Опросник мотивации профессиональной деятельности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опросник мотивации профессиональной деятельности

2019-08-07 3332
Опросник мотивации профессиональной деятельности 4.50 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Вводные замечания.

Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации.

Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую). Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

Цель методики: изучение мотивов профессиональной деятельности.

Оснащение: опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности и лист для ответов.

Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Текст опросника:

1. Мне нравится:

а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром

б) учиться всему новому, для того чтобы достигнуть поставленных в жизни целей

в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни

 

2. Я думаю, что:

а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни

б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же

в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных
целей

 

3. Я люблю:

а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем

б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим

 

4. Я считаю, что:

а) главное в любой работе — это то, что она приносит пользу окружающим

б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем

в) в жизни главное — это постоянно учиться всему новому

 

5. Мне приятно:

а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу

б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе

в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно

 

6. Меня привлекает:

а) процесс приобретения новых знаний и навыков

б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей

в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим

 

7. Я уверен в том, что:

а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна

б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу

в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить

 

8. Мне нравится:

а) быть мастером своего дела

б) делать что-то самому, без помощи других

в) постоянно учиться чему-то новому

 

9. Мне интересно:

а) учиться

б) делать все то, что заметно окружающим

в) работать

 

10. Я думаю, что:

а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим

б) в любой работе важен результат

в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется

 

11. Мне хочется:

а) заниматься только тем, что мне приятно

б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо

в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем

 

12. Мне интересно:

а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать не многие

б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше

в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание

 

13. Я люблю:

а) делать то, что очень всеми ценится

б) делать любое дело, если мне не мешают

в) когда мне есть чем заняться

 

14. Мне хочется:

а) выполнять любую работу, так как мне интересен результат

б) выполнять ту работу, которая приносит пользу

в) выполнять ту работу, которая мне нравится

 

15. Я считаю, что:

а) в любой работе самое интересное – это ее процесс

б) в любой работе самое интересное – это ее результат

в) в любой работе самое интересное – это то, насколько, она важна для других людей

 

16. Мне приятно:

а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни

б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно

в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения

 

17. Меня привлекает:

а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы

б) то, что после учебы я стану нужным человеком

в) в учебе то, что она полезна для меня

 

18. Я уверен в том, что:

а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится

б) мне всегда будет нравиться учиться

в) после учебы я стану нужным человеком

 

19. Мне нравится:

а) когда результаты моей работы видны окружающим

б) когда я выполняю свою работу мастерски

в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать не многие

 

20. Мне интересно:

а) когда я качественно выполняю порученное мне дело

б) делать все то, что заметно для окружающих

в) если все знают, что я делаю на своей работе.

Лист для ответов

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6
1 а 4 б 9 в 10 б 7 а 8 б
2 в 5 в 13 в 14 а 16 б 11 а
13 а 13 б 15 а 15 б 15 в 14 в
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6
1 б 4 в 9 а 10 в 7 б 8 в
3 а 6 а 16 в 12 б 17 б 17 в
16 а 16 б 18 б 17 а 18 в 18 а
3.1 3.2 3.3 3.4    
1 в 5 а 7 в 8 а    
2 а 6 б 12 а 19 в    
3 б 11 б 19 б 20 а    
4.1 4.2 4.3 4.4    
2 б 4 а 9 б 10 а    
3 в 5 б 12 б 19 а    
1 в 6 в 20 в 20 б    

Обработка результатов:

Методика предназначена для изучения моти­вов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

1– мотивы собственного труда,

2– мотивы социальной значимости труда,

3– мотивы самоутверждения в труде,

4– мотивы профессионального мастерства.

После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1,1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1... 2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

Приложение 2

«Мотивация достижения успеха и избегания неудач»

Ход работы: перед началом исследования по данному опроснику испытуемый получает инструкцию.

Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:

+ 3 – полностью согласен
+ 2 согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – трудно сказать, и да, и нет
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен»

Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на отдельном листе рядом с порядковым номером суждения"
Замечание. В методике имеется два варианта опросника, мужской (форма А) и женский (форма Б). Они предлагаются испытуемому в соответствии с его полом.

 

Форма А (мужская):

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получить плохую.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
  3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые наверняка решу.
  4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неудачи.
  5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все усилия, чтобы с ним справиться, чем перешел бы к тому, что у меня хорошо получается.
  6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и средняя зарплата, работе с зарплатой выше средней, в которой я должен сам определять, что и как делать.
  7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. Я предпочел бы важное трудное дело, в котором вероятность неудачи равна 50%, достаточно важному делу, в котором вероятность успеха составляет почти 100%.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют повышенного мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в простую развлекательную игру, чем в трудную, требующую напряжения и сложных размышлений.
  12. Я предпочитаю участвовать в соревнованиях, где я могу оказаться сильнее других, чем в таких, где участники примерно равны по силе.
  13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
  14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
  15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет умеренной и постоянной, чем работу, в которой начальная зарплата будет небольшой, но есть шанс, благодаря своим усилиям, в скором времени сделать ее достаточно высокой.
  16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
  17. Я предпочитаю работать, не щадя себя, до тех пор, пока полностью не буду удовлетворен полученным результатом, чем стараться закончить дело побыстрее и как-нибудь.
  18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа глубокого размышления и выражения собственной оригинальной точки зрения.
  19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но вместе с тем есть и возможность добиться большого успеха, чем такое, где вероятность неудачи сведена к минимуму, но и успеха не добьешься.
  20. После удачного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну "пронесло", чем порадуюсь полученной высокой оценке.
  21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
  22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем о том, как правильно его решить.
  23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану искать выход из сложившегося положения.
  24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
  26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на то, что оно получится.
  27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
  28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое, в успехе которого я уверен.
  29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной задачу ставят лишь в самых общих чертах.
  30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к более трудной.
  31. Когда нужно соревноваться, то у меня скорее возникнет интерес и азарт, чем беспокойство и тревога.
  32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Бланк ответов к форме А (мужской):

Оценка в баллах Оценка в баллах Оценка в баллах Оценка в баллах
1   9   17   24  
2   10   18   26  
3   11   19   27  
4   12   20   28  
5   13   21   29  
6   14   22   30  
7   15   23   31  
8   16   24   32  

Обработка результатов:

Ключ к мужской форме опросника (А):

+1, -2, +3, -4, +5, -6, +7. +8. –9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.

В соответствии с представленными выше ключами оценки, данные испытуемыми по каждому из суждений опросника, переводятся в баллы следующим образом: если в ключе данное суждение помечено знаком "+", то оценки (в числителе) переводятся в баллы (в знаменателе) так:

-3 -2 -1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7

 

Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком "-", то пользуются следующим соотношением:

-3 -2 -1 0 1 2 3
7 6 5 4 3 2 1

 

Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого.

Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

Если сумма баллов оказалась в интервале от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

Наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Форма Б (женская):

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получить плохую.
  2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена в том, что смогу их решить, чем за легкие, которые почти наверняка решу.
  3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неудачи.
  4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все усилия, чтобы с ним справиться, чем перешла бы к тому, что у меня хорошо получается.
  5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где я сама должна решать, что и как делать.
  6. Более сильные переживания у меня вызывает страх неудачи, чем ожидание успеха.
  7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  8. Я предпочла бы важное дело, где вероятность неудачи равна 50%, достаточно важному, но не трудному делу.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые известны немногим и требуют большого мастерства.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну "пронесло", чем порадуюсь полученной высокой оценке.
  12. Если бы я собралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в серьезную, требующую размышлений.
  13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, соревнованиям с участниками, приблизительно равными по силе.
  14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжить дело.
  15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем радуют успехи.
  16. В новых ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
  17. Я скорее попытаюсь изготовить новое интересное блюдо, хотя оно может и не получиться, чем стану готовить привычное кушанье, которое у меня обычно выходит хорошо.
  18. Я скорее займусь чем-нибудь приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то стоящее, но не очень увлекательное.
  19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
  20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем поработать.
  21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать ее.
  22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама искать выход из сложившейся ситуации.
  23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникнет интерес и азарт, чем беспокойство и тревога.
  24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  25. Я лучше работаю под чьим-либо руководством, чем тогда, когда несу за работу личную ответственность.
  26. Мне больше нравится выполнять сложные незнакомые задания, чем знакомое и такое, в успехе которого я уверена.
  27. Если бы я успешно решила какую-нибудь задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
  28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.
  29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
  30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

 

Бланк ответов к форме Б (женской):

Оценка в баллах Оценка в баллах Оценка в баллах
1   11   21  
2   12   22  
3   13   23  
4   14   24  
5   15   25  
6   16   26  
7   17   27  
8   18   28  
9   19   29  
10   20   30  

Обработка результатов:
Ключ к женской  форме опросника (Б):
+1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

В соответствии с представленными выше ключами оценки, данные испытуемыми по каждому из суждений опросника, переводятся в баллы следующим образом: если в ключе данное суждение помечено знаком "+", то оценки (в числителе) переводятся в баллы (в знаменателе) так:

-3 -2 -1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7

 

Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком "-", то пользуются следующим соотношением:

-3 -2 -1 0 1 2 3
7 6 5 4 3 2 1

 

Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого.

Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

Если сумма баллов оказалась в интервале от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

Наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

3.Методические указания для обучающихся по подготовке к групповой работе «Повышение адаптированности человека к профессиональной деятельности»на семинарском занятии

Индивидуальные задания:

1. Провести исследование, используя методики психодиагностики:

- «Ценностные ориентации персонала» (Е.Б. Фанталова);

- «Якоря карьеры» (Э.Шейн в адаптации В.Э. Винокурова, В.А. Чикер);

- «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц в адаптации А.А. Рукавишникова);

- «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль в адаптации С.А.Шапкина);

- «Самоактуализационный тест» (М.В. Кроз, Л.Я. Гозман, М.В. Латинская);

- «Определение креативного потенциала» (С.И. Макшанов);

- Тест «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова).

2. Подобрать индивидуальные задания (не менее 10) для решения выявленной проблемы.

Варианты заданий:

Задание 1. Упражнение «Мое эмоциональное состояние»

Ведущий предлагает участникам заполнить бланк «Мое эмоциональное состояние».

Психологический комментарий: упражнение способствует осознанию участниками собственного эмоционального состояния.

Задание 2. Упражнение «Снежный ком».

Каждый студент должен вспомнить присущее ему качество личности, которое начинается с первой буквы его имени, соответствующее его «образу». Затем все по очереди представляются, например: «Я - Карина, красивая»... и т.п.

Студенты «знакомятся» друг с другом, называя свое имя и имена уже представившихся участников по кругу.

Психологический комментарий: упражнение настраивает студентов на совместную работу.

 

Задание 3. Упражнение «Мои цели».

Ведущий коротко представляет проблематику практикума, сообщает свои ожидания от работы в группе. Предлагает каждому участнику рассказать о тех целях, которые он хотел бы достичь в результате совместной работы, высказать свои ожидания и опасения. В ходе обсуждения вводятся правила групповой работы: конфиденциальность; активность; «здесь и теперь»(возможны и другие по необходимости).

Психологический комментарий: упражнение способствует осознанию правил групповой работы, осознанию участниками своих ожиданий, целей.

 

Задание 4. Упражнение «Смена мест».

Ведущий начинает упражнение словами «Поменяйтесь местами те, кто…» Участники, имеющие названый признак, меняются местами. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

Психологический комментарий: упражнение способствует снятию эмоционального напряжения участников.

 

Задание 5.Упражнение «Каракули».

Инструкция ведущего: Разделившись на пары, каждый участник на чистом листе рисует каракули, и передает их партнеру, который создает из них образ. Затем пара обсуждает ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Автор каждого рисунка располагает его на доске. В общем кругу обсуждаются переживания, родившиеся в ходе работы.

Психологический комментарий: упражнение способствует актуализации диалогической позиции участников.

 

Задание 6. Методический прием «Коллаж».

Инструкция ведущего: «Сейчас у каждого из вас есть возможность выполнить интересную, творческую работу. Перед вами лист ватмана, журналы, краски, ножницы, клей. В течение 10-15 минут вам предлагается выполнить коллаж на тему «Я в профессии». Обратитесь к событиям в период прохождения практики, к связанным с ними своим чувствам, переживаниям. Каждый из вас может работать в своем темпе, располагая на листе ватмана то, что посчитает нужным, там, где посчитает это необходимым. В процессе работы старайтесь не обсуждать между собой того, что Вы сейчас делаете. Если у вас возникли вопросы, задайте их сейчас».

Инструкция ведущего: «Пронумеруйте каждую вырезку на сделанном вами коллаже. Возьмите регистрационный лист. С помощью предложенных в нем оснований оцените каждую вырезку. Результаты впишите в листы».

Участники заполняют листы в течение 5 минут.

Психологический комментарий: в ходе упражнения происходит актуализация внутреннего диалога участников, который направлен на реконструкцию опыта профессионализации, его рефлексию.

 

Задание 7. Упражнение «Подарок».

Инструкция ведущего: (Участники встают в круг). Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Психологический комментарий: упражнение направлено на позитивное завершение занятия, на создание мотивации для последующих занятий.

 

Задание 8. Упражнение «Шестерка».

Инструкция ведущего: Все участники встают в круг. Каждый член группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков.

Психологический комментарий: упражнение направлено на снятие напряжения, активизацию участников, их настрой на совместную работу.

 

Задание 9. Упражнение «Личный герб и девиз».

Инструкция ведущего: На листах бумаги с помощью карандашей или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело. Контур герба разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию. Левая часть – мои главные достижения в жизни. Средняя – то, как я себя воспринимаю. Правая часть – моя главная цель в жизни. Нижняя часть мой главный девиз в жизни. По окончании работы каждый из вас должен представить свой герб и девиз. Будьте внимательны, каждый должен фиксировать тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны с вашими собственными. Во время презентации вы можете задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем необходимо подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с вашими геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться как пары, так и более многочисленные подгруппы.

Психологический комментарий: упражнение настраивает участников на осознание собственных жизненных ценностей и на совместную работу.

 

Задание 10. Упражнение «Веер профессий».

Ведущий обращается к участникам: «Представьте, кем вы можете работать, кроме вашей будущей профессии и, приветствуя других, назовите свое имя, и перечислите несколько вариантов возможных профессиональных ролей. При этом будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что говорят остальные участники группы».

После того как каждый участник представится, ведущий предлагает взять по листу бумаги и написать небольшой рассказ о группе, в котором в качестве героев выступают ее участники в названных ими профессиональных ролях. Ведущий сообщает, что рассказ может быть написан в любом жанре, главное, чтобы в действие были вовлечены по возможности все участники группы. После завершения работы над рассказами, каждый зачитывает то, что он написал.

Психологический комментарий: упражнение настраивает участников на совместную работу, происходит осознание того, что для создания чего-то нового необходимо достаточное количество информации, материала, для получения которого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.

 

Задание 11. Методический прием «Ценностная сфера профессионала».

Инструкция ведущего: «Сейчас у каждого из вас есть возможность задуматься о том, ради чего вы живете и работаете. Перед вами список возможных ценностей современного человека, на которые он ориентируется при выстраивании своего профессионального пути. Вам предстоит сравнить эти ценности попарно между собой на специальном бланке. Посчитайте количество полученных баллов по каждому высказыванию и внесите в регистрационный лист».

Психологический комментарий: методический прием направлен на выявление и осознание человеком ценностных ориентаций, лежащих в основе профессионализации.

 

Задание 12. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Инструкция ведущего: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат не громко, а затем становятся все сильнее и сильнее. Я начну тихохлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа».

Психологический комментарий: упражнение направлено на позитивное завершение занятия, на создание мотивации для последующих занятий.

 

Задание 13. Упражнение «Число».

Инструкция ведущего: Я называю по имени любого из игроков. Этот человек должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Я говорю: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом человек, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть.

Психологический комментарий: упражнение способствует снятию эмоционального напряжения участников.

 

Задание 14. Упражнение «Этот изменчивый мир».

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция ведущего: «Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадает энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения... Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте ваше тело: все - от ступней ног до макушки головы.... Вы сидите на стуле (кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем.... Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями... Порой они бывают молниеносными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом. Какие мысли у вас возникают?.. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы ведущий повторяет с интервалами 2-3 раза). Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе. Вы можете сразу открыть глаза или посидеть еще некоторое время с закрытыми глазами. Вернитесь сюда, в наш круг и сделайте это в удобном для вас темпе».

После того как все участники группы открыли глаза, ведущий может предложить всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, пастель и т.п.

Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

После того, как все закончили рисовать, и рисунки прикреплены на натянутую леску или к стене, ведущий продолжает инструкцию: «Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы: по 4-5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств ведущий побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

Психологический комментарий: упражнение направлено на осознание каждым участником группы своего опыта жизни в изменчивом мире. Проведение этого упражнения позволяет сделать шаг на пути понимания того, в чем проявляется профессиональное развитие и саморазвитие, а также некоторых барьеров, блокирующих развитие в профессии.

 

Сокращенный перечень качеств, особенностей поведения, помогающих и мешающих жить в изменчивом мире:

1. Качества, особенности поведения, помогающие жить в изменчивом мире:

- любовь к людям, позитивное отношение к миру, оптимизм;

- принятие себя и мира во всех проявлениях;

- умение посмотреть на проблему глазами других;

- чувство юмора;

- переживание своей «незаконченности», «незавершенности»;

- общительность, контактность;

- сенситивность, эмпатия;

- желание помогать людям;

- работоспособность;

- мечтательность, способность фантазировать;

- решительность, настойчивость, целеустремленность и т.д.

2. Качества, затрудняющие жизнь в изменчивом мире:

- неуверенность в себе, своих силах;

- предвзятость мнений;

- заниженная самооценка;

- несамостоятельность;

- чрезмерная приверженность принципам;

- формализм, заорганизованность;

- стереотипность мышления и поведения;

- ориентация на общепринятые нормы, правила, излишняя чувствительность к мнению других;

- тревожность;


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.