Тема 2. Понятие и сущность государства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 2. Понятие и сущность государства

2019-08-26 1481
Тема 2. Понятие и сущность государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов 2018_ФГиСН

 

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

  Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте общественную власть и социальные нормы до образования государства.

2. Расскажите об основных учениях происхождения государства и права. В чем причины плюрализма в подходах к этому вопросу?

3. Дайте определение государства и  раскройте его основные признаки.

4. Что такое форма государства?

5. Раскройте  признаки права.

 6. Назовите признаки правового государства.

7. Как соотносятся законность и правопорядок?

 

Практические задания

1. Включите в словарь и запомните следующие понятия: общество,  род, социальное регулирование, первобытное общество, этногенез, этнос, цивилизация, государство.

 2. Схематически представьте структуру управления родом.

3. Представьте в виде таблицы сравнительную характеристику различных теорий происхождения государства и права.

 4. Проанализируйте и сравните «патриархальную» и «психологическую» модели возникновения государства.

 

Темы для докладов (рефератов)

1. Первобытное общество: характеристика экономики, власти, социальных норм.

2. Понятие и структура современного общества.

3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства.

4. Возникновение государства на территории Европы.

 

Тесты для проверки знаний

1. Как определяется обычай, признаваемый или допускаемый государством?

а) нормативный правовой акт;

 б) нормативный договор;

в) правовой обычай;

г) судебный прецедент.

 

2. Нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой это:

 а) нормативный договор;

б) правовой обычай;

в) судебный прецедент;

г) закон.

  3. Из каких частей состоит структура правовой нормы?

 а) объект, предмет, метод;

 б) форма и содержание;

в) гипотеза, диспозиция, санкция;

г) актуальность, новизна, цель.

4.Выберите определение, соответствующее понятию «правосубъектность»:

 а) это потенциальная возможность лица иметь субъективные права и обязанности;

б) это фактическая способность лица своими осознанными, волевыми действиями реализовывать субъективные права и обязанности;

в) это предусмотренная законом способность лица осознавать правомерность или неправомерность своих деяний и нести за них юридическую ответственность;

 г) это юридически закрепленная возможность иметь права и обязанности, самостоятельно реализовывать их в рамках ответственности за свои поступки.

5. Согласно теологической теории происхождения государства:

 а) государство сотворено Богом;

б) государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, а государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти;

в) государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

 

6. Согласно патриархальной теории происхождения государства:

а) государство сотворено Богом;

б) государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, а государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти;

в) государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.

 

7. Согласно марксистской теории происхождения права:

а) существуют основные естественные права, жизненно необходимые человеку и неотчуждаемые от него, присущие ему от рождения. Эти правомочия составляют естественное право;

 б) право появляется самопроизвольно в процессе развития народного духа, оно — органическое выражение духов- ной общности конкретного народа, объективный резуль- тат исторического развития;

 в) появление права связано с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственности и государства.

 

8. Содержание принципа правового государства определяется:

а) строгим подчинением государства закону;

б) ограничением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления только законами;

 в) приоритетом норм национального законодательства над нормами международного права.

9. Полная дееспособность предполагает, что индивид может самостоятельно осуществлять основные права и обязанности, защищать их всеми не запрещенными законом средствами, нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. С какого возраста возникает полная дееспособность индивида?

а) 14 лет;

б) 16 лет;

в) 18 лет;

г) 45 лет.

10. О каком факторе, инициирующем возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений идет речь: «Намеренно созданное, заведомо не 7 соответствующее действительности положение, которому законодатель придает юридическое значение»?

а) юридический факт;

б) юридическая презумпция;

в) юридическая фикция;

 г) эмпирический факт.

11. О каком принципе юридической ответственности идет речь: «Наказание и иные меры правового характера, применяемые к лицу, совершившему правонарушение, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства»?

a) принцип законности;

б) принцип вины;

в) принцип справедливости;

г) принцип гуманизма.

 

12. Какие из перечисленных функций относятся к внутренним функциям государства в современных условиях?

а) экономическая, социальная, экологическая, защиты прав человека и обеспечения законности и правопорядка;

б) функция интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и поддержки иностранных инвестиций;

в) функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности;

г) функция обороны страны.

 

13. Формой политического режима для правового государства является:

а) авторитаризм;

б) демократия;

в) монархия; г) олигархия.

 

1 4. Для какой формы правления характерно соединение полномочий главы правительства и главы государства. Представительный орган – парламент обладает законодательной властью, но не формирует правительство, в руках которого находится исполнительная власть.

а) парламентская республика;

б) монархия;

 в) президентская республика;

г) сословно-представительная монархия.

15. Какой признак государства характеризуется как: «Верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении»?

а) территория;

б) государственные символы;

в) суверенитет;

г) право.

 

Литература

 – Право: учебник для бакалавров /под ред. И. Б. Гоптаревой, А. И. Плотникова. Оренбург: ОГУ, 2016. 774 с.

 Ежов, Ю. А. Правоведение в схемах и определениях: учеб. пособие / Ю.А. Ежов. М.: Дашков и К, 2015.— 448 с.

  Правоведение / под общ. ред. В.А. Козбаненко. М.: Дашков и Ко, 2016. 1071 с.

 

Вопросы для обсуждения

 1. Что такое государство? В чем его сущность и назначение?

2. Назовите основные признаки, присущие современному государству.

3. Что такое государственный суверенитет?

4. Дайте определение функциям государства. Охарактеризуйте внутренние и внешние функции государства. В чем заключается отличие правовых от неправовых форм осуществления функций государства?

5. Дайте определение государственной власти, раскройте ее основные черты. Каково соотношение государственной и публичной власти? Приведите примеры соотношения государственной власти и государства.

6. Назовите методы осуществления государственной власти.

 7. Что такое механизм государства и государственный аппарат? Каковы их признаки? Расскажите об их структуре.

8. Что такое государственный орган? Какие виды государственных органов существуют?

 9. Охарактеризуйте систему органов государственной власти в Российской Федерации. Расскажите о системе сдержек и противовесов в деятельности органов государственной власти в РФ.

10. Как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

 11. Что такое форма государства? Каковы ее элементы? Дайте их определение. Проанализируйте современный взгляд на проблему типологии государств. Рассмотрите факторы, повлиявшие на форму российского государства.

 12. Назовите виды форм государственного правления. Чем монархия отличается от республики? Какие виды республики существуют?

13. Назовите виды форм государственного устройства. Чем отличаются друг от друга унитарное государство, федерация и конфедерация?

14. Назовите признаки и виды политического (государственного) режима. Чем демократический режим отличается от антидемократического? Расскажите о формах демократии. Назовите виды антидемократических режимов, дайте их определение.

15. Каково государственное устройство Российской Федерации?

16. Дайте характеристику существующих подходов к понятию «политика». Как вы понимаете данный термин?

17. Дайте определение политической системы общества. Какие компоненты входят в политическую систему общества? Каковы виды политических систем? Охарактеризуйте их. Почему именно государство является ядром политической системы общества? Каково, на ваш взгляд, влияние государства на другие элементы политической системы?

18. Назовите основные виды общественных объединений и партий. В чем заключается влияние партий и общественных объединений на государство?

 

Задачи

1. При обсуждении вопроса о том, что такое государство, между X и Y возникла дискуссия. По мнению X, государство — это географическое образование, а по мнению Y, — это организация политической власти. Разрешите спор.

2. Студент Х, определяя признаки государства, назвал среди прочих публичную власть, правящую партию, территорию. Студент Y сказал, что к таковым признакам относятся налоги, население, право. Какие признаки государства вам известны?

3. В политической системе общества государство занимает центральное ведущее положение, так как оно:

а) является единым носителем суверенитета;

б) обладает монополией на правотворчество; (продолжите)

 в) ………

 г) ………

 д) ………

е) ………

 

Практические задания

1. Выпишите в словарь и выделите главные признаки следующих понятий:

  государство, суверенитет, территория, политическая система общества, политическая партия, публичная власть, народный суверенитет, национальный суверенитет, политический режим, федерация, конфедерация, республика, монархия, авторитаризм, демократия, тоталитаризм  

2. Составьте таблицу разных определений государства, включив в нее фамилию ученого и определение понятия.

 

3. На основе анализа Конституции РФ составьте 2 схемы:

1) «Принципы российского государства — РФ»;

2)  «Система разделения властей» (с характеристикой каждой ветви власти).

 

4. На основе анализа Конституции РФ выпишите внутренние и внешние функции РФ:

 

5. Определите основные признаки государства, обозначьте его отличие от любых негосударственных организаций и от других частей социально-политической системы.

 

6. Соотнесите понятия «политическая система общества» и «политическая организация общества».

7. Дайте определения понятиям «политическая партия» и «общественная организация», охарактеризуйте их элементы.

8. Проанализируйте программы политических партий относительно их влияния на политическую ситуацию в стране.

 

Темы для докладов (рефератов)

1. Правовой статус Президента РФ.

2. Система законодательной власти в РФ.

3. Система исполнительной власти в РФ.

4. Судебная система РФ.

5. Система органов власти субъектов РФ (на примере любого субъекта РФ)

6. Институт Уполномоченных по правам человека в РФ

 

Тесты для проверки знаний

1. К внешним функциям государства относится: а) экономическая; б) социальная; в) взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

 

2. К внутренним функциям государства относится: а) сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности; б) социальная; в) поддержание мирового правопорядка.

 

3. Государства по территориальному устройству делятся на: а) унитарные и федеративные; б) республиканские и монархические; в) демократические и авторитарные.

 

4. Федерация — это: а) форма административно-территориального деления частей государства; б) форма политического режима, не допускающего самостоятельности частей государства; в) форма территориального устройства, большинство частей которого не имеют самостоятельности.

 

5. К признакам конфедерации относится следующий: а) субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет; б) субъекты конфедерации на время достижения цели теря- ют свой суверенитет; в) субъекты конфедерации не имеют своих органов власти.

 

6. Принцип разделения властей проявляется в:  а) разделении государственной власти на три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную); б) самостоятельности любого органа государства в реализации своих полномочий; в) разграничении предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

  7. Президент Российской Федерации по Конституции РФ является: а) главой исполнительной власти; б) главой государства; в) высшим должностным лицом Российской Федерации.

 

8. Федеральное Собрание РФ имеет двухпалатную структуру, т. к. это обусловлено: а) российскими историческими традициями; б) федеративной формой государственного устройства РФ; в) особенностями законодательного процесса.

 

9. Правительство Российской Федерации является: а) коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ; б) органом власти, обеспечивающим единство исполнительной власти в РФ; в) органом государственной власти, координирующим деятельность других ветвей власти.

 

Литература

– Право: учебник для бакалавров /под ред. И. Б. Гоптаревой, А. И. Плотникова. Оренбург: ОГУ, 2016. 774 с.

– Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www. pravo.gov.ru.— Загл. с экрана.

– Сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www.vsrf.ru.— Загл. с экрана.

– Сайт Государственной Думы ФС РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www.duma.gov.ru.— Загл. с экрана.

– Сайт Конституционного суда РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. — Режим доступа: www.ksrf.ru. — Загл. с экрана.

– Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www.government. ru.— Загл. с экрана.

– Сайт Президента РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www.kremlin.ru.— Загл. с экрана.

– Сайт Совета Федерации ФС РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www.council.gov.ru.— Загл. с экрана.

– Сайт федеральных арбитражных судов РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: www.arbitr.ru.— Загл. с экрана.

 

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные теории права (естественно-правовую, историческую, марксистскую, нормативистскую, психологическую, социологическую).

2. Дайте определение понятию права. Что представляет собой право в объективном и субъективном смысле?

3. Назовите признаки права. Дайте разъяснение следующих  понятий: нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права.

4. Что включает в себя право как государственный регулятор общественных отношений?

5. Охарактеризуйте принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

6. Назовите функции права. В чем его ценность?

7. Назовите основные типы правовых систем современности.

8. Расскажите о делении права на частное и публичное.

9. Расскажите о различных элементах в системе права: отрасли,

подотрасли, институты, субинсититуты, нормы права.

10. Назовите виды отраслей права. В чем особенность каждой отрасли права?

11. Какие классификации отраслей права вы знаете?

Задачи

1. Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости».

 Объясните, как вы понимаете это выражение. Какие требования к правовым нормам оно содержит?

2. Т. Гоббс указывал, что право является продуктом воли тех, у кого в руках сосредоточена верховная власть над другими. Является ли верным, на ваш взгляд, это утверждение? Необходимо обосновать свой ответ конкретными примерами из истории.

 

Практические задания

1. Составьте схему «Система права».

2. Дайте сравнительную характеристику частного и публичного права, а результаты сравнения представьте в виде таблицы.

 

Темы для докладов (рефератов)

1. Англо-американская система права. Судебный прецедент в англо-американской правовой системе.

2. Романо-германская правовая система и ее особенности. Место и роль закона в системе континентального права.

3. Роль и значение судебного контроля в континентальном праве.

4. Мусульманское право и основные его источники.

5. Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран

5. Взаимодействие российского права с другими правовыми системами мира.

6. Соотношение частного и публичного права.

7. Проблема дуализма частного права.

Тесты для проверки знаний

1. К признакам права относится:

а) гуманность;

б) формальная определенность;

в) легитимность.

 

2. Функции права — это:

а) основные направления воздействия права на отношения, складывающиеся в обществе;

б) комплекс взаимосвязанных и согласованных норм, институтов и отраслей права;

в) важнейшие начала, ключевые идеи права, которые определяют и выражают его сущность.

 

3. Судебный прецедент — это:

а) решение суда, которому придается нормативный характер;

б) акт толкования нормы, данный высшим судебным органом;

в) нормативный акт, регулирующий деятельность судов.

3. Под правовым обычаем понимают:

а) решение суда, которому придается нормативный характер;

б) сложившееся путем многократного повторения в течение длительного времени правило поведения, санкционированное государством;

в) соглашение двух или более субъектов, которым государство придает общеобязательный характер.

 

Литература

Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало–М», 2009.

Литература

ТЕМА 4а. НОРМЫ ПРАВА

Вопросы для обсуждения

1. Каково понятие правовой нормы? В чем ее отличие от других социальных норм?

2. Назовите признаки правовой нормы.

3. Какова структура нормы права? Охарактеризуйте элементы этой структуры.

4. Расскажите о способах изложения норм права в статьях нормативных актов.

5. Приведите различные классификации правовых норм.

6. Какие нормы можно отнести к специализированным?

 

Задача

Изучите дело, представленное ниже.

Какие нарушения закона допущены в данной ситуации? Какие нормы нарушены —      

материального права или процессуального права?

К. обратился в суд с требованиями о взыскании заработной платы, процентов и компенсации морального вреда к обществу с ограниченной ответственностью. В обоснование истец указал, что в течение нескольких месяцев работал бетонщиком по тру-

довому договору в ООО. С сентября 2012 г. ответчик не выплачивал заработную плату в полном объеме. С учетом того, что задержка выплаты существует и на день подачи заявления, истец, кроме основной суммы задолженности, просил суд взыскать про-

центы по ст. 236 Трудового кодекса РФ, а также компенсацию морального вреда. Представитель ООО в отзыве просил применить к требованиям К. ст. 392 Трудового кодекса РФ о пропуске срока обращения в суд и в удовлетворении требований отказать. Именно на основании этого суд в удовлетворении заявленных требований отказал. Истец ходатайствовал о восстановлении срока для обращения в суд, но ему также было отказано. Правомерно ли решение суда? Пропущен ли срок обращения в суд?

 

Практические задания

1. Рассмотрите структуру Гражданского кодекса РФ. Найдите и изучите статью, устанавливающую правила об имущественной ответственности несовершеннолетних граждан. Сравните статью нормативного акта и норму. Каково их соотношение?

2. Изучите норму ч. 1 ст. 80 Трудового кодекса РФ: «Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом». Изложите логическую структуру нормы, выделите, что является гипотезой и диспозицией нормы. Какова санкция данной нормы, в какой статье Трудового кодекса РФ она предусмотрена?

3. Изучите норму ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Сравните с предшествующей задачей, сформулируйте, что является гипотезой (какой она является — абстрактной, конкретной) и диспозицией в данной норме. Каковы санкции за ее нарушение, где они содержатся?

4. В ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ сказано: «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому лицу, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет». Обдумайте логическую структуру этой охранительной нормы: что будет гипотезой в данной норме, какова диспозиция и санкция.

5. Рассмотрите норму ч. 2 ст. 102 Налогового кодекса РФ: «Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных

внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлеченными специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренным федеральным законом». Определите, что является гипотезой и диспозицией нормы. Проанализируйте п. 2 ст. 103 Налогового кодекса РФ, ст. 16 Гражданского кодекса РФ, чч. 2, 3, 4 ст. 183 Уголовного кодекса РФ, сформулируйте санкции, обеспечивающие

выполнение рассмотренной нормы. Подтверждаются ли выводы о трехзвенной структуре нормы права?

6. Рассмотрите определение юридического лиц, данное в ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имуще-

ство и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Представьте логическую структуру дефинитивной нормы, со-

стоящую из трех элементов (Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции с труктура: «если(гипотеза), то(диспозиция), иначе(санкция)»).

7. Аналогично рассмотрите дефинитивную норму ст. 153 Гражданского кодекса РФ: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».

Представьте логическую структуру нормы.

8. Изучите нормы ч. 2 ст. 613 и чч. 2, 3 ст. 614 Гражданского кодекса РФ. Определите, каков характер норм в той и другой статье.

 9. Подберите примеры регулятивных и охранительных норм в ГК  РФ или ТК РФ.

10. Изучите ст. 137 Уголовного кодекса РФ, определите, какая  санкция содержится в норме (альтернативная, абсолютно-определенная или относительно-определенная).

11. Найдите в Трудовом кодекса РФ санкции за правонарушения, совершенные работниками, и санкции за правонарушения, совершенные работодателями. Выпишите соответствующие статьи кодекса.

12. Подберите в ГК РФ или ТК РФ РФ примеры отсылочных норм.

 

ЛИТЕРАТУРА

– Право: учебник для бакалавров /под ред. И. Б. Гоптаревой, А. И. Плотникова. Оренбург: ОГУ, 2016. 774 с.

1. Гражданский кодекс РФ (в действующей редакции) // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: garant.ru. Загл. с экрана.

2. Трудовой кодекс РФ (в действующей редакции) // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система.  Режим доступа: garant.ru. Загл. с экрана.

3. Налоговый кодекс РФ (в действующей редакции) // Гарант  [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: garant.ru. Загл. с экрана.

4. Уголовный кодекс РФ (в действующей редакции) // Гарант [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: garant.ru. Загл. с экрана.

5. Бошно, С. В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура / С. В. Бошно // Право и современные государства. 2014. № 4.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каково понятие источника права в формальном смысле?

2. Назовите виды источников права.

3. Что такое нормативно-правовой акт? Является ли он источником российского права? Назовите виды нормативно-правовых актов.

4. Что такое нормативный договор? Является ли он источником российского права? Назовите виды нормативных договоров.

5. Что такое правовой прецедент? Является ли он источником российского права? Назовите виды правовых прецедентов. Что такое судебный прецедент?

6. Что такое правовой обычай? Является ли он источником российского права? Назовите виды правовых обычаев.

7. Что такое правовая доктрина? Является ли она источником российского права?

8. Чем закон отличается от подзаконного нормативного акта?

9. Какие виды законов существуют в России?

10. Расскажите о порядке принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов в России.

11. Что такое конституция? Чем она отличается от других нормативных правовых актов?

12. Какие бывают виды конституции?

13. Каково содержание конституции?

14. Когда была принята и вступила в силу Конституция РФ? Из каких частей она состоит?

15. Расскажите о порядке внесения изменений в Конституцию РФ Чем отличаются изменения, поправки и пересмотр Конституции РФ?

16. С какого момента действуют нормативно-правовые акты?

17. В какой момент нормативно-правовые акты прекращают свое действие?

18. Имеет ли нормативно-правовой акт обратную силу?

19. На какую территорию распространяют свое действие нормативно-правовые акты («действие в пространстве»)?

20. На каких субъектов распространяют действие нормативно-правовые акты («действие по кругу лиц»)?

21. Что такое систематизация, инкорпорация и кодификация нормативно-правовых актов?

Задачи

1. Во время рассмотрения темы «Источники права» студент Семенов объяснил, что нормативно-правовым актом следует считать обычай, установленный государством, и именно он обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Вергизовой, нормативный правовой акт — это решение, которое принимается судом по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студент Семенов был с этим

не согласен. Он утверждал, что нормативный правовой акт — это официальный документ, который создан специально уполномоченными на то государственными органами и содержит общеобязательные юридические нормы.   Кто из студентов прав в данном случае?

2. Студентке Васиной во время проведения семинарского занятия было предложено ответить на вопрос: «Какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории РФ?». Ответ был сформулирован следующим образом: «К законам относятся: Конституция РФ, законы субъектов Федерации, нормативные ведомственные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. К подзаконным нормативным правовым актам, по ее мнению, относятся указы Президента РФ, различные договоры и постановления. Что является неверным в ответе Васиной?

3. Студентке Гавриловой было предложено для выполнения следующее задание: расположить нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы: 1) закон «О гражданстве РФ»; 2) инструкция Минтруда РФ; 3) постановление Со-

вета Федерации; 4) Конституция РФ.  Расположите их в правильном порядке.

4. На экзамене по дисциплине «Право» во время ответа на вопрос о действии нормативных правовых актов во времени студентка Стрелкова указала, что действие закона начинается по истечении двух недель после его официального опубликования в печати, указы Президента РФ — через десять дней после опубликования, постановления Правительства РФ — через семь дней после опубликования, нормативные акты ми-

нистерств и ведомств — со дня их подписания. Дайте правильный ответ.

 

Практические задания

1. Составьте схему «Источники современного российского права».

2. Используя справочные правовые системы («Гарант», «Консультант-плюс», другие), выпишите примеры всех источников права, представленных в схеме задания 1.

3. Используя Конституцию РФ, выпишите:

— структуру Конституции РФ,

— основные личные права и свободы

— политические права и свободы;

— социально-экономические права и свободы;

— систему органов государственной власти РФ;

— основы конституционного строя РФ.

 

Темы для докладов (рефератов)

1. Значение судебно-арбитражной практики в правотворческой деятельности.

2. Значение практики Конституционного Суда РФ в правотворческой деятельности.

3. Место обычая в правовой системе России.

 

Тесты для проверки знаний

1. Федеральные законы вступают в силу:

а) на следующий день после дня их официального опубликования;

б) по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено в законе;

в) по истечении двух недель после дня их подписания Президентом РФ.

2. Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу:

а) на следующий день после дня их официального опубликования;

б) по истечении семи дней с момента их официального опубликования, если иное не установлено в самом акте;

в) по истечении двух недель после дня их подписания Президентом РФ.

3. Прекращение действия нормативного акта не происходит в результате:

а) истечения срока действия акта;

б) истечения срока полномочий органа государственной власти, принявшего данный нормативный правовой акт;

в) отмены нормативного акта актом равной юридической силы, регулирующим тот же круг общественных отношений.

4. Выражение «Закон обратной силы не имеет» означает, что:

а) действие закона не распространяется на отношения, которые имели место до его вступления в силу;

б) действие закона не распространяется на отношения, которые имели место до его принятия;

в) действие закона прекращается принятием нового закона, регулирующего те же отношения.

5. Уголовный закон имеет обратную силу, если:

а) он отменяет ответственность за какое-либо деяние или смягчает ответственность в сравнении с ранее действовавшим;

б) он вводит новый вид ответственности или усиливает ответственность за какое-либо деяние;

в) он утвержден Президентом.

 

ЛИТЕРАТУРА

– Право: учебник для бакалавров /под ред. И. Б. Гоптаревой, А. И. Плотникова. Оренбург: ОГУ, 2016. 774 с.

ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Что такое правоотношение? Назовите элементы правоотношения.

2. Что входит в содержание правоотношения? Дайте определение элементам содержания.

Кто может быть субъектом правоотношений?

4. Что такое правоспособность, дееспособность, деликтоспособность?

5. Что может выступать объектом правоотношения?

6. Что такое юридические факты? На какие виды они делятся?

7. Охарактеризуйте виды правоотношений: регулятивные (активного и пассивного типов) и правоохранительные, абсолютные и относительные.

8. В чем особенность гражданских правоотношений? Назовите

объекты и субъекты гражданских правоотношений.

9. Расскажите о гражданской правоспособности и дееспособности граждан.

10. Дайте определение юридического лица. Назовите его признаки.

11. Назовите организационно-правовые формы юридических лиц.

12. Чем отличаются коммерческие и некоммерческие, унитарные и корпоративные юридические лица?

13. Что означает общая и специальная правоспособность юридического лица?

14. Что такое правопреемство в гражданских правоотношениях?

Чем сингулярное правопреемство отличается от универсального?

15. Назовите виды гражданских правоотношений.

16. Что такое право собственности? Какие возможности оно дает собственнику? Какое бремя на него возлагает?

17. Какие виды общей собственности существуют? В чем их отличие?

18. Назовите основания приобретения права собственности. Чем первоначальные основания отличаются от производных?

19. Назовите основания прекращения права собственности. В каких случаях возможно принудительное изъятие имущества у собственника?

20. Как можно защищать право собственности?

21. Что такое обязательство? Каковы основания возникновения обязательств? Назовите

 принципы исполнения обязательств.

23. Что такое гражданско-правовой договор? Назовите виды таких договоров.

24. В чем особенность гражданско-правовой ответственности? Какие меры гражданско-правовой ответственности существуют?

25. Конституционно-правовые отношения: предмет регулирования и осообенности

26. Какие отношения регулирует наследственное право?

27. Чем отличается наследование по закону и наследование по за-

вещанию?

28. Что такое брак? В чем заключаются брачные отношения?

29. В чем особенность имущественных правоотношений супругов? Что такое брачный договор?

30. В чем заключаются права и обязанности родителей и детей?

31. За что могут наступить меры ответственности по семейному праву?

32. Что такое трудовые правоотношения? Каковы их объект, субъекты, содержание?

33. Какой договор называют трудовым договором?

34. Перечислите виды трудовых договоров.

35. Назовите основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

36. Что такое трудовая дисциплина?

37. В чем особенность дисциплинарной ответственности в трудовом праве?

38. В чем особенность административных правоотношений?

39. Что такое административный проступок?

40. В чем особенности административной ответственности? С какого возраста она наступает? Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

41. Перечислите основные виды административных наказаний, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие информации. Виды информации.

2. Источники права в области защиты информации и государственной тайны.

3. Система защиты государственной тайны и иной охраняемой законом информации.

4. Что такое государственная тайна? Какие сведения к ней относятся?

5. Назовите органы по защите государственной тайны, средства и методы защиты.

6. Что такое коммерческая тайна? Что такое служебная тайна? Каковы критерии их охраноспособности?

7. Каковы методы и средства защиты коммерческой и служебной тайны?

8. Какие еще виды информации охраняются государством? Какие меры охраны и защиты существуют?

 

Практические задания

1. Изучите Федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных», уясните виды информации,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.266 с.