Практические диагностические тесты — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Практические диагностические тесты

2019-08-26 168
Практические диагностические тесты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям.

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей.

Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциональным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.

Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Старшый возраст

Музыкально-ритмические упражнения и игры.

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3. Стимулировать движения нижней челюсти.

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.

7. Укреплять мышцы шеи.

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9. Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика.

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения.

1. Укреплять гортань.

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах.

1. Развивать чувство ритма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы.

1. Развивать динамическую сторону общения.

2. Развивать эмоциональность.

3. Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию.

 

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Перспективный план музыкально-логоритмических занятий

Старший возраст

Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1 – 2 3 4 Диагностика Чудесное яблоко Зайка-огородник
Октябрь 1 2 3 4 Прогулка по осеннему лесу История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом Про мурочку – мурысоньку Петух да собака
Ноябрь 1 2 3 4 В гостях у лесных гномов Как мышонок стал трудолюбивым Машинка У Зайчонка день рожденья Приближается зима
Декабрь 1 2 3 4 Как стать большим Зимовье зверей Проказы зимы Как Мурочка деда мороза будила
Январь 3 4 Дед Мороз Снегурочка
Февраль 1 2 3 4 Про то, как рыжий кот у бабушки живет В зимнем сказочном лесу Коза - обманщица Встречаем весну
Март 1 2 3 4 Мы квартиру прибирали Праздник весны Беляночка и Розочка Дела много у зверей
Апрель 1 2 3 4 Прогулка в зоопарк Космическое путешествие Как стать большим Два клена
Май 1 2 3 - 4 У бабушки в деревни Времена года. Лето Диагностика

Требования к уровню подготовки воспитанников (ПО ПАРАМЕТРАМ)

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1. Заинтересованно, внимательно слушает музыку, высказывается о характере музыки (двухчастная форма). Узнает знакомую мелодию по фрагменту. 1. Различает изменения в музыке, чередование ее выразительных средств. Высказывается о музыке с контрастными частями. 1. Улавливает линии развития художественных образов, последовательность «музыкального рассказа»
2. Выполняет различные виды ходьбы и бега в соответствии с характером музыки, её жанром. 2. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром. 2. Выразительно и ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки.
3. Двигается ритмично, в умеренном и быстром темпе, меняет движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыкального произведения. 3. Отражает особенности музыкальной речи в движении. 3. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.
4. Выполняет танцевальные движения: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах. 4. Умеет двигаться под музыку легко, пластично. 4. Обладает пластичными движениями.
5. Выполняет образные движения в музыкальных играх и спектаклях. 5. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений. 5. Поёт лёгким звуком, эмоционально передаёт характер мелодии.
6. Умеет петь выразительно, без напряжения в голосе. Исполняет попевки с сопровождением. 6. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно. Исполняет знакомую мелодии без сопровождения. 6. Берёт дыхание перед началом фразы и между музыкальными фразами.
7. Ритмично хлопает в ладоши, передает простые ритмы из трех ударов разной силы и длительности. 7. Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением. 7. Поёт с музыкальным сопровождением и без него.
8. Перестраивается из круга врассыпную и обратно, двигается в хороводах и парами по кругу в танцах. 8. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами. 8. Исполняет простейшие мелодии и ритмические фигурации на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Пояснительная записка

Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям.

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей.

Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциональным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.

Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Старшый возраст

Музыкально-ритмические упражнения и игры.

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3. Стимулировать движения нижней челюсти.

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.

7. Укреплять мышцы шеи.

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9. Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика.

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

Фонопедические упражнения.

1. Укреплять гортань.

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах.

1. Развивать чувство ритма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы.

1. Развивать динамическую сторону общения.

2. Развивать эмоциональность.

3. Развивать позитивное самоощущение.

Упражнения на релаксацию.

 

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Перспективный план музыкально-логоритмических занятий

Старший возраст

Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1 – 2 3 4 Диагностика Чудесное яблоко Зайка-огородник
Октябрь 1 2 3 4 Прогулка по осеннему лесу История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом Про мурочку – мурысоньку Петух да собака
Ноябрь 1 2 3 4 В гостях у лесных гномов Как мышонок стал трудолюбивым Машинка У Зайчонка день рожденья Приближается зима
Декабрь 1 2 3 4 Как стать большим Зимовье зверей Проказы зимы Как Мурочка деда мороза будила
Январь 3 4 Дед Мороз Снегурочка
Февраль 1 2 3 4 Про то, как рыжий кот у бабушки живет В зимнем сказочном лесу Коза - обманщица Встречаем весну
Март 1 2 3 4 Мы квартиру прибирали Праздник весны Беляночка и Розочка Дела много у зверей
Апрель 1 2 3 4 Прогулка в зоопарк Космическое путешествие Как стать большим Два клена
Май 1 2 3 - 4 У бабушки в деревни Времена года. Лето Диагностика

Требования к уровню подготовки воспитанников (ПО ПАРАМЕТРАМ)

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1. Заинтересованно, внимательно слушает музыку, высказывается о характере музыки (двухчастная форма). Узнает знакомую мелодию по фрагменту. 1. Различает изменения в музыке, чередование ее выразительных средств. Высказывается о музыке с контрастными частями. 1. Улавливает линии развития художественных образов, последовательность «музыкального рассказа»
2. Выполняет различные виды ходьбы и бега в соответствии с характером музыки, её жанром. 2. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром. 2. Выразительно и ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки.
3. Двигается ритмично, в умеренном и быстром темпе, меняет движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыкального произведения. 3. Отражает особенности музыкальной речи в движении. 3. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.
4. Выполняет танцевальные движения: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах. 4. Умеет двигаться под музыку легко, пластично. 4. Обладает пластичными движениями.
5. Выполняет образные движения в музыкальных играх и спектаклях. 5. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений. 5. Поёт лёгким звуком, эмоционально передаёт характер мелодии.
6. Умеет петь выразительно, без напряжения в голосе. Исполняет попевки с сопровождением. 6. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно. Исполняет знакомую мелодии без сопровождения. 6. Берёт дыхание перед началом фразы и между музыкальными фразами.
7. Ритмично хлопает в ладоши, передает простые ритмы из трех ударов разной силы и длительности. 7. Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением. 7. Поёт с музыкальным сопровождением и без него.
8. Перестраивается из круга врассыпную и обратно, двигается в хороводах и парами по кругу в танцах. 8. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами. 8. Исполняет простейшие мелодии и ритмические фигурации на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.

При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.

При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

· адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;

· адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

· ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

· сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;

2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;

3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень

4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

· слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия

· средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий

· высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель:

· определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:

· вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

· инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

· спеть любую известную ему песенку;

· повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;

· подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

· слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

· средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;

· высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инс<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.