Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога

2019-08-26 254
Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки, предлога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога, приставки?

     
 


                      

                                     Да                 Нет       

                                                          Пиши слитно: это приставка.

2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?

     
 

 


Да, можно: пиши раздельно,              Нет, нельзя: пиши слитно,                                           

 это предлог, а не приставка             это приставка

Слова для проверки алгоритма: набережная, на берегу реки, нарисовал.

Даже при надлежащем уровне орфографической зоркости, твердом знании правил, владении алгоритмом их применения учащиеся могут допускать ошибки. Причины их зачастую кроются в бедности словарного запаса ребенка, вследствие чего он не в состоянии извлечь из памяти необходимое для проверки однокоренное слово. Нередко школьник не владеет способами проверки посредством подбора нужной формы слова, что неудивительно: ведь он еще не ориентируется в парадигме склонения имен, спряжения глагола, а употребляет формы слов интуитивно. Так, при проверке орфограммы в существительном друг следует использовать падежные формы (к другу, друга), в прилагательном типа резкий — привести краткую форму резок, редко употребляемую в детской речи. Значит, необходима специальная работа: обогащение речи младших школьников однокоренной лексикой и грамматическими конструкциями, формами слов, служащими для проверки написаний.

Обучение правописанию необходимо рассматривать в русле работы над развитием речи учащихся. Орфографическая грамотность — показатель культуры письменной речи. Наблюдения показывают, что существует тесная связь между состоянием речевого развития человека и его орфографической грамотностью. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.

Важное место при обучении правописанию учитель отводит работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка (Приложение №4), которая есть у каждого учащегося. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.

Интересным методом работы на уроках русского языка в начальной школе являются языковые минутки (Приложение №5,приложение №6), позволяющие систематически отрабатывать теоретический и практический материал как предыдущих уроков, так и общие понятия фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса. Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти. Языковые минутки занимают всего 10-15 минут урока, однако помогают освежить в памяти огромный, необходимый на уроке материал.

Отработка навыков самопроверки и взаимопроверки также являются неотъемлемой частью языковых минуток. Они не только способствуют развитию орфографической зоркости, но и становлению личностных качеств учащихся, их взаимоотношений. Более того, Елена Николаевна подбирает такие тексты для языковых минуток, которые располагают и широкими воспитательными возможностями. Языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме. С первых минут урока имеется реальная возможность создать особую эмоциональную атмосферу и, тем самым, побудить учеников к активной деятельности в течение всего урока, и активной самостоятельной поисковой деятельности. Таким образом, языковые минутки способствуют и пробуждению любви к родному языку, изучаемому предмету.

Младшие школьники, знакомясь с особенностями основных разделов школьного языкознания, могут обобщить изучаемые разделы науки о языке с помощью учебно–занимательной таблицы «Путь к слову», которая представляет собой Укрупненную Дидактическую Единицу.(Приложение №4)

Развивающий эффект этой таблицы заключается в том, что она позволяет ребенку самостоятельное слово превратить в целый авторский текст.

Работа с таблицей, основанная на современных лингвистических знаниях, помогает ребятам сознательно обогащать свой словарь, приобщаться к работе с разными типами словарей, усвоить орфоэпические, орфографические, лексические, словообразовательные нормы литературного языка.

Изучаемая информация, принимая свернутый вид, более четко организует мыслительную деятельность учеников, обеспечивает осознанные, прочные и системные знания. Занятие с таблицей помогают избежать учебной перегрузки. Пункты таблицы можно усложнять или упрощать, исходя из конкретной ситуации.

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, словарные слова, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, учитель использует на уроках стихотворные упражнения по орфографии. (Приложение №8) Использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Наряду с традиционными способами проверки знаний автор опыта использует тестирование с различным уровнем сложности, что помогает объективно контролировать знания. Оценка, полученная с помощью теста, более дифференцирована.

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителя и родителей — привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Формирование и развитие орфографической зоркости - очень сложный и трудоёмкий процесс. Перед учителем всегда стоит вопрос о том, как же сделать урок и интересным, и продуктивным в плане усвоения текущей темы, а также одновременного развития навыков правописания? На каждом уроке русского языка автор опыта строит практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить. Ученик должен удивляться тому, что:

- он видит орфограммы,

- он может написать их правильно,

- всё это дает хорошие результаты,

- ему нравится работать,

- на уроках русского языка интересно!

Ученик не должен переставать удивляться. Он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам.

Работу по развитию орфографической зоркости педагог ведет на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это, в свою очередь, ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.