University Press, 2000).

Charles Darwin, The Expression of the Emotions in Man and Animals (Chicago: University of Chicago Press, 1872/1965).

Irenaus Eibl-Eibesfeldt, Human Ethology: Foundations of Human Behavior (Hawthorne, New York: Aldine de Gruyter, 1989).

John H. Flavell and Eleanor R. Flavell, “Development of Children’s Intuitions about Thought-Action Relations,” Journal of Cognition and Development 5, No. 4 (2004): 451.

Eleanor J. Gibson and Richard D. Walk, “The Visual Cliff,” Scientific American 202 (1960): 64.

Paul Gilbert, “The Evolved Basis and Adaptive Functions of Cognitive Distortions,” British Journal of Medical Psychology 71 (1998): 447.

Jeffrey A. Gray, The Neuropsychology of Anxiety: An Enquiry into the Functions of the Septo-Hippocampal System (Oxford: Clarendon, 1982).

Jeffrey A. Gray, The Psychology of Fear and Stress (2nd ed.) (New York: McGraw-Hill, 1987).

John M. Hettema, et al., “A Twin Study of the Genetics of Fear Conditioning,” Archives of General Psychiatry 60 (2003): 702.

Joseph E. LeDoux, The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life (New York: Simon and Schuster, 1996).

William Manchester, World Lit Only by Fire. The Medieval Mind and the Renaissance: Portrait of an Age (Boston: Back Bay Books, 1993).

Isaac M. Marks, Fears, Phobias and Rituals: Panic, Anxiety, and their Disorders (New York: Oxford University Press, 1987).

Ross G. Menzies and Lisa Parker, “The Origins of Height Fear: An Evaluation of Neoconditioning Explanations,” Behaviour Research and Therapy 39 (2001): 185.

Harald Merckelbach and Peter J. de Jong, “). Evolutionary Models of Phobias,” in Phobias: A Handbook of Theory, Research and Treatment, ed. Graham C.L. Davey (New York: Wiley, 1997), 323–347.

Arne Ohman and Susan Mineka, “Fears, Phobias, and Preparedness: Toward an Evolved Module of Fear and Fear Learning,” Psychological Review 108 (2001): 483.

Josef Perner, Understanding the Representational Mind (Cambridge, MA: MIT Press, 1991).

Steven Pinker, The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature (New York: Viking, 2002).

Richie Poulton and Ross G. Menzies, “Non-Associative Fear Acquisition: A Review of the Evidence from Retrospective and Longitudinal Research,” Behaviour Research and Therapy 40 (2002): 127.

Richie Poulton and Ross G. Menzies, “Fears Born and Bred: Toward a More Inclusive Theory of Fear Acquisition,” Behaviour Research and Therapy 40 (2002): 197.

Jennifer J. Quinn and Michael S. Fanselow, “Defenses and Memories: Functional Neural Circuitry of Fear and Conditioning Responses,” in Fear and Learning: From Basic Processes to Clinical Implications, eds. Michelle G. Craske, Dirk Hermans, and Debora Vansteenwegen (Washington, DC: American Psychological Association Press, 2006), 55–74.

Paul Rozin and James W. Kalat, “Specific Hugers and Poison Avoidance as Adaptive Specializations of Learning,” Psychological Review 78 (1971): 459.

Martin E.P. Seligman, “Phobias and Preparedness,” Behavior Therapy 2 (1971): 307; Martin E.P. Seligman and Joanne L. Hager, Eds., Biological Boundaries of Learning (New York: Appleton-Century-Crofts, 1972).

John Tooby and Leda Cosmides, “Psychological Foundations of Culture,” in The Adapted Mind: Evolutionary Psychology and the Generation of Culture, ed. Jerome H. Barkow, Leda Cosmides, John Tooby (New York: Oxford University Press, 1992), 19–136.

Adrian Wells, “A Cognitive Model of GAD: Metacognitions and Pathological Worry,” in Generalized Anxiety Disorder: Advances in Research and Practice, ed. Richard G. Heimberg, Cynthia L. Turk, and Douglas S. Mennin (New York: Guilford, 2004), 164–186.

Edward O. Wilson, Sociobiology: The New Synthesis (Cambridge: Belknap Press, 1975).


 

Глава 3

Aaron T. Beck, Gary Emery, and Ruth L. Greenberg, Anxiety Disorders and Phobias: A Cognitive Perspective (New York: Basic Books, 1985).

David M. Clark, “Anxiety Disorders: Why They Persist and How to Treat Them,” Behaviour Research and Therapy 37 (1999): S5.

Christopher G. Fairburn, Zafra Cooper and Roz Shafran, “Cognitive Behaviour Therapy for Eating Disorders: A “Transdiagnostic” Theory and Treatment,” Behavior Research and Therapy 41, No. 5 (2003): 509.

Allison Harvey, Edward Watkins, Warren Mansell, and Roz Shafran, Cognitive Behavioural Processes across Psychological Disorders: A Transdiagnostic Approach to Research and Treatment (New York: Oxford University Press, 2004).

Naomi Koerner and Michel J. Dugas, “A Cognitive Model of Generalized Anxiety Disorder: The Role of Intolerance of Uncertainty,” in Worry and its Psychological Disorders: Theory, Assessment and Treatment, ed. Graham C.L. Davey, and Adrian Wells (Hoboken, NJ: Wiley, 2006), 201–216.

Isaac M. Marks, Fears, Phobias and Rituals: Panic, Anxiety, and their Disorders (New York: Oxford University Press, 1987).

Christine Purdon, Karen Rowa, and Martin M. Antony, “Thought Suppression and its Effects on Thought Frequency, Appraisal and Mood State in Individuals with Obsessive-Compulsive Disorder,” Behaviour Research and Therapy 43, No. 1 (2005): 93.

John H. Riskind, “Looming Vulnerability to Threat: A Cognitive Paradigm for Anxiety,” Behaviour Research & Therapy 35, No. 8 (1997): 685.

Paul Salkovskis et al., “An Experimental Investigation of the Role of Safety-Seeking Behaviours in the Maintenance of Panic Disorder with Agoraphobia,” Behaviour Research and Therapy 37 (1999): 559.

Adrian Wells, “Anxiety Disorders, Metacognition and Change,” in Roadblocks in Cognitive Behavioral Therapy, ed. Robert L. Leahy (New York: Springer, 2003), 69–90.

Adrian Wells, Cognitive therapy of Anxiety Disorders: A Practice Manual and Conceptual Guide (New York: Wiley, 1997).


 

Глава 4

American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th-TR ed. (Washington, DC: Author, 2000).

Albert Bandura, Dorothea Ross, and Sheila Ross, “Imitation of Film-Mediated Aggressive Models,” Journal of Abnormal & Social Psychology 66, No.1 (1963): 3.

Peter A. Di Nardo, “Etiology and Maintenance of Dog Fears,” Behaviour Research and Therapy 26, No. 3 (1988): 241.

Elevator and Escalator Safety Foundation, “History of Elevator Safety,” Elevator and Escalator Safety Foundation, http://www.eesf.org/safetrid/elevhist.htm.

Mats Fredrikson et al., “Gender and Age Differences in the Prevalence of Fears and Specific Phobias,” Behaviour Research and Therapy 26 (1996): 241.

John Garcia, Kenneth W. Rusiniak, and Linda P. Brett, “Conditioning Food-Illness Aversions in Wild Animals,” in Operant Pavlovian Interactions, eds. Hank Davis & Harry M.B. Hurwitz (New York: Wiley, 1977).

Jeffrey A. Gray, The Neuropsychology of Anxiety: An Enquiry into the Functions of the Septo-Hippocampal System (New York: Clarendon Press/Oxford University Press, 1982).

Jeffrey A. Gray, The Psychology of Fear and Stress, 2nd ed. (New York: McGraw-Hill, 1987).

Jerome Kagan, “Temperamental Contributions to Social Behavior,” American Psychologist 44, No. 4 (1989): 668.

Kenneth S. Kendler et al., “The Genetic Epidemiology of Irrational Fears and Phobias in Men,” Archives of General Psychiatry 58, No. 3 (2001): 257.

Ross G. Menzies and J. Christopher Clarke, “The Etiology of Childhood Water Phobia,” Behaviour Research & Therapy 31, No.5 (1993): 499.

O. H. Mowrer, “A Stimulus-Response Analysis of Anxiety and its Role as a Reinforcing Agent,” Psychological Review 46, № 6 (1939): 553.

New York City Department of Buildings. “Elevator Safety,” New York City Government, http://www.nyc.gov/html/dob/html/news/elevator_safety.shtml.

Lars-Göran öst, “Rapid Treatment of Specific Phobia,” in Phobias: A Handbook of Theory, Research and Treatment, ed. Graham C.L. Davey (Hoboken, NJ: Wiley, 1997), 227–246.

David Ropeik, and George Gray, Risk: A Practical Guide for Deciding What’s Really Safe and What’s Really Dangerous in the World Around You, Appendix 1 (Houghton-Mifflin: Boston, 2002).

Martin E. Seligman, “Phobias and Preparedness,” Behavior Therapy 2, No. 3 (1971): 307.

Murray Stein, Kerry Jang, and John W. Livesley, “Heritability of Social Anxiety-Related Concerns and Personality Characteristics: A Twin Study,” Journal of Nervous and Mental Diseases 190, No. 4 (2002): 219.

Andrew J. Tomarken, Susan Mineka, and Michael Cook, “Fear-Relevant Selective Associations and Covariation Bias,” Journal of Abnormal Psychology 98, No. 4 (1989): 381.


 

Глава 5

Michael E. Addis et al., “Effectiveness of Cognitive-Behavioral Treatment for Panic Disorder versus Treatment as Usual in a Managed Care Setting: 2-Year Follow-Up,” Journal of Consulting and Clinical Psychology 74, No. 2 (2006): 377.

American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th-TR ed. (Washington, DC: Author, 2000).

Roger Baker et al., “Emotional Processing and Panic,” Behaviour Research and Therapy 42, No. 11 (2004): 1271.

David H. Barlow, Anxiety and its Disorders: The Nature and Treatment of Anxiety and Panic (New York: Guilford, 1988).

Sabine Kroeze et al., “Automatic Negative Evaluation of Suffocation Sensations in Individuals with Suffocation Fear,” Journal of Abnormal Psychology 114, No. 3, 466.

Jill T. Levitt et al., “The Effects of Acceptance versus Suppression of Emotion on Subjective and Psychophysiological Response to Carbon Dioxide Challenge in Patients with Panic Disorder,” Behavior Therapy 35, No. 4 (2004): 747.

Seung-Lark Lim and Ji-Hae Kim, “Cognitive Processing of Emotional Information in Depression, Panic, and Somatoform Disorder,” Journal of Abnormal Psychology 114, No. 1 (2005): 50.

Richard J. McNally, Panic Disorder: A Critical Analysis (Guilford: New York, 1994).

Norman B. Schmidt et al., “Does Coping Predict CO-Sub-2-Induced Panic in Patients with Panic Disorder?” Behaviour Research and Therapy 43, No. 10 (2005): 1311.

Jasper A.J. Smits et al., “Mechanism of Change in Cognitive-Behavioral Treatment of Panic Disorder: Evidence for the Fear of Fear Mediational Hypothesis,” Journal of Consulting and Clinical Psychology 72, No. 4 (2004): 646.

Myrna M. Weissman et al., “Panic Disorder and Cardiovascular/Cerebrovascular Problems: Results from a Community Survey,” American Journal of Psychiatry 147, No. 11 (1990): 1504.

Joan Welkowitz, “Panic and Comorbid Anxiety Symptoms in a National Anxiety Screening Sample: Implications for Clinical Interventions,” Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training 41, No. 1 (2004): 69.


 

Глава 6

Jose A. Amat et al., “Increased Number of Subcortical Hyperintensities on MRI in Children and Adolescents with Tourette’s Syndrome, Obsessive-Compulsive Disorder, and Attention Deficit Hyperactivity Disorder,” American Journal of Psychiatry 163, No. 6 (2006): 1106.

American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th-TR ed. (Washington, DC: Author, 2000).

Nader Amir, Laurie Cashman, and Edna B. Foa, “Strategies of Thought Control in Obsessive-Compulsive Disorder,” Behaviour Research & Therapy 35, No. 8 (1997): 775.

Fernando R. Asbahr et al., “Obsessive-Compulsive Symptoms among Patients with Sydenham Chorea,” Biological Psychiatry 57, No. 9 (2005): 1073.

Susan G. Ball, Lee Baer and Michael W. Otto, “Symptom Subtypes of Obsessive-Compulsive Disorder in Behavioral Treatment Studies: A Quantitative Review,” Behaviour Research & Therapy 34 (1996): 47; Robert L. Leahy and Stephen J. Holland, Treatment Plans and Interventions for Depression and Anxiety Disorders (New York: Guilford, 1996).

David A. Clark, “Unwanted Mental Intrusions in Clinical Disorders: An Introduction,” Journal of Cognitive Psychotherapy 16, No. 2 (2002): 123.

Diana L. Feygin, James E. Swain, and James F. Leckman, “The Normalcy of Neurosis: Evolutionary Origins of Obsessive-Compulsive Disorder and Related Behaviors,” Progress in Neuro-Psychopharmacology & Biological Psychiatry 30, No. 5 (2006): 854.

R. J. Hodgson and S.J. Rachman, “Obsessional-Compulsive Complaints,” Behaviour Research and Therapy 15 (1977): 389.

Robert L. Leahy, “On My Mind,” The Behavior Therapist 30 (2007): 44–45.

Robert L. Leahy and Stephen J. Holland, Treatment Plans and Interventions for Depression and Anxiety Disorders (New York: Guilford, 2000).

James T. McCracken and Gregory L. Hanna, “Elevated Thyroid Indices in Children and Adolescents with Obsessive-Compulsive Disorder: Effects of Clomipramine Treatment,” Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology 15, No. 4 (2005): 581.

Obsessive Compulsive Cognitions Working Group, “Cognitive Assessment of Obsessive-Compulsive Disorder,” Behaviour Research & Therapy 35, No. 7 (1997): 667.

Christine Purdon, “Thought Suppression and Psychopathology,” Behaviour Research and Therapy 37 (1999): 1029.

Christine Purdon and David A. Clark, “Obsessive Intrusive Thoughts in Nonclinical Subjects: II. Cognitive Appraisal, Emotional Response and Thought Control Strategies,” Behaviour Research and Therapy 32 (1994): 403.

Stanley Rachman, “Obsessions, Responsibility and Guilt,” Behaviour Research and Therapy 31 (1993): 149.

Stanley Rachman, “A Cognitive Theory of Obsessions,” Behaviour Research and Therapy 35 (1997): 793.

Stanley Rachman, The Treatment of Obsessions (New York: Oxford University Press, 2003).

Stanley Rachman and Padmal de Silva, “Abnormal and Normal Obsessions,” Behaviour Research & Therapy 16, No. 4 (1978): 233.

Paul M. Salkovskis and Joan Kirk, “Obsessive-Compulsive Disorder,” in Science and Practice of Cognitive Behaviour Therapy, eds. David M. Clark & Christopher G. Fairburn (New York: Oxford University Press, 1997) 179–208.

Paul Salkovskis et al., “Multiple Pathways to Inflated Responsibility Beliefs in Obsessional Problems: Possible Origins and Implications for Therapy and Research,” Behaviour Research and Therapy 37, No. 11 (1999): 1055.

Gail S. Steketee, Treatment of Obsessive Compulsive Disorder (New York: Guilford Press, 1993).

Steven Taylor, “Cognition in Obsessive Compulsive Disorder: An Overview,” in Cognitive Approaches to Obsessions and Compulsions: Theory, Assessment and Treatment, eds. Randy O. Frost and Gail Steketee (New York: Pergamon, 2002), 1–14.

Daniel M. Wegner and Sophia Zanakos, “Chronic Thought Suppression,” Journal of Personality 62 (1994): 615.

Myrna M. Weissman et al., “The Cross National Epidemiology of Obsessive Compulsive Disorder: The Cross National Collaborative Group,” Journal of Clinical Psychiatry 55, No. 3, Suppl. (1994): 5.

Adrian Wells, Emotional Disorders and Metacognition: Innovative Cognitive Therapy (New York: Wiley).

K. Elaine Williams, Dianne L. Chambless, and Anthony Ahrens, “Are Emotions Frightening? An Extension of the Fear of Fear Construct,” Behaviour Research & Therapy 35, No. 3 (1997): 239.


 

Глава 7

American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th-TR ed. (Washington, DC: Author, 2000).

James E. Barrett, et al. “The Prevalence of Psychiatric Disorders in a Primary Care Practice,” Archives of General Psychiatry 45, No. 12 (1988): 1100.

Robin M. Carter et al., “One-Year Prevalence of Subthreshold and Threshold DSM-IV Generalized Anxiety Disorder in a Nationally Representative Sample,” Depression and Anxiety 13, No. 2 (2001): 78.

John M. Hettema, Michael C. Neale, and Kenneth S. Kendler, “A Review and Meta-Analysis of the Genetic Epidemiology of Anxiety Disorders,” American Journal of Psychiatry 158 (2001): 1568.

Kenneth S. Kendler and Carol A. Prescott, Genes, Environment, and Psychopathology: Understanding the Causes of Psychiatric and Substance Use Disorders (New York: Guilford, 2006).

Barbara L. Kennedy and John J. Schwab, “Utilization of Medical Specialists by Anxiety Disorder Patients,” Psychosomatics 38, No. 2 (1997): 109.

Robert L. Leahy, “An Investment Model of Depressive Resistance,” Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly 11 (1997): 3.

Robert L. Leahy and Stephen J. Holland, Treatment Plans and Interventions for Depression and Anxiety Disorders (New York: Guilford, 2000).

See Table 11-2 in S. Molina and T.D. Borkovec, “The Penn State Worry Questionnaire: Psychometric Properties and Associated Characteristics,” in Worrying: Perspectives on Theory Assessment and Treatment, eds. Graham C.L. Davey and Frank Tallis (Chichester, England: Wiley, 1994), 265–283.

Adrian Wells, “Meta-Cognition and Worry: A Cognitive Model of Generalized Anxiety Disorder,” Behavioural and Cognitive Psychotherapy 23 (1995) 301.

Adrian Wells and Gerald Matthews, “Modelling Cognition in Emotional Disorder: The S-REF model,” Behaviour Research and Therapy 34, No.11–12 (1996): 881.

Kimberly A. Yonkers et al., “Phenomenology and Course of Generalised Anxiety Disorder,” British Journal of Psychiatry 168 (1996): 308.


 

Глава 8

American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th-TR ed. (Washington, DC: Author, 2000).

Susan M. Bцgels and Warren Mansell, “Attention Processes in the Maintenance and Treatment of Social Phobia: Hypervigilance, Avoidance and Self-Focused Attention,” Clinical Psychology Review 24 No. 7 (2004): 827.

Monroe A. Bruch and Jonathan M. Cheek, “Developmental Factors in Childhood and Adolescent Shyness,” in Social Phobia: Diagnosis, Assessment, and Treatment, ed. Richard G. Heimberg (New York: Guilford, 1995), 163–184.

Monroe A. Bruch and Richard G. Heimberg, “Differences in Perceptions of Parental and Personal Characteristics between Generalized and Nongeneralized Social Phobics,” Journal of Anxiety Disorders 8, No. 2 (1994): 155.

Gillian Butler et al., “Exposure and Anxiety Management in the Treatment of Social Phobia,” Journal of Consulting & Clinical Psychology 52, No. 4 (1984): 642.

Charles S. Carver and Michael F. Scheier, Attention and Self-Regulation: A Control Theory Approach to Human Behavior (New York: Springer, 1981).

David M. Clark and Adrian Wells, “A Cognitive Model of Social Phobia,” in Social Phobia: Diagnosis, Assessment, and Treatment, eds. Richard G. Heimberg et al. (New York: Guilford, 1995), 69–93.

Irenaus Eibl-Eibesfeldt, Love and Hate: The Natural History of Behavior Patterns (New York: Henry Holt & Company, 1972).

Erin A. Heerey and Ann M. Kring, “Interpersonal Consequences of Social Anxiety,” Journal of Abnormal Psychology 116, No. 1 (2007): 125.

Craig S. Holt et al., “Situational Domains of Social Phobia,” Journal of Anxiety Disorders 6, No. 1 (1992): 63.

Debra A. Hope et al., “Thought Listing in the Natural Environment: Valence and Focus of Listed Thoughts among Socially Anxious and Nonanxious Subjects” (Poster presented at the annual meeting of the Association for Advancement of Behavior Therapy, Boston, 1987).

Jerome Kagan, Nancy Snidman, and Doreen Arcus, “On the Temperamental Categories of Inhibited and Uninhibited Children,” in Social Withdrawal, Inhibition, and Shyness in Childhood, eds. Kenneth H. Rubin and Jens B. Asendorpf (Mahwah, NJ: Erlbaum, 1993), 19–28.

Kenneth S. Kendler and Carol A. Prescott, Genes, Environment, and Psychopathology: Understanding the Causes of Psychiatric and Substance Use Disorders (New York: Guilford, 2006).

Ronald C. Kessler et al., “Lifetime and 12-month prevalence of DSMIII-R Psychiatric Disorders in the United States. Results from the National Comorbidity Survey,” Archives of General Psychiatry 51, No. 1 (1994): 8.

Hi-Young Kim, Lars-Gunnar Lundh, and Allison Harvey, “The Enhancement of Video Feedback by Cognitive Preparation in the Treatment of Social Anxiety: A Single-Session Experiment,” Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 33, No. 1 (2002): 19.

Michael R. Liebowitz, “Social Phobia,” Modern Problems in Pharmacopsychiatry 22 (1987): 141. Reproduced with permission of S. Karger AG, Basel.

Rosemary S.L. Mills and Kenneth H. Rubin, “Socialization Factors in the Development of Social Withdrawal,” in Social Withdrawal, Inhibition, and Shyness in Childhood, eds. Kenneth H. Rubin and Jens B. Asendorpf (Mahwah, NJ: Erlbaum, 1993), 117–148.

Lynne Murray et al., “The Effects of Maternal Social Phobia on Mother-Infant Interactions and Infant Social Responsiveness,” Journal of Child Psychology and Psychiatry 48, No. 1 (2007): 45.

Robert Plomin and Denise Daniels, “Genetics and Shyness,” in Shyness: Perspectives on Research and Treatment, eds. Warren H Jones, Jonathan M Cheek, and Stephen R Briggs (New York: Plenum, 1986), 63–80.

Franklin R. Schneier et al., “Social Phobia: Comorbidity and Morbidity in an Epidemiologic Sample,” Archives of General Psychiatry 49, No. 4 (1992): 282.

Jane M. Spurr and Lusia Stopa, “Self-Focused Attention in Social Phobia and Social Anxiety,” Clinical Psychology Review 22, No. 7 (2002): 947.


 

Глава 9

American Psychiatric Association, Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th-TR ed. (Washington, DC: Author, 2000).

Edward B. Blanchard et al., “Psychometric Properties of the PTSD Checklist (PCL),” Behaviour Research and Therapy 34, No. 8 (1996): 669.

Rebekah Bradley et al., “A Multidimensional Meta-Analysis of Psychotherapy for PTSD,” American Journal of Psychiatry 162 (2005): 214.

Naomi Breslau et al., “Traumatic Events and Posttraumatic Stress Disorder in an Urban Population of Young Adults,” Archives of General Psychiatry 48, No. 3 (1991): 216.

Timothy D. Brewerton, “Eating Disorders, Trauma, and Comorbidity: Focus on PTSD,” Eating Disorders: The Journal of Treatment & Prevention 15, No. 4 (2007): 285.

Chris R. Brewin and Emily A. Holmes, “Psychological Theories of Posttraumatic Stress Disorder,” Clinical Psychology Review 23, No. 3 (2003): 339.

Anke Ehlers and David M. Clark, “A Cognitive Model of Posttraumatic Stress Disorder,” Behaviour Research and Therapy 38 (2000): 319.

Anke Ehlers et al., “Predicting Response to Exposure Treatment in PTSD: The Role of Mental Defeat and Alienation,” Journal of Traumatic Stress 11, No. 3 (1998): 457.

Edna B. Foa and Michael J. Kozak, “Emotional Processing of Fear: Exposure to Corrective Information,” Psychological Bulletin 99 (1986): 20.

Nick Grey, Emily Holmes, and Chris R. Brewin, “Peritraumatic Emotional “Hot Spots” in Memory,” Behavioural and Cognitive Psychotherapy 29 (2001): 367.

R. Janoff-Bultmann, Shattered Assumptions: Toward a new psychology of trauma. (New York: Free Press, 1992).

B. Kathleen Jordan et al., “Problems in Families of Male


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.262 с.