Модель личности и модель окружения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Модель личности и модель окружения

2019-08-26 209
Модель личности и модель окружения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Схема поведения в рамках теории поля. Скалярные и векторные величины полевого и волевого поведения.

2. Потребность и квазипотребности в моделировании личности.

3. Модель окружения и сила валентности.

4. Локомоции и центробежные силы в замещающих действиях и уровень притязаний.

 

Зейгарник, Б. В. Теория поля Курта Левина.

Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл[162], 2001.

Холл К. С., Линдсей Г. Теория поля Курта Левина

 

"Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами (например, мужчина и женщина, ребенок и родитель, толстый и тонкий, мужчина и ситуация, женщина и ситуация, ребенок и ситуация, толстый и ситуация и т. д.). Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых (личность и мир субъект и алфавит, индивидуальность и хромотоника, человек и подвижной контрапункт), то мы имеем гештальт" (Карл Дункер).

Гештальт-психология обязана своим появлением немецким психологам Христиану Эренфельсу, Карлу Штумпфу, Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Принципы гештальта[163]:

 

близость [164] (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе);

 

Принцип схожести [165]. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

 

Прегнантность [166] - (от лат. praegnaus точность) - содержательная лаконичность, проникновенность и острота выражений; прегнантный – лаконичный, но содержательный, полный смысл

З амкнутость [167] (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму). Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

 

Фонофигуративная транспозиция[168].

 

смежность[169] (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

 

общность судеб [170]: принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией поведения.

Курт Левин ученик Карла Штумпфа, который первым в истории психологии начал проводить эмпирические исследования в области музыкальных восприятий (Tonpsychologie, «Психология музыкальных восприятий», т. 1—2, 1883—90). Согласно Штумпфу, тематическая область психологии (впервые названная им «феноменологией[171]») подразделяется на три основные части:

«феномены» — содержание чувств или воображения;

«психические функции» — восприятие, воление, желание и т. п.;

«имманентные отношения» между психическими функциями и феноменами.

Штумпф, в свою очередь,  ученик Фр. Брентано[172], подразделял психические функции на «интеллектуальные» (восприятие, разумение и суждение) и «эмоциональные» («эмотивные» или «аффективные»), представленные биполярными отношениями: «радость — печаль», «желание — отвержение», «стремление — избегание» и т. д.) Определённый эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями».

 К. Левин экстраполировал восприятие гештальта на теоретическое объяснение человеческого поведения. Согласно его теории, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.

 

 

Понятие поля[173] охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (личность) ситуации. С помощью этой теории возможно не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения.

 

В рамках теории поля К. Левин предложил схему[174] психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей.

 

 

Во-первых[175], согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.

 

 

Во-вторых[176], ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется личности. Это означает, что объяснение должно быть психологичным[177]. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически как волевое[178] поведение. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается делать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения[179], которые предоставляют человеку различные возможности для волевого действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение, при котором воля представляет собой ни что иное, как потребность, хотение.
[180]

 

 

В-третьих[181], для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «стимул–реакция» явно недостаточно. Согласно К. Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности[182].

 

 

В-четвертых[183], простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами[184]. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

 

 

В-пятых[185], на поведение влияет только то, что реально действует «здесь и сейчас»[186]: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально[187] е

припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем не менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

 

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое уравнение поведения, согласно которому поведение (П) есть функция (f) личностных факторов (Л) и факторов окружения(О): П=f(Л,О[188]) или

B = F (P+U), где U - Umgebung, окружение, от нем. geben - дать, Um - по.

 

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Не смотря на это, сходство, структурные области, как это станет ясно из дальнейшего, в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей.

 

2[189].  Модель личности оперирует энергиями (Е) и напряжениями, Stamm (U), т. е. скалярными величинами[190]: масса (m),объем (V),площадь (S),время (t),высота (h). Скалярными называют величины, имеющие численное значение, но не имеющие направления (муж-жен и т. п.).[191] Например, Двоичная система счисления используется практически во всех современных компьютерах и прочих вычислительных гаджетах. Однако, личность, в отличие, скажем, от субъекта или индивидуальности, всегда имеет дело с окружением.  Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям)[192], т. е. векторными [193] величинами, например скорость (v),сила, динамика (F),перемещение (s),импульс (р). над каждой из этих букв ставится стрелочка-вектор. поэтому они векторные.

Таким образом, скалярными называют величины, имеющие численное значение, но не имеющие направления. Векторными величинами, или векторами, называют величины, имеющие и численное значение, и направление. Например, если сказано, что автомобиль движется со скоростью 100 километров в час (то есть дано численное значение скорости), то про его скорость известно не все, потому что неизвестно, куда, в каком направлении он двигается. Примеры - скорость, сила, перемещение (перемещением движущейся точки в данный момент времени называют вектор с началом в точке начала ее движения, и концом в точке ее расположения.

 

3.Модель личности и потребность.
[194]

 

Исходным моментом при создании К. Левином психологической теории личности стал следующий тезис: чтобы выученное проявилось в поведении, недостаточно образования в результате научения устойчивого сочетания «стимул–реакция». За поведением всегда должны стоять какие-то актуально действующие силы. На первом плане для Левина стоял вопрос энергетизации.[195] Под этим имелась в виду не проблема энергетического обеспечения текущих когнитивных и моторных действий, а, скорее, проблема центрального управления поведением, точнее, того, какая из возможных в данной ситуации тенденций действия возобладает и начнет определять поведение[196].

 

К. Левин считал, что человек – сложная энергетическая система. Тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда психическая система (личность) пытается вернуть равновесие после того, как оказалась в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других в результате либо внешней стимуляции (окружение[197]), либо внутренних изменений (индивид). Когда напряжение в системе вновь выравнивается, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя.

 

В связи с этим проблему энергетизации К. Левин пытался решить с помощью модели меняющихся состояний напряжения в различных областях структуры личности[198], которая представляет собой систему, состоящую из многочисленных непересекающихся друг с другом областей. Каждая область соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность (мотив), или же сиюминутное желание. Области структуры личности могут также представлять некоторые активности или знания человека. Отдельные области в зависимости от степени близости имеют разную степень сходства. Две области максимально похожи, если имеют общую границу.

М – сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (U, Umgеbung) и внутриличностными областями (IP). Внутриличностные области подразделяются на центральные (Z) и периферические (P).

По своему местоположению - топология[199] - области делятся на центральные и периферические. Центральные граничат с большим количеством областей, чем [200] периферические. Числом пограничных областей определяется «близость к Я[201]», личностная значимость целей действия или представленных этими областями активностей, а также их влияние на другие цели и активности. Области также​различаются​ своим​ внутренним ​и ​внешним ​положением, определяемым степенью соседства (т. е. возможностью доступа) с пограничной зоной, окружающей все области структуры личности. Сама

 пограничная (сенсомоторная) зона выполняет функции восприятия и исполнения, т.е. выступает посредником между индивидом и окружением: с одной стороны, восприятие несет информацию об окружающем мире, а с другой – моторное исполнение обеспечивает воздействие личности на окружение (сюда относится не только такая сравнительно грубая моторика, как локомоции, но и речь, а также мимика).

 

 

Напряженные системы в модели личности

 
[202]

В целом модель личности представляет собой чистую структуру областей с отношениями соседства и функциями опосредования внутреннего

 и внешнего. Следует упомянуть еще одну структурную особенность – состояние границы. Она может обладать различной прочностью и, будучи проницаемой, обеспечивать связь между соседними областями.

 

С этой структурной особенностью границ областей связан динамический[203] компонент модели личности. Для его обозначения Левин ввел понятие напряжения[204]. Напряжение – это состояние человека, или точнее, состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов.
[205]

 Те́нзор (от лат. tensus[206], «напряженный») — объект, линейно преобразующий элементы одного линейного пространства в элементы другого. Частными случаями тензоров являются скаляры, векторы, билинейные, изотропные, анизотропные формы и т. п. Анизотропи́я (от др.-греч. ἄνισος — неравный и τρόπος — направление) — различие свойств социальной среды (например, бинарных, гендерных, профессиональных, культурных, ментальных и др.) в различных направлениях внутри этой среды; в противоположность изотропии (гр. isos - равный, подобный + tropos - направление) – это одинаковость психологических состояний индивидов в родовом направлении психической жизни с ее инвариантным отношением к объекту чувств, не только независимых от психотравмирующей ситуации, но совершенствующихся в виду ее интенсивности. Частным случаем анизотропии является ортотропия, неодинаковость свойств среды по взаимно перпендикулярным направлениям, например, естественно-научный детерминизм и онтология. [207] К этому же разряду вещей относится энтропия, то есть мера неупорядоченности системы; чем меньше элементы системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия.

Отдельные области структуры личности могут различаться по состоянию напряжения. Напряжение областей можно представить себе в виде сосудов, наполненных находящейся под различным давлением жидкостью. Область с повышенным по сравнению с другими областями напряжением К. Левин обозначал как «напряженную систему». Для такой системы характерна тенденция к уравновешиванию напряжения с соседними областями.

 

Напряжение обладает двумя важными свойствами. Первое заключается в том, что состояние напряжения в определенной системе стремится к выравниванию с напряжением окружающих систем.

 

 

Психологическое средство уравнивания напряжения называется изотропным процесс[208] ом. Процессом может быть мышление, запоминание, внимание, восприятие, действие избегания и т.п. Например, человек, столкнувшийся с необходимостью разрешения проблемы – сложить пасьянс «Косынка» на компьютере – становится напряженным в одной из систем. Для разрешения проблемы – и тем самым редуцирования напряжения – он использует процесс мышления. Мышление продолжается до достижения удовлетворительного результата, и в это время человек возвращается к состоянию равновесия. Или, например, у человека намерение[209] вспомнить номер телефона приводит в действие процесс памяти, который восстанавливает номер и тем самым приводит к снижению напряжение. Животные не обладают намерением - Absicht - поэтому у них нет бессмысленных действи[210] й. 

 

Хотя напряжение всегда стремится к состоянию равновесия, это свойство относится лишь к системе в целом, но не обязательно ко всем частям–системам. Частная система может в действительности становиться все более и более напряженной, в то время как вся система возвращается к уравновешенному состоянию. Это случается, когда человек, решая проблему, вынужден идти окольным путем. Во время «обхода» напряжение может повы[211] шаться в одном из субрегионов, хотя общий процесс, в конечном счете, вернет человека к состоянию равновесия. Например, студенту необходимо написать реферат по предмету. Он приступает к решению этой задачи, хорошо зная, что придется выдерживать нарастающее напряжение (поиск нужной литературы, ее конспектирование и аннотирование и пр.), но в то же время, предвидя, что конечным результатом будет более совершенный баланс сил – достижение конечного результата.

 

Состояние равновесия вовсе не означает, что в системе нет напряжения. Совершенно очевидно, что ни один организм не может достичь

 состояния, абсолютно свободного от напряжения, и при этом остаться в живых. Равновесие означает либо, что напряжение во всей системе уравнено, либо, что подсистема с неравным относительно других напряжением твердо отгорожена и изолирована от других внутриличностных систем. Такая напряженная система может оставаться в изоляции долгое время и представлять более или менее постоянный резервуар энергии. В личности может быть ряд таких жестко сегрегированных систем, которые постоянно снабжают энергией деятельность психических процессов.

 

Человек, установивший равновесие на высоком уровне напряжения, заметно отличается от человека, установившего равновесие на низком уровне напряжения. В первом случае давление на моторику будет сильнее и высока вероятность постоянной утечки энергии в моторику. Такой человек будет демонстрировать высокую диффузную безостановочную активность («полевое поведение»). Полевое поведение[212] или топология[213] — понятие, введёное К. Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации человека на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и волевого поведения). [214] Многие замечали за собой, что в ситуации ожидания – начинают ходить по комнате.

 

Второе концептуальное свойство напряжения заключается в том, что оно оказывает давление на границы системы. Если граница прочна, диффузия напряжения из системы к пограничным с ней будет остановлена, но если граница слаба, напряжение перетечет из системы в другие. Обычно отдельная напряженная система граничит более чем с одной напряженной системой. В таких случаях сопротивление одной части границы может быть слабее, чем сопротивление других частей. Это позволяет напряжению перемещаться в определенных направлениях свободнее, чем в других. Иными словами, динамическая коммуникация между системами изменчива.

 

Таким образом, уравновешивание может осуществиться двумя [215] путями:

 

- напряженная система, побуждающая производимое действие, разряжается, путем отреагирования, если находит доступ к пограничной зоне сенсомоторной активности, т.е. она начинает определять поведение, продолжающееся до тех пор, пока не достигается цель действия;

 

- если же система не находит такого доступа, то ее силы воздействуют на собственные границы. В таком случае уравновешивание напряжения достигается путем диффузии, которая зависит от прочности границ с соседними областями и от фактора времени.

 

Оба вида уравновешивания напряжения не являются собственно объяснением, а представляют собой физикалистскую метафору[216]. Они сыграли большую эвристическую роль при анализе ряда феноменов поведения, который предприняли ученики К. Левина в ставших классическими экспериментах по «психологии действия и аффекта».

 

 

Первый[217] вид уравновешивания напряжения через исполнение п[218] озволяет объяснить, какое действие начнется после окончания предшествующего или какое будет возобновлено после прерывания. Классическим в этом отношении является так называемый «Эффект Зейгарник». Ученица К. Левина Б. В. Зейгарник [219] установила, что прерванные действия удерживаются в памяти лучше завершенных.

 

 

Второй вид уравновешивания напряжения через диффузию[220] позволяет объяснить столь различные феномены, как удовлетворение потребности замещающей деятельностью[221] (К. Lewin, К. Lissner, W. Mahler, M. Henie). При отсутствии условий для удовлетворения потребности, большинство детей в экспериментах Левина мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивалась, а не уменьшалась со временем.

 

Отсюда роль утомления, эмоций гнева (Т. Dembo) и выхода в ирреальный план действий (J.F. Brown) при разрядке напряженной системы (конспирология). Состояния утомления, эмоционального возбуждения и ирреальность[222] действия понимаются при этом как условия, уменьшающие прочность границ областей, а, следовательно, увеличивают их проницаемость (transporention).

 

Структура внутриличностных областей не задается раз и навсегда. По мере индивидуального развития и накопления опыта она дифференцируется

 и может переструктурироваться. Каждая моментальная цель действия представлена в этой структуре собственной областью. Как отмечает К. Левин в своем основополагающем труде «Намерение, воля и потребность», цели действия очень часто представляют собой «квазипотребности», т. е. производные потребности.

 

Возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе вызываются возникновением потребности. Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения[223], действия. Он считал, что потребности – мотор, механизм человеческого поведения.

 

Потребность может быть физиологическим состоянием – таким, как голод, жажда, половое желание; она может представлять желание чего-либо типа работы, или, например, замужества; или же может быть намерением сделать что-то – например, завершить задание или продолжать начатое. Потребность, следовательно, это понятие из области психологии мотивации, эквивалентное таким понятиям, как мотив, желание, влечение или побуждение.

 

Представляет интерес понимание К. Левином феномена потребности. Он воздерживался от систематического обсуждения природы, источника, числа и видов потребностей. Он также не считал необходимым составление перечня потребностей потому, что, во–первых, такой перечень был бы почти бесконечен, а во-вторых, единственное, что достойно психологического описания – репрезентация тех потребностей, которые реально существуют в данный момент времени. Это единственные потребности, производящие эффект. Абстрактно говоря, каждый способен чувствовать голод, но лишь когда голод реально нарушает существующее в человеке равновесие, его стоит принимать во внимание. Каждая потребность – это конкретный факт, и невозможно понять истинную психологическую реальность, не описав ее во всей полноте.

 

Вместе с тем, наряду с потребностями К. Левин различал и квазипотребности[224]. И если потребность соотносится с некоторым внутренним состоянием, например, голода, то квазипотребности эквивалентны специфическому намерению, типа удовлетворить голод, поев в конкретном ресторане. Иными словами, совершение какой-нибудь деятельности означает порождение динамической заряженной системы, возникающей в данной ситуации в данный момент. Б.З. Зейгарник[225] приводит такой пример: студенты слушают лекцию. Причины, заставившие их прийти на лекцию, могут быть различны. Одни пришли, чтобы изучать данный предмет, другие потому, что хотят послушать данного лектора, третьи, чтобы записать конспект для экзамена. Но сам факт, что студенты сейчас слушает лекцию, означает собой совершение намеренного действия, свидетельствующее о наличии квазипотребности.
[226]

 

К. Левин полагал, что потребности человека не носят ни врожденного, ни биологического характера, а в значительной степени детерминируются намерениями. Намерение (нем. Absicht) образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия. Например, человек испытывает потребность в эмоциональной близости – он набирает номер телефона и звонит другу.

 

Квазипотребности могут, однако, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, служащие необходимыми промежуточными ступенями к достижению целей действия и связанные с «истинными», т. е. более общими и устойчивыми, потребностями. Например, указания преподавателя о необходимости записи материала лекции, как правило, принимаются студентами без предварительного намерения. Возникает квазипотребность выполнить заданную деятельность, которая, по сути, не отличается от действия, предпринимаемого по собственной инициативе. В обоих случаях можно заметить, что деятельность после прерывания вновь спонтанно возобновляется – «Эффект Овсянкиной[227]». Решающим в силе квазипотребности (или соответствующей ей напряженной системы) является не наличие или интенсивность акта намерения, а степень связи квазипотребности с истинными потребностями, так сказать, степень «насыщенности» ими.

 

Таким образом, как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение же квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения. Следовательно, квазипотребность, по К.

 Левину, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в

 определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).
[228]

 

 4. Модель окружения и сила валентности.
[229]

 

Наличие напряженной системы, будь то потребность или квазипотребность, сопровождается специфическими изменениями восприятия окружения. Объекты, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретают так называемый побудительный характер, валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение. Если, например, человек собирается опустить письмо, то в незнакомом месте почтовый ящик как бы сам бросается в глаза, хотя осознанно его не ищут. Сила валентности зависит от степени напряжения системы[230]. Этой зависимостью утверждается единственная связь между двумя разными в своей основе моделями.

 

Гибкость и широта применения модели личности в значительной мере определяются ее структурными компонентами. Модель оперирует вариантами взаимного расположения внутриличностных областей, прочностью их границ и, наконец, положением границ повышенной прочности. Рисунок 4 поясняет сказанное. На нем представлены три различных динамических состояния одного и того же индивида, а именно:

 

а) при отсутствии побуждения, в) под давлением, которому противостоит самообладание,

 

с) при крайне высоком напряжении.

 

Для каждого состояния можно вывести различные способы поведения, например недифференцированный аффективный взрыв в случае состояния

 

(с).

(а) при отсутствии побуждения периферийные зоны р внутриличностных областей IP легко доступны воздействию окружающего мира U,[231] а центральные зоны z,напрoтив, доступны в значительно меньшей степени, на что указывает разная прочность границ центральных и периферических областей Gz, с одной стороны, и внутриличностных областей и сенсомоторной пограничной зоны Gp, с другой; внутриличностные области IP относительно свободно воздействуют на сенсомоторную пограничную зону M; (в) под давлением, которому противостоит самообладание, периферийные зоны pвнутриличностных областей IPне столь доступны, чем в случае (а), внешним воздействиям, периферийные (p) и центральные (z) зоны связаны теснее, коммуникации между IP и M затруднены; (с) при крайне высоком напряжении возможна унификация (примитивизация, регресс) внутриличностных областей IP.
[232]

 

Таким образом главным динамическим компонентом модели личности К. Левина являются – не силы и направления, а состояния напряжения –

соответствующие «психогидравлическим» моделям З. Фрейда и К. Лоренца. Во всех трех моделях действует одна и та же аналогия – принцип «паровозного котла»: накапливающаяся в емкости жидкость (как в паровом котле), повышая давление, стремится к выравниванию сил, к «оттоку».

 

Тем не менее, в воззрениях К. Левина остается не совсем проясненным, как именно протекают постулированные моделью личности процессы. В частности как напряженная система находит доступ к сенсомоторной пограничной зоне и каким образом осуществляется предусмотренное двигательное исполнение, хотя структурный компонент модели личности придает ей известную изменчивость. Полевые представления реализованы в теории в той мере, в какой она оперирует отношениями соседства, взаимного расположения и новообразованием областей. Сюда присоединяется, скорее, техническое представление о прочности границ областей, т. е. их проницаемости для состояний напряжения. Хотя К. Левин указывал, что окружающий мир находится по ту сторону пограничной сенсомоторной зоны, в модели личности он никак не представлен. Взаимодействие с ним в модели только предполагается. Личность, таким образом, оказывается заключенной в оболочку, а созданная К. Левином модель не удовлетворяет его же требованию анализировать совокупную ситуацию. В модели не нашлось места связывающим личность с окружающим миром мотивирующим ожиданиям и привлекательности самих объектов (требовательный характер вещей, валентности). Чтобы их ввести, К. Левин создал модель окружения. Несмотря на свою ограниченность, модель личности вызвала к жизни ряд важных экспериментов, результаты которых изложены ниже.

 

 

Модель окружения

 
[233]

Наблюдая поведение людей в различных ситуациях, К. Левин стремился выявить психологическую структуру окружающего мира как пространства действия. Ему удалось установить примечательные различия между психологической и географической структурой мира[234], особенно если последняя описывается в евклидовой системе координат. Наблюдения такого рода К. Левин провел еще фронтовиком, во время первой мировой войны. Они описаны в его первой психологической публикации «Военный ландшафт» (К. Lewin, 1917). Представления о протяженности отрезков пути в аналогичных участках ландшафта на фронте по сравнению с тылом полностью меняются. Если требуется достичь близлежащего в географическом отношении места, то на фронте в качестве непреодолимых препятствий могут оказаться все легко преодолимые и ведущие непосредственно к цели участки, если они не скрыты от наблюдения противника. В условиях возможного вмешательства неприятеля петляющая и укрытая от посторонних глаз тропинка психологически становится наикратчайшим путем к цели, даже если с географической точки зрения она является окольной дорогой (психологически она так не переживается).

 

Направление возможного или реально происходящего действия должно быть представлено в модели окружения в психологическом, а не в географическом пространстве. Психологическое пространство, или поле, состоит из различных областей, которые структурируют не пространство в собственном (географическом) смысле слова, а психологически возможные действия и события.

 

При описании модели личности отмечалось, что возникновение поведения обусловливается в первую очередь внутренней динамикой напряженных систем, а именно динамикой взаимозависимости и коммуникации между системами. Исходя из этого, можно было бы предположить, что энергия, текущая из внутриличностного региона в моторику, будет прямо завершаться психологической локомоцией. Однако К. Левин был убежден, что, давящее на внешнюю границу человека напряжение, не может вызвать локомоцию, действие. Непосредственное действие посредством моторики может возникнуть только тогда, когда потребность или напряжение связывается с определенными свойствами среды, определяющими тип локомоции.

 
[235]

Здесь снова необходимо обратиться к понятию валентности. Валентность – это свойство региона психологической среды, его ценность для человека. Выделяют два типа ценности – положительная и отрицательная. К региону, обладающему положительной ценностью можно отнести тот, что содержит целевой объект, который редуцирует (снижает) напряжение, когда человек войдет в него. Например, для голодного человека регион, который гарантирует[236] получение пищи, обладает положительной валентностью. К региону, обладающему негативной валентностью – тот, что повышает напряжение. Например, для человека, боящегося собак, любой регион, где находится собака, будет иметь отрицательную валентность. [237] Положительная валентность привлекает, отрицательная отталкивает.

 

Как уже отмечалось, валентность связана с потребностью. Это означает, что положительная или отрицательная валентность конкретного региона среды зависит напрямую от системы, находящейся в состоянии напряжения. Именно потребности сообщают средовому региону ценностность. Они организуют среду в сеть привлекающих и отталкивающих регионов, создавая своеобразную «когнитивную карту».

 

 

Валентность[238] – величина переменная; она может быть слабой, средней, сильной. Сила валентности зависит от силы потребности.[239] Валентность ведет человека через его психологическую среду, но не является силой, которая мотивирует возникновение локомоции.

 

 

Локомоция[240] возникает, когда на человека действует достаточная сила. Сила также связана с потребностью[241], но в отличие от внутриличностного напряжения – это вектором, существующий в психологической среде. К свойствам силы относятся направление, величина и точка приложения. Направление, которое указывает вектор, – репрезентация направления силы, длина вектора репрезентирует величину силы, а место на внешней границе человека, которого касается кончик стрелы, репрезентирует точку приложения. Иными словами, психологические силы – это свойства среды, а не человека.

 

Если на человека действует только один вектор (одна сила), тогда будет локомоция или тенденция к движению в направлении вектора. Если два или более векторов толкают человека в нескольких разных направлениях, итоговая локомоция может выступать как результирующая этих сил.

 

Теперь через отношения валентности и вектора можно со свей четкостью понять «зигзаги» поведения человека в психологическом поле. Регион, обладающий положительной валентностью, это такой регион, в котором действующие на человека векторы направлены в сторону этого региона («центростремительные силы». Регион с отрицательной валентностью – тот, в котором векторы указывают противоположное направление («центробежные силы»). Другими словами, направление вектора прямо определяется местоположением региона с положительной либо отрицательной валентностью. Величина вектора соотносится с силой валентности, психологической дистанцией между человеком и валентным объектом и относительной силой других валентностей.

 

Таким образом, часть областей соответствует возможным позитивным и негативным событиям: целевые регионы с позитивной валентностью и регионы опасности с негативной валентностью. Остальные области представляют инструментальные возможности действия, использование которых приближает к целевому региону или отдаляет от региона опасности. Они имеют, таким образом, значение средства действия. В одной из областей модели окружения находится сам субъект, представляемый точкой или кружком. Чтобы достичь целевого региона с позитивной валентностью, человек должен одну за другой «перебрать» все области, лежащие между ним и целевым объектом, преодолеть их в действии. Если, например, кто-то хочет купить автомобиль и самостоятельно им управлять, он должен получить водительские права, скопи<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.