Горизонтальная вага с подвижным коромыслом — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Горизонтальная вага с подвижным коромыслом

2019-08-07 572
Горизонтальная вага с подвижным коромыслом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     Эта вага предназначена для уп­равления теми же горизонталь­ными куклами, но конструктив­но отличается от предыдущей и управляется по-иному. Если в первом варианте нитки от ног куклы крепятся на поперечных планках и приводятся в движение покачиванием ваги, то во втором ноги приводятся в движе­ние коромыслом, как в верти­кальной ваге.

     Преимущество данного вари­анта очевидно: крестовинка, на которой подвешена головка куклы, может крепиться к основной части жёстко, что позволяет час­тично управлять головкой в момент движения куклы без помо­щи второй руки. Крестовина, со­единяясь с основной частью ваги, вставляется в хомутик, выгнутый из жести.

Она должна входить в хомутик без лишних усилий, чтобы так же свободно, при необходимости, могла выни­маться. Коромысло крепится на дополнительном вертикальном штоке, закрепленном на основ­ной горизонтальной планке. Та­кое дополнение к обычной ваге лучше делать съёмным, чтобы вага не была слишком громозд­кой (во время упаковки, при пе­ревозках это очень существенно).

Как вариант, на конкретном примере покажем изготовление ваги для куклы-ослика.

 Данная вага состоит из трёх частей:

1 - крестовина,

2 - основная горизонтальная план­ка с двумя поперечными планка­ми, через концы которых прохо­дят нити от ног,

3 - шток с подвижным коромыслом, закреп­лённым на основной горизонтальной планке.

Основную горизонтальную планку выпиливаем из брусочка сечением 15x15 мм длиной 280 мм. На одном конце, отмерив 50 мм, делаем пропил до середины и выпиленную часть скалываем. Вырезав полоску из жести (дли­ной 6,5 мм и шириной 40 мм), сгибаем из неё хомутик сечени­ем 15x15 мм. Это сделать просто, если взять металлический или даже деревянный брусочек сече­нием 15x15 мм и вокруг него в тисках обжать полоску из жести. Из такого же бруска 15x15 мм от­пиливаем кусок длиной 170 мм. С одного конца также делаем пропил до половины и скалыва­ем. Наденем хомутик из жести на сколотый конец основной план­ки и вставим в него сколотым концом вторую (короткую) часть так, чтобы хомутик их соединил. Маленькими сапожными гвозди­ками приколачиваем хомутик к основной планке, предваритель­но просверлив в нём небольшое отверстие. Хомутик плотно со­единяет обе части, но в то же вре­мя они должны легко разъеди­няться. Для первой части так  же, как и для второй, требуются три горизонтальные планки длиной по 100 мм. Выпилить их можно из рейки шириной 10-12 мм и тол­щиной 6-8 мм. Концы планок же­лательно закруглить, чтобы за острые выступы не цеплялись нитки или жилки, на которые подвешивается кукла. В первой части ваги, на расстоянии 90 мм от начала, предстоит сделать два пропила по ширине планки на глубину 4-5 мм. Выпиленную часть надо сколоть стамеской или ножом, а в образовавшийся паз вставить планку, предвари­тельно смазав клеем места со­единений. Должна получиться крестовина размером 100x100 мм. На концах её просверлива­ются отверстия для носовой и височных ниток. Во второй части также делаются пропилы, для двух планок (расстояние между ними должно быть равно рассто­янию между передними и задни­ми ногами куклы). Пропилы не­обходимо сколоть и закрепить в них планки так, чтобы они, были параллельны друг другу и перпендикулярны основной гори­зонтальной планке. Поперечные планки могут крепиться как сверху, так и снизу, принципиального значения это не имеет. На концах ваги просверливают отверстия. Для третьей части ваги из более толстой рейки надо выпилить шток (ручку), к которому крепится подвижное коро­мысло. Сечение штока - 15x20 мм, а длина равна длине куклы (в данном случае - 280 мм). Ко­ромысло, такое же, как для вер­тикальной ваги, закрепляется шурупом (илл).  Между коромыслом и штоком требуется поставить шайбу. Отступив от коромысла  вниз  на 20 мм, просверливают сверлом 8-10 мм на што­ке отверстие, в которое вставля­ют штырёк длиной 40-50 мм так, чтобы снаружи торчало 20-25 мм - это упор для пальца. Если шток делается съёмным, то во второй части, в основной гори­зонтальной планке, на середине её, выбирается паз (прямоуголь­ное отверстие) размером 8x15 мм, а в нижнем конце штока де­лается штырь такого же сечения длиной 2,5 мм. Штырь должен плотно входить в паз планки. Вставив штырь в паз, просвер­лим отверстие для шплинта. Шплинтом может служить гвоз­дик, шуруп или деревянный штырек. Шплинт вынимается, если вага разбирается для упа­ковки, и вставляется обратно, когда она собирается для рабо­ты (cм. рисунок).

При неразборной ваге соеди­нение штока с горизонтальной планкой можно сделать проще: внахлёст или в замок, как пока­зано на рисунке          «б» - «в»

 

Подвязка куклы

Подвязка куклы - очень важ­ный момент в завершающей стадии изготовления марионет­ки и, как правило, её осуществ­ляют сами актеры. Если места крепления ниток на ваге определены, то на кукле только пробным путём можно найти точное место крепления нитки на лю­бом сочленении, добиваясь какого-то определенного движе­ния или жеста куклы.

Нитки на кукле крепятся по-разному. На деревянной марио­нетке подвязываются к металли­ческой скобочке, которая вкола­чивается в то место, откуда долж­на идти нить. Скобочку можно сделать, согнув пополам портнов­скую булавку, предварительно откусив её головку, или из тонкой сталистой проволоки. Такая пе­телька удобна тем, что её легко вколачивать и вынимать (при не­обходимости переставлять в дру­гое место). Если детали куклы сделаны из папье-маше, пено­пласта или какого-то другого по­добного материала, скобка в них держаться не будет, поэтому в ме­ста крепления ниток приходится вклеивать кусочки дерева и уже в них вколачивать скобочки.

Есть ещё один способ крепле­ния нитей в папье-маше. Берёт­ся кусочек проволоки 1,5-2,0 мм посередине привязывается нитка, и место соединения смазывается клеем «Момент», чтобы нит­ка не скользила по проволоке. В папье-маше шилом протыкается отверстие и вставляется в него проволочка с привязанной нит­кой так, чтобы она провалилась внутрь, после чего надо потянуть нитку обратно до упора проволо­ки в папье-маше, а отверстие заклеить или зашпаклевать.

     В мягкой кукле нитки можно продеть с помощью швейной иглы и завязать обычным узлом.

Ранее мы уже говорили о том, что количество ниток (или как их называют «подвязки») у марионе­ток различное, как различны и их функции. Однако есть определённое количество нитей, без ко­торых нельзя обойтись. Чаще всего в вертикальной кукле основны­ми несущими нитками являются подвязки от головы или от плеч, а в горизонтальной кукле - от спи­ны. Эти нити, так же как нити от коленей всегда находятся в натянутом виде. Нитка от рук (обе руки, как правило, на одной нит­ке) может быть свободной. Все ос­тальные подвязки делают обязательно свободными, чтобы избе­жать самопроизвольных движе­ний куклы в момент покачивания или наклона ваги. Если головка у вертикальной куклы больше ширины плечиков, ниток  к плечам вообще не должно быть, так как они мешают поворотам головки; в этом случае несущими будут височные нити.

     Марионетку удобно подвеши­вать к ваге, используя специаль­ный станок, который предлагает А. Лебединский в книге «Театр в чемодане» (см. рисунок). Данное приспособление не занимает много места, несложно в изготовлении и позволяет менять высо­ту подвязок. Состоит он из устойчивой площадки, на кото­рой закреплена стойка (деревян­ный брусок или дюралевая труб­ка длиной 1,5-2,0 м) с просвер­ленными отверстиями по всей длине через каждый 100-150 мм; кронштейна, опускающегося и поднимающегося по стойке на нужную высоту. С одной стороны кронштейна имеется крючок или скоба, за неё подвешивается вага; а с другой - отверстие, ко­торое должно быть просверлено на уровне отверстий в стойке. Кронштейн закрепляется на стойке шплинтом.

Существует определённый по­рядок или очередность подвески основных нитей, идущих от кук­лы к ваге. В первую очередь при­вязываются головные нити или плечевые. Вагу закрепляют на кронштейне. Кронштейн подни­мают на нужную высоту и привя­зывают первые нити от головы или от плечиков куклы к коро­мыслу ваги так, чтобы ноги кук­лы стояли на площадке станка. Затем можно привязать нити от коленей куклы к подвижному ко­ромыслу. Ноги должны стоять на площадке, нити быть натянуты­ми, а коромысло располагаться параллельно площадке. Посколь­ку руки, как мы уже говорили, мо­гут быть замкнуты одной ниткой, привязывается сначала одна рука, нитку продевают через от­верстие или скобочку на ваге, а затем свободный её конец привя­зывается ко второй руке. Закреп­лённые таким образом обе руки могут приводиться в движение натяжением нити с одной сторо­ны. Ручки можно разводить в сто­роны и одновременно поднимать или опускать. Крепление осталь­ных нитей осуществляется в лю­бом порядке.

     Схема подвески ос­новных нитей го­ризонтальной и вертикальной марионетки показана на рисунках 1 и 2. Окончатель­ную подвеску куклы на вагу сра­зу осуществить невозможно; как правило, её меняют, переделыва­ют во время работы с куклой, добиваясь необходимых жестов, движений самой куклы и отдель­ных её сочленений. Процесс этот кропотливый, но важный и необ­ходимый для чёткой работы мари­онетки.

Рисунок 1                                                     Рисунок 2           

 

Марионетки на проволоке

     Марионетки на проволочных штоках являются одной из самых древних систем театральных кукол. Подтверждение этому мы находим в мировой литературе. Итальянский физик, математик, философ Джироламо Кардано еще в середине XVI века в сочинении "De Subtilitate" писал: «Если бы я захотел перечислить все чудеса, которые исполняются при помощи проволок маленькими суставчатыми деревянными фигурками, - мне не хватило бы и целого дня. Достаточно сказать, что они сражаются, охотятся, танцуют, играют в кости, наигрывают на трубе и исполняют самым артистическим образом обязанности повара».

Задолго до этого Гораций устами своего слуги Дава в седьмой сатире второго тома говорил: «Ты считаешь себя моим господином и командуешь мною с хлыстом в руке, а по отношению к другим ты ведёшь себя как низкий раб, подчиняясь, точно марионетка, движимая проволокой в руках другого».

Подобных высказываний можно привести много, но мы не ставим перед собой задачу до­казать исторический приори­тет марионетки на штоке перед другими системами кукол. Для нас очевидно одно: куклы со штырями в голове, появившие­ся так давно, продолжают жить и по настоящее время. Но живут они по-разному: одни сохраня­ют традиции прошлого как эк­зотику, для привлечения тури­стов (бельгийский традицион­ный театр кукол в Льеже), дру­гие продолжают традиции на­родного творчества в силу того, что находятся в руках народных кукольников (например, в Сицилии), наконец, третьи, обра­щаясь к традициям, к фольк­лорному театру, стараются мо­дернизировать не только фор­му, содержание, но и в техни­ческие приёмы. К последним можно отнести многих куколь­ников Европы - в Италии, Ис­пании, Франции, Германии, Че­хии, Польше.

     Традиционные марионетки на проволочных штоках очень просты: штырь проходит через голову и закрепляется в тулови­ще, на верхнем конце штыря загнута петля или сделана руч­ка, за которую актёр управляет куклой. Ноги и руки куклы свободно прикреплены к туловищу, поэтому произвольно болтают­ся при всяком движении мари­онетки. Иногда прикреплялся такой же штырь к руке, чтобы она могла, к примеру, владеть мечом. Естественно, о пласти­ческой выразительности таких кукол говорить не приходится. Но взяв за основу жёсткое со­единение куклы с рукой актёра посредством штока, и соединив это с управлением головой, но­гами и руками куклы нитями (как это делается в марионетках на нитках), можно достичь великолепных результатов и обогатить движенческие возможности марионетки.

 

Существует несколько вариантов штоковых марионеток. В настоящее время, чаще всего встречаются комбинированные марионетки, когда для управления куклой используется шток и нити:

Рисунок 1 – шток неподвижно закреплён в голове куклы, а ноги и руки управляются нитями;

Рисунок 2  – головка куклы крепится к трубке, через которую проходит шток и крепится к туловищу, ручки и ноги управляются нитями;

Рисунок 3 – один шток крепится к туловищу жестко, второй шток – к голове шарнирно, что позволяет легко управлять туловищем и головой куклы одновременно, руки и ноги управляются нитями;

Рисунок 4 – туловище жёстко закрепляется на штоке, на нём же крепится кронштейн с крестовиной для управления головой куклы с помощью нитей, ноги и руки управляются нитями.

 

 

(См. рисунки на следующей странице)

Рисунок 1                   Рисунок 2                 Рисунок 3              Рисунок 4

 

 

 

Рекомендации подготовила В.В. Белоусова,

отдел издательской деятельности ЦНК


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.