Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

2019-08-26 214
Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

1. Ты любишь музыку?

2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?

3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?

4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?

5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?

6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?

8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?

9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?

10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?

11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

· низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

· средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

· высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

· народная вокально-хоровая музыка;

· народная инструментальная музыка;

· народная вокально-инструментальная музыка;

· классическая вокально-хоровая музыка;

· классическая инструментально-симфоническая музыка;

· классическая вокально-инструментальная музыка;

· современная классика авангардного направления;

· современная развлекательная музыка;

· духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

· низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;

· средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;

· высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

· проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;

· индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" (Приложение 1), с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.