Стратегии, методы, механизмы реализации проекта. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

2019-08-26 138
Стратегии, методы, механизмы реализации проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность.

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к урокам русского языка.

Обновление содержания обучения способствует развитию кругозора обучающихся, углублению знаний о предмете, активизирует умственную деятельность, даёт возможность плодотворно использовать особенность младшего школьного возраста для полноценного развития способностей обучающихся, помогает ребенку из пассивного бездеятельного наблюдателя превратиться в активного участника, воспитывает уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

 

Постановка проблемы.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

1. Между необходимым уровнем подготовленности дошкольников к обучению в начальной школе и слабой предшкольной подготовкой отдельных первоклассников.

2. Между возросшими требованиями к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.

3. Между знаниями учащихся теоретического материала и неумением применять эти знания в процессе письма.

Анализ выявленных противоречий помог сформулировать проблему исследования – это формирование орфографической грамотности обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения.

 

ГРСФХКОРОВАЖДМАСИНЧСОБАКА

Дети: Здесь написаны слова «корова» и «собака».

Учитель: В чем смысловое сходство слов «корова» и «собака»?

Дети: Корова и собака – домашние животные.

Учитель: В чем различие?

Дети: Корова – травоядное животное, собака – из семейства хищных;

 корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д.

Учитель: Что можно сказать о данных словах?

Дети: Оба слова состоят из трёх слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о, отвечают на вопрос кто?

Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово «корова» или «собака», подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.

Как … языком слизала.

Сидит, как на … седло.

Маленькая … до старости щенок.

С … не сыщешь.

Дети самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре (например: Грушникова П.А.), записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Существенным моментом в словарно – орфографической работе является использование этимологических справок. Они даются учителем или учениками после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения.

Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.

Работая с учащимися над новыми словами, учитель привлекает фольклорной материал: фразеологические обороты, поговорки, пословицы, в состав которых входят изучаемые слова.

При изучении новой темы, например, «Большая буква в кличках животных», учитель пишет на доске два предложения:

На заборе сидит кот.

На заборе сидит кот (П, п) ушок.

Учитель: Что написано на доске?

Дети: На доске написаны два предложения.

Учитель: Что общего в предложениях?

Дети: Повествовательные. В них говорится о коте. В конце предложений стоит точка.

Учитель: Какое различие можно назвать в этих предложениях?

Дети: В первом предложении сообщается просто о коте, а во втором говорится о коте, которого зовут Пушок.

Учитель: Что такое Пушок?

Дети: Пушок – это кличка кота.

Учитель: Как вы понимаете слово кличка?

Дети: Кличка – это имя домашнего животного.

Учитель: Если это имя, то как его надо писать? Сделайте вывод.

Дети: Клички животных надо писать с большой буквы.

Учитель: Напишите второе предложение, раскройте скобки.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Для становления умения обнаруживать орфограммы необходимы различные тренировочные упражнения.

1.Упражнения с конфликтными словами. Учитель предлагает учащимся не только слова с «опасными местами», но и не имеющие орфограммы. Ученик должен выписать только слова с орфограммами.

А) Нуждаются ли в проверке гласные в словах трава, двор, лиса, вода, грибы? Выпишите слова с орфограммами, объясните написание.

Б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить парные согласные на конце: язык, шкаф, площадь, ученик, мебель, город, берег, заяц, уж, сосед, медведь.

В) «Найдите четвёртый лишний»

Голубь, чиж, грач, кот.

Косьба, метла, лошадь, грибки.

Ночь, камыш, глушь, дичь.

Г) «Найди лишнее слово» (Приложение №2, приложение №3)

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

2.Упражнения с выборочным ответом:

А) Выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Найдите орфограммы в корнях слов.

большой – громадный

родной – двоюродный

потепление – теплица

источник – родник

смелый – бесстрашный

хвастун – хвостатый

гористый – косогор

учёный – неуч

соль – засолить

Б) Выберите ответ с правильным выделением корня. Устно объясните свой выбор и ошибки в других ответах.

 Слова                                                                Ответы

                                                    1                      2                 3

Записать                             запис-              -писа-          -пис-

Звериный                             зверин-              звер-            звер-

Цепочка                               цеп-                   цепочк-        цеп-

3. Упражнения классификационного характера:

А) Помогите словам собрать своих родственников. Выделите орфограммы:

Красный, редкий, краснуха, покраснел, поредел, реденький

Б) Выпиши только пары слов с общим корнем. Найди орфограммы в корне (или: Соедини стрелками слова из левого столбика с однокоренными словами из правого столбика. Выдели орфограммы в корне):

Мальчик               обледенел

Ледышка             малютка

Дорога                 перелёт

Лётчик                подорожник

В) Распредели слова в два столбика, указав, в каких из них безударные гласные в корне, в приставке:

Краснота, зарядил, отвечать, теснота, завяжи. (Приложение №3)

4.Упражнение «Корректор » по поиску ошибок в предлагаемом тексте эффективен по своим результатам в работе над орфографической зоркостью. Данный вид задания носит обучающий характер при выраженной игровой привлекательности для учащихся. (Приложение №1) Ученики исправляют ошибки в словах или в предложениях, которые допустили другие дети (дошкольники, иностранцы, одноклассники).

5. Упражнение «Телетайпная лента». Учитель диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму.

6. Подготовка заданий на изученное правило для товарища (соседа по парте). В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания. Проверять задание следует вдвоём: автор шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу: а) ставит около слова плюс (+), если считает слово подходящим; б) ставит знак вопроса, если не уверен, а сосед не смог его убедить, затем с вопросом обращаются к учителю; в) ставит знак минус (-), если считает это слово «неподходящим» и сумел доказать автору задания его неправоту. Второй этап работы начинается с обмена заданиями с сидящими за соседними партами. Теперь каждый ученик работает самостоятельно: вставляет пропущенные буквы, записывает «доказательства» (проверочное слово), выделяет корень.

При выполнении упражнений возможен дифференцированный подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имён существительных – названий животных с парными согласными на конце; подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласным.

7. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение и слово. Затем второй ученик ведёт пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

8. Анализ заданий и текста упражнения. Большое значение в деле предупреждения орфографических ошибок, активизации познавательной деятельности школьников имеет правильно организованная подготовительная работа к выполнению упражнения. Для развития орфографической зоркости полезны вопросы:

- Какие слова в тексте трудные для написания? Почему?

- Как преодолеть эти трудности?

- Какие правила помогут вам выполнить упражнение?

Значительная роль в процессе обучения русскому языку принадлежит письменным текстовым упражнениям. В отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений текстовые обладают тем преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли. Использование текста в качестве учебного материала открывает большие возможности для языкового, речевого, интеллектуального развития учащихся не только на уроках развития речи, но и при изучении, закреплении большинства тем и разделов курса русского языка.

Письменные текстовые упражнения направлены на совершенствование мышления и речи младших школьников и используются на этапе закрепления изученного учебного материала.

Например, при изучении темы «Парные согласные» учащимся можно предложить выполнить следующее текстовое упражнение. Два небольших текста записываются последовательно один за другим без выделения каждого. Под ними дается дополнительная запись.

Кружатся в воздухе снежные пушинки. Одна красивее другой падает на землю! Вот цветок с шестью лепесточками! Вот звездочка с шестью лучами! На узкой тропке появилась кошка Мурка. У кошки гладкая шерсть. Ярко горят ее зеленые глазки! Сама кошка рыжая. Только грудка и лапки белые. Она ловко поточила свои цепкие когти о деревце. (2 т.)

Задание 1.Ознакомьтесь с записьюна доске и сформулируйте задание купражнению. (Из записи надо составить два текста.) Запишите тот текст, в котором есть слова, соответствующие теме урока. (На у зк ой тро пк е появилась ко шк а Мурка. У ко шк и гла дк ая шерс ть. Ярко горят ее зеленые гла з ки! Сама ко шк а рыжая. Только гру дк а и ла пк и белые. Она ло вк о поточила свои це пк ие ко г ти о дере вц е.)

Назовите признаки, по которым можно определить границы текстов.

Задание 2.Назовите слова с парной согласной, учитывая место нахождение проверяемой буквы в алфавите. (Ловко, деревце, когти, грудка, глазки, узкой, тропке, лапки, цепкие, шерсть, кошка.)

На следующих уроках задание постепенно усложняется: предложения двух текстов записываются вперемешку. На первом этапе включения этих упражнений учитель может выделять первые предложения обоих текстов. Остальные предложения определяются по смыслу. Задания к тексту можно давать исходя из темы урока. Включение в урок на этапе закрепления изученного учебного материала подобных текстовых упражнений способствует совершенствованию мышления, увеличению объема слуховой и зрительной памяти, актуализации и расширению лингвистических знаний из различных разделов русского языка (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса). Это в свою очередь значительно увеличивает объем накопленных учащимися знаний и умений, развивает личность ученика, повышает качество обучения русскому языку в целом.

Неоценимую помощь в работе над правилами оказывают памятки – алгоритмы. Какую роль они выполняют? Это, прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех “шагов” алгоритм всегда приведет к правильному решению задачи.

Приложение.

Приложение №1

Лев Николаевич Толстой «Акула»

Языковые минутки

Актуальность.

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к урокам русского языка.

Обновление содержания обучения способствует развитию кругозора обучающихся, углублению знаний о предмете, активизирует умственную деятельность, даёт возможность плодотворно использовать особенность младшего школьного возраста для полноценного развития способностей обучающихся, помогает ребенку из пассивного бездеятельного наблюдателя превратиться в активного участника, воспитывает уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

 

Постановка проблемы.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

1. Между необходимым уровнем подготовленности дошкольников к обучению в начальной школе и слабой предшкольной подготовкой отдельных первоклассников.

2. Между возросшими требованиями к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.

3. Между знаниями учащихся теоретического материала и неумением применять эти знания в процессе письма.

Анализ выявленных противоречий помог сформулировать проблему исследования – это формирование орфографической грамотности обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения.

 

Стратегии, методы, механизмы реализации проекта.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:

1. Метод стимулирования познавательной активности.

2. Частично-поисковый метод.

Выполнение упражнений и заданий поискового характера, например, корректировка и редактирование текста. Факт исправления неправильно построенного предложения подлежит аргументированию. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.

Использование этих и методов обучения позволяет обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения орфографической зоркости, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

- активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

- логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

- зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

- непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

4. Рабочий план реализации проекта

Работа над опытом проводилась в три этапа.

 На первом этапе изучались теоретические материалы по проблеме, было подобрано и проведено диагностическое исследование орфографической зоркости обучающихся по параметрам: орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, традиционные написания, непроверяемые написания (автор В.А.Шукейло), найдены оптимальные формы работы.

 На втором этапе изучался алгоритм решения орфографической задачи.

Решение орфографических задач – один из эффективных путей развивающего обучения.

На третьем этапе формировалось умение обучающихся анализировать свою работу, обобщать полученные знания. Для этого апробировалось учебное пособие «Путь к слову» Синицына В.А. На этом этапе учителем откорректировано тематическое планирование, подведены итоги работы по теме.

Основная цель проекта – формирование у каждого обучающегося первой ступени орфографической зоркости, умения применять полученные грамматические знания в новых условиях.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- создание условий для наиболее полного, всестороннего и результативного обучения русскому языку младших школьников;

- создание системы диагностики сформированности орфографической зоркости школьников 1-4 классов (текущая проверка, периодическая проверка, итоговая проверка, комплексная проверка);

- научить ребенка безошибочно определять орфограмму в слове и решать орфографические задачи;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал;

- развивать устную и письменную речь.

Исследуемая проблема имеет практическую направленность. Это означает, что необходимо обеспечить обучению ребёнка такую возможность, которая способствовала бы его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных, побуждала к творческой деятельности, самостоятельному добыванию знаний.

Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем нужно двигаться не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве. В это же время следует формировать представление о слабых и сильных позициях звуков.

Первый этап предупреждения ошибок – работа над развитием внимания. Но привить внимание – этого еще мало. Его надо поддерживать и активизировать в течение всего урока. А здесь основную роль играет высокое качество самого урока. Если урок конкретен по содержанию и материал его доступен, то внимание класса обеспечено.

Следующий этап предупреждения ошибок – это тщательная, систематическая работа в добукварный период над звуком, слогом и словом. Чем лучше и без спешки проводится работа над анализом слова, четким выделением звука в слоге. Тем меньше впоследствии будет ошибок в пропуске букв и правильности написания. На уроках обучения грамоте можно использовать занимательный материал: игры с буквами и словами, загадки, кроссворды, рифмовки, занимательные задания и вопросы. А то, что ребенку интересно, он всегда легко и быстро запоминает.

Формированию орфографической зоркости способствует обучение двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому. При этом следует активно использовать орфографическое проговаривание. Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных и обучение детей умению по этим признакам находить орфограммы.

В первом классе дети учатся прежде всего обнаруживать орфограммы, т.е. ставить перед собой орфографические задачи. Во 2 классе решается ключевая орфографическая задача – научить сознательно действовать при письме. Школьник должен научиться совершать следующие действия:

1.Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте.

2. Определить ее вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ ее решения в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4.Определить “шаги”, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи.

5. Решить задачу, то есть выполнить последовательность действия по алгоритму.

6. Написать слово в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:

· во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании;

· во-вторых, орфография тесно связана со всеми уровнями языка, поэтому к началу изучения собственно орфографических тем ученики должны владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом;

· в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала;

· в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все её потенциальные возможности;

· в-пятых, работу по развитию орфографических навыков нужно проводить систематически. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип, способствует развитию орфографической зоркости младших школьников.

У детей младшего школьного возраста при поступлении в школу наблюдается некая «лингвистическая предрасположенность». Интеллектуальное развитие в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. Чтобы не увеличивался объём учебного материала, учитель использует тактику качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения, отдает предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы и способствующим самостоятельной деятельности учащихся.

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учитель продумывает каждый из этапов урока, подбирает материал, на основе которого будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.

Учитывая возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста, такие, как быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднение в оценке результата и качества своей работы, неспособность самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности, каждый урок начинается с мобилизующего этапа, цель которого – включить ребёнка в работу. Упражнения мобилизующего этапа рассчитаны на 4-5 минут. Цель этих упражнений – совершенствовать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развивать память, интеллектуальную гибкость, умение приводить аргументы и доказательства.

Например, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой» (мобилизующий этап) учащимся было предложено выполнить следующие задания:

На доске: в.сеннее, см.шной, б.ольшое, л.дяной, прол.вной, в.селое.

- Что общего во всех словах?

(С проверяемой безударной гласной в корне; имена прилагательные в единственном числе.)

- Как проверить безударную гласную?

- Распределите эти слова в две группы.

(Имена прилагательные мужского рода и среднего рода)

- О склонении какой части речи будем сегодня говорить?

(О склонении имен прилагательных мужского и среднего рода)

- Что такое имя прилагательное?

Нахождение буквы (букв), предназначенной для минутки чистописания, можно предложить в форме лингвистической задачи, которая совмещает различные виды разбора слов в нетрадиционной форме: фонетическим, по составу, морфологическим. Например, учитель пишет на доске слова: стар.сть, п.шел, н.винка, заварн.й и предлагает следующие задание.

Учитель: Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Первая находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного.

Дети: Сегодня мы будем писать букву О. Она имеется в приставке по – глагола пошёл, в корне нов – существительного новинки во множественном числе, в суффиксе – ость существительного старость в единственном числе и окончании – ой прилагательного заварной.

Учитель: Вторая буква обозначает парный, звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какая эта буква?

Дети: Вторая буква В. Она находится в корне – вар - слова заварной, в котором есть все составные части: заварной.

Рассматриваемые приемы способствуют развитию устойчивости, объема внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой, который способствует актуализации познавательной деятельности.

Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

В словарно-орфографической работе учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоит познакомиться. Например, учитель сообщает: «Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи».

ГРСФХКОРОВАЖДМАСИНЧСОБАКА

Дети: Здесь написаны слова «корова» и «собака».

Учитель: В чем смысловое сходство слов «корова» и «собака»?

Дети: Корова и собака – домашние животные.

Учитель: В чем различие?

Дети: Корова – травоядное животное, собака – из семейства хищных;

 корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д.

Учитель: Что можно сказать о данных словах?

Дети: Оба слова состоят из трёх слогов, ударение падает на второй слог, в обоих словах безударная гласная о, отвечают на вопрос кто?

Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово «корова» или «собака», подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.

Как … языком слизала.

Сидит, как на … седло.

Маленькая … до старости щенок.

С … не сыщешь.

Дети самостоятельно находят новое слово в орфографическом словаре (например: Грушникова П.А.), записывают в тетради, ставят ударение, определяют и подчеркивают непроверяемые безударные гласные. Этот структурный элемент словарно-орфографической работы приучает детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

Существенным моментом в словарно – орфографической работе является использование этимологических справок. Они даются учителем или учениками после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения.

Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.

Работая с учащимися над новыми словами, учитель привлекает фольклорной материал: фразеологические обороты, поговорки, пословицы, в состав которых входят изучаемые слова.

При изучении новой темы, например, «Большая буква в кличках животных», учитель пишет на доске два предложения:

На заборе сидит кот.

На заборе сидит кот (П, п) ушок.

Учитель: Что написано на доске?

Дети: На доске написаны два предложения.

Учитель: Что общего в предложениях?

Дети: Повествовательные. В них говорится о коте. В конце предложений стоит точка.

Учитель: Какое различие можно назвать в этих предложениях?

Дети: В первом предложении сообщается просто о коте, а во втором говорится о коте, которого зовут Пушок.

Учитель: Что такое Пушок?

Дети: Пушок – это кличка кота.

Учитель: Как вы понимаете слово кличка?

Дети: Кличка – это имя домашнего животного.

Учитель: Если это имя, то как его надо писать? Сделайте вывод.

Дети: Клички животных надо писать с большой буквы.

Учитель: Напишите второе предложение, раскройте скобки.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия. Для становления умения обнаруживать орфограммы необходимы различные тренировочные упражнения.

1.Упражнения с конфликтными словами. Учитель предлагает учащимся не только слова с «опасными местами», но и не имеющие орфограммы. Ученик должен выписать только слова с орфограммами.

А) Нуждаются ли в проверке гласные в словах трава, двор, лиса, вода, грибы? Выпишите слова с орфограммами, объясните написание.

Б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить парные согласные на конце: язык, шкаф, площадь, ученик, мебель, город, берег, заяц, уж, сосед, медведь.

В) «Найдите четвёртый лишний»

Голубь, чиж, грач, кот.

Косьба, метла, лошадь, грибки.

Ночь, камыш, глушь, дичь.

Г) «Найди лишнее слово» (Приложение №2, приложение №3)

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

2.Упражнения с выборочным ответом:

А) Выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Найдите орфограммы в корнях слов.

большой – громадный

родной – двоюродный

потепление – теплица

источник – родник

смелый – бесстрашный

хвастун – хвостатый

гористый – косогор

учёный – неуч

соль – засолить

Б) Выберите ответ с правильным выделением корня. Устно объясните свой выбор и ошибки в других ответах.

 Слова                                                                Ответы

                                                    1                      2                 3

Записать                             запис-              -писа-          -пис-

Звериный                             зверин-              звер-            звер-

Цепочка                               цеп-                   цепочк-        цеп-

3. Упражнения классификационного характера:

А) Помогите словам собрать своих родственников. Выделите орфограммы:

Красный, редкий, краснуха, покраснел, поредел, реденький

Б) Выпиши только пары слов с общим корнем. Найди орфограммы в корне (или: Соедини стрелками слова из левого столбика с однокоренными словами из правого столбика. Выдели орфограммы в корне):

Мальчик               обледенел

Ледышка             малютка

Дорога                 перелёт

Лётчик                подорожник

В) Распредели слова в два столбика, указав, в каких из них безударные гласные в корне, в приставке:

Краснота, зарядил, отвечать, теснота, завяжи. (Приложение №3)

4.Упражнение «Корректор » по поиску ошибок в предлагаемом тексте эффективен по своим результатам в работе над орфографической зоркостью. Данный вид задания носит обучающий характер при выраженной игровой привлекательности для учащихся. (Приложение №1) Ученики исправляют ошибки в словах или в предложениях, которые допустили другие дети (дошкольники, иностранцы, одноклассники).

5. Упражнение «Телетайпная лента». Учитель диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму.

6. Подготовка заданий на изученное правило для товарища (соседа по парте). В качестве домашнего задания детям предлагается записать на листочках в столбик пять или десять слов на изученное правило с пропущенными буквами-орфограммами. Для этого рекомендуется полистать учебник, словарь или книгу. Следующий урок начинается с того, что школьники, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине парты и проверяют друг у друга правильность составления задания. Проверять задание следует вдвоём: автор шёпотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу: а) ставит около слова плюс (+), если считает слово подходящим; б) ставит знак вопроса, если не у


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.